Ему по праву принадлежат слова одного из самых выдающихся пророков, когда-либо живших на Земле. Над его Откровением, или Апокалипсисом, уже не одно тысячелетие ломают голову, бьются самые великие умы человечества, но до сих пор в разгадке не продвинулись ни на шаг. Он был любимым учеником Христа, и лишь ему Спаситель открыл великую тайну: позволил заглянуть в будущее… Вы, конечно же, догадались, что это Иоанн Богослов.
Судьба была благосклонна к нему – почти все апостолы закончили свой жизненный путь мученической смертью, Иоанну же Христос уготовил иную судьбу: «… Хочу, чтобы он пребыл, пока я приду».
Путь пророка Иоанна Богослова
Иоанн родился в Галилее – одном из округов Палестины. Вместе с отцом Заведеем и братом Иаковом (тоже будущим апостолом) он ловил рыбу. В их семье царила особая духовная атмосфера. Заведей, а особенно Саломия – мать Иоанна – были очень религиозными людьми. По одной из версий, Саломия доводилась родной сестрой самой Пресвятой Деве Марии, то есть (если верить этой гипотезе) Иисус Христос и Иоанн были двоюродными братьями. Очень многие исследователи именно этим фактом объясняют особое отношение Христа к Иоанну.
Ведь последний присутствовал почти при всех важнейших событиях в жизни Спасителя: при его преображении, при молении в Гефсимании. Именно Иоанна Иисус перед смертью просил позаботиться о своей матери. В последние минуты земной жизни Божий Сын, глядя на Марию и любимого ученика, стоявших у креста, тихо произнёс: «Жено, се сын твой! Се матерь твоя!» Завещание своего учителя Иоанн исполнил в точности.
Те, кто отрицает родство пророка и Христа, утверждают, что встреча сына Заведеева с Иисусом произошла в Вифаваре на реке Иордан, а познакомил их Иоанн Креститель. «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», — произнёс Креститель. На Иоанна Христос произвёл ошеломляющее впечатление. Он жадно ловил каждое его слово и вместе с Андреем, детским другом и будущем апостолом, последовал за Мессией. «Пришедши ко Христу и послушав Его один вечер, они уже не возвращались к Иоанну (поначалу именно Креститель был учителем Богослова. – Е.С.), но так передались Христу, что приняли на себя служение Иоанна и сами стали проповедовать о Христе», — свидетельствовал Иоанн Златоуст.
Любимый ученик Христа
Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. По интернету даже бродит целая история о том, что это — Мария Магдалина, бывшая якобы женой Проповедника из Галилеи. Но все гораздо проще. Длинноволосый молодой человек — никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.
На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера. Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них — Иоанн.
По преданию, матерью Иоанна была Саломия — родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.
Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде — небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам — что называется оптом. Во время одного из таких занятий — починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:
— Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих…
Молодые люди оставили все — промысел, дом, родителей — и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг — такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.
Правда, один из братьев — Иоанн — еще раньше понял, что Иисус — Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника — Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа. Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он — Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира». После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.
Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша — почти ребенок — Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания. А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все, кто видел Господа во плоти, Иоанн — уже глубокий старец — повторит эти слова: «Бог есть Любовь!». Но это — потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.
За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы. Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду — очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее. А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…».
Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы. Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке — Пресвятой Богородице — и усыновляет Ей любимого ученика. С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.
По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия — территория современной Турции.
С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег. Затем он долгое время работал у одной хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню. Но этот случай послужил к славе Божьей — по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.
В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать — кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом. Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения. Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.
На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания — Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить. Всего диктовка заняла два дня и шесть часов — именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения — после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное апостол записал в Откровении — самой загадочной книге Нового завета.
Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис. В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.
Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:
— Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!
Этот поступок до глубины души тронул молодого человека. Он встал как вкопанный и, дождавшись, когда Иоанн добежал до него, упал к нему в ноги и долго горько плакал о своих грехах. Иоанн же ничего не говорил — он только гладил своего ученика по голове, благодаря Бога за возвращение еще одной заблудшей овцы.
Апостол Христов прожил более 90 лет, и умер в начале II века. Похоронить себя он просил живьем, и как это не казалось странным, ученики не посмели нарушить волю учителя. Они выкопали яму, Иоанн стал в нее. Сначала он приказал засыпать себя до колен, затем — по шею. Потом, простившись с присутствующими, апостол попросил накинуть ему на голову полотно и засыпать землей полностью. С великим плачем ученики выполнили и эту просьбу. Вернувшись в город, они рассказали о произошедшем другим христианам, но те возмутились этим поступком и решили срочно откопать учителя, который, возможно, был еще живой. Прибежав к месту погребения, они нашли свежий холмик, разрыли его, но тела там уже не было. Тщательные поиски результата не дали. И тогда ученики поняли, что апостол сознательно выбрал такой способ своего погребения, не желая, чтобы кто-либо знал о его дальнейшей участи. Существует благочестивое предание, что старец был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.
Иоанн Богослов отошел в Вечность 8 (21) мая. И еще долгое время могила славного апостола из года в год именно в этот день покрывалась слоем ароматного масла — мира, которое приносило исцеление болящим. Как и при земной жизни, так и после кончины великий ученик Христа продолжал исцелять всех, кто с верою обращался к нему.
Автор: МОИСЕЕНКОВ Александр
https://www.foma.ru/lyubimyij-uchenik-xrista.html
Сын грома
Новый ученик Христу понравился. В Иоанне удивительным образом сочетались сдержанность, и стойкость к невзгодам с пылкостью души, безмятежность со стремительностью. Случалось, что ровный и спокойный Иоанн совершал необдуманные поступки, за что Иисус не раз вразумлял его. Он даже дал Иоанну и его брату прозвище Воанергес – «сыны грома».
Иоанн Богослов не был похож на других апостолов. В отличие, например, от Петра он жил жизнью более внутренней, созерцательной. Иоанн по натуре казался скорее наблюдателем, нежели практиком. Душа его постоянно витала в горнем мире, может быть, поэтому в церковной иконописи Иоанну издревле соответствовал символ орла.
И именно такому мальчишке-мечтателю Спаситель позволил заглянуть в будущее.
Смерть
Евангелист скончался в возрасте более 100 лет естественной смертью, единственный из 12-ти посланников. Его брат Иаков принял мученическую смерть намного ранее в 44 году, первым из них.
Иоанн Богослов на Патмосе (икона, XVII век)
Обстоятельства кончины Иоанна были необычными. Когда пришло время его ухода, он попросил учеников закопать его в крестообразную могилу живьем, что и было ими со слезами исполнено. Однако на следующий день на месте его погребения тела святого не нашли.
Верить или не верить пророку?
Все, что Иоанн там увидел, он описал позже в своём Откровении, которое и сейчас нередко называют Книгой за семью печатями. Как только не толковали это послание. Одни, например, и по сей день доказывают, что видения апостола предрекают положение христианской церкви и судьбы христиан 1 века, другие ищут совершение пророчеств в исторических событиях более позднего времени.
Многие великие события предсказаны в Откровении: это и разрушение Иерусалима римскими войсками, и Вторая мировая война, и даже Чернобыльская авария. Несколько лет назад мир снова заговорил о пророчествах Иоанна Богослова. И связано это с присвоением каждому личного кода. У нас в России он называется индивидуальный идентификационный номер, а попросту – ИНН.
Как объясняют сведущие аналитики, всеобщая цифровая идентификация людей – ключевой элемент глобализации. Она открывает дорогу к созданию системы тотального контроля, позволит впоследствии ликвидировать наличные расчёты и полностью перейти на электронные деньги (кредитные карточки). На следующем этапе можно будет попробовать объединить документы, касающееся всех сторон деятельности человека (плюс его электронный кошелёк), и создать одну интеллектуальную карту с магнитным носителем.
И как венец усилий – заменить пусть удобную, но вечно теряющуюся карточку микрочипом, способным выполнять те же функции. Больше всего для вживления хитрого устройства походят лоб и руки – оттуда его в случае необходимости будет проще всего извлечь. Технологически все это возможно уже сейчас.
А вот что написано в Откровении: «…всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его – шестьсот шестьдесят шесть…»
Первыми забили тревогу греки во главе со священноначалием Элладской церкви и добились права не получать шенгенские паспорта. Внимание афонских монахов привлекла кодировка, используемая в этих документах: как-никак ее создали в 1973 году в США – государстве, претендующем на установление нового мирового порядка. Была проведена тщательная, всесторонняя экспертиза данного штрих кода. Оказалось, что EAN-13/UPC обладает-таки одним уникальным, отличающим его от всех прочих кодировок качеством… В нем сразу на нескольких уровнях присутствуют три шестёрки…
«Бойтесь Бога и не страшитесь Антихриста, который не может погубить с телом и душ ваших, и противитесь ему с дерзновением, ибо близок суд и воздаяние, а он имеет власть лишь на короткое время», — наставлял Иоанн Богослов.
Впрочем, трактовать Откровение Иоанна Богослова можно по-разному. Ведь уже не раз, ссылаясь на отдельные главы книги, некоторые «толкователи» предрекали нам конец света. И даже называли точную дату. Но мы-то с вами пока живы.
Но и игнорировать слова Богослова тоже не стоит. Не зря же он получил славу великого пророка. По Библии, после Воскресения Иисуса Христа, в день праздника Пятидесятницы, на апостолов снизошёл Святой Дух и даровал им способность исцелять людей и проповедовать Слово Божие на многих языках. И Иоанн – всегда молчаливый юноша – вдруг обнаружил в себе необычайный дар красноречия. «Яснее лучей солнечных» стали слова его. Нет, он не «жёг глаголом сердца людей», наоборот, говорил о вроде бы совершенно обычных вещах: о любви к ближнему, о терпимости и всепрощении, но его проповеди привлекали простых слушатели куда больше любых зажигательных речей.
Вскоре как проповедник и устроитель церквей Иоанн Богослов стал широко известен далеко за пределами Палестины. К тому же у любимого ученика Христа открылся удивительный дар предвидения. А выяснилось это так…
Чудесное спасение пророка Иоанна Богослова
После Успения Пресвятой Богородицы апостолы бросили жребий, кому, куда отправиться проповедовать. Иоанну выпало плыть в Эфес. Он взял с собой ученика Прохора. В первые же дни путешествия Иоанн предсказал своим спутникам, что их ждёт большой шторм, кораблекрушение, после которого мало кто останется в живых. А на тот случай, если с ним что-нибудь случится, Богослов наказал Прохору добираться до Эфеса одному.
События развивались так, как предсказал Иоанн Богослов. Разразился страшный шторм. Напрасно Прохор искал своего учителя: в такую чудовищную бурю его могло спасти только чудо. И оно совершилось! Через сорок дней огромная волна выбросила на берег тело Иоанна. Сам апостол объяснил своё спасение тем, что он ещё не успел совершить всего предначертанного судьбой.
Рекомендации
- Иоанна 13:23, 19:26, 20:2, 21:7, 21:20
- Евсевий Кесарийский, Церковная история
Книга iii. Глава xxiii. - ^ аб
Харрис, Стивен Л. (1985).
Понимание Библии: введение для читателя
(2-е изд.). Пало-Альто: Мэйфилд. п. 355. ISBN 978-0-87484-696-6 . Хотя древние традиции приписывают апостолу Иоанну Четвертое Евангелие, Книгу Откровения и три послания Иоанна, современные ученые считают, что он не написал ни одного из них. - Келли, Джозеф Ф. (1 октября 2012 г.). История и ересь: как исторические силы могут создавать доктринальные конфликты
. Литургическая пресса. п. 115. ISBN 978-0-8146-5999-1 . - Вагнер, Рихард; Хелер, Ларри Р. (2011). Книга откровений для чайников
. Джон Вили и сыновья. п. 26. ISBN 9781118050866 . другие современные ученые энергично защищали традиционный взгляд на апостольское авторство. - Нейринк, Франс (1991). Евангелика II: 1982–1991: Сборник сочинений
. Уитгеверий Петерс. ISBN 9789061864530 . - Маткин, Дж. Майкл (2005). Полное руководство для идиотов по гностическим евангелиям
. Пингвин. ISBN 9781440696510 . но нет единого мнения относительно истинной личности любимого ученика - Джеймс Д. Дж. Данн и Джон Уильям Роджерсон, Комментарий Эрдмана к Библии
, Вт. Б. Эрдманс Паблишинг, 2003, стр. 1210, г. ISBN 0-8028-3711-5. - ^ аб
Браун, Раймонд Э. 1970. «Евангелие от Иоанна (xiii-xxi)». Нью-Йорк: Doubleday & Co. Pages 922, 955; Смотрите также Джеймс Л. Ресеги, «Возлюбленный ученик: идеальная точка зрения», в
Исследования характера в Четвертом Евангелии: повествовательные подходы к семидесяти личностям в Евангелии от Иоанна
, изд. Стивен А. Хант, Д. Франсуа Толми и Рубен Циммерманн, Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 31 (Тюбинген: Mohr Siebeck, 2013), 541-3; переиздание (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 2016), 537-49. - «NPNF2-01. Евсевий Памфилий: история церкви, жизнь Константина, восхваление Константина — христианская классическая эфирная библиотека». ccel.org
. - Трактат 119
(Иоанна 19: 24-30). Цитата: «[] евангелист говорит:« И с того часа ученик взял ее к себе », говоря о себе. Таким образом, действительно, он обычно называет себя учеником, которого любил Иисус: который, безусловно, любил их все, кроме него, превосходящего других, и с более близким знакомством, так что Он даже заставил его опереться на Свою грудь за ужином; чтобы, я думаю, таким образом более высоко оценить божественное превосходство этого Евангелия, которое После этого он должен был проповедовать через свои инструменты «. - Матфея 26:20 и Марка 14:17
- «Возлюбленный ученик». Кросс, Ф.; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви
. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 . - Меррилл Ф. Унгер, Библейский словарь Нового Унгера
, Чикаго: Муди, 1988; п. 701 - в качестве Хан, Скотт (2003). Евангелие от Иоанна: Католическая Библия Игнатия
. п. 13. ISBN 978-0-89870-820-2 . - Моррис, Леон (1995). Евангелие от Иоанна
. п. 12. ISBN 978-0-8028-2504-9 . - Ниссинен, Марти (2004). Гомоэротизм в библейском мире: историческая перспектива
. Fortress Press. ISBN 978-1-4514-1433-2 . - ^ абc
Дайнс, Уэйн Р. (2016).
Энциклопедия гомосексуализма
. Тейлор и Фрэнсис. С. 125–6. ISBN 978-1-317-36811-3 . - Тилборг, Сеф ван (1993). Образная любовь в Джоне
. БРИЛЛ. С. 109 и 247-8. ISBN 90-04-09716-3 . - Дандерберг, Исмо (2006). Возлюбленный ученик в конфликте?: Пересмотр Евангелий от Иоанна и Фомы
. ОУП Оксфорд. п. 176. ISBN 978-0-19-928496-2 . - М. Дж. Троу, Талиесин Троу, Кто убил Кита Марлоу?: Контракт на убийство в елизаветинской Англии
, Лондон, 2002, стр. 125 - Бержерон, Дэвид М. (2002). Король Джеймс и письма гомоэротического желания
. Университет Айовы Пресс. ISBN 978-1-58729-272-9 . - Такер, Скотт (1997). Странный вопрос: очерки о желании и демократии
. South End Press. ISBN 978-0-89608-577-0 . - W.R.F. Браунинг, Словарь Библии
, Oxford University Press, 1996, стр. 207. - Уизерингтон III, Бен. OneBook Daily-Weekly, Евангелие от Иоанна
Издательство Seedbed, 2015. ISBN 978-1-62824-203-4 - Бальц, Фредерик В. (2011). Тайна любимого ученика: новые доказательства, полный ответ
. Infinity Pub. ISBN 978-0-7414-6205-3 . - Кинг, Карен Л. Почему все споры? Мария в Евангелии от Марии. «Какая Мария? Марии раннехристианской традиции» с. 74. Ф. Стэнли Джонс, изд. Брилл, 2003 г.
- Видеть https://www.gnosis.org/naghamm/gop.html
- «Со старейшими монахами …» Свет из истории ессеев о карьере любимого ученика ?, Журнал богословских исследований 49 (1998), стр. 1–55
- D.E.H. Уайтли, «Был ли Джон написан саддукеем?», Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt II.25.3 (изд. Х. Темпорини и В. Хаазе, Берлин: De Gruyter, 1995), стр. 2481–2505, эта цитата из стр. 2494
- Брайан Дж. Каппер, «Иисус, виртуозная религия и сообщество благ». В работе Брюса Лонгенекера и Келли Либенгуд, редакторов, Engaging Economics: New Testament Scenarios and Early Christian Interpretation, Grand Rapids: Eerdmans, 2009, pp. 60–80.
- ^ аб
Баукхэм, Ричард.
Иисус и очевидцы: Евангелия как свидетельства очевидцев
. Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2008. ISBN 978-0-8028-3162-0 - Тайссен, Герд и Аннет Мерц. Исторический Иисус: подробное руководство. Fortress Press. 1998г. Перевод с немецкого (издание 1996г.). Глава 2. Христианские источники об Иисусе.
- Табор, Джеймс Д. Династия Иисуса: скрытая история Иисуса, его королевской семьи и зарождение христианства
, Саймон и Шустер (2006) ISBN 978-0-7432-8724-1 - Питер Кирби [1]
- Брайан Дж. Кэппер, Иисус, виртуозная религия и общность благ.
В Брюс Лонгенекер и Келли Либенгуд, ред. «Вовлечение экономики: сценарии Нового Завета и раннехристианская интерпретация», Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2009 г., стр. 60–80. - Джеймс Л. Ресеги, «Возлюбленный ученик: идеальная точка зрения», в Исследования характера в Четвертом Евангелии: повествовательные подходы к семидесяти личностям в Евангелии от Иоанна
, изд. Стивен А. Хант, Д. Франсуа Толми и Рубен Циммерманн (Тюбинген, Германия: Mohr Siebeck, 2013), 537–49, 548; перепечатка, Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 2016. - Смит, Мартин Л., SSJE (1991). «Лежащая близко к груди Иисуса». Время для духа
(Десятая годовщина ред.). Кембридж, Массачусетс: Публикации Коули. п.190. ISBN 1-56101-026-X . - Родни А. Уайтакр, «Иисус предсказывает свое предательство». IVP New Testament Commentaries, Intervarsity Press, 1999. ISBN 978-0-8308-1800-6
По стопам учителя Иисуса Христа
А предназначено ему было обращать в веру Христову все новых и новых людей. Случалось, Иоанн вразумлял наиболее злобных язычников страшными наказаниями. Однажды на Эфес по молитве пророка сошёл страшный зной, из-за которого в одночасье скончалось 800 самых именитых мужей. Никогда прежде город не знал такого бедствия. Но тут же Иоанн совершил другое чудо: именем Иисуса воскресил умерших.
Тысячи людей апостол обратил в христианство. Жрецы в храмах и священники в синагогах пребывали в дикой ярости. Народ тянулся к учению Христову, а они теряли верующих, свои доходы и власть в городах. Многочисленные доносы на учеников Иисуса Христа, в том числе и на Иоанна, посыпались в Рим. И вскоре апостол, закованный в цепи, предстал пред императором Домицианом.
Тот хотел умертвить проповедника, непокорного его власти. Апостол смиренно выпил поданную ему чашу с ядом и, к удивлению недругов, остался жив. Тогда его бросили в котёл с кипящим маслом, но и оттуда он вышел целым и невредимым. Испугавшись, Домициан решил убрать Иоанна с глаз долой, отправить в ссылку на остров Патмос.
По дороге в изгнание Богослову представился случай избежать наказания. Сын начальника легионеров, оступившись, упал за борт корабля и утонул. Иоанн Богослов помолился, и волна вынесла тело юноши на палубу. Вскоре он пришёл в себя. Счастливый отец предложил апостолу свободу. Но тот отказался: как и его учитель, Иисус Христос, он не искал путей спасения, не исполнив своего предназначения.
Причины сокрытия личности по имени
Святой Иоанн на Патмосе
к Питер Пауль Рубенс, c. 1611
Теории о ссылке обычно включают попытку объяснить, почему эта анонимизирующая идиома вообще используется, вместо того, чтобы указать личность.
Предположений, объясняющих это, много. Распространено предположение, что автор скрыл свое имя просто из скромности. Другая причина заключается в том, что утаивание служило политическим причинам или соображениям безопасности, вызванным угрозой преследований или затруднений во время публикации Евангелия. Автор, возможно, был высокопоставленным человеком в Иерусалиме, скрывавшим свою принадлежность к христианству.[32] или анонимность могла быть подходящей для человека, живущего замкнутой жизнью аскета, и один из многих неназванных учеников в Евангелии мог быть либо самим любимым учеником, либо другими под его руководством, которые из смирения своих аскетических обязательств скрывали свою личность или относили свое свидетельство к свидетельству своего духовного учителя.[36] Еще одна возможность для анонимной позы любимого ученика заключается в его двойной роли как персонажа Евангелия и как рассказчика истории. Скрывая свою личность как участника повествования, он может достичь объективности как рассказчик истории.[37]
Мартин Л. Смит, член Общество Иоанна Богослова, пишет, что автор Евангелия от Иоанна, возможно, намеренно скрыл личность любимого ученика, чтобы читатели Евангелия могли лучше идентифицировать отношения ученика с Иисусом:
Возможно, ученика никогда не называют по имени, никогда не индивидуализируют, чтобы нам было легче принять, что он свидетельствует о близости, предназначенной для каждого из нас. Близость, которой он наслаждался, является знаком моей и вашей близости, потому что мы во Христе, а Христос в нас.[38]
Святой изгнанник Иоанн Богослов
Маленький клочок суши в Эгейском море сыграл огромную роль в жизни Иоанна. Скалистый остров, который солнце нещадно палило своими лучами, выжигая и без того скудную растительность, казалось. Был создан для испытаний и размышлений. Именно здесь он написал своё Откровение. Сюда послушать любимого ученика Христа приезжали тысячи верующих.
В один воскресный день апостол почувствовал, что земной путь его закончился. Иоанну было еже больше ста лет, он настолько одрях, что в церковь его приносили на руках. Он собрал в своём доме братьев, учеников, друзей и простился с ними. После этого апостол попросил трёх своих учеников взять лопаты и следовать за ним. До кладбища Иоанн Богослов дошёл без посторонней помощи, а там велел сопровождавшим его людям вырыть могилу, на дно которой постелил свою одежду. Он долго молился, а потом лёг в могилу и попросил засыпать себя землёй. Ученики не осмелились ослушаться Иоанна и, рыдая, исполнили его волю.
К вечеру того же дня верующие хватились святого старца. Возмущённые поступком его учеников, они бросились на кладбище, надеясь спасти заживо погребённого Иоанна. Как же они изумились, когда, изрыв всю могилу, никого и ничего в ней не нашли! Тогда люди решили, что апостол был взят на небо живым. После смерти пророка родилась красивая легенда, что дух его бродит по земле, вразумляет, наставляет, оказывает поддержку христианам. В своём зримом облике он появлялся во многих землях. Видели его и в России. Преподобному чудотворцу Авраамию Ростовскому он помог сокрушить каменного идола Велеса, которому поклонялись язычники. У реки Ишни, на месте, где он встретил великого старца, Авраамий построил храм во имя Иоанна Богослова.
Автор Елена Савельева
Память
Ежегодно 21 мая (8 по старому стилю) на могиле апостола появлялся чудесный тонкий розовый прах, исцелявший от любых недугов. Поэтому этот день стал днем памяти святого. Его вспоминают и прославляют также 13 июля на праздник Собора 12-ти апостолов и 9 октября в момент представления.
Иоанн Богослов. Апостолы
Иоанн стал покровителем школьников, студентов, всех, кто занят в научной, литературной и информационной сфере. Молитвы перед иконой этого святого помогают обрести любовь и преданных друзей, сохранить уважение и взаимопонимание в семьях, вразумить людей, попавших в секты, ограждают от несчастных случаев на воде, способствуют получению хорошего улова рыбы, защищают от плохих людей и злых духов.