Святой великомученик Георгий Победоносец — покровитель воинов

«Образ Святого Георгия в России и Англии»

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Ханты-Мансийск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3» 10«В» класс

1.Святой Покровитель. Святой Георгий — один из самых известных в христианстве святых. С давних времён имя святого Георгия стало для христиан олицетворением храбрости, защиты слабых и притесненных. Христианский святой, великомученик, еще его называют Георгий Победоносец, Святой Джордж является покровителем Англии. Его символизирует эмблема (красный крест на белом фоне) на флаге Англии и части британского флага. Святой Георгий стал официальным покровителем Англии в XIII веке. [1, 3]

На Руси почитание Георгия Победоносца получило особое значение. С 12 века его имя вписалось в тысячелетнюю историю государства Российского. Образ Георгия Победоносца, копьем поражающего змия-сатану, считается покровителем и украшает герб города Москвы со времён княжения благоверного князя Дмитрия Донского. Георгий Победоносец – покровитель всех доблестных воинов, сражающихся в разные времена за веру и Отечество. На гербе Российской федерации на груди двуглавого орла, в красном щите, — серебряный всадник, поражающий копьём дракона, в петровское время (примерно с 1710-х) его впервые стали называть «святым Георгием». [2, 118]

Георгий Победоносец общехристианский святой, известный, например, под именем Иорге у немцев, Жорж у французов, Герги у болгар, Ижик у чехов, Хызр или Уастырджи у осетин. Более того — известный исламским народам Африки и Ближнего Востока, где его зовут Джирджис и аль-Хадр. [3, 419-420]. Святого Георгия считают своим покровителем города Москва, Владивосток, Генуя, Венеция (вместе с апостолом Марком), Барселона, Бейрут и Стамбул (Константинополь), Феррари (Италия), а также страны Португалия, Англия и Грузия (официально последняя из них и именуется Страной св. Георгия, Georgia). Так называемый «георгиевский крест» стал основой английского и грузинского флагов. Также Святой Георгий считается небесным покровителем Греции, Палестины, Литвы, Мальты, Эфиопии и испанских провинций Арагон и Каталония.

Это значит, что у Россиян и жителей всех этих мест — общий хранитель. Великобританию, например, он взял под свое крыло ещё в X веке, то есть даже раньше, чем Москву: уже тогда там строили церкви, посвящённые святому Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии. Туристы из этих мест порой очень удивляются, видя своего святого на гербе столицы России. Может быть, он помогает им чувствовать себя у нас как дома — как, впрочем, и нам у них.

2. Личность Георгия Победоносца.

Кто же такой святой Георгий, или St. George, так высоко почитаемый в целом ряде мест? Имя его происходит от древнегреческого имени Геюсгйпт (Георгиос), происходящего от гещсгьт (георгос) — «земледелец» (один из эпитетов Зевса).

За исключением факта мученичества, достоверных сведений о святом Георгии крайне мало. Однако почитание его возникает очень рано: из дошедших до нас источников, впервые о нём упоминает папа Геласий в декрете «О принимаемых книгах» (De libris recipiendis) в 494 году. [4]. Исследователи расходятся также во мнении, был ли Георгий историческим лицом. Так, считает, что «образ такого змееборца, меняясь, тянется из глубокой, доисторической древности». [5, 114] Напротив, более ранние исследователи [6, 462], [7, 109] считают Георгия несомненно лицом историческим.

В основном, легенды гласят, что великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. По самой распространённой версии, [8, 665-692] двадцати лет от роду Георгий стал трибуном, одним из шести военачальников, стоящих во главе каждого легиона, сделался любимцем императора Диоклетиана, вошедшего в историю, как жестокий гонитель христиан. Георгий явился перед императором Диоклетианом, как исповедник Христа. Георгия заставляли отречься от веры угрозами и жесточайшими пытками, но Господь и вера не оставляли великомученика, и раны его чудесным образом заживали, трижды он воскресал. Видя это, многие люди уверовали во Христа и приходили поклониться ещё живому мученику. Среди их числа была и императрица, супруга Диоклетиана. По приказу Диоклетиана Георгий был обезглавлен в Никомидии в 303 году 23 апреля в Великую пятницу.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

3. Чудо Георгия о Змие.

Сказания о чудесах Георгия многообразны и широко распространены (Чудо о колонне вдовы, Чудо о сарацине, пустившем стрелу в икону, Чудо о спасении от разбойников – один из самых распространённых сюжетов и т. д. [9, 112-125]. Чудо Георгия о змие – главное чудо Святого Георгия. Святой Георгий известен всему миру как убийца злого дракона, он часто изображается как рыцарь несущий щит с красным крестом (или баннер с красным крестом), как правило, сидит на коне и в момент победы над драконом. Причина этого — одна из самых известных историй о святом – история о битве с драконом или змеем. Первое из сохранившихся в русской иконописи изображений Чуда Георгия о змие находим на фреске XII века, помещённой в дьяконнике церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. [10, 10].

Эти изображения основаны на предании, причём мнения исследователей расходятся даже в том, является ли этот подвиг прижизненным или посмертным. [11, 224; 9, 120]. Рассказывают, что в озере жил змей (или другое подобное животное), который пожирал людей той местности. По мнению Кирпичникова, это были окрестности города Гибал в Лаодикии Сирийской. [7, 115]. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Но когда выбор пал на дочь правителя той местности, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек и обратил в христианство жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Первое письменное упоминание о том, как святой Георгий поверг дракона, содержится в «Золотых легендах» 1265 года. [12]. «Золотыми» легенды считали не потому, что в них рассказ шел о святых, а потому, что ценилась эта коллекция рассказов на вес золота. Конечно, это очень маловероятно, что он когда-нибудь воевал с драконом, и еще более маловероятно, что он действительно посещал Англию. Считается, что легенда о поверженном драконе так хорошо прижилась в Англии и полюбилась народу, поскольку в англо-саксонских сказаниях уже был такой же миф. Эта история также может быть христианской версией древнегреческого мифа о Персее, спасшего прекрасную Андромеду от морского чудища. В русском духовном стихе освобождённая Егорием Храбрым царевна звалась Елизаветой (Лисавета), согласно одной из древнейших редакций чуда святой покорил молитвой змея, и царевна на поясе привела его в город, где впоследствии люди приняли христианство. [10, 320].

Разнообразие символики поединка святого Георгия со змеем трактуют по-разному, существует два описания чуда Георгия: спасение дочери языческого царя от закланья, убиение змея копьём и покорение змея молитвой. Подвиг этот обратил множество людей в христианство — и этот факт рифмуется с идеей Москвы как Третьего Рима и России как хранительницы православия. Москва, согласно своему гербу — город-крепость, город-воин. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом — «древним змием» Откровение. 12, 3; 20, 2 [8, 683].Обобщенно — это символ победы Добра над Злом и Света над Тьмою, как это сделал Георгий Победоносец.

4. Появление культа Святого Георгия в Англии.

Английский король французской крови Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в третьем крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска. Святой в образе воина был близок и понятен крестоносцам. Существует теория, что Георгиевский Крест стал использоваться, как национальная эмблема (но не флаг), в ходе Уэльской войны 1275 года. Есть мнение, что Крест был принят Англией для наделения флота особой символикой. Английский монарх Ричард Львиное Сердце изначально выбрал в качестве покровителя Святого Георгия. [13] Потом английские суда поднимали белый флаг с красным крестом, чтобы извлечь определённую выгоду: когда-то Крест был символом Генуи, и Англия таким образом подпадала под протекторат мощного флота.

В 1220 году королем Генрихом III (1216–1272), племянником Ричарда I, имя святого Георгия было официально внесено в английский национальный календарь. В годы правления Эдуарда I (1272–1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. В 1347 году король Эдуард III основал «Орден Подвязки», главным покровителем которого был избран святой Георгий. В 1415 году день памяти святого, 23 апреля, получил статус великого праздника, и святой Георгий был провозглашён покровителем Англии. убеждён, что ошибочно считать «будто святого покровителя можно назначить. Но святой должен сначала заслужить всенародное признание. … Только всеобщее почитание сможет подсказать, кому следует быть святым покровителем народа». [8, 673]

5. в России.

На Руси почитание Георгия Победоносца получило особое значение, он известен со времён принятия христианства в X веке. Святой Георгий стал идеальным образом воина, защитника Родины. На Руси иконы с изображением Святого Георгия стали известны уже в XII веке, на которых копьё, меч, кольчуга символизируют атрибуты воина, а алый плащ, перекинутый через плечо – символ мученичества. [14, 139].

Этого святого воспринимали как покровителя всего русского народа. Его имя носили тысячи церквей, также стало излюбленным именем во всех слоях русского народа. Образ его на коне и поражающего змея вошёл в герб государства Русского. В основе этого почитания, возможно, лежит древнерусский культ Дажьбога, до Крещения Руси также считавшегося покровителем и родоначальником русского народа. Святому Георгию Победоносцу в народе приписаны черты Дажьбога: время празднования дней святого Георгия «Юрий Весенний» (23 апреля) и «Юрий Осенний» (3 ноября) пришлось примерно на то время, когда в языческой Руси чествовали Дажьбога. Также в это время открывали и закрывали цикл сельскохозяйственных работ.

У русских крестьян святой Георгий известен под многими именами, например, Ягория, Егория Храброго, Юрия, Георга, Юрья, Юрки. Русские видели в этом угоднике особенного представителя и хранителя земли Русской и почитали его героем-полубогом, он стал центром русских духовных стихов о святом Егории Храбром. По мнению «созвучие слова гор с представлением горы и имён сказочных богатырей Вертигора и Святогора открыло Егорию Храброму путь к устроению нашей земной природы». [10, 201] С днём святого Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об урожае и погоде: «На Егорья мороз – будет просо и овёс», «Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает», «Егорий с водой, а Никола с травой» и т. д

До 15 века лик св. Георгия один составлял государственный герб нашего Отечества. В Древней Руси изображение св. Георгия выбивалось на московских монетах (всадник с копьём – отсюда название «копейка»). В начале XI века на монетах и печатях сына Владимира (княжил с 1016 по 1054 гг.), принявшего имя Юрий (Георгий), впервые появляется изображение святого Георгия. Ярослав Мудрый много способствовал распространению и утверждению культа святого Георгия на Руси. В честь своего святого покровителя он основал в 1030 году город Юрьев (сейчас — Тарту) и заложил в том же году Юрьев монастырь в Новгороде, позднее там был построен Георгиевский собор. В 1037 году Ярослав начинает строительство Георгиевского монастыря в Киеве и возводит в нем храм святого Георгия, а день освящения храма 26 ноября 1051 года учреждает ежегодным праздником — «Юрьевым днем», или днём осеннего Георгия. Основатель Москвы — Юрий Долгорукий продолжил эту традицию, заложив в 1152 году город Юрьев-Польский, где в 1230-34 годах был построен знаменитый Георгиевский собор. В том же 1152 году он строит на новом княжеском дворе во Владимире церковь Георгия. [15, 96-110].

6.Почитание Святого Георгия Победоносца в России.

В день памяти св. Георгия 23 апреля существовал обычай служить молебны, испрашивая плодородия, а также освящать воду. В народе в связи с этим нередко называли святого Георгия Водоносом, а вода (особенно вода дождя и снега), освящённая в Юрьев день, имеет название в простонародье «Юрьева роса», ею окропляются поля и посевы во время крёстного хода. Святой Георгий оказывал помощь, являясь на коне, поэтому считался покровителем и хранителем скотоводства. В Георгиев, или Егорьев день жители выгоняли свой скот на пастбище после зимы с молебнами и окроплением скота и пастухов святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», он был очень значимым, ведь большей частью населения России долгое время до отмены крепостного права были крестьяне, в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику от угнетавшего их барина, это был для них день возможной перемены жизни. [3, 419-420]

Москва — единственный город России, празднующий день своего герба и флага. Празднование происходит, как можно догадаться, 6 мая (по старому календарю 23 апреля) — в день, посвященный святому великомученику и Победоносцу Георгию.

7. Празднование и почитание Дня Покровителя Англии.

В самый разгар весны, 23 апреля, Англия отмечает день покровителя Англии, святого Джорджа, которого чтят за то, что он убил дракона, терроризировавшего несколько английских деревень, хотя сомнительно, чтобы Святой Георгий вообще был в Англии. В сущности, это английский вариант дня святого Патрика. В этот день поднимают флаг Англии, известный под названием «Крест св. Джорджа» (the St. George Cross), англичане прикрепляют к одежде красные розы (эмблему Англии). К праздничному столу готовят традиционные английские блюда, такие, как ростбиф и йоркширский пудинг, сосиски в тесте (toad-in-the-hole) etc. Кроме того, в этот день принято петь английские народные песни. В воскресенье ближе к 23 апреля, по всей Англии организуются шествия с участием войск специальной службы Дня Святого Георгия. Однако в большинстве стран праздник отмечают в другие дни, например, американцы отмечают его 4 июля с фейерверками. Не сравнить и широту празднований, например, с празднованием дня Святого Патрика в Ирландии, день Святого Георгия празднуется более скромно. Для большинства людей в Англии День Святого Георгия является просто еще одним обычным рабочим днем. [13]

8. Государственные награды Англии в честь Святого Георгия.

Как уже было сказано, в 1347 году королём Эдуардом III был основан «Орден Подвязки», главным покровителем которого был избран св. Георгий.

В 1940 году, когда самолеты Люфтваффе бомбили Британию, король Георг VI учредил новую награду — Георгиевский крест, которым отмечали гражданских лиц «за проявленную отвагу». По значимости эта награда вторая после креста Виктории. Георгиевским крестом, в частности, награжден остров Мальта — за героизм, проявленный во время Второй мировой войны.

В начале XX века основатель скаутского движения лорд Баден-Пауэлл выбрал святого Георгия покровителем скаутов. [13]

9. Государственные награды России в честь Святого Георгия.

На Руси в честь покровителя ратников Георгия Победоносца был учреждён орден 9 декабря (26 ноября по старому стилю) в 1769 году императрицей Екатериной II и присуждался воинам исключительно за храбрость на поле битвы, тогда же была учреждена Георгиевская лента, носилась лента в зависимости от класса кавалера: либо в петлице, либо на шее, либо через правое плечо. К ленте полагалось пожизненное жалование. После смерти владельца передавалась по наследству, однако вследствие совершения постыдного проступка могла быть изъята у владельца. Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя.

Орденом Георгия Победоносца были награждены выдающиеся российские полководцы, в том числе Александр Суворов и Михаил Кутузов. С 1849 года имена его кавалеров заносились на мраморные доски в Георгиевском зале Кремля. Орден имел четыре степени отличия, причём за всё время существования ордена в Российской Империи им были награждены более 10 тысяч человек. Из них только 23 человека получили Георгия I-ой степени и лишь четверо стали полными кавалерами ордена: -Кутузов, -де-Толли, -Забалканский, -Эриванский. В 2000 году Ордену Святого Георгия был возвращён статус высшей военной награды РФ. Первым кавалером восстановленного ордена Святого Георгия стал в 2008 года командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Сергей Макаров за успешное проведение операции во время грузино – осетинской войны.

Существовала и другая награда, знак отличия военного ордена – наградной знак для солдат и унтер – офицеров русской армии с 1807 по 1917 годы — Георгиевский крест, учреждённый императором Александром I. Девиз награды: «За службу и храбрость». На протяжении столетий не было в России более высокого воинского отличия, чем «Георгиевский кавалер».

В 1819 году по указу императора Александра I был учреждён Георгиевский флаг для награждения экипажа корабля, его матросы получали право носить георгиевскую ленту на бескозырке. Георгиевские серебряные трубы появились в 1805 году. Они обвивались Георгиевской лентой с кистями из серебряной канители, а на раструбе Георгиевских труб укреплялся еще знак ордена Святого Георгия.

После революции 1917 года офицерский орден Святого Георгия был упразднён. Что до солдатского Георгиевского креста, то его ношение не было официально узаконено, однако после того, как в системе советских наград появился орден Славы, во многом сходным с «солдатским Георгием», было мнение узаконить старую награду, но принято это постановление не было. Газета Красная Звезда писала: Учреждённый орден Славы является как бы преемником старого солдатского Георгия». Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года, и получить эту награду имели право лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались. Цвет орденской ленты и многие положения статута ордена полностью повторяли офицерский Георгиевский крест. В Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года сказано: «В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и Знак отличия — «Георгиевский Крест».

Ещё одной наградой, имеющей большое историческое значение, является медаль «За Победу». Полное название этой награды — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Лента — такая же, как на ордене Славы и ордене Святого Георгия, и учреждена она была 9 мая 1945 года особым указом.

В продолжение традиций георгиевской ленты в СССР 10 июня 1942 года была учреждена «Гвардейская лента». Гвардейская лента использовалась при оформлении нагрудного знака «Морская Гвардия», а также на краснофлотских фуражках (бескозырках). Гвардейская Георгиевская лента — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, ордену Славы, Георгиевской медали и медали «За победу над Германией» — которая с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия, а в народе почитается, как ГЕОРГИЕСКАЯ ЛЕНТА.

С началом акции «Георгиевская ленточка» в 2005 году в российских СМИ советскую «гвардейскую ленту» стали также называть «георгиевской». В отличие от орденской ленты она выдается даром всем желающим, которые прикрепляют её к одежде, сумкам и антеннам автомобилей в знак уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз такой акции «Я помню, я горжусь». [15, 124-150]

10. С 2007 года 9 декабря в России ежегодно отмечается День героев Отечества. В этот день чествуют Героев Советского Союза, Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и обладателей трех степеней ордена Славы. Отметим, в России до 1914 года 9 декабря отмечался как праздник Георгиевских кавалеров. Накануне и в День героев Отечества в Югре проходят спортивные состязания, в общеобразовательных учреждения — уроки, классные часы, школьные открытые мероприятия, викторины и круглые столы о подвигах Россиян. В библиотеках, музеях и культурно-досуговых центрах автономного округа открываются тематические медиа-выставки о героях Отечества, лекции, фотоконкурсы и кинопоказы. С 9 декабря 2013 года возобновлено проведение торжественных приемов в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца с приглашением Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров орденов Славы и Святого Георгия.

По данным, представленным Людмилой Шороховой (Tyumen. ru), в Тюменской области проживает 123 Героя Отечества, из них 14 полных кавалеров ордена Славы. Полный список и найденные фото представлены в Приложении 2. Один из полных кавалеров ордена Славы – наш земляк, югорчанин – командир стрелкового отделения 521-го стрелкового полка (133-я стрелковая дивизия, 27-я армия, 2-й Украинский фронт), сержант. С 2002 года жил в городе Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ). Скончался 8 июня 2007 года.

Особенно заинтересовала личность Якина Хабибуллы Хайрулловича (25 сентября 1923 – 7 июня 2009), также нашего земляка из Тюменской области. Отец Хабибуллы – Хайрулла Якин – был участником первой мировой войны и полным георгиевским кавалером. Провожая сына на фронт, дал наказ: «Не опозорить фамилию». И сын в полной мере этот наказ выполнил, вернувшись с войны живым, полным кавалером орденов Славы, двух орденов красной Звезды, медали «За отвагу» и многих других наград. Достойный сын достойного отца! Вчитайтесь в его слова, они звучат как гимн мужественного поколения, вынесшего нашу Родину из пламени ужасной войны: «Мы выдержали все испытания. Даже оставшись в живых, мы никогда не говорили, что …совершили настоящий подвиг. Считали и считаем, что честно выполнили свой гражданский долг, воинскую присягу. Эти слова целиком и полностью относятся к каждому ветерану войны, где бы он ни воевал».

Георгий родился и воспитывался в христианской семье

Святой Георгий Победоносец родился в зажиточной христианской семье в городе Палестинском Бейруте (Белите), что в Ливанских горах. Еще мальчишкой он отличался невероятной храбростью и умом.


Великомученик Георгий, икона, первая треть XVI века

Отец Георгия мучительной смертью погиб за веру. Воспитывала мальчика мама. В отрочестве поступил Георгий на службу в римское войско. Вскоре заметил его император Диоклетиан и принял в состав императорской стражи.

Георгий вступился за христиан и исповедал Господа в присутствии императора

Император был ярым приверженцем язычества, он вошел в историю, как один из жесточайших угнетателей христиан. Однажды услышав приговор о растерзании христиан великомученик Георгий проникся к ним душевным состраданием.


Фрагмент жития Георгия Победоносца. Великомученик Георгий перед царями

Все свое имущество он раздал беднякам, дал вольную своим рабам, и придя к императору исповедал веру во Христа. Диоклетиан принуждал воина отречься от Господа, но Святитель снова и снова исповедовал истинную веру.

За веру во Христа подверг император святого Георгия жестоким истязаниям

Приказал тогда властитель подвергнуть святого мучительным пыткам. Кинули воина в темницу, ноги его сковали в тяжелые колодки, а на грудь положили каменную глыбу. Мужественно переносил мучения Георгий Победоносец, продолжая прославлять Господа.


Фрагмент жития. Георгий Победоносец в колодках. Икона, Болгария, Национальный Исторический музей. XVII век

Палачи били несчастного воловьими плетями, бросали обнаженным телом в негашеную известь, колесовали, однако не сломить им было истинной веры, святой продолжал призывать Господа о помощи.

Во время пыток явился великомученику Георгию Господь

Семь дней продолжались пытки Святителя. Вдруг небо почернело и раздался Божий Глас:

«Я с тобою, воин, не бойся».

Тут же появился ангел в Божественном свечении, и исцелил Георгия одним прикосновением.

Диоклетиан — римский император

Увидев такое чудо, сорок тысяч язычников уверовали во Христа. Георгия же императорские воины притащили во дворец. Вызвал властитель волхвов, чтобы сварили они колдовское зелье.

Не подействовало зелье на праведного воина, продолжал он молиться и прославлять Христа. А когда, на глазах у разъяренного правителя, святой мольбами Господу воскресил умершего человека, приказал Диоклетиан запереть Георгия в темницу.

Потянулись к заключенному люди с просьбами об исцелении и воскрешении. Кто скотину просил воскресить, кто — ребенка излечить.


Икона Георгия Победоносца, убивающего змея из озера, в Бейруте

Отказался от власти Георгий и предпочел смерть за истинную веру

Умирая, Георгий не прекращал молиться. Снова явился ему Господь, и поцеловав, возложил на него венец мученика.

Предложил тогда император святому стать соправителем и отречься от христианской веры, или отсекут ему голову. Отказался Георгий от предложения и положил голову под острый меч.


Икона святого великомученика Георгия Победоносца «Чудо Георгия о змие с житием в 16 клеймах». XVII век

Погиб Святитель в начале IV века. Недолгой оказалась жизнь святого великомученика, поэтому краткое содержание о праведной жизни его поместилось в несколько абзацев. Однако, биография его увлекательна будет, как для детей, так и для взрослых.

Чудо Георгия о змие

Св. Георгий, поражающий дракона. Худ. Альбрехт Альтдорфер, нач. XVI в.
Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор[1] (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия[2] или «Гевал, в земле Палестинской

»[3], а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «
грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа
». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «
нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами
» и повелел отвести к змею.

Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволенью желая спасти нас, гибнущих, избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина…[3]

— «Чудо Георгия о змие» (список XVI века)

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными[4]) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество

».

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами

».[1] В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого.[2] Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами:
Георгий убивает змея перед горожанами (Витторе Карпаччо, 1502—1507 годы)

«Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё

». Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «
Как зовут тебя, мой господин?
» Он же ответил: «
Георгием зовут
». Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «
Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух
».

Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество человек (в разных списках от 25 000[1] до 240 000[2]), а в городе построили церковь в честь Богородицы.

Мощи великомученика Георгия Победоносца находятся в одноименном храме города Лидды

Согласно житию, святой Георгий похоронен в Израиле, в городе Лидде, где в честь него возведен храм Иерусалимской православной церкви. В этом храме находится ковчег с мощами Святителя.

Однако, многие церкви по всему миру, заявляют о наличии частиц святыни, в частности главы Георгия. Десница же Победоносца находится в Ксенофонтовом монастыре на горе Афон.


Ковчег с десницей великомученика Георгия в обители Ксенофонта на горе Афон в Греции

Краткая история изображения Георгия Победоносца на Государственных символах России

Со времен Дмитрия Донского, за свой подвиг, святой великомученик Георгий Победоносец считался покровителем русского воинства и символизировал победу над темными силами. Его изображение помещалось на государственных печатях.

Всадник, убивающий змея появляется на гербе Московского княжества во времена правления Ивана III. Официально же герб Москвы был утвержден в 1781 году.


На фото изображен Георгий Победоносец на гербе Москвы

Присутствует образ Георгия Победоносца и на современном гербе России, как символ воинской доблести.

Думай Сам

Начнём с дня сегодняшнего. Обратимся непосредственно к изображению на гербе Москвы:


Мы видим всадника в латах, поражающего копьём странное существо, напоминающее змея с четырьмя когтистыми лапами, крыльями и крокодильей пастью. Что это за странное животное, победу над которым понадобилось увековечить в городской символике? А может быть, это просто символ? Точно такой же, как и сама эта победа?.. Посмотрим на более ранние варианты этого изображения (герб Москвы, 1730г.):

Мы видим тот же сюжет, но несколько ранее – таким оно было в 1730г. Туловище Змея здесь заметно сократилось. Впрочем, правильнее будет сказать, что Змею в более поздних вариантах зачем-то дорисовали ещё две лапы. Отвлечёмся от наивного мировосприятия, которое сегодня принято приписывать нашим недалёким предкам, сосредоточимся на символике, свойственной человеку во все времена, и попробуем ответить на вопрос: кого нам напоминает этот Змей? Посмотрим на следующий рисунок:

Похож, не правда ли? А ведь это герб одного из царств того периода. Чтобы стало понятнее, вот он же в современной трактовке:

Так кого же побеждает св. Георгий, если обратиться к символизму, а не воспринимать рисунок буквально? Он побеждает Казанское царство. Последний из рисунков представляет нам современный герб города Казани…

Могло быть так, что в честь победы над великим Казанским царством, на гербе столицы княжества Московского появилась подобная памятная символика? Более чем. Но постойте, а разве Казань была взята не Иваном Грозным? При чём здесь Георгий, ведь не было у власти в то время никаких «Георгиев»? Удивительно, но ответ кроется в прозвище Ивана IV – «Грозный».

Как мы помним, имена тогда в Московии были популярны греческие и Георгий одно из них. Но у этого имени есть варианты. Например – Егорий. Так называли св.Георгия поморы, что можно видеть на примере беломорского эпоса в стихах, в таких творениях как «О Егории Храбром» или «Егорий и змей», что представлены в трудах А.В.Маркова, открывшего в начале 20 века былинную культуру у поморов. Так вот, «Егорий», это не единственный вариант имени «Георгий». Второй больше соответствует содержанию…

Ивана IV называли Грозным. Однако, с учётом того, что за всё время его правления – 42 года! – казнено было около 4,000 человек, причём все решения были утверждены Боярской Думой, и на фоне зверств, учиняемых европейскими правителями, его впору было бы наградить эпитетом «Миролюбивый», а не «Грозный». Следует признать, что присущее ему прозвище дано бы не за ведение внутригосударственной политики, а за что-то другое. За что – понятно: помимо внутренней политики, есть политика внешняя. Грозным Иван IV(как, впрочем, и его отец) был прозван исключительно за свою воинственность.

Но ведь на греческом, к которому все царские имена и восходят, слову «воинственный» соответствует имя Игорь. Игорь… Егор… Какую огласовку следует предпочесть в той или иной земле? Известно, что простой народ царя Ивана IV «Грозным» не называл и даже пресловутый «Казанский летописец», посвящённый взятию Казани, отзывался о царе с уважением. Логично предположить, что грозным царя называли те, кто был близок к власти, хорошо обучен и несомненно владел греческим, хотя бы в минимальном объёме. Вот и получается: Иван Воинственный.

Что есть прозвище, как не второе имя? «Воинственный» – Игорь (Егорий) – Георгий. С другой стороны, у «Георгия» есть своё значение в греческом и означает оно – «землепашец». Справедливо ли будет поставить «землепашца» рядом с «воином» – Георгия рядом с Игорем? Можно пуститься в пространные объяснения, что переписчики как всегда всё перепутали и воинственного «Игоря» через «Егория» превратили в «Георгия». Конечно, могло быть и так, но вероятнее всё же другое.

Согласитесь, что столь грандиозное событие, коим без сомнения, является победа над величайшим царством Казанским, не могло не отразиться не только в геральдике, но и в народном творчестве. И оно действительно отразилось. Может быть стихийно, но скорее всего, благодаря специально обученным государя московского людям, в различных землях княжества Московского стали появляться героические сказания о деяниях Московского князя. Надо думать, что именно по причине централизованного распространения и согласованной в деталях легенды, эти сказания столь мало и незначительно отличаются друг от друга, что в московских землях, что в ярославских, что в поморских. Но давайте же обратимся непосредственно к этому «народному» творчеству. Речь идёт про историю о «Никите Кожемяке». В этой сказке фигурирует небезызвестный Змей Горыныч, которого герой Никита должен будет победить. Нас интересует один очень характерный фрагмент из данного сказания: Герой и Змей занимаются тем, что делят промеж собой землю. Причём, не как-нибудь, а межеванием, то есть прокладывают по границам своих земель (царств) широкий ров. В нашем случае имя Георгий (греч.: землепашец) как нельзя лучше отражает этот процесс.

Кончено, сюжет данной сказки можно посчитать простым вымыслом, не относящемся к нашему случаю, если бы не ряд совпадений, которые в совокупности перестают считаться таковыми. Итак: 1) и на гербе Московского княжества и в сказании о Никите кожемяке отражена борьба с неким Змеем; 2) победитель Змея на московском гербе носит имя Георгий, то есть, «землепашец», тем же самым занимается герой сказки и собственно Змей; 3) до наших дней в районе реки Волги действительно сохранились следы очень старых оборонительных сооружений; 4) Никита из сказки, пропахавший со Змеем межу, в переводе с греческого – «Победитель», св. Георгий (греч.: землепашец) также носит прозвище «Победоносец».

Становится понятно почему в русских сказках так популярно имя «Иван» – «Иван, божьей милостью, господарь всея Руси и великий князь», воистину, достоин подражания. Не вызывает более вопросов и почему на гербе Московского княжества появляется Георгий Победоносец, поражающий «Змея» – это не что иное, как отображение сюжета о взятии Казани Иваном IV. Более того, становится понятным и что это собственно за «змей» и что он символизирует. Конечно, к змею это фантастическое существо не имеет никакого отношения. Это не что иное, как символ высочайшей власти – Василиск. Слово также имеет греческие корни и означает «царь». То же значение имеют «Базилевс» и «Василий».

Было бы очень интересно взглянуть на карту Тартарии до завоевания Иваном Грозным Новгородского, Казанского и Астраханского царств. Являлись они самостоятельными государствами или входили в состав Тартарии? Самая ранняя карта с отмеченными границами, которой мы располагаем, датирована 1593г. (Автор Герард де Йоде, Антверпе) показывает их как части Московии.

Вероятно, на гербе Московского княжества мы можем наблюдать один из этапов падения Великой Тартарии, знаменующий собой взятие Казанского царства. Обратим внимание на то, что именно символ царственной власти и Казани – василиск – оказался попранным на Московском и на Российском гербе:

Вероятно, не случайно именно Казани придавалось столь большое значение. Вероятно, именно Казань на тот период обладала всей полнотой власти над окружающими княжествами и до своего падения и последующего переноса столицы в Тобольск, являлась центром Великой Тартарии.

P.S.: Обратите внимание на три короны, что присутствуют в гербе царства Российского. В следующий раз мы обратимся к эпическому творению, послужившему основой для сюжетов почти всех так называемых русских народных сказок: «Сказанию и трёх царствах: Медном, Серебряном и Золотом», а заодно попробуем выяснить где находились и куда исчезли три русские царства: Славия, Артания и Куявия.

Легендарный подвиг Георгия Победоносца стал культовым изображением всадника, убивающего змея

Изображение Георгия, убивающего змея основано на легенде о чудесах великомученика. В озере города Бейрута завелось страшное чудовище, поедающее горожан и опустошающее посевы.

Чтобы откупиться от злого чудовища, решили жители принести ему в жертву царскую дочку. Вступился храбрый воин за избранницу чудища, перекрестился, помолился и поразил змея одним ударом копья.


Картина Паоло Уччелло «Битва святого Георгия со змеем»

Убив черного змея, Георгий Победоносец спас от верной гибели царевну, чем прославился не только в странах Востока, но и в Европе. Английский король объявил мученика своим покровителем.

Кого убил Георгий Победоносец?

Исследователи Международного союза криптозоологов, собравшего 800 ученых из 20 стран, на днях пришли к выводу, что на гербе Москвы изображено реальное, а не мифическое чудовище. Чудовищная быль

Образ Георгия Победоносца, всадника-змееборца с копьем, появился на гербе Московского княжества при Иване III (1462 — 1505). Сохранилась до сегодняшнего дня и печать великого князя Ивана (1479 г.), на которой помещен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. А на рисунке с фрески XII в. (церковь Святого Георгия в Старой Ладоге) так вообще изображено невероятное: чудовище-многоножка с хвостом крокодила, головой собаки и с крыльями, как у орла. Его ведут на веревочке, как домашнее животное.

Что это — нарисованные сказки наших предков или самая настоящая ЧУДОВИЩная быль?

— Этот самый Змей вполне мог обитать когда-то в российских лесах, — считает руководитель научной экологической программы РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус актуальных научных направлений) Ирина ЦАРЕВА. — Многочисленные предания недвусмысленно указывают на то, что когда-то в европейской части России водились кровожадные драконы. Они обладали свирепым нравом: набрасывались на пеших и конных и разрывали их на куски. С ними боролись русские богатыри. А в Западной Европе их уничтожали средневековые рыцари, чтобы завоевать благосклонный взгляд дамы сердца. И как знать, возможно, не без богатырского участия с лица земли исчез какой-то вид доисторических ящеров, переживший даже ледниковый период.

Удивительная запись из летописи

— Это не такой уж абсурд, каким может показаться на первый взгляд, — говорит кандидат исторических наук, специалист по мифологии Ольга ЗАХАРОВА. — Ведь не только легенды и сказки повествуют о загадочных монстрах, напоминающих по описанию ящеров. Существуют и другие, вполне заслуживающие доверия источники, со сведениями о неведомых драконоподобных существах. К примеру, в тридцатом томе Полного собрания русских летописей можно найти удивительную запись, датируемую 1582 годом, из Новгорода: «…В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися великий князь Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день…» Спрашивается, что это за «коркодилы» — крокодилы (?) — вышли из реки и напали на людей? Ведь дело происходило не в далекой Африке, а под Новгородом.

— И что? — интересуюсь я.

— Возможно, на Руси так окрестили драконов — сухопутную разновидность морских змеев, — говорит Ольга Владимировна. — А упоминание об этих монстрах можно встретить еще у Аристотеля и Еврипида, а затем в хрониках и исторических трудах средних веков. Английский монах Бартоломей в своей книге «Свойства вещей» пишет: «Дракон является самым большим из всех змеев, часто он выходит из своей пещеры, подымается в воздух, своим движением он производит сильный ветер, и море вздувается от его жала, и он имеет гребень, и он высовывает свой язык, и он имеет зубы, как пилу, и сила его заключается не только в зубах, но в хвосте, и он причиняет боль не только укусом, но и жалом. Он убивает всех, кого встречает на своем пути».

Сохранилось и древнее описание чудовища, датированное 600 г. н. э.: «Дракон — самая крупная из змей и вообще самое большое из всех существ, живущих на Земле. У него большая морда и узкие дыхала, через которые он дышит и высовывает язык».

Встречи со змеем
— А более современные описания есть? — интересуюсь я.
— Про драконов сегодня ничего не известно, но свидетельств встреч с морским змеем великое множество, — говорит Ольга Владимировна. — Пару лет назад мне звонил мой знакомый из ИТАР — ТАСС и рассказал, что на одной из китобойных баз в Индийском океане вертолетчики дважды наблюдали животных, похожих на исполинских змеев, 10 — 15 м в длину. Змей спокойно лежал на поверхности воды. Пилот вертолета снизился на 30 м, и наблюдатель Игорь Долженко с помощью бинокля смог определить: морское чудище было толщиной в метр и имело светло-коричневую окраску. Через несколько минут был замечен второй такой змей.

А известный телеведущий Юрий Сенкевич рассказывал: «В одном эксперименте, связанном с сейсмикой, потребовался взрыв на большой глубине в океане. И мы вместе с моим товарищем — заметьте, биологом — внезапно увидели, как на расстоянии около полукилометра за кормой научно-исследовательского судна поднялось над водой какое-то огромное туловище и через мгновение исчезло в глубине».

Существование чудовища подтверждают и удивительные находки. В 1932 г. у берегов Северной Америки произошло сильное землетрясение, выбросившее на берег множество трупов обитателей моря, в том числе и морского змея. У животного была заостренная голова и пасть, полная острых зубов. А в 1947 г. на западном берегу острова Ванкувер в Атлантике был найден скелет удивительного создания 12 метров в длину с головой, напоминающей голову барана.

— Значит, чудовища существуют?

— То, что люди действительно видели морского змея, не подлежит сомнению, — говорит биолог, исследователь аномальных явлений Евгений ПОТАПОВ. — А описания монстров различаются между собой потому, что морские змеи могут принадлежать к разным видам.

КСТАТИ

Азиатский календарь поделен на 12-летние циклы, каждый из которых соотнесен с определенным животным. О людях, рожденных в год Дракона, говорят, что они самые лучшие руководители, так как в их характере сила сочетается с великодушием.

https://www.kp.ru/daily/23550/42470/

Православная церковь вспоминает святого Георгия трижды в году

День святого Георгия Русская православная церковь отмечает 6 мая (23 апреля по старому стилю). В этот день в 303 году великомученик Георгий был казнен.

Православная Грузия отмечает особый день памяти Святителя, 10 ноября, как день колесования святого великомученика. В 1891 году, в Грузинском селении Каха, выстроили храм в честь Георгия Победоносца. В этот храм почтить память святого стекаются люди разных конфессий.


Житие, фрагмент колесования святого Георгия Победоносца. Монастырь Пантократор, Афон, XVII век

16 ноября произошло освящение храма великомученика Георгия в Лидде, где находятся мощи святого, и цепь, в которую был он закован во время пыток. В этот день и Русская православная церковь вспоминает Святителя.

9 декабря (26 ноября) вспоминают освящение Киевского храма святого Георгия.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4

Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

Сильная молитва Георгию Победоносцу о помощи в любом деле

«О святой мученик Георгий! Ты чудотворец и защитник всех людей. Услышь молитву мою да не оставь без внимания любого, кто обратится за помощью к Тебе, ибо каждый нуждается в поддержке Твоей. Прости нас, грешников, каемся мы и просим благословения Господа. Молю Тебя, великомученик, о здравии, избавлении от бед, печалей и горя. Укрепи веру мою и озари всю жизнь мою светом небесным. Поддержи меня во всех начинаниях и никогда не покидай меня, о великий святой Георгий. Огради от зла, наставь на путь истинный, ибо веруем всецело в Тебя, покровитель воинства и защитник людей. Да прославим имя Твое, Георгий, и почитать Тебя никогда не перестанем. Во веки веков. Аминь»

Утренняя молитва Георгию Победоносцу

Святой Георгий защищает каждого, кто нуждается в нем. Поэтому, если вы хотите заручиться его поддержкой, то следует читать данную молитву утром 6 мая:

«Святейший Георгий, воитель, спаситель и победоносец! Прошу, подари мне свою защиту и поддержку. Не оставь меня на пути тернистом и трудном, ибо нуждаюсь в тебе. Помоги в любом деле, оберегай меня и не давай в обиду. Во веки веков. Аминь».

Святой Георгий — православный праведник, который пожертвовал жизнью ради своей веры. Каждый год 6 мая христиане вспоминают его житие, благие дела и поступки. В этот день молитвы к великомученику обретают поистине чудотворную силу и способны изменить жизни людей к лучшему. В 2022 году проведите этот день в праведности, чтобы вознести молитвы к святому перед Его образом. Мы желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитва о защите от врагов

Многие православные люди знают, что Георгий Победоносец отличался мужеством и отвагой. Именно поэтому молитва о защите этому святому является особенно действенной и сильной:

«О, святейший мученик Георгий! К Тебе я в молитвах обращаюсь за помощью. Помоги мне, великий защитник! Защити от врагов и недругов меня, дом мой и всю семью мою. Убереги от зла и бед. Не позволяй несчастьям и горестям врываться в жизнь мою. Пусть стороной обходят злые враги, желающие мне бед. Позволь мне жить свободно, тихо и мирно. Защити, молю Тебя, святейший. Да буду прославлять я имя Твое! Во веки веков. Аминь».

В чем помогает святой великомученик Георгий Победоносец

У православных есть разные версии, в чем помогает мученик Георгий и его святая икона. На Балканах в Румынии и Греции его считают покровителем пастухов и земледельцев. В Болгарии ему возносят молитвы о дожде. Грузин он защищает от зла и приносит удачу в охоте. Помогает избавиться от змей и грызунов в Западной Европе. Почитают святого Георгия и мусульмане Африки.


Статуя Георгия Победоносца в Тбилиси, Грузия

Какого змея убил Святой Георгий

В нашем воображении Георгий, рыцарь-мученик, является святым, убивающим дракона, но его самые древние представления рассказывают нам совершенно другую историю.

Как символ зла и язычества, дракон часто появляется в рассказах о средневековых святых. Список святых убийц драконов, безусловно, очень длинный: Теодор, Сильвестр, Маргарет и Марта (которые, однако, только что приручили монстра) – это только самые известные. Рядом с ними святой Михаил Архангел вел битву против этого посланника Апокалипсиса.Тем не менее, ни один из всех истребителей драконов не стал объектом такого же народного почитания, как Святой Георгий, избранный в качестве покровителя Англии, Португалии и многих других стран.

Мы только знаем о нем, что он был каппадокийским солдатом, замученным при Диоклетиане, но у нас нет никакого другого исторического источника о его жизни. Поэтому все рассказы о нем являются результатом средневековых дополнений, которые обогащали первоначальный рисунок на протяжении веков.

Традиционная иконография Георгия основана на его самом известном чуде – убийстве дракона. Как повествует в “Золотой легенде” Якобус де Ворагин, это событие хорошо известно: город был осажден ужасным монстром, и, чтобы держать его подальше, граждане тянули жребий, чтобы решить, кого из самых молодых в городе принести в жертву монстру.

Поскольку на дочь короля пал жребий, Святой Георгий появляется верхом на своем коне, и ему удается нейтрализовать дракона (сцена увековечена художниками). Затем он предлагает принцессе привязать дракона, теперь одомашненного, чтобы привести его в город: свидетель этого удивительного события, король и все население обратились в христианство и, в конце концов, дракон был убит.

Начиная с 12 века, образ борьбы с сатанинским существом становится все более распространенным по всей Европе, как это показано в живописи. В западной культуре иконография этого святого основана главным образом на этом эпизоде, а другие чудеса и его мученик изображаются редко: дракон становится его характерной чертой. Однако он не всегда был представлен в соответствии с этой моделью: напротив, в начале его культа в его рассказах не было дракона, не говоря уже о его представлениях.

Самое древнее изображение Святого Георгия восходит к первой половине 10 века и было найдено в Армении, в церкви Святого Креста, построенной на острове Акдамар. Здесь барельеф изображает трех святых верхом, и среди них можно выделить Георгия. Другие два рыцаря-святой Сергий, убивающий свирепое животное (в середине) и святой Феодор, который определенно сражается против дракона (слева).

На самом деле в то время святым убийцей дракона был Феодор, святой рыцарь, известный с 7-го века за то, что победил монстра. По этой причине в раннем Средневековье драконы ассоциировались только с этим святым. В последующие века художники будут продолжать изображать Святого Феодора вместе с драконом (как в статуе над колонной на площади Сан-Марко в Венеции), но эта иконография будет становиться все менее и менее распространенной.

До XI века ни в одном рассказе о Святом Георгии никогда не упоминалось убийство дракона: его почитали просто как воина-мученика, обращавшего неверные народы. По этой причине традиционный образ, который представлял его до этого момента, был рыцарем, пронзающим копьем человека, символом языческого гонителя и ереси.

Именно в этот момент в восточной культуре возникла легенда о том, что Георгий тоже столкнулся с чудовищем, возможно, основанная на тех самых иллюстрациях. Собственно говоря, на фресках и барельефах святой всегда изображался вместе с Феодором, сражавшимся против дракона: художники раннего средневековья иногда изображали двух святых, убивающих одного змея на двоих.

Но потом постепенно именно Георгий стал ассоциироваться с драконом. Первые тексты, связанные с этим эпизодом, относятся к 11 веку и включают уже все известные нам элементы: озерное чудовище, принцесса, спасенная из его пасти, приручение дракона, приведшее в город, обращение его жителей. История святого Георгия и дракона распространялась повсюду, но она еще долго оставалась бы связанной с восточными регионами, если бы не крестовые походы.

Христиане легко отождествляли себя с торжествующим святым, освободившим регион от неверных: как покровитель крестоносцев, никто не был более подходящим, чем Георгий. В очень короткое время культ Святого Георгия распространился по всей Европе, как и одновременно изображение рыцаря, убивающего дракона – в Англии первое изображение такого рода датируется началом XII века. В то время как в восточных регионах монстр больше походил на змею, его версия, принесенная крестоносцами в западные земли, выросла в размерах, и он приобрел лапы и крылья, став драконом, которого мы все знаем

Похожие записи:

На иконах святой Георгий написан храбрым воином

На иконах Георгий Победоносец в основном изображается верхом на коне, убивающим огромного черного змея. Образ рассматривается, как символ стойкой, незыблемой веры истинного Бога Иисуса Христа. Ни пытки, ни власть, ни богатства не смогли заставить святого Георгия отречься от христианства.


Два, чаще всего встречающихся, вида икон Георгия Победоносца

Некоторые образцы икон имеют обрамление житийными клеймами, где изображены разные фрагменты такой недолгой, но такой праведной жизни великомученика. Такое представление образа относится к преданиям о чудесах, произошедших после казни святого.


Георгий Победоносец в центре двуглавого орла на гербе России

Также мученик Георгий отображается на иконах в виде храброго воина с копьем и мечом в руках.

Иконы, как и сам святой знаком и почитаем практически во всех странах мира.

Кто такой Георгий Победоносец

Великомученик Георгий был сыном богатых и знатных христиан из города Белита (ныне Бейрут). Георгий выделялся силой, статью и красотой, он преуспел на военной службе и был любим императором Диоклетианом. Однако, когда при Диоклетиане — фанатичном язычнике — начались гонения на христиан, Георгий не стал скрывать свою веру. Несмотря на увещевания императора, Георгий не дрогнул и не отрекся от христианства. За это после страшных пыток он был обезглавлен. Святому приписывают обращение в христианство жены Диоклетиана царицы Александры, сокрушение идолов в храме Аполлона и победу над змеем, разорявшем земли.

На Руси Георгия Победоносца очень почитали, его имя в русской традиции видоизменилось в Егорий (Егор), так в основном называли простых людей («дворянский» вариант — Юрий). Сидящий верхом на коне и поражающий змея святой Георгий был запечатлен на гербе Российского государства, ныне образ этого святого есть на гербе Москвы.

Молитва великомученику Георгию Победоносцу

Тропарь, глас 4

Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]