Краткое житие Георгия Победоносца
Великий мученик Георгий родился в семье благочестивых людей, которые воспитывали его в вере во Христа и любви. Родился святой в древнем городе Белит (современный Бейрут
). Став настоящим военным, Георгий отличался от типичных воинов изобретательностью, храбростью, красивой внешностью и невероятной силой. Вскоре он стал тысяченачальником и любимцем императорствующего в то время Диоклетиана — «фанатика», поклоняющегося римским богам.
Услыхав о гонении христиан Диоклетианом, святой Георгий проникся жалостью к ним и понял — его ожидают подобные страдания. Он предстал пред своим покровителем и признал, что является христианином. Он приводит убедительные факты, касающиеся верования в Господа, но император продолжал уговаривать Георгия отречься от веры. Тогда его заключили в темницу и возложили на его грудь тяжелый камень. Несмотря на это, святой неустанно прославлял Бога, выдерживая муки.
Георгия колесовали, били плетями и жилами волов, бросали на известковые насыпи, заставляли бегать в проткнутой насквозь гвоздями обуви, но он продолжал молиться Господу. Мученика приговорили к обезглавливанию. Скончался он в 303 году.
Лебедь на голове Георгия
Лебедь на голове или в ином употреблении на картине. В основном Георгий с лебедем в больших количествах встречается в замке Нойшванштайн (пер. белый лебединый камень) в Германии. Лебедь — это символ мага. Также белая лебедь – это символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Но главное, лебедь — это символ искренности, которая выше корысти дракона. Чтобы победить дракона надо обладать подобными качествами.
Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло). Чистый помыслом человек достоин истинного Грааля, его изображений тоже полно в замке Нойшванштайн.
В Древней Индии есть «пара лебедей, которые есть Хам и Са, живущие в сознании Великого и питающиеся лишь медом цветущего лотоса знания» Птица Хамса, или Калаханса, — «Лебедь в Пространстве и Времени». Также это атрибут бога Брамы — символическая птица, роняющая в Хаос яйцо, которое превращается во Вселенную (отсылка к яйцу на распятии Христа).
Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух. Брахма, высшее трехликое божество творения индуизма едет верхом на лебеде, гусе или фазане. Лебедь связан и с солнцем; так, в «Тайттирия-брахмане» некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого лебедя, летит на небо и соединяется с солнцем.
Черный и белый лебедь, как и конь — отсылка на кадуцей Гермеса, а также деревья Сефирот и Клипот.
Посмертные чудеса
Мощи святого Георгия Победоносца хранятся в Палестине, в храме, носящем имя мученика. Голова святого ранее хранилась в римском храме, также посвящённом Победоносцу. Поговаривают, что неподалеку от местности, где жил святой, объявился «змей-пожиратель» людей. Местные жители приносили ему людей в жертву, чтобы утолить голод. Очередной жертвой должна была стать дочка правителя Бейрута. Как только змей начал приближаться к девушке, появился юноша на белом коне и пронзил чудовище своим копьем. Этим юношей был великомученик Георгий Победоносец.
Более позднее чудо произошло в городе Рамеле. Знатный местный житель увидел икону Георгия и священника, читающего молитву подле нее. Тогда сарацин начал смеяться над священнослужителем, говоря о том, что тот сумасшедший и молится доске. Он решил прострелить икону стрелой, но та не полетела к иконе — она взмыла вверх и встряла прямо в руку богачу. Боль от того была неимоверной, сарацин стонал и страдал. Излечиться ему помогла лишь молитва пред иконой Георгия Победоносца и признание своей неправоты.
Однажды на храм у святого острова Митилена, посвященный великомученику Георгию Победоносцу, напали арабы, прослышавшие о регулярном ритуале местных жителей. Кто-то смог спастись бегством, другие же были пленены арабами. В день памяти святого родители одного из пленников устроили пиршество, — в тот же день его мать со слезами на глазах молилась святому, чтобы тот избавил ее сына от плена. Тогда явившийся ему святой великомученик схватил парня и отправил домой прямо к пиршескому столу.
Великомученик Гео́ргий Победоносец
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности – Белит) у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклитиана. Диоклитиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклитиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь – удав, крокодил или большая ящерица – неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий – покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием» (Откр.12:3, 20:2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
10/23 ноября – Колесование святого великомученика Георгия
Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303, память 23 апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября – в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.
3/16 ноября – Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде
Город Лидда (Лод) – родина великомученика Георгия Победоносца. Здесь был дом его матери, здесь прошло его детство. Святой великомученик Георгий был римским воином, пострадал он при императоре Диоклитиане в Никомидии в начале IV века. Мощи его христиане перенесли на родину, в Лидду, и здесь он был погребен.
Гробница, в которой были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православного храма, посвященного великомученику Георгию. В самом храме имеется частица мощей святого Георгия, а также цепь, которой был скован великомученик.
Первую церковь здесь возвели в VI веке. Храм несколько раз разрушался и в своем нынешнем виде был восстановлен лишь в 1872 году благодаря пожертвованиям из России. Освящение обновленного храма состоялось 3/16 ноября 1872 года , в годовщину того дня, в который он был освящен впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; этот праздник внесен в месяцеслов, в честь сего торжества на Руси строились храмы.
Также в Лидде апостол Петр исцелил Энея, восемь лет лежавшего в расслаблении (Деян. 9:32-35).
26 ноября/9 декабря – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве
У русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов Хранителей. Так, равноапостольный Владимир, в Святом Крещении Василий, построил в Киеве и Вышгороде храмы во имя святителя Василия Великого, князь Изяслав I (1054–1068), в Крещении Димитрий, построил в Киеве храм и монастырь во имя святого великомученика Димитрия (память 26 октября), князь Ярослав Мудрый (1019–1054), во Святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела Хранителя – великомученика Георгия (память 23 апреля), а также построил храм во имя великомученицы Ирины (память 5 мая), Ангела Хранителя своей супруги. Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским (память 21 октября), и установлено ежегодное празднование в честь этого события.
См. также: «Страдание святого великомученика Георгия Победоносца«, «Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде» и «Воспоминание освящения храма великомученика Георгия» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
О чем молятся Георгию Победоносцу
Георгий Победоносец считается покровителем воинства, он защищает всех, кто так или иначе связан с воинской службой. Святой Георгий является покровителем всех мужчин, наречённых именем Юрий и Георгий. Несмотря на это, ему можно молиться и в других делах. Например, к нему с молитвой могут обращаться люди, занимающиеся сельским хозяйством, которые хотят уберечь скота от болезней или избавиться от неурожая. Святому молятся, когда хотят добиться мира на земле, обрести победу над врагами. Нередко к нему обращаются женщины, желающие избавиться от женских болезней — и о подобных чудесах исцеления есть немало сведений.
Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Чудо Георгия о змие 40 (Размер 27*31 см)
65 000 ₽
Подробнее Рукописная икона Георгий Победоносец
17 500 ₽
Подробнее Рукописная икона Чудо Георгия о змии 13
25 500 ₽
Подробнее
Город, Люди, Женщина держит на привези дракона или стоит возле него
В оригинальной исторической версии женщина — это царевна плененная неким врагом стращающего землю и царство некого языческого царя в Бейруте (пер. колодец, бездна). Однако в переосмыслении это выглядит с иным смыслом.
На представленных образцах картин мы видим, как коронованная женщина имеет связь с драконом, что видно по веревочке. Женщина и дракон зависят друг от друга и нужны друг другу для какой-то компенсации.
- Мне женщина представляется психикой или творческой потенцией человека. Она как-бы заложник дракона, но и как бы его невольная хозяйка.
- Город на заднем фоне — это построения ума в мозгу человека — шаблоны мышления, алгоритмы, клише, концепции.
- Люди на стенах города — это мысли, обслуживающий персонал мышления разной иерархии.
Женщина является хранительницей и главой града людского на заднем фоне. Она царица Земная — психическая вменяемость, царица ума. Ее город или царство – это царство Земное или мозговое.
Женщина переживает за чудище, так как ответственна за его существование. Необходимость зла или греха в Земном царстве это необходимость. Сколько бы Победоносец ни побеждал тварь, она все равно бессмертна. По сути ее нельзя убить, только усмирить копьем «намеренья» (предпочтительный вариант) или загнать в разлом в земле «подсознание» (менее предпочтительно). Вот женщина и переживает, что Победоносец сделает – уравновесит себя или запрет свою темную сторону в колодце-бездне. Ведь в последнем варианте так обычно и поступают другие жители в городе созерцающие с башен происходящее, как инерция шаблонов ума без осмысленности и вдумчивости.
Плененная царевна — это намек на различные мифы и легенды о нисхождении в Ад или Аид, Подземное царство мертвых (да той же Персефоны, Иштар, Орфея и тд.). Царевна, это первая половина жизни человека, а Георгий — вторая. То есть возникает необходимость какое-то время пройти через свою темную суть, познать ее «от» и «до», а потом пройти через восхождение своей души и победу над змеем.
Молитва Георгию Победоносцу
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Копье протыкающее чудовище
Это то же копье, что и на распятии Иисуса Христа (Спасительной Гармонии), только здесь оно имеет противоположное значение. Здесь наш Иисус-Победоносец находится в состоянии воскрешения и уже он управляет копьем, а не копье парализует его волю. Это значит, что в его руках уже не сомнение и вызов высшим силам, а божественное намерение победить свои слабости.
Здесь своя жизнь взята в руки в прямом смысле, здесь принятие своей судьбы и отважная решимость исполнить свое истинное предназначение, здесь участь постоянного неудачника изменяется на участь счастливца в любой ситуации. Копье — это рычаг, с помощью которого переворачивается свой внутренний мир, взгляды и самоприменение. Что до этого считалось кандалами и ямой уничтожения теперь средство для пути на Верх.
Корона или ангел с короной над головой Георгия
Это отсылка к божественному треугольнику (Кетер, Хохма, Бина), а также конкретно к Сефире Кетер (пер. корона, венец). Это власть личного Высшего Бессмертного Я над разумом земного Георгия (земледельца человека). По сути значит вменяемость и адекватность действий Победоносца.
Описание и древняя трактовка победы над чудищем
- символ победы христианства, избавления от язычества;
- символ победы над злом, над грехом, над дьяволом;
- символ воинской храбрости;
- символ победы российских войск над врагами;
Получается, что святой не только спасает царевну от гибели, но и весь языческий народ от смерти духовной. Постепенно сюжет Георгия Победоносца, побеждающего змея, начинает считаться воинским символом.
св. Георгий Победоносец
Его можно встретить на монетах и печатях. Кроме того, он стал официальным гербом Москвы и частью герба России. Впервые всадник, убивающий змея, стал символом Московского княжества после победы в Куликовской битве.
9
Май
1994 года
Был заложен Храм-памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне рядом с мемориалом на Поклонной горе. Строительство велось на средства города.
Житие
Детство и юность
Родился он в семье христиан в Каппадокии в конце 3 века. В раннем возрасте остался без отца. Будучи верным христианином, тот погиб как мученик. Мать увезла сына на свою родину в город Лидда (современное название – Лод, Израиль).
Интересный факт
В этом городе позже Георгий и был захоронен. В настоящее время гробница святого расположена под православным храмом, возведенным в его честь. Там хранится часть останков великомученика и цепь, которая была на нем в темнице перед смертью. Считается, что она лечит душевные болезни.
Мать с детства прививала мальчику любовь к Иисусу Христу, помогла получить хорошее образование и оставила богатое наследство.
Воинская служба
Георгий поступил на воинскую службу, где на храброго юношу обратил внимание император Диоклетиан. Уже в 20 лет молодой человек получил почетное звание начальника над тысячью воинов.
Арест
Будучи язычником, император усилил борьбу с христианами (этот факт известен в истории как “Великое гонение”, последнее и самое жестокое преследование верующих в Иисуса в Римской империи в начале 4 века). Георгий не смог оставаться в стороне. Он раздает все свое имущество, отпускает на волю рабов и раскрвает перед императором свою веру, что означает для святого верную гибель. Диоклетиан призвал его отречься от Иисуса, но получив отказ, приказал арестовать и подвергнуть пыткам.
Пытки и колесование
Когда же охранники повели его в темницу, их копья стали гнуться и ломаться, как только прикасались к телу осужденного. Император разозлился еще сильнее и приказал колесовать своего бывшего воина. Его привязали к колесу. Внизу установили доски с острыми железными наконечниками, которые терзали тело пленника при вращении. Несмотря на тяжкие мучения Георгий молился Господу и благодарил его. А когда все думали, что святой погиб, появился Ангел и излечил его.
Полезные материалы
Язычники, ставшие свидетелями чуда, уверовали, но император лишь еще больше разозлился. Жестокие мучения пленника продолжались 8 дней. Его засыпали негашеной известью, пытали раскаленным железом, били и даже заставили выпить отраву. Но ничего не действовало. Господь всякий раз спасал своего преданного последователя, и даже помог ему воскресить мертвого.
Казнь
Накануне казни вмч. Георгия посетил Господь, успокоил и возложил ему венец. На следующий день святому отрубили голову.
Вместе с великомучеником казнили и жену императора Александру. Произошедшие с пленником чудеса вдохновили ее отречься от язычества, за что она и была наказана супругом.