Он был милостив к избранному народу, однако, когда нравственное падение израильтян перешло все пределы, отступил и позволил поработить его. Так, 722 год до Р.Х. ознаменовался падением Северного царства евреев. Южное, Иудея, продержалось чуть больше ста лет, ибо цари и народ в нём истинно почитали Единого Бога.
Дабы покаялись евреи, стал посылать Господь ветхозаветных пророков, указывающих на творившееся беззаконие. Избранные несли покаянные проповеди и пророчества о приходе в мир Спасителя, которому суждено спасти весь род людской от рабства греха и смерти.
Чем больше требовалась духовная помощь избранному народу, тем громче звучало Слово Божье. Один за одним появлялись пророки, возвещавшие о Воле Его и пророчившие скорый приход Мессии.
Исаия
Святые отцы рассказывали о пророке, жившем на Израильской земле в VIII столетии до Р.Х., как о великом и чудном, проницательном и мудрейшем.
Исаия был призван Господом для пророческого служения. Он явился сидящим на высоком престоле в окружении Серафимов. Один из Ангелов прикоснулся к устам Исаии горящим углем из небесного жертвенника, чтобы тот очистился.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2022 (доступно на Android)
Его призванием стало спасение людей от духовного рабства языческого поклонения. Подобно горящей свече, своим сиянием пророк обличал небогоугодные поступки. Именно ему было доверено донести до народа весть о разрушении Иудеи и пленении евреев. Рабство не стало бы вечным, и через отмеренный срок народ Божий вернулся бы домой.
Рассказывая о Христе, Исаия поражал точностью и ясностью событий, за что получил прозвище «ветхозаветного евангелиста». Он говорил людям о зачатии в чреве непорочной и целомудренной Девы, предсказывал страдания Христа во имя спасения людей и возможность спасения от разлуки с Богом через веру.
Его слова звучали во времена языческих поклонений, совершаемых даже в самом Иерусалиме. Народ не захотел услышать речи Исаии, его проповеди и посмеялся над пророчествами, предав благочестивца мученической смерти.
Тем не менее Бог исполнил всё обещанное евреям, не принявшим воли Его.
Слово пророк («нави») и его значение
Русское «пророк» — от прорек — соответствует еврейскому слову – «нави» или «наби», которое может быть переведено как «глашатай», т.е. «несущий весть» или «призванный вещать».
В слове «нави» или «наби» выделяют смысловой корень, означающий во всех языках – арабском, ассирийском, эфиопском – «нават» — говорящий (произносящий). Что означает особенное выделение из всех умеющих говорить. Некоторые авторы также указывают на особый корень «набю», означающий «звать», что говорит о призвании к вещанию, а именно — внявший зову.
При переводе еврейское «наби» было заменено на греческое «профетос» или профетис», означающее сразу и говорить публично, и выступать от чьего-то лица, и предсказывать будущее. В Библии греческий термин «профетис» в применении к пророкам используется в значении «говорить от имени», т.е. нести весть от Бога, говорить Его словами, возвещать Его волю.
Таким образом, пророк – есть выразитель воли Божией, несущий весть от Него и Им призванный к пророчеству.
Пророчество всегда есть дар, а не умение и не самовольный выбор человека. Призыв пророка или «нави» на служение не зависит от произволения человека, это Бог призывает его и передает ему Свою волю и Свои речения. При этом Божественный призыв укрепляет избранника, Божие вдохновение заставляет его нести Слово, забывая себя, даже до изнеможения, преодолевая всяческие преграды, не взирать на лица и должности, говорить Божию правду в глаза, не жалеть жизни исполняя Божию волю.
Чего-чего, а деньги за нагаданное счастье, типа — «позолоти ручку», здесь совсем не причем. Пророчество – служение, а не бизнес.
Собственно сам народ израильский был призван быть «нави» — нести «свет во откровение языков». Но из-за уклонения большинства народа от этого призвания, потребовалось выделить из их среды особенных людей – пророков, которые были способны услышать Божественную волю и донести ее людям.
Иеремия
Он был сыном священника из Анафофа, расположенного близ Иерусалима. Призвание к пророческому служению получил, когда ему было всего 15 лет от роду. Юноше открылось, что ещё до рождения ему было определено стать устами Божьими. Он отказывался, говоря о своей молодости и неумении красиво говорить, на что Бог коснулся уст будущего пророка и пообещал быть рядом.
Целых 23 года занимался Иеремия обличением иудеев за отступничество и идолопоклонничество, предрекая народу бедствия и войны. Он останавливался возле входа в храм и проповедовал с угрозами и слезами, на что получал лишь насмешки, ругательства, угрозы и даже побои.
Наглядно показывая грядущее рабство, Иеремия повесил на шею деревянное, а после железное ярмо. Раздражаясь пророческим речам юноши, иудейские старейшины приказали отправить его в ров со зловонной тиной, где тот чуть не скончался. Богобоязненному царедворцу Авдемелеху удалось помочь мальчику освободиться, но тот не перестал нести пророческое служение, за что угодил в темницу.
Когда в Царство иудеев пришли вавилоняне, избранный народ поверил в предсказания, но было поздно. Царь Навуходоносор выпустил юношу из заключения, позволив самому выбирать, где жить. Иеремия остался на руинах разрушенного Иерусалима, чтобы оплакать бедствия своей страны и глупость своего народа.
Согласно преданиям, Иеремия скрыл ковчег Завета вместе со скрижалями в пещерах г. Наваф, чтобы евреи не смогли его найти. Оставшиеся на иудейской земле евреи решили сбежать на землю Египта после убийства наместника вавилонского царя. Пророк пытался убедить их не делать этого, поскольку кара, которой они опасаются, найдёт евреев и там. Вновь не послушав пророка, евреи насильно забрали его и осели в городе Тафнис. Четыре года жил там Иеремия, почитаемый египтянами и иудеями за то, что с Божьей помощью смог молитвой умертвить крокодилов. Пророк пытался открыть людям, что вскоре придёт за ними царь вавилонский, опустошит землю и сотрёт с лица земли переселенцев-иудеев, но евреи убили его. А предсказание сбылось…
Глас Божий среди людей
Пророки: Аарон, Гедеон и Иезекииль.
Пророческие книги, или Пророки, занимают особое место среди всех библейских текстов. Ветхий Завет по словам апостола Павла является детоводителем
ко Христу и в этом смысле пророчества древних избранников Божиих являются потрясающим свидетельством Божией любви к людям, Его постоянного звания народа к спасению:
«Се, стою у двери и стучу»
(Откр.3:20).
Отеческая забота Вседержителя о людях явлена в откровениях, сообщенных на понятном человеческом языке, через людей, хоть и не совсем обычных — через пророков, но говоривших с народом на их родном наречье — «имеяйушыслышати да слышит» (
Мф.11:15).
Как любящий и заботливый Отец открывающий сыну свои мысли о жизни, свой опыт, свои желания, свою волю, но не отнимающий у него свободы – поступай, как выберешь, — так и Господь всегда предоставляет человеку выбор:
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло»
(Втор.30:15)…
«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему»
(Втор. 30:19-20).
Божественные мысли о жизни человечества и будущем Небесном Царстве люди слышали всегда из уст пророков, которые были настоящим голосом Божиим, Его устами и «глаголом жгли сердца людей».
Иезекииль
Сын Вузия жил в посёлке Тель-Авив, неподалёку от вавилонского Ниппуры, был женат, но стал вдовцом. В его доме часто собирались иудеи поговорить о Боге и послушать речи Иезекииля. Иерусалимского священника Иезекииля привезли в Вавилон в числе первых пленных.
Книга Иезекииля композиционно построена более стройно, чем Исаии и Иеремии, и по большей части написана им самим. В ней проставлены даты важнейших видений и пророчеств, последняя – 17 (29) марта 571 года. Отцы церкви сходятся, что вскоре пророка не стало. Вполне возможно, после кончины учителя один из учеников перестроил Книгу в традиционной манере: слово о народе Божьем, о язычниках и пророчества.
По преданию, могила Иезекииля находится возле Бирс-Нимруда. Память пророка чтится церковью 21 июля.
Перспективы пророчеств: прошлое, настоящее, будущее и вечность
Истинный пророк не прорицатель отдельной человеческой судьбы, ему открывается вся картина бытия и пути Божиего спасения. Он видит сразу все пространство и время, не разделяя на прошлое и будущее, в его словах и будущее и прошлое входят в настоящее.
«У всех пророков есть обычай говорить о небывшем еще как о сбывшемся уже», — говорит Иоанн Златоуст(+407).
Главная задача истинного пророка – возвестить людям путь спасения, и тем, кто живет вместе с ним, и будущим поколениям. Пророк устремлен в будущий век, все сегодняшние события он видит с точки зрения вечности. Основные составляющие ветхозаветной проповеди – мессианские ожидания и эсхатологические пророчества о судьбах мира, о конце времен и о вечном Небесном Царстве.
В Православной Церкви почитание ветхозаветных пророков как святых возникает еще в древности. В годичном богослужебном круге установлены особые дни их воспоминания. Всех ветхозаветных пророков Церковь вспоминает перед Рождеством Христовым в Неделю праотец и Неделю святых отец. Кроме того, пророки чествуются и по отдельности — Самуил, Илия, Елисей, шестнадцать пророков-авторов ветхозаветных книг.
По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+386 г.), уже в древности на службе вовремя Литургии в молитве после совершения Евхаристии среди прочих христианских святых назывались и ветхозаветные пророки, как собственно и сейчас. В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из «девятичинной» просфоры — в честь «Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков».
Интересный факт
В иконостасе православного храма есть особые ряды икон — праотеческого и пророческого чинов.
Фрагмент пророческого ряда иконостаса из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Даниил
Среди пленников, доставленных к царю Навуходоносору, были юноши знатного происхождения Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Царь отдал распоряжение обучить их мудрости и оставить для воспитания при дворе. Еврейские юноши, однако, чтили заветы веры и отказались от роскоши и излишков, питаясь лишь водой и овощами. Бог наградил их мудростью, а Даниилу подарил возможность толковать сны. Прозорливостью юноша превзошёл халдейских мудрецов и был приближён к царю.
Как-то раз Навуходоносору приснился впечатливший его сон, содержание которого он благополучно забыл наутро, поэтому повелел мудрецам раскрыть тайну этого сна. Вавилонские волхвы и звездочёты оказались бессильны, а Даниил, во славу Господа и с Его помощью, разгадал содержание и значение сновидения.
Спустя время царь пожелал построить огромную статую себя, чтобы воздавались ей почести. Отроки Азарию, Ананию и Мисаила отказались и были отправлены в пылающую печь. Пламя должно было сразу же поглотить юношей, но они спокойно ходили по огню, совершая молитву. Поразившись тому, что юноши остались целы, и царь решил обратиться к Богу.
Во времена царя Валтасара пророк Даниил нашёл значение надписи, таинственным образом появившейся во время празднования на дворцовой стене. Она говорила о грядущем падении Вавилона.
Во время царствования персидского царя оклеветанного Дария пророка бросили к голодным львам, но хищники к нему не притронулись, и он остался невредим. Обрадованный и впечатлённый царь приказал поклоняться Единому Богу.
Даниил печалился о еврейском народе, справедливо покаранном Богом за грехи свои и отданном в плен. Он не раз ходатайствовал за него перед царём Киром, высоко ценившем пророка. Своей праведной жизнью, молитвой и благочестием искупал Даниил грехи своего народа, за что ему открылась судьба израильтян и всего мира.
Малые пророки
- Авдий возвещал о гибели Едома, предстоящем суде над всеми народами.
- Иона рассказывал о судьбе народа Израиля, предстоящем рабстве евреев и страданиях Христа.
- Иоиль предсказывал наступление судного дня, когда Дух Святой изольётся на всех вне зависимости от пола и возраста.
- Амос обличал недостатки общественного устройства и человеческие качества. Избранность евреев отождествлял с высокой мерой ответственности.
- Осия говорил о Христе, грехах иудеев, предстоящем плене и распространении истинного Богопознания.
- Михей открывал падение обоих Царств, Божью кару, будущее рождение Спасителя.
- Наум предсказал падение идолопоклоннической развратной и колдовской Ниневии.
- Софония указывал на необходимость покаяния, разрешения еврейских стран.
- Аввакуму открылось разрушение храма в Иерусалиме, Вавилонское пленение евреев, возвращение последних на родину.
- Аггей призывал народ покаяться, проявить заботу не только о своем доме, но и доме Господа.
- Захария возвещал о пришествии Мессии, пытаясь донести смысл его прихода, необходимость быть достойными жертвы.
- Малахии была отведена роль сурового критика: он обвинял евреев за недостаточное усердие в делах Божьих, священников – за недостаточную веру и пороки. Много рассказывал о Пришествии, Предтече и Божьем Суде.
Таковы они, пророки Ветхого завета…
Кого называют пророками в православии
В православной традиции пророками считаются совсем не прорицатели будущего, не предсказатели и не гадалки.
Истинный пророк – есть Божий избранник, направленный к людям Божией волей, чтобы учить и наставлять в вере и Заповедях, нелицеприятно указывать на грех и нарушение Божественного Закона, обличать всякую ложь, исправлять народную жизнь, призывать к покаянию и утешать, возвещая будущее спасение.
Первым пророком был назван в Библии Авраам (Быт.20:7). Пророком называет Авраама Сам Бог, устанавливая с ним особенные отношения избрания и взаимного общения. Далее в Библии пророки или избранники Божии называются:
- «человек Божий» (Втор.33:1) и (1Цар.9:6); «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»(2Пет.1:21);
- или «прозорливец» – так называют Самуила (2 Цар. 24:11) и других пророков (Ам.7:12);
- или «провидец» (Ам.7:12), т.е. тот, кому открыты суды Божии (судьбы);
- или «страж дома Божия» (Иез. 3:17) — потому что пророк был призван охранять и защищать Израиль от духовных врагов;
- а также «Ангел Господний» — т.е. вестник воли Божией (2Цар.14:17), (Дан.13:55), (Суд.2:1–4).
Эти имена свидетельствуют о том, что пророк является представителем Бога на земле и его цель — быть голосом, пробуждающим совесть народа. Эти уста Правды имели многие избранники и в широком смысле пророками можно считать всех патриархов, начиная с Адама – и Еноха, и Ноя, и Авраама, и Исаака с Иаковом, и Моисея с Аароном, и дальше. Ведь они имели опыт богопознания и были родоначальниками – праотцами, и далее передавали своим потомкам этот опыт, становясь проводниками между людьми и Богом.
В чем заключается пророческое служение
Пророческое служение заключается в осуществлении связи между Богом и человеком, в донесении людям Божественных посланий.
Эту двустороннюю связь человек не смог бы осуществить сам, без Божиего произволения, поэтому на первый план в пророческом служении выходит понятие избранничества.
Ничто – ни происхождение, ни возраст, ни пол, ни благосостояние и социальное положение, ни образование, ни умение красиво говорить, ничто не давало преимущества в исполнении пророческого служения, но только Божественное избрание.
Пророками были и знатные высокородные и самые простые, даже малообразованные люди. Из царского рода происходили, например, Исайя и Даниил, Иеремия и Иезекииль по роду были священниками, а Амос — из простых пастухов. Давид был талантливым поэтом, прекрасным музыкантом и исполнителем, его пением услаждался весь царский двор, а речь Моисея совсем была не понятна людям, потому что он был косноязычен и заикался. Но это не помешало ему стать величайшим пророком, потому что его избрал Господь, а его слова переводил людям брат Аарон.
До призвания пророк был обыкновенным человеком, Слово Господне открывалось ему однажды, и жизнь его менялась раз и навсегда. Так говорится в Библии, например, о призыве Самуила – в одно утро его пробудил голос, звавший его по имени(1Цар.3:7).
Далеко не всегда человек с радостью принимал Божественный вызов. Ведь это не простое и даже опасное для жизни дело – говорить людям правду о них. Пророк Иона, посланный в Ниневию – столицу враждебного государства, пытался сбежать от Божиего призыва. И чуть не погиб в пучине, и в китовьем чреве пробыл три дня, но все же был спасен, потому что ему надо было выполнить Божие повеление о призыве язычников к покаянию – дело, по сути, более фантастическое, чем пребывание внутри кита.
Так же колебались и порой проявляли человеческую слабину и некоторые другие пророки. Многократно призывал и увещевал Бог Моисея (Исх.3:11–4:17) и Иеремию (Иер.1:6–9), применяя для убеждения чудеса (Исх.4:2–9,17). Никто из них сам не стремился встать на путь пророческого служения. По человеческой немощи Иона убегал, Иезекииль уклонялся, Иеремия отрицался. Господь не принуждал их и не переламывал волю человека, но советовал, убеждал, а иногда и угрожал, но не помрачал рассудка, а просвещал, ожидая человеческого согласия на выполнение воли Божией.
Исполнить Божие повеление простому человеку было бы не под силу, если бы Сам Бог не укреплял его Своею силою:
«И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя. (Иер.1:18–19)».
Пророчество осуществляется через Божественный призыв человека на пророческое служение, через соединение воли человеческой с Божиим произволением, через укрепление человеческих сил Божественным Духом и через восприятие Божественных откровений посредством сновидений, посредством слова, посредством видений.
Сам Господь указал на три способа получения пророками откровений — в виде картин, или на слух, иногда во снах:
«Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но ни как с рабом Моим Моисеем… устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит…»(Числ.12:6-8).
Здесь видно, что истинный пророк получает откровение не в трансе, не в наркотическом дурмане, а в ясном уме – уста к устам беседует с Богом.
«Вообще же пророчество есть такое восхищение ума, которым пророчественная благодать, внезапно объемля пророков и отлучая их от всего человеческого, соделывала их способными стать орудиями для изглаголания пророческих слов», — говорит блаженный Феодорит (+458).
Пророческое служение имело религиозные, нравственные и политические цели:
Через пророческую проповедь в народе поддерживалась вера в Единого Бога. Пророки не давали людям забыть о будущем приходе Мессии – Спасителя. Они заботились том, чтобы внешний обряд и осуществление религиозных действий не заменяли искренней сердечной веры человека, ограждали еврейский народ от язычества.
Пророки сами, как личности, были примерами искренней веры, любви к Богу и жизни по Его Заповедям. Они наставляли людей в Божией Правде, обличая грех, ложь и лицемерие. Пророческое служение не позволяло замутиться нравственной народной жизни, очищая ее и смягчая грубость нравов.
Пророки принимали непосредственное участие не только в религиозно-культовой, но и в общественно-политической жизни богоизбранного народа, помазывая на царство царей, определяя характер отношений с соседними государствами и племенами, и призывали всегда действовать по велению Божию. Часто они шли со своей проповедью даже к соседям-язычникам, обличая грех и неверие, и останавливая вражду к народу Божию.
Рекомендации
- Августин (1866 г.). Civ. 18.29: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum (Вена, 1866–)
. 40.2.306. - ^ аб
Zvi 2004, стр. 1139–42 - Реддит 2003, п. 1.
- Коггинс и Хан 2011, п. 4.
- Реддит 2003, стр. 1–3, 9.
- Флойд 2000, п. 9.
- Dell 1996С. 86–89.
- Куган 2009.
- Бен Цви 2004С. 1193–94. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFBen_Zvi2004 (помощь)
Иона
Имя значит «голубь». Израильтянин из Гет-а-Ковера в Северном Царстве, современник пророка Амоса. Блаженный Иероним приводит предание о том, что Иона — тот самый сын вдовы из Сарепты Сидонской, которого воскресил пророк Илия. Иону также считают учеником пророка Елисея. Проповедовал Северному Царству при Иеровоаме II. Был также послан к язычникам в Ниневию, но воспротивился этому повелению Божию и попытался уплыть на корабле в другую сторону — испанский город Таршиш. Господь насылает бурю, чтобы её усмирить, корабельщики бросают «виновника» бури в море, где его заглатывает некое морское животное и спустя три дня выплёвывает на берег как раз напротив Ниневии.
В отличие от других пророков, Иона пророчествует о Христе самой своей жизнью, описанной в его увлекательной книге. На его пророчество и его исполнение указывает Сам Христос:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-41).
После своей смерти Иона был похоронен в Ниневии, жители которой покаялись после его проповеди. Там Иона прожил до конца своих дней.
Пророчества о Христе у пророка Иоиля:
Иоиль 2:28-32 «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» — пророчество об излиянии даров Святого Духа на христиан и о наступлении дня Страшного Суда Божия.
Аввакум
Имя значит «возлюбленный». О нём упоминается в неканонической части книги пророка Даниила. Аввакум проповедовал одновременно с этим пророком. Это уже второй пророк, которого некоторые толкователи отождествляют с воскрешённым сыном Сарептской вдовы или Сонамитянки (её сына воскресил пророк Елисей). Свою проповедь Аввакум начал в Южном Царстве ещё до взятия Иерусалима вавилонянами, при нечестивом царе Манассии.
Начальные слова 2 главы его книги «На стражу мою стал я» стали основанием для ирмоса 4 песни пасхального канона: «На Божественной страже богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен».
Слова этой книги встречаются и в других богослужебных ирмосах: «Господи, услышах слух Твой и убояхся», «Из горы приосененныя чащи пришел еси», «Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе» — из 3 главы книги. Это говорит о поэтичности и пророческом значении книги.
В стихире самому пророку Аввакуму мы слышим: «На Божественной стоя страже, честный Аввакум слышаше таинство к нам Твоего Пришествия, Христе, неизреченное, и проповедание Твое, пророчествует явственнейше, провидя и апостолы премудрые якоже кони, язык многоплеменных возмущающие море», а в тропаре ему: «Проповедав Господа Славы, и сего прорек пришествие от Святыя Девы проявленно бывшее, и показанное видя, веселися Аввакуме блаженне».
Захария
Имя значит «Бог вспомнил». Вероятно, происходил из священнического рода. Соратник пророка Аггея.
Пророчества о Христе у пророка Захарии:
Захар. 3 «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» — откровение об имени Грядущего Спасителя, Который возьмёт на Себя грехи мира.
Захар. 9:9-10 «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» — пророчество о входе Господа в Иерусалим.
Захар. 11:12-13 «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» — о продании Господа за 30 сребреников.
Захар. 12:9-10 «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» — о прободении ребра Господа.
Захар. 13:7 «О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» — о поражении Пастыря и рассеянии овец.
Варух
Имя значит «благословенный». Варух был писцом и соратником пророка Иеремии. О жизни его мало известно. В Иерусалиме была найдена печать «Берехии, сына Нерии, писца», которую считают принадлежавшей пророку Варуху. Брат пророка Сераия при царе Седекии заведовал сбором податей. Пророк Варух записывал слова Иеремии и вместе с ним был брошен в темницу, а затем последовал с ним в Египет, где стал проповедовать и самостоятельно. Книгу пророка Варуха относят ко второканоническим, не вошедшим в канон Ездры и Неемии. Оригинал её дошёл до нас не на древнееврейском, а на древнегреческом.
Христианское поминовение
в Римская католическая церковь, двенадцать малых пророков читаются в Трезубском Бревиарии в течение четвертой и пятой недель ноября, которые являются последними двумя неделями литургического года.
В первый год современного Лекционный, Аггей, Захария, Иона, Малахия и Иоиль читаются на 25–27 неделях Обычное время. Во 2-м классе Амоса, Осии и Михея читают на 14–16 неделях обычного времени. В 1-м году двухлетнего цикла Бюро чтений в Литургия часов, Михея 4 и 7 читаются на третьей неделе Адвента; Амос, Осия, Михей, Софония, Наум и Аввакум читаются на 22–29 неделях обычного времени. На 2-м году обучения Аггей и Захария 1–8 читаются на 11–12 неделях обычного времени; Авдия, Иоиль, Малахия, Иона и Захария 9–14 читаются на 18-й неделе.
Их коллективно отмечают в Календарь святых из Армянская Апостольская Церковь 31 июля.