Незыблемой традицией Оптинского скита должна оставаться верность святоотеческому преданию

К дню памяти митрополита Киевского и Галицкого Филарета

Ко дню блаженной кончины
Высокопреосвященного Филарета в схимонашестве Феодосия (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого – † 21 декабря/3 января 1857 года.
Русская Церковь знает много святителей, которые были беззаветно преданы делу своего служения. В какую бы эпоху они ни жили, какое бы положение в Церкви ни занимали, они ревностно служили Богу, исполненные великой любовью к людям. Одушевленные этой любовью и живой искренней верой, они умели трогать даже самые холодные сердца. К таким проповедникам в XVII веке принадлежал Димитрий Ростовский, который, живя в необыкновенно тяжелое и суровое время, источал любовь и ласку к исстрадавшимся людям. Величайшим апостолом любви был и Тихон Задонский, которого даже Лев Толстой, при всем своем отрицательном отношении к Церкви, называл самым теплым из всех русских духовных проповедников.

Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) являлся по своему духовному облику преемником святителя Димитрия Ростовского и Тихона Задонского. Любовь, доброта, милосердие, сострадательное сердце – вот главные черты его как человека, как архипастыря, как проповедника.


Его жизнь и пастырская деятельность есть живое воплощение активного, деятельного служения любви. В стенах духовных школ, которые он успешно окормлял, в обителях, настоятелями которых он являлся, в управлении епархиями, география которых столь обширна, – на проповеднической кафедре, среди духовенства и мирян, – всюду архипастырь подавал своим сотаинникам, сподвижникам и пасомым достойный пример неиссякаемой любви к людям. Поэтому-то и сейчас, спустя 163 года со дня его блаженной кончины, – он, в лике милостивого святителя, неизменно остается с нами.

Вспоминая сегодня митрополита Филарета, хочется остановиться на том этапе его столь разнообразной и бурной деятельности, который связан с Калужской епархией, где блаженнейший трудился Христа ради в период с 1819 по 1825 годы. Ведь именно в этот период, в 1820 году он задумал создание Скита при монастыре Оптина пустынь, а в 1821 году положил сему замыслу деятельное начало. Таким образом, грядущий 2022 год ознаменуется для оптинской обители исторической датой – двухсотлетием основания митрополитом Филаретом (Амфитеатровым) Иоанно-Предтеченского Скита при Оптиной пустыни. Не забудем, как все начиналось…

Первые скиты

Первые скитские поселения зародились в одно время со становлением христианства как новой религии, они были первыми поселениями монахов. Первые христианские подвижники часто выбирали для жизни глухую, пустынную местность, чтобы мирские дела и заботы не становились преградой для самоотверженного служения Богу.


Скит святой Анны на горе Афон

Первые христиане часто подвергались гонениям, поэтому богослужения приходилось проводить в тайных храмах, а сами монахи и священнослужители жили в отдаленных местах. Распространение скитского движения тесно связано с возникновением отшельничества.

Важно! Понятие «скит» происходит от названия Скитской пустыни.

Именно первые скиты стали прообразом современных монастырей. В них сформировался уклад монашеской жизни, который позже стал основой жизненного уклада любой обители. Сейчас монастыри и скиты имеют некоторые различия. Например, монахи, живущие в скиту, берут на себя дополнительные обеты. К ним можно отнести обет затворничества, строгий пост, усиленное молитвенное правило.

Ссылки [ править ]

  • «Коптские монастыри Вади Натрум», Бюллетень Музея искусств Метрополитен, Том 6, № 2, (февраль 1911 г.) 19–20.
  • Эль-Мескин, Матта, коптское монашество и монастырь Святого Макария: краткая история, напечатанная в монастыре Святого Макария, Каир, 2001.
  • Рассел, Норман, Жития отцов пустыни, Цистерцианские публикации: Каламазу, 1981 (эта работа представляет собой сборник высказываний, собранных в VI веке).
  • Рассел, Дортея, Средневековый Каир и монастыри Вади Натрум: Исторический справочник, Томас Нельсон и сыновья, Нью-Йорк, 1963.
  • Ward, Benedicta, The Sayings of the Desert Fathers, Cistercian Publications, Oxford, 1975 (Эта работа представляет собой сборник изречений, собранных в VI веке).
  • Безвредный, Уильям, Христиане пустыни: Введение в литературу раннего монашества, Oxford University Press, Oxford, 2004 169–181.
  • Геринг, Джеймс. Аскеты, общество и пустыня: исследования раннего египетского монашества, Trinity Press International, Harrisburg, 1999, 19.

Афонские скиты

На Афоне скитом называют отдельный монашеский поселок, подчиняющийся какому-то монастырю. Обычно такой поселок состоит из калив.

Интересно знать! Каливой на Афоне называют хижину, в которой живут монахи. Чаще всего в ней живет от трех до шести иноков. Каждая калива считается отдельной единицей и живет по собственному распорядку. Несколько калив, расположенных вместе, образуют скит.

Кроме того, на Афоне существует такое понятие, как общежительные скиты. По сути, они абсолютно ничем не отличаются от обычных монастырей, разве что они подчиняются одной из обителей.

Историческое название

Название Черниговский скит связано с иконой Божией Матери. Прославилась она в 1662 году вблизи Черниговского монастыря. Монахи молились перед иконой и этим спасли ее от монголо-татар, которые благодаря неведомой силе бежали прочь. С образа иконы было создано много копий.

Одну из таких репродукций в 1852 году Александра Филиппова подарила скиту, который стал называться Черниговским, хотя многие помнят его как Гефсиманский.

Существует в нем и другая чудотворная икона, которая называется «Нерушимая стена». Она изображает Богородицу, окруженную ангелами. Люди свидетельствуют, что на иконе продолжают появляться новые лики ангелов. Монахи объясняют это тем, что таким, возможно, был замысел иконописца.

Православные скиты России

Когда речь заходит о скитском движении в России, чаще всего это ассоциируется с аскетизмом и старообрядчеством.

Старообрядческие скиты возникли в России после того, как определенная часть духовенства не приняли церковную реформу, принятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян.


Старообрядческий скит в Челябинской области

В старообрядчестве скит был общепринятым названием. Так называли и маленькие монастыри, и большие монастырские поселения. Классическим примером такой обители можно считать Комаровский скит. Современники первых старообрядческих скитов описывают их как солидные строения.

Монастырское подворье состояло из нескольких келий общежительного типа, храмов и добротных хозяйственных построек. Часто все здания были соединены между собой тайными ходами. Однако скитские поселения далеко не всегда следует связывать со старообрядческим движением. Скиты часто основывали отшельники, стремившиеся к аскетическому образу жизни.

Важно знать! Под словом аскетизм в Православии обычно подразумевают строгий уклад жизни, сопряженный с добровольным отказом от различных бытовых и материальных благ.

Если говорить об отшельническом образе жизни, в первую очередь вспоминаются скиты Соловецких островов и острова Валаам.

История

В древности на Руси скиты представляли собой жилища, расположенные вдали от любых поселений, в непроходимой местности. Их обустраивали отшельники, которые протестовали против реформ и засилья светской и религиозной власти.

Скит – это было местожительство для староверов, беженцев, отшельников. Они строили себе кельи или деревянные домики. Их ограждали частоколом.

Были такие убежища во многих странах Евразии. На Руси большое количество поселений появилось после 988 года, когда началось внедрение новой официальной религии – христианства. Другими толчками для создания скитов была деятельность Ивана Грозного, Петра Великого, Советской власти.

Многие скиты были уничтожены к 18 веку, а их бывшие строения были преобразованы в 20 веке в музеи, архивы, складские помещения. В современное время скит – это памятники старины, которые имеют большое культурно-историческое значение. Они являются свидетелями противоречивого прошлого и настоящего.

Мужские православные скиты

Андреевский скит

Андреевский скит считается образцом классического древнерусского зодчества севера России. Впервые церковные постройки на этом месте возникли еще в XIV веке, со временем церковное подворье увеличивалось и расширялось.


Свято-Андреевский скит Соловецкого монастыря

В определенный исторический период скит выполнял функцию таможни — иноки проверяли иностранные суда, чтобы купцы не ввозили в Россию запрещенные товары, и чтобы в страну не въезжали люди, страдающие от заразных болезней. В советскую эпоху в скиту располагался штрафной изолятор для женщин. С начала 90-х годов прошлого века монашеская жизнь в обители была возобновлена.

Никольский скит

Монастырь был построен на острове Конд по приказу императора Николая II. Всего за 4 года на пустынном острове был построен большой храм и все монастырские постройки, было обустроено подворье, проведены хорошие дороги, были созданы все условия для ведения хозяйства. В Советское время монастырь был полностью разрушен.

Свято-Вознесенский скит

Монастырь был построен на Секирной горе. Изначально на вершине горы был построен одноглавый храм, который по совместительству был и маяком, указывающим путь морякам и рыболовам. В Советские времена в здании храма был штрафной изолятор, а у подножия горы производились расстрелы.


Свято-Вознесенский скит в Архангельской области

Богослужения в храме возобновились в 1992 году, а полноценная монашеская жизнь на острове была возобновлена в 2003 году.

Свято-Троицкий скит

Монастырь был построен на острове Анзер, куда удалялись отшельники для того, чтобы получить опыт пустынножительства. Позже здесь располагались солеварни и рыболовное хозяйство. С давних времен обитель была местом массового паломничества верующих.


Свято-Троицкий Анзерский скит в Архангельской области

Сергиевский скит

Поселение было основано на острове Большая Муксалма еще в XVI веке. Проживающие там иноки преимущественно занимались сельским хозяйством. После того, как к власти пришли большевики, монастырь находился в запустении, многие постройки обветшали или были разрушены. С 2003 года в монастыре начали селиться новые насельники. Недавно там начались реставрационные работы.

Скит Всех Святых

Скит Всех Святых — самое большое монастырское подворье на Валааме. Полагают, что он был построен на том месте, где ранее стояла келья Александра Свирского — там были построены храм, трапезная и шесть келейных зданий.


Скит Всех Святых Валаамского монастыря

Женщины могли попасть сюда лишь в престольные праздники в составе крестного хода. С 40-х годов работа монастыря была прекращена. В наши дни храмовый комплекс и монастырское хозяйство были полностью восстановлены.

Не менее известен и Воскресенский скит, расположенный на берегу Никоновской бухты, в том месте, где Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Церковные разногласия в ранних скитских общинах [ править ]

Ранняя церковь была полна разногласий, которые сильно разделили многие города и даже общины. Самые ранние монастыри долины Скетис предшествовали многим из этих ранних церковных расколов, и из-за их изолированности и из-за того, что большинство монахов проводили так много времени в изоляции, эти церковные проблемы медленно затрагивали их. Например, во время великого преследования христиан при императоре Декии многие ранние христиане бежали в пустыню в монастыри; длинная рука Рима не заходила очень глубоко в долину Скетис. Создание мучеников в это время повлияло на восприятие монахов Скита, потому что крайний аскетизм образа жизни заставил многих поверить в то, что монахи были живыми мучениками.

Позже, во время так называемого Мелитианского раскола, когда церковь в Александрии разделилась из-за того, кто был полноправным епископом, местные монастыри вокруг Александрии выбирали сторону и вступали в схватку, но монастыри Скетиса лишь мимоходом упоминали о проблемах. Изоляция пустыни и самих монахов сдерживала многие из самых ожесточенных церковных споров.

Как упоминалось ранее, святой Макарий был ненадолго сослан на остров на реке Нил из-за разногласий относительно Никейского символа веры, но изгнание было недолгим, и вскоре он вернулся в свой монастырь.

Женские православные скиты

Серафимо-Знаменский скит

Обитель, расположенная на юге Подмосковья, известна всем христианам, как место, в котором действительно царит Вера, Надежда и истинная Любовь. Монастырь пережил множество испытаний и тяжкие времена, но сейчас духовная жизнь в его стенах возрождается.


Серафимо-Знаменский скит в Домодедово

Покровский скит

Скит расположен в глухом лесу Ленинградской области. Монахини, живущие в обители, научились совмещать служение Богу и социальную деятельность — они помогают людям, страдающим от наркозависимости.

Жизнь старца Варнавы

Мирское имя старца — Василий Меркулов. Родился он в 1831 году в семье крепостных в Тульской губернии. К 20 годам он ушел к Сергию Радонежскому, постригшись в монахи, получил имя Варнава, означающее «утешитель».

Монах обладал, помимо дара утешения, способностью духовно рассуждать понимать духовные и житейские мудрости. Паломники часто посещали его келью, и старец их принимал, выслушивал, давал добрые советы, которые часто становились пророческими. Варнава предсказывал, что вскоре будут гонения за веру.

Духовные дети старца:

  • Иван Шмелев – писатель;
  • преподобный Серафим Вырицкий;
  • Константин Лаврентьев – философ в миру, он же монах Климент;
  • Василий Розанов – писатель, философ.

Мощи старца хранятся в Черниговском ските, а точнее в его главном храме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]