Житие преподобного
Жизнь Феодора — пример истового служения Божьему делу, он всегда выбирал самую тяжелую, так называемую черную работу, стремился исполнять все заветы и наставления своего духовника — старца Платона.
Христианское воспитание
Феодор родился в Константинополе, в 758 году. Его отец — сборщик податей у царя — Фотин и мать — Феоктиста считались благочестивыми христианами в городе, вероятно, поэтому их сын с детства учился у лучших богословов и ораторов Константинополя.
Преподобный Феодор Студит
Благодаря знатному происхождению, Феодор, родившийся в семье верующих родителей, с детства имел возможность обучаться у лучших богословов Константинополя, приобщаясь, таким образом, к православию с ранних лет. К тому же мальчика настолько увлекло христианство, что он предпочитал чтение Священного Писания обычным юношеским забавам.
Поступив по достижению зрелого возраста на службу к императору, Феодор вынужден был вскоре ее оставить по причине тотального неприятия взглядов Константина Копронима и его иконоборческую деятельность. Чуть позже родители Феодора приняли решение раздать все свое имущество и, договорившись расстаться, посвятили себя служению Господу, приняв монашество.
Путь к иночеству
Феодор прославился в столице Византии тем, что участвовал часто в организуемых дискуссиях о почитании икон, из которых зачастую выходил победителем, благодаря, конечно, своему знанию текста Священного Писания, религиозной догматики и владея в совершенстве искусством оратора.
Случившийся в VII веке Вселенский собор поставил конец иконоборчеству. Один из отцов Собора — Платон, являющийся к тому же дядей Феодора, собрал по окончании Собора племянников, чьи имена — Иосиф, Евфимий и Феодор, и призвал их к иночеству и жизни в пустыне. Приняв это указание как наилучшее для их духовной жизни, вскоре все вместе покинули Константинополь и остановились в небольшом месте под названием Сакудиан.
Здесь же решено было поставить храм, посвященный святому Иоанну Богослову, вокруг которого постепенно возник монастырь, игуменом которого стал старец Платон. По прошествии нескольких лет Феодор, следуя наставлениям своего духовника, стал пресвитером, а затем, после смерти Платона, был избран братией уже в качестве игумена монастыря.
Важно! Святой Феодор в своем служении всегда отличался неистовой преданностью делу Христа и беззаветно следовал церковным канонам, но следует заметить, что при этом он бесстрашно боролся с самим императором Константином, ибо тот многие разы нарушал церковные каноны.
Феодор известил все близлежащие монастыри о том, что император непременно должен быть отлучен от Церкви, так как разрушал неоднократно церковные представления о браке.
Период ссылки
Следствием такого решения Феодора стала его ссылка вместе с десятью сподвижниками в город Солунь, но как не боролся император с Феодором, тот не переставал обличать его нравы из любого места и находясь в совершенно любых условиях. Когда императрица Ирина смогла вернуться на престол, то она сразу освободила Феодора, случилось это в 796 году.
Икона преподобного Феодора Студита
К тому же она передала ему опустевшую давно обитель — Студийский монастырь, куда за довольно малое количество времени прибыли более тысячи иноков, готовых нести служение в этом заброшенном месте. Преподобным Феодором был написан устав, ставший известным, как Студийский, регулирующий основные правила монашеской жизни.
После восшествия на престол императора Никифора, началась новая чреда церковных нарушений — был вновь приобщен к церковной деятельности некогда отлученный пресвитер. Преподобный Феодор продолжал выступать с речами, обличающими поступки императора, за что был подвержен пыткам и избиениям, после вновь отправлен в ссылку. Спустя 2 года Феодор был освобожден захватившим престол новым императорам — Михаилом, который пришел на смену убитому в военных действиях Никифору.
Интересно! Смерть императора Никифора и сына его — Ставрикия, предсказывал некогда Феодор.
Возвращаясь к правлению императора Михаила, нельзя обойти тот факт, что он, пытаясь избежать междоусобных войн, уступил императорский пост Льву Армянину — своему военному начальнику. В отличие от предыдущего императора, Лев оказался жестоким иконоборцем, как не пытались многие священники вразумить императора, все попытки оказались безуспешными. Результатом реформ императора Льва стали:
- наложение запрета на почитание икон;
- поругание святых иконописных образов.
Преподобный Феодор же не думал сдаваться, потому организовал с помощниками крестный ход вокруг своего монастыря с высоко поднятыми иконами и пением. Император на такой откровенный протест ответил Феодору угрозой смертной казни, но преподобного это не останавливало. Император вновь отправил Феодора в ссылку, сначала в Иллирию, а затем в Анатолию, однако священник, преданный делу божьему, продолжал и там бороться с безбожием. За отказ отречься от своих взглядов Феодор и его помощник Николай, пребывающий с ним в ссылке, были лишены воды и пищи, а также постоянно подвергались избиениям.
Интересно! Несмотря на тяжелое физическое состояние, Феодор, пребывая в Смирне, избавил воеводу, который к тому же являлся племянником царя, от тяжелого недуга, попросив его покаяться в грехах и принять Господа как своего спасителя, однако воевода вскоре вновь предался ереси и вскоре умер.
Освобождение и окончание земного пути
На смену убиенному императору Льву пришел новый — Михаил Травлий, который освободил всех сподвижников Христа из ссылки, однако, оставил один запрет на почитание икон в Константинополе. Феодор после освобождения решил отправиться в Вифинию, в город Херсонес, где поселился недалеко от церкви великомученика Трифона.
Икона Феодора Студита
Будучи тяжелобольным, Феодор продолжал каждодневно совершать литургию и вести душеспасительные наставнические беседы с монахами. Почувствовав скорую смерть, в 826 году, преподобный созвал братию и попросил их начать петь священный канон на исход души, когда монахи допели последние строки, то увидели, что Феодор уже отошел к Богу.
Монашеское поприще
VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание, осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. Долгое время он жил и подвизался на Олимпе. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под своё наставничество. Вместе с ним взял его братьев, Иосифа и Евфимия, а также малолетнюю сестру. Все вместе удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.
В качестве места подвижничества выбрали труднодоступное, но весьма живописное и хорошо орошаемое место: Саккудион. Пребывая в любви и единомыслии здесь они подвизались в посте, бдении и молитвах.
Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Из всех монашеских добродетелей наиболее важными он почитал послушание и смирение. Следуя этому внутреннему убеждению, он не только не гнушался выполнять поручения, связанные с самой грязной и тяжелой работой, но нередко и сам избирал для себя этот труд: рубил и корчевал деревья, вскапывал землю, таскал камни, носил воду из реки, собирал и переносил на плечах навоз (от мулов). Часто, дабы избежать суетных похвал, он трудился по ночам.
Феодор искренне исповедовал перед старцем Платоном грехи, открывая не только поступки, но и самые сокровенные помыслы. Мудрые увещевания и повеления духовника он слушал так, как если бы через него вещал Сам Господь. Под руководством Платона Феодор, шаг за шагом, раскрывал в себе Божьи дарования, умерщвлял страсти, взращивал добродетели.
Когда пришло время, старец Платон поручил Феодору строительство храма, в честь и память Евангелиста Иоанна Богослова. Несмотря на скудность возможностей по строительству и убранству, храм получился отменным. Например, его был составлен из множества разнообразных камней и украшен разноцветными красками.
Вскоре к братиям стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества и благословений, желающие связать свою жизнь с аскетическим деланием. Так образовалась обитель, настоятелем которой, по Промыслу Божию, стал духоносный Платон.
Наряду с исполнением монастырских послушаний, братия занимались изучением Священных Книг, чтением творений отцов и вселенских учителей. Сам Феодор много времени уделял богомыслию, а из святоотеческой литературы особое внимание уделял сочинениям святителя Василия Великого.
Почитание
При жизни преподобный Феодор совершал многие чудеса, так из церковных преданий известно, что имя этого святого оглашалось при пожаре и спасало от нападения диких животных. Много случаев исцеления описаны в житии святого.
Феодору Студиту принято молиться, защищая свой дом от возгорания, при заболеваниях желудка и органов дыхания и в ситуациях, связанных с риском.
Внимание! В России, в Москве, находится Феодоровский храм, известный тем, что в нем венчались поэт Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.
С почитанием Феодора Студита в церкви связаны несколько дат:
- день смерти — 24 ноября (11 по старому стилю);
- день перенесения святых мощей из Студита в Херсонес — 8 февраля (26 января).
Традиции и обряды на праздник Федор Студит
Главная традиция 24 ноября — употребление горячих щей.
— Прозвище Фёдора (Феодора) — Студит — в русском народе истолковали по-своему, называя святого еще и Морозом. «Фёдор Студит землю студит», — говорили люди. И, видя неизбежное наступление зимы, добавляли: «Со Студита стужа — что ни день, то хуже». Сырость же в этот день предвещала продолжительные оттепели до самого Введения.
— Фёдоров день мудрые люди советовали проводить дома — поближе к печке и горячим щам. По этому поводу говорили: «На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься». Щи необходимо было употреблять сразу же после снятия с огня. Считалось, что от этого напрямую зависит температурный показатель зимы: чем больше горячих щей, тем теплее будет зима.
— 24 ноября считался одним из выдающихся дней в определении зимней погоды – каков день, такова и зима будет. Если день Фёдора Студита был теплым, то зима будет тепла, если же холоден, то и вся зима будет холодна. По Фёдору судили и о будущем урожае ягод и грибов. Если на небе было много звезд — к лету можно было запасать корзины и туеса. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеными ягодами — малиной, земляникой, черникой.
Книги и труды, послания
Феодор Студит, всю жизнь посвятивший богослужению, оставил после себя довольно много трудов, основную часть которых можно разделить на такие темы, как:
- опровержение иконоборчества;
- огласительные поучения;
- о Пасхе;
- разъяснение Божественной литургии;
- воскресные чтения.
Книга игумена Феодора Студита
Совершенно все творения преподобного Феодора можно приобрести через сайты православных книг, а также читать онлайн.
Наследие
Возрождение Феодором монастыря Студиос оказало большое влияние на более позднюю историю Византийское монашество. Его ученик, Наукратий, восстановил контроль над монастырем после окончания иконоборчества в 842 году, и на протяжении оставшейся части девятого века студитские аббаты продолжали традицию Феодора противостоять патриархальной и императорской власти.[64] Элементы Теодора Завещание
были дословно включены в типика некоторых ранних Афон монастыри.[65] Наиболее важными элементами его реформы были акценты на общежитие (общинная) жизнь, ручной труд и четко определенная административная иерархия.[66]
Феодор также превратил монастырь Студиос в крупный научный центр, в частности, благодаря его библиотеке и скрипторию, которые, безусловно, превзошли все другие современные византийские церковные учреждения в этом отношении.[67] Сам Феодор сыграл ключевую роль в возрождении классических литературных форм, в частности ямбического стиха, в Византии, и его критика иконоборческих эпиграмм установила связь между литературным мастерством и ортодоксальной верой.[68] После его смерти монастырь Студиос продолжал оставаться важным центром византийской гимнографии и агиографии, а также копирования рукописей.[67]
После «торжества Православия» (то есть восстановления икон) в 843 году Феодор стал одним из великих героев иконоборческой оппозиции. Не было формального процесса канонизация в Византии, но Феодора вскоре признали святым. На латинском Западе возникла традиция, согласно которой Теодор признавал папское первенство, на основании его писем Папе Пасха I, и он был официально канонизирован католической церковью. Его фестиваль 11 ноября в Восток и 12 ноября в Запад.[69]
Работает
Теодор был чрезвычайно плодовитым писателем; Среди его наиболее важных работ:
- Его письма, которые передают много личных подробностей, а также освещают ряд его исторических событий. Эд. с резюме на немецком языке Георгиоса Фатуроса, Теодори Studitae Epistulae
(=CFHB 31) (Берлин, 1992) [два тома]. ISBN 3-11-008808-8. - Его стихи, которые представляют собой важный этап возрождения классического стиха в Византии. Эд. с немецким переводом Пола Спека, Теодорос Студитес: Jamben auf verschiedene Gegenstände
(= Дополнение Византина 1) (Берлин, 1968). - Катехизии, два сборника обращений к монахам на различные темы, связанные с духовной жизнью. Первый сборник («magna») изд. А. Пападопулос-Керамеус, Теодори Studitae Magna Catachesis
(Санкт-Петербург, 1904); второе («парва») изд. Э. Овре,
С.П.Н. et Confessoris Theodori Studitis Praepositi Parva Catachesis
(Париж, 1891), французский перевод Анн-Мари Мор,
Petites catéchèses
(=
Les Pères dans la foi
52) (Париж, 1993 г.). - Похороны его матери. Эд. и тр. Св. Эфтимиадис и Дж. М. Фезерстон, «Установление священной линии преемственности: погребальный катехизис Феодора Стоудита для его матери (Bibliotheca hagiographica graeca 2422)», в M. Grünbart, ed., Theatron: rhetorische Kultur in Spätantike und Mittelalter
(= Millennium-Studien 13) (Берлин, 2007), стр. 13–51. ISBN 3-11-019476-7. - Похороны дяди Платона (Theodori Studitae Oratio funebris в Platonem ejus patrem spiritualem
, 99, с. 803–850). - Различные полемические дискурсы, связанные с вопросом поклонения изображениям, в частности Theodori praepositi Studitarum Antirrhetici adversus Iconomachos
,
PG
99, 327B-436A и
Theodori Studitae Refutatio et subversio impiorum poematum Ioannis, Ignatii, Sergii, et Stephani, Recentium christomachorum
Ср. выбор, переведенный Кэтрин Рот,
На святых иконах
(Крествуд, 1981). ISBN 0-913836-76-1 - Его Завещание
, продиктовал своему ученику Наукратиосу в конце своей жизни:
PG
99, 1813-24. Английский перевод Тимоти Миллера, в J. Thomas and A.C. Hero, eds.,
Документы византийского монастыря
(=
Исследования Думбартон-Окс
35) (Вашингтон, 2000 г.), I.67–83. ISBN 0-88402-232-3; Доступно онлайн. - Проповедь о Апостол Варфоломей, изд. с итальянским переводом Джорджо ди Мария в V. Giustolisi, ed., Tre laudationes bizantine in onore di San Bartolomeo apostolo
(Палермо, 2004).
использованная литература
Цитаты
- Браун 1933, п. 76; Чисхолм 1911, «Феодор — Феодосия», с. 769 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFChisholm1911 (Помогите).
- Чисхолм 1911, «Феодор — Феодосия», с. 769 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFChisholm1911 (Помогите).
- Он описывается как tamias tōn basilikn phorn
, «распорядитель имперских денег», должность, которая, кажется, была эквивалентна
базилик сакелларио
. Следовательно, он был чрезвычайно высокопоставленным чиновником, находившимся в близких отношениях с самим императором. (Pratsch 1998, стр. 18–21). - Феодор подчеркивает высокое положение ее родителей, Сергия и Евфимии, которые умерли во время чумы 747/48 года. (Pratsch 1998, стр. 26–27).
- Он был зигостаты
, должность, для которой его обучал собственный дядя. (Pratsch 1998, стр. 27–28). - Pratsch 1998, pp. 62–63 (включая сноску № 175).
- Pratsch 1998С. 28–29.
- Pratsch 1998С. 42–45.
- Pratsch 1998С. 67–69.
- Pratsch 1998С. 71–76.
- Pratsch 1998С. 80–81.
- Она была дочерью Анны, сестры Феоктиста. (Pratsch 1998, стр. 53, 83).
- Pratsch 1998С. 89–90.
- Pratsch 1998С. 98–101.
- Pratsch 1998С. 101–102.
- Pratsch 1998С. 107–110.
- Pratsch 1998С. 110–113.
- Pratsch 1998, п. 118.
- Pratsch 1998С. 120–122.
- Pratsch 1998, п. 125; для стихов, Спек 1984, Jamben
С. 114–174 (Эпиграммы 3–29). - Pratsch 1998, п. 126.
- Pratsch 1998С. 128–133.
- Pratsch 1998С. 122–123 (с примечаниями).
- Pratsch 1998С. 135–136.
- Pratsch 1998С. 139–140.
- Pratsch 1998, п. 142.
- Pratsch 1998С. 144–145.
- Pratsch 1998С. 147–149.
- Pratsch 1998С. 151–153.
- Pratsch 1998С. 153–157.
- Pratsch 1998С. 159–161.
- Pratsch 1998С. 162–163.
- Pratsch 1998, п. 167.
- Pratsch 1998С. 170–171.
- Pratsch 1998, п. 173.
- Pratsch 1998С. 175–176.
- Pratsch 1998, п. 183.
- Pratsch 1998С. 189–191.
- Pratsch 1998С. 192–196.
- Pratsch 1998С. 196–199.
- Pratsch 1998, п. 201.
- Pratsch 1998, pp. 203–204 (с примечанием 8).
- Pratsch 1998С. 204–223.
- Pratsch 1998С. 229–230.
- Pratsch 1998, стр. 231–234 и 247.
- Pratsch 1998, п. 234.
- Pratsch 1998С. 242–243.
- Pratsch 1998С. 245–246.
- Pratsch 1998С. 235–245.
- Pratsch 1998, стр. 245–246 и 252.
- Pratsch 1998С. 246–247.
- Pratsch 1998С. 247–251.
- Pratsch 1998С. 253–254.
- Pratsch 1998С. 255–258.
- Pratsch 1998, pp. 259–261 и 263.
- Pratsch 1998С. 263–267.
- Pratsch 1998С. 268–271.
- Pratsch 1998, п. 278.
- Pratsch 1998С. 281–288.
- Pratsch 1998С. 278–281.
- Pratsch 1998, п. 288.
- Томас, герой и констебль 2000, I.68.
- Pratsch 1998С. 288–291.
- Томас, герой и констебль 2000С. 68–69.
- Томас, герой и констебль 2000, I.72 и I.84.
- Томас, герой и констебль 2000, I.85-87.
- ^ аб
Pratsch 1998, п. 306. - Спек 1984, pp. 194 (с примечанием 18), 203.
- Pratsch 1998С. 311–313.
- Скоба 1888, п. 42.
Исследования
- Брейс, Чарльз Лоринг (1888). Геста Кристи, или История гуманного прогресса при христианстве
(4-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: A.C. Armstrong & Son.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Браун, Лоуренс Эдвард (1933). Затмение христианства в Азии: со времен Мухаммеда до четырнадцатого века
. Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Чисхолм, Хью (1911). Британская энциклопедия: Словарь искусств, наук, литературы и общей информации, том 26
. Британская энциклопедия Co.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Хатли, Питер (1996). «Политика спасения: Феодор Студий о мученичестве (Мартирион
) и Выступление (
Парресия
)».
Dumbarton Oaks Papers
. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Окс.
50
: 263–287. JSTOR 1291747.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Пейдж, Кирби (1929). Иисус или христианство: исследование на контрастах
. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, Doran & Company, Incorporated.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Прач, Томас (1998). Theodoros Studites (759-826) — zwischen Dogma und Pragma: der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch
. Берн, Швейцария: Питер Ланг.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Спек, Пол (1984). «Ikonoklasmus und die Anfänge der makedonischen Renaissance». Вариа 1 (Пойкила Византина)
. Бонн, Германия: Д-р Рудольф Хабельт GMBH.
4
: 175–210. ISBN 3-7749-2150-4 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Thomas, J .; Герой, Анжела Константинидес; Констебль, Джайлз (2000). Документы византийского монастырского фонда: полный перевод типики и завещаний выживших основателей, том 1
. Вашингтон, округ Колумбия: Исследования Думбартон-Окс (том 35). ISBN 0-88402-232-3 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) (Текст онлайн)