Иисус Христос ходил по всей Галилее, исцелял людей и проповедовал им Евангелие Царства Божия, чтобы исцелить не только тело, но и душу их. Об Иисусе прошел слух по всем окрестностям, и много людей следовало за ним.
Увидев множество народа, Он поднялся на гору и сел, чтобы учить своих учеников и народ. Многие думали, что главное — это здоровье, и поэтому приходили исцеляться. Но Христос учил совсем другому.
Ветхозаветные десять заповедей — это закон, удерживающий людей от греховных дел. А Новый Завет — это закон Божественной любви и благодати, показывающий, как можно стать духовно здоровым человеком, достигнуть святости. Здесь Сам Бог спустился на землю и воплотился в человека. Он Сам исполнил этот закон и дал благодатную силу своим последователям исполнять его. (Мф.5;17)
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14;6). Так говорит Христос, который проложил нам путь в Небесное Царство. И все христиане должны следовать этим Путем, взяв свой крест.
Появление заповедей
В ветхозаветные времена Господь дал людям 10 заповедей, высеченных на каменных скрижалях. Желая дать людям возможность преодолеть первородный грех, Господь приказывал и запрещал им совершать поступки, несущие в себе зло и тьму. Следование ветхозаветным заповедям открывает человеку Господа, очищая душу от греховной скверны. Но для достижения благодати Царства небесного недостаточно просто очиститься от зла. Необходимо заполнить освободившееся пространство добродетелями, которые способствуют совершенствованию духа человека.
Заповеди блаженства записаны в 5 главе Евангелия от Матфея
Именно об основных нравственных правилах, по которым должен жить истинный христианин, говорится в девяти заповедях блаженства. Иисус Христос поведал о них во время Нагорной проповеди, которой вынимали его ученики и люди, пришедшие, чтобы услышать Слово Его. Новые заповеди дополняли запретительные установки, данные Богом Моисею, указывая людям путь в Царство Небесное.
Слёзы покаяния и другие формы плача
Если обратиться к истории Ветхого Завета, мы увидим, как многие пророки плакали о своём несовершенстве. Например, царь Давид, который в псалмах часто воздыхает о своих грехах: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6:7). А в Новом Завете вспоминается плач апостола Петра: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22:61-62). Плакал и Сам Господь — над Лазарем, которого любил, и в Гефсиманском саду, где Он пролил кровавые слёзы.
Плач — это выражение духовного состояния человека. Он бывает разный. Преподобный Ефрем Сирин различает три различные формы плача. Первая — плач о том, что связано с нашей обычной земной жизнью, о видимых предметах. Вторая — та, что так необходима нам — это слёзы покаяния. Третья — это плач грешников, о котором говорит Священное Писание: «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Так вот второй вид плача — слёзы покаяния — по словам святого «сладки и полезны». Они крайне необходимы для духовной жизни, потому что это благословенная печаль о наших грехах. Человек что-то сделал не так и понимает, что это наложило отпечаток на его отношения с Творцом, лишило его света, радости, покоя. Если печаль об этом связана с Богом, то она, по словам апостола Павла, приведёт ко спасению: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).
Как достичь блаженства
Заповеди блаженства, составляющие основную часть Нагорной проповеди. В этих словах спасителя содержатся и составляющие дороги к счастью, и награда, ожидающая человека, который пройдёт этот путь.
Девять заповедей блаженства
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Что такое блаженство для христианина
Большинство современных людей понимают под словом блаженство понимают очень яркие эмоции, доставляющие физическое наслаждение. Есть и отрицательная трактовка этого слова, так как блаженными называют людей, поступки и слова которых не вписываются в нормы общепринятой логики.
Но в христовых заповедях говорится о блаженстве, которое подразумевает обретение духовного счастья, заключающегося в обретении единства с Господом. Чтобы обрести счастье и радость в вечной небесной жизни, на земле человек должен быть бедным, жаждущим, плачущим и смиренно переносящим гонения и страдания.
Еще о Заповедях:
- Заповедь о любви к врагам
- Десять Заповедей Божьих в православии
- Заповедь «Не кради»
Толкование заповедей
Для современного человека особенно трудно следовать заповедям блаженства, так как их истинное толкование противоречит общественным ценностям, сложившимся в обществе. Но наполнить душу добродетелями и преодолеть мирские искушения поможет понимание глубинного смысла христовых заповедей.
Интересно: некоторые богословы сравнивают заповеди блаженства с пирамидой, преодоление каждой ступени которой приближает человека к Царству Небесному.
Духовная нищета
Первая заповедь блаженства говорит, что счастье обретут люди нищие духом. Это не значит, что Царство Небесное открыто только для бедняков, так как не о материальных благах Говорил Господь. Чтобы понять слова Спасителя необходимо вспомнить, что нищие со смирением принимают всё, что дают им окружающие. Они не ожидают, что в ответ на подаяние дающий человек что-то попросит у него. Нищий понимает, что живёт подаяниями людей, не имея возможности что-либо сделать для них.
Заповеди блаженства Иисус Христос раскрыл в Нагорной проповеди
Богословы говорят, что духовная нищета — это не отсутствие таланта, целей и духовности, а смирение, с которым человек принимает Волю Господа. Даже богатый и талантливый человек должен понимать: все, что он имеет — не его заслуга, а дар Создателя. Человек должен использовать то, что ниспослал ему Господь, для обретения вечной жизни рядом с Ним. Смиренный человек с искренней благодарностью и радостью принимает всё, что имеет, не осуждает окружающих, стремясь помочь им словом и делом.
Духовный плач
Во второй заповеди говорится, что утешение и счастье рядом с Господом обретут люди, способные плакать. В этом изречения речь идёт и о настоящих, видимых окружающим слезах, и о внутреннем сердечной плаче. Священнослужители отмечают, что слёзы в евангельском понимании могут носить следующий характер:
- Слёзы покаяния появляются у человека, увидевшего свои грехи и покаявшегося в них. При этом прослеживается связь слёзного покаяния с осознанием себя как духовно нищего человека, понимающего свою ничтожность перед Господом. Слёзы во время исповеди выражают печаль души, потерявшей Рай и Благодать Бога. Они очищают её от греховной скверны, помогая услышать Голос Его, который утешает и дарит покой. Этим они отличаются от громких, часто показных слёз человека, вызванным страхом перед осознанием своих грехов и боязнью кары за их совершение.
- На слёзы сострадания способен человек, в сердце которого есть место состраданию и умению чувствовать скорбь и печаль окружающих людей. Сострадающий человек приближается к Господу, который разделяет радость и печаль со всеми своими детьми.
Покаяние и сострадание, выражающиеся в слезах, укрепляют дух человека. Они очищают душу от греха и наполняют сердце любовью.
Молчаливое терпение
Господь сказал, что счастье человека состоит в кротости. Кротость — это соединение смирения и терпения. Кроткий человек молча переносит обиды и оскорбления, нанесенные ему, прощая и сострадая обидчикам своим. Но он же должен встать на защиту окружающих притесняемых и беззащитных людей, проявляя сострадание, смелость и твердость духа.
В Священном Писании кротость часто противопоставляется высокомерию и горделивости. Кроткий человек — сильный духом человек, осознающий свою немощь перед Божиим Промыслом. Он понимает, что все происходящее с человеком случается по воле Его и принимать это необходимо со смирением и терпением.
Заповеди блаженства указывают человеку путь к духовному возвышению
Толкование второй части заповеди, в которой говорится о том, что кроткий человек получит в награду землю, неоднозначно. Некоторые считают, что наградой смиренным людям станет земля Царства Божия. Но большинство богословов считают, что люди, со смирением и терпением, встречающиеся испытания, охраняются Господом в земной жизни. Они получат землю и в мирской жизни, так как постепенно заменят грешников на Земле, и в Царстве Небесном, как награду за добродетели.
Желание обрести правду
В четвёртой заповеди блаженства говорится, что счастливыми станут люди, ежедневно ищущие правду. Эту жажду правды не могут заменить физические потребности и сиюминутные мирские желания. Правда в евангельском понимании — это праведность, жизнь в соответствии со словом Божием. Единение с Господом — смысл жизни каждого человека, к которому он должен стремится всю земную жизнь, осознавая зависимость от Него. Чтобы обрести благодать в Царстве Господнем люди должны ежеминутно нести в душе, помыслах и делах своих.
Милосердие и прощение
Пятую заповедь блаженства многие считают самой простой с точки зрения исполнения. Милость — умение быть милосердным, добрым и терпимым к недостаткам окружающих. Именно так относится Господь к детям своим, давая им пример отношения к окружающим. При этом милость Его проявляется не только в доброте и терпимости, и в умении прощать. Для людей умение простить обидчика и ответить на зло добром трудное испытание. Чтобы развивать в себе добродетель милости люди должны совершать различные милостивые дела. Богословы делят их на материальные и духовные.
Материальная милость заключается в следующих поступках:
- Обеспечить еду и питьё нуждающимся людям, не имеющим возможность самостоятельно добывать их.
- Дать одежду или средства на её приобретение человеку, испытывающему необходимость в ней.
- Посещение заключённых, больных и немощных людей.
- С радушием принимать путешественников в своём доме.
- Обеспечении достойного погребению человеку, умершему в бедности.
Человек, который познает истину о любви Божией, становится милостивым ко всем
Духовная милость по отношению к окружающим людям заключается в следующем:
- Мудрыми словами предотвратить совершение греховного поступка и отвести грешника с ложного пути.
- Показать окружающим несведущим людям истинный путь обретения Господа.
- Помогать окружающим преодолеть затруднения и избежать опасности, дав добрый совет и мудрое наставление.
- Молиться Господу за окружающих людей, так как молитва — помощь, которую любой христианин может оказать любому страждущему, даже незнакомому, человеку.
- Помочь человеку преодолеть печаль, так как она является духовной болезнью, мешающей ему впустить Господа в свою жизнь.
- Прощать злые дела и словесные оскорбления.
Милостивые дела не должны выставляться напоказ и совершаться с надеждой на воздаяние. Такие деяния не угодны Господу и приводят человека на ложный путь.
Интересно о православии:
- Духовный кризис
- Каноническое право
- Духовная пища
Чистота сердца
В шестой заповеди Христос говорит, что увидеть Его могут люди с чистым сердцем. Христианство считает, что именно из сердца исходят все человеческие чувства и эмоции. В сердце христианина должен жить Бог, а значит и любовь к окружающему миру. Из сердца идут все помыслы и деяния человека, которые определяют его поведение.
Человек, в сердце которого нет места греховной скверне и злым мыслям, способен познать Бога, осознать свою зависимость от Воли Его. Но в то же время без свободного от грехов сердца человек не может осознать своей ничтожности и покаяться за неправедные поступки.
Счастье в поддержании мира
Для Господа всё человечество — дети. Он, как и все родители радуется, когда дети живут в мире, согласии и любви. Бог отмечает людей, которые стремятся примирить враждующих людей, при этом не держа зла и скверны в собственном сердце. Самым большим духовным подвигом в христианстве считается примирение с самим собой. Обретя мир в собственной душе, можно приблизиться к Господу и иметь возможность помогать страждущим.
Заповедь иметь мир с людьми ставится в Евангелии очень высоко
Изгнание за правду
В восьмой заповеди блаженства снова упоминается «правда», которой является Господь и стремление человека к единению с Ним. Но путь к Создателю труден, так как наполнен препятствиями, искушениями и испытаниями. Истинный христианин всегда отличается от большинства окружающих людей, так как ставит духовную жизнь превыше материальной. Он помнит, что земной путь — начало вечной жизни в Царстве Небесном для праведников, живущих по Слову Божьему.
Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание
Евангелист Матфей сконцентрировал в Нагорной проповеди основную суть учения Христа о спасении (Мф.5,6,7). Нагорная проповедь Иисуса Христа состоит из заповедей блаженства и дальнейшего их толкования. Господь показал здесь, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать блаженство, то есть высшую форму счастья.
Христианство призывает людей к счастью. С христианской точки зрения счастье — это приобретение духовных свойств, подобных Богу. Счастье — это Царство Божие внутри нас. Значит, смысл христианской жизни состоит в уподоблении Богу, в стяжании Духа Святого.
Глава 5
После заповедей блаженства Господь говорит: «Вы — соль земли.» Соль — дух Христов, удерживающий мир от нравственной порчи и разложения. Этот дух ученики должны передавать всей земле. (Мф.5;13).
«Вы — свет мира». Ученики Христовы должны показывать пример христианской нравственности всему миру, чтобы имя Божие не хулилось у язычников. То есть люди, называющие себя христианами, должны жить по евангельским заповедям.(Мф.5;14)
Христос показывает, что Ветхий Завет устарел, и Он дает нам Новый. Мы не должны подражать фарисеям, которые исполняли только внешние правила закона и напоказ, а духа Божия не имели (Мф.5;17-20). Далее Господь учит нас, как превзойти «праведность» книжников и фарисеев, чтобы войти в Царство Небесное, и перечисляет добродетели:
- Заповедь «не убивай» Иисус дополняет запрещением гневаться напрасно и злословить. Нельзя никого обижать и обижаться, а надо мириться с соперником и прощать.
- Заповедь «не прелюбодействуй» Иисус дополняет добродетелью целомудрия: надо предохранять себя от соблазнов, грязных мыслей и желаний (Мф.5;21-32).
- Нельзя преступать клятвы, а лучше вовсе не клясться.
- Нельзя мстить за себя, отмщение предоставить Богу, а надо зло побеждать добром. Надо любить своих врагов, чтобы уподобляться Богу, который любит всех людей. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;33-48).
Глава 6
- Творить милостыню, молиться и поститься надо втайне, «и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Здесь Христос заповедует нам бороться с тщеславием не только перед людьми, но и в мыслях: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6;1-18).
- Господь дает нам молитву «Отче наш».
Если мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи, то и сами должны не злопамятствовать, а прощать грехи своим должникам. Мы просим Бога, чтобы в искушениях Он помог нам победить лукавого, то есть не согрешить (Мф.6;9-13).
- «Не собирайте себе сокровищ на земле», но собирайте их на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Поборов тщеславие, Господь говорит о нестяжании, потому что люди приобретают много богатства по причине тщеславия.
- «Не можете служить Богу и маммоне».
Христос не запрещает нам трудиться, но запрещает ставить заботу о материальных благах на первое место, пренебрегая Богом. Небесный Отец знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6;19-34)
Глава 7
- «Не судите, да не судимы будете».
Если мы будем оплакивать свои грехи, то не будем замечать грехи других, и Господь нас не осудит. Если мы осуждаем, то наш грех Христос сравнивает с бревном, а грех того, кого мы судим, сравнивает с сучком. Поэтому изобличать кого-то может только безгрешный, святой человек. (Мф.7;1-5)
- «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Дав нам великие и трудные заповеди, Христос показывает, как мы можем их выполнить: при помощи непрерывной молитвы. Без благодати Божьей заповеди выполнять невозможно.
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф.7;7-12)
Всякого христианина, который слушает евангельские заповеди и исполняет их, Христос уподобляет благоразумному строителю, построившему дом своей души на камне (камень — это Христос), и никакие искушения его не разрушат. А человек верующий только, но не живущий по евангелию, уподобится безрассудному строителю, построившему дом своей души на песке, а при искушениях он падает. (Мф.7;21-27)