«Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии»

Мiръ

Эстония Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»400px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:58.75237779999999787605702294968068599700927734375,»lon»:25.331907799999999753026713733561336994171142578125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:7,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:true,»clustermaxzoom»:7,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u041d\u0430\u0440\u0432\u0430)\»\u003E\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u041d\u0430\u0440\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u041d\u0430\u0440\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:59.37120399999999875717549002729356288909912109375,»lon»:28.1933590000000009467839845456182956695556640625,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B1%D0%BB%D0%B3%D0%B2._%D0%BA%D0%BD._%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD)\» title=\»\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0431\u043b\u0433\u0432. \u043a\u043d. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u0430 \u041d\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0422\u0430\u043b\u043b\u0438\u043d)\»\u003E\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0431\u043b\u0433\u0432. \u043a\u043d. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u0430 \u041d\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0422\u0430\u043b\u043b\u0438\u043d)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0431\u043b\u0433\u0432. \u043a\u043d. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u0430 \u041d\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0422\u0430\u043b\u043b\u0438\u043d)»,»link»:»»,»lat»:59.43574939999999884321368881501257419586181640625,»lon»:24.7393430999999992536686477251350879669189453125,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9F%D1%8E%D1%85%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u041f\u044e\u0445\u0442\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u041f\u044e\u0445\u0442\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u041f\u044e\u0445\u0442\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:59.19907400000000308182279695756733417510986328125,»lon»:27.53541799999999994952304405160248279571533203125,»icon»:»/palomnik/images/f/f8/Yellow_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD)\» title=\»\u0421\u043f\u0430\u0441\u043e-\u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0422\u0430\u043b\u043b\u0438\u043d)\»\u003E\u0421\u043f\u0430\u0441\u043e-\u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0422\u0430\u043b\u043b\u0438\u043d)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u043f\u0430\u0441\u043e-\u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0422\u0430\u043b\u043b\u0438\u043d)»,»link»:»»,»lat»:59.43969419999999814763214089907705783843994140625,»lon»:24.743483399999998795237843296490609645843505859375,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»},{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5)\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b (\u0420\u0430\u043a\u0432\u0435\u0440\u0435)\»\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b (\u0420\u0430\u043a\u0432\u0435\u0440\u0435)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b (\u0420\u0430\u043a\u0432\u0435\u0440\u0435)»,»link»:»»,»lat»:59.35171989999999908604877418838441371917724609375,»lon»:26.357765799999999245528670144267380237579345703125,»icon»:»/palomnik/images/c/ce/Green_marker.png»}],»imageLayers»:[]}

Эсто́ния

(эст. Eesti), официальное название —
Эсто́нская Респу́блика
(эст. Eesti Vabariik) — государство, расположенное в Северной Европе, на северо-восточном побережье Балтийского моря, омываемое водами Финского и Рижского заливов. На востоке граничит с Россией (протяжённость границы 294 км), на юге с Латвией (339 км). На севере, в Финском заливе, проходит морская граница с Финляндией. На севере и западе омывается водами Балтийского моря.

Православие в Эстонии[править]

Православие в Эстонии

(эст. Eesti Õigeusu Kirik) — христианская деноминация в Эстонии, представленная двумя юрисдикциями — Московским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом.

  • Эстонская апостольская православная церковь
  • Эстонская православная церковь Московского патриархата

Эстонская православная церковь Московского патриархата[править]

Эсто́нская правосла́вная це́рковь Моско́вского патриарха́та

(эст. Moskva Patriarhaadi Eesti Őigeusu Kirik) — самоуправляемая православная Церковь в канонической юрисдикции Русской православной церкви (Московского патриархата).

Получила автономию 10 мая 1920 года постановлением Московского патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета Православной российской церкви; в июле 1923 года была принята на правах автономного митрополичьего округа в юрисдикцию Константинопольского патриархата.

История православия в Эстонии[править]

Православное вероисповедание пришло на земли современной Эстонии через территорию Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с юго-востока. В зонах контактов эстонских племён и славян на юго-востоке современной Эстонии сложилась народность сету, сохранившая православие до наших дней. Сету оставались православными даже во время усиления влияния крестоносцев, нахлынувших из Дании и Швеции.

В период иностранного владычества большая часть эстонцев на северо-западе страны приняла лютеранство (одна из ветвей протестантизма). Современные оценки религиозного состава населения Эстонии имеют противоречивый характер. Согласно данным общенациональной переписи 2000 года количество православных в Эстонии незначительно уступает количеству лютеран (143 554 против 152 237 человек). Географически православие широко распространено на востоке и севере страны.

Раскол[править]

В начале 1990-х гг. XX в. Эстонская Православная Церковь раскололась на две структуры: Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковь Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП). Раскол произошел в основном по этноязыковой линии. Большинство верующих русскоязычных Эстонии склоняются к первой, большинство православных эстонцев ко второй.

Первой долгое время отказывалось в регистрации, в связи с чем Госдума России принимала особые заявления в 1996 и 2011 году. Помимо этого, в современной Эстонии сохраняется и довольно крупная (по меркам небольшой страны) старообрядческая община русских поселенцев ХVIII века (остров Желачек, посёлок Муствеэ и др., где они составляют большинство населения).

Современное положение ЭПЦ МП[править]

Эстонская православная церковь Московского патриархата объединяет 33 прихода.

Численность духовенства составляет 57 человек: 45 священников и 14 диаконов. С 11 августа 1992 года предстоятель Церкви — митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс Вячеслав Васильевич).

27 мая 2009 года решением Священного Синода РПЦ учреждена должность викарного епископа, на каковую был определён наместник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря города Саранска архимандрит Лазарь (Гуркин) (хиротония совершена 21 июля 2009 года).

30 мая 2011 года в составе Эстонской православной церкви образована Нарвская епархия в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). Иные административные территории Республики Эстония отнесены к Таллинской епархии, управляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии.

История религии Эстонии

Изначально люди, жившие на территории нынешней Эстонии, веровали в балтийское язычество, однако в XIII веке тевтонские рыцари привнесли новую религию в государство — христианство. Уже в XVI веке произошла протестантская реформация, после которой эстонская евангелическо-лютеранская церковь получила статус государственной.

До начала Второй мировой войны страна была примерно на 80% протестантской. Большинство жителей, входящих в этот процент, были лютеране, но некоторые также придерживались кальвинизма или других протестантских ветвей.

В 1925 году церковь была отделена от государства, однако духовное образование все так же оставалось в школах. После прихода советской власти, а также введения антирелигиозных законов эстонская церковь потеряла больше половины своего духовенства. Некоторые священники пытались бороться с советской политикой государственного атеизма, за что были отправлены в ссылку. После распада СССР антирелигиозные законы перестали действовать.

Святые[править]

  • Благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
  • Священномученик Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавшие (+ 1472, память 8 января)
  • Преподобная Васса Псково-Печерская (+ ок. 1473, память 19 марта)
  • Преподобный Иона Псково-Печерский (+ ок. 1480, память 29 марта)
  • Преподобный Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (+ 1482, память 15 мая, 7 сентября)
  • Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (+ 1570, память 20 февраля)
  • Священномученик Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля)
  • Праведный Иоанн Кронштадтский, прот., чудотворец (+ 1908, память 20 декабря)
  • Священномученик Иоанн Кочуров (+ 1917, память 31 октября)
  • Сващенномученики Александр Волков и Димитрий Чистосердов Ивангородские (+ 1918, память 26 декабря)
  • Священномученик Сергий Флоринский, Раквереский (+ 1918, память 17 декабря, 19 июня)
  • Священномученики Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, протт., (+ 1919, память 1 января)
  • Святитель Агафангел (Преображенский), исповедник, митрполит Ярославский (+ 1923, память 3 октября)
  • Священномученик Николай Сиймо, пресвитер Кронштадтский (+ 1931, память 5 апреля)
  • Священномученик Карп Эльб (+ 1937, память 11 сентября)

Святыни[править]

Мощи святых и чудотворные иконы в Эстонии находятся в храмах Русской Православной Церкви.

ТАЛЛИН. Православный Спасо-Преображенский собор. Мощи:

  • сщмч. Платон Ревельский (ХХ в.).

РАКВЕРЕ. Православный храм Рождества Богородицы. Мощи:

  • сщмч. Сергий Флоринский (ХХ в.).

С. КУРЕМЯЭ (ок. 20 км. к югу от Йыхви). Православный Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь:

  • оригинал иконы Божией Матери «Пюхтицкая» («У источника»),
  • икона «Успение Пресвятой Богородицы»,
  • икона свт. Николая.

ВАЛГА. Кладбище:

  • могила мч. Иоанна Петтайа (ХХ в.).

Культура эстонцев-староверов

Культовые обряды

Несколько старинных обрядов эстонцев-староверов:

  • костер на Иванову ночь;
  • почитание могил и душ умерших;
  • домашние посиделки на Рождество.

Поклонение божествам

У современного эстонского язычества две ветви. Одна из них предполагает поклонение богу Таара. Более популярное направление в эстонском неоязычестве называется «Маауск» — «Вера нашей Земли». Сторонники «Маауск» опираются на поклонение низшим божествам (вроде русских водяных и леших). Так же, как и в других язычествах, при поклонении люди ждут от высшей силы помощи и благосостояния. Поклоняются на священные праздники, например, Иванову ночь.

Храмы[править]

Таллиннская епархия[править]

  • АЗЕРИ. Храм св. блаж. Ксении Петербургской

Pargi 8, 43401 Aseri, Aseri vald, Ida-Virumaa

  • ВАЛГА. Храм Владимирской иконы Божией Матери (2001)

Tehnika 7, 68205 Valga

  • ВИЛЬЯНДИ. Храм Иоанна Предтечи

Mäe 8, 71020 Viljandi

  • ЙЫХВИ. Храм Богоявления Господня (1895)

Narva mnt. 2A, 41532 Jõhvi

  • КИВИЫЛИ. Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Piiri 2, 43125 Kiviõli, Ida-Virumaa

  • КОХТЛА-ЯРВЕ. Храм Преображения Господня (1938)

Jarveküla tee 3, 31024 Kohtla-Järve

  • ЛОКСА. Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского

Posti 17A, 74805 Loksa, Harjumaa

  • МААРДУ. Храм Архангела Михаила (1998)

Keemikute 40, 74112 Maardu, Harjumaa

  • ПАЛДИСКИ. Храм вмч. и цел. Пантелеимона (2003)

Muuli 4, 76805 Paldiski

  • ПЯРНУ. Храм вмц. Екатерины (1769)

Vee 8, 80011 Pärnu

  • РАКВЕРЕ. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1839)

Tallinna tn. 17, 44306 Rakvere СИЛЛАМЯЭ. Храм Казанской иконы Божией Матери (1990) Jõe 1, 40232 Sillamäe, Ida-Virumaa

  • ТАЛЛИНН. Кафедральный собор св. блгв. кн. Александра Невского (1900)

Lossi plats 10, 10130 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская церковь) (1721)

Liivalaia 38, 10145 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм свт. Николая (1827)

Vene 24, 10123 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм свт. Николая (в Копли) (1936)

Treiali 6, 11712 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм Иоанна Предтечи (1923)

Tähe 2, 11629 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Sitsi 15A, 10313 Tallinn

  • ТАЛЛИНН. Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Loopealse pst. 8

  • ТАПА. Храм Иоанна Предтечи (1904)

Pikk 1, 45106 Tapa, Lääne-Virumaa

  • ТАРТУ. Храм вмч. Георгия Победоносца (1870, восстановлен в 1945)

Narva mnt. 103, 51008 Tartu

  • ТЮРИ. Храм Святой Троицы (1910)

Aia 2b, 72212 Türi, Järvamaa

  • ХААПСАЛУ. Храм св. благ. кн. Александра Невского (1897)

Surnuaia 16-3, 90504 Haapsalu

Нарвская и Причудская епархия[править]

  • АЛАЙЫЭ. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1889)

41001 Alajõe, Alajõe vald, Ida-Virumaa

  • ЛОХУСУУ. Храм Богоявления Господня (1898)

Järvetee 5, 42001 Lohusuu, Lohusuu vald, Ida-Virumaa

  • МУСТВЕЭ. Храм свт. Николая (1864)

Tartu tn. 14, 49604 Mustvee, Jõgevamaa

  • НАРВА. Воскресенский кафедральный собор (1896)

Bastrakovi 4, 20308 Narva

  • НАРВА. Храм Нарвской иконы Божией Матери (2003)

Rakvere tn. 39, 20609 Narva

  • НАРВА. Храм свв.равноап. Кирилла и Мефодия (1993)

Kerese tn. 14a, Narva

  • НАРВА. Храм священномучеников Дмитрия и Александра Нарвских (домовый храм при Епархиальном управлении)

Joala 5b, Narva

  • НАРВА. Домовой храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Нарвском доме попечения

Rahu põik 10, Narva

  • НАРВА-ЙЫЭСУУ. Храм Казанской иконы Божией Матери (1868, до 1948 находился в Мерекюла, до 2013 г. — храм св. князя Владимира)

Vabaduse 63, 29023 Narva-Jõesuu, Ida-Virumaa

  • НАРВА-ЙЫЭСУУ. Домовый храм св. кн. Владимира

Koidu tn. 6, 01234, Narva-Jõesuu, Ida-Virumaa

  • НИНА. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1828)

60201 Nina, Alatskivi vald, Tartumaa

  • ЯАМА. Храм свт. Николая (1904, восстановлен в 1991)

41001 Jaama, Illuka vald, Ida-Virumaa

Отрывок, характеризующий Эстонская апостольская православная церковь

– А вы кто же, не из докторов? – Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев. – Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих. – Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге. Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение. Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы. – Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!.. – Смоленскую матушку, – поправил другой. Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных. Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», – на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям. Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе. Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре. В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться. Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы. Покачиваясь от давки, охватившей его, Пьер оглядывался вокруг себя. – Граф, Петр Кирилыч! Вы как здесь? – сказал чей то голос. Пьер оглянулся. Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова. Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего. Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. Пьер шагах в тридцати от Кутузова остановился, разговаривая с Борисом. Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию. – Вот как сделайте, – сказал Борис. – Je vous ferai les honneurs du camp. [Я вас буду угощать лагерем.] Лучше всего вы увидите все оттуда, где будет граф Бенигсен. Я ведь при нем состою. Я ему доложу. А если хотите объехать позицию, то поедемте с нами: мы сейчас едем на левый фланг. А потом вернемся, и милости прошу у меня ночевать, и партию составим. Вы ведь знакомы с Дмитрием Сергеичем? Он вот тут стоит, – он указал третий дом в Горках. – Но мне бы хотелось видеть правый фланг; говорят, он очень силен, – сказал Пьер. – Я бы хотел проехать от Москвы реки и всю позицию. – Ну, это после можете, а главный – левый фланг… – Да, да. А где полк князя Болконского, не можете вы указать мне? – спросил Пьер. – Андрея Николаевича? мы мимо проедем, я вас проведу к нему. – Что ж левый фланг? – спросил Пьер. – По правде вам сказать, entre nous, [между нами,] левый фланг наш бог знает в каком положении, – сказал Борис, доверчиво понижая голос, – граф Бенигсен совсем не то предполагал. Он предполагал укрепить вон тот курган, совсем не так… но, – Борис пожал плечами. – Светлейший не захотел, или ему наговорили. Ведь… – И Борис не договорил, потому что в это время к Пьеру подошел Кайсаров, адъютант Кутузова. – А! Паисий Сергеич, – сказал Борис, с свободной улыбкой обращаясь к Кайсарову, – А я вот стараюсь объяснить графу позицию. Удивительно, как мог светлейший так верно угадать замыслы французов! – Вы про левый фланг? – сказал Кайсаров. – Да, да, именно. Левый фланг наш теперь очень, очень силен. Несмотря на то, что Кутузов выгонял всех лишних из штаба, Борис после перемен, произведенных Кутузовым, сумел удержаться при главной квартире. Борис пристроился к графу Бенигсену. Граф Бенигсен, как и все люди, при которых находился Борис, считал молодого князя Друбецкого неоцененным человеком. В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день. За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него. – Позовите его ко мне, – сказал Кутузов. Адъютант передал желание светлейшего, и Пьер направился к скамейке. Но еще прежде него к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов. – Этот как тут? – спросил Пьер. – Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру. – Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!.. Пьер, сняв шляпу, почтительно наклонился перед Кутузовым. – Я решил, что, ежели я доложу вашей светлости, вы можете прогнать меня или сказать, что вам известно то, что я докладываю, и тогда меня не убудет… – говорил Долохов. – Так, так. – А ежели я прав, то я принесу пользу отечеству, для которого я готов умереть. – Так… так… – И ежели вашей светлости понадобится человек, который бы не жалел своей шкуры, то извольте вспомнить обо мне… Может быть, я пригожусь вашей светлости. – Так… так… – повторил Кутузов, смеющимся, суживающимся глазом глядя на Пьера. В это время Борис, с своей придворной ловкостью, выдвинулся рядом с Пьером в близость начальства и с самым естественным видом и не громко, как бы продолжая начатый разговор, сказал Пьеру: – Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф! Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему: – Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису. – Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи. – А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом. – Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать. Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта. – Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов. Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку. – Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня. Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера. Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии. – Вам это будет интересно, – сказал он. – Да, очень интересно, – сказал Пьер. Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии. Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи. Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые. Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.

Ссылки[править]

  • Эстонская Православная Церковь
  • Пюхтица в Куремяэ. Страница Вконтакте
  • Пюхтицкий Ставропигиальный Свято-Успенский женский монастырь
  • К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь
  • Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии
  • Пюхтицкий монастырь
  • Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь. Эстония
  • Эстония. Пюхтицкий православный женский монастырь
  • Пюхтицкий Успенский женский монастырь
  • Пюхтицкий монастырь: Три ступени до Царства Небесного
  • Паломническая поездка в Пюхтицкий Успенский женский монастырь
  • Пюхтицкий Успенский женский монастырь
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]