Краткая история жизни святителя
Святочь родился около 270 года в граде Патары, в Ликийской области (ныне это территория современной Турции).
Его мать и отец, Нонна и Феофан, происходили из знатного и благочестивого рода и были весьма зажиточны. Но богатство и знатный титул не препятствовали им слыть милосердными к беднякам и усердными к молитве Божией. Долгие годы они молили Творца даровать им сына, «взамен» супруги обещали посвятить его жизнь служению Богу. Мольба их была услышана и Свыше семье был дарован сын, нареченный в Святом Крещении Николаем.
Николай Чудотворец
Родители понимали, что их чадо предназначено для особого служения Богу, поэтому особое внимание уделяли его воспитанию, внушали христианские ценности и направляли на путь праведный.
Николай отлично успевал в учебе. Ему были не интересны беседы со сверстниками о мирском, было чуждо все плохое. Он избегал греховных развлечений, был целомудренным и свободное время проводил за чтением Священного Писания, божественных книг, много молился.
Вскоре Николай был посвящен в чтеца, а позже в пресвитера.
Господь сподобил Николая дожить до глубокой старости. На исходе лет он тяжело заболел и мирно отошел ко Христу, в райские обители 6 декабря 342 года. Погребение состоялось в Мирах в соборной церкви.
Храмы, освященные в честь Николая Угодника:
- Кафедральный собор Николая Чудотворца в Оренбурге
- Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе
- Собор святителя Николая в Евпатории
История[править]
Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».
Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.
В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.
Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим. С 1912 года до кончины в 1960 году в нём бессменно прослужил кандидат богословия протоиерей Павел Лепёхин (1880−1960).
В 1992 на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.
В 2008 году Храм Св. Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Святые мощи
Через 700 лет по кончине удотворца в Ликии царили разруха и опустошение, это случилось после нашествия сарацин — кочевников, разбойников, бедуинов.
На развалинах храма, где покоились останки святителя, дежурили иноки. В 1087 году одному из Барийских пресвитеров Николай пришел в сонном видении и велел срочно перенести его тело в Бари. Для этого были снаряжено три корабля, а пресвитеры и знатные горожане разместились на них под видом торговцев.
Эта предосторожность была нужна потому, что венецианцы хотели перехватить процессию и привезти святые останки в свой город.
Торговцы плыли через Египет и Палестину, по пути вели торговые дела, дабы не вызвать подозрений. Наконец, они оказались в Ликии. Они вскрыли мраморную белоснежную гробницу.
К удивлению присутствующих, она оказалась доверху наполненной благоуханным миром, а в нем покоилось тело Николая. Баряне не смогли вывезти неподъемную гробницу с собой, поэтому они переложили останки в приготовленный ковчег и направились на Родину.
Мощи Николая Чудотворца в городе Бари, Италия
Через 20 дней, 9 мая 1087 года, они прибыли в Бари. Здесь была отслужена Литургия с множеством духовенства, а мощи определены в церковь св.Евстафия. А через 2 года был освящен во имя Николая Угодника крипт нового храма, туда же были торжественно перенесены останки.
Важно! Нетленное тело и по сей день мироточит, от него совершается множество чудес. С верой помазующимся святитель дарует исцеление от телесных и физических недугов, отгоняет нечистых духов.
В конце XI века святые мощи Николая Чудотворца были перенесены в город Бар.
Святыни[править]
- Икона Божией Матери «Споручница грешных»
Хранился образ в Николо-Одрином монастыре, что в Орловской губернии. Икона эта была всеми забыта, пока жена одного купца, чей сын был подвержен сильнейшим припадкам, не пришла в монастырь и не попросила отслужить молебен перед образом «Споручницы грешных». Молебен был отслужен, после чего двухлетний больной ребенок выздоровел. После произошедшего икона была перенесена в монастырский храм, где в дальнейшем еще не раз являла свою чудодейственную силу молящимся, и поныне она хранится в Николо-Одрином монастыре.
А в Николо-Хамовническом храме оказался другой образ. В 1846 году из орловского монастыря в Москву был отправлен иеромонах, чтобы сделать в столице ризу для чудотворной иконы. Его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. Желая отблагодарить хозяина за оказанное гостеприимство, иеромонах прислал ему список с чудотворного образа, который был помещен в домашнем киоте вместе с другими иконами. Вскоре к этому списку отовсюду стали стекаться люди и получали от чудесного образа исцеление.
На иконе был замечен необыкновенный блеск и капли масляной влаги. Миром этим стали помазывать больных, после чего они становились здоровыми. Видя чудеса, которые происходили от образа, Дмитрий Бонческул пожертвовал икону «Споручница грешных» Никольскому храму в Хамовниках.
- Икона свт. Алексия
(1688 г., изограф Иван Максимов)
- Список Смоленской иконы Божией Матери
(XVII в.)
- Икона мч. Иоанна Воина
(XVIII в.)
Как прикладываться к останкам
Существуют негласные правила прикладывания к святым останкам:
- при подходе к раке нельзя спешить, толкаться, толпиться;
- нежелательно иметь при себе сумки, пакеты;
- прикладываться к святыне с накрашенными губами запрещено;
- перед тем, как подойти к святыне, необходимо дважды совершить поясной поклон и перекреститься, а третий поклон совершить после прикладывания;
- нельзя целовать святых в лик.
Икона Николая Чудотворца
Биография
Рождение будущего Чудотворца около 270 г. Семья, в которой он родился, была состоятельной, проживала в Ликии, в городе Патары. Православные родители верили в учение Спасителя Христа. Свое предназначение видели в оказании помощи тем, кто нуждается. Николай много времени проводил в храме у дяди, настоятеля Николая Патарского. Когда подрос, был в нем чтецом, затем священником.
Когда умерли родители, отдал состояние нищим, и решил продолжать церковное служение. Вскоре стал епископом Мир Ликийских (сегодня Демре, Анталия в Турции).
Новый епископ пришелся по душе прихожанам, благодаря отзывчивости, справедливости. Но с язычеством боролся, был непримиримым по отношению к еретикам.
Совет: стоит почитать Угодника за его праведную жизнь и чудеса начали уже при жизни.
Сохранилось множество легенд, а всех чудес, которые совершил Святой и не перечтешь. Например:
- В городе Мире начался страшный голод. Святитель начал горячо молиться, город был спасен.
- Святитель всегда помогал тем, кто в море. Было спасено множество моряков, судна которых терпели крушение.
- Если в тюрьмах оказывались люди, не заслуживающие наказания, то он помогал им молитвами. Каким-то образом они оказывались на свободе.
Никто не может назвать точную дату смерти. Известно только, что был он глубоким стариком. Дата смерти между 345 и 351 годами. Посмотрев фильм «Чудотворец» Аркадия Мамонтова, рассказывающий об архиепископе Мир Ликийских, можно узнать много полезного и интересного.
При подготовке статьи были использованы материалы сайта pravoslavie.guru.
Как доехать к мощам
Мощи Святого Угодника Божьего находятся по адресу: Италия, город Бари, Базилика Святого Николая. Её построили в 11 веке. Люди со всего мира находят любую возможность, чтобы прикоснуться к святыне. Бывают здесь и верующие из России.
Что касается паломничества, то оно стало активным в 19 — начале 20 века, когда в Бари построили православную Церковь Святителя Николая. До Старого города Бари — три километра. Новая церковь имеет широкое подворье, способное поместить большое число верующих людей со всего света.
Можно присоединиться к паломнической группе, приехав в Бари организованно. Если же принято решение добираться до Бари самостоятельно, то транспортное сообщение здесь хорошо развито:
- Прямого авиасообщения с Италией нет, поэтому сначала придется прилететь в какой-нибудь итальянский город или в Германию, а уже потом в Бари, где лежат мощи Чудотворца. Европейцам проще, поскольку существуют сезонные рейсы.
- Другой способ – железнодорожный транспорт.
- Можно также добираться из городов Италии на автобусе.
- Из Хорватии, Черногории, Албании, острова Корфу ходят паромы.
Возьмите на заметку: в Православном календаре три важных даты. Рождество Святого Угодника празднуется 11 августа. Днем памяти считается 19 декабря — это дата смерти, и 22 мая — день перенесения святых мощей. В эти дни празднуют именины все мужчины, носящие имя Николай.
Несмотря на то, что Николай Чудотворец жил и творил чудеса много веков назад, люди продолжают в него верить. Вера приносит положительные плоды. Многие на себе прочувствовали чудеса, которые им подарил святой Угодник.
Как мироточат мощи Святого Николая Чудотворца, смотрите в следующем видео:
Встреча со святым
— В храмах Москвы есть множество великих святынь. Но если привозят, вот как сейчас, мощи святителя Николая, одного из самых известных и любимых в России святых, частицы мощей которого есть во множестве московских храмов, все бегут. Зачем?
– Ну, смотрите: вот приезжает к вам очень дорогой для вас человек. Можно, наверное, помахать ему издалека. А можно подойти и пожать ему руку.
Святыня – это не просто останки, вещи, чудотворные иконы или какие-то предметы, которыми святые пользовались при жизни.
Все, что связано со святыней – это событие, связанное с жизнью святого в Царстве Божием, и может быть, с моей жизнью на земле.
И в этом свете вопрос, зачем идти к одной святыне, частицы которой есть в других храмах, получает новый смысл.
Я сам в какой-то мере поддался этому соблазну и начал рассуждать так же «технологично»: есть в одном месте, зачем же бежать в другое?
Когда в 2011 году к нам в Москву привозили Пояс Пресвятой Богородицы, я тоже сначала так подумал: ну что, я служу, причащаюсь, к частице Ризы Богородицы в Соборе Христа Спасителя прикладываюсь регулярно. И когда меня от Патриархии послали на послушание беседовать со стоящими в очереди в храм Христа Спасителя, и я прикоснулся к Поясу, я понял: это же Богородица приехала! Сама Пресвятая Богородица пришла в нам! Как же не пойти, не встретиться с Ней?
То, что Ее Пояс привезли в Россию, причем впервые, – ведь это сюжет из Ее жизни, совершенно новый сюжет, событие, которое происходит здесь и сейчас! Да, Она присутствует в Москве и в других святынях, но впервые Ее Пояс был вывезен с Ватопеда, горы Афон, Ее удела. Это Она о нас так сегодня позаботилась, так выразила свою любовь!
Думаю, так и с мощами святителя Николая.
Ведь для христианина время – категория нелинейная. Когда мы празднуем Благовещение, мы же не просто вспоминаем, как более 2000 лет назад архангел Гавриил принес Деве Марии и всему миру Благую весть. Мы празднуем это как Благую весть, которую мир получает вновь и вновь!
Как и другие праздники, как и Воскресение Господа мы не просто вспоминаем за каждой литургией, а приобщаемся Его воскресению.
Вот, например, икон Богородицы очень много, но каждый ее образ – это событие в Ее исторической жизни, Ее участие в жизни какого-либо человека.
И человек чувствует это, хотя и не всегда может объяснить, почему ему так хочется прийти, вроде нет конкретных просьб. Но есть радость встречи.
Я потом очень благодарил Бога за то, что меня туда направили в эти дни. Я смотрел на людей и думал, что сам бы поленился прийти, сидел бы и умничал, а когда все увидел, то понял, что происходит, какой я бесчувственный.
— Многих искренне верующих отпугивает сама мысль о том, что придется «пробиваться» к святыне, в толпе, в ажиотаже, а помолиться хочется в тишине и «без свидетелей».
— А на литургии мы тоже молится «без свидетелей»? Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». И на ней, между прочим, выстраивается очередь к причастию, иногда длинная.
Конечно, когда на литургии тебя теснят со всех сторон, это не способствует молитве. Понятно и желание уставших от многолюдия москвичей побыть с Богом в тишине. Но поэтому в этом вопросе нет никаких руководств и инструкций: когда, кому и у какой святыни надо побывать.
Если у церковного человека есть сомнения, он может спросить у духовника, если нет — он поступает так, как подсказывает сердце.
— Вот побывал человек в Иерусалиме, приложился ко многим святыням, а тут в Москву тоже привезли святыню, — надо идти «обновлять благодать»?
— Разве мы не регулярно молимся, исповедуемся, причащаемся? Когда мы после причастия грешим и теряем благодать, мы с сожалением о своих грехах приносим покаяние и укрепляемся Святыми Христовыми Тайнами.
Во всем этом есть повторяемость. Вся жизнь в Церкви строится по определенному кругу: суточному, годичному. Повторяются службы, праздники.
Наша человеческая природа энтропийна, человеку свойственно забывать, остывать.
Мы сейчас помним, переживаем, а в какой-то момент нам для укрепления и поддержки опять необходимо вернуться в то же символическое окружение, чтобы снова понять, как общаться с Богом.
Мы нуждаемся в восстановлении и обновлении своих сил, очищении своей памяти. Не случайно святые отцы называют исповедь вторым крещением, когда восстанавливается мир человека с Богом, с Церковью.
— А если у человека нет личных отношений с тем святым, мощи которого привезли, нет никакого особого чувства близости? Но этот святой велик, все идут. Может человек сохранить дистанцию или это будет как-то неблагочестиво?
— Это будет искренне. Бог видит наше сердце и лучше понимает, что у нас на душе, чем мы сами. Не всегда можно понять, надо или не надо идти к святыне.
Общение с Богом происходит на глубоко личном уровне, а каждый человек уникален. И что именно происходит в тайне общения души с Богом, никому не ведомо.
Какой этап отношений сейчас у человека с Богом — кто точно на это ответит? Никакие схемы здесь не подходят, они могут быть только ориентирами.
Один мой знакомый считал приезд Пояса не то что пиаром, но все же некой акцией. Но к Поясу пошел, сохраняя при этом скепсис.
А когда приложился, с ним произошло невероятное: он ощутил такой мир в душе и любовь к нему Пресвятой Богородицы, что словами почти ничего не мог выразить, кроме восклицаний: «Как хорошо!».
Вот то, чего мы, православные, порой боимся, помня о хранении чувств, трезвении и пр. А тут не сработала защита, пробило этого скептика, потом он так радовался, как ребенок. Человек этот много лет уже в Церкви.
Но и хорошо, что мы всего не знаем, потому что в противном случае возникал бы соблазн свести все к схеме, превратить в технологию. Господь хранит тайну, потому что он уважает нашу свободу.
«Улица святого Николая»
Дата и время: 15 мая в 16:00, 19 мая в 12:00
Место сбора: выход со станции метро «Смоленская» синей ветки
Одну из самых известных столичных улиц в старину в народе называли по имени святого Николая. В те времена здесь стояло три церкви, названных в его честь. В начале 1930-х храмы, находившиеся на этой улице, снесли, но память о них жива до сих пор. Речь идет об Арбате. На экскурсии расскажут об истории этой пешеходной улицы. Участники узнают, в какой храм на смотрины привозили молоденьких барышень, а в каком субботние литургии служили на греческом языке.
«Николоямская слобода»
Дата и время: 16 мая в 16:00, 19 мая в 14:00
Место сбора: Котельническая набережная, дом 1/15, перед входом в кинотеатр «Иллюзион»
В Москве больше всего храмов, названных в честь святого Николая. И даже улиц с именем этого покровителя в городе две — одна в Китай-городе, а вторая — Николоямская — проходит вдоль реки Яузы. Именно по ней прогуляются участники экскурсии, которым поведают историю этого купеческого района.
Мощи благоверного князя Дмитрия Донского
Князь Дмитрий Иоаннович Донской вошел в историю как праведный победитель Ордынского воинства, благочестивый защитник веры православной и строитель Кремля белокаменного в Москве.
В 1988 году благоверный великий князь был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви. Святые мощи Дмитрия Донского хранятся в Архангельском соборе Кремля. Там же находятся останки членов его рода.