День Николая Чудотворца
Праздник Николая Чудотворца в Православной церкви отмечается трижды в году. Это 19 декабря, 22 мая и 11 августа (по новому стилю). Первая дата является днём преставления, то есть смерти святого. 11 августа отмечается рождение Николая Чудотворца. 22 мая – это день прибытия мощей святого Николая Чудотворца в город Бари (Италия).
В 11 веке часть мощей была похищена из города Миры барийскими купцами. Они привезли мощи в родной город, повысив его известность, престиж и объёмы торговли. Мотивы купцов были меркантильными, однако горожане встретили прибывшие мощи с торжествами и благоговением. Перенесение святых останков в местную церковь сопровождалось многочисленными исцелениями больных.
Праздник Николая Чудотворца, посвященный перенесению мощей, отмечается в некоторых странах, в том числе и в России. Мощи по сей день хранятся в этом городе, в Базилике Святого Николая. Другая часть мощей Николая Чудотворца позднее была перенесена в Венецию.
Гробница святителя Николая Чудотворца в Бари (Италия)
Николай Чудотворец. По народным поверьям он приносит подарки на Рождество, помогает путникам и защищает обездоленных. Где-то его зовут Санта Клаус, где-то Баббо Натале, где-то Синтерклаас.
Николай Чудотворец никогда не бывал в России, однако в нашей стране он даже более почитаем, чем в католическом мире. Эта история о феномене святого Николая в России, больше известного у нас как Николай-угодник или просто — Чудотворец.
Действие фильма происходит в трёх странах. Одна из них — Америка. Потому что знаменитый на весь мир Санта-Клаус тоже — святой Николай. Чтобы собрать исторический пазл духовного пути святого Николая, съёмочная группа побывала в гостях у национального Санта-Клауса США и Канады в Нью-Йорке. Продолжая разгадывать тайну Николая Чудотворца, невозможно обойти вниманием моряков. Они, как говорят, народ набожный. А святой Николай во все времена считался их покровителем. Одна из сцен фильма разворачивается на борту барка «Крузенштерн» в Калиниграде.
Сразу несколько героев фильма живут в ещё одном морском городе, итальянском Бари. Здесь, в католической базилике почти тысячу лет хранятся мощи святого Николая. И именно отсюда в мае 2022 года часть святых мощей была отправлена в Россию. Это стало поворотным моментом в истории всего христианского мира. Для фильма было получено специальное разрешение на съёмки. Наш зритель увидит уникальные кадры, которые не снимал никто.
Отправившись по следам славы Николая Угодника в России, съёмочная группа окажется в Нефтекамске. Гюзель Утяшевой был поставлен страшный диагноз, родить ребенка с таким — невозможно. В отчаянье, по совету подруги, Гюзель решила обратиться к святому Николаю. Будучи мусульманкой, в храме она оказалась впервые. Как молиться? «А ты просто попроси у Чудотворца. От души…» — посоветовали ей. Ровно через месяц Гюзель узнала о своей беременности.
Одному из героев фильма — протоиерею Андрею Бойцову, настоятелю храма-подворья святителя Николая Чудотворца в Бари — итальянцы продолжают задавать один и тот же вопрос: почему россияне избрали своим самым главным святым покровителем того, кто ни разу не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Настоятель считает, что это не россияне выбрали Николая Чудотворца, а он — Россию. В этом фильме авторы попытаются понять его феномен. Почему христианского святого у нас почитают и мусульмане, и буддисты? И почему он близок почти каждому?
В фильме принимают участие:
Монсеньор Франческо Какуччи — архиепископ г. Бари (Италия) Франческо Интрона — руководитель операции по извлечению мощей святого Николая Андрей Бойцов, настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари (Италия) Михаил Ерёмченко — капитан барка «Крузенштерн» Николай Гаврилов — экс-начальник управления авиации ФСБ РФ Тимоти Коннаган — национальный Санта-Клаус США и Канады.
Житие святителя Николая Чудотворца
Николай Угодник является одним из наиболее почитаемых христианских святых. Праздник Николая Чудотворца во многих странах отмечается даже далекими от Церкви людьми.
Святой родился около 270 года в городе Патара, в римской провинции Ликия (современная Турция). Николай воспитывался в христианской состоятельной семье и с раннего детства стремился познать Бога. Мальчик усердно изучал Священное Писание и много времени проводил в молитве. После смерти отца и матери святой Николай раздал своё наследство малоимущим. По одной из версий, Николай прошел путь от чтеца до священника и епископа города Миры. По другой, он стал епископом сразу из мирянина, благодаря чудесному знамению.
На жизнь святого Николая выпал один из наиболее продолжительных периодов гонения на христиан в Римской империи. Этот отрезок продолжался с 303 г. до 311 г. Затем наступило относительно безопасное для христиан время: развивались их общины, велась борьба с язычеством и ересями (искажениями истинного вероучения). Значительный вклад в становление христианства внёс и епископ Николай. Согласно церковному преданию, он участвовал во Вселенском соборе 325 года. Там он решительно обличал там ересь арианства, не признававшую единосущие Бога Отца и Бога Сына.
Святой Николай скончался в городе Миры около 345 года. После смерти его тело начало мироточить и стало объектом паломничества. Для христиан Николай Чудотворец – покровитель путешественников, оклеветанных, заключенных и сирот. Такой образ у святого сложился на основании многих совершенных им благодеяний и чудес.
Деяния и чудеса Николая Чудотворца
Церковное предание содержит множество удивительных историй о святом Николае. Например, он помог собрать приданное для трёх дочерей разорившегося богача. Это позволило им благополучно выйти замуж и таким образом избежать позора. Ведь отчаявшийся отец намеревался использовать красоту девушек для постыдного заработка. Святой Николай трижды тайно подбрасывал золото для каждой дочери. Два раза ему удавалось вернуться домой незамеченным. Но на третий раз отец девушек выследил, узнал своего благодетеля и в благодарности бросился ему в ноги. Святой же велел никому не рассказывать о его поступке.
В молодости святой Николай отправился учиться в город Александрия. Во время морского путешествия он воскресил погибшего от падения с высоты моряка. На обратном пути святой спас ещё одного моряка.
Однажды в одной из провинций империи вспыхнул мятеж, и царь Константин I отправил войско для его подавления. Во время похода у солдат была стоянка возле города Миры. Некоторые воины начали грабить и притеснять местное население, что привело к беспорядкам. Святитель Николай узнал об этом, немедленно отправился к военачальникам и убедил их усмирить солдат.
Также святой Николай спас трёх воевод, которых приговорили к смерти по ложному обвинению завистников в заговоре против императора. В ночь накануне казни осужденные в темнице молились святителю Николаю, с которым они были лично знакомы. Святой Николай во сне явился императору и строго велел освободить невинно осужденных. Царь освободил воевод и передал через них дары святителю Николаю.
Святой Николай Угодник и Николай Чудотворец
В истории христианской церкви был ещё один святитель Николай из Ликии, почитаемый как чудотворец. Это святой Николай Пинарский, живший в 6 веке. Схожесть биографий и небольшой временной промежуток между периодами жизней святых привели к тому, что во многих житиях эти две личности срослись в одну.
Поэтому долгое время считалось, что в христианстве был лишь один святитель Николай Чудотворец. Некоторые подробности жизни Николая Пинарского (например, имена родителей и посещение Святой Земли) до сих пор приписывают жившему за два столетия до него Николаю Угоднику. Стоит отметить, что на праздник Николая Чудотворца эта путаница не распространилась.
Пусть и собирательный образ, но – сердцу дорогой
И даже то, что жития святых нельзя воспринимать как исторический документ, не так уж важно. «Житиям в целом свойственна миграция каких-то сюжетов из одного в другое, – говорит чтец Кирилл Алексин. – Есть точка зрения, что в том житии святителя Николая, которое мы знаем, соединилось жизнеописание двух святых: Николая Мирликийского, память которого мы празднуем, и святителя Николая из города Патры. Так что часть деяний, приписываемых Николаю Мирликийскому, на самом деле, возможно, была совершена другим святым. Но у нас это не должно вызвать смущения».
По словам профессора Александра Копировского, все эти милые сердцу простого человека рассказы о святителе Николае говорят о том, что этот, пусть во многом собирательный, образ христианина, – это образ человека живого, находящегося в гуще жизни, для которого евангельский идеал – не что-то умозрительное, а то, что он воплощает в конкретных ситуациях. Это образ народного заступника, сердцу очень дорогой.
«Николай Мирликийский – святой, которому молятся во всяких житейских трудностях, а они нас посещают очень часто, фактически сопровождают всю жизнь, – говорит чтец Кирилл Алексин. – Поэтому в «народной иерархии святых» он действительно оказывается очень высоко». По словам теолога, это проявляется и в том, как часто имя Николай давали (и сейчас дают) детям. И по количеству никольских Храмов – в России: их очень много, как и на христианском Востоке, в восточном Средиземноморье. Все это показывает нам, как человек, который жил когда-то очень-очень давно, тем не менее может оставить о себе память именно благодаря своей доброте и отзывчивости. Такие вещи люди помнят и после смерти человека. Живая связь с ним сохраняется потому, что у Бога, как мы знаем, все живы.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Почитание святого Николая на Руси
Святителя Николая на протяжении многих веков широко почитают в России. До начала 20 века младенцев в нашей стране чаще всего нарекали именно в честь этого святого. Храмы и иконы, посвящённые Николаю Угоднику, по количеству уступали лишь Богородичным.
Святой Николай неоднократно защищал и укреплял Русь в тяжелые для неё времена. Например, во время осады монголами Можайска, случилось дивное знамение: святитель Николай явился в небе как защитник города и прогнал врагов. В честь этого чудесного события была написана икона Святителя Николы Можайского, которая стала чудотворной.
Существует предание о явлении образа святого Николая князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы. После победы в сражении князь заложил на месте явления иконы Николаевскую Угрешскую обитель. Чудесный образ святого Николая хранится там и по сей день.
В честь Николая Угодника назван город Николаев, основанный в конце 18 века на юге Российской империи. Своё имя город получил после победного штурма российскими войсками турецкой крепости Очаков. Штурм произошел в декабре 1788 года, в день святого Николая.
Икона Николая Чудотворца есть в каждой церкви. Христиане обращаются к этому святому не только для помощи в душеспасении, но и в различных житейских нуждах. Например, для разрешения затруднений с жильём.
Молитва Николаю Чудотворцу
О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.
Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.
«Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО)
В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, мы беседуем с доктором церковной истории, профессором Сретенской духовной семинарии Алексеем Ивановичем Сидоровым о житии этого святого, о том, почему на Западе закрепился карнавальный образ Чудотворца, а на Руси святитель Николай по-прежнему особенно почитаем.
– Алексей Иванович, скажите, как могло такое случиться, что святитель Николай, великий святой, именуемый «образом кротости», на Церковном Соборе ударил Ария?
– Надо быть очень внимательными к словам. Вот мы говорим «образ кротости», а что такое кротость? Кротость, смирение – это не раболепство и не порабощение человеческое. Эти слова имеют совсем другой смысл. Вот святые отцы, к примеру, разделяли печаль мирскую и печаль по Богу. Одно и то же слово, а включает совсем иные смысловые контексты. Мы говорим о Боге, что это бесстрастнейшее существо и в то же время говорим о праведном гневе Божием.
А это заушение очень понятно: это стояние за истину. Святитель Николай бил ересь. Он не только образ кротости, но и правило веры.
Как, например, мог преподобный Сергий Радонежский благословить Дмитрия Донского на кровопролитие, на битву? И послать даже своих чад духовных на эту битву. Почему? Потому что это было стояние за Русь, за Родину, а значит – за Православие, за истину.
И ради этого, именно как стояние за истину, святитель Николай и позволил себе такое. А его потом даже на какое-то время отстранили от епископства, чуть не в темницу посадили, но вскоре правота его обнаружилась. Некоторым отцам Собора открылось, им было дано видение, что святитель Николай невиновен.
Нельзя поступок святителя – его заушину Арию – оценивать в категориях человеческой психологии. Это совсем иной уровень. Онтологически иной
Так что нельзя поступок святителя оценивать в категориях человеческой психологии. Что вот, мол, подошел и кому-то как следует врезал. Это совсем другой тип, иной уровень. Онтологически даже иной. Это духовный уровень. И совсем иное отношение к врагу истины. Этот супротивник – типично одержимый бесом, гордыней, человек, несущий противоправославное учение.
Святитель Николай спасает утопающих
– Скажите, а что бы вы выделили в житии святителя Николая как главное?
– Он «скорый помощниче». Очень трогательна эта история, повествующая, как святой подбрасывал золото трем сестрам. Ведь решалась судьба людей! А он положил эти деньги, и изменилось в грешном мире что-то очень серьезно. И три девушки не попали, говоря современным языком, в бордель. В пучину греха. А ведь неизвестно, как это погружение своих дочерей в грех пережил бы их отец, он, может быть, умер от горя. Святитель спас и его. Удержал от греха.
Житие святого необыкновенно, и всегда берет за душу.
Чудеса святителя всем известны. А помните, как он спас утонувшего младенца? Как родители убивались: младенчик утонул!.. Вы представляете, какое для них это было горе? Казалось бы, ко всем скорбям мы, православные, должны относиться мудро и по духовному. Всё правильно. Вот только смерть твоего ребенка, этого невинного младенца, на которого столько надежд возлагалось, – очень тяжелая скорбь. Да, в России есть поговорка: «Бог дал – Бог взял», и кто-то к смерти ребенка так и относится. А другим это тяжко. И может быть, родители того упавшего в воду младенца не пережили бы этого. Святитель спас не только ребенка – он спас и его родителей. Вот это очень важно.
А житие святителя удивительное, там много глубоко поучительного.
– Алексей Иванович, святителя Николая почитают все христиане. Но в массовом сознании Запада сказочный образ Санта Клауса потеснил истинное, религиозное почитание Мирликийского Чудотворца. Как такое произошло?
– Я бы вас поправил: не просто потеснил – затмил. Это очень серьезное явление. Тут мы сталкиваемся с наглядным примером общеизвестного факта, о котором все много говорят и много пишут, – дехристианизации Запада.
Во времена нашей молодости очень ценились, как у нас говорят, европейски образованные люди. Запад, в советское время отделенный «железным занавесом», притягивал нас своей культурой: античная философия, немецкие классики, Герман Гессе… А потом я стал замечать, особенно в последнее время, резкое изменение своего отношения к Западу, к Европе. Если раньше, когда говорили: «европейски образованный человек», это звучало как похвала, то сейчас это понимается как «евросодом». Вот только не говорят: «содомообразованный человек» – потому что звучит, мягко говоря, неприлично.
Мраморный престол над мощами свт. Николая в крипте базилики, Бари (Италия). Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Вот она, благодать от мощей святителя Николая. А Западу это уже не интересно!
Дехристианизация Запада сказалась и на судьбе святителя Николая. Ведь он там, в Бари. Я там был один раз и очень счастлив, что присутствовал на службе у мощей святителя. Благодать там необыкновенная! И я вот думаю: как же они этого не чувствуют? Вот она, благодать от мощей святителя Николая, а Западу это уже не интересно. И у них появился вместо святителя Николая Санта-Клаус. Конечно, была Реформация… об этом написано тоже достаточно много. При Реформации произошла, говоря ученым языком, десакрализация этого величайшего святого. И особенно она заметна в Америке: там святитель Николай превратился в этакого дедушку, который не прочь и выпить, и погулять, и вообще очень даже симпатичный и добродушный. Насколько я знаю, в Америке уже забыли, что, собственно, такое Рождество. Многие, по крайней мере. И это трагедия.
Да, на Западе есть люди замечательные, хорошие. У меня там и друзья есть среди католиков. Они очень переживают эту трагедию дехристианизации, десакрализации вообще всего мироощущения. Но эти наши дружеские отношения нисколько не влияют на мировоззрение: я понимаю их трагедию, но я понимаю и другое. Вот иногда говорят: «церкви-сестры, нам надо… мы в одной лодке…» Да не в одной мы лодке! Мы в разных лодках. Их лодка тонет и потонет. Судя по всему, другого пути у нее нет. А если мы прикрепим свою лодку к той, то и потонем вместе с ней. Поэтому судьба святителя Николая – это для нас образец, парадигма того, что происходит сейчас на Западе.
– А на Руси образ святителя Николая, напротив, очень почитаем.
– Это общеизвестный факт. И меня всегда поражало, как почитаем Никола. Куда ни поедешь – Никольский храм. Всюду! Почему у нас, в России, такое почитание? Честно признаюсь, затрудняюсь объяснить это. Полюбил почему-то святитель Николай Россию. Это благодать Божия. Он скорый помощник. Он приходит к нам, он нас постоянно оберегает.
Когда мы святым молимся, они же здесь. Но это тайна необычайная, это то, что греки называли μυστήριον, – удивительное таинство присутствия здесь святых. А почему святой избирает вот такую-то землю? Может, потому, что мы и предки наши его особенно полюбили? Ведь, действительно, издавна, еще с Древней Руси, у нас любили святителя Николая. И происходит своего рода синергия. Наши предки обращались, мы обращаемся. И он действует, он нас любит, он о нас заботится. И сейчас усерднее нам бы надо было молиться святителю. Времена наступают тяжелые, сложные. А святитель Николай может мно-о-ого нам помочь, нашей любимой России, нашей Родине.
Алексей Иванович Сидоров
– Не могли ли бы вы рассказать о каком-нибудь событии из вашей жизни, когда святитель Николай оказал чудесную помощь?
– С моей младшей внучкой был такой удивительный случай. Несколько лет назад, когда она еще девчонкой была. Пошли купаться. Она отплыла далеко, и какой-то мальчик поплыл следом. Он, как оказалось, не очень-то умел плавать, а течение было довольно быстрым. Мальчик начал тонуть. Внучка бросилась на помощь – он вцепился в нее, повис, а ведь он, как мальчик, был тяжелее… Внучка поняла, что тоже утонет. И тогда она обратилась к святителю Николаю. Она рассказывала: «Просто чудом мы выскочили из воды!» Может быть, потому, что Николай Mокрый утопленников и путешествующих по воде спасает.
– Алексей Иванович, хотелось бы услышать ваше пожелание в день памяти святителя Николая Чудотворца.
Я пожелал бы всем молиться, молиться и молиться. Потому что без молитв дела наши будут очень плохи
– Пожелание простое. Знаменитый вождь пролетариата говорил: «Учиться, учиться и учиться». А я пожелал бы всем молиться, молиться и молиться. Потому что без молитв дела наши будут очень плохи. Я думаю, что именно всегда молитва спасала и спасает. И молиться – это же труд, великий труд. В Евангелии сказано: Царствие Божие усилием берется. И сейчас усилие молитвы, по-моему, для нас очень и очень важно. Так что я хотел бы всех призвать молиться.