Каждый день последней седмицы Великого поста имеет своё значение. Но среди них есть тот, что наполнен особым смыслом. Великий четверг (Чистый, Страстной, Великий четверток) — четверг Страстной недели, когда вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Святого Причастия) и омыл ноги ученикам, а также его молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Почему Великий четверг называют чистым
Это народное именование дня. Оно основано:
- на воспоминаемом Евангельском событии, когда Господь умыл ноги ученикам;
- на том, что с древности совершалось два взаимосвязанных последования: омовения престола (что было символом приготовления Апостолов к Вечере) и Чин омовения ног – буквальное воспроизведение события, описываемого Евангелием;
- на древнейшей практике совершения омывающего грехи Таинства Крещения именно Великим Четвергом;
- на сложившейся традиции приступать к Евхаристии по мере возможности христианина.
Интересный факт
До 1917 г. в большинстве городов православной России Великий Четверг, как вся Страстная Седмица, был свободен от работы – дабы люди смогли поговеть, причаститься. Сейчас христиане стараются попасть на службу по мере возможности, так как день считается будним, рабочим.
Именно от богослужебной практики идут позднейшие традиции этого дня – например, уборка дома перед Пасхой. Однако она важна не сама по себе: просто человек, очистивший душу Покаянием, Причастием, естественно хотел бы видеть чистым также свое жилище.
Омовение ног
Умывание из серебряной посуды
Если использовать серебряную воду в Великий четверг, можно не бояться нечисти и врагов. В ночь перед событием в чашу с водой клали предмет из чистого серебра, а утром обмывали лицо.
Старики в деревнях говорили, что такая традиция полезна для младенцев, которые особенно нуждаются в защите. Умываясь, люди произносили фразу: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается».
Это интересно! Многие народы считают серебряную воду не обычной – она долго не тухнет, а еда, приготовленная на ней, кажется вкуснее.
Какие события вспоминаем в Великий (чистый) Четверг
Они описаны всеми авторами Евангелий, хотя с разной степенью подробности:
- последняя трапеза Иисуса Христа с учениками; уже было известно, что Господа ищут иудеи для предания римской власти, поэтому малая община Его учеников собралась скрытно; отсюда название трапезы, Тайная вечеря;
- последняя беседа Господа с Апостолами;
- моление Иисуса в Гефсимании, последние часы пред Его арестом;
- взятие Господа иудеями, суд у первосвященников, затем – у Пилата.
Василий Петрович Верещагин. «Моление о чаше».
Тайная Вечеря
Это – событие, на котором сосредоточено внимание всех четырех Евангелистов, так как здесь установлено главное христианское Таинство – Евхаристия.
Место
Известно, что для подготовки Вечери Господь послал двоих учеников, предупредив, чтобы они обратились к «человеку, несущему кувшин воды». Многие толкователи полагают, что это могло быть условным знаком, а сам владелец дома – принадлежать к числу почитателей Иисуса.
Дом стоял на горе Сион, он сохранился (в перестроенном виде) до наших дней, принадлежит государству и открыт для посещения. За долгие века им владели как христиане (католики), так и мусульмане.
Сионская горница – особое место, где, кроме Вечери, также произошли:
- явления Христа ученикам по Воскресении;
- избрание Апостолом св. Матфия;
- Сошествие Духа на Апостолов;
- есть вероятность, что здесь же был первый Апостольский собор (около 42 г.)
Время последней трапезы
Еще святые отцы обращали внимание, что сведения об этом у Евангелистов разнятся:
- свв. Матфей, Марк, Лука сообщают, что она происходила на «день опресноков, когда надлежало закалать Пасхального агнца» (Лк.2:27), таким образом, речь идет об иудейском Песахе, который Господь совершил, так как «не нарушить… пришел Закон, но исполнить» (Мф.5:17);
- а св. Иоанн Богослов говорит, что вечеря проходила до начала празднования Песаха.
Некоторые видят здесь противоречие между Евангелистами. Однако, оно – кажущееся. Св. Иоанн ясно говорит, что Песах года, когда пострадал Спаситель, приходился на субботу – день покоя, когда категорически была запрещена любая работа. По традиции, «недеяние» начиналось уже вечером пятницы, поэтому заклание агнца возможно было только на день раньше, то есть в четверг, который был «первым днем опресноков». Таким образом, речь действительно идет о том, что Господь и Его Апостолы собрались для праздничной вечери – седера.
Подвиг смирения
Об этом эпизоде упоминает один св. Иоанн: до начала трапезы Господь сделал нечто странное. Сняв верхнюю одежду, Он, подобно слуге, омыл ноги каждому из Апостолов, преклонив перед ним колена. Иоанн Богослов пишет, что Петр, самый ревностный, горячий, не выдержал унижения Учителя:
«Господи! Тебе ли умывать мои ноги?»
(Ин. 13:6).
И получает ответ – что значение события будет понято «после».
Впрочем, одному из двенадцати оно было ясно сразу – Иуде, уже договорившемуся с первосвященниками, когда, где он предаст им Учителя. Равви знал об этом, а уже практически бывший Апостол – понимал, что Иисус знает. Хотя бы потому, что Христос не раз говорил это прямо.
Его самоотречение было попыткой достучаться до Иуды, показать – его покаяние может быть принято в любую секунду, ибо Господь любит его – несмотря ни на что.
Не случайно сразу по омовении ног Он «возмутился духом», скорбя об ученике-предателе:
«и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»
(Ин.13:21).
Господь до конца не скажет ученикам, кто предатель – безусловно, они бы тут же остановили Иуду. Но Христос до последней минуты ждал, не изменится ли сердце предателя.
Ныне Церковь скорбно поет:
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
А каждый христианин пред Причастием повторяет: «… ни лобзания Ти дам, яко Иуда…», свидетельствуя свою искренность.
Тайная вечеря
Что ели во время последней трапезы
На это указывает множество содержащихся в Евангелиях деталей, вполне понятных иудеям того времени:
- «солило», куда Христос обмакивает хлеб – ритуальная чаша с подсоленной водой, непременный атрибут праздничного стола; она символизировала слезы, пролитые еврейским народом в Египте;
- на столе также было блюдо с травами – это чеснок, лук, хрен, цикорий; они также символизировали горечь народа, подвергавшегося гонениям от египетского фараона;
- была также паста из орехов, граната, фиников – ее красноватый цвет напоминал о глине кирпичей, которые в рабстве делали иудеи;
- обязательными атрибутами были пресный (то есть не сделанный на закваске, просто смесь муки с водой) хлеб – ныне он известен как маца – и разведенное водой вино – четыре чаши;
- наконец, было на столе также жертвенное мясо ягненка; его обычно закалали в храмовом дворе после 12 часов дня; при этом кровь агнца принималась священниками, выливалась к подножию жертвенника; затем мясо жарили на огне уже дома.
Ход самой ритуальной трапезы Песаха должен был выглядеть следующим образом:
- после молитвы старший за столом брал первую чашу вина, возносил ее с благодарением Богу, после чего передавал по кругу всем присутствующим;
- затем младший член семьи должен был задать ритуальный вопрос: «Что значит все это?»; следовал рассказ об исходе евреев из Египта, пелись псалмы; все ели горькие травы – до появления на глазах слез, подобных тем, что проливали израильтяне;
- после второй вознесенной с молитвой чаши старший за трапезой благословлял опресноки; разделяя их между всеми;
Именно в этот момент, очевидно, ап. Иоанн просил Учителя, кто Его предатель. Многие недоумевают – почему же Апостолы не узнали его, ведь Господь сказав, что это – принявший хлеб из Его рук, тут же дал кусок Иуде? Меж тем, все просто: потому, что Господь подавал хлеб каждому. Иными словами, на вопрос любимого ученика Он не ответил. А может быть – ответил. Разве не предали Его ученики, бежав после ареста?
- затем семья потребляла агнца, после чего по кругу следовали третья, четвертая чаши, что завершало трапезу; все выходили на улицу, славя Бога песнопениями.
По первому взгляду, описание Тайной Вечери учеников Христовых до некоторой степени действительно похоже на «Седер Песах». Однако ни один из Евангелистов не упоминает главную часть седера, агнца. Ни слова не говорят Апостолы также о том, что кто-либо из них ходил тем днем к Иерусалимскому храму для заклания жертвы.
Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон
Таким образом, очевидно, что главная традиция Песаха, связанная с агнцем, была нарушена. Или все же исполнена?
Евхаристия
Самый краткий, но ёмкий ответ о причине отсутствия на «седере» Апостолов «самого главного» дает св. Павел, кстати, на Тайной Вечере не бывший, ибо его обращение к Господу случилось много позже:
«Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор.5:7).
Видимо, после второй чаши Иисус, вместо ритуальных слов благословения хлеба (а может быть, после них), произносит совсем другие:
«…сие есть Тело Мое, которое за вас предается»
(Лк.22:19).
А затем совсем иным образом, нежели принято, звучат слова благословения чаши вина:
«Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»
(Мф. 26, 27-28).
Ныне эти слова произносит священник, совершающий главное Таинство – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, впервые свершившееся во время той Тайной Вечери.
«Что значит все это?»
Но тогда Апостолы еще не понимают, что значит «Кровь Нового Завета», почему нарушен обычай. Не осознают, что Пасхальный Агнец – Сам Господь, отдающий жизнь за людей.
Так что вопрос: «Что значит все это?», причем не ритуальный, мог последовать по окончании самой трапезы. Потому что далее, вместо того, чтобы повествовать о том, как Апостолы вышли из дома с песнопениями, как было принято, Евангелисты приводят слова беседы Христа с ними. Согласно свв. Марку, Матфею, Луке, Он говорит им:
- о Своем грядущем страдании;
- предупреждает о грядущих тяжелых искушениях – испытаниях их веры («Поражу пастыря, и рассеются овцы»), которых им не выдержать без Божией помощи.
Три из четырех авторов Евангелий пишут о том, с какой ревностью отвергали ученики саму возможность отречься от Него, особенно Петр (с ним это случится уже через несколько часов!), как были готовы защищать Его оружием, как удручало Христа их непонимание совершающегося. Скорбью о немощи мыслящих лишь о земном людей наполнены Его слова: «Довольно есть»,«Встаньте, идем отсюда». То есть как бы что-либо объяснять бесполезно…
Лишь любимый ученик Христов, св. Иоанн Богослов сохранил куда больше слов Иисуса, сказанных Им в эти последние часы перед взятием на мучения. Кстати, Иоанн был самым юным из учеников. То, что именно его Евангелие содержит самый подробный ответ на вопрос «Что значит все это?» — может считаться символичным.
Новая заповедь
Слова Господа, дошедшие до нас благодаря Евангелию св. Иоанна Богослова, говорят:
- о грядущей славе Сына Человеческого;
- о будущем Сошествии Духа Святого;
- но самое главное, о чем говорит Спаситель Апостолам, напуганным Его словами о грядущем унижении, казни – что Он идет на смерть по любви к людям.
Подражание Ему в любви – к Богу, людям – есть кратчайший путь к Царству Небесному. Иисус повторяет раз за разом:
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви…Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…Сие заповедаю вам, да любите друг друга…» (Ин. 15).
В тот момент они не поймут – через несколько часов ревностный Петр выхватит меч, защищая Равви. Совершенно потеряется – когда Господь исцелит раненого им раба, Сам отдастся мучителям.
Художник Фра Беато Анжелико
Уже позже, по Воскресении, Вознесении, когда Дух Святой осенит учеников, они поймут Божию любовь, станут Ее избранными сосудами, своим примером, молитвой будут стараться помочь достичь этой меры другим. А многим из нас, чтобы дойти до сути слов Господа, мало целой жизни.
Грядущая жертва
Исполнение предначертанного приближалось. Следуя иудейской традиции, Христос с учениками «воспевши пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14:26). Это, как единодушно указывают Евангелисты, было любимое место собраний общины учеников Иисуса. Вот и сейчас Господь, взяв с собой избранных Апостолов, видевших Его Преображение, отошел от остальных для уединенной молитвы.
В наше время на месте, где звучали слова Господа, обращенные к Отцу – базилика, принадлежащая католикам. А недалеко – «Пещера учеников», по западной христианской традиции называемая «Пещерой предательства».
Пещера предательства
Ведь верные последователи Иисуса, недавно клявшиеся умереть за Него… заснули. Сквозь дрему до них долетало:
«О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня… Да будет воля Твоя…».
А потом сон разом слетел: рядом стоял Учитель, собранный, спокойный:
«Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников» (Мк.14:41).
К Гефсимании уже подходила возбужденная толпа, ведомая одним из Апостолов…
Предание Христа
Это последнее событие, вспоминаемое Великим Четвергом. Люди, вышедшие «как на разбойника» на безоружного Учителя, Его спокойные слова:
— Это Я,
от которых иудеи почему-то пали на землю – разом вспомнив, что перед ними Чудотворец, пророк. Он еще мог уйти, но не ушел.
Осмелев, они взяли Его, связав, доставили первосвященникам. Лживые обвинения, чья неправда очевидна, нервничающие Анна и Каиафа, понимающие, что сейчас обвинение развалится – а потом вопрос:
— Ты ли Христос?
И единственный ответ Его, до сих пор молчавшего – утвердительный. Теперь Его, объявившего Себя Богом, по Закону можно казнить – но состоящие под властью Рима иудеи не имеют на это права. Так Христос оказывается перед «Пилатом игемоном», правителем. Начинается Его путь к Кресту.
Н. Н. Ге «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890 Холст, масло. 233 × 171 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вечером Великого Четверга верующие, пережившие с Господом Тайную Вечерю, приходят на чтение 12 Евангелий Страстей – чтобы быть с Ним эти последние на земле часы.
Главная литургия года
Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ:
– Страстной четверг – память Тайной Вечери. Того события, которое происходило ночью с четверга на пятницу последних земных дней Христа.
Тайная Вечеря – это пасхальная трапеза Христа с учениками. Весь день Господь проповедовал в Иерусалимском храме, а вечером была пасхальная трапеза. Евангельские чтения Страстного Четверга описывают события Тайной Вечери.
С тех пор христиане и собираются вместе, чтобы благодарить Бога за Его жертву, принесенную «за жизнь мира» от Рождества, крестных мук и распятия, победившего смертию смерть и воскресшего. И вот к этой полноте Христовой, ко Христу страдающему, умирающему и воскресшему мы и приобщаемся в таинстве Евхаристии.
Подробнее всех о Тайной Вечере пишет Евангелист Иоанн. Он записывает всю долгую беседу Христа с учениками, описывает омовение ног.
Евангелист Лука также приводит элементы беседы, которых нет у других Евангелистов. Апп. Матфей и Марк подробно описывают то главное, что произошло, а именно установление Евхаристии.
Фра Беато Анджелико, «Тайная вечеря»; фреска монастыря Сан – Марко, Флоренция, кон. 15 века. Изображение с сайта dic.academic.ru
После того как Тайная Вечеря завершилась, Господь с учениками ушел в Гефсиманский сад, и там происходит Его моление до кровавого пота.
Христос не скрывал того, что Ему в этот час важно было быть с друзьями, Его не смущало, что они услышат слова о том, чтобы не пить Ему чащу страданий. Он взял с собой Петра, Иакова и Иоанна и просил их бодрствовать вместе с Ним.
Но ученики не выдержали и «уснули», как говорит один из евангелистов – «от печали». Христос остался один и молился Отцу, и в этой молитве по человечеству страдал и страшился близких распятия и смерти, но последними Его словами стали: «Да будет воля не моя, а Твоя».
Это событие ночного времени. Для Страстной седмицы не существует четкого отделения одного дня от другого. События непрерывным потоком перетекают друг в друга.
В Церкви много обычаев связано с Великим Четвергом. Например, освящение мира, приготовление запасных Даров, раньше еще совершалось омовение престола.
Почему именно с этой Литургией связано так много традиций? Потому что это главная Литургия года, воспоминание самого установления Таинства Евхаристии.
«Молитва Господа об апостолах и о Церкви», (Иоанн 17: 1 – 26). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент. Монастырь Дионисиат, Афон (Греция). Изображение с сайта iconandlight.wordpress.com
Особенности богослужения и молитвы
Прежде всего, службы этого дня продолжительнее обычных. Литургия (свт. Василия Великого) соединяется с Вечерней.
Кроме того:
- на службе поются песнопения дня, посвященные Тайной Вечери, предательству Иуды;
- чтение Писания соединяет рассказ о Тайной Вечере всех Евангелистов;
- пожалуй, главное, что не только отличает Великий Четверг, но потрясает до глубины души всякого, пришедшего на службу этого дня – за литургией вместо Херувимской песни поется молитва, которую читает каждый христианин перед Причастием:
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Ее же многократно повторяет хор во время самого Таинства. Тихо движется очередь причастников, хорошо знающих: «Воспоминанием Тайной Вечери» литургия этого дня лишь именуется. На самом деле это – и есть Тайная Вечеря, причастным к которой делается каждый.
Умывание ног. Фото пресс-службы Удмуртской и Ижевской митрополии
Как сегодня совершается Чин омовения ног
Он также именуется «богослужебным действом», ведь это – не столько молитвы, сколько буквальное воспроизведение «в лицах» этого эпизода Тайной Вечери.
Интересный факт
До середины XVII в. «действа», как бы погружавшие верующих в Священную историю, были неотъемлемой (причем любимой народом) частью богослужения. Например, на Вход Господень в Иерусалим Патриарх совершал так называемое «Шествие на осляти», воспроизводившее событие, описанное Евангелистами.
В XVI-XVII в. началом Чина считалось омовение престола, происходившее в алтаре – подобно тому, как готовили горницу для Вечери Апостолы. Ныне это особое последование не совершается, поэтому Чин выглядит таким образом:
- по окончании литургии из алтаря исходят 12 священников – представляющих Апостолов;
- при непрерывном чтении диаконом слов Евангелия от Иоанна архиерей – будь то Патриарх, или епископ – сам слагает с себя богослужебное облачение, подобно тому, как когда-то снял «ризы Своя» Христос;
- затем он омывает ноги каждому из сидящих священников; слова, сказанные Петром, по традиции произносит старший из них.
Чин известен по крайней мере с X в., а в Россию пришел из Византии. Здесь он совершался до середины XVII в., только в кафедральных храмах. Возрождение его относится к 16 апреля 2009 г., когда впервые за многие десятилетия чин совершил Патриарх Кирилл.
Что такое Страстная седмица
Великий четверг находится посередине Страстной, последней недели поста. Этот период наиболее важен для верующих. В эту седмицу надо собрать последние силы и достойно подготовиться к Празднику праздников.
Когда проходит
Великий пост бывает один раз в год.
В это понятие входит:
- Святая Четыредесятница;
- Лазарева суббота;
- Вербное воскресенье;
- Страстная седмица.
Святая Четыредесятница открывает пост и длится в течение сорока дней, отсюда и ее название. В нее входят полных пять недель и неполная шестая. Суббота на этой неделе называется «Лазаревой», а воскресенье — «Вербным». В Лазареву субботу вспоминается воскрешение Христом Лазаря, который четыре дня пролежал во гробе после смерти (Евангелие от Иоанна, гл. 11). Вербное воскресенье иначе зовется «Вход Господень в Иерусалим» (Евангелие от Матфея, гл. 21). В этот день вспоминается, как Христос вошел в Иерусалим для того, чтобы принять в нем Крестную смерть.
Страстная неделя не входит в Святую четыредесятницу, она завершает период поста. Это последняя неделя воздержания, подготовки в Светлому Празднику Пасхи. Она бывает весной, но начинается каждый год в разные дни в зависимости от дня празднования Пасхи. В 2022 г. Страстная начнется 22 апреля.
Для чего нужна
Весь Великий пост направлен на то, чтобы очистить душу и тело и приготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова. Для этого православные в течение сорока дней постятся душой и телом, молятся.
Главная цель поста состоит не в ограничении себя от вкушения скоромной пищи (мясного, молочного, яиц) и даже не в ограничении от плотских удовольствий.
Главными задачами поста являются:
- уточнение чувств;
- очищение помыслов:
- избавление от страстей;
- а в результате — приближение к Богу.
Самое высшее желание истинного верующего состоит не в том, чтобы найти покой или усовершенствоваться (как это бывает у представителей других религий), а в том, чтобы соединиться духом со Христом. Вот в этом — наша цель, которая достигается, конечно, только молитвой и постом.
Страстная служит завершением поста, во время нее верующим предлагается усилить свой пост телесный и душевный:
- В течение этих скорбных дней надо стараться ограничивать себя от суетных дел и помыслов, времяпровождения в интернете и у экрана телевизора, побольше молиться, почаще посещать храмы.
- Важно никого не осуждать, не ругаться ни с кем, не злопамятствовать. А надо, наоборот, смиряться перед всеми, прощать обидчикам, не желая им наказания.
- Очень важно примириться в эти святые дни с теми, с кем находился в ссоре.
- В течение Страстной православные верующие должны безмолствовать и переноситься умом и сердцем в далекое время земной жизни Спасителя Нашего, вспоминать Его страдания, сострадать Ему в муках, скорбеть душой. Ведь все эти мучения Он претерпел исключительно ради нас, искупая наши грехи. Поэтому верующие должны проявить взаимную любовь к Богу в эти скорбные дни.
Традиции и обряды
С давних времен на Руси в течение Страстной имелись определенные традиции. На каждый день этой недели приходится свой обычай.
Страстная неделя на Руси имела разные названия:
- Красная;
- Святая;
- Великая;
- Червоная.
На Украине она звалась «Бiлий тиждень», «Чiстий тиждень». В Белорусии — «Русальная неделя» (было поверье, что в дни Страстной нечистые силы устраивают разгул). У всех народов в эти дни шло активное приготовление жилища к празднику. Мыли стены, лавки, полы, столы, окна и т. д. Белили стены и печи, выколачивали половики.
Начиная с четверга, начинали готовить пасхальные блюда:
- красить яйца;
- печь куличи;
- делать творожные пасхи.
На улицах было тихо в эти постные дни, не устраивали посиделок, хороводов, гуляний. За порядком следили специально поставленные люди.
По некоторым поверьям, в последние дни Великой недели усопшие возвращаются на землю, где пребывают до Пасхи.
Значение Великой недели
Для каждого верующего дни этой недели — особое время, в течение которого соблюдается строгий пост, идет приготовление к Светлому дню. С давних пор считалось грехом не только есть скоромное, но и много вкушать постной пищи. Некоторые даже воздерживались совсем от еды в эти дни. Грехом считалось также распевание песен, пустые разговоры, осуждение. Нельзя ни в коем случае в дни Страстной ходить в гости, развлекаться.
Дни Великой седмицы — итог Великого поста, время особого воздержания и скорби, приготовления души к встречи с Воскресшим Христом.
Люди с древности часто посещали Богослужения, причащались Святых Христовых Таин, очищали душу покаянием во время Страстной недели.
Что можно, а что нельзя делать в Чистый Четверг
К сожалению, некоторые, особенно новоначальные христиане, сводят великий день лишь к запретам или разрешениям. К тому же, бытует множество примет, суеверий, народных обычаев, далеко не все из которых можно назвать подлинно христианскими.
Причастие
Что такое «четверговая соль» и что с ней делать?
Согласно данным этнографов, русские крестьяне делали эту соль, Великим Четвергом пережигая в печи обычную, поваренную. А кое-где – просто выносили ночью Четверга соль «под звезды», ведь они тоже освящены этим великим днем. Соль хранили до следующего года, ей приписывали целительную силу, А еще посыпали на Пасху освященные яйца. Здесь трудно отделить христианское желание освятить Божиим благословением каждый свой шаг от языческих представлений о магической силе соли.
Стоит ли делать такую соль сейчас, возрождая полуязыческие обычаи? Пожалуй, это время лучше потратить на богослужение, молитву.
Обязательно мыться и делать уборку в доме?
Нет. Главное – присутствие за богослужением. Уборка перед Пасхой, которая, конечно, не только не греховна, но даже необходима, делается все же по мере возможности. То же касается собственной чистоты – она нужна, но мыться из суеверных соображений вряд ли стоит. Современные пастыри советуют, прежде всего, избегать суеты.
Традиции, обычаи и приметы
Среди таковых, восходящих к язычеству, сохранявшихся русскими крестьянами до конца XIX в.:
- «четверговая вода», набранная непременно хозяйкой дома в реке или ручье; ее считали целительной, а еще… почему-то «привлекающей» к дому богатство;
- жители Севера, Сибири устраивали буквально дымовую завесу: прямо в избе жгли ветки можжевельника ради очищения; через огонь перешагивали все домашние; достойно удивления, что христиане ради языческого суеверия подвергали опасности пожара не только свои дома, но жилища соседей; тем усугублялась без того серьезная проблема пожаров, от которых часто сгорали целые деревни;
- повсеместно почиталась «четверговая свеча»; ныне православные тоже стараются принести домой лампадку, зажжённую от свечи, с которой они стояли, слушая Страстные Евангелия вечером Четверга; но суеверия наших предков доходили до того, что, если свеча гасла по дороге до дома, считали, что с человеком непременно случится беда; впрочем, храмов тогда было много, были они в шаговой доступности (отсюда слово «приход»); как же тогда воспринимать погасшую свечу современным горожанам, добирающимся до церкви по часу или даже больше?
Вред заговоров
Церковь относится к ним крайне отрицательно, особенно если подобным неразумием занимаются крещенные православные. К ним в полной мере относится предостережение ап. Павла, о том, что
«невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4-6). Воистину, по слову Самого Христа, «бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:42).
Что делают в чистый Четверг
Итак, Великий Четверг – время, когда можно (и нужно):
- посетить храм, литургию, службу 12 Евангелий;
- приступить к Причастию, накануне – к Исповеди;
- читать Писание, творения святых отцов, проповеди современных пастырей, посвященные Страстной Седмице.
Нельзя:
- предаваться житейской суете, мирским развлечениям;
- обижать, осуждать (впрочем, как в другие дни года);
- совершать кощунства, соблюдая разного рода восходящие к язычеству традиции.
«Сын Человеческий идет, как написано о Нем», а у каждого верующего болит душа о своей немощи, о том, как каждый из нас своими грехами вновь и вновь распинает Его любовь. Иногда все, что можем мы – идти с Ним страшным Крестным путем. Хотя бы рядом. Или даже издали. Лишь бы идти.
Наталья Сазонова
Ритуалы на любовь и замужество
Четверг Страстной седмицы ворожеи считают особенно сильным для произнесения заклинаний на любовь.
Вот несколько обрядов:
- Если дома готовы куличи, возьмите один, приложите его к себе и выйдите на улицу. Увидев первого встречного мужчину, спросите, как его зовут. Считается, что так можно узнать имя будущего мужа.
- На заре идите во двор и обнимите забор. Посчитайте, сколько досок попало в объятия. Если четное количество, в этом году найдете жениха.
- Засветло умойте лицо и проговорите: «Как светел и красен Чистый четверг, так и я, раба (имя), для всех буду самой прекрасной. Аминь». После перекреститесь 3 раза. Такой обряд поможет притянуть внимание парней.
- Умывшись утром, утритесь новым полотенцем. Возьмите его с собой на праздник Воскресения Христова в храм и подайте вместе с яйцами или куличом любому из бедняков, которые всегда просят милостыню у входа в церковь. Такой ритуал поможет женщине быстрее обзавестись супругом.
- Купите хорошие мужские тапки. Наговорите на них: «Суженый мой, ряженый, без вредных привычек, явись!». Можно добавить от себя несколько пунктов, которые важны для вас (главное, не огромный список). Чтобы брак был счастливым, а муж всегда был рядом, после произнесения заговора носите тапки некоторое время с собой. Когда появится подходящий мужчина, подарите ему эту обувь.
Важное замечание! Нельзя проводить ритуалы, если идут месячные.