Виды пророков в исламе
В исламе есть три разновидности пророков:
- наби или просто пророк;
- расуль или посланник;
- улю ль-азм или твердый духом.
Термин «наби» в переводе с арабского означает «приносящий известие». Используется также термин «набийу-ллах», что в переводе означает «вестник Аллаха». Так называли пророка, который передавал людям писания или предписания Всевышнего Аллаха и Его запреты, которые Господь передал расулю или предыдущему посланнику.
Термин «расуль» в переводе с арабского означает «посланник», а термин «Расулю-Ллах» переводится как «посланник Аллаха». Этим термином называют наби, который получил от Всевышнего новое Писание или принес людям новый Закон.
Расуль или посланник всегда является пророком, то есть наби. Но пророки или наби не все являются посланниками или расуль. Пророк Мухаммад ﷺ – это расуль. Всевышний Аллах отправляет к людям посланников (расуль) с писаниями или знамениями, которые ниспосылает в назидание человечеству. К категории расуль или посланников относятся в исламе Нух, Ибрахим, Муса, Харун, Дауд, Сулейман, Аюб, Йусуф, Худ, Лут, Исмаил, Ильяс, Йунус, Исхак, Йакуб, Салих, Шуайб, Ильяс, Закария, Йахья и Иса.
Ангелы, принесшие великую весть об уничтожении Содома и Гоморры, тоже относятся к расулям. К каждому народу или умме (общине) посылается свой расуль.
Всевышний Аллах обращается к посланнику Мухаммаду ﷺ как к наби, призывая его в течение жизни вести борьбу с лицемерами и неверными. Всевышний Аллах заключает с пророками мисак или завет.
Термин «Улю-ль-азм», что в переводе с арабского языка означает «твердые духом», используется применительно к пророкам Ибрахиму, Нуху, Исе, Мусе и Мухаммаду ﷺ , поскольку они отличались своей непоколебимостью и стойкостью на пути выполнения послания Всевышнего Аллаха, когда им приходилось сталкиваться с трудностями и лишениями. Все святые пророки несли религию людям, проявляя бесстрашие и твердость, но пять пророков ислама, которых называют «Улю-ль-азм», проявляли стойкость и бесстрашие гораздо в большей степени в сравнении с остальными.
Качества, которыми обладали пророки в исламе
История пророков гласит, что они обладали рядом качеств, которые присутствовали у каждого из них: во многом благодаря этим качествам они и были избраны для пророческой миссии. Среди этих качеств – благочестие, а также высокий авторитет пророков, хорошее происхождение и родословная.
Пророки обладали способностями творить чудеса, которыми наделял их Всевышний Аллах и которых не было у обычных людей, чтобы они могли предъявить остальным свидетельства своей богоизбранности и пророческой миссии, возложенной на них Аллахом. Чудеса, совершаемые пророками, называют муджизатами. Примеры таких муджизатов:
- у Мусы посох мог превращаться в змею;
- Иса обладал способностями воскрешать мертвых и исцелять больных;
- Пророк Мухаммад ﷺ напоил водой целое войско, расколол луну, и самым большим чудом посланника Аллаха Мухаммада ﷺ является то, что посредством него Всевышний Аллах передал людям Священную Книгу — Коран.
Пророки ислама обладают пятью основными качествами
- Правдивость – «сидк» — означает, что эти люди в течение всей жизни говорили только правду и никогда не лгали, не искажали истины. Это доказывает вся история из жизни пророков ислама.
- Верность – «амана» — означает, что эти Богом избранные при жизни являлись людьми чести, и мусульмане могут в своей жизни во всем следовать их примеру.
- Качество, которое по-арабски называется «таблиг» и означает, что эти люди способны передавать запреты и предписания Всевышнего Аллаха независимо от трудностей и преград, которые выпали в течение жизни на их долю.
- Понятливость и природный ум – «фатанатун» у богоизбранных выражены сильнее, чем у обычного человека.
- Безгрешность и чистота нрава – «исматун» означало то, что каждый из них был в течение всей жизни человеком безгрешным, а его помыслы были далеки даже от мысли совершить грех.
Для Мухаммада ﷺ, последнего пророка, было характерно еще пять качеств:
- посланник Аллаха ﷺ стоит выше, чем все пророки, которые были до него;
- посланник Аллаха ﷺ был отправлен не только к людям, но и джиннам;
- пророк Мухаммад ﷺ является последним из пророков;
- пророк Мухаммад ﷺ был отправлен к человечеству как благо для всего в мире сущего;
- через пророка Мухаммада ﷺ Всевышний Аллах ниспослал человечеству великий, главный закон, который будет действителен до Судного Дня.
Первый хадж и встреча с Евой
Адам и Хавва обращались к Аллаху с мольбой простить им этот грех, поскольку раскаялись в том, что согрешили.
Аллах принял их мольбы и простил им тот грех, который они совершили, приказав Адаму и Еве совершить Хадж. Когда Адам и Ева выполняли эту волю Аллаха, они после длительной разлуки встретились друг с другом в долине, где протекала река Арафат.
Когда же они пришли в ту землю, где находится Мекка сейчас, пророк Адам начал строить Каабу. Черный камень Хаджар аль-асвад для строительства Каабы был ниспослан пророку Адаму из Рая.
Когда же он закончил это строительство, он регулярно совершал Хадж к Каабе.
Есть много точек зрений относительно того, кем была построена Кааба, и по одному из них Кааба была построена ангелами, а по другому – Адамом, но есть и третье мнение, по которому первым Каабу построил Шис, который был сыном Адама.
Адам ослушается Аллаха
После чего Всевышний сказал, что человеку и его жене следует поселиться в Раю, питаться от плодов его деревьев, но не подходить к указанному дереву, а если он ослушается, то станет неправедным.
Но Иблис обманом начал склонять Адама к ослушанию, говоря, что Всевышний так сказал для того, чтобы человек не стал бессмертным и сходным с ангелами, попробовав плод с такого дерева. Поскольку сатана поклялся самим Аллахом, Адам ему поверил.
Адам и Ева вкусили с дерева запретный плод, после чего они прозрели и увидели свои срамные места, устыдились своей наготы и стали срывать с деревьев листья и прикрывать себя ими.
После того, как Адам и Ева согрешили, Аллах наказал их и низвел, как и Иблиса, на землю. На земле они вынуждены были трудиться, чтобы выжить, хотя в Раю они жили беззаботной жизнью и могли иметь все, что хотели.
Но Аллах не оставил пророка Адама и его жену Хавву в земном мире своей милостью, пообещав им свое руководство. В суре «Ограды» («Аль-Араф») в контексте истории о пророке Адаме содержится призыв веровать во Всевышнего и не поддаваться козням шайтана, а свои грехи и свое неверие не оправдывать поступками своих предков.