Краткое содержание книги Поучение Владимира Мономаха


О произведении

«Поучение Владимира Мономаха» по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как «Поучение детям».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Кратко об истории создания

Исследователи полагают, что Владимир Мономах задумал свое «Поучение» примерно в 1100 – 1117 годах. Но полностью написано оно было позже. Князь сам отмечал, что составляет наказ потомкам, «сидя на санях» (то есть потихоньку готовясь к отходу в мир иной). К нам «Поучение» попало в списках Лаврентьевской летописи.

«Поучение» – прекрасный исторический источник, помогающий изучать Русь периода раннего средневековья, и одновременно великолепное литературное произведение, богатое яркими эпитетами, меткими сравнениями и мудрыми мыслями.

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, старшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами — удивительным разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казни виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Очень краткий пересказ «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение» начинается обращением к «детям… или ному кому», кто прочтет эту «грамотку». Мономах уже в годах, он пишет послание, «сидя на санях», то есть потихоньку готовясь отойти в лучший мир.

Князь Владимир, тщательно отобрав для младших родичей строки из Псалтири о нравственных принципах, цитирует их. Необходимо «укрываться от сборища лукавых», то есть лгунов и завистников, «старшим покоряться», «к младшим любовь иметь», не забывать о «покаянии, слезах и милости».

Это можно применить ко всякому человеку. Зная, что сыновьям его придется княжить, вершить судьбы людей, Мономах обращает особое внимание на тех людей, которые облечены властью, и дает разумные советы, которые пригодятся каждому правителю.

Необходимо «ни правого, ни виновного не убивать», подавать сиротам, уберегать от обид вдов, помогать бедным. Следует заботиться о благе народа-кормильца.

Жить нужно аскетически, не утопать в роскоши, а стараясь поддерживать здоровье умеренностью во всем, рано вставать – до рассвета, не расставаться с оружием (опасностей много, следует всегда быть готовым к защите себя и своей земли), помнить Бога, часто объезжать свои земли, лично наблюдая за тем, как исполняются княжеские поручения.

Далее Мономах разворачивает перед сыновьями пеструю картину собственной жизни: с 13 лет он – воин, правитель, князь. Владимир Всеволодович рассказывает о предпринятых им походах на половцев, поляков, на кочевников-торков.

«Восемьдесят и три великих» похода совершил Владимир, остальных, малозначительных, он «и не упомнит». Старался с русскими князьями заключать мир, чтобы не разорять землю, а врагов смирял.

В перерывах между воинскими трудами Владимир принимал участие в популярном мужском развлечении тех времен – охоте. Впрочем, развлечением или своего рода видом спорта это занятие можно считать сейчас, тогда это было по-настоящему рискованное занятие, которое позволяло добыть мясо для пропитания и шкуры для выделки.

Множество опасностей подстерегало Мономаха на охоте: дикие звери неоднократно его ранили, но он выжил благодаря ловкости, сметливости и удаче.

Вновь князь упоминает о необходимости держать тело в строгости и выполнять самому немалую часть работы, которую должны делать слуги, «отроки» – именно этого принципа он придерживался всегда, это позволяло ему оставаться сильным и крепким.

Мономах акцентирует внимание читающих «Поучение» на том, что правитель должен быть человеком разумным, справедливым, обладать добрым сердцем.

Последняя часть произведения обращена к двоюродному брату Мономаха Олегу. В междоусобице погиб сын Мономаха Изяслав. Признав вину сына, пошедшего войной на близкого родственника (Олег приходился ему крестным отцом) и отказываясь от мести за него, Мономах взывает к разуму Олега: нужно помириться, нельзя проливать кровь своих братьев.

Владимир предлагает прислать находящуюся у Олега в плену вдову Изяслава, чтобы он, отец Изяслава, мог поселить несчастную женщину у себя и вместе с ней оплакивать потерю.

Завершает свое «Поучение» Владимир Мономах молитвами, в которых просит милости у Бога для себя и своих близких и подданных.

Структура произведения

Владимир Мономах — один из самых начитанных людей своего времени. Его дедушка, Ярослав Мудрый, — кладезь земной и небесной мудрости. Отец Владимир Ярославич знал пять языков, был человеком широкой культуры. При этом все трое канонизированы русской православной церковью.


Князь Владимир II Всеволодович Мономах

Князь обладал не только разнообразными знаниями, был начитан, имел и литературный талант, — все это воплотилось в его произведении. Оно вмещает в себя несколько жанров (богословие, автобиография, письмо), состоит из трех частей:

  1. Нравственно-религиозная. Само поучение, представляющее собой богословское обращение к детям, как к родным, так и духовным. Князь Владимир выступает здесь как отец всем русским людям по власти, данной ему Богом. Княжеское служение — это мирское служение Богу, поэтому он и должен дать наставление.
  2. Частная. Автобиографическая часть произведения, перечень дел или рассказ о том, как проходили военные походы, как защищал русскую землю от половецких набегов.
  3. Общественно-государственная. Письмо, адресованное Олегу Святославовичу Черниговскому.

Произведение составлено скорее всего на первой неделе Великого поста. Здесь присутствуют скорбные нотки, призыв к покаянию, осознание пройденного пути. Наравне с личным, через все произведение проходит идея единения Руси, что придает ему общенациональное, историческое значение.

Шапка Мономаха

Изучая все, о чем хотел сказать князь своим потомкам, можно увидеть, каким был мудрым и поистине великим человеком Владимир Мономах. «Поучение» (краткое содержание представлено в статье) стало лучшим завещанием для нас и для современных людей, которые зачастую не понимают всех Евангельских ценностей, а это может привести к непоправимым последствиям.

Мономах умер в возрасте 74 лет, в 1125 году. Московские цари считали за большую честь называться его потомками. В Оружейной палате столичного музея до сих пор хранится шапка Владимира Мономаха и все царские атрибуты этого божьего помазанника (скипетр, бармы, держава).

Кто такой Мономах и что мы о нем знаем

В жилах великого русского правителя текла кровь византийского и русского народа. Отец – Всеволод — был одним из сыновей Ярослава Мудрого – известного древнерусского князя. Мать – дочь императора Византии Константина ІХ, от которого внуку Владимиру досталось прозвище Мономах.

Трон царя достался Мономаху, когда ему исполнилось шестьдесят. За время своего правления ему удалось примирить враждующие между собой княжества, положить конец междоусобным войнам.

В памяти потомков великий правитель навсегда останется глубоко религиозным философом-мыслителем.


Древнерусский князь Владимир Мономах

Повествование Мономаха о своей жизни

Вторая часть произведения Мономаха полностью автобиографическая. В ней он повествует о своих походах военных и делах охотничьих, о защите земли русской от кочевников, а также об особенностях ведения домашних дел.

…что надлежало делать моему отроку, то делал сам — на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и холод, не давая себе покоя.

…бедного смерда и бедную вдову в обиду сильным не давал, за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Небольшие эпизоды из жизни правителя создают в воображении читателя образ древнерусского князя: смелого и заботливого – такого, каким и должен быть русский царь.

Описывая свои каждодневные дела, Владимир делает это с небывалой скромностью и без хвастовства. К примеру, свои военные походы он называет обычными разъездами, а о победе в них вообще не пишет или говорит кратко: “Бог нам помог“.

В описании охотничьих дел князь нигде не упоминает, сколько трофеев ему удалось добыть. Наоборот, он повествует о том, сколько ран он нанес животным и как самоотверженно защищались они от охотников:

…два тура меня рогами метали вместе с конем, бил меня олень и два лося.

Пересказ собственной жизни, выдержки из Священного Писания, повествования о внутренних мироощущениях автора легли в основу нового жанра древнерусской литературы – автобиографии, которого ранее не было.

Евангельские наставления

Когда куда-нибудь приедете, там, где остановитесь, подайте бедному на пропитание. И чтите своего гостя, который к вам зашел, каким бы он ни был – богатым или бедным. Если нет возможности почтить подарком, то хотя бы накормите и напоите его. Такие гости имеют свойство разносить по всем землям молву о человеке, злой он или добрый. Если кто болен из близких, надо его посетить, если кто умер – достойно проводить. При встрече с любым человеком нужно вести себя приветливо и не жалеть добрых слов. Жену надо любить, но власти над собой не давать. Всякое полезное не стоит забывать, а чего не знаешь, тому надо учиться. Нужно торопиться и не лениться делать хорошие дела.

Обязательно следует ходить в церковь и молиться, как делали наши предки и лучшие люди. После утренней молитвы – хвалы Богу, нужно браться за дела.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]