Первомученик и архидиакон Стефан |
Стефан
(ок. — ок. ), апостол от 70-ти, архидиакон, первомученик Память 4 января в Соборе семидесяти апостолов, 2 августа в день перенесения мощей, 15 сентября в день обретения мощей, 27 декабря.
Святой Стефан, апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.
После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Двенадцать апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
Мученичество перводиакона Стефана |
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».
Так архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа около года. По выражению мученика III века Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
Часть главы первомученика и архидиакона Стефана. Монастырь Ватопед. Афон |
Мощи и почитание
После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19) [1].
Десница святого первомученика и архидиакона Стефана. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Серапионова палата |
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, его святое тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; Ин. 7, 50-52; Ин. 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана Киево-Печерская Лавра. Свято-Успенский собор. центральный придел |
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским [2]. С того времени от мощей начали совершаться исцеления. В церквях Святой Земли это перенесение мощей поминается 2 августа.
Около 428 года, при благоверном императоре Феодосии II Младшем, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви во имя святого диакона Лаврентия, а по создании храма во имя первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.
На начало XXI века значительная часть мощей святого Стефана пребывала в Греции, особенно в обителях Святой Горы Афон. В монастыре Ватопед находились части честной главы [3] и плеча [4] первомученика. Части десницы апостола — дар императора Феодосия Младшего — хранились в монастыре Констамонит, посвященном первомученику [5]. Другие небольшие частицы его мощей находились в афонских монастырях Зограф и Ставроникита [6]. Также в Греции, в Метеорском женском монастыре первомученика Стефана, находилась другая часть главы первомученика подаренная монастырю одним из представителей правящих домов Дунайских княжеств [7].
В Русской Православной Церкви также сохраняются части мощей святого. Частица десницы пребывается в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, а перст — в Киево-Печерской Лавре, в раке с изображением святого [8].
Среди чтимых икон святого известна чудотворная икона в Констамонитском монастыре датируемая VIII веком.
Семь дьяконов
Еще при жизни святого архидиакона Стефана роптали эллины на евреев, которые не являлись язычниками, а были людьми, жившими по законам Моисея, но разобщенными двенадцатью коленами. Знавшие эллинский язык, но не усвоившие веру и нравы, евреи жили в Иерусалиме и его округе. Даже будучи евреями, они разговаривали на греческом языке.
Между эллинами-христианами и евреями иерусалимскими возникло недовольство, так как вдовам первых назначалась низшая работа, хуже пища и одежда. Однако вскоре они успокоились, перестали роптать и жаловаться.
Вот тогда и были выбраны семь дьяконов — Филлип, Никанор, Прохор, Тимон, Пармена, Стефан и Николай Антиохийский. Их имена указывают на то, что они были родом из эллинских стран, ибо имена у них не еврейские. Стефан являлся родственником Савла, который происходил родом из города Тарса (Киликиия).
Он мог, как и апостолы, возлагать руки на больных и исцелять их. Лицом он был прекрасен, но белее красив душой.
Молитвы
Величание
Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.
Тропарь, глас 4
Царским венцем венчася / твой верх от страданий, / яже претерпел еси по Христе Бозе, / мучеников первострадальче Стефане, / ты бо иудейское обличивый неистовство. / видел бо твоего Спаса одесную Отца, / Того убо моли о душах наших.
Ин тропарь, глас 3
Апостолом совсельник / и страдальцем первострадалец, / Христов служитель, прехвальне Стефане, / первее бо совершив мучения течение, / безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. / Темже яко апостола и страдальца верховнаго / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога / даровати нам велию милость.
Ин тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.
Кондак, глас 6
Первый сеялся еси на земли небесным Делателем, / всехвальне Стефане, / первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, / первый от него победы венцем увязлся еси на небесех, / страдальцев начало, / венечниче мучеников, первострадальне.
Ин кондак, глас 1
Владыка вчера нам плотию прихождаше, / и раб днесь от плоти исхождаше; / вчера Царствуяй плотию родися, / днесь раб камением побивается: / Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.
Первомученик архидиакон Стефан
Святой Стефан был ближайшим помощником 12 апостолов и одним из семи достойных мужей, выбранных христианами для заботы о сиротах, вдовах, бедных и принявших крещение.
Когда Господь наш Иисус Христос, по совершении таинства спасения нашего, вознесся на небо и от Отца ниспослал на апостолов Духа Святого в виде огненных языков (Деян. 2:1-4), и первенствующая церковь (Иерусалимская) начала умножаться, возникло в ней вскоре неудовольствие между христианами из еллинов и евреев. Здесь разумеются не те еллины, которые поклонялись идолам и которых Священное Писание обыкновенно называло язычниками. Язычникам в то время еще не был открыт доступ к вере во Христа и не проповедовалось им слово спасения, даже по убиении архидиакона Стефана, еще не скоро стали допускать язычников в собрание верных. Первым из язычников христианином был Корнилий сотник (Деян. 10), но едва крестил его св. Петр, вознегодовали христиане из обрезанных иудеев на то, что Петр ходил к необрезанным, и роптали на него до тех пор, пока он не рассказал им о видении, бывшем ему – о плащанице спущенной с неба (Деян. 11:5-18). Тогда они успокоились и прославили Бога, говоря:
– Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
Итак, при жизни святого Стефана роптали на евреев еллины не из числа язычников, а бывшие также из евреев и хранившие тот же закон, данный Моисеем, но рассеявшиеся по разным странам (как и святой апостол Иаков в своем послании пишет: “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии – радоваться”
(Иак. 1:1), и усвоившие еллинский язык (но не веру и нравы), посему их и называли еллинами те, которые жили в Иерусалиме. Подобным образом и Златоуст выражается: “Еллинами, о коих говорится в книге Деяний Апостольских, я полагаю, назывались говорящие по-еллински, потому только, что они по-гречески говорили, будучи евреями”. Между такими-то еллинами-христианами и возник ропот на христиан из евреев иерусалимских, ропот за то, что вдовы еллинов были пренебрегаемы при ежедневном назначении служений: или им назначалась низшая работа, или им давалась меньшая и худшая доля пищи и одежды.
При таком положении дел, святые двенадцать апостолов созвали всех бывших тогда верующих и сказали им:
– Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6:2-4).
Это предложение святых апостолов было одобрено всем собранием верных, которые немедленно избрали: Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, уроженца антиохийского.
Самые имена сих избранников показывают, что они были родом не из тех евреев, которые жили в Иерусалиме, но из тех, которые проживали в еллинских странах, ибо имена их – не еврейские, а еллинские. Из них Стефан приходился родственником Савлу, впоследствии призванному Господом с именем Павла к вере и апостольскому служению, Павел же был родом из города Тарса, в Киликии. Эти семь мужей потому избраны были из еллинов для служения бедным вдовам, чтобы еллины, доселе скорбевшие о пренебрежении своих вдовиц, успокоились наконец и перестали жаловаться и роптать.
Все сии избранники были приведены к апостолам, и те помолились, возложили на них руки и посвятили их в диаконы (служители).
Первым между ними был Стефан, исполненный веры и силы, и потому назывался архидиаконом. По благодати Божией, он творил много знамений и чудес среди верных: а если о чудесах его не упоминается в Священном Писании, это нисколько неудивительно, ибо и о делах Самого Христа Господа сказано: “Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг”
(Ин. 21:25). Впрочем, с полным основанием можно сказать, что святой Стефан, подобно старейшим апостолам, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми. Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков. И когда между иудеями, и фарисеями, и саддукеями, и греческими евреями разгорелся однажды спор о Господе нашем Иисусе Христе, и одни говорили, что Он – пророк, другие же – что Он льстец, а иные – что Он – Сын Божий, святой Стефан, взойдя на возвышение, стал благовествовать всем о Христе Господе, говоря:
– Мужие братие! Зачем усиливается между вами раздражение, и весь Иерусалим разделяется на партии? Блажен тот из вас, кто уверовал в Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он, для того, чтобы освободить нас от грехов наших, сошел с небес и родился от Пресвятыя и Пречистыя Девы, избранной прежде создания мира, Он принял на Себя и понес наши немощи и недуги, слепым даровал зрение, прокаженных очищал, бесов изгонял.
Они же, услышав слова его, стали спорить с ним, усиливались опровергать его и хулить проповедуемого им Господа, как написано об этом в книге Деяний Апостольских:
– “Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев, Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном” (Деян. 9:9).
Ибо евреи, жившие между греками в разных отдаленных странах, имели особые свои синагоги в Иерусалиме. И таким образом, кроме первенствующей архисинагоги еврейской, в Иерусалиме много было синагог разных пришельцев, или евреев, живших в различных странах, и от каждой страны евреи исключительно в свою синагогу в Иерусалиме посылали детей учиться Закону Божию. Да и сами они, ежегодно приходя на поклонение ко храму Соломонову, проживали при своих синагогах, и собирались в них, и учились в них, как это видно из второй главы книги Деяний Апостольских: “В Иерусалиме находились иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами, парфяне, мидяне и еламиты” и прочие (Деян.2:5-9), т.е. евреи, жившие в Парфии, в Мидии, в Еламе, и в прочих там указанных странах, пришедшие теперь на праздник в Иерусалим. Соответственно сему, были в Иерусалиме синагоги Киликийская, Александрийская, Киринейская. О Либертинской же рассказывают, что в ней было особенное племя евреев, ведущее свой род от тех, которые некогда были пленены Помпеем римским, потом отпущены на свободу, и поэтому назывались “либеры”, что значит – свободные. Точно также и св. Златоуст говорит: “Либертинами назывались те, коим была дарована свобода римлянами. И так как в Иерусалиме жили пришельцы из разных стран, то они и синагоги свои в нем имели, где слушали чтение закона и молились”.
Сии-то собрания в синагогах – Либертинской, Киринейской и других, споря со Стефаном, не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил, и святой Стефан в то время словом истины одолел три части света – Европу, Азию и Африку, одолел Европу в лице либертин, пришедших из Рима, находящегося в Европе, одолел Азию в лице киликиян, уроженцев Азии, одолел Африку в лице киринейцев и александрийцев, происходивших из Африки.
Они же, не имея силы сказать что-либо против проповедуемой Стефаном истины, светлейшей солнца, воспламенились на него гневом и, полные зависти, подучили некоторых из своих единомышленников, привыкших говорить ложь, объявить главной архисинагоге еврейской, будто они слышали, как Стефан говорил хульные речи против Моисея и Бога. Возмутив, таким образом, народ, и старейшин, и книжников, они напали на святого Стефана, схватили и привели его в синагогу к первосвященникам и великому множеству законоучителей; тут же представили и ложных свидетелей, которые утверждали:
– Сей человек не перестает говорить хульные речи на святое место сие и на закон, и мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые установил нам Моисей.
Святой же Стефан стоял невозмутимо среди этого убийственного собрания, как ангел Божий, сияя светом божественной благодати, как некогда Моисей: ибо преобразился внешний вид лица его, и все, бывшие в собрании, смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела.
Первосвященник спросил его:
– Справедливо ли то, что говорят о тебе свидетели?
Святой, раскрыв уста свои, произнес длинную речь. Он начал от Авраама, который первый получил обетование о пришествии Мессии, и затем рассказал всю историю до Моисея, вспоминая о нем с полным благоговением и уважением, и этим ясно показывал и возражал против лжесвидетелей, что сам он вовсе не хулитель ни Моисея, ни Закона Божия, данного через Моисея, и еще яснее доказывал, что именно отцы их были хулителями.
– Не восхотели, – говорил он, – отцы наши быть послушными ему, но отринули Его и обратились сердцами своими к Египту (Деян. 7:39).
Потом возражая на другую клевету, будто бы он произносил хулу на место святое, сказал:
– Соломон построил Ему храм (Деян. 7:47).
Этими словами он как бы хотел сказать: “Я чту место святое, по Божиему благоволению мудро устроенное царем Соломоном и освященное славою Господнею, явленною облаком, я почитаю храм, во славу Божию созданный людьми, но при сем и то исповедую, что Бог более любит пребывать в невещественных, нерукотворенных храмах, т.е. в душах человеческих чистых.
– Всевышний не в рукотворенных храмах живет, – говорил он, – как говорит Бог чрез пророка: “небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, говорит Господь: и где место покоя Моего; ибо все это сделала рука Моя” (Ис. 66:1-2).
Наконец, исполнившись божественной ревности, как некогда Илия, святой Стефан обратился с обличительной речью против всего собрания:
– Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому: как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника (обетованного Мессии), которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян. 7:51).
Сии слова святого возбудили в первосвященнике и книжниках невыразимую ярость, и все они, слушая сие, рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами своими.
Но Стефан не обращал внимание на их гнев, ибо был исполнен Духа Святого, Который и делал его мужественным и боговдохновенным. Взглянув на небо, он увидел славу Божию. Доселе он проникнут был лишь желанием узреть ее, и с полной верою твердо надеялся достигнуть сего, а теперь, еще до кончины своей, стал созерцать ее и, как близкий к смерти, встречал ее, как начало блаженства; он увидел и Самого Христа Иисуса, Владыку и Господа своего, стоящего в небе и как бы ожидающего к Себе прихода его, когда, наконец, разрешившись от тела, скорее дойдет к Нему, и там, где Он, Сам Господь, там и слуга Его будет.
И то, что он видел, то объявил всем, воскликнув громким голосом:
– Вот, я вижу небеса отверзтые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:56).
Он не скрыл сего видения, как обыкновенно делали святые мужи, которые, конечно, по смирению своему, не открывали явлений, посылаемых им от Бога, но всем объявил преславное откровение для того, чтобы верные утвердились в вере, а неверные были посрамлены. И для того еще он сделал сие, чтобы и будущих после его мучеников уверить, что страдающим за Христа нет препятствия к восхождению на небо и какого-либо испытания, но открыт прямой, свободный путь, небо отверзто, воздаяние готово. Сам Подвигоположник, стоя, ждет; Господня слава сама сретает мученика во вратах небесных. И посему святой первомученик поведал в слух всех, что он видит, как бы призывая этим и других после себя к тому же венцу мученическому.
Но завистливые иудеи, привыкшие убивать пророков и восставшие на Самого Господа, Исполнителя Закона и Пророков, не стерпели слов истины, будучи сами лживы, и не захотели слушать откровения святого Стефана, но подняли громкий крик, стали затыкать свои уши и, единодушно устремясь к нему, возложили на него свои убийственные руки, вывели из города, как прежде Господа Иисуса, благоизволившего пострадать вне стен, и камением побивали благого и верного раба Господня. А чтобы легче было бросать камни на святого, лжесвидетели и убийцы сняли с себя верхние одежды и сложили их при ногах одного юноши, по имени Савла, который хотя был единоплеменником и родственником убиваемого, но более других раздражен был против него, из слепой ревности к Ветхому Закону. Савл – говорится в Деяниях – одобрял убиение его (Деян. 8:1). И св. Иоанн Златоуст говорит о сем так: “Скорбел Савл, что у него не было много рук, чтобы всеми ими можно было поражать Стефана, и доволен был лишь тем, что мученика побивали многие руки лжесвидетелей, которых одежды он сторожил”.
В то самое время, когда святого Стефана убивали в долине Иссафатовой (которая лежит между Иерусалимом и Елеоном, при Кедрском потоке, имевшем множество камней по берегам), вдали, на некотором возвышении, взирая с горы, стояла Пречистая Дева со святым Иоанном Богословом и прилежно молилась о Стефане ко Господу и Сыну Своему, да укрепит его в терпении и примет душу его в руки Свои. О, как сладостна, хотя и от жестоких ударов камнями, была смерть святого первомученика, когда с высоты небесной Сладчайший Иисус, а с горы земной Сладчайшая Матерь с возлюбленным учеником взирали на его подвиг! И святой Стефан, под частым каменным дождем, падающим на него, весь обагряясь кровью, ослабевая силами, и разрешаясь от уз плоти, скорбел сердцем не о себе, а о тех, которые убивали его, и прилежнее о них, чем о себе, молился перед смертью: ибо о себе, стоя прямо, говорил:
– Господи Иисусе, приими дух мой (Деян. 7:59).
Потом, преклонив колена, молился о своих убийцах, восклицая:
– Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7:60).
С этими словами святой предал Христу свою чистую душу.
Так скончался добрый подвижник, так увенчался, как бы багряными цветами, окровавленными камнями первый мученик и вошел в отверстое, виденное им, небо к Господу и Царю славы, соцарствовать с Ним в бесконечном царстве.
Архидиаконом он рукоположен был святыми апостолами вскоре после Пятидесятницы, и пострадал в том же, по Вознесении Господнем году, 27 декабря, имея от роду немного более 30-ти лет. Лицом он был прекрасен, но еще прекраснее душою.
Тело же его святое было повержено на съедение зверям и птицам, и лежало день и ночь непогребенным. И только на другую ночь Гамалиил, известный в Иерусалиме еврейский законоучитель (который и сам потом уверовал во Христа с сыном своим Авивом), послал честных и верных людей и, тайно взяв тело святого, отнес в свое имение, отстоявшее от Иерусалима на 20 стадии, называемое Кафаргамала, и с честью похоронил там, сотворив над ним плач великий. “И кто бы не плакал, – говорит Златоуст, – смотря на того кроткого агнца, побиенного камнями и лежащего мертвым!”.
Через много лет после того, благочестивая царица греческая Евдокия, супруга Феодосия Младшего, прибыв в Иерусалим, на том месте, где святой первомученик Стефан был убит и земля обагрилась его честною кровью, создала прекрасную церковь во имя его, в честь же Христу Богу, Ему же слава вовеки.
Молодой архидиакон бесстрашно предстал на суде перед фарисеями. Дух Божий, который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (см.: Мф. 10: 19), вложил в его уста пламенную речь. Святой Стефан упрекал своих обвинителей в неверии и жестокосердии. Слушая его, весь синедрион от гнева и злобы скрежетал зубами, но все пламеннее и увереннее звучал голос Стефана. Лицо его сияло, как лик ангела. Вдруг Стефан поднял глаза к небу и его взору предстал сам Иисус Христос, и в радостном трепете Святой Стефан воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. VII, 56). Иудеи уже не могли сдержать ярости. С громкими криками они бросились на Стефана, схватили его и потащили за город. Там стали бросать в него камни, повернувшись к нему спиной, чтобы нельзя было упрекнуть себя в убийстве человека. А Стефан молился за них: «Господи, не вмени им греха сего и прими дух мой». Так он предал душу свою Господу. Архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа.
Так почему же фарисеи с такой жестокостью расправились со Стефаном?
Святой Стефан был ближайшим помощником 12 апостолов и одним из семи достойных мужей, выбранных христианами для заботы о сиротах, вдовах, бедных и принявших крещение. Среди недавно рукоположенных диаконов выделялся даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, то есть старшим среди диаконов. Помимо этого, Святой Стефан имел такую крепкую веру, что умел именем Иисуса Христа творить чудеса: он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить. На его проповеди собиралось огромное количество народа. Конечно же, это возбудило против него ненависть фарисеев. Однажды они нашли лжесвидетелей, которые заявили перед всем народом, что этот человек выступает против Бога. Стефана призвали на допрос в синедрион, на совет законников и фарисеев.
Здесь, как закон повелевал, свидетели первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Подвиг первомученика Стефана не прошел даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым апостолом Павлом…
Имя Стефан в переводе с греческого означает венец. И святой первомученик Стефан оправдал свое имя. Нетленный венец получил он в Царствии Небесном.
Архидиакон Стефан – покровитель церковного клира, и особенно миссионеров и катехизаторов. К нему молитвенно обращаются за помощью в гонениях, вразумлении неверующих близких, людей попавших в секты и расколы. Его память совершается 6 января.
Частицы мощей святого Стефана находятся:
– в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской (Украина) (большой палец правой руки святого Стефана);
– в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры (десница первомученика).
Молитва первомученику архидиакону Стефану
О святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане! Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена
), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.
Тропарь, глас 4:
Подвигом добрым подвизался еси первомучениче Христов и Апостоле, и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия: Господи, не постави им греха сего.
Кондак, глас 3:
Владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше: вчера царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается. Того ради и сканчавается первомученик и божественный Стефан.
Тема избавления
С образом Моисея на передний план выступает тема избавления. Подобно Иисусу, Моисей был «спасенным спасителем», и спасительное вмешательство при-ходит к нему как раз со стороны неиудейки. Избавление от опасности, грозящей Иисусу вскоре после рождения, также тесно связано с неиудеями (волхвами с Востока), а местом убежища и вовсе служит Египет!
На примере Моисея вместе с тем показано, что спасение собственными силами невозможно: человеческие усилия обречены на провал. Моисей предпринял попытку самостоятельно помочь своему народу, но она не удалась. Только получив поручение от Бога и будучи призванным Им, Моисей действительно сможет избавить Израиль, причем вопреки упорному сопротивлению спасаемых и их нескончаемым попыткам отвергнуть своего избавителя. Ими же в дальнейшем был отвергнут Спаситель, в чем и состоит духовная общность Моисея и Иисуса. Очевидно, что Стефан вполне осознал это.
Ярость фарисеев
Он пытался оправдаться перед синедрионом и рассказывал им историю еврейского народа, приводя яркие примеры подтверждающие, как евреи постоянно противились Богу, убивая пророков. Они распяли даже долгожданного Мессию — самого Иисуса Христа. В своей очень продолжительной речи Стефан говорил, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет». В те времена слово «рукотворенный» означало «языческий». Этот эпитет очень оскорблял еврейских судей.
Также им весьма не нравились пророчества Стефана о том, что настанут времена, когда Бога будут славить по всей земле, а не только в Иерусалиме.
Члены синедриона невероятно разозлились, их лица исказили гнев и желание покончить с этим глупым проповедником. Именно в это время архидиакон Стефан вдруг увидел, как перед ним раскрылось небо. Тогда он восторженно крикнул: «Я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».
Фарисеи пришли в бешеную ярость. Заткнув свои уши, они кинулись на Стефана с кулаками и поволокли его в город.
Те, кто лжесвидетельствовал против него, стали первыми бросать в него камни. В этом событии участвовал и юноша по имени Савл, которому поручили стеречь одежды тех лжесвидетелей, которые побивали камнями Стефана, так как он был в их команде.
Град камней засыпал бедного архидьякона, который перед своей смертью, обратился к Богу с молитвой: «Господи Иисусе, прими дух мой». Преклонив колени, Стефан просил, чтобы Он не вменил греха тем, кто убивал его.
Икона святому Стефану
На иконах первого святого мученика изображают молодым, так как он умер в возрасте 30 лет. В правой руке святого чаще всего находиться кадило, а в левой – Святое Письмо либо же храм.
Кроме того, Стефана Первомученика изображают с камнем на голове, передавая события его страшной смерти, и с пальмовой ветвью, как символом свободы.
Обретение страдания
Отличительной особенностью христианства является то, что огромная часть его морального посыла заключена в мученичестве. Последователи Иисуса Христа через страдания показывают силу своей веры и тем самым служат примером для подражания. Не минула сия чаша и Стефана, чью казнь вполне можно поставить в один ряд со Страстями Христовыми — достаточно сравнить тексты Деяний Апостолов с Евангелием от Луки. Помимо того, что и Христос, и Стефан открыто заявляли о «Сыне Человеческом, стоящем/восседающем одесную Бога», оба просили Отца простить своих убийц, а также «предавали дух свой» в Его руки. Да и вообще — первый мученик Христов в целом повторил путь своего Учителя, говоря в том числе о намерении «разрушить храм рукотворный» ради «другого, нерукотворного». Лишь немногие понимали, что речь идёт не о зданиях, а о мировоззрении и об отказе от материального в пользу духовного. Казнь Стефана примечательна ещё рядом деталей. До сих пор непонятно, была ли она инициирована синедрионом, поскольку побитие камнями, согласно Деяниям, произошло задолго до окончания судебного процесса. К тому же на приведение приговора в исполнение не было санкции прокуратора от Римской империи. Таким образом, мы имеем дело с неправедным судом, который разгневанная толпа устроила над «богохульником». Но самое интересное — это участие в расправе над Стефаном малозаметного юноши Савла, который следил за одеждами линчевателей. Будучи воинствующим фарисеем и заточив немало христиан в тюрьмы, он тем не менее остался под сильным впечатлением от проповедей архидиакона, что впоследствии сыграло свою роль в его обращении в христианство и начале собственного распространения Евангелия среди иудеев. Сегодня фарисей Савл известен в христианском мире как апостол Павел, являющийся «первоверховным» апостолом наравне с Петром, которого, в свою очередь, католики почитают первым папой римским. Кстати, Стефан является святым, почитающимся в обеих главных христианских церквях, — православные о 15 августа, в то время как католицизм установил днём памяти мученического подвига первого священника 3 августа.