Распятие Господне
Светлую Пасху, праздник торжества жизни, предваряют дни всеобщей скорби. Ибо победа над смертью была добыта ценой кровавых мук. Памятуя о том, все христиане носят на шее крест. Христос был не единственным, не первым и далеко не последним казненным через распятие. Миллионы людей по всему миру приняли такую же страшную смерть. А множество верующих стремятся посетить на Святой Земле то место, где распяли Иисуса Христа.
Страшная казнь
Крестная мука была не только самой страшной, но еще и самой позорной казнью. Она пришла в Римскую Империю из Карфагена, а туда, в свою очередь, проникла из Финикии. Римляне никогда не казнили таким способом граждан – исключительно рабов.
Интересный факт
После поражения Спартака в 73 г. до н.э. было распято 6000 мятежников. И кресты стояли вдоль самой длинной Аппиевой дороги на протяжении 195 км.
Впрочем, иногда в Риме делали исключение для самых злостных преступников. Такие казни проводили в назидание другим злодеям, чтобы они, убоявшись смертной муки, прекратили свои темные дела. Не все кресты были такими, как тот, на котором распяли Христа, использовались и другие формы:
- Т-образная;
- Х-образная;
- Y-образная.
Чаще всего распинали головой вниз, поскольку это было удобнее – длинный столб втыкали глубок в землю, и поперечная планка оказывалась довольно низко.
Существует несколько версий того, как именно происходила сама казнь. По одной из них, казнимые сами несли до места своей гибели ее орудия – кресты, по другой – только поперечную перекладину, тогда как столбы были установлены заранее.
В некоторых случаях руки не прибивали, а привязывали веревками. Но чаще все-таки использовали гвозди. Вбивали их не в ладони, так как они бы не выдержали вес тела, а в запястья. Ноги так же прибивали гвоздями. У крестов никогда не было поперечной планки, так как если бы она была, смысл страшной казни пропал бы. Жертвы на кресте умирали не от кровопотери и не от боли, а от удушья – именно потому, что под ногами не было опоры.
Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест
Перед казнью их, как правило, бичевали. Затем они должны были нести на место распятия поперечную часть креста.
Чтобы предотвратить смерть от болевого шока, приговоренным к казни подносили вино с опием. Но, как гласит Евангелия от Марка, Иисус подношение отверг, а потому мучился больше, чем другие.
«И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял». (Мк 15:23)
Удар же копьем под ребро наносили не для того, чтобы добить, а уже посмертно, в качестве доказательства факта смерти.
LiveInternetLiveInternet
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.
Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.
Форма креста
Четырехконечный крест
Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.
«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», — говорит Сербский Патриарх Ириней.
Распятие
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие | Католическое Распятие |
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Значение крестной смерти Спасителя
Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно!» — возражали одни; «Это не нужно!» — утверждали другие.
Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
Католический крест | Православный крест |
- Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
- Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
- Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
- Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.
Материал подготовил Сергей Шуляк
Евангельское повествование о Распятии Христа
Каждый из евангелистов ведет рассказ о последних днях и часах Спасителя на земле. В главном апостолы сходятся, хотя детали разнятся.
Кадры из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы»
Так, во всех четырех текстах написано, что, когда повели Иисуса на казнь, крест за Ним нес некто Симон, встреченный по дороге и возвращавшийся, как упоминает Марк, с полевых работ. На Голгофе Его распяли, а рядом – двух преступников. Один хулил Его вместе с книжниками, фарисеями и другими зеваками. Они говорили:
«Что же Бог тебя не спасает, если ты – Его сын? Докажи нам, сойди с креста!»
Солдаты же, что находились возле казненных, делили облачение Иисуса. Через несколько часов Спаситель скончался.
Это факты, которые, в большей или меньшей степени, изложены во всех Евангелиях. Но каждый из учеников добавил свои подробности.
Например, Лука упоминает, что Иисус, когда Его вели на казнь, обращался к женщинам, говоря:
«Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» (Лк 23:28-29)
А Иоанн рассказывает о том, как Спаситель перепоручил его заботам Матерь свою:
«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
(Ин 19:26-28)
См. также:
Христианская мифология Крест Господень История Креста Господня Восшествие на Крест Св. Лонгин Троица Распятие, культовый предмет
Крест
В столице Древнего Рима распятие было широко применявшейся формой наказания для самых низменных преступников и рабов. Совершалось оно, по-видимому, следующим образом. На месте казни врывался stipes -вертикальный столб, который мог использоваться не раз. Осужденный нёс к месту казни поперечину (patibulum), к которой были привязаны руки (во избежание сопротивления). На месте его руки прибивались в запястьях к концам этой перекладины, которая поднималась на столб. С помощью прорезей и шипов она закреплялась либо на верху столба (чаще всего), либо несколько ниже. В первом случае получался сruх commissa («соединенный») или тау-крест (от греч. буквы «Т»); во втором — crux immissa («пересеченный»). Наконец к вертикальному столбу прибивались ноги распинаемого.
Обычным было прибивание гвоздями, а не привязывание, характерное для изображения разбойников. До XII в. традиционно изобржались четыре гвоздя — для рук и для каждой ноги. Впоследствии, за несколькими исключениями, их стало три (ноги прибивались одним гвоздем). Единственное упоминание о них в Евангелии сделал неверующий Фома (Ин., 20:25). Сейчас гвоздей, как святых реликвий, насчитывается более двадцати.
Подставка для ног (suppedaneum) — изобретение средневековых художников.
В античную эпоху надпись (titulus), указывавшая вину осужденного, вешалась ему на шею, а на месте казни прикреплялась на вершине креста. Пилат «написал и надпись и поставил на кресте. Написано было Иисус Назорей, Царь Иудейский (…) по-еврейски, по-гречески, по-римски». (Ин., 19:19-20) В искусстве Возрождения она обычно приводилась только по-латыни — «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum», сокращенно: «INRI». В живописи Контрреформации ее можно видеть в полном виде на трех языках.
В искусстве XIII в. (изредка и позднее) крест иногда приобретает форму дерева жизни (lingum vitae). Этот сюжетный мотив происходит из трудов Бонавентуре, писавшего, что это было дерево познания, вновь родившееся благодаря силе крови Спасителя — еще один способ отразить связь Распятия и Грехопадения.
Фигура Христа
Художники, начиная с эпохи Возрождения изображали Христа мертвым с головой, наклонённой на плечо (обычно правое). («преклонив главу, предал дух» Ин., 19:30). Терновый венец стали часто изображать с сер. XIII века, когда Людовик IX, принёс святые реликвии из крестового похода на Ближний Восток. До эпохи Контрреформации эта деталь редко упускалась художниками. Средневековая Церковь обсуждала вопрос, был ли Христос на кресте обнаженным (в Древнем Риме было принято казнить именно так). В ранних восточных изображениях сюжета на нем длинная, без рукавов туника, иногда на поясе у Христа тонкие одежды. Но всё это — изобретения художников раннего средневековья, как и набедренная повязка (perizonium).
Персонажи вокруг креста
- Два разбойника
Все Евангелия рассказывают о двух разбойниках, распятых вместе с Христом. Их имена Дисмас и Гестас («хороший» и «плохой») взяты из апокрифического Евангелия от Никодима. У Луки один из них упрекал другого, что их наказание заслужено, тогда как Христос невиновен. Спаситель сказал на это: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Во исполнение обещания разбойник оказался среди спасенных Христом при Сошествии во Ад. Из рассказа Луки выводится противопоставление между раскаявшимся грешником и нераскаявшимся. Хороший — справа от Христа, его лицо спокойное и умиротворённое, а дущу уносит ангел. Плохой — слева, он терзается, а его душа в когтях демона. Иоанн сообщает, что воины перебили разбойникам голени, чтобы приблизить их смертный час. На картинах это изображается как в явном виде, так и виде крови, которая льется из ран на их ногах. Этот мотив встречается в немецком искусстве XV в. Византийское руководство для художников наставляет, что преступник справа — седой мужчина с округлой бородой, слева — молодой и безбородый. Ранний итальянский Ренессанс придерживался византийской традиции. В средние века разбойники (соответственно степени святости) писались меньшего размера, чем Спаситель. Позднее на Западе для отличия от Христа, они обычно изображены не пригвождёнными, а привязанными за подмышки к Т-образным crux commissa, свисая с его поперечины (patibiilum). Порой у них завязаны глаза.
- Воины с копьем и губкой
Легендарные персонажи, получившие имена Лонгин (от греч. «копьё») и Стефатон. В средневековье они постоянно изображались вместе по обе стороны креста, с поднятыми копьём (олицетворяющем Церковь) и тростью с губкой (Синагога). Более известен первый из них: «Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин., 19:33-34). Его окружает множество легенд и домыслов. «Золотая легенда» рассказывает об излечении его слепоты кровью из ран Христа, последующем крещении и мученической смерти. Канонизирован. На слепоту Лонгина может указывать воин, направляющий его пику.
Лонгин отождествляется с центурионом синоптических Евангелий (нет у Иоанна), воскликнувщшим: «Воистину Он был Сын Божий». В живописи эти персонажи часто изображаются по-отдельности: воин с пикой и сотник в воинском облачении (возможно, верхом); у него на лице ужас.
Стефатон изображался несколько реже. Все четыре евангелиста отмечали, что губка на конце трости была намочена в уксусе, предложенном Христу перед самой его смертью в качестве питья. Нередки также изображение только копья и губки, возвышающихся среди воинского оружия.
- Воины, бросающие жребий
Персонажи частые во все периоды истории христианского искусства. Обычно следуют самому полному описанию у Иоанна (19:23-24). Одежды распятого Христа разделили на четыре части — «каждому воину по части»; а о хитоне, скроенном из единого куска ткани бросили жребий («Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий» (Ин., 19:24).). Воинов изображают у основания креста либо в углу картины. Число их различно, но редко менее трёх. Они бросают кости, ссорятся. Характерны образы: солдат с ножом, готовый разрезать хитон; солдат, который пытается примирить ссорящихся.
- Дева Мария и Св. Иоанн
Очень распространенный сюжет типология которого установилась в IX в. (каролингское Возрождение). Иллюстрирует вверение ещё живым Христом Девы Марии апостолу Иоанну:
«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Ин., 19:26-27)
Они изображаются со склоненными головами справа — Дева Мария, и слева — Иоанн от Христа. Одна рука Девы Марии, поддерживаемая под локоть другой, может быть поднята к щеке. (Традиционный скорбный жест, известный по эллинистическому искусству) Когда фигура Христа живого (торжествующего) уступает место Христу умершему (с раной в ребре), буквальный смысл Евангелия пропадает, уступая место натуралистическому выражению скорби. В XV в. эта тема оттесняется сюжетом «Обморок Девы Марии».
- Дева Мария, падающая в обморок; святые жены.
Излюбленный ренессансный мотив не подкрепляемый свидетельством Библии. Сюжет опирается на творения поздних средневековых монахов и мистиков, утверждавших, что Дева Мария теряла сознание трижды:
- по пути на Голгофу,
- у распятия Христа,
- после снятия его с креста.
Перемены с фигурой стоящей Девы Марии, стоически переносящей горе эпохи средневековья шли постепенно: в ранних образцах она еще на ногах, поддерживемая св. женами и Иоанном, а в XV в. обессиленная, опускается на землю. Но со 2-й пол. XVI в. этот мотив встречается редко: он был резко осужден Тридентским собором, указавшим художникам на, слова Иоанна (19:25): «При кресте Иисуса стояла Матерь Его (…)».
Св. жены, сопровождавшие Деву Марию, упомянуты всеми евангелистами с большими расхождениями. Мария женой Клопаса (Иоанн), считается той же, что и матерь Иакова и Иосии (Матфей и Марк). Также, Саломия (Марк) считалась той же личностью, что и «мать сыновей Зеведеевых» у Матфея. Обе они вместе с Марией Магдалиной известны как Три Марии, хотя их число и варьировалось. Они почти неотличимы дуг от друга, исключая Марию Магдалину: в искусстве раннего Возрождения она носит красные одежды. (Другая традиция — см. Святое Семейство)
- Мария Магдалина
Как уже отмечалось отличие Марии Магдалины от других св. жен, намечается в ранних произведениях эпохи Возрождения: иногда её можно опознать по красному плащу. Но на протяжении всей эпохи Возрождения и Контрреформации ей придаётся особая роль. Обычно, богато одетая и с пышными волосами, она стоит обособленно. Она коленопреклоненно обнимает основание креста, целует кровоточащие раны на ногах Христа или вытирать их своими волосами, что делает эпизод в доме Симона Фарисея прообразным актом. Может изображаться собирающей капли крови губами — аллюзия на Евхаристию.
- Святые и донаторы
Прим. с сер. XV в. появляется тип Распятия с предстоящими святыми, как в сцене Святого собеседования (Sacra Conversazione), появившейся в то же время. Помимо Девы Марии и Св. Иоанна-апостола почти всегда стоящих позади, может быть изображен Иоанн Креститель. Он присутствует либо как пророк божественности Христа и искупительной жертвы, либо как один из покровительствующих святых.
Эти святые указывают на обстоятельства изготовления образа:
- Патроны города, церкви или основатели ордена, для которых данное произведение было заказано. Чаще всего это Франциск Ассизский, Доминик, Августин (с Моникой).
- Столь же распространены изображение покровителей учености Иеронима и Екатерины Александрийской.
- Коленопреклоненный донатор (заказчик) часто сопровождаем Свв. Себастьяном и Рохом — защитниками от чумы, — знак того, что картина исполнена по обету, и/или в благодарность за избавление от болезни.
Символы и аллегорические фигуры
- Череп и змея
Присутствия в сцене Распятия черепа Адама определяется христианской доктриной искупления. Впервые появляется в IX в., и становится постоянным элементом композиции. Стекание на него крови из тела Спасителя — акт символического смывания Адамова греха, особенно характерный мотив искусства Контрреформации. Он может быть перевернут, как пробраз евхаристической чаши.
Змея с яблоком во рту — это еще одна аллюзия на Грехопадение.
- Рана и чаша
Благодаря Св. Августину, рана, нанесенная Христу копьём, приобретает особое богатство символики. Так, например, по его представлениям::
- Рана обычно изображается на правой, благой стороне тела, — стороне «вечной жизни» (К нач. XVII в. это символическое значение забывается, и положение раны становится произвольным).
- «Кровь и вода» (Ин), излившиеся из раны, символизируют Евхаристию и Крещение (Два главнейших христианских Таинства рождены от Христа — «нового Адама».).
- Как Ева сотворена из ребра Адама, так и Церковь, «Невеста Господа», родилась из раны его.
Спасительная кровь Христа начиная со времени позднего изображается собираемой в чашу Адамом, выходящим из могилы или стоящим ниже креста. С XIV в. аналогичным образом действуют ангелы, часто они парят по одному у каждой раны. Иногда чаша просто стоит у основания креста.
- Солнце и луна
Светила по сторонам креста (Солнце справа от Христа, Луна — слева), — постоянный элемент средневекового Распятия ещё встречаемый в искусстве раннего Возрождения. После XV в. встречаются редко. Ведут своё происхождение от изображений солнца и луны в образах солнечных богов Персии и Греции, а в римские времена и на монетах с портретами императоров. В раннее христианское искусство эти символы пришли через праздник Рождества, восходящий к тогдашнему языческому празднованию нового рождение Солнца. Изначально солнце и луна появились в таких сценах как Крещение, Добрый Пастырь, Христос в славе. К началу практики изображения Христа на кресте эти элементы уже имели обоснование в Библии и теологии. Синоптические Евангелия рассказывают о том, что с полудня на всю землю спустился мрак, который продолжался до трех часов дня. Затмение могло быть просто знаком того, что небеса облачились в траур в момент смерти Спасителя, но это могло означать и более конкретный смысл (опять-таки по Августину): солнце и луна символизировали прообразное соотношение двух Заветов — Ветхий Завет (луна) может быть понят, освещенный светом, проливаемым на него Новым (солнце).
В средние века светила могли представать:
- В классической форме: мужской и женской фигурами, едущими в квадриге и повозке, влекомой волами, соответственно; каждая фигура помещается внутри круглого диска.
- В виде торсов с нимбом из лучей и полумесяцем подобным таковым у Аполлона и Дианыю.
Позже эти изображения были сведены к двум дискам с простыми символами (так у луны внутри контура диска изображается полумесяц); эти диски могут нести ангелы.
- Церковь и Синагога
Средневековые аллегорические фигуры из арсенала образов «моральной симметрии» Распятия. Упоминание Матфея (27:51) о том, как в момент смерти Христа «завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу» знаменовало в глазах христианских комментаторов знаменовало конец Ветхого Завета и триумф Церкви. Коронованная Церковь стоит справа от креста, собирая в чашу кровь Спасителя (дух Закона). Синагога с завязанными глазами — слева, она роняет корону и скрижали (буква) Закона.
- Пеликан
Легендарная птица, кормящая (оживляющая) своей кровью детенышей, которую можно видеть сидящей (гнездящейся) на вершине креста. В эпоху Возрождения служила иллюстрацией к концепции об излиянии крови Христовой во спасение человечества. Нередки и отождествления с пеликаном самого Христа: например у Данте («Рай», 25:112) апостол Иоанна описан как тот, кто «с Пеликаном нашим возлежа, к его груди приник».
Место и дата распятия
Спаситель принял смерть на холме, имеющем форму, схожую с черепом и называемом Голгофа. Евреи верили, что под холмом был похоронен праотец Адам. Там традиционно совершались все публичные казни. Место Распятия находится в исторической части современного Иерусалима и относится к комплексу Гроба Господня. Сюда ежегодно приходят сотни тысяч паломников.
Место распятия Христа в храме Гроба Господнего в Иерусалиме
А вот точная дата, и тем более год, доподлинно неизвестны.
Согласно Евангелиям, произошло это в пятницу, в 15-й день месяца ниссана, что приблизительно соответствует марту-апрелю по Григорианскому календарю.
Воскрес же Спаситель в воскресенье. Возникает вопрос: как такое возможно, если между Распятием и Воскресением прошло три дня? Исследователи до сих пор спорят по этому поводу. В частности этот «просчет» объясняют тем, что евреи считали время по-другому. У иудеев день начинался не с полуночи, а на шесть часов раньше. Римляне пользовались Юлианским календарем. Отсюда разница во времени.
Исторические доказательства
Распятие считается доказанным историческим фактом. В том, что Иисус погиб именно на кресте нет сомнений, поскольку тому есть письменные свидетельства:
- повествование содержится во всех Евангелиях, и истории совпадают даже в деталях;
- римский историк Корнелий Тацит, язычник, в своем труде «Анналы» упоминает об этом в связи с другими событиями:
«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».
(Анналы, 15:44)
• в Вавилонском Талмуде II в., который был написан для того, чтобы обличить христианскую веру, также есть ссылка на Распятие:
«Вечером накануне Пасхи они повесили Иешу (из Назарета). В течение сорока дней перед этим ходил перед ним вестник, возвещавший, что его, Иешу из Назарета, намерены побить камнями за то, что он занимался колдовством, обманывал и сводил Израиль с пути истинного. Пусть имеющий сказать нечто в его защиту выйдет наперед и защитит его. Но не было обнаружено ничего в его защиту, и накануне Пасхи его повесили»
(Вавилонский «Синедрион).
Поскольку отсылки к казни Иисуса встречаются не только не в христианских, а даже в антихристианских сочинениях первых веков, Распятие Христа не вызывает никаких сомнений.
Археология
О том, что в царстве Иудейском действительно существовал такой способ казни, как распятие на кресте, свидетельствуют археологические раскопки. Так, в 1968 г. экспедиции удалось обнаружить близ Иерусалима тело человека, которого умертвили именно так. Предположительная дата смерти – 70 г. I в. н.э. Но самое главное – исследования показали, что многие детали казни совпадают с тем, что написано в Новом Завете.
Действующие лица
Согласно текстам евангелистов, в главах о Распятии можно выделить следующих действующих лиц:
- благоразумный разбойник, вступившийся за Иисуса перед другим злодеем, который поносил его;
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
(Лк 23:39-43)
- сотник римских солдат (согласно апокрифам, он позже принял крещение под именем Лонгин), который ударил Спасителя под ребро после того, как Он испустил дух;
- Иосиф, который прибыл издалека и просил у Понтия Пилата снять с креста тело Иисуса – как говорится в Евангелиях, он был Его учеником.
Свидетели казни
Итак, если вспомнить Евангелия, можно составить представление, кто именно присутствовал при Распятии:
- Мать Господа, Дева Мария, об этом упоминают Марк и Иоанн;
- тетушка Иисуса по матери, Мария Клеопова;
- Его ученица, Мария Магдалена;
«Были тут (при кресте) и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк 15:40)
• апостол Иоанн; • солдаты-римляне, которые делили одежду Христа; • два разбойника, распятых по обе руки от Него; • фарисеи, книжники и другой люд, насмехающийся над Ним.
Иконография: Распятие Датировки: XVIII в. Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 31 см, ширина 25,9 см Икона с неглубоким ковчегом. Композиция многофигурная. В центре на восьмиконечном кресте, плавно изогнутая фигура распятого Христа. По сторонам расположены предстоящие. За фигурами предстоящих блекло-зеленая городская стена. Над крестом два плачущих ангела. Лики: светло-коричневое вохрение с высвелениями по оливковому санкирю. Цвета одежд красновато-коричневые, зеленые, синие. Надписи, фон, нимбы, разделка доспехов воинов: позолота. Инв. № КХМ КП 3389 ДРИ 50. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Атрибуты казни
В истории сохранились упоминания обо всех предметах, использовавшихся во время Распятия:
- Крест Животворящий;
- титло INRI – табличка, прибитая над головой Христа по приказу прокуратора, буквы означают «Иисус Назорей, Царь Иудейский»;Если бы не было этой таблички, Спасителя распяли бы на Т-образном кресте. Но поскольку требовалось место, поперечную планку пришлось опустить.
- терновый венец, в насмешку надетый на голову;
- колонна, где Его бичевали перед казнью;
- розги (бич);
- гвозди, вбитые в ноги и запястья Христа;
- губка, которую поднесли Спасителю за миг до смерти, чтобы напоить уксусом;
- копье Лонгина;
- лестница, которую принесли, чтобы снять тело с креста;
- клещи, которыми вынимали гвозди.
- плащаница – погребальный саван;
- сударь – ткань, которой закрыли лицо Иисуса после смерти.
Доказательства
Не все из этих орудия казни сохранились до наших дней. Некоторые были безвозвратно утеряны.
Креста Животворящего в том виде, в котором он когда-то существовал, давно уже нет. Некоторое время половина его хранилась в Храме Гроба Господня. Но потом, поскольку разорительные набеги на Иерусалим были слишком частыми, решено было разделить Крест на части и отправить в разные обители, где они и хранятся по сей день.
Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими
В XIII вв. после одного из Крестовых походов на Святую Землю в Европе появились некоторые реликвии, связанные с Распятием Христа (Терновый венец, гвозди, частицы копья и др.) Так сохранились и некоторые другие Орудия Страстей:
- гвозди. Их, как считается, нашла мать императора Константина, Елена. Подлинных, которые использовали в день Распятия, существует всего три, так как один она оставила в Иерусалиме. Об этом писал историк Феодорит Кирский;
- титло. Также было привезено в Рим царицей Еленой. Один из фрагментов замуровали в базилике Свт. Иерусалимского Креста. Там его обнаружили при реставрации в XV веке вместе с печатью Луция II, подтверждающей подлинность;
- терновый венец. Изначально хранился в Иерусалиме, сейчас является главной реликвией Собора Парижской Богоматери. Сохранились свидетельства относительно недавние, времен Французской Революции, когда верующие спасали реликвию от уничтожения и разделили ее на три части;
- колонна бичевания. Целиком не сохранилась, но остались ее фрагменты, они хранятся в Иерусалиме, Риме и Стамбуле;
- сударь – плат, которым накрыли лицо Иисуса после смерти. Долго вызывал сомнения в подлинности. Но ученые из университета Дьюка (США) выяснили, что пятна идентичны оставшимся на плащанице. Кроме того, исследователи НАСА восстановили примерный облик Христа по отпечаткам на сударе и наложили на изображение с плащаницы. Совпало все плоть до длины носа и формы бороды;
- плащаница – погребальный саван Иисуса из шелковой ткани. Самая спорная реликвия в христианском мире. Судмедэксперты утверждают, что она подлинна, поскольку на ней нет следов разложения тела. Кроме того, она осталась целой, хотя Иисус был сильно изранен, и ткань должна была присохнуть к коже. Но, благодаря Воскресению, этого не произошло.
М. Нестеров. Распятие
Губка и розги, конечно же, не сохранились, так как подобные материалы не могли бы просуществовать так долго. Что касается копья, есть несколько экземпляров его обломков, но ученым не удалось доказать подлинность ни одного из них.
Кто еще был распят?
Из двенадцати ближайших учеников Христа пятеро приняли такую же страшную смерть. Были распяты: • братья Андрей и Петр (последний – вниз головой по собственному желанию); • Филипп; • Варфоломей; • Фаддей. И еще тысячи других христиан, не желавших отрекаться от своей веры, повторили этот путь.
Войти на сайт
Распятие и смерть Иисуса Христа. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)
Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать.
Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых.
Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.
Распятие 15 в.Греция
Змитрович Геннадий.Голгофа .
По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.
Michelangelo Merisi da Caravaggio, Christ Carrying the Cros
Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.
Нестеров «Несение креста»
Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».
Нестеров Михаил Васильевич. Несение креста.(фрагмент)
Голгофа Комаров Николай.
Голгофа .Jan Brueghel the Younger
Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).
По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь Иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский».
Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».
Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой.
Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу.
Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).
Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».
Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».
По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».
видео «Днесь висит на древе» Хор Св.Троице-Сергиевой лавры
https://www.youtube.com/watch?v=CpzybgaaRYo
Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)?
Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: «помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»
Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».
При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!
Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение.
С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.
Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается».
Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.
Нестеров «Распятие «
Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?»
Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.
Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его».
Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду».
Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.
Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода.
Гойя Франциск.Распятие Христа 1780
После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.
Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий».
А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.
Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем.
Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам.
Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.
И ещё картины и фрески из моих загрузок
Вальдивьесо и Энарехос, Доминго «Снятие с креста»
Боровиковский. Бог-Отец…
Васнецов .Положение во гроб
Васнецов. (предположительно) Положение во гроб
Врубель » Надгробный плач «
Жуковский Павел «Оплакивание Христа»
Николай Ге.»Возвращение с погребения»
Оплакивание Христа. Gaspar de Krayer 1584-1669
источник
Святое Распятие – символ победы над смертью
Почему же все-таки Крест – Животворящий? Ведь нам нем мучился и погиб Спаситель. А называется он так потому, что смерть оказалась бессильна забрать Его. И после Распятия Он Воскрес, тем самым наделив и орудие казни чудотворной силой.
На Кресте пострадал наш Спаситель и произошла искупительная смерть, которая разрушила преграды и соединила всех людей, даже самых распоследних грешников с Богом. Так стал понятен смысл последнего слова, сказанного Иисусом при кончине: «Свершилось!» По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.
По преданию, когда царица Елена нашла Крест, его приложили к мертвому человеку, которого принесли хоронить, и он ожил.
Распятие на кресте — 55 фактов:
- Это самая болезненная смерть, когда-либо изобретенная человеком, термин «мучение» тут актуален, как никогда.
- Это наказание было, в первую очередь, для самых злобных мужчин-преступников.
- Иисус был раздет донага, Его одежда поделена между римскими воинами.
«Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Псалом 21 стих 19, Библия).
- Распятие на кресте гарантировало Иисусу ужасную, медленную, мучительную смерть.
- Колени Иисуса были согнуты под углом около 45 градусов. Он был вынужден нести собственный вес мышцами бедра, что не является анатомически правильным положением, которое можно сохранять более чем на несколько минут без судорог в мышцах бёдер и голени.
- Весь вес Иисуса давил на Его ноги с гвоздями, пробитыми через них. Поскольку мышцы ног Иисуса быстро уставали, вес Его тела должен был быть перенесен на Его запястья, руки и плечи.
- Через несколько минут после того, как Его положили на Крест, плечи Иисуса были вывихнуты. Минуты спустя локти и запястья Спасителя также оказались вывихнутыми.
- Результатом этих вывихов является то, что Его руки должны были быть на 9 дюймов (23см) длиннее, чем обычно.
- Кроме того, в Псалме 21 стих 15 было исполнено пророчество: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались». Данный пророческий псалом очень точно передает чувства Иисуса Христа на кресте.
- После того, как были вывихнуты запястья Иисуса, локти и плечи, вес Его тела через руки вызвал давление на мышцы грудной клетки.
- Это заставило Его грудную клетку вытянуться вверх и наружу, в самом неестественном состоянии. Его грудная клетка постоянно находилась в состоянии максимального вдоха.
- Чтобы выдохнуть, Иисус должен был опереться на пробитые гвоздями ноги и поднять собственное тело, позволив грудной клетке двигаться вниз и внутрь, чтобы выпустить воздух из легких.
- Его легкие находились в состоянии покоя с постоянным максимальным вдохом. Распятие — катастрофа с точки зрения медицины.
- Проблема заключалась в том, что Иисус не мог свободно опереться на ноги, потому что мышцы Его ног, согнутые под углом 45 градусов, затекли и чрезвычайно болели, постоянно находясь в судорогах и в анатомически невероятно неправильном положении.
- 1В отличие от всех голливудских фильмов о Распятии, жертва была чрезвычайно активна. Распятая жертва была физиологически вынуждена передвигаться вверх и вниз по кресту, на расстояние около 12 дюймов (30 см.) чтобы дышать.
- Процесс дыхания вызывал мучительную боль, смешанную с абсолютным ужасом удушья.
- Поскольку распятие продолжалось 6 часов, Иисус все меньше и меньше мог переносить свой вес на ноги, так как Его бедра и другие мышцы ног всё более и более слабели. Увеличивалось смещение Его запястий, локтей и плеч, а дальнейшее поднятие Его грудной клетки делало Его дыхание все труднее и труднее. Через несколько минут после распятия Иисус стал страдать сильной одышкой.
- Его движения вверх и вниз на Кресте, чтобы дышать, доставляли мучительную боль Его запястьям, Его ступням и вывихнутым локтям и плечам.
- Движения становились менее частыми по мере того, как Иисус становился все более изможденным, но ужас неминуемой смерти от удушья заставлял Его продолжать прилагать усилия, чтобы дышать.
- У мышц ног Иисуса развилась мучительная судорога от давления при попытках поднять собственное тело, чтобы выдохнуть.
- Боль от двух раздробленных срединных нервов в Его запястьях буквально взрывалась при каждом движении.
- Иисус был весь покрыт кровью и потом.
- Кровь была результатом бичевания, которое чуть не убило Его, а пот — результатом Его попыток выдохнуть. К тому же, Он был совершенно наг, а вожди иудеев, толпы и воры по обе стороны креста издевались, ругались и смеялись над Ним. Кроме того, это наблюдала собственная мать Иисуса. Представьте Его эмоциональное унижение.
- Физически тело Иисуса переживало целую серию ведущих к смерти истязаний.
- Из-за того, что Иисус не мог поддерживать адекватную вентиляцию легких, Он находился в состоянии гиповентиляции.
- Уровень кислорода в крови Иисуса начал падать, у Него развилась гипоксия. Кроме того, из-за ограниченных дыхательных движений уровень углекислого газа в крови (СО2) начал повышаться, это состояние называется гиперкритическим.
- Рост уровня СО2 заставлял Его сердце биться быстрее, чтобы увеличить приток кислорода и удалить СО2.
- Дыхательный центр в мозгу Иисуса посылал срочные сообщения в Его легкие — дышать быстрее. Он начал тяжело дышать, судорожно хрипеть.
- Физиологические рефлексы Иисуса требовали от него более глубокого дыхания, и Он невольно двигался вверх и вниз по Кресту гораздо быстрее, несмотря на мучительную боль. Мучительные движения спонтанно начинались несколько раз в минуту, к радости толпы, которая издевалась над Ним с римскими солдатами и синедрионом.
«Я же червь (красное размазанное пятно), а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». (Псалтирь 21 стихи7-9)
- Однако, из-за пригвождения Иисуса к Кресту и Его увеличивающегося истощения, Он не может больше обеспечивать кислородом своё тело.
- Гипоксия (недостаток кислорода) и Гиперкапния (обилие СО2) заставляли Его сердце биться все быстрее и быстрее, теперь у Него развилась Тахикардия.
- Сердце Иисуса билось все быстрее и быстрее, его частота пульса, вероятно, составляла около 220 уд/мин.
- Иисус ничего не пил в течение 15 часов, начиная с 6 вечера предыдущего вечера. Напомним, что Он пережил бичевание, которое чуть не убило Его.
- Он истекал кровью по всему телу из-за бичевания, тернового венца, гвоздей в запястьях и ногах, а также множественными рваными ранами, полученными Им при избиениях и падениях.
«…Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.» (Библия, Книга пророка Исаии 53 стихи 5,7)
- Иисус уже был очень обезвожен, Его кровяное давление упало до минимума.
- Его артериальное давление было, вероятно, около 80/50.
- Он был в шоке первой степени, с гиповолемией (низкий уровень крови), тахикардией (чрезмерно быстрый пульс), тахипноэей (чрезмерно быстрым дыханием) и гипергидрозом (чрезмерным потоотделением).
- Около полудня сердце Иисуса, вероятно, начало «пробуксовывать».
- Легкие Иисуса, вероятно, начали заполняться легочным отеком.
- Это только усугубляло его дыхание, которое было уже сильно усложнено.
- Иисус переживает сердечную и дыхательную недостаточность.
- Иисус сказал: «Я жажду», потому что Его тело вопило о жидкости.
«Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.» (Псалтирь 21:16)
- Иисус остро нуждался в внутривенном вливании крови и плазмы, чтобы спасти Свою жизнь.
- Иисус не мог дышать должным образом и медленно задыхался.
- На этом этапе у Иисуса, вероятно, развилось нарушение кровообращения (Haemopericardium).
- Плазма и кровь собрались в пространстве вокруг Его сердца, называемого перикардом. «сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.» (Псалтирь 21:15)
- Эта жидкость вокруг Его сердца вызвала сердечную тампонаду (что мешало сердцу Иисуса биться правильно).
- Из-за возрастающих физиологических потребностей сердца и развития Haemopericardium, Иисус, вероятно, в конечном итоге, получил разрыв сердца. Его сердце буквально лопнуло. Скорее всего, это стало причиной Его смерти.
- Чтобы замедлить процесс смерти, солдаты установили на Крест небольшой деревянный уступ, который позволил бы Иисусу «привилегированно» нести свой вес на кресте.
- Результатом этого было то, что на кресте могли умирать до девяти дней.
- Когда римляне хотели ускорить смерть, они просто ломали ноги жертвам, заставив жертву удушиться в считанные минуты.
- В три часа дня Иисус сказал: «Свершилось». В тот момент Он испустил Свой Дух и умер.
- Когда солдаты пришли к Иисусу сломать Ему ноги, Он уже был мертв. Ни одна из частей Его тела не была сломлена во исполнение пророчеств.
- Иисус умирал в течении шести часов, после самых мучительных и ужасающих пыток, когда-либо изобретенных.
- Он умер, чтобы простые люди, такие как вы и я, могли быть участниками Царства Небесного.
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.» (2 к Коринфянам 5:21)
Изображения
В храмах и на полотнах художников Распятие изображается по-разному.
Крест киотный «Распятие Христово с предстоящими» Вторая половина XIX в. Медный сплав, литье, серебрение, эмаль. 22.1 × 14.1 × 0.4 см Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Традиционный символ Русской Православной Церкви – восьмиконечный крест. Его можно увидеть и на куполах, и над алтарем, и на канунах. Спаситель изображен живым, руки прибиты к средней перекладине. Верхняя, маленькая – это титло с той самой надписью. Нижняя перекладина – символ весов добра и зла. Так, один разбойник на кресте проявил великодушие, и добро в его душе перевесило. Второй, напротив, ругал Иисуса, и в его душе победило зло.
Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте Фото Азбука.ру
На картинах разных эпох Христа изображали, в зависимости от существовавших тогда представлений. Так, в раннем Средневековье Спасителя писали мертвым, с поникшей головой. В XIII в. появилась традиция изображать Его в терновом венце. И в том же столетии Иисус на картинах все больше представал страдающим, в агонии, с текущей из ран кровью. Таким мы его видим, например, на «Иземхайском алтаре» Маттиаса Грюневальда.