День памяти Иоанна Богослова: почему святого называют «апостолом любви»


Богоявленский кафедральный собор в Елохове

9 октября Святая Православная Церковь светло празднует кончину одного из первых и любимых учеников Христовых. Его наперсника, апостола и евангелиста – Иоанна Богослова не случайно называют Апостолом любви.

Святой Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея. Его мать звали Саломией. До своего обращения ко Христу он был учеником святого Иоанна Предтечи. После обращения ко Христу святой Иоанн уже больше никогда не отходил от Господа. Потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете.

Во время земной жизни Господа Иоанн в числе трех любимых учеников Господа удостоился быть свидетелем явления божественной славы на горе Фавор.

Был при воскрешении дочери Иаира. На Тайной вечере ему Господь открыл Иуду – предателя.

Проникнутый любовью к своему Господу и Небесному Учителю, Иоанн, единственный из учеников, стоял у Креста во время страданий Господних. И ему, как чистому девственнику, Господь со Креста поручил в свои предсмертные минуты заботу о Своей Пречистой Матери.

До успения Божией Матери он жил в Иерусалиме. А после Ее успения в городе Ефесе, где и проповедовал Евангелие Христово.

За проповедь Евангелия он был сослан сперва в Рим, где его подвергали пыткам. И когда яд и кипящее масло не повредили ему, то император Домициан сослал его на остров Патмос.

Там он и написал книгу – Апокалипсис, в которой изложена будущая судьба христианского мира.

При добром преемнике Домициана, Нерве, святой Иоанн был освобожден и снова возвратился в Ефес. Там Иоанн и скончался мирно, единственный из всех апостолов. Кроме Апокалипсиса, им написано Евангелие и три соборных послания.

Апостола Иоанна Богослова, говорит архимандрит Кирилл (Павлов) духовник Троице-Сергиевой Лавры, обычно именуют Апостолом любви. Потому что он преимущественно проповедовал любовь взаимную друг к другу.

Святой Иоанн был проникнут глубокой любовью к жившим при нем христианам и вообще ко всем христианам. Желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал любви высокое значение и считал, что исполнения одной заповеди о любви достаточно для спасения.

Предание говорит, что когда он глубоко состарился и не мог ходить по разным странам с проповедью Евангелия, то, сидя в своем доме, постоянно повторял приходящим к нему:

– Дети, любите друг друга! Когда его спрашивали, почему он так часто повторяет эти слова, то он отвечал:

– Кто исполнит заповедь о любви, тот исполнит все заповеди. И в Посланиях своих к христианам, дошедших до нас, он часто повторяет:

– Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1Ин. 4.19, 8). Кто любит Бога, тот должен любить и ближнего своего, потому что, кто не любит брата своего, тот этим показывает, что не любит и Бога.

Как Христос положил за нас жизнь, так и мы должны полагать души свои за братьев. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме (1Ин. 3. 16; 2. 10-11). Равно и в Евангелии апостол Иоанн обращает внимание главным образом на те случаи из жизни Спасителя, в которых по преимуществу выражалась Его любовь к людям и которые по преимуществу возбуждают любовь ко Христу Спасителю.

Какие причины побуждают нас, чтобы мы любили друг друга? Прежде всего, по своей природе мы братья. Потому что все произошли от одного прародителя Адама. А на небе у нас общий Отец – Бог. Значит, все мы составляем одно великое семейство и потому должны любить друг друга, как единокровные. Кроме того, составляя одно семейство, как люди, все мы по званию христиан находимся в еще более близком родстве между собою. Потому что, по учению апостола Павла, мы составляем одно духовное тело, у коего глава – Христос (Кол.1. 18).

Но в каком отношении находятся члены друг ко другу в одном естественном теле? Враждуют ли они между собою? Вооружается ли, например, рука против ноги или глаз против уха? Нет, они между собою действуют согласно. Взаимно друг другу содействуют и находятся в таком содружестве, что если один страдает член, то с ним страждут и другие.

Если же так действуют неразумные члены, то тем более должны так поступать мы, разумные члены духовного Тела, коего глава – Христос. Он желает, чтобы мы жили в мире и согласии между собою.

Господь Иисус Христос больше всего заповедует, чтобы мы любили друг друга.

Вспомните, о чем Он молил и что внушал апостолам пред страданиями Своими:

– Отче Святый, – взывал Он к Отцу Своему Небесному, – соблюди их от неприязни, да будут едины они, как и Мы (Ин. 17.11).

– Дети Мои, – говорил Он апостолам, – заповедую вам, да любите друг друга (Ин.13.34). Видите, как сильно желал Иисус Христос, чтобы мы жили во взаимной любви?

Иисус Христос не только заповедал нам любить других людей, но и представил в Себе Самом образец любви к нам. Для чего Он, будучи Богом, сошел с небес на землю и принял на Себя бренную плоть нашу? По любви к нам, людям. Почему Он, невинный, подвергался тяжким страданиям и распят на Кресте, как беззаконник? По той же любви к нам.

Почему Он долготерпит нашим грехам и не только милует нас, но еще посылает нам разные дары благодати? По любви к нам. Мы должны любить друг друга потому еще более, что любовь к ближним имеет высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что Бог есть любовь (1Ин. 4. 8).

Бог во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности к нам – человекам, которых Он так любит, что Сына Своего Единородного послал в мир, да живы будем Им.

Любовь есть источник и совокупность всех добродетелей, и потому она выше всех других добродетелей.

– Ныне, – говорит апостол Павел, – пребывают вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор. 13.13). Без любви все наши знания, подвиги и самая вера не имеют нравственной цены.

Архимандрит Кирилл (Павлов) не только рассказывал об Иоанне Богослове и о том, что такое любовь, но и своей жизнью показал пример ее. Каждый, кто встречал батюшку, запомнит это навсегда.

Что такое любовь для православного человека?

Фото: Semyaivera.ru

Смотря телепередачи и слушая песни о любви, у многих выработались концепции любви, доступности, страсти, необоснованной жертвы, в результате чего могут пострадать даже самые близкие люди или человек даже готов к совершению преступлений.

Христианская любовь — это не фанатичное желание быть с любимым человеком, она не страдает неудовлетворенной страстью, это не умопомрачительная материнская любовь к ребенку, мужчине или женщине, а что-то еще. В нем нет места слепому фанатизму, поскольку он нарушает заповедь «не сотвори себе кумира», а также готовность делать что-либо ради любимого человека. Христианская любовь — это доброта, чуткость, понимание, готовность помочь в любое время, отсутствие навязчивых идей, давления, ревности и чувства принадлежности:

  • Христианская любовь — это не разрушение, а творение. Не будет ни мук ревности, ни чувства собственности, ни приворотов, ни заговоров, ни насилия над человеком;
  • Христианин никогда не согласится нарушить заповеди Христа из любви, включая самоубийство, убийство, как бы тяжело ему ни было;
  • В христианской любви ни один человек не поставит никого выше Бога в своей душе, он не сделает его своим кумиром;
  • Самое главное в ней — милосердие.
  • Муки нехристианской и человеческой любви не свойственны христианину, так как он любит не страстью, а человеческой любовью, с которой Творец сотворил все свои творения;
  • Христианская любовь предполагает чувство долга, долга перед ближним;

Этот тип жертвы и любви проповедовал Иоанн Богослов, просвещая христиан в Азии, Эфесе. Согласно легенде, этот апостол не смаковал физическую смерть и в день своей смерти приказал вырыть себе крестообразную яму, в которой был похоронен заживо. Через некоторое время его разорвали, но тело не нашли. По легенде, каждый год на ней происходит чудо, 21 мая на могиле появляется нежное вещество с приятным запахом, обладающее целительной силой. Поэтому православные христиане отмечают День Иоанна Богослова также 21 мая (по новому стилю).

Детство и юность

Будущий излюбленный посланник всевышнего появился на свет на северо-востоке Израиля в 6 году (по иной версии – в 17 г., так как в момент распятия Иисуса в 33 г. ему по церковным канонам исполнилось 16 лет).
Его отец Заведей слыл достаточно состоятельным галилейским рыбаком, имевшим наемных работников. Мать, Соломия, являлась дочерью от первого брака святого Иосифа, потомка царя Давида, после смерти первой жены обручившегося с девой Марией согласно выбору самого господа. Как гласит предание, первосвященник по велению ангела собрал тогда вдовцов, роздал им посохи, и в руках Иосифа он вдруг расцвел (по другим сведениям – из него вылетела голубка). Так Мария стала его супругой (сохраняя девственность). Таким образом, Христос приходился матери Иоанна сводным братом, а ему – дядей.

Юный апостол Иоанн

Когда мальчик подрос, он начал вместе с отцом и братом рыбачить в Галилейском море (ныне – Тивериадское озеро), приводить в порядок рыболовные снасти, проявлял терпение и трудолюбие. Однажды недалеко от них на берегу моря появилась группа верующих и Мессия. Он сел в пустую лодку рыбака Симона (впоследствии апостола Петра), вместе с братом Андреем (прозванным позже Первозванным) всю ночь ловившего рыбу, но так ничего и не поймавшего. Вначале господь побеседовал с людьми, а затем явил чудо, указав, где следует забросить сеть, чтобы получить небывалый улов. Потрясенные рыбаки вытащили столько рыбы, что их лодки стали полны до краев и едва не потонули. После этого Христос позвал их за собой, сделав своими первыми учениками.

Затем спаситель подошел к Заведеевым, бывшим среди тех, кто слушал его на берегу. Братья сидели с отцом в лодке и занимались своим обычным делом. Иисус предложил и им проследовать вместе с ним. И братья откликнулись на призыв Христа, оставив отца и всю прежнюю жизнь.

Биография Иоанна Богослова

Иоанн Богослов – самый молодой из первых двенадцати учеников Христа, призванных им к апостольству и наделенных чудесною силою, один из тех, кого бог удостоил особой любви и близости, брат апостола Иакова.

Иоанн Богослов. Русская икона XVII века

Все сочинения, автором которых принято его считать – Евангелие, Апокалипсис, три послания, включенные в Библию – пронизаны темой любви, поэтому он был прозван «апостолом любви». Христос же называл его «сыном грома» (за силу духа и пылкую, порывистую натуру), в Иерусалиме почитали «столпом церкви», а традиционным символическим представлением стал орел (в ознаменование высоты полета чувств и мыслей).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]