Георгий Победоносец – чем прославился святой и в каких случаях к нему обращаются?

  1. Предания о житие Георгия Победоносца
  2. Легенды о Георгии Змееборце
  3. От чего оберегает святой Георгий Победоносец?
  4. Молитва Георгию Победоносцу от врагов видимых и невидимых

У каждого христианина есть свой небесный защитник – к нему взывают в сложные моменты жизни, прося поддержки и вразумления. Это может быть мученик, носящий такое же имя, какое было дано Вам в крещении, праведник, день почитания которого приходится на Ваш день рождения, или же подвижник, к которому Вы испытываете особое душевное расположение. Но, чтобы выбрать чтимого покровителя, необходимо знать его житие и совершённые подвиги. Наша статья ознакомит Вас с историей одного из наиболее известных православных святых, расскажет, о чём молятся Георгию Победоносцу и кого он оберегает.

Описание святого образа

Для полного понимая смысла иконографической композиции следует обратиться к житию страстотерпца. Георгий Победоносец появился на свет в конце III столетия и был уроженцем палестинского города Лидда (нынешний Лод, Израиль). Отец его исповедовал учение Христа, за что был жестоко казнен, а беременная мать бежала в Палестину. Там она родила сына, которому позже дала хорошее образование.


Икона Георгия Победоносца

Мальчик рос крепким и сильным, а также отличался острым умом. Все эти качества послужили ему пропуском в императорскую армию, где будущий святой несколько лет нес воинскую службу. Когда под предводительством Диоклетиана начались гонения на христиан, Георгий попытался переубедить императора, чтобы властитель принял христианство. Однако будучи ярым язычником, тот остался непреклонен, а вместо этого посоветовал воину пересмотреть свои взгляды на жизнь. Когда солдат отказался, жестокий тиран приказал пытать его, пока он не отречется от Христа. Но даже во время страшных мучений страстотерпец не предал Господа. Изощренные пытки длились неделю, а после Георгия Победоносца казнили отсечением головы.

За крепкую веру, стойкость и преданность Богу великомученика возвели в святые. С тех пор его изображают в виде всадника на белоснежном скакуне, разящего острым копьем ползучего гада. Это самый распространенный образ, символизирующий победу над злом. Также существуют иконы, где преподобный держит крест или восседает на троне. Его лик можно встретить на флаге Москвы, так как Георгий Победоносец является покровителем российской столицы.

К сожалению, местонахождение оригинального чудотворного образа до сих пор неизвестно. Последние упоминания о нем датируются 1649 годом. Согласно древней рукописи, святой лик принадлежал Владычной женской обители. Размеры его были 75х75 см, оклад украшен золотом и серебром, а также инкрустирован драгоценными камнями. Снизу к ризе был присоединен подсвечник. Легенды гласят, что свеча, стоявшая перед иконой страстотерпца, самопроизвольно зажглась накануне набега монголо-татарского ига.

Несмотря на то что оригинал был утерян, сохранилось несколько копий. Самая известная хранится во Владычном монастыре и время от времени мироточит. Остальные списки принадлежат:

  • храму Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках;
  • Георгиевскому собору Одинцовского благочиния;
  • церкви Св. Георгия в пос. Монино;
  • храму, возведенному во имя страстотерпца в Подмосковье.


Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины


Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай


Икона. 1130-1140 гг. Москва

Чествуют чудотворную икону несколько раз в году:

  • 6 мая;
  • 16 и 23 ноября;
  • 9 декабря.

Житие

Ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был сы­ном бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ро­дил­ся он в го­ро­де Бей­рут (в древ­но­сти – Бе­лит) у под­но­жия Ли­ван­ских гор.

По­сту­пив на во­ен­ную служ­бу, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий вы­де­лял­ся сре­ди про­чих во­и­нов сво­им умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой, во­ин­ской осан­кой и кра­со­той. До­стиг­нув вско­ре зва­ния ты­ся­че­на­чаль­ни­ка, св. Ге­ор­гий сде­лал­ся лю­бим­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Дио­кли­ти­ан был та­лант­ли­вым пра­ви­те­лем, но фа­на­тич­ным при­вер­жен­цем рим­ских бо­гов. По­ста­вив се­бе це­лью воз­ро­дить в Рим­ской им­пе­рии от­ми­ра­ю­щее язы­че­ство, он во­шел в ис­то­рию как один из са­мых же­сто­ких го­ни­те­лей хри­сти­ан.

Услы­шав од­на­жды на су­де бес­че­ло­веч­ный при­го­вор об ис­треб­ле­нии хри­сти­ан, св. Ге­ор­гий вос­пла­ме­нил­ся со­стра­да­ни­ем к ним. Пред­ви­дя, что его то­же ожи­да­ют стра­да­ния, Ге­ор­гий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, от­пу­стил на во­лю сво­их ра­бов, явил­ся к Дио­кли­ти­а­ну и, объ­явив се­бя хри­сти­а­ни­ном, об­ли­чил его в же­сто­ко­сти и неспра­вед­ли­во­сти. Речь св. Ге­ор­гия бы­ла пол­на силь­ных и убе­ди­тель­ных воз­ра­же­ний про­тив им­пе­ра­тор­ско­го при­ка­за пре­сле­до­вать хри­сти­ан.

По­сле без­ре­зуль­тат­ных уго­во­ров от­речь­ся от Хри­ста им­пе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­то­го раз­лич­ным му­че­ни­ям. Св. Ге­ор­гий был за­клю­чен в тем­ни­цу, где его по­ло­жи­ли спи­ной на зем­лю, но­ги за­клю­чи­ли в ко­лод­ки, а на грудь по­ло­жи­ли тя­же­лый ка­мень. Но св. Ге­ор­гий му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния и про­слав­лял Гос­по­да. То­гда му­чи­те­ли Ге­ор­гия на­ча­ли изощ­рять­ся в же­сто­ко­сти. Они би­ли свя­то­го во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, ко­ле­со­ва­ли, бро­са­ли в нега­ше­ную из­весть, при­нуж­да­ли бе­жать в са­по­гах с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри. Свя­той му­че­ник все тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил. В кон­це кон­цов им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ме­чом го­ло­ву свя­то­му. Так свя­той стра­да­лец ото­шел ко Хри­сту в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.

Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия за му­же­ство и за ду­хов­ную по­бе­ду над му­чи­те­ля­ми, ко­то­рые не смог­ли за­ста­вить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства, а так­же за чу­до­дей­ствен­ную по­мощь лю­дям в опас­но­сти – на­зы­ва­ют еще По­бе­до­нос­цем. Мо­щи свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца по­ло­жи­ли в па­ле­стин­ском го­ро­де Ли­да, в хра­ме, но­ся­щем его имя, гла­ва же его хра­ни­лась в Ри­ме в хра­ме, то­же по­свя­щен­ном ему.

На ико­нах св. Ге­ор­гий изо­бра­жа­ет­ся си­дя­щим на бе­лом коне и по­ра­жа­ю­щим ко­пьем змия. Это изо­бра­же­ние ос­но­ва­но на пре­да­нии и от­но­сит­ся к по­смерт­ным чу­де­сам свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Рас­ска­зы­ва­ют, что неда­ле­ко от ме­ста, где ро­дил­ся св. Ге­ор­гий в го­ро­де Бей­ру­те, в озе­ре жил змей, ко­то­рый ча­сто по­жи­рал лю­дей той мест­но­сти. Что это был за зверь – удав, кро­ко­дил или боль­шая яще­ри­ца – неиз­вест­но.

Суе­вер­ные лю­ди той мест­но­сти для уто­ле­ния яро­сти змея на­ча­ли ре­гу­ляр­но по жре­бию от­да­вать ему на съе­де­ние юно­шу или де­ви­цу. Од­на­жды жре­бий вы­пал на дочь пра­ви­те­ля той мест­но­сти. Ее от­ве­ли к бе­ре­гу озе­ра и при­вя­за­ли, где она в ужа­се ста­ла ожи­дать по­яв­ле­ния змея.

Ко­гда же зверь стал при­бли­жать­ся к ней, вдруг по­явил­ся на бе­лом коне свет­лый юно­ша, ко­то­рый ко­пьем по­ра­зил змея и спас де­ви­цу. Этот юно­ша был свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий. Та­ким чу­дес­ным яв­ле­ни­ем он пре­кра­тил уни­что­же­ние юно­шей и де­ву­шек в пре­де­лах Бей­ру­та и об­ра­тил ко Хри­сту жи­те­лей той стра­ны, ко­то­рые до это­го бы­ли языч­ни­ка­ми.

Мож­но пред­по­ло­жить, что яв­ле­ние свя­то­го Ге­ор­гия на коне для за­щи­ты жи­те­лей от змея, а так­же опи­сан­ное в жи­тии чу­дес­ное ожив­ле­ние един­ствен­но­го во­ла у зем­ле­дель­ца по­слу­жи­ли по­во­дом к по­чи­та­нию свя­то­го Ге­ор­гия по­кро­ви­те­лем ско­то­вод­ства и за­щит­ни­ком от хищ­ных зве­рей.

В до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя в день па­мя­ти свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца жи­те­ли рус­ских де­ре­вень в пер­вый раз по­сле хо­лод­ной зи­мы вы­го­ня­ли скот на паст­би­ще, со­вер­шив мо­ле­бен свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку с окроп­ле­ни­ем до­мов и жи­вот­ных свя­той во­дой. День ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в на­ро­де еще на­зы­ва­ют «Юрьев день», в этот день, до вре­мен цар­ство­ва­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва, кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить к дру­го­му по­ме­щи­ку.

Св. Ге­ор­гий – по­кро­ви­тель во­ин­ства. Изо­бра­же­ние Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на коне сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду над диа­во­лом – «древним зми­ем» (Откр.12:3, 20:2). Это изо­бра­же­ние бы­ло вклю­че­но в древ­ний герб го­ро­да Моск­вы.

Символ России

Фигура Святого Георгия, поражающего копьем дракона, использовалась в течение многих столетий как составная часть державного российского герба. Насколько позволяют нам понять находки археологов, изображение Святого Георгия было по факту первым русским гербом – еще до того времени, когда в России появится официальный герб.

Это изображение во все эпохи находят на русских печатях и монетах. Покровителем же Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского. С приходом династии Романовых изображение св. Георгия, борющегося с драконом, было включено в герб российского государства как олицетворение роли христианского государства – защиту угнетенных от власти змея, дракона.

Георгий и дракон

В принципе, уже эта история могла бы сделать имя святого Георгия почитаемым и знаменитым. Действительно, история эта достойна книг, фильмов. Апокалиптическая, можно сказать, история – и не случайно, что в ней всегда усматривалась история не только прошлого – но и будущего Апокалипсиса. Но был в жизни Георгия (по крайней мере так утверждают легенды и предание) один эпизод, который сделался знаковым в опознавании Георгия и в смысловой, пророческой нагрузке, которую в себе заключал. Это, конечно же, образ Святого Георгия поражающего дракона. И этот образ (с малыми или большими отступлениями от канона) будет бесчисленное количество раз муссироваться в Европейском искусстве.

На всех изображениях Георгия вы увидите щит, копье или меч, плащ или кольчугу, пояс и ботинки. Иными словами, он предстает во всеоружии. Это – отражение написанного апостолом Павлом наставления, которое он особенно настоятельно рекомендует христианам последних времен: Ефесянам 6:13-17

«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.»

Примем это ко вниманию, что оружие воина-христианина, которым и является Св. Георгий, есть в первую очередь духовное оружие. Художественное изображение этого оружия, как и в Библии, ассоциируется с оружием физической брани. Но оно – не обязательно таково. В иконографии, как и вообще в христианском искусстве, за внешними атрибутами скрываются глубокие внутренние символы. Эти символы (в данном случае – оружие духовной брани) не устраняют внешнего значения символа – воинское оружие. Но они им не ограничиваются.

Толкование символов

На Руси образ Георгия Победоносца сделался, как уже говорилось, национальным символом. Символом, значение которого многие исследователи стремятся увязать с теми или иными победами русских. Или с победой над Диоклетианом-драконом. Но в действительности этот символ имеет направленность в первую очередь в будущее – пророческую направленность. Он представляет – в чрезвычайно сжатом виде – будущее России (по крайней мере – как оно представлялось русским людям того времени).

Давайте продолжим читать символику образов. Вот интересный отрывок, который предшествует тем словам апостола Павла об оружии брани, которые я уже приводил: Ефесянам 6:10-13:

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.»

Эти слова определяют не только род оружия, который использует святой воин, но и указывает на врага. И врагом этим является не Хазария, как кто-то считает, не Монголы и вообще не государства и не народы – прошлого, настоящего или будущего. Врагом является дракон – мироправитель духов злобы поднебесных. Именно с ним ведет свою главную борьбу Русь. Именно в этой, а не в какой-то национальной войне, Русь одерживает свою главную победу.

Эта символика была далека не абстрактной для русского человека. Люди верили и знали, что антихрист еще должен прийти, и выразить себя в человечьем подобии, и собрать вокруг себя дракона-государство (пророческие звери и чудовища драконы в библейской символике представляют государства и империи).

Белый в яблоках конь

В отличии от нас сегодня, в своих преданиях люди христианской эпохи, христианской культуры вкладывали в образ Георгия Победоносца гораздо более, чем мы сегодня. Дело в том, что наряду с другими символами, такими как рыба, пастух, овечка, крест и т.д. символ всадника на коне сделался образом Самого Иисуса Христа. Действительно, сходство станет очевидным, если вы прочтете, каким представляет книга Откровения приход Иисуса Христа, всадника на белом коне:

11 И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. 12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. 13Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. 15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. 16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». (Откр 19:11-16)

Более того, история дракона и ангела, который сажает его на цепь — тоже присутствует в книге Откровения: (Откр 20:1-3)

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет».

Таким образом, диапазон образа Георгия Победоносца определяется между историей одного воина, поразившего чудовищное животное, и историей Второго, Победоносного пришествия Иисуса Христа — всадника на белом коне. Это двойное видение обозначает границы толкования, но не ограничивает его лишь двумя вариантами. В самом сердце истории заключается понимание ранними христианами событий не только самого Пришествия, но и предшествующих ему Апокалиптических событий.

Посмотрим внимательно. Русский всадник — без нимба, и одежда у него дорожная, а не торжественно белая. И вид у всадника не такой грозный и сияющий, как Христос. Не Бог и Человек в Одном. Нет. Просто — человек. Просто — царь . Просто последний русский царь . Просто — Удерживающий на коне.

Конь у всадника на символических эмблемах уже тоже не белый — а, если следовать самым строгим канонам изобразительной символики, белый-серый в яблоках. Я, надеюсь, не обижу никого, если скажу, что Россия в символике Святого Георгия — это белая в серых яблоках лошадка святого. Не обижайтесь, друзья — это хороший образ. Государства в Библейской символике представлены обычно в качестве хищных животных, кровожадных, бросающихся друг на друга. Конь — это совершенно другое животное. Это — благородное «животное», несущее на себе всадника-царя. Последнего, или как его еще называли — белого русского царя. Царя, о котором говорят многие пророчества, к которым я неоднократно прежде обращался.

Георгий Победоносец — мирный воин

Вспомните, что Георгий одно время был близким другом императора Диоклетиана. Вы, возможно, слыхали, что Диоклетиан рано (сразу после казни Георгия) ушел в отставку. И когда спустя несколько лет к нему прислали делегацию римских патрициев с просьбой вернуться на императорство, он просто сказал:

«Вздор! Если бы они видели, какая капуста растет в моем огороде, то не приставали бы ко мне со всякими глупостями». Возможно, император научился этому от друга Георгия, которого он предал. И которого часто вспомнинал – уже после своей отставки? Так или иначе – Георгий не пришел войною на дракона. Он ехал мимо. Ехал домой, выращивать свой огород.

Как же может Россия иначе, чем в военном конфликте, одержать победу над драконом ? Ведь дракон, как мы говорили, имеет свойство воплощаться в целые государства и народы и преследовать инакомыслящих. Разве сила России – не в ее стратегическом вооружении? Не в ее политической и экономической мощи? Да, мощь России, ее военная мощь – это как то грозное копье в руках Св. Георгия. Но это – не главное ее оружие.

Главное оружие России ею еще не разработано, не выпущено. Это молитва. Молитвою, согласно предания, связал Св. Георгий дракона – прежде чем царская дочь накинула на него поводок. Молитвой и только молитвой может Россия победить дракона. Оружие – это только дорогой камуфляж, который необходим, пока люди – все россияне, или очень многие – вооружатся верой и молитвой. Именно это и было тайным оружием Св. Георгия.

Пророческий образ царя

Как я уже упомянул, в России образ Георгия с древних времен воспринимался и как образ собственно Руси, и как образ ее последнего – белого – царя. Интересно, что на большей части российских изображений Св. Георгий он представляется (в отличие от западных образов того же святого) без нимба. Это – не случайность, не недосмотр. Это – указание на то, что по большому счету история эта не о святом прошлого, а о царе будущего. О последнем русском царе, о котором так много я уже говорил и писал.

Так вот, этому последнему царю, вместе со всем народом, предстоит одержать эту победу. Будет эта победа куплена ценой великих потерь на поле брани? Пойдет она по сценарию «убей дракона»? Или же это будет победа духовная, когда дракон побежден будет не на поле брани, не оружием мирским, но оружием Духа? Побежден сначала в самом себе? Побежден в России? Внутри нас?

Значение иконы Георгия Победоносца

Образ пресвятого великомученика имеет огромное значение для православных христиан. В некоторых странах страстотерпец стоит на втором месте после Божией Матери. Он олицетворяет силу, храбрость и воинскую честь. Это символ несокрушимой победы над врагами, которая возможна только благодаря вере.

Изображение благородного Георгия Победоносца наносят на монеты, флаги, а иногда даже гербы.

Чудотворная икона призвана показать нам, что ничего важнее истинной веры для человека не существует. Простой солдат императорской армии был подвержен жестоким пыткам, однако остался верен Господу Богу. Его преданность Всевышнему была настолько велика, что он отдал за Него жизнь.

Еще при жизни Георгий Победоносец творил чудеса. Он исцелял больных, утешал скорбящих, молился за всех обратившихся к нему, и Создатель никогда не отказывал, даруя Свою милость нуждающимся. Согласно легендам, однажды преподобный спас город от страшного змея, поразив гада острым копьем. Именно этот сюжет и лег в основу знаменитого образа святого.

В чем помогает икона Георгия Победоносца

Считается, что страстотерпец является покровителем всех, кто так или иначе связан с воинским делом. Он помогает военнослужащим в мирное время, а также защищает их на войне. Однако это не единственный повод, по которому обращаются к великомученику. Часто люди приходят к святому лику, чтобы попросить:

  • защиты от врагов и завистников;
  • разрешения внутрисемейного конфликта;
  • восстановления пошатнувшегося мира между родными или близкими;
  • исцеления от тяжелого недуга;
  • дарования долгожданного счастья материнства;
  • победы над соперником;
  • достижения поставленных целей.

К преподобному взывают абсолютно все: мужчины, женщины, а иногда даже дети. Молиться ему можно не только в храме, но и дома. Чтобы просьба была услышана, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • перед началом ритуала пару минут просто помолчите, чтобы упорядочить мысли;
  • очистите разум, отрешившись от мирских забот;
  • зажгите перед иконой церковную свечку или лампадку;
  • слова произносите вдумчиво, полушепотом или про себя;
  • если вы просите не за себя, а за кого-то из родных или близких, не забудьте упомянуть его имя (желательно, данное при крещении).

Не старайтесь нарисовать в воображении образ святого, так как внимание может рассеяться, а лучше сосредоточьтесь на произносимых словах.

Совет автора


Святой образ помогает достигнуть поставленных целей

Мощи и почитание

Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать его тело погребению в родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копьё и хоругвь. Десница святого ныне пребывает на Афоне в монастыре Ксенофонт в серебряной раке.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. «Чудо Георгия о змие» — излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2).

Св. Георгий Победоносец. Серебро, X — XI вв., Музей Изобразительных Искусств в Тбилиси, 19 х 18,5 см.

В Грузии

Вместе с Пресвятой Богородицей, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется «Георгией», и широко распространена версия о том, что это имя было дано Иверии именно в честь святого Победоносца.

По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии была двоюродной сестрой святого Георгия. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования и завещала новообращённым грузинам любить великого святого. Первый храм в честь святого Геогрия был построен в Грузии уже в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска. Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей его имени, или с его иконой, или же с чудом Победоносца.

Георгиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре.

Чудо Георгия о змие, спасении царевны и града, и об избавлении пленника. Фреска XVI в., скит св. Анны, Греция.

В Арабских странах

Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Ещё одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имя которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов [8]. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Чудо св. Георгия о змие. Икона, конец XIV в.

На Руси

На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В «Юрьев день», как его стали называть, или на «осеннего Георгия» до времён царствования Бориса Годунова крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

В Англии

Святой Георгий — покровитель Англии со времён короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения «старой доброй Англии», в частности в известной балладе Честертона.

Молитвы, обращенные к чудотворному образу

Молитвы Георгию Победоносцу обладают невероятной силой и способны творить чудеса. Совершенно неважно, на каком языке будет произноситься текст – русском или церковнославянском. Главное, иметь непоколебимую веру во всемогущество святого.

О помощи в работе

«Святой Георгий, Победоносец и Спаситель. Снизойди ко мне с небес, придай силушки в работе, надели своим духом в неустанной борьбе. Помоги мне осилить тяжбу, что на работе случается, пускай начальство не ругается. Коль суждено быть сокращенным, хочу я быть Христом прощенным. Да будет воля твоя. Аминь».

О защите

«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

На победу в спорте

«О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.

Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Чествуют чудотворную икону несколько раз в году

Георгий Победоносец был жестоко казнен за веру в Бога, однако, приняв мученическую смерть, стал примером для всех православных христиан. Чудотворный образ страстотерпца – это не только исцеляющая святыня, но также мощный оберег от врагов и дьявольских козней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]