Из года в год, приверженцы христианского толка заученно повторяют выражение: «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Однако, подавляющему большинству из этих людей и в голову не приходит идея: задуматься над тем, что на самом деле означает это трёхзначное словосочетание. Вы же, друзья, прочтя эту статью до конца и поразмышляв вместе с нами, сможете убедиться в том, что, словосочетание «во имя Отца и Сына и Святого Духа» имеет прямое отношение к выражению: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:15) – Так какие же тайны хранятся в этих символических именах?..
«Во имя Отца»
Часть 1. Наследие отца
«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:8-10).
Придя на землю, Сын Всевышнего Иисус сказал: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» «Наипаче ищите Царствия Божия … не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе … сокровище неоскудевающее на небесах» (Иоан.8:39. Лук.12:31-33). Именно по этой причине потомки Авраама, по выходу из Египта овладев семью народами в земле Ханаан, должны были жить в кущах (шалашах – Неем.8:14-16) или шатрах. Всё это было символом, пророческим действием: сыновья Небесного Отца не имеют здесь «постоянного града» — во всех отношениях считая себя лишь временными жителями «царств земных» (Откр.17:10). Апостол Павел писал по этому поводу: «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:7,8,20).
Часть 2. Вера отца
Авраам и его жена Сарра, дожив до старости, не имели детей. Но, именно в многочисленном потомстве и заключалось земное благословение Всевышнего для Авраама. Услышав об этом «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, … так что он стал отцом всех верующих» (Рим.4:11,12).
Когда обещанный сын Исаак достиг подросткового возраста, Бог сказал Аврааму: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2). Конечно же, эта история являлась пророческим действием, указывающим на знаменательную жертву с небес: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).
После так называемого «жертвоприношения» Исаака – Всевышний поклялся самим собой: «благословятся в [сыне] твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:18). Авраам пророчески верил в то, что после жертвоприношения Бог воскресит Исаака (Евр.11:19.) – благодаря жертве воскресшего Христа, через семь седьмин, в Пятидесятницу (Деян.2 гл.) мы наблюдаем события, о которых пророчествовалось: «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Ис.66:8). Позднее, апостол Павел, дополняя данную тему напишет: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Мы, братия, дети обетования по Исааку» «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:7) (Гал.4:22,23,28. Гал.3:7,29,26). Итак, друзья: читая эти слова, мы видим, что, Авраам являлся прототипом, образом Небесного Отца, Отца всех истинно верующих.
«Во имя Сына»
Часть 1.
Великий жертвенник Итак, Всевышний Яхве сказал: «пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Быт.22:2,14).
Впоследствии, на протяжении всего библейского повествования, эта точка мира несёт в себе важнейший символический смысл. Спустя пятьсот лет после события с сыном Исааком, в Законе будет сказано: «берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе» (Втор.12:13,14).
Когда праотцу Христа, Давиду, нужно было устроить жертвенник и принести всесожжение в жертву за грешный народ, чтобы остановилось истребление Израиля Ангелом (2Царст.24:1,18,25.) – Всевышний Яхве указал именно на то место, где был принесён в жертву сын Авраамов, Исаак. Писание повествует: «и начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид» (2Пар.3:1). Таким образом, мы приходим к выводу, что, именно гора Мориа, где вместо Исаака был принесён в жертву овен (агнец) – позднее стала называться: гора Сион. Приблизительно через две тысячи лет апостол Иоанн опишет своё видение так: «взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. … Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу» (Откр.14:1,4).
Часть 2. Сын старости
В повествовании об Аврааме акцентируется на том, что этот человек получил обещанного сына Исаака в старости (сравнить: Быт.37:3-8.). Символически, это указывает на то, что истинные дети — потомство по Духу Святому, у Всевышнего Отца «Ветхого Днями» появилось значительно позднее сотворения Ангелов и материальной вселенной. Так, например об Ангелах мы читаем: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?.. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр.1:14; 2:16). Примечательно то, что и сам Господь, в качестве Сына Божьего – Христа, буквально нигде не упоминается в Ветхозаветных писаниях. Читая о Нём, мы видим лишь обещания, пророчества на Сына, указывающие на то, что должно произойти в будущем. Так, например говорится: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном». И ещё: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Евр.1:5. Пс.2:7) – Когда же произошло это: «ныне»?..
На протяжении всей ветхозаветной истории, Всевышний Яхве никогда не общался напрямую с людьми – но, посылал Своего Ангела [Вестника — Слово] – смотри: Быт.18:13,14. Деян.7:35,38. Иоан.1:1-4. Так Всевышний Бог обращался к Израилю через Моисея: «вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх.23:20,21). А теперь, обратим внимание на новозаветные писания: « Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его … наречется Сыном Божиим: и когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. … Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Лук.1:31,32,35. Мар.1:10,11; 2:5-7, 10.).
Итак, исходя из вышеприведённых мест Евангелия, следует сделать вывод:
Лишь по пришествии «полноты времени» (Галат.4:1,2.), родившись: 1) через плоть, по линии Давида 2) от воды и Духа (Иоан.3:5) – первородный Архангел-Слово стал Иисусом Христом, Сыном Божьим в полном смысле слова.
Часть 3. Женитьба Исаака
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку» (Быт.24:2-4).
Итак, раб Авраама должен был пойти в Вавилонскую [Халдейскую] землю и найти там для сына жену-родственницу. Может ли эта история иметь значение для истинных последователей Христа?
Обратим внимание на эти два текста, друзья: Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. … В этом есть иносказание. … ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Мы, братия, дети обетования по Исааку» (Гал.4:22,24-28). «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. … И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. … И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:1,5,17). В данных местах Писания говорится о «жене» Небесного Отца, о Небесном Царстве, «горе Сион» [небесном Иерусалиме] – прообразом чего была жена Авраама, Сарра [Мать Множества] – смотреть: Исай.53:1-5,13.
А теперь, друзья, внимание:
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Матф.22:2) – Что за невеста должна предназначаться Сыну?
— «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего. … А кого Он предопределил, тех и призвал. … Нет уже Иудея, ни язычника; …если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Рим.8:14,29,30. Гал.3:28,29). Апостол Павел писал этим людям: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2. См: Откр.19:7,8.).
Из всех выше приведённых текстов мы можем заметить:
- Единый Бог, Отец Небесный Яхве, имеет свою «жену» — Царство Небесное, «гора Сион, Вышний Иерусалим».
- Для Сына, в образном смысле слова, приготовлена своя «жена»: духовный храм «на горе Сион» (Откр.14:1. 1Кор.3:16.).
Апостол Павел обращался к своим собратьям: «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:30-32).
Оканчивая исследование данной темы, друзья, было бы логичным напомнить наставление для верных последователей Христа, для тех, кого Отец обручил Своему Сыну: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:14-18).
Игры и развлечения
Выпечка хлеба
В Бытие 18:6 Авраам поспешил в шатер к Сарре и сказал: «Возьми самую лучшую муку и вымеси ее и испеки хлеб».
На следующей странице есть легкий рецепт хлеба. Вы можете поменять его на другой рецепт хлеба или любимый рецепт Вашей семьи.
Список покупок
Для того, чтобы приготовить еду для гостей, Авраам составил список того, что нужно сделать.
Запланируйте какие блюда вы хотите приготовить вместе и составьте список покупок. Затем зайдите в местный магазин и дайте ребёнку найти нужные вещи и отметьте их в списке.
Музыкальные статуи
Классическая игра для праздника. Когда музыка останавливается, все должны замереть и ждать, пока музыка снова начнет играть. Это поможет понять, как важно ждать подходящего момента.
«Во имя Святого Духа»
Часть 1. Противоборство
«Сыновья в утробе [Ревекки, жены Исаака] стали биться… Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову» (Быт.25:22,23,27-33).
Если в тот момент для Исава ничего не стоили эти как бы «пустые слова» о продаже первородства – то, Всевышний оценил поступок этих двух братьев. И, как бы не любил отец – Исава, удалого охотника, мужественного первенца, как бы не ставил его выше кроткого, «домашнего» Иакова – в планы Всевышнего явно не входили такие предпочтения Исаака. Время расплаты пришло тихо, как вор; в книге Бытие, в главе 27-й, описывается история того, как по вдохновению сВыше был обманут отец этих двух братьев; и, то первенство, которое Исав так легкомысленно пренебрёг, получил Иаков.
В данной истории, слепота отца Исаака, благословившего Иакова, символически указывала на то, что: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. … Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого» (Деян.10:34,35. Рим.9:25,26).
Впоследствии, произошедший от Исава Идумейский народ, считался таким же нечестивым как их прародитель; все вместе, они несли образ нечестивого Израиля по плоти, враждовавшего с Израилем по Духу (Рим.9:7-12. Галат.4:29.). Христос говорил иудеям, духовным последователям Исава: «тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лук.13:26-30).
Мораль: то же, в виде собирательного образа, указывающего на нечестивых иудеев, произошло с вором, Иудой Искариотом. Именно по причине своей нечестивой сущности он затем стал предателем, лишившимся апостольства-«первородства» (см: Иоан.12:6; 13:21,26,27. Деян.1:15-26.). Апостол Павел писал по этому поводу: «чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:16,17. См: Матф.27:3-5. 2Фес.2:10-12.).
Часть 2. Сон Иакова – значение
«И увидел [Иаков] во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт.28:12-14).
— Каково значение этой лестницы в небо? Как и когда исполнился этот сон?
Спустя приблизительно две тысячи лет, Христос скажет ученикам: «истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. … Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Матф.11:11,12. Иоан.1:51). Эти слова в очередной раз напоминают нам о том, что, выражение: «Я Бог Иакова» — общно выражению: «во имя Святого Духа». «От дней Иоанна Крестителя», благодаря Жертве Христа, родившись от Святого Духа, образовалось истинное священство Небесному Отцу, которое должно ходатайствовать за всё остальное человечество; именно с этого времени открылся путь в Небо (Евр.10:19,20. Иоан.3:13.). Обратите внимание, друзья, на очерёдность изложенную апостолом Павлом: «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:22,23). И, далее: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках. … И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:32,39,40). – Что означает последнее, вышеприведённое выражение? — Ответ мы можем увидеть в книге Откровение: «они [сосвященники Христа рождённые от Святого Духа] ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20:4). И, далее: «прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (Откр.20:5(а)). Эти «прочие из умерших» и есть те пророки, которые «не без» этих священников Христа достигнут Царства Божьего; так, например, пророку Даниилу было сказано: «иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан.12:13. См: Иоан.5:24.).
Часть 3. Рахиль и Лия
В 29-й главе книги Бытие, повествуется о том, что Иаков служил за Рахиль семь лет. Однако, женившись, только на следующий день после брачной ночи до Иакова дошло, что ему, вместо Рахили «подставили» другую: старшую сестру Лию. Отец этой нелюбимой новобрачной объяснил это так: «в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других» (Быт.29:26,27). Спустя семь следующих лет Иаков женился на Рахили.
Пройдёт время и Всевышний скажет в своём Законе: «не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее» (Лев.18:18). Тем не менее, эта история с жёнами Иакова несёт в себе символический смысл: так же, как в истории с Исавом и Иаковом – Лия и Рахиль (из той же родственной семьи что, были: Сарра и Ревекка) по-своему боролись за «первородство» у мужа Иакова.
Читая о жизни сыновей Рахили (младшей жены и Иакова), мы так же можем увидеть принцип, который неизменно прослеживается на протяжении всей библейской истории: «первые будут последними, и последние первыми» (Матф.19:30; 20:16. Лук.13:30.). Моисей писал: «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду. И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: … вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его» (см: Быт.37:3-10). Дальнейшее повествование о сыне Рахили – Иосифе, мы видим его в качестве пророческого образа на Сына Христа. Так Иосиф был предан язычникам за двадцать сребреников собственными братьями, в тридцать лет он предстал перед фараоном, чтобы ходатайствовать за людей, кормя их хлебами. «И сказал фараон Иосифу: ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою» (См: Быт.41:37-46).
Удивительно ещё вот что: вместо якобы «растерзанного зверем» Иосифа (сравнить: Дан.7:7,19-21,26. Дан.11:22.) – должен был занять его место Вениамин (так же: сын Рахили). В этой детали есть так же свой символический смысл; для размышления на данную тему, предлагаем вам места Писания в логическом порядке: 3Царст.12:20. 2Пар.11:12. (Кол.2:17.) Иоан.10:16. Лук.13:29,30. Рим.11:1,13. Фил.3:5. 1Тим.2:7. Ефес.2:11-14.
— Читая вышеприведённые тексты, мы видим: апостол Павел, из семейства Вениамина, являлся духовным «отцом» (1Кор.4:15.) язычников – призванных на Царство «вениамитян», «меньших братьев» умершего и воскресшего Первенца «Иосифа»-Христа. «Нет уже Иудея, ни язычника. … Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:28,29). «Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святого Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию» (Ис.29:22-24. См: Иер.31:15-17. Иез.36:25-27.).
Часть 4. Двенадцать сыновей Иакова
Когда «Отца Вечности» (Исай.9:6), большего «Исаака», спросили: «неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоан.4:12) – Христос скажет: «вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. …И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (Иоан.4:14; 7:37-39. 1Кор.10:4).
Вскоре, двенадцать апостолов Христа, рождённые от большего «Иакова»-Святого Духа, сами явились своего рода «ручьями живой воды», «патриархами», через которых умножался духовный Израиль (смотри: Исх.15:27. Деян.8:18; 9:31.). В ночь перед своей смертью Господь сказал этим сыновьям Духа: «вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28. См: Откр.21:1,9,10,14.).
Сообщение 4
Предки Царя и Его статус
(4)
Теперь мы подходим к последней части родословия Христа согласно Матфею. В предыдущем сообщении я сказал, что эта часть Слова представляет собой не молоко и не мясо, а кости. Все положения, рассматриваемые в этом сообщении, помогут нам проникнуть в эту кость и увидеть, что находится внутри.
Т. Царь Давид родил Соломона
В Мф. 1:6 говорится: «Давид родил Соломона». Сравним это высказывание с записью о том, что сын Давида — Нафан (Лк. 3:31). Нафан тоже был сыном Давида. В родословии у Матфея говорится, что сыном Давида был Соломон, а в родословии у Луки говорится, что сыном Давида был Нафан. Прочитав 1 Пар. 3:1, , мы увидим, что это два разных человека. В записи Луки приводится родословие сына Давида Нафана, который был предком Марии, а в записи Матфея приводится родословие сына Давида Соломона, который был предком Иосифа. Одно родословие представляет собой линию Марии, линию жены, а другое родословие представляет собой линию Иосифа, линию мужа. И Мария, и Иосиф были потомками Давида, но они принадлежали к двум разным семьям, произошедшим от одного прародителя. Одна семья — это семья Соломона; другая семья — это семья Нафана. По Божьему всевластию Мария и Иосиф, потомки этих двух семей, были обручены и произвели Христа. Христа можно считать потомком Давида и со стороны Соломона, и со стороны Нафана. Поэтому Он имеет два родословия.
Связь Соломона с Христом не была прямой. Строго говоря, Соломон не был прямым предком Христа. Его связь с Христом была косвенной, через брак его потомка Иосифа с Марией, от которой родился Христос (Мф. 1:16).
В Ветхом Завете не говорилось, что Христос будет потомком Соломона, но Ветхий Завет неоднократно пророчествовал о том, что Христос будет потомком Давида (2 Цар. 7:13-14, ; Иер. 23:5). Хотя Христос не был прямым потомком Соломона, тем не менее ветхозаветные пророчества о Христе исполнились.
У. Ровоам
Перейдём к Ровоаму, сыну Соломона (ст. 7). Начиная с Ровоама царство Давида было разделено (3 Цар. 11:9-12; 12:1-17). Из двенадцати колен одно было сохранено ради Давида (3 Цар. 11:13), то есть для Христа. Христу нужно было царство, принадлежавшее дому Давида, потому что Он должен был родиться как наследник престола Давида. Если бы всё царство распалось, то не осталось бы ничего, что позволило бы Христу родиться как царскому наследнику Давида. Поэтому Бог сохранил одно из колен для Давида. На первый взгляд, оно было сохранено для Давида; на самом деле оно было сохранено для Христа.
После этого разделения царство Давида состояло из двух частей: из северной части, которая называлась Израильским царством, и южной части, которая называлась Иудейским царством. Северная часть называлась Израильским царством (общее название), потому что она включала в себя десять колен Израиля. Южная часть называлась Иудейским царством (местное название), потому что она включала в себя два колена: Иуду и Вениамина. Какое название, с вашей точки зрения, лучше по своему значению: Израильское царство или Иудейское царство? Я бы, конечно, отдал предпочтение Израильскому царству, так как это название обозначает нечто общее, нечто, предназначенное для большинства. Я бы никогда не отдал предпочтение Иуде, так как Иуда — это нечто слишком местное, слишком узкое. Однако несмотря на то что Израильское царство было более общим, чем Иудейское, в родословие Христа не включено имя ни одного израильского царя. Их царство было общим, но они были исключены из происхождения Христа. Они были исключены, потому что они не были связаны с Христом.
Эта картина, как и все другие элементы в Ветхом Завете, была написана, чтобы чему-то научить нас, и она является прообразом событий, происходящих в новозаветном веке. Сегодня мы видим то же самое. В принципе, в начале церковь была едина. Но спустя некоторое время церковь разделилась, причём не на две части, а, может быть, более чем на две тысячи частей. Кто-нибудь может сказать: «Разве жители Израильского царства не были по-прежнему Божьим народом?» Конечно, были. Они были Божьим народом, но они находились вне линии Христа. Что это значит? Если вы находитесь вне линии Христа, это значит, что, хотя вы Божий народ, вы живёте не для Христа, а для чего-то другого. Посмотрите на сегодняшнюю ситуацию. Все мы истинные христиане, и все мы Божий народ. Но живём ли мы исключительно, чисто, полностью и безусловно для Христа или для чего-то ещё? Если вы живёте не для Христа, а для чего-то другого, то вы находитесь вне линии Христа. По этой причине ни один из царей северного царства, то есть более крупного и более общего царства, не включён в родословие Христа.
Ф. Иорам родил Озию
В стихе 8 говорится: «Иорам родил Озию». Сравним эту запись с 1 Пар. 3:11 и 12, где сказано: «Его сын Иорам; его сын Охозия; его сын Иоас; его сын Амасия; его сын Азария» (он же Озия — 4 Цар. 15:1, ср. 2 Пар. 26:1). Матфей опустил три поколения, указанные в Первой книге Паралипоменон: Охозию, Иоаса и Амасию.
Причиной, очевидно, послужил порочный брак Иорама с дочерью Ахава и Иезавели, который растлил потомков Иорама (2 Пар. 21:5-6; 22:1-4). Ахав был царём северного царства, а его жена Иезавель была порочной женщиной, самым тесным образом связанной с идолами. Поскольку она была едина с дьяволом, она растлила своего мужа. Они произвели на свет дочь, а Иорам, один из иудейских царей, женился на ней. Эта женщина научила Иорама поклоняться идолам, быть единым с идолами. Поэтому их семья была растлена. В соответствии с Исх. 20:5 три поколения потомков Иорама были исключены из родословия Христа. В Исх. 20:5 говорится, что всякий, кто оставляет Бога и поклоняется идолам, растлевает себя и понесёт на себе Божье проклятие до третьего и четвёртого рода. Поэтому три поколения царя Иорама были исключены из родословия Христа. Здесь мы должны усвоить урок. Если мы хотим быть связаны с Христом, нам ни в коем случае нельзя участвовать в чём-то, что имеет отношение к идолам. Бог — это ревнивый Бог, и Он никак не потерпит идолослужения.
Х. Иосия родил Иехонию
В стихе 11 говорится: «Иосия родил Иехонию». Сравним эту запись со следующими словами: «Сыновья Иосии:.. второй Иоаким… Сыновья Иоакима: Иехония, сын его» (1 Пар. 3:15-16). Одно поколение — Иоаким — было опущено в родословии Христа. Причиной, судя по всему, послужило то, что царём его сделал египетский фараон и что он собирал для фараона дань (4 Цар. 23:34-35). Из-за того что он был так тесно связан с Египтом, он был исключён из родословия Христа. Египет обозначает мир. Из этих двух записей мы видим, что всякий, кто имеет отношение к идолам или связан с миром, будет исключён из родословия Христа.
Ц. Пленники Вавилона
Те, кто был уведён в плен в Вавилон (ст. 11-12), были косвенно связаны с Христом через брак их потомка Иосифа с Марией. Даже эти пленники были включены в эту священную запись родословия Христа, потому что состояли в косвенном родстве с Ним через Марию, мать Иисуса.
Ч. Иехония
Иехония не рассматривается в родословии как царь, потому что он родился во времена пленения и был уведён в плен (2 Пар. 36:9-10). Согласно пророчеству в Иер. 22:28-30, никто из потомков Иехонии не должен был унаследовать престол Давида. Все его потомки были отделены от престола Давида. Если бы Христос был прямым потомком Иехонии, Он не имел бы права на престол Давида. В Иер. 22:28-30 говорится, что все потомки Иехонии лишены права на престол Давида, однако в Иер. 23:5 говорится, что Бог воздвигнет Давиду Росток, Царя, который воцарится и будет поступать благоразумно. Этим Ростком является Христос. Это пророчество подтверждает, что Христос должен был быть потомком Давида, хотя и не прямым потомком Иехонии, и унаследовать престол Давида.
Ш. Иехония родил Салафииля, Салафииль родил Зоровавеля
В стихе 12 говорится: «Иехония родил Салафииля, Салафииль родил Зоровавеля». Сравним эту запись с записью в 1 Пар. 3:17-19, где говорится: «Сыновья Иехонии:.. Салафиил… Федаия… И сыновья Федаии: Зоровавель…», из чего явствует, что Зоровавель был сыном Федаии, брата Салафииля. Зоровавель был Салафиилю не сыном, а племянником и стал его наследником. Возможно, здесь имел место случай, описанный во Втор. 25:5-6, где говорится, что, если человек умрёт, не имея у себя сына в качестве наследника, его брат должен жениться на его жене, чтобы произвести на свет сына, который стал бы его наследником. Без этого случая невозможно понять, почему во Втор. 25 содержится такое предписание. Даже эти слова из Второзакония имеют отношение к родословию Христа.
Щ. Зоровавель
В Эздр. 5:1 и 2 говорится, что Зоровавель был одним из вождей, вернувшихся в Иерусалим из вавилонского плена. Это означает, что он был вождём в Господнем восстановлении. Это имеет важное значение. Он был вождём и при восстановлении Божьего храма (Зах. 4:7-10).
Если бы не было возвращения из плена, Христос не смог бы родиться в Вифлееме. В Ветхом Завете было определённо предсказано, что Христос, как потомок Давида, родится в Вифлееме (Мф. 2:4-6; Мих. 5:2). Предположим, что никто из народа Израиля не вернулся бы в землю Иуды и настало бы время Христу родиться в Вифлееме. Там никого бы не оказалось. Теперь мы понимаем, почему Бог приказал пленникам возвратиться. Бог приказал пленникам возвратиться не только чтобы восстановить Божий храм, но и чтобы подготовить всё для рождения Христа в Вифлееме.
Сегодня происходит в точности то же самое. Кто-то может спросить: «Какая разница где быть: оставаться в Вавилоне или вернуться в Иерусалим? Разве это не одно и то же при условии, что мы поклоняемся Богу и ходим в духе?» Для вас это, может быть, нормально, но это не нормально для Христа. Христу нужны люди, которые приведут Его в Вифлеем. Вы можете поклоняться Богу и ходить в духе в Вавилоне, но будьте уверены, что Христос никогда не сможет родиться в человечестве через вас. Для этого нужно особое место. Вы должны возвратиться из Вавилона в землю Иуды. Когда настало время родиться Господу Иисусу, некоторые из израильтян, потомки возвратившихся пленников, ждали в земле Иуды. Тогда Иосиф и Мария находились не в Вавилоне — они находились в земле Иуды. Чтобы Христос пришёл на землю, некоторые люди из Его пленённого народа должны были возвратиться. Для Своего второго пришествия Христу также нужно, чтобы некоторые люди из Его пленённого народа возвратились из своего плена к надлежащей церковной жизни.
Э. Иаков родил Иосифа
Здесь в родословии говорится: «Иаков родил Иосифа» (ст. 16), но в Лк. 3:23 сказано, что Иосиф — сын Илия. Чьим сыном был Иосиф? В записи у Луки говорится: «как думали». Буквальный перевод этого выражения — «согласно закону». Отсюда видно, что на самом деле Иосиф не был сыном Илия, а лишь считался таковым согласно закону. Иосиф был зятем Илия, отца Марии. Возможно, здесь имел место случай, описанный в Числ. 27:1-8 и 36:1-12, где Бог предписывает в случае, когда у родителей все наследники — дочери, передавать удел дочерям, которые затем должны выйти замуж за человека из того же колена, чтобы сохранить удел за своим коленом. Если бы у нас не было Мф. 1, мы, возможно, задавались бы вопросом, почему существует такая запись. Теперь мы видим, что это не просто запись о том или ином предписании; это нечто, связанное с Христом, потому что дочь-дева, родившая Христа, была примером применения этого предписания. Мы полагаем, что у родителей Марии не было сыновей и что она унаследовала наследие своих родителей и вышла замуж за Иосифа, человека из того же колена, колена Иуды. Даже предписание из Числ. 27 и 36 имеет отношение к родословию Христа. Вся Библия, в прямом или косвенном смысле, является записью о Христе.
Ю. Иосиф, муж Марии, от которой родился Иисус
В данном случае в записи этого родословия не сказано: «Иосиф родил Иисуса», как говорилось обо всех до этого; здесь сказано: «…Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус» (ст. 16). Иисус родился от Марии, а не от Иосифа, поскольку пророчество гласило, что Христос будет семенем женщины и родится от девы (Быт. 3:15; Ис. 7:14). Христос не мог родиться от Иосифа, потому что Иосиф был мужчиной и потомком Иехонии, ни один из потомков которого не мог унаследовать престол Давида (Иер. 22:28-30). Если бы Христос родился от Иосифа, он был бы лишён престола Давида. Мария же, будучи девой (Лк. 1:27) и являясь потомком Давида (Лк. 1:31-32), была как раз тем человеком, от которого надлежало родиться Христу. Брак Иосифа и Марии соединил Иосифа родственной связью с Христом и свёл две линии родословия Христа воедино для Его появления на свет.
Теперь нам нужно рассмотреть схему на стр. 59, которая показывает, что родословие Христа начинается с Бога и продолжается, пока не достигнет Иисуса. Первое имя — «Бог», а последнее — «Иисус». Родословие ведёт от Бога к Адаму, от Адама к Аврааму, от Авраама через Исаака и Иакова далее к Давиду. После Давида оно разделяется на две линии: первая идёт от Нафана к Марии, а вторая — от Соломона к Иосифу. В конечном итоге по Божьему всевластию в браке Марии и Иосифа эти две линии сходятся для появления на свет Христа. Изучая эту схему в течение некоторого времени, мы поймём, насколько удивительно Божье всевластие.
Все браки совершаются по Божьему всевластию, особенно браки, имеющие отношение к Христу. От Бога до Давида это родословие представляло собой одну линию, а от Давида до Иисуса — две линии. Однако эти две линии соединились через брак Иосифа и Марии. Иисус, родившийся от Марии, является исполнением пророчеств: исполнилось пророчество о семени женщины (Быт. 3:15); пророчество о том, что дева родит сына (Ис. 7:14); пророчество о том, что Авраам получит семя, которое принесёт благословение всем народам (Быт. 22:18); пророчество, сказанное Исааку и Иакову, которое было таким же, как пророчество, сказанное Аврааму (Быт. 26:4; 28:14); пророчество, сказанное Иуде, — что Иуда будет царским коленом (Быт. 49:10), и пророчество, сказанное Давиду (2 Цар. 7:12-13). Хотя рождение Иисуса исполнило многие пророчества в Ветхом Завете, Он не был потомком Иехонии. На первый взгляд, потомки Иехонии по-прежнему принадлежали к царской линии. Но по Божьему всевластию Мария, мать Иисуса, вышла замуж за Иосифа, потомка Иехонии, который, как может показаться, продолжил царский род. На первый взгляд, Иисус был потомком Иехонии; на самом деле Он им не был. Он был потомком Давида. Так может устроить только Бог. Слава Ему!
Если вы задумаетесь над своей историей, над историей своего спасения, вы увидите, что здесь действует тот же принцип. Не нужно думать, что брак Иосифа и Марии был случайностью. Он не был случайностью; напротив, он был запланирован всевластной Божьей рукой. Подобным образом и ваша связь с Христом — ваше спасение — это не случайность. Ваше спасение тоже было запланировано божественной рукой. Иногда я благодарил Господа и говорил Ему: «Я так рад, что Ты поместил меня на землю не в 20 году до Р.Х., а в двадцатом столетии. Ты поместил меня на землю в таком месте, куда пришли миссионеры с Библией. Однажды я родился от матери-христианки. Потом у меня была возможность услышать благовестие, и я был спасён. Аллилуйя!» Это не было случайностью. И ваша связь с Христом — тоже не случайность. Бог тщательно всё спланировал. Бог устроил всё это для таких маленьких людей, как мы. Это не что-то незначительное. Когда мы вступим в вечность, мы, возможно, очень удивимся. Мы, возможно, воскликнем: «Слава Господу!»
Я. Мария
Теперь перейдём к деве Марии (1:16). Поскольку Мария была девой, она отличалась от других четырёх женщин, упомянутых в этом родословии. Мария была чистой, и ей не было равных. Она зачала не от человека, а от Святого Духа, чтобы произвести на свет Христа (Лк. 1:34-35; Мф. 1:18Б, 20Б). Это повествование о четырёх женщинах, повторно вступивших в брак, и единственной деве подтверждает, что все люди, записанные в этом родословии, были рождены от греха, за исключением Христа, который был рождён в святости.
АА. Называемый Христом
Матфей использует выражение «называемый Христом» (ст. 16). В родословии у Луки титул «Христос» не упоминается. Лука упоминает имя «Иисус», потому что Лука доказывает, что Господь пришёл как человек, а не как Помазанник, Царь, Мессия. Матфей, напротив, доказывает, что Иисус — это Царь, Мессия, о котором пророчествовалось в Ветхом Завете. Поэтому он добавляет слова: «называемый Христом».
ББ. Авраам, Давид и Мария
Авраам, Давид и Мария — это три приятных имени в Библии. Это имена, ласкающие слух Бога (ст. 2, 6, 16). Авраам обозначает жизнь верой, Давид обозначает жизнь под воздействием креста, а Мария обозначает жизнь полного повиновения Господу. Именно посредством таких трёх видов жизни Христос был произведён на свет и вошёл в человечество.
Сегодня действует тот же самый принцип. Рассмотрим благовествование. Цель благовествования состоит в том, чтобы принести Христа в человечество. Для этого требуется много веры, жизнь под воздействием креста и жизнь полного подчинения Господу. Если у нас будут эти виды жизни, мы, безусловно, принесём Христа в человечество.
ВВ. До Давида и после Давида
Давид представляет собой окончание поколений отцов и начало поколений царей (ст. 17). Он был тем человеком, которого Бог использовал в качестве рубежа, чтобы завершить часть отцов и начать часть царей.
ГГ. До переселения и после переселения
Во время деградации не нашлось человека, который, как Авраам и Давид, послужил бы рубежом, разграничивающим поколения. Поэтому рубежом, позорным рубежом, стало переселение. В то время рубежом был не человек, а переселение в Вавилон. Библия тщательно подчёркивает, что ни один человек не выделялся как рубеж для того поколения. Это был позор.
ДД. Три группы по четырнадцать поколений
В стихе 17 говорится о трёх группах по четырнадцать поколений. Число четырнадцать состоит из десяти плюс четыре. Четыре обозначает тварей. В Отк. 4:6 мы видим четырёх живых существ, а в Отк. 7:1 мы видим «четыре угла земли» и «четыре ветра». Десять обозначает полноту. Мы часто говорим о десятой части, подразумевая десятую часть полноты (см. Быт. 14:20). Поэтому в Мф. 25:1 мы видим десять дев. Посмотрите на свои две руки и две ноги. И на руках, и на ногах у вас по десять пальцев. Таким образом, десять обозначает полноту, а четырнадцать обозначает тварей в полноте.
То, что четырнадцать поколений умножены на три, означает, что Триединый Бог сливается с тварями в полноте. Это имеет очень глубокий смысл. Лица Триединого Бога — это Отец, Сын и Дух. Родословие состоит из трёх частей: часть отцов, часть царей и часть простых людей, к которым относятся те, кто был захвачен в плен, и те, кто был восстановлен. Части отцов соответствует Бог Отец, части царей — Бог Сын, а части простых людей — Бог Дух. Это чудесно! Таким образом, трижды четырнадцать обозначает слияние Триединого Бога с Его тварями. Это родословие Христа указывает на слияние Триединого Бога с людьми, Его тварями.
Триединый Бог совершал путь через Авраама и Исаака, Иакова и Иуду, Вооза и Овида, Иессея и Давида, а затем через многие другие поколения к Марии и Иосифу. Наконец появился Иисус. Кто такой Иисус? Иисус — это Триединый Бог, проделавший путь через все поколения и появившийся как слияние божественности с человечеством.
Трижды четырнадцать — сорок два. Сорок — это число, обозначающее испытания, искушения и страдания (Евр. 3:9; Мф. 4:2; 3 Цар. 19:8). Христос — это сорок второе поколение. Сорок два обозначает покой и удовлетворение после испытания. В Числ. 33:5-48 показано, что, прежде чем дети Израиля вошли в Ханаан, они проделали путь, в котором они сорок два раза располагались станом. Согласно повествованию Ветхого Завета, израильтяне страдали на протяжении всех сорока двух стоянок. Они подвергались испытаниям, искушениям и проверкам. Они не имели покоя. Однако, пройдя эти сорок две стоянки, они вступили в покой. Это не только произошло в прошлом, но и произойдёт ещё раз в будущем. В Отк. 13 мы видим, что будет период времени в сорок два месяца, то есть три с половиной года. Эти сорок два месяца будут заключительной частью последних семи лет, то есть последней седмины, упомянутой в Дан. 9:24-27. Всего есть семьдесят седмин: первые семь седмин, затем шестьдесят две седмины, а затем последняя седмина (каждая седмина равняется семи годам). Вторая половина этих последних семи лет — период времени в сорок два месяца — будет временем великой скорби, и это будет ужасное время. В это время будет множество испытаний, проверок, искушений и страданий. Но когда эти сорок два месяца окончатся, придёт царство и наступит покой. Период от Авраама до Марии включительно был временем страданий, проверок и искушений. После всех поколений, наполненных испытаниями, искушениями и страданиями, пришёл Христос как сорок второе поколение, чтобы быть нашим покоем и удовлетворением. С Ним мы имеем полный покой и полное удовлетворение.
Прочитав историю в книгах Паралипоменон, мы обнаружим, что поколений от Авраама до Христа было на самом деле сорок пять поколений. Почему же у Матфея их только сорок два? Если вычесть из этих сорока пяти поколений три поколения, которые были прокляты, и одно недостойное поколение и посчитать Давида как два поколения (одно — поколение отцов, а другое — поколение царей), то число поколений составит сорок два, по четырнадцать поколений на каждый из трёх веков.
Помните: это не только Жизнеизучение, но и изучение Библии. Поэтому нам нужны некоторые знания. Нам нужно видеть, что повествование Матфея — это повествование не согласно истории, а согласно доктрине. Повествование Иоанна — это, напротив, повествование согласно истории, так как Иоанн написал своё Евангелие согласно порядку исторических событий. Согласно истории поколений было сорок пять, но согласно доктринальной цели Матфея поколений было сорок два. Судя по всему, Матфей руководствовался определённой доктринальной целью, утверждая, что от Авраама до Давида было четырнадцать поколений, от Давида до переселения — ещё четырнадцать поколений и от переселения до Христа — ещё четырнадцать поколений. Матфей не ошибался, утверждая это. Три поколения были опущены, потому что не имели права быть включёнными в родословие, а четвёртое поколение лишилось этого права и было исключено из родословия. Но был один чудесный человек, царь Давид, который имел двойное право на участие в родословии. Он стал двумя поколениями, завершив одну часть родословия и начав другую. Он принёс с собой царствование, потому что через него было установлено царство. Таким образом, в силу того, что Давид учитывается как два поколения, это родословие Христа может состоять из сорока двух поколений, объединённых в три части по четырнадцать поколений в каждой.
ЕЕ. «До Христа»
Теперь рассмотрим слова «до Христа» (ст. 17). У Луки родословие начинается с Иисуса и возвращается к Богу. Всего в нём семьдесят семь поколений. У Матфея родословие идёт вперёд, от Авраама к Христу. У Луки оно идёт назад и вверх, к Богу, а у Матфея — вперёд и вниз, к Христу. Все поколения были направлены к Христу и произвели на свет Христа. Без Христа насчитывается только сорок одно поколение. В этом случае нет цели, нет завершения и нет окончания. Сорок один — не хорошее число; нам нужно число сорок два. Христос есть цель, окончание, итог, завершённость и совершенство всех поколений; поэтому Он исполняет их пророчества, решает их проблемы и удовлетворяет их нужды. Христос пришёл исполнить все пророчества — пророчества об Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и Давиде. Если бы Христос не пришёл, все эти пророчества были бы пустыми. Когда приходит Христос, вместе с Ним приходят свет, жизнь, спасение, удовлетворение, исцеление, свобода, покой, утешение, мир и радость. С этого момента весь Новый Завет становится полным раскрытием этого удивительного Христа. Все двадцать семь книг Нового Завета: Евангелия, Деяния, Послания и Откровение — говорят о том, что этот Христос исполняет все пророчества, решает все наши проблемы и удовлетворяет все наши нужды, и о том, что Он является для нас всем. Аллилуйя, Христос пришёл!