- Царственные страстотерпцы – кто они?
- Последние дни монархии Романовых
- Царственные мученики – путь страданий
- День памяти и канонизация царской семьи
- Молитва Царственным страстотерпцам
Один из краеугольных камней христианства – почитание святых. Это люди, удостоившиеся чрезвычайной близости к Творцу, образцы добродетельной жизни и молитвенные заступники верующих. Некоторые из праведников воссияли в Небесном Царстве ещё на заре нашей эры, другие же – сравнительно недавно. И наша статья поведает Вам как раз о таких Господних угодниках! Прочитав её, Вы узнаете, почему Церковь прославляет последнего Всероссийского императора и его близких, как выглядят их иконы и как совершается поминовение.
Императорская семья
Последний российский монарх Николай II родился в 1868 году. На престол он взошел в возрасте 26 лет, после внезапной смерти отца – Александра III. Женился на немецкой принцессе Алисе Гессенской, которая крестилась в Православие с именем Александра и отчеством Федоровна. Такое отчество при Крещении получали многие иностранные принцессы и Великие княгини. Оно давалось в честь чудотворной Федоровской иконы Божьей матери, особо почитаемой родом Романовых. Основатель династии, Михаил Романов, был благословлен матерью на правление именно этой иконой. В 1896 году Николая II и его супругу официально венчали на царство. В историю они вошли как царственные страстотерпцы.
Памятник царственным страстотерпцам в Дивеевском монастыре
У царской четы было четыре дочери (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и сын-наследник Алексей. Он родился с тяжелым наследственным недугом – гемофилией (несвертываемость крови). Даже незначительная физическая травма могла привести Алексея к кровотечению и смерти. Например, в восьмилетнем возрасте царевич ушиб ногу при неудачном прыжке в лодку. Образовалась гематома, которая долго не рассасывалась. Наследник был в состоянии, опасном для жизни. Николай в письме матери отмечал, что из-за высокой температуры и боли Алексей не мог спать. Мальчик только стонал и молился.
Царская семья была дружной и сплоченной. Она вела благочестивую христианскую жизнь. Не было свидетелей ссор царственных супругов или даже повышения голоса друг на друга. Дочери императора не были изнежены и избалованы. Они занимались рукоделием и стремились творить добрые дела. Например, во время войны княжны с матерью ухаживали за ранеными солдатами.
Особое внимание в семье уделялось молитве и церковной жизни. Даже находясь под арестом, княжны пели на клиросе во время богослужений. Протоиерей Афанасий Беляев в своем дневнике писал:
«Надо самому видеть и так близко находиться, чтобы понять и убедиться, как бывшая царственная семья усердно, по-православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя в волю Божию, стоят за богослужениями».
Святые Романовы: Чем угодили Богу несколько представителей царской династии?
Сегодня мы расскажем нашим читателям о предполагаемом родоначальнике династии Романовых, оказавшемся одним из известнейших юродивых на Руси. О победившем Наполеона Бонапарта императоре Александре I, который, как считают некоторые исследователи, отрёкся от царской власти и продолжил жизнь в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича.
Также вы узнаете о делах милосердия преподобной Анастасии Киевской, подвиге беззлобия святых царственных страстотерпцев, делах милосердия преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и других мучениках, погибших в шахте под Алапаевском.
У истоков рода стоял блаженный Прокопий Устюжский?
В начале XX века исследователи генеалогии, изучавшие разнообразные исторические документы, генеалогические древа русских дворян, жития святых и другие исторические источники, высказали гипотезу о том, что родоначальником рода Романовых может быть первый русский юродивый — блаженный Прокопий Устюжский.
Андрей Иванович Кобыла, живший в XIV столетии, является первым представителем ряда дворянских родов, упоминаемым в исторических документах. Кобыла имел 5 сыновей: Семена Жеребца, Александра Елку, Василия Ивантея, Гавриила Гавшу, Федора Кошку. Четверо из них стали родоначальниками дворянских родов.
От Семена Жеребца произошли Синие, Лодыгины, Облязевы, Образцовы и Кокоревы. От Александра Елки — Сухово-Кобылины, Неплюевы, Колычевы (одним из которых был священномученик Филипп, митрополит Московский), Хлызневы, Хлудневы, Немятые, Лошаковы. От Гавриила Гавши — Боборыкины.
Наконец, Федор Кошка стал родоначальником Кошкиных, Захарьиных, Яковлевых, Лятских, Юрьевых-Романовых, Беззубцевых и Шереметьевых. Именно он является далеким предком последнего русского императора.
С конца XVIII века в генеалогии закрепилось убеждение, что отцом самого Андрея Кобылы был некий «Гланда Камбила Дивонович», выходец из знатного прусского рода. Он, будто бы, скрываясь от преследования крестоносцами, в XIII веке оказался вынужден переехать в Великий Новгород, где был крещен в православную веру под именем Иван. При этом непривычное для русского слуха прозвище «Камбила» было заменено на созвучное «Кобыла».
В исследовании Михаила Мальцева сообщается, что протоиерей И. Кузнецов, изучая житие первого русского блаженого Прокопия Устюжского, обнаружил, что в его жизнеописании имеется немало перекличек с биографическими данными о Гланде Камбиле (Мальцев М. Святой праведный Прокопий Устюжский — родоначальник династии Романовых : факты и вымыслы // Духовно-нравственное воспитание. — 2011. — № 4).
Оба они прибыли из немецкой земли. Причем, местом своего жительства избрали Великий Новгород. Здесь они были крещены в православную веру. Совпадает и время их приезда — XIII в. Более того, в житии Прокопия обнаружилось немало свидетельств, косвенно указывающих на его княжеское достоинство.
Будущий святой Прокопий вырос в богатстве в немецких землях. Более знакомый с католичеством, чем с Православием, прибл с товаром в Великий Новгород. Здесь его поразило благочестие местных жителей, обилие и богатство церквей и монастырей, красота богослужений и сладкозвучие церковных хоров.
Он умилился до глубины души, так что не захотел уже больше возвращаться на родину, принял Православие и стал искать человека, который бы мог научить его догматам веры и уставам Православной Церкви. Его учителем стал старец Варлаам Прокшинич из Хутынского монастыря.
После наставлений подвижника, святой раздал всё своё имущество бедным, а сам стал послушником при обители.
Новгородцы узнали о славном подвижнике и стали во множестве посещать монастырь, чтобы увидеть его. Святой Прокопий стал слышать в свой адрес похвалы и, боясь утратить смирение, бежал из города на восток, где его никто не знал.
Так в Устюге появился блаженный праведник, притворявшийся безумным, сила молитвы и чудеса которого со временем явили его святость и местным жителям. Московский Собор 1547 года причислил праведного Прокопия к лику святых и установил совершать ему память 8/21 июля.
Святой праведный Феодор Томский (вероятно, император Александр I)
Осенью 1836 года близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан неизвестный странник. Он привлек к себе внимание необычной внешностью и необъяснимым поведением.
Поражало несоответствие облачавшей его грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей в этом человеке знатное происхождение. На все вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал подозрение у крестьян, которыми был доставлен в земский суд.
На допросе он сообщил о себе следюющее: Феодор Козьмин, 70 лет, неграмотен, исповедания православного греко-российского, холост, не помнящий своего происхождения с младенчества, пропитывался у разных людей, напоследок вознамерился отправиться в Сибирь. Документов, удостоверяющих личность, при себе он не имел.
Несмотря на крайне сочувствие к нему судей, по действующему законодательству он был бит 20-ю ударами плетью за бродяжничество и приговорён к ссылке в Сибирь на поселение. Святой праведный Феодор Томский приговором остался доволен.
В итоге, старец прибыл в Томскую губернию, где жил в нескольких сёлах, а потом поселился в самом Томске. Праведный еженедельно посещал богослужения, а также много и часто молился дома. Святой Феодор был чрезвычайно воздержан в пище в обычное время и строго соблюдал посты.
Несмотря на посты, праведник был статен, физически силён, высок, внешность имел величественную, лицо замечательно красивое, светлое, всегда чистое , глаза голубые, волосы на голове кудрявые, бороду длинную, вьющуюся, совершенно седую.
Известно, что через различных странников Феодор Козьмич вел довольно обширную переписку и был в курсе всех основных событий общественной жизни. Случалось, что он помогал тому или иному обратившемуся к нему человеку в решении его житейских проблем, вручая ему в запечатанном конверте письмо к какой-нибудь важной особе, при непременном условии никому кроме адресата не показывать письма: “А то смотри, пропадешь”. И вмешательство Феодора Козьмича, как говорили, оказывало желанное действие.
Крестьянских детей святой Феодор учил грамоте, знакомил их со Священным Писанием, с географией и историей. Взрослых он увлекал духовными беседами а также занимательными рассказами из событий отечественной истории. Все сведения и поучения, сообщенные им, отличались глубиной и правдивостью, надолго запоминались и вели слушателей к пониманию действия Промысла Божия в судьбах великих и малых явлений человеческой жизни и окружающего мира.
В своих рассказах старец обнаруживал необычайное знание петербуржской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII и начала XIX столетий. Знал всех государственных деятелей и давал им чрезвычайно верные характеристики. С большим благоговением он отзывался о митрополите Филарете и архимандрите Фотии, а также рассказывал об Аракчееве и его деятельности, о военных поселениях, вспоминал о Суворове. Все подобные воспоминания и суждения о людях имели какой-то особенный — беспристрастный и, в то же время, мягкий — характер.
Чаще всего старец Феодор любил говорить о военных походах и сражениях, причем незаметно для себя самого вдавался иногда в такие мелкие подробности, например, в эпизодах войны 1812 года, что этим вызывал недоумение даже у лиц образованных: духовенства, интеллигентных ссыльных.
Прославление старца Феодора Томского в лике святых в 1984 году. Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в день его преставления 20 января/5 февраля.
Как известно, император Александр I Благословенный, выигравший Отечественную войну 1812 года, официально скончался в Таганроге в 1925 году. Уже при жизни старца Феодора Кузьмича в России широко распространились слухи о том, что смерть самодержца была им инсценирована, а свои последние годы он провёл в покаянии в Сибири.
Интересно, что в начале XXI века президент русского графологического общества Светлана Семенова и ряд почерковедов заявляли, что почерки Александра I и Фёдора идентичны.
Преподобная Анастасия Киевская
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 2009 года, инокиня Анастасия (Романова) была причислена к лику местночтимых святых.
Александра Петровна (1838-1900), старшая дочь принца Ольденбургского Петра Георгиевича и принцессы Терезы, родилась в Санкт-Петербурге. Она была крещена по протестантскому обряду и получила имя Александра Фредерика Вильгельмина.
В 1855 году ей сделал предложение Великий князь Николай Николаевич — третий сын императора Николая I. Перед венчанием, принцесса приняла православие с именем Александра Петровна. Вначале супруги жили счастливо, но со временем разность интересов привела к глубокому охлаждению их отношений, так как княгиня постоянно в душе стремилась к Богу.
В 1879 году Великая Княгиня тяжело заболела и, перебравшись в Киев, приступила к осуществлению своей давней мечты – созданию женского монастыря с многочисленными лечебными и благотворительными учреждениями, «живого монастыря», как сама она называла его. Проектировал обитель сын Александры Петровны – Великий Князь Пётр Николаевич.
В монастыре были выстроены: собор, дома для монастырских сестёр, грандиозная больница, лечебница для приходящих больных, аптека, училище для девочек-сирот, приют для слепых, приют для неизлечимых хронически больных женщин, барак для заразных больных, анатомический покой для нужд больницы, прачечная и странноприимница. Матушка стала фактически предшественницей Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, а её Покровский монастырь – прообразом Марфо-Мариинской обители.
В 1889 году княгиня получила чудесное исцеление от болезни и вновь начала ходить. Тогда она приняла тайный монашеский постриг с именем Анастасия и усугубила свои молитвенные и аскетические подвиги. Также она часто трудилась сестрой милосердия, и сиделкой в больнице при обители.
Великая княгиня продавала свои драгоценности и вкладывала вырученные деньги в строительство и оборудование больниц. В 1894 году Синод решил к процветающему Покровскому монастырю присоединить Межигорский монастырь, пребывавший тогда в полном упадке. Благодаря усилиям царственной инокини и этот монастырь обрел второе рождение.
Подвиг матушки по служению Богу и ближним продлился почти 20 лет. В конце жизни, даже тяжело болея, она постоянно посещала богослужения, сама читала шестопсалмие, часы, канон. Преподобная Анастасия Киевская преставилась ко Господу 13 апреля 1900 года, на Светлой седмице.
Святые царственные страстотерпцы император Николай II, императрица Александра и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия
Наследник императора Александра III родился 6 мая 1868 года. Николай Александрович получил отличное образование с военным уклоном и с детства был усерден к занятиям и скромен в быту.
В 1894 г., после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский Престол и в том же году женился на Гессенской принцессе Аликс, которая получила в Святом Крещении имя Александра Федоровна. Коронационные торжества были омрачены несколькими случайными трагедиями, которые в народе воспринимались как зловещие предзнаменования.
У Царственной Четы родилось пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын – наследник Алексей. Своих детей Государь воспитывал так же, как был воспитан сам – в духе православной веры и народных традиций: всей Семьей часто посещали Богослужения, говели. Императрица Александра, родившаяся в лютеранстве, всей душой восприняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей. Она любила долгие, чинные уставные службы, за ходом богослужения всегда следила по книгам.
И сам император и императрица и их дети всегда нежно любили друг друга и старались всегда разделять общие труды. Супруги оставались возлюбленными и в горе, и в радости и вместе преодолевали тяжелейшие испытания судьбы. Историкам известны более 700 писем, в которых отразились нежнейшие отношения императора и императрицы
Дети императора проявляли искреннее благочестие по отношению к святыням и заботу о бедных и больных. Цесаревич Алексей также принимал участие в делах милосердия, несмотря на тяжелейшее генное заболевание, которым страдал.
Император Николай в повседневной обстановке предпочитал носить простой полковничий мундир, его сын цесаревич Алексей также любил носить военную форму, в частности шинель. Дочери и супруга государя в быту носили довольно простые, но добротные платья. Меблировка их комнат была не «спартанской», но тоже довольно скромной, выдержанной в серых, белых и зелёных тонах.
Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, тогда ещё наследник престола цесаревич Николай встал во главе Комитета по оказанию помощи голодающим.
Вступив на престол, государь не только объявил амнистию для некоторых категорий заключённых и распорядился от своего имени раздать небольшие суммы нищим, но также оказал значительную помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам. Ещё в мирное время он пожертвовал около 4 000 000 рублей на открытие и содержание больниц и госпиталей.
В годы Первой Мировой войны император Николай II пожертвовал личные 200 000 000 рублей, хранившиеся в Лондонском банке, на нужды раненых, увечных и их семей. Сам он часто посещал не только военные совещания и фронт, но и раненых в госпиталях.
Императорская чета участвовала в строительстве десятков храмов и монастырей в России и по всему миру, жертвуя для этого собственные средства, заботилась о просвещении народа, создавая сеть земских, казённых и церковно-приходских школ. В годы правления императора Николая II были канонизированы многие православные святые.
Во время голода 1898 года Александра Фёдоровна пожертвовала голодающим восьмую часть годового дохода семьи. Часто она передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь, по евангельскому завету, сохранить это в тайне.
Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным, организовывала по всей стране учебные мастерские для бедных. На личные средства она открыла училище сестер милосердия и построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались разнообразным ремёслам.
Во время войны императрица Александра Фёдоровна отдала отдала под госпитальные помещения многие из залов и комнат Зимнего дворца, а сама со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной выполняла обязанности сестёр милосердия и ухаживала за ранеными.
Позже Александра Фёдоровна стала патронировать также лазарет в Царском Селе, лазарет в Новом Петергофе, Двинский земский лазарет и другие госпитали и лазареты для раненых воинов. На деньги царской четы для лечебных учреждений закупались оборудование, расходные материалы и медикаменты.
Две младшие дочери императрицы, Мария и Анастасия, как слишком юные для такой тяжёлой работы, стали патронессами госпиталя. Обе сестры отдавали собственные деньги на закупку лекарств, читали раненым вслух, вязали им вещи, писали под их диктовку письма домой, по вечерам развлекали телефонными разговорами, шили бельё, готовили бинты и корпию. К концу войны они подросли и также стали сёстрами милосердия.
Закончила свою жизнь семья государя, проявив христианский подвиг беззлобия. Отрекшись от престола, император с семьёй и несколькими приближёнными, пожелавшими с ним остаться, добровольно уехал в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где его семья была жестоко убита.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года узников спустили в подвал и расстреляли. Когда пули кончились, раненых добили штыками. Вместе с царской Семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп.
После расстрела тела отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты бензина и гранат.
Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна
Преподобномученица Великая княгиня Елизавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Она приходилась родной сестрой будущей русской императрице Александре Фёдоровне — супруге императора Николая II
В 1884 году она приняла православие и вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Когда Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, она старалась разделить его заботы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов она собирала пожертвования для фронта и размещала в московских госпиталях раненых воинов.
Страшный удар постиг её в 1905 году, когда террорист бомбой взорвал карету её мужа. Тогда Елизавета Фёдоровна решила принять монашество и посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.
Знаменитая Марфо-Мариинская обитель милосердия была официально открыта 21 апреля 1910 года в Москве на улице Большая Ордынка, где Елизавета Фёдоровна купила усадьбу и несколько домов, продав все свои драгоценности после гибели мужа.
Первоначально Марфо-Мариинская обитель не была монастырём в точном смысле слова, так как сёстры обители преимущественно занимались благотворительностью, медицинской помощью и уходом за больными.
Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов.
Насельницы получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.
В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют для сирот, бесплатная столовая и ещё множество учреждений, а также регулярно проводились катехизические беседы. Очень быстро обитель стала широко известна не только в Москве, но и по всей России.
На пасхальной неделе 1918 года настоятельницу обители арестовали. Её и нескольких инокинь, а также нескольких великих князей и их приближённых вывезли на Украл в Алапаевск.
На следующий день после расстрела царской семьи, в ночь на 18 июля 1918 года, в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская матушка Елизавета, инокиня Варвара, пятеро князей из рода Романовых и один из их приближённых были сброшены в шестидесятиметровую шахту. При этом, большинство мучеников умерли от полученных при падении травм и, позднее, от голода.
Святой Иоанн Романов, замученный в Алапаевске
Вместе с преподобномученицей Елизаветой Фёдоровной в Алапаевске был казнён и князь императорской крови Иоанн Константинович Романов, сын племянника Александра II великого князя Константина Константиновича.
Будучи человеком высокой духовной настроенности, князь Иоанн Константинович выделялся молитвенностью даже в кругу своей очень религиозной семьи. Князь даже думал посвятить себя духовной карьере, но влюбился, встретив сербскую принцессу Елену. На принцессе Елене Иоанн и женился. В их счастливом браке родилось двое детей.
Когда началась Первая мировая война Иоанн Константинович, как настоящий патриот, отправился на фронт, как и все его братья. Князь служил в кавалерии и был награждён Георгиевским оружием за храбрость, проявленную в ходе августовских боёв 1915 года, при выполнении опасных для жизни заданий в качестве ординарца государя императора при штабе 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии.
После вступления в Алапаевск Белой армии, тела Романовых были извлечены из шахты. Пальцы князя Иоанна, как и пальцы обеих преподобномучениц, были сложены для крестного знамения. В кармане пальто Иоанна Константиновича оказалась деревянная икона среднего размера, образ которого был стерт, а на обратной стороне просматривалась дарственная надпись от праведного Иоанна Кронштадтского.
Андрей Сегеда
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)19
Россия при Николае II
Несмотря на экономический рост России в годы правления Николая II, в стране нарастала внутренняя напряженность. У значительной части населения империи отсутствовали политические свободы. Несмотря на упразднение крепостного права, проблемным оставалось положение крестьян. У рабочих были тяжелые условия труда. Также Российская империя потерпела поражение в русско-японской войне. Всё это спровоцировало первую русскую революцию 1905 года. Император ограничил свою власть и дал народу больше гражданских свобод. Также под давлением либералов Николаем была учреждена Государственная дума.
В 1914 году началась Первая Мировая война. Она привела к экономическому ослаблению России и усугублению внутриполитической нестабильности. В феврале 1917 года в столице вспыхнуло новое восстание. Одним из главных итогов Февральской революции стало отречение Николая II от престола. Однако достоверность этого поступка и его законность среди историков нередко подвергаются сомнению. Власть перешла к Временному правительству. Царская семья была арестована и позднее отправлена в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург.
В октябре 1917 года экономический, военный и политический кризис привел к государственному перевороту (Октябрьская революция). Большевики во главе с Владимиром Лениным свергли Временное правительство и взяли власть в свои руки. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Николай II, его семья и оставшиеся члены свиты были расстреляны большевиками в Екатеринбурге.
Ещё задолго до Октябрьской революции святой праведный Иоанн Кронштадский сказал:
«Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжелый крест страданий как своему избраннику и любимому чаду… Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Царственные мученики – путь страданий
Несмотря на то, что революционерам удалось свергнуть правителя, анархия в стране нарастала. Члены Временного правительства понимали, что монархам грозит опасность, но всё же не приняли предложение П. Н. Милюкова отправить императорскую семью в Англию, на попечение короля Георга V. Вместо этого владык решили перевести вглубь России – в Тобольск.
Николай II с наследником в ссылке в Тобольске, 1917 год
14 августа 1917 г. Николая ІІ и его родственников вывезли из Царского Села на специальном поезде с вывеской «Японская миссия Красного Креста». Через 3 дня состав прибыл в Тюмень, а оттуда арестантов на трёх пароходах отправили в Тобольск, где и разместили в усадьбе губернатора. Описывая этот период в дневниках, бывшие монархи упоминали, что условия содержания стали более щадящими: им позволили гулять по бульвару и посещать молебны в местном храме.
Но мирная жизнь длилась недолго. В конце апреля 1918 г. Николая ІІ с близкими выслали в Екатеринбург, поселив в частном доме инженера-строителя Н. Н. Ипатьева. Императора сопровождали придворный врач царской семьи Евгений Сергеевич Боткин, повар Иван Харитонов с подростком-помощником Леонидом Седнёвым, лакей Алексей Трупп и горничная Анна Демидова.
Дом Ипатьева. Екатеринбург. Виртуальная экскурсия
Сохранилось очень мало сведений о быте царя в то время. Николай ІІ отмечал, что дом был «хорошим, чистым». На 2 этаже расположились правители со свитой, а на первом – караульные красноармейцы – «грубые, распоясанные… с наглыми ухмылками и манерами». Вещи императора регулярно обыскивали, а еду приносили из советской столовой. Обострилось наследственное заболевание Алексея – гемофилия; его ноги так распухли, что мальчик не мог ходить. А ещё пленникам подбрасывали поддельные письма от «русских офицеров», провоцируя их на бегство.
После того, как комендантом охраны стал чекист Яков Михайлович Юровский, с Романовыми начали обращаться несколько лучше – прекратились оскорбления и воровство, на стол подавались свежие продукты. Кроме того, арестованным предоставили духовное утешение – их регулярно навещал протоиерей Иоанн Сторожев. Но эти перемены лишь маскировали настоящие намерения революционеров. В начале июля 1918 г. члены исполкома Уралсовета, испугавшись, что семью императора освободят подступавшие к Екатеринбургу белогвардейцы, вынесли вердикт о казни.
Царская семья Романовых (фото перед смертью) Фотореконструкция
17 июля 1918 г. Романовых разбудили в 1:30 ночи и попросили перейти комнату в подвале – «в связи с тревожной ситуацией в городе». Семь членов семьи и четверо слуг (спасся только поварёнок Леонид) спокойно собрались и проследовали в небольшую комнатку, из которой заранее убрали всю мебель. Я. М. Юровский огласил краткий приговор: «Расстрелять… по постановлению Уральского областного совета. Ваши друзья наступают на Екатеринбург, и потому вы приговорены к смерти». Его слова ошеломили бывших правителей – по воспоминаниям конвоира Никулина, Николай ІІ обернулся к близким, растерянно воскликнул «Что? Что?» – и тут раздались первые выстрелы.
Комната, где расстреляли царскую семью
Царь и Александра Фёдоровна получили десятки ранений и почти мгновенно скончались. А вот их дочерей добивали штыками – позже оказалось, что девушки вшили в корсеты бриллианты, и подобные наряды сыграли роль бронежилетов. Пули пощадили и цесаревича Алексея, и чекисты умертвили его прямым выстрелом в голову. Тела отвезли к заброшенному руднику вблизи города, раздели догола и сбросили в урочище Ганина Яма. Но потом, когда захоронение не удалось замаскировать, начальник караула распорядился извлечь трупы, облить их серной кислотой и сжечь, а останки царской семьи выбросить в трясину на Поросёнковом логу, вблизи от Старой Коптяковской дороги.
Царственные страстотерпцы: народное почитание
В православных кругах отношение к убитым как к мученикам начало распространяться сразу после их казни. Спустя три дня после трагедии патриарх Тихон в своей проповеди осудил убийц. Он подчеркнул, что отречение от престола было совершено царем из благих побуждений. Патриарх также добавил, что царственные страстотерпцы до ареста могли уехать за границу. Но они остались вместе с Россией и безропотно приняли крест страданий. Глава Церкви благословил духовенство совершать панихиды об убиенных Романовых.
Народное почитание царской семьи было обусловлено отношением к государю как к убитому Божьему помазаннику. Также люди были поражены жестокостью преступления. Ведь не пощадили даже детей, среди которых больной и слабый 13-летний царевич Алексей. В русском эмигрантском сообществе почитание было особенно явным. Появлялись различные свидетельства чудес, совершенных по молитвам царской семье. Например, в 40-х годах в эмигрантской печати распространилась история о чудесном спасении во времена Гражданской войны казаков, молящихся царевичу Алексею.
В 1989 году в день памяти царской семьи на месте казни верующими впервые читались «самописные» молитвы. Также там был установлен деревянный крест. В 1990 году при замене креста на металлический произошло чудесное знамение. В дождливую погоду на него с неба упал яркий луч света. По свидетельствам очевидцев, знамение продолжалось около 20 минут. Долгое время крест оставался единственным в городе видимым знаком почитания убиенной царской семьи. В 1991 году в Екатеринбурге впервые был проведен Крестный ход и молебен в честь царской семьи. Почитание становилось всё более очевидным и массовым.
Обошлись без дорогостоящего ремонта
В моей жизни было маленькое чудо. Я приехал в Петербург, а у родственника в машине вытекло масло из двигателя. И двигатель заклинило. Мы поняли, что ремонт предстоит долгий. Направились вдвоем в Петропавловский собор и помолились рядом с непризнанными останками царской семьи. Пошутили: если двигатель не повредился, то благодаря царским мученикам. Мы прочитали канон Царственным страстотерпцам, а на следующий день оказалось, что двигатель в порядке. Только заменили небольшую деталь, и машина исправна.
Чудо, конечно, осязать нельзя, всё по вере. Если откроют придел с непризнанными останками, то чудес там будет – не пересчитать.
Юрий
Святые царственные страстотерпцы — прославление
Зарубежная РПЦ прославила царскую семью в 1981 году. После этого в СССР всё чаще стали говорить о возможной канонизации. 20 августа 2000 года император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых царственных страстотерпцев. Память святых царственных страстотерпцев совершается дважды в год. 17 июля — в день расстрела. И 7 февраля – в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Комиссия по канонизации приняла во внимание благочестие семьи Николая II, ее участие в церковных Таинствах и богоугодных делах. Однако было отмечено, что именно последний год её жизни был определяющим в вопросе канонизации. Николай II и его семья до самой смерти с христианским смирением несли свой тяжелый крест. В момент катастрофы они не бросили Россию и пострадали вместе с ней.
Лик святости «царственные страстотерпцы» используется церковью по отношению к русским правителям, которые, подражая Христу, с кротостью переносили страдания и были убиты политическими противниками. В этом лике были также прославлены, например, святые благоверные князья Борис и Глеб. В память царственных страстотерпцев в Екатеринбурге на месте их расстрела построен храм.
Революция: неизбежность катастрофы?
— То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?
— Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.
Доводы «за» и «против» канонизации
Значительный вклад в канонизацию внесло всероссийское народное почитание семьи Николая II и свидетельства о различных чудесах. Среди чудес — мироточение и кровоточение посвященных царской семье икон. Также были зафиксированы обращения многих людей в поддержку церковного прославления.
Находились и противники канонизации. По мнению некоторых, царь, отрекшись от престола, спровоцировал гибель Российской империи и стал государственным изменником. Также упоминались различные политические неудачи императора и жестокое подавление мятежа рабочих 9 января 1905 года. Высказывалась мысль, что царь и его семья были не мучениками за Христа, а лишь жертвами политического преследования.
В ответ РПЦ указала на то, что при канонизации оценивается отнюдь не политическая деятельность той или иной личности, а ее соответствие христианским идеалам. Церковь представила доказательства, что император не был виновен в кровавых январских событиях 1905 года. Действия рабочих имели радикальный характер, исключающий возможность диалога. Приказ войскам о стрельбе по мятежникам отдавал не Николай II. Отречение от престола было совершено государем ради мира и во избежание кровопролития. Чисто политическим убийство императорской семьи назвать нельзя. Она была ненавистна безбожным большевикам как олицетворение идеи православного царства. Следовательно, царственные страстотерпцы были именно мучениками за веру Христову.
Как защищают иконы царя и царственной семьи
Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.
Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.
Останки царской семьи
После расстрела большевики обезобразили тела убитых кислотой и закопали в окрестностях Екатеринбурга. В 1991 году недалеко от города в урочище Ганина Яма были найдены человеческие останки. В результате нескольких экспертиз они были идентифицированы учеными как принадлежащие царской семье и ее свите. Останки были захоронены в Петропавловском соборе. Но фрагментов тел царевича Алексея и его сестры Марии среди находок не было.
В 2007 году в 70 метрах от места прежних раскопок были найдены останки еще двух человек. Исследования показали, что они принадлежат Алексею и Марии. Для ученых и государства вопрос аутентичности останков стал окончательно закрытым.
Однако РПЦ ни старые, ни новые исследования не показались исчерпывающе убедительными. Церковь до сих пор не признала подлинность останков. Она пока лишь осторожно допускает их аутентичность и для большей надежности настаивает на дополнительных экспертизах. Есть сторонники версии, что тела убитых были бесследно уничтожены большевиками. Церковь подчеркивает, что пока есть хотя бы малейшие сомнения, она не может объявить найденные останки святыми мощами и предложить верующим поклоняться им. По причине продолжающихся разбирательств найденные в 2007 году останки остаются незахороненными. Сейчас они находятся в одном из московских монастырей.
Какие же это святые?..
— Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?
— Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.
— Из-за определенного страха?
— Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. — видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…
И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые — «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.
Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси
Святые царственные страстотерпцы — молитва
Тропарь, глас 4
Днесь благовернии людие светло почтим Седмерицу честную Царственных страстотерпец Христову Едину домашнюю церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: О святии страстотерпцы, гласу покояния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8
Избрании Царем Царствующих и Господем господствующих от рода Царей Российских благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии, и венцы небесными увенчавшиися, к вам яко покровителем нашим милостивым с любовию благодарне вопием: Радуйтеся, Царственнии страстотерпцы, за Русь святую пред Богом усерднии молитвенницы.
«У вас свой святой Николай»
Раньше по многим нуждам я обращалась к святителю Николаю Чудотворцу. Однажды увидела его во сне. Святитель сказал: «Почему вы обращаетесь только ко мне? У вас, славян, есть свой святой Николай – царь-мученик».
С тех пор свои молитвенные просьбы адресую Николаю Второму. И он откликается…
Однажды я ехала в пригородном автобусе с дачи. В салон автобуса вошла возбужденная толпа подростков, которые вели себя крайне вызывающе: громко сквернословили, пели похабные песни, пили пиво, задирали пассажиров. Было ощущение, что это не подростки, а толпа бесов. Но как бы человек низко ни пал, он все-таки носит в себе образ Божий. И я стала с болью молиться об этом потерянном русском поколении царю-мученику Николаю Второму. И постепенно ребята стали успокаиваться и затихать. А с одним пареньком я даже разговорилась…
Царю Николае, моли Бога о нас и России!
Конец венчает дело
— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?
— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…
Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.
Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.
Интервью печатается в сокращении. Полную версию читайте в специальном выпуске журнала «Фома» «Романовы: 400 лет в истории» (2013 г.)
Царь Николай
Старший сын императора Александра Третьего и царицы Марии Феодоровны появился на свет 19 мая (по новому стилю) 1868 года в Царском Селе. Воспитывался в православной вере. Получил блестящее домашнее воспитание. Курс обучения, включая разнообразные науки, был составлен специально для царевича и длился тринадцать лет. Его воспитателями были: англичанин К.О. Хис и генерал Данилович, который учил его военному делу. Закону Божьему и истории религии обучал наследника протоиерей о. Иоанн Янышев.
Когда Николаю исполнилось восемнадцать лет, он принес присягу в церкви на верность Родине. Затем служил в армии, получил звание полковника. В 1894 году обвенчался с Александрой. Поскольку это было через несколько дней после смерти отца – императора Александра Третьего, церемония проходила в условиях траура.
Коронация их состоялась в мае 1896 года в Кремле. В честь этого было приказано раздать подарки простому народу на Ходынском поле. В результате произошла давка, в которой пострадали две тысячи человек. Полторы тысячи раздавили насмерть. Эта трагедия омрачила торжество и была плохим предзнаменованием.
В браке родились пятеро детей. Император был прекрасным семьянином. При его правлении в России повысился уровень образования. Благодаря государю, финансовое состояние страны возросло в разы. Он талантливо подобрал министров, в частности, министра финансов – Столыпина, который смог «поднять» страну из нищеты, но был рано убит.
В то же время правление Николая выпало на революционное положение в стране, возмущения в народе. Первую революцию он смог перенести и урегулировать ситуацию. Но дальше события ужесточились. Под влиянием военноначальников и народа он вынужден был отречься от престола в пользу младшего брата. Это произошло 2 марта 1917 года.