Во времени Великого поста, практикующие христиане активно раздумывают над Страстями Господа Иисуса Христа, вспоминая Его большую жертву, принесенную ради всего человечества. На самом деле, не все христиане полной мерой понимают, что такое Страсти Христовы, когда они начались, а также, почему все произошло именно так. Страсти Христовы – это Его испытания, начавшиеся после входа в Иерусалим, что и стало точкой запуска мучений Иисуса. Хоть внешне вход Господа в Иерусалим и был очень торжественным, имел яркий праздничный окрас, но у этого праздника был очень трагический характер, что доказали события, произошедшие далее.
Фото: Flickr.com
Все, что нужно знать о Страстях Христовых
Подробно рассматривая тему Христовых Страстей, стоит сказать, что начались страшные мучения Иисуса с его торжественного въезда в Иерусалим. В тот день, практически все воспринимали Иисуса, как Царя, радовались его прибытию, не обращая внимание на недовольство первосвященников и учителей того времени. Люди стелили под ноги Спасителя, пришедшего к ним, чтобы спасти, не только пальмовые ветки, но и собственную одежду, доказывая свое уважение. Народная радость и восхищенные оклики, за пару дней превратились в сплошное недовольство, а люди, которые видели в Иисусе истинного Царя, превратились в разъяренную толпу, желающую увидеть смерть Иисуса на кресте.
Можно долго рассуждать, почему случилось именно там, но скорее всего, восхищенные оклики превратились в ненависть и желание распять Спасителя по следующим причинам:
- народ ожидал увидеть в Иисусе именно политического лидера, который сможет обеспечить безбедное существование и освободит от прежних законов, а не спасителя души;
- люди рассчитывали, что Иисус возьмет в Свои руки правление Израилем, но никак не рассчитывали услышать, что Его Царствие не от мира сего;
- проповедуемое Иисусом Царство не обещало физических благ, денег, роскошной жизни, прекращения гонений израильского народа, поэтому люди пришли к выводу, что от такого Правителя им толку точно не будет.
В то время, когда люди ожидали победы земной, Иисус предложил им постичь Царство Небесное, чтобы находиться вместе с Господом вечно. Конечно же, не получив ожидаемого, люди зажглись изнутри невероятной ненавистью и готовы были отдать Иисуса на смерть, что в итоге и произошло. Даже несмотря на то, что в день торжественного входа в Иерусалим, Иисус был окружен толпой, Он постепенно стремится уединится, поскольку знает, какое будущее Его ожидает. Полностью один, Христос остался именно в Гефсиманскую ночь, когда после Тайной Вечери вышел в сад молиться. Именно в этот момент началась череда Его мучений и страданий, которая закончилась смертью.
Полный текст акафиста страстям Христовым на русском языке
Для келейного чтения необходим молитвослов, где содержится молитвословие.
Кондак 1
Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли, Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща, вся тварь изменися, небо ужасеся, основания земли восколебашася. Мы же, недостойнии, благодарственное поклонение Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником вопием Ти:Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Икос 1
Ангелов ликостояния восполняя, не от Ангел восприял еси, но мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми животворящим Телом и Кровию
Твоею оживил еси; темже, толицей любви Твоей благодарни суще, вопием Ти:
Иисусе Боже, Любы Предвечная, тако о нас, земнородных, возблаговоливый;
Иисусе, милосте безмерная, к человеком падшим долу низшедый.
Иисусе, в плоть нашу оболкийся, и смертию Своею смерти державу разрушивый;
Иисусе, Божественными Твоими Тайнами нас обоживый.
Иисусе, страданьми и Крестом Твоим весь мир искупивый;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 2
Видев Тя Ангел в вертограде Гефсиманстем до пота кровава в молитве подвизающаяся, представ укрепляше Тя, егда яко бремя тяжкое грехи наши отяготеша на Тебе: ты бо, Адама погибшаго на рамо восприим, Отцу представил еси, преклонь колена моляся. О сем убо с верою и любовию пою Тебе: Аллилуиа.
Икос 2
Разума неуразуменна вольнаго Твоего страдания не уразумеша иудее: сего ради егда в нощи со светильники ищущим Тя рекл еси: Аз есмь, аще и падоша на земли, но по сем связавше Тя, ведоша на судище; мы же на сем пути, припадающе к Тебе, с любовию зовем:
Иисусе, Свете мира, от мира лукаваго возненавиденный;
Иисусе, живый во Свете Неприступнем, от области темныя ятый.
Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, от сына погибели на смерть указанный;
Иисусе, в Немже льсти несть, от предателя лестию лобзанный.
Иисусе, туне Себе всем подаваяй, за сребреники проданный;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 3
Силою Божества Твоего прорекл еси трикратное отвержение ученику. Он же посем, аще и отречеся Тебе с клятвою, обаче, егда узре Тя во дворе архиерейстем, Господа своего и Учителя, умилився сердцем, изшед вон плакася горько: «Призри убо и на мя, Господи, и порази жестокое сердце мое, да слезами моими омыю грехи моя, поя Тебе: Аллилуиа».
Икос 3
Имеяй воистинну власть по чину Мелхиседекову, яко Архиерей во веки, стал еси пред беззаконным первосвященником Каиафою, Владыка и Господь всех; от Твоих убо рабов приявый мучение, приими от нас сицевая:
Иисусе безценный, ценою купленный, стяжи мя в Твое вечное наследие; Иисусе, желание всех, от Петра страха ради отверженный, не отвержи мя,
грешнаго.
Иисусе, Агнче незлобиве, от лютых вепрей терзаемый, изми мя от враг моих;
Иисусе, Архиерею, Своею Кровию вшедый во Святая Святых, очисти мя от скверн плотских.
Иисусе связанный, имеяй власть вязати и решити, разреши моя тяжкая прегрешения;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 4
Бурею христоубийства дышуще иудее, послушавше глас отца лжи и человекоубийцы искони, диавола, отвергоша Тебе, правый Путь, Истину и Живот; мы же Тя, Христа, Божию силу, в Немже вся сокровища премудрости и разума сокровена суть, исповедуя, вопием: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша Пилат кроткия Твоя глаголы, аки достойнаго смерти предаде Тя на пропятие, аще и сам свидетельствоваше, яко ни единыя вины обрете в Тебе: руце убо свои умы, но сердце оскверни; мы же, чудящеся тайне вольнаго страдания Твоего, со умилением зовем:
Иисусе, Сыне Божий и Сыне Девы, от сынов беззакония умученный;
Иисусе, поруганный и обнаженный, даяй лепоту крином сельным и одеваяй небо облаки.
Иисусе, насыщенный ранами, пятию хлебы пять тысящ насытивый;
Иисусе, Царю всех, вместо дани любве и благодарения жестокия муки приемый.
Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 5
Боготочною Кровию Твоею весь облеклся еси, одеяйся светом, яко ризою. Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя: Тебе убо, мене ради уязвленному, благодарственно зову: Аллилуиа.
Икос 5
Провидев Тя в дусе Богоглаголивый Исаия, безчестием и ранами исполненна, ужасся вопияше: «Видехом Его, и не имеяше вида, ни доброты»; мы же, зряще Тя на Кресте, с верою и удивлением зовем:
Иисусе, безчестие терпяй, человека славою и честию венчавый;
Иисусе, на Негоже Ангели зрети не могут, по ланитома заушенный.
Иисусе, по главе тростию ударенный, преклони во смирение главу мою;
Иисусе, светлая Твоя очеса кровию омраченная имевый, отврати очи моя, еже не
видети суеты.
Иисусе, от ног до главы не имевый целости, всего цела и здрава сотвори мя;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 6
Проповедник Твоего незлобия явлься Пилат, показа народу ничтоже быти в Тебе достойно смерти; но иудее, яко звери дивии кровь узревше, скрежетаху на Тя зубы своими, «распни, распни Его», вопиюще; мы же, лобызающе пречистыя язвы Твоя, зовем: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси в позор и удивление Ангелом и человеком глаголющу о Тебе Пилату: «Се, человек». Придите убо, поруганному нас ради Иисусу поклонимся, вопиюще:
Иисусе, Творче и Судие всех, от твари Своея судимый и мучимый;
Иисусе, премудрости Подателю, ответа безумным не давый.
Иисусе, Врачу уязвленных грехами, даждь ми врачевство покаяния;
Иисусе, Пастырю пораженный, порази бесов, искушающих мя.
Иисусе, плоть имый сокрушенну, сокруши сердце мое страхом Твоим;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 7
Хотяй человека от работы вражия избавити, смирил еси Себе пред враги Твоими, Иисусе, и, яко агнец безгласен на заколение веден был еси, везде язвы терпяй, да всего исцелиши человека, зовуща: Аллилуиа.
Икос 7
Дивное показал еси долготерпение, егда воини, ругающеся Тебе, по глаголу неправеднаго судии, лютейшими ранами уязвляху Пречистое Тело Твое, яко обагритися ему от ног до главы кровию. Сего ради со слезами вопием Ти:
Иисусе человеколюбивый, от человек тернием увенчанный;
Иисусе, Божеством безстрастный, страсти терпяй, да нас от страстей свободиши.
Иисусе, Спасе мой, спаси мя, повиннаго всем мукам;
Иисусе, всеми оставленный, Утверждение мое, утверди мя.
Иисусе, от всех оскорбленный, Радосте моя, возвесели мя:
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 8
Дивно и странно явистася Тебе Моисей и Илия на Фаворе, глаголюща о исходе Твоем, егоже ныне скончаваеши во Иерусалиме. Тамо убо видевша славу Твою, зде же спасение наше узревша, зовут: Аллилуиа.
Икос 8
Везде от иудей гонимый, многия, ради множества грехов моих, претерпел еси поношения и муки: едини бо Тя противна быти кесарю глаголют, друзии яко злодея осуждают, инии же: «Возми, возми и распни», – вопиют. От всех убо осужденному, и на пропятие ведомому, Тебе, Господу, из глубины души глаголем:
Иисусе, неправедно осужденный, Судие наш, не осуди нас по делом нашим;
Иисусе, изнемогаяй на пути под Крестом, сило моя, в час скорби и озлобления моего не остави мене.
Иисусе, взываяй о помощи к Отцу, Подвигоположниче мой, в немощи моей укрепи мя;
Иисусе, безчестие приемый, Славо моя, от Славы Твоея не отрини мене.
Иисусе, Образе Пресветлыя Ипостаси Отчия, преобрази мое нечистое и мрачное житие;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 9
Все естество смятеся, зря Тебе на Кресте повешена, на небеси солнце лучи своя скры, земля потрясеся, завеса храма раздрася, камение распадеся, ад умерших изверже: мы же покланяемся на месте, идеже стоясте пречистеи нозе Твои, поюще: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя, аще и много глаголют, но не могут достойнаго благодарения воздати Божественным страстем Твоим, Человеколюбче: наша же душа и тело, сердце и вси составы, со умилением к Тебе взывают:
Иисусе, пригвождейся на Кресте, пригвозди и упраздни рукописание грехов наших;
Иисусе, руце со Креста простираяй ко всем, привлецы и мя, заблудшаго.
Иисусе, Двере овцам, в ребра прободенный, введи мя язвами Твоими в чертог Твой;
Иисусе, Плотию распятый, распни плоть мою со страстьми и похотьми.
Иисусе, скончаваяйся в муках, даждь ми, да сердце мое не судит ино что ведети, точию Тебе распята;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 10
Спасти хотяй мир, слепых, хромых, прокаженных, немых и глухих исцелил еси, духов лукавых отгнал еси; неразумнии же иудее, злобою дышуще и завистию мучими, пригвоздиша Тя ко Кресту, не ведуще пети: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Превечный, Иисусе, весь страждеши за мое невоздержание, да всего мя чиста сотвориши, во всем образ нам подаяй, да последуем стопам Твоим, зовуще:
Иисусе, Любы неизследимая, распеншим Тя греха не поставивый;
Иисусе, с воплем крепким и со слезами в вертограде моляйся, научи и нас молитися.
Иисусе, вся пророчествия о Тебе исполнивый, исполни во благих желания сердца нашего;
Иисусе, дух Твой в руце Отцу предавый, в час исхода моего приими дух мой.
Иисусе, ризы Твоя разделити не возбранивый, кротко душу мою от тела отдели;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 11
Пение всеумиленное приношаше Тебе Всенепорочная Матерь Твоя, глаголющи: «Аще и страждеши на Кресте, но вем Тя из чрева прежде денницы от Отца рожденна, вижду бо, яко тварь вся состраждет Тебе; предаеши дух Твой Отцу, и Мой дух приими и не остави Мене, зовущую: Аллилуиа».
Икос 11
Яко светоприемная свеща, у Креста Твоего горяше любовию к Тебе, и Матернею Дева Пренепорочная обдержашеся болезнию, заходящу Тебе во гроб истинному Солнцу Правды, с Неюже и сердца нашего молитвы приими сицевыя:
Иисусе, вознесыйся на древо, да нас, падших, совознесеши ко Отцу Своему;
Иисусе, девственнику Приснодеву в Матерь даровавый, да нас девству и чистоте научиши.
Иисусе, Тебе, Бога Слова рождшей, ученика Богослова вручивый, вручи и нас всех Ея Матернему заступлению;
Иисусе, мира и ада победителю, победи неверие, гордость житейскую и похоть очес, в нас живущия.
Иисусе, смерти державы разрушителю, вечныя смерти избави мя;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 12
Благодать Твою подаждь мне, Иисусе, Боже мой, приими мя, якоже приял еси Иосифа с Никодимом, да, яко чистую плащаницу, душу мою принесу Тебе и вонями добродетелей помажу Пречистое Тело Твое, и, яко во гробе, в сердце моем имею Тя, зовый: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твое вольное распятие, покланяемся страстем Твоим, Христе, веруем с сотником, яко воистинну Божий Сын еси, приити имеяй на облацех с силою и славою многою; тогда убо не посрами нас, Кровию Твоею искупленных и тако вопиющих:
Иисусе многострадальный, рыданием Девы Матере Твоея вечнаго плача исхити ны;
Иисусе, от всех оставленный, не остави мя единаго в час смерти моея.
Иисусе, с Магдалиною ногам Твоим касающася, приими мя;
Иисусе, с предателем и распеншими Тя не осуди мене.
Иисусе, с разбойником благоразумным в рай введи мя;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 13
О Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грехи мира, приими малое сие от всея души нашея приносимое Тебе благодарение и исцели ны спасительными Твоими страданьми от всякия болезни душевныя и телесныя, огради ны Крестом Твоим от враг видимых и невидимых и при кончине живота нашего не остави нас, да смертию Твоею избавльшеся вечныя смерти, выну зовем Тебе: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов ликостояние…» и 1-й кондак «Взбранный Воеводо…»:
Икос 1
Ангелов ликостояния восполняя, не от Ангел восприял еси, но мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси; темже, толицей любви Твоей благодарни суще, вопием Ти:
Иисусе Боже, Любы Предвечная, тако о нас, земнородных, возблаговоливый;
Иисусе, милосте безмерная, к человеком падшим долу низшедый.
Иисусе, в плоть нашу оболкийся, и смертию Своею смерти державу разрушивый;
Иисусе, Божественными Твоими Тайнами нас обоживый.
Иисусе, страданьми и Крестом Твоим весь мир искупивый;
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Кондак 1
Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли, Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща, вся тварь изменися, небо ужасеся, основания земли восколебашася. Мы же, недостойнии, благодарственное поклонение Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником вопием Ти:
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
Молитва ко Господу Иисусу Распятому
На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неизчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, окаянный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и нивочтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенными ногами Твоими от всякаго пути лукаваго возбрани ногам моим; прободенными руками Твоими руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати неполезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами, всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моей понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшаго во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюща, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь.
Немного о хронологии Христовых страстей
Фото: Pravkipr.ru
Как уже упоминалось выше, можно считать, что Страсти Иисуса начались со въезда в Иерусалим, но основные мучения, которые привели к смерти, начались именно в Гефсиманском саду. После того, как Христос пошел в Гефсиманский сад, начались следующие события:
- отдалившись от учеников на небольшое расстояние, Христос начинает молиться, попросив их бдеть;
- ученик Иуда приводит к Христу учителей того времени и воинов, выдав Его поцелуем;
- после того, как Спасителя забирают воины, Он отправляется на суд у Пилата;
- над Иисусом издеваются, насмехаются, одевают в терновый венец, дают нести тяжелый крест на Голгофу;
- Иисуса распяли на кресте вместе с двумя разбойниками.
Фото: Elitsy.ru
Многие думали, что со смертью Иисуса все закончилось, нет никакого Небесного Царствия, никаких Господних чудес, а распятый был самозванцем. Судя по тому, какие мучения пришлось перенести Иисусу, как человеку, можно было подумать, что Он терпит это действительно из-за Своей полностью человеческой природы и, ни о каком Божественном происхождении речи быть не может. На самом деле, все происходило именно так, чтобы Сын Господний спас человечество, а поскольку сделать это возможно было именно через мучения, Ему пришлось пережить Страсти и смерть.
Фото: Elitsy.ru
Своей мучительной смертью на кресте, именно как человек, Христос смог воссоединить человека с Богом для вечной жизни, что и было Его основной миссией. Иисус взял на себя все последствия, которые принес грех человеку, вытерпел все страдания в человеческом теле, которые длились практически целую неделю, чтобы каждый сейчас смог задуматься, какое последствие имеют недобрые дела. Такая жертва Господа заставляет задуматься о том, что все же стоит менять свою жизнь к лучшему, ведь если даже читая слова о Страстях из Евангелия мурашки идут по коже, то какие ощущения должны быть у каждого, осознавая, что он распинает Христа своими поступками каждый день. Страсти Христовы имеют очень глубокий смысл, который стоит осознать каждому, чтобы спасти свою душу и, наконец-то воссоединиться с Богом.
(17 оценок, среднее: 3,71 из 5)
Казнь Христа даже в кино была нелегкой
Актер Джеймс Кэвизел, сыгравший роль Христа, жаловался, что отнюдь непонарошку получил плеткой по спине. Мощный удар рассек ему плечо. До сих пор на спине актера красуется шрам длиной в 14 дюймов.
Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения — он их действительно испытывал. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, и он не мог засыпать. Крест, который Кэвизел нес на Голгофу, не был бутафорским — он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актер был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить — его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он хоть немного мог шевелить губами.
LiveInternetLiveInternet
Страсти Христовы (из праслав. *strad-tь «страдание») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.
Мемлинг Ханс (ок.1435-1494) Сцены из Страстей Христовых
Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.
Hieronymus Bosch. Scenes from the Passion of Christ and the Pelican with Her Young. Сцены из Страстей Христовых с пеликаном (1485, Staatliche Museen zu Berlin, Gemaldegalerie, Berlin)
События последней недели земной жизни Христа, относящиеся к его Страстям, известны в изложении четырёх канонических евангелий (кроме Сошествия в ад, описанного в других текстах). Евангелисты составили собственный перечень событий Страстей.
Вот как выглядит список, составленный с учётом описания последних дней земной жизни Христа во всех четырёх Евангелиях, проиллюстрированный картинами голландских и фламандских художников:
Вход Господень в Иерусалим, Неделя ва́ий, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.
И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! …осанна в вышних! И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм… (Мк. 11:7-11)
Jan van Scorel. Триптих со входом Иисуса в Иерусалим (Utrecht, Centraal Museum)
Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им). Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:12). В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
Якоб Йорданс (1593–1678) Christ Driving the Merchants from the Temple (около 1650, Лувр, Париж)
После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их (Мф.21:14). Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.
Вечеря в Вифании / Омовение ног Иисуса грешницей — среда
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. (Мф. 26:6-7)
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Feast of Simon the Pharisee1618) и 1620Государственный Эрмитаж
Помазание Иисуса миром — общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна включают помазание миром в рассказ о Страстях Христовых. По месту действия в этих Евангелиях эпизод помазания называют также Вечерей в Вифании; по месту действия в Евангелии от Луки — Пиром в доме Симона Фарисея. Католическая традиция в течение долгого времени отождествляла совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной. В Евангелиях от Марка и Матфея в эпизоде происходит помазание головы, от Луки и Иоанна — омовение ног.
Омовение ног ученикам — четверг
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. (Ин. 13:3-5)
Ливенс Ян (1607-1674). Christ washing the Disciples’ Feet (1630-35)
Тайная Вечеря последняя трапеза Иисуса Христа с учениками и апостолами — четверг
Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. (Лук. 22:13-14)
Остсанен Якоб Корнелис ван (1472-1533). Triptych with the Last Supper
На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом.
Об установлении таинства Евхаристии на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея (26,20-30).
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
Путь в Гефсиманский сад и предсказание о грядущем отречении учеников четверг
Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного. (Ин. 16:32) Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14:32)
Моление о чаше — четверг
И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. (Мк. 14:35-36)
Альст Питер Кук ван (ок.1502-1550) Agony in the Garden.Моление о чаше
Поцелуй Иуды и арест Иисуса — четверг
… вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. (Мф. 26:47-49)
Dieric Bouts (около 1420-1475) Арест Христа с поцелуем Иуды и апостолом Петром, отрезающим ухо Малху (Alte Pinakothek, Мюнхен)
Иисус перед Синедрионом (первосвященниками) — пятница
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. (Мк. 14:53)
Согласно Новому Завету, Синедрион во главе с первосвященниками Анной и Каиафой осудил на смерть Иисуса Христа; этот приговор, после первоначальных колебаний, был утверждён римским прокуратором Понтием Пилатом. Среди членов Синедриона были люди, с симпатией относившиеся к Христу и канонизированные в христианстве: Новый Завет называет Никодима, Иосифа Аримафейского и Гамалиила. Последний был учителем апостола Павла. Исторических подтверждений, что Гамалиил присутствовал в Синедрионе на суде Христа, мы не находим, но можем лишь предполагать.
Отречение апостола Петра — пятница
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. (Мф. 26:75)
Рембрандт. St Peter’s denial. Отречение Святого Петра (1660, Rijksmuseum Amsterdam
Отречение апостола Петра — новозаветный эпизод, рассказывающий о том, как апостол Пётр отрекся от Иисуса Христа после его ареста, что было предсказано Иисусом еще во время Тайной Вечери. Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспоминил слова своего Учителя и горько раскаялся
Иисус перед Понтием Пилатом — пятница
От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чём вы обвиняете Человека Сего? (Ин. 18:28-29)
Маес Николас (1634-1693). Христос перед Пилатом
Бичевание Христа — пятница
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. (Ин. 19:1)
Jan Provoost (1462–1529) Flagellation. Бичевание (1510-15, Saint Louis, Missouri, United States)
Поругание и увенчание терновым венцом — пятница
…надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:28-29)
Антонис ван Дейк . Коронование терновым венцом
Крестный путь (Несение креста) — пятница
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. (Ин. 19:17)
Хемессен Ян Сандерс ван (1500-1556). Christ bearing the Cross. Христос, несущий крест
Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости — пятница
Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет. (Ин. 19:23-24)
Голгофа — Распятие Христово — пятница
Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. (Мк. 15:25-28)
Бейкелар Йохим (1530-1574) Christ on the Cross. Христос на кресте
Снятие с креста — пятница
Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. (Ин. 19:38)
Кампен Робер (ок.1375-1444). Descent from the Cross. Снятие с креста
Положение во гроб — пятница
…обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. (Лк. 23:53)
Dieric Bouts (около 1420-1475) The Entombment (1450, Лондонская Национальная галерея)
Сошествие в ад — суббота
В Новом Завете об этом сообщается только апостолом Петром: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. (1Петр. 3:18-19)
Pieter Huys (1529–1591) Harrowing of Hell. Сошествие во ад (1545-1577)
Воскресение Иисуса Христа
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём … обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. (Мф. 28:2-6) воскресенье
Мемлинг Ханс (ок.1435-1494) Resurrection. Воскресение (Лувр. Париж)
Фактически Страсти Христовы должны заканчиваться его смертью и последовавшими за ней оплакиванием и погребением тела Иисуса. Но религиозное искусство, опираясь на церковные каноны и толкования богословов, как в Западной Европе, так и в православии традиционно включало в страстной цикл две сцены его загробного существования: воскресение из мёртвых и предшествовавшее ему путешествие в загробный мир и обратно (хотя сюжет Сошествия в ад, являющийся у православных одновременно и иконой Воскресения, у католиков пользовался гораздо меньшей популярностью). Само по себе Воскресение Иисуса Христа является следующим циклом истории Иисуса, также состоящим из нескольких эпизодов. Однако всё же существует мнение, что «сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то же время начало Его славы».
———————————————————————————
В иконографии Страстей Христовых встречается ещё несколько сюжетов, основанных на Писании и апокрифах:
Промежуточные эпизоды Страстей:
Пилат показывает Христа народу — Се человек (Ecce homo),
Квентин Массейс (1456/1466–1530) Pilatus zeigt Christus dem Volk. Пилат показывает Христа народу (1515, Museo del Prado, Madrid)
Восхождение на крест, Пригвождение ко Кресту, Испрошение тела Христа у Понтия Пилата,
Оплакивание Христа (Не рыдай Мене, Мати, Pieta),
Geertgen tot Sint Jans (около 1460-1488). Оплакивание Христа (1484, Kunsthistorisches Museum, Gemäldegalerie, Wien)
Христос во гробе (Akra Tapeinosis), Жены-мироносицы у гроба Господнего.
Примыкающие и апокрифические эпизоды:
Муж скорбей (Vir dolorum), Stabat mater (Стояла мать скорбящая), Плоды страданий Христовых, Христос в темнице
Jan Mabuse (1478 (?)–1532) Man of Sorrow (1520е, National Museum, Kraków
Святая Вероника даёт Иисусу ткань вытереть лицо, и его лик отпечатывается на нём — в православии так называемый эдесский Мандилион (Спас Нерукотворный).
Робер Кампен (1379–1444) St Veronica (1410, Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt)
Благоразумный разбойник Рах, который сподобился спасения и первым вошёл в рай (православная иконография).
Получение Иудой 30 серебренников, его самоубийство.
Rembrandt (1606–1669) Judas Repentent, Returning the Pieces of Silver. Иуда возвращает серебренники (1629, Mulgrave Castle, North Yorkshire)
———————————————————————————
Перечисленные эпизоды Страстей Христовых входят в жития Христа:
анонимный художник XV в., Нидерланды. Страсти (Рейксмюсеум, Амстердам)
Anonymous, The life and Passion of Christ in 35 scenes. Жизнь и страсти Христа (1410-20)
Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа, согласно Евангелиям: Рождество Сретение Крещение Искушение Христа Призвание двенадцати апостолов Первое чудо Иисуса Христа Нагорная проповедь Чудеса Преображение Дарование молитвы ученикам Пророчество о Втором пришествии Вход в Иерусалим Изгнание торгующих из храма Страсти Христовы: Помазание Иисуса миром Тайная вечеря Моление о чаше Суд Пилата Крестный путь Распятие Погребение Христа Сошествие во ад Воскресение Явления Христа ученикам Вознесение
Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0…%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B
https://www.oceansbridge.com/oil-paintings/product/…nstrumentsofthepassionofchrist
https://www.abcgallery.com/B/bosch/bosch66.html