Время и место написания Первого Послания к Тимофею
Нам известно, что апостольские путешествия Павла пришлись на 48-56 годы. На протяжении 56 – 60 гг. Павел проходил через инстанции римских судов. С 61 по 62 год он находился в заключении в Риме. По всей видимости Павел был освобожден в 62 году, после чего сразу отправился в путешествие. В это время его верные ученики присматривали за общинами: Тимофей – в Ефесе, а Тит – на Крите. Святой апостол Павел писал им послания во время своего путешествия (63 – 66 гг).
Кто такой Тимофей?
Как следует из книги Деяния Апостолов, Тимофей был сыном еврейки и грека. Родился и жил он в Листре. Известно, что его мать и все родственники по материнской линии искренне уверовали во Христа.
Во время первого апостольского путешествия Павел посетил Листру и стал покровительствовать Тимофею, став его духовным отцом. Тимофей путешествовал с Павлом и был его верным помощником. Тимофей упоминается и в других посланиях Павла.
Святой, которому дважды писал апостол Павел
На юго-западе Малой Азии лежат развалины древнего города Эфеса, просуществовавшего две с половиной тысячи лет, из которых полторы тысячи – связаны с христианской историей. Первым его епископом был апостол Тимофей, имя которого большинству христиан известно благодаря двум соответствующим посланиям апостола Павла. Есть повод сказать несколько слов об апостоле Тимофее, так как 4 февраля Православная Церковь почитает его память.
В самом ] современной Турции[/anchor] когда-то находилась римская провинция Ликаония, именно здесь и родился будущий апостол из 70-ти, здесь, скорее всего, его обратил в христианство апостол Павел, когда посещал ликаонские города с евангельской проповедью во время своего первого миссионерского путешествия. Вот, что о Павле и Варнаве говорит книга Деяний: «Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (Деян. 14, 5-7).
Посеянное апостолом Павлом зерно дало прекрасный плод и уже во второе миссионерское путешествие местные христиане посоветовали ему взять с собой Тимофея. Впоследствии он становится не только ближайшим учеником Павла, но другом и сподвижником, разделяющим с ним и дело проповеди, и аресты, и прочие страдания.
Руины города Эфеса. Территория современной Турции, недалеко от города Сельчука. Фото: loveyouplanet.com
До того как сам Тимофей стал адресатом Павловых посланий, он сыграл решающую роль в появлении Первого послания к Фессалоникийцам. Вначале Тимофей, совместно с евангелистом Лукой, был спутником Павла в Македонии и Ахайи (сегодня больше принято произношение Ахея – юг современной Греции). Когда апостолы прибыли в Афины, Павел посылает Тимофея в Фессалоники, а сам отправляется в Коринф. В результате принесенных Тимофеем новостей и появилось упомянутое послание, текст которого и свидетельствует об этом:
«Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (1 Фес. 3, 6-8).
Как видим, фессалоникийские христиане отличились благочестием и стойкостью в вере, однако апостол Павел их не только хвалит, но и укоряет, ведь Тимофей сообщил ему еще и о проблемах общины. Проблемы эти были как нравственного, так и вероучительного характера. В отношении первых нужно сказать, что это были такие довольно распространенные пороки как блуд, корыстолюбие и идолопоклонство. А вот в отношении вторых все было немного интересней.
Некоторые христиане стали распространять мнение о скором Втором Пришествии Христа и надеялись встретить Спасителя еще при жизни. Из-за этого они отказывались заниматься полезным трудом. Ситуация еще усугубилась в результате того, что тех, кто умер, не дождавшись Христа, стали считать отвергнутыми Богом. Наставлениям для исправления указанных недостатков апостол Павел уделяет немало текста в своем послании. Так, например, свят. Иоанн Златоуст говорит, что о всеобщем воскресении Павел пишет не потому, что фессалоникийцы в него не верили, а потому, что сильно оплакивали умерших, предаваясь тем самым неумеренной скорби.
Фессалоники. Крипта. Храм Святого Димитрия. Территория современного города Салоники, Греция. Фото: grekomania.ru
Из Коринфа апостол Павел отправляется в Сирию, а затем в Палестину, так как планировал передать материальную помощь бедным христианам. В этом путешествии Тимофей сопровождает Павла до города Филиппы, что на севере современной Греции. Здесь мы наталкиваемся на пробел в сведениях о жизни Тимофея, а дальнейшее о нем упоминание относится уже к первому аресту (узам) Павла в Риме.
Об освобождении апостолов из заточения мы читаем в послании к Евреям: «Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас» (Евр. 13, 23). Произошло это в 64 году, после чего Павел решает осуществить свое давнее желание и посетить основанные им христианские общины.
Приблизительно в 65 году он прибывает в Эфес где, согласно уже Преданию, и посвящает Тимофея в епископы: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6). Из слов: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4, 8-9), – мы видим, что Павел, во время повторного ареста, предчувствуя скорую кончину, просит близкого друга прийти к нему на последнее свидание. Очень вероятно, что Тимофей действительно был рядом со своим учителем во время его мученической кончины.
Предание нам говорит, что Тимофей около пятнадцати лет возглавлял эфесскую общину и погиб около 80 года. Произошло это либо в царствование императора Веспасиана, либо его преемника – Домициана. В Эфесе происходило празднование в честь богини охоты и плодородия Дианы. Как часто бывает в языческих торжествах и здесь не обошлось без разврата. Апостол Тимофей мужественно пытался остановить толпу идолопоклонников посредством обличительно-назидательной проповеди, за что и был забит насмерть палками и камнями.
Мученическая кончина и погребение свяого апостола Тимофея. Книжная миниатюра, X в. Менологий Василия II. Фото: ruicon.ru
Давайте теперь сосредоточим наше внимание на двух посланиях апостола Павла к Тимофею. Браться за подробный анализ, по понятным причинам, я не стану, но, так как речь идет о личности Тимофея, то, думаю, стоит сказать о том, что же стало поводом и целью их написания.
Итак, после того, как Тимофей принял управление над эфесскими христианами, Павел отправляется в Македонию. Молодой епископ довольно скоро столкнулся с еретическими идеями, вышедшими как из иудейской, так и из языческой среды. Впоследствии именно они легли в основу гностицизма.
Из Первого послания мы видим, что эти лжеучителя отвергали Божественное достоинство Христа и воскресение мертвых, почитали человеческое тело началом зла, а от того презирали брак и семейные отношения. Аскетика их была лицемерной и напускной. Дабы помочь Тимофею в этом всем разобраться и преподать ему Истинное учение, апостол Павел и пишет рассматриваемое послание. Кроме того, в нем также содержится ряд пастырских наставлений, сохраняющих свою непреходящую актуальность для современных священнослужителей.
Вероятнее всего послание было написано из Македонии в год рукоположения Тимофея.
В отношении причин и целей написания Второго послания я уже кратко упомянул – это было время второго ареста апостола Павла. На тот момент с ним оставался лишь Лука. Павлу было тяжело, не имея возможности продолжать свои миссионерские труды, переносить одиночество заточения, но он не только просит Тимофея прийти к нему, но и мужественно наставляет его продолжить ревностное пастырское служение, воодушевляет на борьбу за свою паству перед лицом надвигающихся испытаний: «Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом… Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа… Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2, 1…8…22).
Как нельзя актуально и для нашего времени звучат слова апостола Павла из последующей главы: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1-5). Только вот сегодня многие люди даже вида благочестия не имеют, а многие пороки почитают за норму. С одной стороны, это немного пугает, с другой же – воодушевляет проявлять все большую верность Истине, носителями Которой нас Господь благословил быть.
Нам есть на кого равняться. Примером нам служат наши мученики, исповедники, преподобные и святители. Но вначале был Христос и Его апостолы, воплотившие в своих образах все последующие христианские подвиги. Осталось только нам, насколько хватит сил, быть достойными их последователями и учениками.
Цель написания Послания к Тимофею.
Основная цель послания – ободрить Тимофея и наставить его. Насколько можно судить из дошедших до нас источников, Тимофей был застенчивым и робким молодым человеком. В послании Тимофею Павел призывает его быть более смелым и активным, более уверенным в своих действиях.
Первое Послания к Тимофею: краткое содержание.
Глава 1. Горячее приветствие. Наставления Тимофею по поводу деятельности лжеучителей. Рассуждения об опыте благодати.
Глава 2. Павел дает практические советы о поведении в церкви: о том, как молиться, о правах и поведении женщин и мужчин.
Глава 3. Наставления дьяконам и епископам. Церковь и истина.
Глава 4. Об отступничестве и верном служении Христу.
Глава 5. Практические советы о поведении людей разного возраста и социального положения в церкви. Наставления вдовствующим, пресвитерам.
Глава 6. Рассуждения Павла о рабах и господах, еретиках и алчных. Призыв к Тимофею хранить верность Иисусу и Церкви.
Вопрос о подлинности Первого Послания к Тимофею
Несмотря на то, что Отцы Церкви подтверждали подлинность Первого Послания к Тимофею, многие западные библеисты сомневаются, что Первое Послания к Тимофею принадлежит Апостолу Павлу. Исследователи основывают свою точку зрения на том, что многие слова и мысли, выраженные в данном послании, отличаются от того, что писал Апостол. Более того, лжеучения, о которых говорится в послании, а также само устройство церкви, каким его описывает автор, напоминают учения и устройство Церкви II века, а никак не I, когда жил Павел.
Группа ученых утверждают, что Первое и Второе послания к Тимофею, а также Послание к Титу принадлежат перу одного автора, жившего во II веке и намеренно выдававшего себя за Павла. Исследователи считают, что подмена авторства была нужна для придания большего авторитета Посланиям, целью которых было сплотить Христианскую Церковь. Помимо лексических несоответствий, легко можно заметить то, что автор трех апостольских посланий и Апостол Павел расходятся в точках зрения на многие вопросы, к примеру, на вопросы брака и равноправия мужчин и женщин, на повторные браки вдовствующих и пр.
В посланиях представлена церковная иерархия, сложившаяся много позже смерти Павла.
Стоит сказать, что среди современных ученых есть и те, кто выступают в защиту авторства Павла, утверждая, что иерархия в церкви начала зарождаться еще при жизни Павла, на что указано в Деяниях. Лексические же отличия объясняются тем, что Пастырские послания были написаны гораздо позже других посланий.
1-е Послание Апостола Павла к Тимофею
1
Все те, которые, как рабы, находятся под игом, пусть почитают своих господ достойными всякой чести, чтобы имя Божие и учение не подвергались хуле.
2
Те же, которые имеют господами верных, пусть не пренебрегают ими, потому что они братья, но пусть еще усерднее им служат, потому что верны и возлюбленны те, которые получают от них благодеяние. Этому учи и увещай,
3
Если кто распространяет иные учения и не внимает здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению согласному с благочестием, –
4
тот впал в гордость, ничего не знает, но заражен болезнью к спорам и словопрениям, от которых бывают зависть, ссоры, хулы, лукавые подозрения,
5
прения между людьми с развращённым умом, чуждыми истины, думающими, что благочестие есть источник прибытка.
6
Но великое приобретение – быть благочестивым и довольным:
7
ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8
Имея пропитание и одежду и кров, удовлетворимся этим.
9
А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и в многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в разорение и гибель,
10
Ибо корень всех зол есть сребролюбие, предавшись которому, некоторые отбились от веры и причинили себе многие острые страдания,
11
Ты же, человек Божий, избегай этого, ищи же праведности, благочестия, веры, любви, терпения, кротости.
12
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты был призван и для которой ты исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13
Предписываю тебе пред Богом, всё животворящим, и пред Христом Иисусом, засвидетельствовавшим пред Понтием Пилатом доброе исповедание,
14
соблюсти заповеди беспорочно и безупречно до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15
которое в свое время покажет блаженный и единый Повелитель, Царь царствующих и Господь господствующих,
16
единый, имеющий бессмертие, обитающий во свете неприступном, Которого не видел никто из людей и увидеть не может. Ему честь и держава вечная, аминь.
17
Богатым в нынешнем веке предписывай не высокомудрствовать и не возлагать надежды на прочность богатства, но на Бога, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18
пусть они делают доброе, богатеют добрыми делами, будут щедрыми, общительными,
19
собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть истинной жизни.
20
О Тимофей, вверенное тебе сохрани, отвращаясь неугодного Богу пустословия и споров лжеименного знания,
21
которому следуя, некоторые отступили от веры. Благодать с вами.