Притча о добром самарянине. Краткое толкование притч Иисуса Христа


Толкование

В притче о милосердном самарянине Господь отвечает на вопрос о вечной жизни. Всякий кто верует в то, что Господь ему даровал вечную жизнь, должен хорошо понимать эту притчу и усвоить эти уроки.

Кто такой «законник»? Это специалист в области закона. Не юридического, гражданского или уголовного, а в области закона Божия. То есть хорошо знающий заповеди. Это богослов.

Что значит «искушая»? Это значит, что он знает ответ, но ищет неправильности в ответе отвечающего или может быть задает такой вопрос, чтобы дальше расставить какую-то подходящую ловушку и привести к тому, чтобы отвечающий в нее попал и его можно было бы обвинить в чем-то неправильным. В том, что он неправильно рассуждает, не по закону, плохо знает заповеди. Другими словами, показать его в глазах слушателей как несостоятельного учителя. Поэтому он задает вопрос не потому, что ищет правды, а чтобы спровоцировать на какой-то неверный ответ.

Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Это удивительный вопрос, потому что в Ветхом завете так прямиком о жизни вечной не говорилось. На поверхности лежали более близкие для понимания грубого, не очень духовного, вещественного человека, который больше привязан к земному. Эти вещи, которые были ему ближе и понятнее, представляли собой земное благосостояние. Исполняй закон, и Господь даст тебе все. В Ветхом завете затронута только область земного благополучия. А этот человек, который задает такой вопрос, оказался достаточно проницательным, чтобы за всеми этими посулами и обетами земных благ от Господа, увидеть что-то более глубокое и духовное. Не может Божие благословение ограничиваться только земным благополучием. Настоящая и приходящая ценность Божьего благословения заключается в том, что оно простирается далее земного бытия – в жизнь вечную.

Нередко Господь отвечает вопросом на вопрос, когда видит, что к Нему обращаются с лукавством. Законник же, чтобы обелить себя в глазах слушателей (что он не задавал вопрос с коварством), он сказал: «Ну да, это все понятно, но кто же ближний?». Конечно, вопрос имеет основание, так как у иудеев были споры на этот счет.

Кто ближний? Родственник или единомышленник? К кому я должен указывать такую любовь, как к самому себе? Не всем же подряд?

На самом деле, этот вопрос звучит очень глупо, потому что первый вопрос поражает свой глубиной, второй совсем другой: все человеку понятно, но не понятно только, кого нужно любить.

Иерусалим – святой город, который находится на высоте 800 метров над уровнем моря. Он символизирует присутствие Божия в народе Божием. Иерихон – город греха. Он находится в той долине, где Мёртвое море. То есть этот город даже ниже уровня мирового океана на 200 метров. Иерусалим – святость, Иерихон – грех. Это символы. И так всякий человек, который идет от святости, праведной жизни, идет ко греху, непременно попадается на этом пути разбойникам. Это страсти греховные или демоны, которые пытаются погубить человека. Они его изранили до полусмерти, сняв с него одежду. Ограбили, изранили и ушли. Но не убили полностью, потому что никакой грех не способен убить человека полностью, пока человек может покаяться. Поэтому он полуживой, полумертвый, но еще не умер. Это образ всего Человечества или каждого из нас.

Не думайте, что священник и левит – жесткие люди, так как прошли мимо. Это символы ветхозаветной религиозной жизни. Уклад ветхозаветной религии не спасал человека, а только давал направления духовности (давал определенные рамки, предохранял от падения человека ниже, давало что-то человеку). Но это были полумеры. Это готовила человека к спасению, но не спасало. Иначе не нужен был бы и Христос (милосердный самарянин).

Поскольку ветхозаветная религия не могла спасти человека, священник и левит проходят мимо. Не спасается человек, исполнением закона.

Христос берет на себя образ самарянина, потому что это не иудей, а полуязычник. У самарян был закон Моисея, то есть они знали Пятикнижия Моисея, но у них были свои какие-то языческие верования. То есть они вроде бы и знали заповеди Моисея и Божии, но к этому добавляли что-то свое. Они отличались от иудеев и ненавидели их.

Христос применяет образ самарянина на себя для того, чтобы показать, что он не такой как все иудеи, которые желали видеть его в своей среде, как такого правильного, ортодоксального фарисея. Он не такой. Он говорит, нечто из того, что не понимают книжники. Вместе с тем, взяв такой образ на Себя, Христос показывает, что Он Спаситель только иудеев, но и всего мира (любого человека, независимо от его племени).

«Масло» и «вино» – это тоже символы, но уже новозаветных христианских таинств. В то же время, это древние антисептические лекарства. Простые и примитивные, но других тогда не было. Вином дезинфицировали раны, а маслом смягчали болячки всякие.

«Гостиница» – это церковь.

«Два динария» – это благодать Божия. Благодать Святого Духа, которая пребывает в церкви и таинствах церковных.

«Содержатель гостиницы» – это служитель Церкви. Это благодать, которою дал Христос, принадлежит Ему. И если священник будет сердечно относится к своему служению, с душой, то когда будет второе пришествие Иисуса Христа и суд Божий, то получит награду.

«Иди и поступай так же» – всякому человеку, который нуждается в помощи, нужно ее оказывать. И не важно, родственник это или друг, а может какой-то бомж, нужно поступить так, как бы это сделал милосердный самаритянин.

Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон

На первый взгляд, творить добрые дела несложно. Но обычно это легко лишь до тех пор, пока для этого не нужно чем-то жертвовать. В адрес же человека, чей добрый поступок сопровождался ущемлением собственных интересов, нередко слышна ироничная фраза: «добрый самаритянин».

В эпоху, когда главными ценностями становятся высокое положение в обществе и величина банковского счёта, вышеназванное высказывание утратило свой первоначальный смысл. Употребляя его, многие забывают, что пришло оно из Библии. И за этой фразой скрывается одна из главных мыслей учения Иисуса Христа.


Добрый самаритянин (католическая фреска)

«Господь говорит: «Иди и твори так же, и поступай так же, как милосердный самарянин». Этот призыв мы должны сегодня услышать и претворить в деятельную любовь к Богу и ближнему» (митрополит Иларион Алфеев).

Постараемся же разобраться, кто такой самаритянин и почему он добрый.

Уточнения

События, описанные в этой притче, проходили более двух тысяч лет назад. Чтобы их понять, необходимы некоторые уточнения. Прежде всего, священник и левит – это служители в иудейском храме. Существует традиция (Закон), которая предписывает всех иудеев считать близкими людьми, обязанными помогать друг другу. Священник и левит – это люди, занимающие определённые должности в иудейском храме, досконально знающие закон и традиции, но они не помогают пострадавшему еврею.

Самаряне – это для иудеев еретики, которых они считали врагами. Не случайно в притче приведён милосердный самарянин, помогающий пострадавшему иудею, так как и они для самарян были врагами. Но для Иисуса все люди – это создания божьи, которые равны между собой. Хотя своего особого отношения к иудеям он не скрывал.

Чему нас учит притча о добром самарянине

«Очень сложно нам понять слова Христа: «И ты твори также!» Тяжко было человеку услышать такие слова. Мы ведь любим любящих нас, мы ненавидим тех, кто не любит нас, мы ненавидим тех, кто скажет нам какое-то колкое слово, мы не терпим критики в свой адрес, даже если она справедлива. Наша гордыня, наша зависть, наше сребролюбие, наше непокорение воле Божьей приводит человека к страшным последствиям – к вечной смерти. И те разбойники (духи злобы поднебесной), которые есть на нашем жизненном пути, как они радуются нашим неудачам, но главные неудачники – это дьявол и все его последователи», – напомнил Владыка Павел.

И добавил: «Мы должны всегда помнить слова Христа о ранах души, которые еще более болят, чем раны телесные: «Не бойтесь убивающих тело, а души не могущих повредить, бойтесь того, кто по убиении душу может ввергнуть в геенну».

«Дорогие братья и сестры, в нашей жизни есть много примеров, когда мы часто заблуждаемся. Мы можем помочь, но не хотим. И сразу при этом уподобляемся ветхозаветному священнику – проходим мимо всего доброго, всего святого. Проходим мимо храма, проходим мимо Евангелия, проходим мимо самого главного в жизни человека. А мы должны помогать, тяготы друг друга носить, тако исполните Закон Христов.

Даже верой, даже своей жизнью временами мы должны пожертвовать, лишь бы спасти немногих.

Этот пример показали нам наши родители, наши отцы и братья, которые во время Великой Отечественной войны страдали и не жалели жизни своей, чтобы только мы жили в мире. Ведь те, которые идут на нас со всякой неправдой и злобой, и те, которые эту злобу распространяют, эти люди – исчадие ада. Это те люди, которые действительно не имеют в себе ничего живоносного», – рассказал настоятель лавры.

Он отметил, что в какой-то мере мы все законники: «Христиане, мы знаем Закон, нам Господь поставил Заповедь, поставил путеводитель и Ангела-Хранителя. Он нас оградил от всякого зла этими добрыми самарянами. И Закон Любви Его живет между нами – будьте милосерды, как Отец Ваш милосердный. И апостол Павел говорит: «Будьте подобны мне, как я подобен Христу». Поэтому эта история, эта притча пускай послужит каждому из нас. Будем изучать Закон Божий не только для того, чтобы кого-нибудь уколоть, попрекнуть, но чтобы исполнить Заповеди. Мы должны помнить, что пока мы увидим Бога – мы увидим человека на жизненном пути с его пороками и страстями. Но его не гнушается Бог, его не осуждает Бог, а ты – неправедный судья. Человек, какое ты имеешь право осуждать, злословить, желать смерти, просить неправды для своего ближнего? Такой человек уподобляется дьяволу. Поэтому исполняя Заповеди блаженства, милосердия и любви, мы таким образом приближаемся к Господу».

Что делать родителю, если ребенок заболел и ничего не помогает

Кто такие самаритяне

Чтобы лучше понять смысл рассматриваемой притчи, необходимо знать, кто такой самаритянин. Почему представитель именно данного народа стал главным героем слов Христа?

В речи иудеев слово «самаритянин» имело негативный смысл и практически приравнивалось к ругательству. Правоверные иудеи, боясь оскверниться, даже не разговаривали с самаритянами, поскольку они были наполовину язычниками.

После смерти царя Соломона в начале X века до Рождества Христова в еврейском народе произошло большое разделение. Лишь два колена остались верными Единому Богу, которому молились в Иерусалимском храме. Они образовали своё Иудейское царство.

Оставшиеся десять племен, признавая истинного Бога, поклонялись также и идолам, то есть впали в язычество. Это царство со столицей в городе Самарии стало называться Израильским.

Несмотря на все милости, которые Господь оказывал царям Израильского царства, они продолжали упорствовать в идолопоклонстве. Тогда Господь допустил ассирийскому царю завоевать некогда процветающую Самарию, а всех людей забрать в плен. На Израильские земли пришли переселенцы-язычники из разных стран. Однако из пустыни стали приходить львы и нападать на людей. Так Господь выразил свой гнев на происходящее здесь беззаконное поклонение языческим богам и истуканам. Тогда ассирийский царь приказал прислать одного из уведённых в рабство священников, чтобы тот научил живущие здесь племена поклоняться Истинному Богу. Так из язычников, смешанных впоследствии с вернувшимися на эти земли остатками евреев, образовался Самарийский народ.

Они верили в Единого Бога Израиля, признавали священным Пятикнижие Моисея и ожидали прихода Мессии. Но наряду с этим продолжали чтить и своих идолов. Из-за этого, признавая их нечистыми, евреи ненавидели самаритян.

Конфликт между ними обострился после того, как народ Самарии построил себе храм на горе Гаризим. Оскорбленные иудеи не могли простить этого самаритянам. Согласно иудейскому учению, молиться Единому Богу можно лишь в Иерусалимском храме и нигде больше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]