Проповедь в день памяти Святителя Николая Чудотворца


В память вечную будет праведник

Проповедь в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«В память вечную будет праведник», – так говорит Священное Писание. Воистину, есть имена угодников Божиих, над которыми не властно даже время. И доколе будет наша земля, они будут в памяти верующего человечества.

Много святых знает Церковь Христова, но наиболее почитаемым считается Николай Мирликийский Чудотворец. Его почитают и величают все народы земли и даже язычники и иудеи и мусульмане, ибо он святой всех стран. Он звезда, освещающая всю вселенную и дарующая ей духовную радость, как сказано в акафисте. Святая Церковь Христова увековечила память Святителя, выделив на каждой неделе один день – четверг, посвященный его памяти, а также несколько дней в течение года.

Вот и сегодня мы вспоминаем то священное событие, которое произошло почти тысячу лет назад. Родился Святой Николай в городе Патре в благочестивой семье и удивил своих родителей еще в детском возрасте, поскольку в среду и в пятницу не принимал молока матери. И много других знамений было на этом младенце, а затем и отроке. Вся его жизнь была посвящена молитве и познанию Господа Бога.

Святитель Николай стал пресвитером, а когда в городе Миры Ликийские скончался архиерей, на святого Николая пал жребий, дабы он был избран на этот великий пост. Святитель долго отказывался по своему смирению, но затем увидел сон, что Господь вручает ему Евангелие, а Богоматерь возлагает на него архиерейский омофор. И после этого он принял этот сан. Святитель Николай был пастырем добрым, всегда помнил о Боге и спешил творить добро людям.

И сегодня мы помним, что, когда после его кончины прошло 700 лет, произошло следующее. Он был похоронен в городе Миры в храме, который сарацины разрушили до основания вместе с городом и всей Ликийской областью. И только благочестивые люди, охранявшие гробницу, успели соорудить над ней мраморный саркофаг. Когда прошло 700 лет со дня его смерти, святитель Николай явился священнику из города Бари и велел ему: «Скажи начальствующим, чтобы они отсюда (из города Миры) взяли мое тело». Была организована комиссия, и поехали на поиски в город Миры, где чудесным образом обнаружили мощи. Так как гробница была мраморная, барийцы не смогли ее взять, но, открыв, увидели, что гробница наполнена миром благоухающим. Святые мощи были взяты в ковчежец и 20 дней везли их до города Бари. Прибыли туда 9 мая 1887 года. Мощи святителя Николая были встречены с почестями всеми жителями города. Это событие и вспоминает сегодня святая Церковь.

Чем же заслужил такое необыкновенное почитание святитель Николай? Он был непоколебимым адамантом веры и жил по вере. Его почитают за жертвенную любовь к людям, за сострадание, за милосердие, за его заступничество перед Богом, за то, что он никого не оставлял без своей молитвенной помощи, кто прибегал к нему с верой и надеждой. Его имя в переводе с греческого значит «победитель народов». И он победил сердца людские, но не гордостью и властолюбием, а делами любви, милосердия и добра. Он оставил память о себе и любовь к себе. И эту память святая Церковь воспевает, взывая: «Мы, любовию твоею побеждаеми, вопием ти сице: Радуйся, Николае, великий Чудотворче!».

Вся его жизнь была жертвенным подвигом любви к людям, он исполнил завет апостола Павла и был всем для всех: недужным людям – целителем, скорбящим – утешителем, терпящим бедствия – избавителем, терпящим напасти – защитником и покровителем, и во всякой скорби – помощником.

Он не написал богословских трудов, но всю жизнь свою богословствовал своими делами любви к людям. Он даже не дожидался, когда к нему придут за помощью. Имея дар прозрения, он сам находил нуждающихся и помогал им и при своей жизни, и после своей кончины. Известно, что однажды тайно под покровом ночи, чтобы избежать славы человеческой, он подкинул золотые монеты бедным девицам, дабы уберечь их от позора и спасти их и их малодушного отца, который хотел продать дочерей в наложницы.

Когда были осуждены трое прихожан из его паствы, святой Николай сам явился к месту казни и вырвал меч из рук палача (в Эрмитаже есть картина на этот сюжет). А когда были осуждены другие трое невинных и приговорены к казни, св. Николай явился с ходатайством к императору Константину и приговор был отменен. Известны многочисленные случаи, когда по его молитвам утихала буря на море, почему он и является покровителем мореплавателей.

Воистину велик был святитель! И Церковь воспевает его, являющегося правилом веры, образом кротости и учителем воздержания. Святой Николай и был таковым.

И сегодняшнее Евангелие с Нагорной проповедью «Блажени нищие духом…» (Мф. 5:3), – это все о нем, все это он исполнил. Было у него и смирение, и терпение, и кротость. Вначале своего епископства он подвергался гонениям от страшного противника христиан Диоклетиана. Был схвачен с другими христианами и посажен в темницу, претерпел и голод, и холод, и страдания, биения и угрозу смерти. Но победил он этого гонителя, Господь хранил его для других великих поступков и дел. Константин равноапостольный освободил всех христиан, и святитель Николай вернулся к своему служению.

В 325 году Константин созвал I Вселенский Собор, дабы осудить ересь богохульника Ария. И святитель Николай доказал правоту истинного учения. Заблудший Арий утверждал, что Христос вовсе не Сын Божий, а человек, а Богоматерь – Христородица. Ересь эта так распространилась, что понадобился созыв Вселенского Собора. Было там 318 святых отцов со всех церквей и среди них – святой Николай. Своей ревностью он обличил Ария и даже ударил его, за что и был осужден, так как архиерей не имеет права ни на кого поднять руку, ибо его руки связаны «узами Христа». Но, рассудив, архиереи вернули св. Николая; и помогла в этом Сама Богородица, которая явилась им, сказав, что они должны вернуть этому подвижнику все, что ему дано от Бога.

Сегодня мы вспоминаем святителя Николая. Почти 17 столетий прошло, но, как поется «в память вечную будет праведник». И на нашей Родине его называют угодником Божиим, с его именем много связано благочестивых обычаев, он является покровителем моряков, земледельцев. Во многих домах нашей Отчизны есть иконы святителя Николая. И при жизни, и по его блаженной кончине святитель Николай помогал обращающимся к нему.

Будем всегда почитать святителя Христова и будем молиться, чтобы Господь и нам дал силы подражать его многочисленным христианским добродетелям. Будем молить святителя Николая и учиться у него побеждать сердца людские не гордостью и властолюбием, а христианской любовью и добродетелью.

Будем молить святителя, чтобы умолил он Господа избавить нас от непосильных бед и напастей и даровал нам и Отчизне нашей спокойную, безмятежную жизнь и сподобил нас тихого пристанища в вечноблаженной жизни. Аминь.

Проповедь в день памяти Святителя Николая Чудотворца


Когда двадцать лет назад мы начинали эти крестные ходы и входили сюда с иконой святителя Николая, то, конечно, здесь была совсем другая картина: огромные разрушения, живопись осыпалась, в некоторых местах виден кирпич, и тот осыпающийся, все было в строительных лесах. Сегодня Церковь благоговейно чтит память Святителя и Чудотворца Николая. Она именует его «скорым помощником, всех предстателя и великим заступником, сущим на земли и в море плавающим, утешением скорбных и сущих в бедах прибежищем». Святитель Николай родился в городе Патаре Ликийской области. Ныне это район входит в состав Турции. По происхождению он был ликийцем — представителем древней народности, населявшей эти места с незапамятных времен. Ликийцы имели собственный алфавит, письменность, язык и культуру, но позже были ассимилированы греками. Интересно, что ликийцы почитали женщин более, чем мужчин и вели свой род по материнской линии. Наследство передавалось дочерям. Гражданские права также определялись матерью. Когда в житии Святителя Николая мы читаем о том, как он помог выдать замуж трех дочерей в конец разорившегося отца, намеревавшегося торговать ими, мы понимаем, что Святитель спас его не только от греха и позора, но и гражданские права будущих внуков этого человека, так как дети блудниц у ликийцев считались незаконнорожденными.

Ликийцы были терпеливым и выносливым народом. Климат Ликии был капризным, и с июня, после сбора урожая, ликийцы поднимались в горы, спасаясь от засухи. Позже Ликия, потеряв автономию, вошла в одну из провинций древнеримской империи, а затем стала частью Византии.


Крестный ход по водам Спустя полторы сотни лет в храме, как и при игумене Дамаскине, регулярно служат Божественную Литургию и читают Неусыпаемую Псалтирь. Молебным пением о всех, «по водам плавающих», и крестным ходом на Валааме благословляется начало летней навигации на Ладожском озере.

Такова была историческая и культурная среда будущего Святителя Христова Николая, которого русский народ неизменно воспринимал как своего русского Небесного покровителя. Всеобщее почитание Николая Чудотворца среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. Святитель открыто, решительно и смело выступал в защиту угнетенных, невинных, заступался за неправедно осуждаемых и гонимых, помогал оставленным всеми и беззащитным. Такое отношение Святителя к людям было особенно близко русскому народу.

Почти в каждой православной семье на Руси есть его икона. О степени почитания народом святителя Николая можно судить по тому, что Русская Церковь положила ему по четвергам и каждую неделю особую службу наряду с апостолами. С самых древних лет ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как Николаю Чудотворцу. «Всякому во всякой потребе готовому помощнику», как поется в акафисте.

Первый русский князь-христианин, киевский князь Аскольд, был крещен во имя Николая Чудотворца святым Патриархом Фотием более чем за сто лет до Крещения Руси. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая.

Древний составитель жития Николая-Чудотворца пишет о нем: «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Вы все хорошо знаете его житие и нет необходимости приводить многочисленные примеры его благодатного предстательства и помощи людям.

Святителю Николаю на Руси молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры.

Это особенно актуально сегодня, когда православная вера становится объектом политики людей, часто именующими себя православными, а на деле отстоящими от чистоты Православия, как небо от земли.

Отмечу только, что жизнь Святителя продолжают исследовать и его живой облик не пропадает в веках, он становится нам все ближе. Есть даже специальное направление науки — николаеведение. В этих исследованиях принимают участие не только российские ученые, но и исследователи со всего мира. По разрешению Ватикана были исследованы его мощи в гробнице. Относительно недавно был реконструирован реальный внешний вид Николая Чудотворца, который оказался очень похожим на его изображения на древних иконах.

Как показали исследования мощей, Святитель был строгий постник — питался только растительной пищей, и болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пребывал в заключении в тесной и сырой тюрьме. Известно, что в житие Святителя Николая Мирликийского попала часть жития другого святого, тоже Николая, но Пинарского, жившего также в Ликии двумя столетиями позже. Российские исследователи по благословению Патриарха Алексия II издали новый текст исправленного жития Святителя Николая.

Мне трудно говорить о святости и подвигах такого человека, всякое слово о нем как о пастыре, или о монахе, подвижнике благочестия, или просто, как о христианине, обличает мое недостоинство и всякого расслаблено живущего христианина. Как поется: «удобее молчание, чем говорить о святом». Но все же, как бы не было нам стыдно, мы должны взирать на веру и жизнь Святителя, размышлять и говорить о ней. Для того хотя бы, чтобы у нас возникло чувство покаяния, если мы не способны подражать ему в его благочестивой жизни.


Братия скита святого Николая Чудотворца

Это такая жертвенность, такое послушание несравненное… Сейчас бывает же, говорят мне: «Батюшка, я устал!» А некоторые молодые свое нетерпение показывают. Им говорят: «Ладно-ладно, иди, ничего не надо». А тут от них, людей в возрасте — никогда никакого ропота. На них всё держалось.

Какова главная черта облика Святителя Николая, его жизненного пути? Первое, что бросается в глаза — это его самоотверженность, отречение от себя, от своего «я» во имя заповеди Христовой, во имя любви к Богу и ближнему. Не скорбные обстоятельства, которые ожидали его за те или иные поступки, было важным для Святителя, но действовать в Духе Христовом. Свое «я» он распял на кресте Христовом: как Сын человеческий распялся воле Бога-Отца, так и Святитель Николай распял свою волю заповедям Сына Божия.

И в этом самораспятии заключается тайна христианского подвига, тайна креста, который порождает ту таинственную силу Божию, всегда соприсутствующую ученикам Христовым. Эта сила и делает их чудотворцами, дарует им великое дерзновение и премудрость, исполняет их бесконечной любовью к ближним. Об этой силе говорит Святой Григорий Палама: «в этом сказывается Божия премудрость и сила: победить чрез немощь, возвыситься чрез смирение, разбогатеть чрез бедность».

Будем и мы, братия и сестры, изучать жития и крестный путь угодников Божиих, размышлять о них, сравнивать путь своей жизни с их жизнью. Замечать, с каким доверием к Богу они принимали все жизненные невзгоды и проблемы, как они в терпении переносили все внешние и внутренние свои скорби, но не предавали Господа, не шли на сделку со страстями, даже в извинительных случаях. Воистину слово Евангелия было для них всё! Весь этот мир они положили к стопам Божиим, к заповедям Христовым.

Потому-то, во дни чествования таких великих Божиих угодников, как Святитель и Чудотворец Николай, мы с вами награждаемся радостию и надеждой на спасение. Его молитвы даруют нам божественную благодать, которая преизливается в такие дни на нас, и мы верим и молимся ему: да не оставит он нас, немощных, без своей благодатной помощи плыть в этой пучине житейского моря, и да поможет нам, помощник ходящих по морю, завершить начатый нами путь христианской богоугодной жизни в небесной гавани Царствия Христова.

Аминь!

Игумен Силуан (Туманов)

Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа, Аминь.

Дорогие отцы, братья и сестры!

От всей души поздравляю Вас с праздником памяти великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Мы знаем Святителя Николая как ревностного молитвенника о нас перед престолом Божиим. Я думаю, что в жизни каждого православного христианина найдется такое маленькое, а то и не маленькое чудо, которое произошло у нас по молитвам и предстательству святителя и чудотворца Николая. А если еще не произошло, то точно произойдет. Великое дерзновение было у него перед Богом, и великая сила молитвы, о которой нам только мечтать, чтобы стяжать ее в своей жизни.

И вот мы слышим в Евангельском чтении, которое положено на его день памяти, о том, что дается особенная благодать тем, кто проповедует имя Божие. Тем, кто проповедует Христа, тем, кто служит Ему. Т.е. каждому из нас, каждому христианину дана особая сила и особая власть.

Но почему же в таком случае мы так слабы? Почему же у нас в жизни далеко не так всё благолепно, как в житии Святителя Николая? Мы помним, что ему было тяжелее нас. Он подвязался в то время, когда Церковь Христова еще не была повсеместно законной. Её еще гнали, на Церковь Христову было много всевозможных нападок и кровавых гонений. Но святитель Николай умер своей смертью и проповедовал достойно Христа Бога, и помогал людям.

И вот нам помогает получить ответ на этот вопрос как раз-таки сегодняшнее Евангельское чтение (Лк., VI, 17-23). В начале его говорится: приходили многие ко Христу «послушать Его, и исцелялись от дух нечистых, и весь народ искал прикасаться ко Христу, потому что сила от него исходила и исцеляла всех». И вот Христос возводит очи Свои на учеников Своих и говорит, «Блаженные нищие духом». И далее идет текст заповедей блаженств.

Сегодня мы нищих считаем социальной категорией. Нищий — это тот, кто недостаточно богат, очевидно беден, не может жить на одном уровне вместе с, так скажем, остальным обществом.

Но если мы внимательно вчитаемся в текст Евангелие, а еще и почитаем отцов, которые толковали Священное Писание, то увидим, что здесь, в Евангельской проповеди, имеется в виду не нищета в смысле безденежья, а нечто иное. И дальше по заповедям: не те, которые хотят есть обыкновенную пищу, насытятся, и не те, кто просто плачет, утешатся. Здесь речь о духовном, а не о мирском. «Блаженный» на русский переводится как «счастливый». «Счастливы нищие духом, потому что их будет Царство Небесное». Но почему счастливы, и почему именно «нищие духом»? А потому что это особый термин, который обозначает в Ветхом Завете людей, жаждущих Бога больше всего, что есть на этой земле.

Например, пророк и псалмопевец Давид о себе так говорил: «о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня. Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою» (Псалом 68, 12- 19). А он был богат, он был царь, но о себе он говорил: «я нищий».

Это помогает нам понять, что в Ветхом Завете человек, которой говорил о себе «я нищий», это человек, который жаждет Бога. Это не значит, что у него совсем нет денег. Это значит, что он признает себя перед очами Божьими смиренным. Гимн нищих — это вся Псалтырь которая прославляет эту духовную нищету. И вспомните песнь Богородицы: «Яко призре на смирение рабы Твоея,… низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя».

Здесь мы видим понимание того, что без Бога мы ничто в этой жизни. Мы плачем не потому, что нас оскорбляют, или обидели, или денег мало, или рубль упал. Нет, мы плачем, потому что мало Бога в нашей жизни. Потому что годы идут, а мы так мало стяжали Бога. И опыта Богообщения мало или почти нет, весь он сводится только к молитве, которую мы смиренно читаем и просим Господи «помоги». И алчем мы и жаждем насытиться не пониманием того, как найти Бога в этой жизни, как прожить эту жизнь достойно, а не по лукавым образцам века сего. Это алкание жизни вечной, это плач о Царстве Небесном.

И поэтому Евангелист, понимая, что не все его поймут, не просто пишет «блаженны нищие», а добавляет «блаженны нищие духом», т.е. подчеркивает, что не о бедных идет речь, а о нас с вами, о тех, кто является продолжателем Церкви праведников Ветхого Завета, о тех, кто сегодня продолжает великую священную историю, которая идет с первых дней существования этого мира. Историю людей, которые в первую очередь жаждут Бога, и ищут Бога, а уже потом все, что необходимо для жизни, выживания, пропитания себя и своей семьи.

Готовы ли мы сказать о себе, что мы такие нищие? Готовы ли мы сказать, что также жаждем Бога, как жаждал его святитель и чудотворец Николай, житие которого мы все прекрасно помним и знаем? Боюсь, что не каждый может так смело о своей жизни сказать.

Но это не значит, что для нас закрыта сама эта возможность. По благодати Божьей, по нашему смирению Господь может нам все это подать и развить наши маленькие искорки благочестия и молитвы в то пламя, которое было у святителя Николая.

Поэтому, дорогие братья и сестры, помолимся сейчас Господу Богу. Помолимся святителю Николаю, молящемуся за нас перед престолом Божиим, чтобы Господь даровал нам такую же милость, такую же благодать, такую же ревность по Боге. И чтобы через причащение Святых Христовых Таин вошла в нашу жизнь эта сила. А мы уж постараемся хоть сколько-то быть её достойны.

Аминь.

***

Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Галину!

Поделиться:

Оптина Пустынь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Кто из нас не слышал о чудесах святого Николая Чудотворца, о том, как он спас трех дочерей отчаявшегося человека, подбрасывая ему поочередно узельцы золота, а сам оставаясь неузнанным. Кто не слышал о том, как он спас вельмож от царского гнева, или корабль от потопления в пучине морской, город от голода, или об обстоятельствах его избрания на епископскую кафедру. Когда умер митрополит Ликийской области, и епископы собрались, то одному было видение, и Господь сказал ему, чтобы он явился рано утром в храм. И первый, кто войдет в храм, тот и будет избранник Божий, которого Господь хочет, чтобы он был поставлен митрополитом. Так и случилось.

Святитель Николай известен многими чудесами. И что можно добавить к его славе, к его добродетелям, к его смирению, любви и милосердию, кротости, воздержанию. Однако же есть вещь, которая часто находится у нас перед глазами, которую мы считаем само собой разумеющей, и при этом она часто пропадает из нашего зрения. Как в человеческом глазе есть слепое пятно, глаз устроен так, что в нем в определенных точках нет светорецепторов, так и в нашем духовном зрении есть слепые пятна, которые не позволяют нам увидеть вполне очевидные вещи. Или точнее, мы их видим, но в силу их очевидности перестаем ценить и обращать на них внимание.


Фреска правого придела Введенского собора Оптиной пустыни, освященного в честь свт. Николая

Чтобы понять о чем речь и как это связано со святым Николаем Чудотворцем, приведем пример из недавней нашей истории, из жизни святого русской Церкви, наверное, не менее великого, чем Николай Чудотворец, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Когда будущий митрополит Вениамин Федченков, увидев его молитвенность, его горячую веру, спросил у него: Как вы, отче, стяжали такую горячую веру? То на это, задумавшись на мгновение, святой Иоанн ответил: но я жил в церкви. Что значит жить в церкви, переспросил инок, будущий митрополит. С некоторым недоумением святой Иоанн Кронштадтский отвечал: я служил Литургию, я читал каноны, любил читать стихиры из Минеи, я жил церковной жизнью.

И вот никто да не подумает, что можно личными добродетелями, каким-то личным подвигом преуспеть и стяжать духовные дары. Мы часто читаем жития разных святых. В них, как правило, всегда делается упор на личном подвиге святого, на его смирении, на его воздержании, на каких-то его подвигах, на каких-то чудесных случаях из его жизни. Многие авторы, которые сами зачастую, не зная о жизни святого в детстве, пишут очень стандартные вещи о том, что вот он с самого детства уклонялся от игр, от суеты, от веселия со сверстниками, что он прилежал в молитве, был задумчив. Автор, часто ничего не зная о детских годах святого, тем самым показывает свое понимание того, как он приобрел такие духовные дарования. В его понимании человек с самого детства должен отличаться такими качествами. Поэтому большинство житий говорят о неких чудесах, о неких предзнаменованиях, которые якобы случились в жизни того или иного святого, тем самым выражая, что его понимание этой святости оно все или большей частью заключается в этом личном подвиге этого святого.

На самом деле все дары Святаго Духа, все, что человек получает, он получает в церкви. Человек может ничем не отличаться в детстве от своих сверстников, быть таким же любознательным, таким же веселым. Но церковная жизнь, очищая его, соединяя с собой, соединяя с Духом Святым, который живет в Церкви, раздает дары по апостолу Павлу, ибо Дух дает каждому по его потребе. Одних ставит проповедниками, других управлять учит, третьих ставит духовниками и так далее, каждому давая то, что ему потребно (см. 1Кор. 12, 7-11). И только в Церкви человек может стать частью этого единого богочеловеческого организма. Или как сказал апостол Павел, что Церковь есть тело Христово, и все мы с вами члены (ст. 27). Но член не может получить эту живительную силу благодати, оставаясь отрезанным от церковного тела. И поэтому каждый святой, возрастая в своем духовном пути, в своем росте, он всегда в первую очередь оставался чадом Церкви. И все дары, которые он получал, все, что в нем было, даже любовь к подвигу, даже его воздержание или стремление к отшельническому монашеству это всегда церковные дары. Это не какое-то его личное решение, не какое-то его личное стремление, пробудившееся в нем неизвестно откуда с самого раннего детства.

Это именно дар, который Господь дает человеку. Тогда человек начинает ревновать, человек начинает идти на какой-то подвиг – исповеднический ли это подвиг, мученический, или же просто какое-то церковное служение. Но всегда человек может приобрести что-то для своего спасения, только пребывая в церковном теле. Но это пребывание в церковном теле должно быть не формальным. Человек не может быть по-настоящему церковным человеком, если он просто ходит в церковь, просто участвует в таинствах, но не участвует, не интересуется церковной жизнью, или где-то даже презорствует, осуждает священноначалие, осуждает иерархию, осуждает священников. Достаточно даже такой мысли, что да, вот сейчас священники не такие, как раньше, сейчас они совершенно другие, погружены в мирское, плотское. Достаточно такой мысли, чтобы немножко отсечь себя от церковного тела. И если вы подходите причащаться, а сами думаете, что это вот, как в известной притче православной, прокаженный подает вам некое причастие, а сами вы не уважаете этого человека или считаете, что вот иерархия в чем-то прегрешает, то вы уже этими мыслями уже отсекаете себя от церковного тела, главой которого является Христос, в Котором обитает Дух Святый. Человек не может получить благодать, если он не находится в единомыслии, в единодушии со всей Церковью, если он не единодушен ее святым, и даже в настоящей Церкви исторической не выдуманной, которая была когда-то, которая сейчас пребывает, в которой сейчас живет Святой Дух.

Поэтому будем помнить, что святитель Николай Чудотворец не сам приобрел каким-то своим непостижимым подвигом, какой-тот своей особой молитвенностью, какой-то любовью к Богу или верой, которая возникла ниоткуда, причем в самом детстве. Нет, он был церковным человеком. Он был человеком, который любил и был предан Церкви, который исполнял ее правила, не осуждал никого. И храня это единство со всей Церковью, он был тем членом церковным, который омовался благодатью Святаго Духа в этой Церкви.

Поэтому этого вам желаю. Желаю всегда помнить, что Церковь сейчас существует, ее историческое бытие ее в том виде, в котором мы с вами живем. Не будем иллюзорно думать, что мы находимся в единении со святыми, которые жили тогда, а сейчас все по-другому. Нет, сейчас в Церкви обитает Дух Святой, и есть иерархия через священство, через епископов дает все необходимое для спасения. Будем помнить об этом. Быть в церкви причащаться, участвовать в таинствах, не забывать и не осуждать никогда.

Спаси всех Господь.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)
19 декабря 2022 г.

Русская духовная миссияв Иерусалиме

Сегодня мы, дорогие братья и сестры, собрались, чтобы почтить память великого святителя и угодника Божия Николая, нашего безотказного помощника и заступника.

И в этот день, на его святую память, мы всегда читаем Евангелие о том, как Господь исцеляет больных, изгоняет бесов и проповедует Царствие Божие. «Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6, 19).

Господь никому не отказывает, но Он пришел не для того, чтобы поправить наше телесное или душевное здравие, а для того, чтобы сделать людей качественно новыми, духовными, показать им путь к блаженству. Не просто напоить водой, но открыть в каждом сердце неиссякаемый источник благодати; не телесную хромоту исправить, но каждой душе даровать жизнь вечную. Благодетельствуя душе и телу, Он открывает им духовную мудрость: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь, блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6, 20-21).

Восполняя наши телесные нужды и недостатки, Господь призывает нас не довольствоваться земным, но искать небесного, не пытаться поуютнее устроиться в этой жизни, но взыскать грядущего вечного Царства правды и любви.

Так и святитель Николай, который безотказно исполняет даже самые обыденные, житейские просьбы, призывает нас подняться над человеческими нуждами и искать большего, Самого Источника благ. Не только пользоваться дарами его любви, но и подражать его святому житию, его блаженному служению Богу и ближнему. Потому что все, что он имеет и раздает, он получил от Господа за ревность в благочестии и усердие в добродетели. Во Святом Духе он видит все наши нужды и прошения, у Бога черпает силы, спеша на помощь страждущим и погибающим.

И мы, если не приобщимся благодати Святого Духа, не примем в себя свет и жизнь от Самого Христа, так и останемся мрачными, немощными, требующими постоянной помощи из вне, гонимыми неизбежной смертью и всевозможными страхами.

Сегодня мы празднуем память еще одного великого святого – пророка Божия Исаии, которого называют ветхозаветным евангелистом за множество пророчеств о Христе. В одном месте он говорит, что человечество будет терпеть бедствия, «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом» (Ис. 32, 15). Пустыня – нищие духом, т.е. взыскующие Господа, – станет садом, а самодовольные, пресыщенные иудеи, называющие себя садом Божиим, превратятся в дикий, дремучий лес, обреченный на вырубку, как говорит Господь: «Всякий сад, егоже не насади Отец Мой Небесный, искоренится» (Мф. 15, 13).

Чтобы получить благодать Святого Духа, мы должны стремиться к этому, жаждать и просить оправдания и освящения от Бога. Дух Божий не придет в сердце, исполненное страстями и пресыщенное земными удовольствиями. «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее, – говорит св. Исаия от лица Господа патриарху Иакову, – излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод» (Ис. 44, 3-4).

Действительно, праведники среди прочих людей, как ивы среди травы. Они жаждут благодати, оправдания в Боге и растут к небу, постепенно становясь великими. А трава, хотя и находится при источнике воды, не растет, она не жаждет воды, не вмещает ее много и потому остается маленькой, не поднимается высоко от земли.

И все святые, творя чудеса, помогая и исцеляя, ведут нас к истинному Помощнику и Врачу – Христу, к единственно важному чуду, чуду соединения с Богом. Утешая нас, они призывают взыскать Божественного Утешителя, Духа Истины, Который придет и наставит нас на всякую истину.

Итак, будем просить святителя Николая и других святых помощи и заступления в этой земной жизни, но при этом не будем забывать о главном, о том, что и сами мы призваны стать носителями благодати. Подражая в своей жизни святым, будем следовать за ними к Источнику их сил и чудотворений – Христу, просить у Него ниспослания нам Утешителя Духа, чтобы Отец, Сын и Святой Дух вселились в обителях наших сердец, исполнив их жизни вечной и радости. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«В память вечную будут праведники!»

Этими и многими другими словами Святая Церковь ныне прославляет святителя и чудотворца Николая. Святитель жил в далекое от нас время и в далекой от нас стране, но память его из поколения в поколение, из века в век, из рода в род переходит, потому что это великий угодник Божий, который прославился своим подвигом, своим служением, своим верным пребыванием о Господе, своим искренним чувством любви, которое он простирал на окружающих его людей. Память святителя Николая совершается дважды в год, и, кроме того, каждый четверг Святая Церковь вспоминает подвиги и труды святителя Николая, потому что он заслужил того, чтобы его прославляли, чтобы к нему обращались усердной молитвой, ожидая небесной помощи по его заступничеству.

Более 16 столетий тому назад жил святитель Николай. Он родился ещё в III веке и жил в конце 3-го столетия и первой половине 4-го столетия. Святая Церковь прославляет его, как правило веры. Исповедовать веру Христову тогда, когда жил святитель Николай, было весьма трудно и даже опасно, потому что святитель жил в то время, когда ещё продолжались жестокие гонения на христиан. Он родился в городе Патары, где служил его родной дядя, тоже по имени Николай, и под его руководством святитель Николай воспитывался в христианской вере и благочестии, поэтому он был крепким в вере, безбоязненным и мужественным исповедником веры Христовой, несмотря на то, что были жестокие гонения. Эти гонения грозили не только различного рода мучениями и истязаниями, но и мученической кончиной. Но святитель Николай, будучи твёрдым в своей вере, воспитанным в христианском духе, мужественно противостоял всем козням гонителей. Он был заключен в темнице, в течение очень многих лет находился в тюрьме, но и там тоже мужественно исповедовал веру, укрепляя и других, потому что очень много христиан тогда было ввергнуто в темницу за исповедование веры Христовой.

В то вермя, когда его дядя, епископ Николай Патарский, отправлялся в Иерусалим на поклонение святым местам, святой Николай, будучи пресвитером, помогал пастве Патарской, руководил этой паствой, наставлял и укреплял в истинной вере. Известно также из жизни святого угодника Божия, что он не только во время гонений исповедовал твёрдо свою веру и мужественно стоял перед лицом мучителей, нисколько не поколебавшись, наоборот, других утверждая в вере. Но после того, как Церковь утвердилась при императоре Константине Великом и вера христианская стала дозволенной, появились новые опасности для веры Христовой, появилось лжеучение со стороны еретиков, которые неправильно учили о Сыне Божием. Поэтому святитель Николай мужественно защищал истинную веру против лжеучителей. Известно, что он был на Первом Вселенском Соборе и вместе с другими отцами этого Собора противостоял последователям той ереси, которая неправильно учила о Втором Лице Пресвятой Троицы, т. е., о Христе, Сыне Божием, Который пришел для того, чтобы совершить дело спасения всего рода человеческого. Это неправильное учение влекло за собой и неправильное понимание того, что совершил Господь, а отсюда, и неправильное понимание того, что требуется от верующих во Христа для того, чтобы воспринимать искупительные заслуги Господа и как совершать дело своего спасения.

Таким образом, мы видим, что Святая Церковь, прославляя святителя Николая как правило веры, имеет в виду все те события, которые связаны с одной стороны с гонениями на христиан, когда нужно было мужественно исповедовать веру Христову, и с тем временем, когда нужно было противостоять еретическим заблуждениям, нисповергающим православное учение о Христе, Сыне Божием.

Святая Церковь, также, именует святителя Николая образом кротости. Кротость — это особая добродетель. Святая Церковь прославляет святителя Николая за эту добродетель, потому что он, действительно, проявил незлобие по отношению к окружающим его людям, несмотря на то, что его подвергали всевозможным мучениям. Он не гневался, памятуя о том, что Господь на кресте молился за своих распинателей, говоря: «Прости их Господи, ибо не знают, что творят». Таким образом, подражая кротости Господа, относился к тем, кто преследовал христиан и кто подвергал его лично мучениям, истязаниям и всевозможным испытаниям. Этот дух кротости Господь ублажает и в заповедях: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». И это обетование Господа исполнилось и на святителе Николае, потому что то, что наследовал святитель Николай, это, конечно, не земные пространства какие-то, а та память во всех концах земли, которая хранится о святителе Николае, о его жизни, о его деятельности, о его служении ревностном Господу, и, таким образом, он, действительно, исполнил, то, что говорит Господь: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Наследование земли — это память во всех концах вселенной, которая через века, через пространства дошла и до нас, и мы имеем такую радостную возможность прославлять святителя Николая и обращаться к нему в наших молитвах не только в дни празднования его памяти, но и всегда, во всех обстоятельствах жизни.

Благодарная память о святителе Николае проявляется в том, что на всех просторах Руси Великой построено множество храмов в честь святителя Николая. Святитель Николай прославляется в тех местах особенно, где построены храмы в его честь, где возносится бескровная жертва, где постоянно совершаются молебны и другие молитвословия, прославляющие святителя и свидетельствующие о том, что молитва христиан, обращенная к нему, всегда бывает исполнена.

Святитель Николай также прославляется как учитель воздержавный. Воздержание — это тоже особая христианская добродетель. Она проявляется во многих обстоятельствах нашей повседневной жизни, только, к сожалению, мы не всегда на неё обращаем внимание. Она заключается в безусловном воздержании от всяких пороков и страстей. Но есть и условное воздержание, которое заключается в умеренности: умеренном потреблении пищи, умеренном потреблении всего того, что является необходимым для нашей повседневной жизни. Вот эта умеренность и являлась отличительной чертой святителя Николая. Для себя он не желал многого. Он довольствовался самым малым. Если приносили какие-либо пожертвования в церковь, то святитель Николай использовал это для оказания немощным, нуждающимся, бедствующим людям. Известно его милосердие, которое проявилось в спасении девиц от позора. Будучи сам преисполненным нравственной чистоты и целомудрия, он очень богомудро распорядился теми средствами, которые были в его распоряжении, чтобы спасти честь невинных девиц. И, конечно, наши предки, когда прославляли святителя Николая за его воздержание, то имели в виду и нравственную чистоту, и целомудрие, когда говорили, что «надо беречь честь смолоду», имея в виду именно вот эту нравственную чистоту, целомудрие, которое свидетельствует о целостности человеческой личности, которая не растрачивает себя на всевозможные сомнительного характера удовольствия плоти, потому что именно таким только образом, держа себя в нравственной чистоте, можно исполнять заповеди Господни. Ведь Господь уважает «чистых сердцем», потому что они «узрят Господа», и это, действительно, стяжается благодаря только нравственной чистоте человека и стремлению к тому, чтобы, освободившись от пороков и страстей, всецело предаться стяжанию добродетелей.

Вот вкратце, дорогие братья и сестры, то, что заключается в тропаре, который поется в этот день: «Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей Истина.» А «вещей Истина» — это Сам Господь. Он явил святителя Николая таким угодником Своим, который и прославляется Самим Господом, который прославляется и нами, к нему мы обращаемся с молитвами.

Святитель Николай почитается не только среди православных, но и среди других христиан, тем более, что мощи святителя Николая пребывают в городе Баре. Это храм католический, в котором находятся мощи святителя Николая, но там можно молиться всем христианам, которые во множестве в настоящее время, благодаря Господу, могут посещать это святое место.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей и путешествующих. Многие из тех, кто по долгу службы своей находятся во власти морской стихии, всегда обращаются к святителю Николаю, и моряки всегда почитают его, потому что он, действительно, являет чудеса милости и спасает очень многих, именно тех, кто с сокрушенным сердцем, истинно стремится к тому, чтобы найти небесную помощь по молитвам этого великого угодника Божия. Будем же, дорогие братья и сестры, прославляя ныне святителя и чудотворца Николая, всегда обращаться к нему с нашими молитвами, и Господь, по милости Своей, по молитвам святителя, удостоит нас неизреченных благ.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

19 декабря 2013 г.

Поделиться:

Оставить комментарий

Православная Жизнь

О наших прошениях и условиях их исполнения.

19 декабря мы почитаем память святителя Николая – праздник, который не по своему значению или смысловой наполняемости, но по торжественности и отношению к нему людей может сравниться с двунадесятыми. Мирликийский Чудотворец был и остается одним из великих угодников Божьих и заступником за всех, кто обращается к нему.

О таких светочах, как свят. Николай, всегда трудно писать или говорить. Его жизненный подвиг, огромное количество примеров помощи и после смерти – уже сами по себе великая проповедь Христа. На его фоне мои потуги выглядят жалкой попыткой подражания. Святитель реально всегда сохранял верность и невероятную любовь к Богу, он реально помогал и помогает людям, а я только и могу что упражняться с клавиатурой. Но очень хочется надеяться, что эта статья станет моим маленьким вкладом в дальнейшее прославление великого святого, а там уже как получится.

Что ж, написано и сказано о свят. Николае предостаточно, потому поделюсь лишь тем наброском мыслей, который сформировался буквально за десять минут до того, как пальцы опустились на клавиатуру. Я не зря упомянул тот факт, что Николай Чудотворец не оставляет нас в своем заступничестве и после смерти. Эта мысль вроде бы и так понятна, ведь очевидно, что нет святого, прославленного Церковью или забытого, который бы не молился о человеческом и роде и о спасении каждой отдельной души. Однако со свят. Николаем, видимо, как-то все немного иначе. Возможно, для кого-то это не секрет, но в свое время, уже в бытность священником, я увидел икону свят. Николая, по периметру которой были изображены сюжеты чудес, совершенные им уже в ХХ веке. Я сначала не понял, откуда на иконе автомобили, самолеты, стройка многоэтажки и прочие непривычные изображения. Но потом всё стало ясно, оказывается, есть здоровенный список свидетельств помощи свят. Николая фактически нашим современникам, превышающий даже объем его собственного жития. Перечитав ряд из них, я понял, что святитель часто помогает тогда, когда уже никакой другой надежды не остается. В такие моменты человек всегда отбрасывает всякое наемническое, потребительское отношение к молитве, осознает ограниченность своих сил и полностью отдает себя Божьей воле и заступничеству святого.

Вот, например, некая Мария Петровна, приехавшая к сестре в деревню Лужки. На железнодорожной станции ее никто не встретил, и ей пришлось идти пешком через лес, где водятся волки. Кто хоть немного знает повадки этих животных, понимает, какими умными и жестокими они являются. Солнце уже катилось к закату, в лесу потемнело, а Мария Петровна никак не могла отыскать дорогу в деревню. Понимая, какая опасность есть грозит, она взмолилась: «Святитель Николай, погляди, что со мной стряслось, помоги, родненький, ведь меня волки на дороге загрызут», – услышав стук повозки, управляемой старичком, и выбежав на звук, наша героиня нашла выход. В этом небольшом сюжете сочетались и действительно страшная ситуация, и такое теплое и нежное отношение к святителю.

Мы бывает о многом и помногу чего-то просим, у Бога или у святых, но реально просьбы исполняются далеко не все. И хорошо, что так. Бог же – это не бюро услуг и не фокусник. Мы хорошо понимаем, то ли на личном опыте, то ли пока на рассудочном уровне, что всё, о чем мы просим, далеко не всегда нам полезно и спасительно. Но с другой стороны – любое исполнение просьбы уничтожило бы веру, как уничтожает веру погоня за чудесами. Чудо, в высшем своем выражении, – это личное действие Бога, действие в котором нет места для человеческих усилий. Человек только может стоять в стороне и наблюдать. Именно так и произошло с Марией Петровной. В ее ситуации она уже не могла надеяться на какую-либо земную помощь. С ней не было других людей, у нее не было оружия, а только горячая молитва к святителю. Вот Господь и послал ей дедушку на повозке, которого больше никто не заметил. Еще пусть эта история станет примером условий исполнения наших прошений. «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени», – наставляет нас прп. Дорофей Палестинский.

Подобная, но более тяжелая ситуация произошла в 1999 году в Санкт-Петербурге. Мама Юлия решила в первый раз дать своему больному сыну кусочек творога на кончике ложки. Неожиданно это незначительное действие спровоцировало анафилактический шок, ребенок стал быстро отекать и задыхаться. Отец уже полуживого малыша доставил в больницу, изначально врачи посчитали, что он подавился, а потому их действия были неверными. В это время мама взмолилась Богу, а свят. Николаю дала слово поставить свечку возле каждой его иконы во всех храмах города. Вопреки ситуации ребенок выжил. Для Юлии финансово было не очень легко, но она выполнила свое обещание. Нам может показаться, что поставить свечку в каждом храме города не очень-то и сложно, но это для нас, людей церковных. А вот для человека, никогда особо не заморачивавшего в отношении вопросов веры, это целый подвиг.

Мы видим, что и в описанном случае ситуация вообще была патовой, а у родителей несчастного малыша осталась лишь надежда. И здесь снова случилось чудо, в котором человек был только наблюдателем. Более того, мама Юлия дает обещание исполнить некий, пусть и небольшой, подвиг. Это указание на еще одно условие исполнения наших прошений, о котором говорил еще свят. Иоанн Златоуст – исполнять должное со своей стороны.

Немного в ином виде изложенную мысль передает нам и свят. Григорий Нисский: «Не всякий просящий может получить то, чего желает, но тот, кто делами приобрел право просить с дерзновением». Вот как получается! Если мы хотим получать просимое, то должны исполниться христианских добродетелей, но когда мы их приобретем, то не будем просить ничего суетного, мы научимся распознавать волю Божью и просить совершения только ее. «Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелен, – продолжает свят. Григорий, – приступая к Доброму, будь сам добрым; приступая к Праведному, будь сам праведным; приступая к Терпеливому, будь сам терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым; а также будь и всем иным, приступая к Добросердому, к Благосклонному, к Общительному в благах, к Милующему всякого, и, если еще что усматривается божественного, уподобляясь во всем этом произволением, приобретай тем себе дерзновение на молитву». В этом плане все современные чудеса, связанные с именем свят. Николая, весьма показательны – никто не решится сказать, что он не был добрым, терпеливым, благодетельным, праведным и человеколюбивым. Это мы не соответствуем описанному свят. Григорием образу, потому нам и нужны Небесные ходатаи. Мирликийский Чудотворец, как верный раб Господень, всегда был и остается исполнителем Его воли. Как Ангел он являлся страждущим людям, и его явление было признаком совершающегося спасительного чуда.

Из всего множества современных свидетельств заступничества свят. Николая я привел лишь пару случаев, но, думаю, и этого достаточно, дабы уразуметь, какого великого заступника мы чтим 19 декабря. Все описанные случаи дают нам надежду на то, что, окажись мы в сложной ситуации, Николай Чудотворец не забудет и нас в своей решительной молитве. Не стоит забывать, что нужно постоянно учиться молиться, приобретать дерзновение перед Богом, а об условиях исполнения наших прошений было уже сказано.

Надеемся и уповаем на милосердие Господне и заступничество великого угодника Божия – святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Протоиерей Владимир Долгих

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]