Два пути к григорианскому календарю
Впервые вопрос о необходимости перейти на новое время подняли в 1917 году на заседании Совнаркома. В 1918 году там же выдвинули два варианта развития событий. Первый: переходить на «новое время» постепенно, то есть из каждого года вычитать сутки — и так на протяжении 13 лет (разница между календарями составляла 13 дней). Этот вариант предполагал возможность такого календарного перехода и для церкви.
Второй вариант, более жесткий, подразумевал единовременную замену юлианского календаря. И интересы церкви такой вариант не учитывал, но очень нравился Владимиру Ленину.
Календарь – вопрос непростой
Традиционно для Руси вопрос календаря был непростым и запутанным. Начиная со времён крещения Руси Владимиром Великим, только официальное летоисчисление менялось приблизительно пять раз. При всей этой календарной неразберихе, которая здорово усложняет работу историков, параллельно существовал также традиционный славянский календарь! Но откуда же взялась такая путаница?
Старый год — новый календарь
В качестве решения выступили два декрета. Первый приняли 5 февраля (23 января «по старому стилю»). В нем говорилось об отделении церкви от государства. Во втором, подписанном председателем Совнаркома 8 февраля (26 февраля в юлианском календаре) — о введении в Российской республике западноевропейского календаря.
«Старое» 1 февраля 1918 года по новому календарю обязали считать 14-м. Церковь осталась в прежнем положении и до сих пор пользуется календарем «старого стиля», по которому жили апостолы и святые отцы.
Седмичный богослужебный круг
Православная Церковь каждый день недели посвящает какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.
- В воскресенье (первый день седмицы) Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
- В понедельник прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
- Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
- В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
- В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
- В пятницу воспоминаются Крестные Страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
- В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Будет ли переход на юлианский календарь
Пятый канал сообщает, что в 2022 году представители Русской православной церкви поддержали идею депутатов ЛДПР о возвращении в Россию юлианского календаря.
Протоиерей Александр, настоятель храма всемилостивого Спаса:
Рождество будет перед Новым годом. Что очень удобно. А то большинство на Новый год напируется — и пост нарушат и праздник смажет.
Законопроект в правительстве не поддержали, сославшись на материальную составляющую «эксперимента».
В свою очередь РПЦ переходить на григорианский календарь тоже не собирается. В одном из эфиров передачи «Церковь и мир» на канале «Россия24» митрополит Илларион однозначно высказался об этом.
homelach 07.01.201807.01.2018 Рубрика Разное Коммент.
До Рождества Иисуса Христа человечество знало немало календарей, но Богу так было угодно, чтобы Иисус родился именно тогда, когда Рим жил по Юлианскому календарю, названному в честь диктатора Юлия Цезаря, по поручению которого ученый Созиген разработал новый календарь.
Мудрец взял за основу астрономический год — то есть время, за который Земля делает оборот вокруг солнца (скорее всего, астроном об этом не знал, и для него Солнце вращалось вокруг Земли) и округлил его, и год оказался равен 365 суткам, а оставшиеся часы и минуты (а именно 5 ч. 48 мин. 47 сек.) за четыре года сложились в еще одни сутки, которые было решено отмечать дополнительным днем в високосный год. В новом календаре был обессмертен и сам Юлий Цезарь — в его честь назвали месяц июль.
Собор в Никее — когда отмечать Пасху?
Так как Христос родился и жил во времена действия юлианского календаря, было вполне естественным то, что Его церковь начала свою жизнь по нему, а в IV веке на первом Вселенском соборе, который прошел в городе Никее, задались вопросом о дате праздника Пасхи. По соображениям последовательности евангельских событий ее следовало праздновать после ветхозаветной пасхи (пейсаха), которая посвящена освобождению евреев из египетского рабства и которую празднуют в течение недели поле 14 ниссана по еврейскому календарю. Так как Христа распяли после пейсаха, то праздновать его Воскресение следовало тоже после, при этом святые отцы хотели учесть не только связь двух праздников разных религий, но и обеспечить независимость христианской Пасхи от еврейского календаря, поэтому было решено праздновать Пасху после весеннего равноденствия в первое воскресенье после полнолуния, а если это воскресенье совпадает с пейсахом, то Пасху следовало отмечать неделей позже. Чтобы точно следовать церковному календарю, священникам пришлось учитывать Александрийское исчисление лунного цикла, созданное математиком Mетоном, который жил еще за пять веков до Христа.
Смотрите также: Китайский жилой район посреди леса
При вычислениях дня Пасхи, христиане всего мира совмещали юлианский календарь, ориентированный на солнце с лунным календарем Mетона, и все получилось вполне логично, так как равноденствие падало на 21 марта, и православная Пасха, ставшая подвижным праздником, всегда отмечалась после Пейсаха.
Реформы — не всегда хорошо
По такому календарю долго время жили все христиане, но в XVI веке римский папа Григорий XIII затеял реформу календаря, и математик Лилио Луиджи разработал новый календарь, который брал в расчет точные соображения науки. День весеннего равноденствия сместился по исчислению на 10 дней вперед, год стал на 26 секунд дольше, продолжительность беспорядочно чередующихся месяцев стала разной, первое полугодие оказалось короче второго, а дни недели перестали совпадать с определенными датами, как это было раньше. Несмотря на это, многие церкви, среди которых были католики, протестантские церкви и униаты, признали этот календарь.
Календарь папы был настолько неудобен, что в конце XIX века была создана особая Комиссия по вопросу о нужности календаря в России, которая заседала почти год.
Смотрите также: Живой обед: топ-10 блюд из неубитых животных
Российский астроном Е. Предтеченский указывал коллегам, что Александрийское исчисление лунного цикла, принятое в юлианском календаре, до сих пор остается непревзойденным по точности, в отличие от римского исчисления, принятого у григорианцев: «…Римская пасхалия, — писал он, — принятая западной церковью, является… до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета».
В 1923 году Константинопольская Церковь перешла на новоюлианский календарь, который разработал югослав Миланкович, после чего на него перешли 11 Поместных церквей, которые оставили празднование Воскресения Христа по юлианскому календарю, а остальные даты стали праздновать по-новому. Верным юлианскому календарю остались лишь христиане Русской православной церкви и монахи на Святой горе Афон.
Григорианский календарь разрушает Пасху
Наш современник, иеромонах Иов Гумеров в своих статьях разъясняет, что переход РПЦ на григорианский календарь будет означать разрушение Пасхалии и приведет к каноническим нарушениям, потому что «Апостольские правила» не позволяют отмечать Пасху раньше пейсаха: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина». Несмотря на запрет, католики отмечали Пасху раньше иудейской четыре раза в XIX веке и пять раз отмечали ее с иудеями в XIX-XX вв.; переход на григорианский календарь сократил бы Петров пост на 13 дней, а в некоторые годы его просто не было бы.
Кроме того, духовенство считает обстоятельства, при которых григорианский стиль был введен в обращение, слишком подозрительными: в Восточной Европе, в Греции и в Константинополе его лоббировали антихристиански настроенные люди, а в России введение нового календаря было связано с насилием над православными, например, в двадцатых годах XX века епископ Герман Финляндский устроил гонения против русских монахов, придерживавшихся юлианского календаря.
Смотрите также: Как возникли библиотеки? История публичных книгохранилищ
В 1923 году советское правительство требовало от Святейшего Патриарха Тихона введения «нового» стиля, угрожая расправой с арестованным духовенством, но Патриарх остался верен православной вере и не подписал документ. Быть может, в эти суровые дни он вспомнил о том, что Господь посылает православным Благодатный огонь именно по юлианскому календарю, а значит именно он остается единственным истинным инструментом исчисления христианских праздников.
Автор: Майя Новик (что за новая мода у крупных сайтов — заменять латинские буквы на похожие русские? яндекс дзен не даёт покоя желающим заработать денег по-быстрому?)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
BraveRobot нашел еще статьи на эту тему:
- История изобретения календаря
- Земля находится в рекордной близости от Солнца
- Мать случайно накормила ребенка кошачьими конфетами и ужаснулась
- Разновидности печати календарей: офсетная и цифровая — плюсы и минусы
- Самые лучшие цитаты из Библии
- Очень горячо? Какая температура на Солнце по сравнению
- Кельтский гороскоп животных: страницы древней книги
- Почему Астерикс и Обеликс не заплетали волосы в косички
- Чем Иисус Христос отличается от пророка Исы
- Жители Земли увидят 2 июля полное солнечное затмение
Путаница первая, или Византийский календарь
После перехода восточных славян в лоно византийской христианской церкви (до непосредственного раскола на православную и католическую), вместе с новой религией на Русь приходит и новый календарь: византийский. Здесь и возникает первая особенность русского летоисчисления. Дело в том, что византийский календарь (введенный, кстати в 988) предполагает день 1 сентября началом нового года. На Руси же новый год было принято отсчитывать с начала марта. Позже это привело к разногласиям среди летописцев: когда же отсчитывать начало года?
Часть грамотных мужей посчитала правильным считать от первого марта до введения календаря, т.е. год начинался на полгода раньше византийского. Часть — с первого марта уже после введения, год в стольном Киеве начинался на шесть месяцев позже, чем в Константинополе. Эти две нормы ведения календаря получили названия соответственно «ультрамартовская» и «мартовская». К ужасу историков и богословов, в некоторых летописях и житиях святых применяют сразу обе традиции! Помимо этого, в народе ходил свой, народный календарь, к тому же разный в каждом отдельном регионе!
Всё это создавало трудности в государственном управлении, особенно в такой обширной стране как Русь. Усугубились календарные проблемы с приходом орд монголов. Лишь в 1492 году крепкий государственник и собиратель земель русских Иван III положил конец хронологическому хаосу. При нём в наших широтах Новый год начал приходить в один конкретный день: 1 сентября.
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл возведет в сан митрополита епископа Вениамина, избранного Патриаршим экзархом всея Беларуси
В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского
Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя
В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского
В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Архив
Известна крайне тревожная ситуация, связанная с эпидемией коронавируса в Европе. Корреспондент портала Православие.ru обратился к митрополиту Берлинскому и Германскому Марку с просьбой рассказать о том, как живут православные в сложившихся новых обстоятельствах.
— Владыка, как сейчас наши православные братья и сестры из Русской Зарубежной Церкви в Германии переживают это время?
— Переживают трудно, потому что у нас нет возможности совершать богослужения как обычно, с нашими прихожанами. Но мы совершаем ежедневные богослужения: два священника, иногда диакон, два певчих в нашем монастыре в Мюнхене — и это богослужение транслируется через интернет по домам прихожан. Мы не можем никого причащать на службе. Но мы приготовили много запасных Даров и приглашаем людей по одному входить в храм, где мы причащаем их запасными Дарами. Помимо этого мы сказали всем, что готовы в любой момент приехать домой к нашим прихожанам, чтобы там их причастить.
— Какие законы в Германии православные верующие должны сейчас исполнять?
— Сейчас фактически каждый день издаются новые законы. Одно время в разных городах было по-разному: в одном городе можно было собираться не более 50 человек, в другом — не более десяти, а в третьем — не более пяти. А сейчас уже во всей Германии определили: не более двух. Конечно, для Церкви это крайне-крайне тяжело…
— Возносятся ли особые молитвы в связи с этой эпидемией?
— Мы по всем храмам молимся теми прошениями и молитвами из Требника, которые содержатся в чине об избавлении от морового поветрия и смертоносной заразы. Эти прошения мы включаем в последование Литургии, каждый священник по-разному. Одни священники читают молитву из этого чина, другие включают прошения из чина в сугубую ектинию. В общем, это на усмотрение каждого священника.
— Нет ли паники среди православных Германии? Насколько православные в Германии и вообще в РПЦЗ с пониманием воспринимают вынужденные меры, направленные на профилактику и преодоление тяжелой эпидемиологической ситуации?
— Должен сказать, что наши верующие принимают это по-разному. Одни совершенно не доверяют всему этому и считают, что паника раздувается специально. Другие считают, что все оправданно. Тут большой диапазон. До сегодняшнего дня было так, что в основном умирают престарелые люди от 70 лет и старше. Но буквально сегодня пришло известие, что эта болезнь охватила и более молодых.
Мы, естественно, должны предпринимать все меры предосторожности, которые есть в нашем распоряжении. Естественно, мы не можем сопротивляться общему стремлению к тому, чтобы упорядочить дело ограничения распространения болезни. Мы понимаем, что главное сейчас — не допустить перегрузки больниц и имеющихся ресурсов клиник. Врачи критически перегружены, и мы должны сделать все, что можем, чтобы облегчить их труд.
— Наверно, среди верующих есть и люди, которые говорят, что вся эта ситуация похожа на гонения на веру и Церковь, как в первые века христианства?
— Такого я не слышал и думаю, что это несерьезный аргумент. Потому что сейчас прежде всего страдает экономика. Немецкая авиа (флагманский авиаперевозчик Германии, крупнейший авиаконцерн Европы, одно из крупнейших авиапредприятий в мире. — Ред.) фактически уже обанкротилась. Они производят сейчас всего 4% перелетов от их обычного объема. То есть эта компания будет нуждаться в огромной государственной помощи, чтобы вообще выжить после всего этого. Это только одна крупная компания, которая наиболее видна. И я думаю, что другие предприятия также страдают, даже маленькие обычные семейные предприятия — например, пекарни. Тут очень серьезное положение, и я не думаю, чтобы кто-то допустил бы это ради какой-то пропаганды или ради того, чтобы всех жителей этой страны подчинить какому-то режиму.
— Как живет сегодня ваш монастырь преподобного Иова Почаевского?
— Мы живем в монастыре и можем совершать все богослужения так, как мы привыкли. Транслируем богослужения для наших верующих, не только прихожан нашего монастыря, но и вообще для верующих Германии. В нашем монастыре мы — одна семья, и нам не могут запретить ничего внутри нашей обители.
— Могут ли паломники посещать ваш монастырь сейчас?
— Нет, паломников мы не принимаем — в первую очередь ради безопасности людей. Кроме того, это запрещено сейчас и законом.
— Как причащаются прихожане вашего монастыря?
— Монастырские священники принимают исповедь и причащают прихожан запасными Дарами вне богослужения. Так, за последние дни мы причастили таким образом ряд наших верующих, которые часто приходят сюда на богослужения.
— Сердечно благодарим вас, дорогой владыка, за это интервью. Что бы вы хотели пожелать вашим прихожанам и всем нам в это непростое время?
— Спасибо вам! Мы сейчас очень нуждаемся в ваших молитвах.
Беседовал Максим Бучнев
Православие.ru/Патриархия.ru
Всю свою жизнь мы пользуемся календарем. Эта, казалась бы, несложная таблица чисел с днями недели имеет очень древнюю и богатую историю. Известные нам цивилизации уже тогда знали, как разделить год на месяцы и дни. Например, в древнем Египте, основываясь на закономерности движения Луны и Сириуса, был создан календарь. Год составлял примерно 365 дней и делился на двенадцать месяцев, которые, в свою очередь, делились на тридцать дней.