Религию и науку не разделяли до средневековья
Религия и естественная наука противопоставлялись не всегда. В античные и более ранние времена вообще не существовало разделения на религиозную и научную картину мира. Напротив, преобладало целостное мировоззрение без узких областей.
Не существовало биологов или химиков, учёный муж был человеком разносторонним, сведущим во всём понемногу.
Яркий пример — Архимед (287 до н. э. — 212 до н. э.): математик, философ, изобретатель и т.д. О вере в Бога или богов тогда, разумеется, говорили. Например, математику и астроному Фалесу (624 до н.э. — 546 до н.э.) приписывают мнение, что живая и неживая природа имеет движущее начало, — Бога или же душу.
Астроном и философ Фалес верил в единого Бога и представлял Его мировой душой
В средние века вопрос существования Бога тоже поднимался редко. Пусть науку и стали дробить на узкие области, всё же вера была нормой, а за атеистические или еретические убеждения можно было поплатиться жизнью.
Часто для иллюстрации таких тезисов упоминают Коперника, Бруно и Галилея, но это не корректно.
- Коперник (1147 — 1543) жил тихо и мирно, был религиозным человеком, проблем с Церковью не имел;
- Бруно (1548 — 1600) действительно сожгли на костре, но не за научные взгляды, а за увлечение магией;
- Галилей (1564 — 1642) был религиозным человеком, но его научные открытия противоречили устоявшемся представлениям об устройстве Вселенной. Церковь принудила учёного отречься от своих взглядов.
В 1992 году Иоанн Павел II покаялся в этой ошибке католичества и реабилитировал великого астронома.
Ещё один из величайших учёных, Мигель Сервет (1511 — 1553), тоже имел разногласия с Церковью. Он даже перед угрозой смерти не признал Иисуса Христа вечным Сыном Божьим. Мигель Сервет отрицал догмат о Троице и представлял всё несколько по-своему, за что сгорел на костре.
1992
в этом году Иоанн Павел II реабилитировал Галилея
Лишь к закату средневековья, приверженность научной картине мира потребовала противопоставления религии. Ведь давление Церковных догматов не ослабевало.
Леонардо да Винчи верил лишь своему опыту, критиковал догматизм, но не Бога
Один из самых известных учёных в истории человечества — Леонардо да Винчи (1452 — 1519). На него любят ссылаться и атеисты, и верующие. Сторонники конспирологических теорий просто обожают искать в творчестве да Винчи различные знаки и тайные смыслы, секреты христианства. Но однозначно заявить что-то об отношении учёного к вере нельзя.
Атеисты любят ссылаться на следующие сроки из-под пера Леонардо да Винчи:
«Говорить будут с людьми, которые ничего не слышат, у которых глаза открыты, а не видят; они готовы с ними говорить и не получать ответа; они собираются испрашивать милости у того, кто имеет уши, а не слышит; они хотят воскурить свечи тому, кто слеп».
«Во всех концах Европы большие народы будут оплакивать смерть одного человека, умершего на Востоке».
Леонардо да Винчи
ученый
Это может обескуражить, ведь да Винчи известен религиозными сюжетами картин. Но и в них легко обнаружить стремление к реалистичному изображению и пренебрежению духовными акцентами.
Да Винчи полагался только на опыт и критиковал верующих за догматизм
И всё же ситуация не столь однозначна. Леонардо да Винчи придерживался одного самого главного взгляда — сторонился догм. Он верил лишь в единственную силу — опыт.
Всё, что за его пределами, — не серьёзно и не заслуживает внимания. Такой подход и позволил стать Леонардо да Винчи великим учёным.
Церковная догматика не могла удовлетворить Леонардо да Винчи, так как предполагала слепую веру. Он критиковал догматический подход, отсутствие живой мысли, а не саму веру. И всё же о Боге он старался не рассуждать. Искусствовед Дильшат Харман так характеризует отношение да Винчи к духовности:
«Для него познание Бога не становится во главу пирамиды, не становится во главу угла.
И это такая новая духовность, она немножко открытая для дальнейшего. <�…>
Потому что его духовность она именно неопределенная, она неясная, она такая загадочная чуть-чуть».
Дильшат Харман
искусствовед
Почему у верующих есть страх перед Богом, если, как они утверждают, Бог есть Любовь?
Понятие страха Божьего напрямую связано с понятием Любви. Страх Божий — это боязнь Бога оскорбить, совершить что-то против любви к Богу и ближнему. В христианской традиции принято считать, что страх Божий проявляет себя различным образом в трех условных группах верующих людей, которые находятся на разных уровнях духовной жизни. Первая группа — люди с «рабским» сознанием. Это самый низкий уровень религиозного мировоззрения, когда единственным мотивом жизни по заповедям для человека является страх перед наказанием в посмертном мире. Следующий уровень — сознание «наемника», человек не нарушает заповеди из страха потерять награду за добродетельную жизнь. И, наконец, тот уровень, к которому мы все призваны, — «сыновнее» сознание. Христиане, видящие в Боге любящего Отца, боятся ответить на эту Любовь холодным равнодушием. Все эти три состояния души — страх перед Богом. Но первые два являются лишь промежуточными ступенями, пройдя которые, христианин должен наконец осознать себя сыном Божьим. А сын боится лишь одного — через грехи отпасть от Отца и от Его Любви.
О любви и страхе читайте здесь:
• Любовь и ярость: может ли гневаться Всемилостивый Бог? • Страх Божий и любовь к Богу — что это и зачем? • Как случилось, что Небесный Отец внушает некоторым из нас ужас? Божьи дети на грани нервного срыва
Ньютон верил в Бога и писал богословские работы
Исаак Ньютон (1642 — 1727), английский физик, астроном, механик и философ, — из тех учёных, которые искренне верят в Бога. Он написал немало на тему духовного.
«Если Бога нет и вся наша жизнь — это секунда на пути из праха в прах,
… достоверности, чем вся светская история».
Исаак Ньютон
ученый
Ньютон не представлял себе, чтобы мир мог появиться как-то иначе, чем так, как сообщает Священное Писание:
«Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа».
Но было бы ошибкой полагать, что Ньютон — просто верующий учёный, который тепло отзывался о религии, но мало в ней смыслил. Напротив, он глубоко погружался в религиозные вопросы и не боялся критиковать богословов:
«Главная ошибка истолкователей Апокалипсиса заключалась в том, что они на основании Откровения пытались предсказывать времена и события, гак будто Бог сделал их Пророками.
Благодаря этому эти истолкователи подверглись осуждению сами и вместе с тем возбудили недоверие и к пророчеству вообще.
Но Божественное предначертание заключалось совсем в ином.
Бог дал это Откровение, так же как и Пророчество Ветхого Завета, не ради того, чтобы удовлетворить любопытство людей, делая их способными предусматривать будущее, но ради того, чтобы исполнением на деле явлен был миру святой Промысел Его, а не проницательность истолкователей.
Ибо наступление событий, предсказанных за несколько столетий, служит убедительным доказательством того, что вселенная управе является Провидением…
В последние же времена огромный переворот, предсказанный в Святом Писании, сразу же обратит взоры людей и на Пророчество, и на обстоятельное истолкование их».
Исаак Ньютон
Ученый
Если человек — образ Божий, значит ли это, что он может пренебрежительно относиться к животным?
Это означает ровно обратное. Человек создан Богом как владыка тварного мира, поэтому он несет за него всю полноту ответственности. Старец Паисий Святогорец прямо говорил, что для животных человек — это бог. Как люди просят помощи у Бога, так животные просят помощи у человека. Поэтому, если мы хотим уподобиться Богу, следует относиться с любовью и состраданием не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. Пренебрежение ожесточает душу. Начав с него, человек незаметно для себя может дойти и до злобы на животных, а это уже настоящий грех. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «…Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует».
В продолжение темы читайте:
• Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка • Есть ли душа у собаки? • Попадут ли животные в Царство Небесное?
Альберт Эйнштейн верил в безличностного Бога и не исповедовал ни одну религию
Альберт Эйнштейн (1879 — 1955) — лауреат нобелевской премии по физике, автор многих научных работ, один из самых выдающихся и известных учёных мира. Его имя стало нарицательным. Нет ничего удивительно, что мнение этого человека имеет большой вес для верующих и атеистов.
Каждые временами пытаются перетянуть Эйнштейна в свой лагерь, но взгляды того намного сложнее простых «за» и «против». Этот учёный никогда не брался утверждать, что думает наука о Боге. Он говорил только за себя.
Эйнштейн не разделял ни одной религии и называл свою веру пантеизмом
Эйнштейн избегал однозначных формулировок, но порой позволял себе рассуждать на какую-нибудь узкую тему в религиозной теме:
«Идею личного Бога антропологической концепции я не могу воспринимать всерьёз.
Я также чувствую, что не предоставляется возможным представить себе желание или цель вне человеческой сферы.
Мои взгляды близки к Спинозе: восхищение красотой и вера в логический порядок вещей, которые мы можем понять смиренно и только частично.
Я верю, что мы должны довольствоваться нашими несовершенными знаниями и пониманием, что личные ценности и моральные обязательства — самая важная из человеческих проблем».
Такие обтекаемые формировки давали почву для того, чтобы приписать Эйнштейну буддизм. Атеисты считали отречение от антропоморфного Бога показателем безверия Эйнштейна, а он же оставался собой: «верил в нечто высшее», но никогда не сообщал, во что конкретно. И всё же Бог для него — не личность, а, скорее, сила или закон:
«Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо.
Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его».
В своих убеждениях Эйнштейн близок к восточным традициям, вроде большинства школ буддизма, где Бога нет как личности, но есть некая абстрактная энергия, абсолют, мир:
Это убеждение связано с глубокой верой в Высший разум, который показывает себя в мире опыта, представляет мою концепцию Бога.
В обиходе это может быть описано как «пантеизм» (Спинозы).
Так что, с точки зрения Эйнштейна, всё в мире содержит единую субстанцию, некий дух, но дух без личности.
Взгляды Эйнштейна похожи на догмы индуизма и буддизма.
Такие идеи есть в индуизме, буддизме, некоторых оккультных течениях. Но было бы неверно ставить знак «равно» между их представлениями о Боге и тем, во что верил Эйнштейн.
И хотя он не причислял себя к последователям каких-либо традиций, это не мешало учёному говорить о нравственности, морали, доброте и ответственности людей:
«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да.
Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан.
И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».
Многие физики верили в Бога, но не все
На протяжении последних веков многие учёные размышляли о Боге. Вот, например, что говорят об этом известные физики:
Уильям Томсон. Считал что через науку обретают веру в Бога
Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824 — 1907), британский физик и механик:
«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».
Макс Борн. Говорил, что наука не имеет права судить о боге
Макс Борн (1882 — 1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.
«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».
«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».
Артур Комптон, утверждал «В начале — Бог»
Артур Комптон (1892 — 1962), американский физик, нобелевский лауреат:
«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека.
Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума — неопровержим.
Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале — Бог».
Вольфганг Паули верил в Бога
Вольфганг Паули (1900 — 1958), швейцарский физик, нобелевский лауреат.
«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».
Карл Вернер Гейзенберг. Считал что познание науки и есть познание Бога
Карл Вернер Гейзенберг (1901 — 1976) немецкий физик, нобелевский лауреат
«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».
Но далеко не все учёные в этом вопросе поддерживают друг друга.
Стивен Хокинг, был атеистом
Один из самых известных учёных современности, Стивен Хокинг (1942 — 2018), придерживался атеистических взглядов:
«Пожалуй, я верю в Бога, если под Богом вы подразумеваете воплощение тех сил, которые управляют Вселенной».
«Если мы откроем универсальную теорию, это станет абсолютным триумфом человеческой мысли, потому что в этом случае мы узнаем, что такое разум Бога».
«Познав Божественный разум, мы узнаем то же, что знал бы Бог, если бы Он существовал. Но Его не существует. Я — атеист… Религия поощряет веру в чудеса, но они противоречат науке».
Но что в действительности может изменить взгляд учёных для верующего человека? Ровным счётом ничего. Учёный — это человек, сведущий в своей области знаний. Это не делает его непогрешимым и всегда правым.
Учёный — это лишь человек, он тоже может ошибаться.
Поэтому, сколько бы учёных не придерживались той или иной точки зрения, это не должно быть значимо для каждого из нас. Мы сами делаем выбор.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Виды неверия
Вынужденное неверие — это то, когда с рождения человек был воспитан в неверии, он не знал о нравственном духовном мире. Такие люди, не верящие в Бога, могут быстро перейти в верующих, их вера дремлет, но при определенных обстоятельствах она проявляется.
Неверие идеологическое — это то, когда человек отстаивает свое неверие, отворачивается от Бога. Такие люди заявляют, что Всевышнего не существует, это только придумано людьми. Неверующие идеологические люди считают, если нельзя материально ощутить, значит Его не существует. Такие люди отстаивают неверие в Бога, протестуют против религии.