Паисий Святогорец, старец Пророчества старца Паисия Святогорца

Биография Паисия Святогорца Первые шаги монашеской жизни Духовный магнит на горе Афон Творчество Паисия Святогорца Чудеса старца Паисия Чудеса в жизни Паисия Посмертные чудеса

Старец горы Афон схимонах Паисий Святогорец — величайший подвижник нашего времени. Всего себя он отдал служению Богу и людям. Сердце его было наполнено христианскими добродетелями: кротостью, смирением и любовью. Жизнь его — каждодневное самоотвержение ради Христа и его заповедей. Стяжав всепрощающую христову любовь, он был светильником горящим, возожжённым благодатью Святого Духа, который привел ко Христу тысячи людей, поучая не только словом, но и своим живым примером. И по сей день старец не оставляет нас, предстоя в молитвах пред престолом Божиим.

Биография Паисия Святогорца

Арсений Езнепидис (настоящее имя старца) родился 25 июля 1924 года в Каппадокии. С раннего детства ему был предречен монашеский путь, об этом свидетельствуют пророческие слова святого Арсения Каппадакийского. Во время крещения Арсения святой заявил, что мальчик будет иноком. Через несколько месяцев после рождения сына семья Арсения переехала в город Коница (ном Янина, 66 км от административного центра), спасаясь от гонений со стороны турецких фанатиков-исламистов. Здесь будущий монах провел детство и юность. Арсений полюбил духовное чтение и церковные службы, изо дня в день укрепляясь в своей вере. После окончания школы юноша обучился плотницкому ремеслу. В 1945 году Арсения призвали на военную службу. Сослуживцы отмечали смелость и жертвенность своего товарища. Арсений стремился попасть в самые опасные бои, хотя сам он не держал в руках оружия, так как был радистом. Вернувшись из армии, Арсений, стараясь быть примерным христианином, помогал своей семье, но сердце его жаждало большего самоотречения. Он хотел полностью уйти от мира и избрал монашество.

Первые шаги монашеской жизни

Его первым духовным наставником был будущий игумен монастыря Кутлумуш Кирилл. С большим усердием молодой инок стал исполнять послушания своего старца. Арсений словно забыл свое телесное существо. Он соблюдал строжайший пост, пребывал в непрестанной молитве и бодрствовании. Вскоре, духовник перенаправил послушника в монастырь Эсфигмен, где видя усердие юноши, настоятель монастыря предлагает Арсению принять на себя малую схиму. Но по смирению своему, он отказывается и становится лишь рясофорным монахом с именем Аверкий. Следующим духовным пристанищем Аверкия стала обитель Филофей, где в 1956 году он принял постриг в малую схиму (монашество второй степени) от своего учителя отца Симеона. Тогда будущему святому и досталось имя, под которым он стал известным, — Паисий. Назвали его в честь патриарха Паисия Второго.

Всю свою жизнь Паисий стремился к уединенной, отшельнической жизни, но Промысел Божий судил иначе. Паисий получил благословение принимать паломников, утешать страждущих и просвещать заблудших. Он никогда не искал человеческой славы, но люди тянулись к нему, чувствуя его любовь и снисхождение, ощущая пользу его духовных наставлений. Как сказано: «Прославляющих Меня и Я прославлю…»

Благотворительная деятельность

Паисий Святогорец, старец Афонский, начинает свой праведный путь со сложной миссионерской задачи. Его призвали в сгоревший монастырь Стомион, где христиан притесняли протестанты. Здесь почтенный отец занимается восстановлением святого места и благотворительностью, люди сразу поняли, что он настоящий святой, и потянулись в храм. Бедные несли зерно, кто побогаче – строительные материалы, помогали с перевозками. Много усилий Паисий Святогорец отдавал на воспитание нравственности среди населения, проповедовал благообразную жизнь.

Позже он решил организовать сбор средств более продуманно и учредил специальные места подаяний, а также создал попечительский совет, который распределял деньги между нуждающимися людьми. Не всех устраивала миссионерская деятельность отца Паисия, ему старались вредить сектанты, с которыми монах вел борьбу путем агитационных листов и проповедей. Невзлюбили его и некоторые собственники, обвиняющие его в присвоение монастырских земель. Но все это оставалось в стороне от святого отца, он жил и работал согласно божьему закону и не обращал внимания на человеческие склоки.

«Духовный магнит» на горе Афон

На Афон Паисий вернулся только в 1964 году. Двумя годами позже он тяжело заболел и лишился значительной части легкого. Но это не помешало старцу стать настоящим «духовным магнитом» для верующих и сутками напролет принимать всех страждущих в своей келье в Кутлумуш. Тысячи людей приходили к Паисию со своими проблемами и невзгодами, точно зная, что он изгонит скорбь, дарует душе облегчение и наполнит ее надеждой и верой. Каждого гостя старец встречал радушно, предлагал ему кружку холодной воды и кусочек сладкого лукума, а провожал добрым советом и молитвой. Несмотря на слабое здоровье и усталость, укрепляемый божественной благодатью и молитвой, старец никогда никому не отказывал. Люди считали его святым. Сам же старец искренне признавал себя последним грешником, поношением человеков, как завещал Христос своим ученикам: «Кто хочет быть из вас большим, да будет всем слугою…» Каждому человеку отец Паисий находил место в своем сердце. Чужая боль была для него своей. Старец обладал даром горячей, пламенной, слезной молитвы. Он молился за всех страждущих, путешествующих, плененных. Ему было больно видеть страдающих, мучающихся от грехов людей. Старец всегда повторял, что только в смирении человек может обрести счастье и покой, по словам Христа: «Приидите и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим…» Смирение — основа всех добродетелей, спасти может только оно.

Старец Паисий Святогорец скончался 12 июля 1994 года. Похоронен в Свято-Иоанно-Богословском монастыре. Его могила, стала местом паломничества. Многие люди приезжают сюда помолиться старцу, ведь и по смерти, он все также утешает нас и помогает нам.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Подобен: Пустынный житель: [2]

Фара́сов сы́на, и Афо́на огражде́ние,/ и от ве́ка преподо́бных подража́теля и равноче́cтна,/ Паи́сия почти́м, ве́рнии,/ сосýд благода́ти преиспо́лненный,/ я́ко храня́щаго от вся́ческих печа́лей, ве́рою воспева́ющих:/ сла́ва да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва венча́вшему тя,// сла́ва де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ние.

Тот же тропарь

, иной перевод [3]

Фара́сы о́трасль и Афона украше́ние,/ и е́же от ве́ка преподо́бным подража́теля и равноче́стнаго,/ Паи́сия восхва́лим, ве́рнии,/ сосу́д, даро́в преиспóлненный,/ я́ко храня́щаго от всех обстоя́ний/ вéрою попию́щия:/ сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцелéния.

Второй тропарь, глас 3

Подо́бен: Божественныя веры: [2]

Я́коже а́нгел, яви́лся еси́ в ми́р,/ в ле́та коне́чная, христоподража́тельне Паи́сие преподо́бне:/ по́стнически бо пожи́в на Афо́не,/ я́ко всесве́тлое со́лнце просия́л еси́,/ и озари́л еси́ ве́рных мно́жества благода́тию,// словесы́ проро́ческими и чудесы́.

Прп. Паисий Святогорец. Икона

Тот же тропарь
, иной перевод [4]

Я́коже А́нгел яви́ся ми́рови/ во времена после́дняя,/ христоподража́тельне Паи́сие преподо́бне,/ подви́жнически бо во Афо́не пожи́в,/ я́ко пресве́тлое со́лнце возсия́л еси́/ и озари́л еси́/ ве́рных полноту́ благода́тию,// глаго́лы преди́вными и чудесы́.

Кондак, глас 8

Подобен: Взбранной: [5]

Святы́я Горы́ подви́жника сла́внаго,/ и Це́ркве свети́льника новосве́тлаго,/ восхва́лим в пе́снех всеусéрдно,/ наставля́я бо ве́рных к жи́зни изря́днейшей,/ ре́ки дарова́ний си́м испо́лнил еси́:/ сего́ ра́ди вопиют:// ра́дуйся, о́тче Паи́сие.

Тот же кондак

, иной перевод [6]

Святы́я Горы́ подви́жника просла́вленнаго/ и Цéркве свети́ло новоси́янное/ всем се́рдцем в пéснех да восхва́лим,/ путеводя́ бо вéрных к лу́чшему жи́тельству,/ тех дарова́ний пото́ков испо́лни,/ сего́ ра́ди взыва́ют:// ра́дуйся, о́тче Паи́сие.

Ин кондак, глас 8

Подо́бен: Взбра́нной: [7]

А́нгельски на земли́ пожи́вый,/ любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие,/ мона́хов вели́кое утвержде́ние,/ ве́рных к житию́ свято́му вождь,/ вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси,/ сего́ ра́ди зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Творчество Паисия Святогорца

Паисий Святогорец оставил после себя множество трудов, которые освещают различные вопросы духовной жизни.

Среди наиболее известных книг, вышедших из-под пера старца, следует отметить:

  • «Возвращение к Богу от земли на Небо»;
  • «Отцы-святогорцы и святогорские истории»;
  • «Мысли о семье христианской»;
  • «Афонский старец Хаджи-Георгий»;
  • «Арсений Каппадокийский»;
  • «Письма»;
  • «Слова» в пяти томах.

«Слова» особенно полюбились православным читателям. Пятитомник включает в себя следующие книги: «Духовное пробуждение», «Духовная борьба», «Семейная жизнь» и «Страсти и добродетели». Все это самостоятельные произведения, читать их можно в любом порядке. При составлении этих книг использовались отрывки трудов Паисия, написанных им при жизни, его письма, а также стенографические и магнитофонные записи бесед со старцем. «Слова» изложены в простой и удобной форме, как вопросы и ответы. Их перевели на несколько десятков языков, чтобы люди всего мира смогли найти ответы на волнующие вопросы.

В первом томе «С болью и любовью о современном человеке» Паисий рассуждает о современной культуре, роли Церкви в нынешней эпохе, о духе мира сего, дьяволе и грехах.

Во втором томе «Духовное пробуждение» старец подготавливает читателей к сложным жизненным ситуациям, в которых они могут оказаться. Он рассказывает о важности благоразумного поведения, исправления самого себя и победы над распространившейся безответственностью и равнодушием современных людей.

Третий том «Духовная борьба» посвящен теме исповеди и покаяния и борьбе с помыслами.

В четвертом томе «Семейная жизнь» Паисий уделяет внимание испытаниям и вопросам семейных отношений. Здесь говорится о роли мужа и жены в семье, юношеском выборе жизненного пути, воспитании детей.

В пятом томе «Страсти и добродетели» старец советует, как распознавать страсти, освобождаться от них и переходить к добродетельным поступкам.

Чудеса в жизни Паисия

Еще в молодые годы на войне Арсений спас двоих солдат, уступив им свой окоп, и сам чудом избежал гибели. Как только он покинул укрытие, его голову вскользь задел осколок. Юноша был без каски, но не получил ни царапины: осколок лишь сбрил прядь волос шириной 6 см. Арсений был уверен, что это милость Божия к нему.

В 1958 году отец Паисий занялся восстановлением сгоревшей обители, однако материалов не хватало, не говоря уже о деньгах на дополнительные их закупки. Тогда старцу пришлось ездить со святыми мощами по деревням и собирать пожертвования, но направить их по назначению Паисию не позволяла совесть. Он собирал полученную от народа пшеницу, но не продавал ее, а раздавал более нуждающимся семьям.

Во время строительства, когда заливали бетон, мастера заявили, что 20 мешков цемента не хватает. Бросать работу было нельзя, но и четыре часа мучить мулов Паисий тоже не желал. В надежде на Божью помощь, старец обратился с молитвой к Богородице. Божья Матерь не оставила своего раба. По его словам, Богородица просветила некоторых людей, и они пришли помогать восстанавливать монастырь: кто-то приносил материалы, а кто-то участвовал лично. В итоге цемента не просто хватило, но и осталось лишних пять мешков.

Молитва исполняется, если она становится жертвой


Беседа. Фото с сайта vimaorthodoxias.gr
О. Паисия спрашивали: «Почему вы не молитесь о том, чтобы Бог исцелил вас? Ведь мы в вас так нуждаемся!» Старец отвечал: «Что? Обманывать Бога? Ведь я же сам просил Его о том, чтобы Он дал мне эту болезнь».

Старец часто утешал и молился об исцелении тех, кто болен раком. Но и сам был готов перенести то же испытание, от которого сегодня страдает столько людей. По словам самого о. Паисия, молитва исполняется, когда она становится жертвой:

«Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит.

Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что бросаю слова на ветер.

Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит моё прошение — конечно, если это пойдёт на пользу другому.

Ко мне приходят некоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь». Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру, ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помог Бог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этой жертвы?»

Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого!

Но есть и такие, кто не ест сладкого, чтобы Христос помог страдающим от сахарного диабета, или не спят, чтобы Христос дал немного сна тем, кто страдает бессонницей. Поступая так, человек вступает в родство с Богом. И тогда Бог подает людям Свою Благодать».

Посмертные чудеса

Есть много свидетельств о молитвенной помощи старца Паисия Святогорца и после его смерти.

Жительница города Волоса поведала, как ее сестра, обратившаяся с молитвой к старцу получила исцеление от рака. У нее была диагностирована опухоль молочной железы. Менее чем через неделю после обращения к отцу Паисию повторное обследование не выявило и следов раковых новообразований.

Житель Афин по пути в Янину попал в серьезную автокатастрофу. После лобового столкновения со встречной машиной он оказался в реанимации с черепно-мозговой травмой. Пострадавший религиозностью никогда не отличался, а о старце Паисии лишь слышал от знакомых. Лежа в больнице, он вдруг увидел светлое облако, а в нем — силуэт монаха. Мужчина тут же понял, что это тот самый Паисий. Старец улыбнулся, погладил больного по голове и пообещал, что тот поправится. Позже врачи не могли поверить в необъяснимо быстрое выздоровление столь сложного пациента.

Священник из деревни под Салониками мог потерять своего шестилетнего сына, страдавшего задержкой развития речи. Мальчик упал в осветительную шахту (с четвертого этажа на первый), но остался невредим: врачи не нашли не только переломов, но даже царапин. Мальчик сказал, что его спасителем был старец Паисий.

Сантехнику из города Пафос (Кипр) Паисий сохранил зрение. Мужчина наткнулся на торчавший кусок проволоки, который попал ему в глаз. Пока он ждал первой помощи (нужно было перекусить проволоку кусачками, чтобы отвезти пострадавшего в медпункт), случилось чудо. Перед его глазами возник неизвестный в черной рясе, подтолкнул его голову и сделал так, чтобы проволока вышла из глаза, не повредив его. Легкий порез вылечился мазями, а позднее мужчина увидел фотографию Паисия Святогорца и узнал в нем своего спасителя.

Многие люди, уверовавшие в чудеса старца Паисия, стремятся посетить место его погребения и поклониться святым мощам. Могила находится за стенами монастыря святого Иоанна Богослова. Интересно, что в этом монастыре сохранилась традиция — угощать паломников лукумом и водой.

Старец Паисий — пример преображения человеческой души, к которому призван каждый из нас.

Житие святого

Детство и юность

Арсений, так звали будущего старца Паисия, родился в Фарасах, в двухстах километрах от Кесарии Каппадокийской. Фарасиоты были подвижниками благочестия: в посты они ели и пили один раз в день, вечером. Самым строгим исполнителем церковных уставов был приходской священник святой Арсений Каппадокийский. Он крестил новорожденного младенца и дал ему свое имя, предсказав, что ребенок последует его стопам и будет монахом.

Полезные материалы

Отец мальчика, Продромос Эзнепедис, происходил из благородной семьи. Он и его отец, и дед его были сельскими старостами. Мать старца Паисия, Евлогия, была скромная и трудолюбивая. Они родили со своим мужем десятерых детей. Две первые девочки умерли в младенчестве.

В 1924 году, когда родился будущий Старец, состоялся Обмен Населением и греки с малоазийского полуострова отправились в эмиграцию из родных мест. Во время переезда ребенка чуть не задавили, он едва остался жив. С самых первых дней жизни малыш уже узнал, что такое страдание.

Маленький Арсений впитывал с молоком матери истории о чудесном священнике, крестившем его. Святой Арсений Каппадокийский умер вскоре после переезда в Грецию. Мальчик проникся любовью к преподобному и решил тоже стать монахом. Детство и юность его прошли в Конице.

В пятнадцатилетнем возрасте Арсению явился Господь Иисус Христос и укрепил своего избранника. Как рассказывал Старец, некто начал рассказывать ему теорию Дарвина и неокрепший ум его стал колебаться. Но, в конце концов, юноша решил молиться Господу о вразумлении и сомнения рассеялись.

Успешно окончив начальную школу, Арсений не стал дальше учиться, а решил стать плотником, по примеру Господа. Позже он стал зарабатывать этим ремеслом и помогать нуждающимся. Жители Коницы любили молодого мастера и делали ему много заказов по столярному и плотницкому делу.

Стремление юноши к монашеской жизни со временем только укреплялось. Он ел мало, предпочитал пищу безвкусную, сам стирал свою одежду, вычитывал каждый день монашеское правило. Вместе с другими благоговейными юношами они совершали вечерню и читали акафисты.

Святой старец Паисий Святогорец в молодости

Война

Во время гражданской войны Арсения бросили в тюрьму. Один раз, когда его перевели в одиночную камеру, к нему подсадили двух полураздетых девиц. Благословенный Арсений сразу взмолился Пречистой Матери и ощутил силу, укрепившую его. Он стал смотреть на девушек бесстрастно, как Адам на свою жену, когда они жили в Раю.

В виду призыва в армию, Арсений отложил уход в монахи, но стремление к иночеству не охладело. Ему дали должность радиста, благодаря чему будущему святому не пришлось стрелять в людей. Молодой солдат старался угодить сослуживцам, брал на себя чужую работу, никогда не просил себе отдыха.

Многие злоупотребляли его добротой и даже считали слабоумным. Однажды, он довел себя до такого изнурения, что упал в обморок. Оказалось, что он был болен, но, по обычаю, не попросил освобождения от службы.

Отец Паисий рассказывал, что в армии он перенес невероятные испытания вместе с сослуживцами. Несмотря на то, что Арсений всегда жертвовал собой ради других, за всю войну будущий старец не был даже ранен.

Начало монашеского пути

По окончании гражданской войны, в 1950 году, Арсений был уволен в запас. Ненадолго заехав в Коницу, будущий монах прямо в солдатской форме отправился на Афон.

Обойдя Святую Гору, Арсений, по простоте своей, претерпел многие искушения. Позже Старец Паисий Святогорец писал:

«Будучи новоначальным, я очень устал и измучился, пока не нашёл того, чего желал. Конечно, причиной этого были мои многие грехи, и произошло это для того, чтобы я расплатился за некоторые из них. А второй причиной моих страданий была моя деревенская неотёсанность, из-за которой я вверял себя всякому встречному. Благодарю Бога за всё, потому что это принесло мне большую пользу».

Проведя так несколько времени, Арсений получил письмо из дома и решил вернуться. Он стал помогать отцу в крестьянских работах, плотничал, помог собрать приданное сестре. А по ночам он молился, делал поклоны, готовясь к монашеству.

После первого неудачного посещения Святой Горы молодой подвижник не собирался менять своих намерений. И в марте 1953 года Паисий Святогорец после горячей молитвы вновь отправился на Святую Афонскую Гору и поступил в Эсфигмен. Это был строгий общежительный монастырь, где присутствовал здоровый дух христианского подвижничества. Старец Паисий рассказывал, что в этом монастыре он встречал много добродетельных, благоговейных подвижников.

Арсений поначалу помогал в трапезной, месил хлеб в пекарне, но когда узнали, что он умеет работать по дереву, дали послушание столяра. Также он взял на себя ответственность за чистоту и порядок в двух небольших храмах. За видимыми послушаниями скрывались невидимые подвиги, которые взял на себя молодой послушник Арсений.

27

марта

1954 года

Арсений был пострижен в рясофор. При постриге ему дали имя Аверкий.

Как-то в монастырь приняли одного монаха — столяра. Аверкий был поставлен к нему в помощники и был вынужден претерпеть от него много горя. Тот монах пребывал в гордости и постоянно кричал и ругал Аверкия. Монастырский врач положил Аверкия в больницу, но пришел жестокий наставник и заставил больного обтесывать бревна. Тогда у Аверкия открылось сильное кровотечение, и он вынужден был вернуться в больницу. Смиренный послушник не имел дурных помыслов на этого монаха, а всегда думал, что страдает за свои грехи.

Постепенно, у отца Аверкия созрело желание удалиться в пустыню для безмолвия. Взяв благословение, он покинул монастырь. В одном скиту он нашел старца Кирилла и остался у него. По некоторым причинам, через короткое время Аверкий перешел в монастырь Филофей, там он отвечал за продукты и трапезу. Монахи были довольны его добротой и тихостью нрава. Здесь он продолжал свои подвиги воздержания и молитвы, готовясь к пустынной жизни, и терпел нападения диавола. Вскоре он принял постриг в мантию с именем Паисий.

Подвижническая жизнь

В 1958 году Божия Матерь привела старца Паисия к исполнению обета, который он дал Пречистой перед уходом в армию. Молодой Арсений тогда пообещал, что проведет три года в трудах по восстановлению сгоревшего монастыря Стомион, если Бог сохранит ему жизнь.

Наступило время исполнить данный обет. Богородица помогала старцу. Она посылала людей, которые жертвовали деньги и материалы. Старец был вынужден часто таскать на себе тяжелые грузы, потому что подход к строящейся обители был сложным. Нужно было переходить через ущелье и подниматься по узкой тропинке, рискуя упасть в пропасть.

Пребывая в Стомионе, отец Паисий Святогорец много помогал нуждающимся. Он ходил к одиноким старикам и приносил им продукты. Наставлял на истинный путь заблудшие души. Старец сумел очистить Коницу от сектантов. Однажды старец с двумя женщинами видели Пресвятую Богородицу, вошедшую в храм монастыря. Об этом их оповестило монастырское било, начавшее стучать само собой.

Преподобный мечтал удалиться из Стомиона, чтобы предаться безмолвию, потому что он исполнил данный обет: восстановил обитель и хорошо потрудился для Бога и людей. Но жители Коницы не отпускали его, когда он пытался уехать. Тогда он начал молить Богородицу, чтобы Она указала ему место, куда ему уйти. 30 сентября 1962 года Старец, наконец, покинул Стомион. Ему удалось списаться с синайскими отцами, и они согласились принять Паисия к себе в монастырь.

На Синае он вскоре стал своим для братии и начал столярничать, изготовляя киоты и доски для икон. Его подвиги поста и молитвы постепенно усиливались . Благословившись на пустынножительство, Старец перешел на жительство в келью святых Галактиона и Епистимьи.

Интересный факт

Его пищей был чай с сухарями. Все его имущество состояло из ложечки и консервной банки, служившей ему и кружкой, и кастрюлей, и тарелкой. Когда было холодно, Старец надевал майку под рясу и клал в чай ложечку сахара, чтобы не закоченеть. В Великий пост он почти ничего не ел.

К сожалению старца, его здоровье не позволяло ему дальнейшее пребывание в тихой пустыне. Поэтому в 1964 году отец преподобный вынужден был вернуться на Афон. Он поселился в Иверском скиту. Постоянная молитва и тут была его самым главным деланием.

11

января

2019 года

Паисий был пострижен в великую схимусвоим духовным наставником, иеросхимонахом Тихоном.

В конце того же года из-за трудностей с дыханием Старцу удалили одно легкое. После длительной реабилитации он переселился на Катунаки. Через год схимонах Паисий перешел в Ставроникитскую обитель. Но вскоре преставился его духовник отец Тихон, благословив ему для жительства свою келью Честного Креста.

Одиннадцать лет подвизался Старец Паисий на месте, освященном молитвами его предшественника, а затем переехал в Панагуду. Это было в 1979 году. Здесь Старцу явились святые мученики Пантелеймон и Лукиллиан.

Это очень обрадовало отца Паисия и придало ему силы. В Панагуду стекалось очень большое количество нуждающихся в утешении. Старец безропотно принимал всех. В этом была его жертвенность. Душа его жаждала безмолвия и беспрестанной молитвы, но он исполнял заповедь о любви к людям, забывая о себе. В 1982 году Паисий Святогорец предпринял поездку на Святую Землю. Это было единственное его посещение Иерусалима. Затем он отправился на Синай. Побыв там и поняв, что прежняя пустынная жизнь неосуществима, вновь вернулся на Святую Гору.

Несколько лет перед переселением в Небесные обители, Старец провел в жесточайших муках из-за ухудшения здоровья. Всю жизнь он страдал от болезней легких и кишечника. Но не просил Господа об исцелении и уклонялся от врачей. Некоторые считали это грехом, но другие оценивали страдания Старца как добровольное мученичество ради любви к Богу и ближним.

Смерть старца

Осенью 1993 года святой Паисий в последний раз выехал с Афона, чтобы почтить память своего земляка, святого Арсения, мощи которого находились в монастыре Суроти. Он не думал, что его похоронят рядом со своим крестным отцом. Но случилось именно так.

После праздника преподобного Арсения состояние Старца резко ухудшилось. У него обнаружили запущенную раковую опухоль внутренних органов. Две операции и химиотерапия не принесли нужного результата. Старца похоронили очень скромно в женском монастыре Иоанна Богослова в Суроти. До последнего вздоха он благодушно претерпевал сильнейшую боль, шутками и любовью поддерживая окружающих. До конца дней он принимал людей, давал советы и последние наставления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]