Женский монастырь в честь преподобного Амвросия Оптинского в деревне Русаково Слонимского района
29 сентября 2005 года, по благословению архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия, в деревню Русаково Слонимского района были направлены пять сестер Благовещенского женского монастыря в городе Слониме для устроения женского монастырского скита.
В 2006 году в деревне Русаково официально зарегистрировано Сестричество в честь преподобного Амвросия Оптинского Новогрудской епархии Белорусской Православной Церкви.
В декабре 2022 года старшая сестра Сестричества обратилась к архиепископу Гурию с прошением о преобразовании Сестричества в одноименный женский монастырь. В соответствии с п. 36 гл. 7 Устава Новогрудской епархии, данное прошение было рассмотрено и одобрено Епархиальным Советом. Вопрос о возможности преобразования Сестричества в женский монастырь также всесторонне изучался и получил одобрение со стороны Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви.
8 июня 2022 года состоялось очередное заседание Синода Белорусского Экзархата, на котором был заслушан рапорт архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия с ходатайством о преобразовании Сестричества в честь преподобного Амвросия Оптинского Новогрудской епархии Белорусской Православной Церкви в одноименный женский монастырь.
Рассмотрев рапорт владыки Гурия, Синод Белорусской Православной Церкви постановил благословить преобразование Сестричества в религиозную организацию «Женский монастырь в честь преподобного Амвросия Оптинского в деревне Русаково Слонимского района Новогрудской епархии Белорусской Православной Церкви». Синод также установил, что религиозная организация «Женский монастырь в честь преподобного Амвросия Оптинского в деревне Русаково Слонимского района Новогрудской епархии Белорусской Православной Церкви» является правопреемником Сестричества в честь преподобного Амвросия Оптинского Новогрудской епархии Белорусской Православной Церкви. Было также решено утвердить устав новообразованного монастыря и представить его на регистрацию в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
На территории, занимаемой монастырем, расположен храм, несколько домов, в которых устроены келии для сестер, библиотека, трапезные, начато строительство причтового дома.
Настоятельницей новообразованной обители назначена монахиня Макария (Матяш Наталья Васильевна) с возведением ее в сан игумении по должности.
В монастыре подвизается 12 насельниц: 3 монахини, 2 инокини, 2 послушницы и кандидаты в послушницы (2021 г.).
КОНТАКТЫ:
231822, Республика Беларусь, Гродненская обл., Слонимский р-н, п/о Жировичи, д. Русаково, д. 18
Дежурный телефон: +375 44 7560082 Электронная почта
ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦА МОНАСТЫРЯ
Здесь у нас в скиту — рай земной…
7 июля — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, престольный праздник Оптиной пустыни
Образ святого Иоанна Предтечи на вахтенной башне при входе в скит Оптиной Пустыни
Дни памяти славного и честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которые отмечаются несколько раз в году, в Оптиной пустыни являются особыми, престольными праздниками удаленного в монастырские леса Иоанно-Предтеченского скита.
Предтеченский храм в скиту Оптиной Пустыни
Главный храм скита, где богослужения совершаются по особому скитскому уставу, построен в 1822 году. Этот деревянный храм срублен из того самого леса, который рос на месте скита. Он освящён в честь праздника Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Паломники допускаются на эти богослужения — «открытые» литургии — только четыре раза в году. Такие дни есть в течение каждого времени года, они приурочены к большим праздникам. Зимой это 20 января — Собор Иоанна Предтечи, весной — понедельник Светлой Седмицы, летом — 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; и, наконец, осенью — 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
«Скит наш есть своего рода станция от земли к небу», — такое ёмкое определение дал известный художник Д.М. Болотов (1837-1907), ставший впоследствии иеромонахом Даниилом, который подвизался в Иоанно-Предтеченском скиту.
* * *
Отец Павел Флоренский называл Оптину Пустынь, которая в начале XIX века стараниями митрополита Московского Платона (Левшина), а затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) превратилась в крепнущий общежительный монастырь, «духовной санаторией многих израненных душ».
Начало пустынножительству здесь положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX века в глубине монастырского леса на малой пасеке.
Спустя шесть лет после его кончины сюда по благословению преосвященного Филарета переселились отшельники Рославльских лесов, среди которых были старцы Моисей и Антоний. Им и было поручено устройство скита — в 170 саженях от обители..
«1821 г., июня 17-го. Строить скит да благословит Бог благодатию Своею, да поможет совершить», — начертал на плане скита владыка Филарет.
Отцу Моисею с братией предстоял тяжёлый труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата — отец Моисей и отец Антоний — вместе с наёмными рабочими валили сосны и корчевали пни.
Посвящение церкви святому, почитаемому как первый пустынножитель, дало название и скиту. Игумен Даниил напутствовал монахов:
«Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!»[1]
Под престол храма была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи. 5 февраля 1822 года церковь была освящена игуменом Даниилом.
Постепенно вокруг Предтеченского храма возникали домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет.
Целью жизни в скиту считалось «при единодушном жительстве глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное притом с внимательным рассматриванием самого себя и постоянной молитвой, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира»[2].
В 1825 году владыка Филарет, принимая Киевскую епархию и покидая Калужскую, назначил отца Моисея настоятелем Оптиной пустыни. После отца Моисея скитоначальником стал его младший брат отец Антоний.
* * *
Именно здесь, в скиту, и зародилось старчество(«институт» на православной Руси к тому времени изрядно забытый), сделав это благодатное место «духовным сердцем» Оптиной.
С.С. Безобразов (впоследствии епископ Катанский Кассиан) писал, что «Оптина пустынь и в ней как средоточие её жизни и её работы Предтеченский скит заняли важное место в истории русской общественности и русской духовной культуры»[3].
Но преподобный Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а преподобный Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества.
Основателем старчества в Оптиной стал приглашённый преподобным Моисеем иеросхимонах Лев (Наголкин), как и он сам опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению.
Старца Льва и его ученика отца Макария (Иванова) вдохновляло, как и преподобного Моисея, наследие преподобного Паисия Величковского — молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве.
В годы настоятельства преподобного Моисея монахами Оптиной вместе с группой единомышленников-мирян были впервые изданы на русском языке сделанные отцом Паисием переводы с греческого великих аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника.
Временем полного утверждения старчества, которое укрепилось благодаря деятельности преподобного Макария, можно считать начало 1840-х годов. А своего расцвета старчество достигло при преподобном Амвросии (Гренкове), за советом и утешением к которому стекались люди разных сословий и возраста со всей России.
Именно поэтому до революции не иссякал поток паломников, стремящихся получить совет и утешение от благодатных оптинских старцев, и именно поэтому Оптина пустынь приобрела свою известность по всей Святой Руси.
Да и за пределами Отечества. Многие иностранцы, посещавшие Оптину, её скит, под влиянием отца Амвросия и других оптинских старцев принимали Православие прямо в обители.
Именно отец Амвросий стал прообразом знаменитого старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. После смерти трёхлетнего сына он отправился в Оптину.
«Это кающийся», — так впоследствии отозвался о Федоре Михайловиче старец, с которым несколько раз удалось побеседовать писателю.
* * *
Другой великий старец — схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), знаменитый подвижник России начала XX века, бывший в те годы начальником скита.
Обратившись к одному из стихотворений старца, можно представить себе внешний и внутренний, духовный облик, обители и скита в период расцвета Оптиной:
…Наследие веков тенистый бор По сторонам её раскинулся дремучий: В нём тишина, безмолвию простор, Свобода полная для чувств святых и дум: Лишь слышен там порой деревьев шум, Когда вершины их колеблет ветр летучий. Ясней здесь небеса и чище их лазурь… Мирской ярем нося и скорбный совершая Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь, Сподобился я видеть отблеск рая.
Шесть раз побывал в Оптиной Лев Толстой. В последний раз он приехал в обитель в 1910 г., незадолго до смерти, будучи уже отлученным от Церкви. Лев Николаевич намеревался побеседовать со старцами, но так и не решился войти в Предтеченский скит.
На смертном одре Лев Николаевич попросил отправить в Оптину телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца.
К писателю приехал преподобный Варсонофий. Но близкие Толстого, включая его секретаря Черткова, не допустили старца к умирающему.
Преподобный Варсонофий сильно страдал от того, что не смог в последний момент принять покаяние, примирив с Церковью великого писателя.
«Ты умел только любить, только творить добро…», — так говорил после кончины старца духовный сын преподобного Амвросия, а затем духовный сын преподобного Варсонофия, митрополит Трифон (Туркестанов).
* * *
После революции монахи Оптиной и скита были сосланы или расстреляны. Последний скитоначальник преподобный Нектарий был арестован в 1923 году. После выхода из тюрьмы жил в Брянской губернии — сначала в селе Плохине (ныне Ульяново Калужской области), затем в селе Холмищи (ныне Калужской области), где умер в 1928 году.
Скит превратили в детский санаторий. Он всегда был полон детворы с молодыми мамами и все хворые на удивление быстро в нём поправлялись.
За годы советской власти храмы и колокольня Предтеченского скита лишились глав, некоторые святыни утрачены. Ограда скита была сломана. Многие деревья в роще, разделявшей обитель и скит, срублены.
Однако, по словам Владимира Солоухина, «скит и всё в скиту уцелело в большей целости и сохранности, нежели в основном монастыре. Полкилометра расстояния от Оптиной, меньшая капитальность и крепость скита, в особенности наружной стены (но и других построек тоже), косвенно помогли ему уцелеть, и разрушительная волна прокатилась как бы над ним»[4].
В 1967 году благодаря усилиям директора Козельского краеведческого музея В.Н. Сорокина в Предтеченском скиту открылся литературный отдел музея. Экспозиция была посвящена Л.Н. Толстому, братьям Киреевским, Гоголю, Достоевскому.
В скиту сохранились домики, где останавливались Гоголь и Достоевский.
1 февраля 1990 года Оптиной пустыне была передана бoльшая часть Иоанно-Предтеченского скита (другая часть оставалась у литературного отдела Козельского музея до 2005). 18 марта 1990 года освящён храм св. Иоанна Предтечи.
Скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья преподобного Амвросия в «хибарке». Она стала мемориальной и открыта для посетителей.
Ныне круг богослужений в скиту, как и в прежние времена, начинается с Полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем — утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов.
Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».
«Здесь у нас в скиту — рай земной, — писал о жизни братии преподобный Никон Оптинский. — У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: Коль возлюблена селения Твоя, Господи (Пс. 82, 2), — и воистину так».
Да, воистину так!
[1] Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 16.
[2] Леонид (Кавелин). 1862. С. 85.
[3] ОПИ ГИМ. Ф. 521. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 10-10 об.
[4] Солоухин В. А. Время собирать камни // Собр. соч. М., 1984. Т. 3. С. 474.
Подготовил Николай Головкин
Оптина пустынь