Искушение Иисуса Христа в пустыне — доказательство его двойственной природы

После того, как Иоанн Креститель крестил Христа в Иордане, Дух Святой напрвил Его в пустыню. Но Диавол не дремал и решил здесь подвергнуть спасителя искушениям для того, чтобы Он отрёкся от своей миссии.

В то время, когда Иисус сорок дней и срок ночей постился, Враг рода человеческого искушал его различными соблазнами. Христос победил в этом личном противостоянии с тем, кто называл себя главой земных царств, показав тем самым, что после крещения человек должен мужественно переносить любое искушение не поддаваясь ему.

Картина Искушения Христа — это сюжет Нового Завета о сорокадневном посте Спасателя в пустыне

Искушение Христа в пустыне — это сюжет Нового Завета. В нем рассказывается о том, что пережил Спаситель во время его сорокадневного поста в пустыне, куда Он удалился после своего крещения. Повествование говорит о тех искушениях, которым подверг Диавол Иисуса для того, чтобы он усомнился в своей Божественной миссии.

В христианстве искушение Христа понимается как одно из доказательств двух природ в Иисусе. При этом уязвления Им Диавола понимается в качестве примера правильной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов крещения.


«Искушение Христа». Хуан де Фландес, XVI век. Искушение Христа в пустыне — это сюжет Нового Завета, рассказывающий о сорокадневном посте Христа в пустыне после Его крещении и искушения Его в это время Диаволом

Предание говорит о том, что эти события Евангелия произошли на горе, находящийся рядом с городом Иерихон. Сейчас она называется горой Искушения и на ней воздвигнут монастырь. Это место часто посещается православными паломниками, в том числе и из России.

Паломничество на гору Искушения финансировали в своё время члены российской императорской фамилии. Некоторые из них сами побывали здесь.

Об искушении Христа в пустыне рассказывают все евангелисты, кроме Иоанна

О сорокадневном посте Иисуса Христа, а также о его искушение после него Дьяволом можно прочитать практически у всех евангелистов кроме одного — Иоанна. Богословы отмечают, что при этом Матфей и Лука очень подробно рассказывают об этом событии и их рассказы совпадают в деталях. Апостол же Марк весьма кратко говорит об этом, без особых подробностей:

(Мк. 1:13)

«… был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему»


Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 год. После крещения Иисус Христом, ведомый Святым Духом удалился в пустыню, чтобы в уединении и молитве подготовиться к исполнению своей миссии
Евангельский рассказ говорит о том, что после свое крещения, ведомый Духом, Иисус Христос удаляется в пустыню. Здесь он собирается в уединении и молитве подготовиться к исполнению той миссии, ради которой Он пришел в мир. Спаситель сорок дней

(Лк. 4:2)

«был искушаем от Диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал»

После этого Диавол пытается соблазнить на грех, как любого человека, повторим тем самым грехопадение Адама.

Иисуса Христа в пустыне Диавол искушал 3 раза.

Сын Божий был искушаем Врагом рода человеческого три раза, после чего оставил Его и Ему стали служит Ангелы. Об искушении Христа упоминается в нескольких книгах Нового Завета, так, например, апостол Павел говорит об этом в Послании к Евреям:

(Евр. 2:18)

«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь»


Евангелие от Никодима, дореволюционное издание. Евангелие от Никодима — это единственное апокрифическое Евангелие в котором упоминается об искушении Христа в пустыне
Этот сюжет от других евангельских историй отличается тем, что он не раскрывается в апокрифической литературе. Он нём только кратко упоминается в Евангелии от Никодима. Это диалог Дьявола и ада перед сошествием туда Христа:

«…что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него».

Пришел, чтобы спасти всех

В Иудее I века от Р. Х., когда одно за другим начали сбываться ветхозаветные пророчества, очень многие ожидали явления Христа. Вместе со всеми Христа ожидал и… дьявол — чтобы если не убить, то хотя бы помешать Ему исполнить свою миссию. К примеру, все помнят из Евангелия, как, словно по сатанинской воле, царь Ирод, только услыхав, что в Вифлееме родился Царь Иудейский, велел убить в городе всех младенцев. И кто знает, не повторились бы попытки убийства Спасителя еще в детстве, если бы Дева Мария открыто объявила бы народу, Кто же есть на самом деле Ее сын Иисус. Поэтому, как написано в Евангелии, Господь вышел на открытое служение тогда, когда уже был лет тридцати (Лк 3:23) — то есть в возрасте зрелого мужчины, по представлениям иудеев, когда человек уже сам отвечает за себя, имеет право говорить и учить в синагоге. И, как говорит Евангелие, первое, что сделал Сын Божий, — это пришел на реку Иордан, чтобы принять омовение (крещение) от Иоанна Предтечи, всеми почитаемого за пророка и праведника.

Крещение Иоанна было крещением покаяния — иными словами, люди, которые желали примирения с Богом, этим ритуальным омовением публично свидетельствовали о своих грехах и просили у своего Создателя прощения. Такое крещение не носило еще силы Таинства, каким оно стало в христианстве. Омовение в водах реки Иордан (не какой-то особенной в ту пору, а просто единственной большой реки в Иудее), которое предлагал Иоанн, неспособно было на самом деле очистить человека от греха. Оно даже не отменяло принесения храмовой жертвы за грех, необходимой по ветхозаветному Закону. Однако омовение на глазах у всех, практически публичное признание «Я согрешил пред Тобою», безусловно, помогало человеку раскаяться и бороться с грехом, чтобы не повторять его в будущем. И тем более хотели люди очиститься от своих грехов, что Иоанн проповедовал: вот-вот придет долгожданный Мессия, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).

Но тут происходит необъяснимое. Да, Мессия действительно приходит, и Иоанн узнает Его, свидетельствует о Нем, как о Спасителе мира — но открывший Себя Спаситель говорит, что пришел… креститься!

Можно понять, как был удивлен Иоанн, который, услышав просьбу Иисуса о крещении, удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:14). Это была не просто скромность. Иоанн наверняка задавал себе вопрос — как возможно спасение для грешников, если даже Спаситель, Мессия, величайший Праведник, Которого сотни лет ждали евреи, желает публично покаяться в своих грехах?

Вспомним сейчас то, что уже две тысячи лет знают христиане, но чего не знал в то время еще никто, кроме Девы Марии. Иисус — это не просто праведник, Он — Сын Божий, Сам Бог, воплотившийся и ставший человеком. И как Бог, Он не имеет на Себе никакого греха. Но именно поэтому, как ни парадоксально, и пришел Он креститься от Иоанна — чтобы перед всеми людьми, которые когда-либо приходили сюда и омывали свои беззакония, перед всеми уже давно умершими людьми и перед всеми, кому еще только предстоит родиться, навсегда засвидетельствовать: Он, не имеющий на Себе никакого греха, — не гнушается грешными людьми, Он пришел, чтобы спасти всех. Бог воплотился, стал таким же, как все люди, — и вот Он пришел омыться в водах покаяния, словно простой грешник, и добровольно взять на Себя чужие преступления, чтобы позже искупить их на Кресте.

Дело в том, что на свете, без сомнения, нет ни одного полностью праведного человека, свободного от греха. В отношениях между людьми всегда бывает так, что кто обидел любимого хоть однажды, кто нарушил в отношении него хоть одну заповедь любви — нарушил тем самым их все. Отношения человека и Бога должны быть именно отношениями любви, и тогда о какой праведности может идти речь, как человек может быть «немножко» верен Богу? Поэтому, хотя Иисус и не был виноват абсолютно ни в чем, принимая крещение, тем самым Он взял на себя абсолютно все грехи, а не только те, которые были названы вслух на берегу Иордана. Будучи невиновным, Он позволил обвинить Себя одного — во всем.

С тех пор фраза «взять грех на себя» давно стала крылатой, но в своем собственном смысле она относится только ко Христу, и берет свое начало в словах Иоанна, осознавшего после крещения Христа, зачем Тот пришел на землю: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Как сказал об этом святитель Иоанн Златоуст, «Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже без сомнения был безгрешен». По сути, Христос взял на себя болезнь нашей природы, с которой мы сами не можем справиться, — взял, чтобы исцелить нас от нее и уничтожить саму причину этой болезни — грех. Не зря праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением, ведь Бог-Отец, произнесший в момент крещения Иисуса слова Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17), явил всему миру откровение о Своей любви к людям, ради спасения которых отдал Сына.

Три искушения приготовил для Христа Диавол в пустыне

Христианская Церковь считает, что искушение Христа в пустыне после сорокадневного поста было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь.

Таким образом «новый Адам» воплотившийся ради того, чтобы спасти человечество, во время пребывания в пустыне боролся с Дьяволом, который жаждал сохранить власть над людьми. Для этого Враг рода человеческого приготовил три искушения для Иисуса.


«Христос, ведомый Духом в пустыню». Уильям Хол, 1908 год. Христос, ведомый Духом в пустыню, оправился туда, в том числе, чтобы указать на троичность Божественных лиц

Эти три искушения затрагивают практически все греховные сферы. В Священном Писании они называются так:

  • искушение голодом;
  • искушение гордыней;
  • искушение верой.

Иисус Христос удалился поститься в пустыню после крещения.

Многие верующие спрашивают: для чего Христос был направлен Духом в пустыню? Сын Божий вполне мог избегнуть всех искушений. Преподобный Ефрем Сирин в своих сочинения на это отвечает так:

«…для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына».

Таким образом, пребывание Христа в посте и молитве в пустыне после крещения — это, в том числе свидетельство о троичности Божественных лиц, которые все участвуют в этом.


Иов северорусская икона XVII век. Существует параллель с искушением Христа в пустыне и испытаниями Иова

В Библии существуют параллели с искушением Христа в пустыне с испытаниями Иова. Пророк также подвергся трем испытаниям и в последнем испытании также Сатана предлагал поклониться ему.

Кроме того, усматриваются аналогии с Исходом евреев из Египта, например, евреи переходили через Иордан, а Иисус Христос крестился в нём, Спаситель постился сорок дней и израильтяне испытывали голод в пустыне.

Мысли отцов Церкви на эту тему связаны с жертвой Христовой

Но это не означает, что отцы никогда не задавались этим вопросом. Мысли некоторых из них по этому поводу были высказаны в контексте рассмотрения другой, более важной темы, связанной с жертвой Христовой. Иные отцы высказывали свои соображения в словах, произнесенных на великие христианские праздники, еще иные, отвечая на отдельные вопросы, лишь вскользь прилагали свои мысли касательно этой области. Что же касается источника святоотеческого богомудрия – Священного Писания, то оно, к сожалению, не дает конкретного ответа. Скорее Библия содержит противоречивые свидетельства, тезисного или контекстуального характера, анализ которых мы попытаемся провести. Также важным для нас есть литургическое наследие, ведь церковная гимнография является одной из форм фиксации богословского предания.

Первое искушение Христа — искушение голодом

Первое искушение Иисуса Христа в пустыне состоит в том, что Диавол предлагает ему, постившемуся длительное время, превратить камни в хлеб:

(Мф. 4:3)

«если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»

На это Господь ему отвечает

(Мф. 4:4)

«написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»

«Искушение Христа голодом», Симон Бенин XVI век. Первое искушение, которое пережил Христос в пустыне — это искушение голодом
В этом случае Диавол имел надежду на то, что голодный Христос соблазниться, и, сотворив однажды ля себя чудо, станет также поступать и в дальнейшем. Для этого, по замыслу Сатаны, Он оградит себя во время казни ангелами от толпы, сойдет с креста и призовет пророка Илию на помощь (Мф. 26:53, 27:40-49).

Таким образом, лукавый хоте, чтобы не осуществилось дело спасения человечества крестными страданиями Христа.

Были ли у дьявола шансы на победу?

Сама по себе эта евангельская история вовсе не покажется чем-то странным тому, для кого Христос — всего лишь обычный человек. Мало ли, захотел креститься — и крестился, захотел наложить на себя пост — тоже понятно, ну а искушения — они вообще со всеми бывают. Но если задуматься над тем, что Иисус из Назарета — воплотившийся Сын Божий, Бог, явившийся на землю, то тут уже появляются вопросы. Как христиане объясняют то, что их Бог, получается, постится? А как дьявол вообще посмел подойти к Нему и искушать — и неужели же Христос мог поддаться на уговоры и согрешить?

Конечно, нет, ответит христианин, Бог по Своему существу безгрешен и свят, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5), так что сатана абсолютно напрасно старался. Но между тем, интересно во всей этой истории то, что у дьявола откуда-то все же была надежда, что Христос ему подчинится. О чем же может идти речь?

Второе искушение — искушение гордыней

Второе испытание, которое приготовил Диавол Христу — это искушение гордыней. Для этого берет Его Диавол и переносить на край пропасти. После этого он говорит:

(Мф. 4:6)

«если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею»

На это Иисус ответил:

(Мф. 4:7)

«написано также: не искушай Господа Бога твоего»


«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). 12 век. Второе искушение Христа состояло в том, что Диавол предложил Христу совершить чудо и этим поразить воображение людей, а также увлечь за собой
При втором искушении Дьявол предложил поразить чудом воображение людей, ожидавших прихода Мессии. Таким образом, он хотел, чтобы Христос легко увлек их за собой, не исправив нравственно.

Иисус отверг этот соблазн, кроме того, Он показал, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу Бога. В этом искушении Дьявол цитирует Иисусу строки 90-го псалма, который показывает верующим выгоды полной надежды на Бога.

Последнее искушение Христа в пустыне — искушение верой

Видя, что ему не удается искусить Христа, Диавол подготовил ему третье, последнее испытание. Он показал Ему все царства мира, над которым имеет власть, и сказал:

(Лк. 4:6-7)

«Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё»

Тогда Иисус сказал в ответ:

«отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».


«Искушение Христа на горе» (фрагмент «Маэсты» Дуччо, 1308—1311 годы). Последнее искушение Христа состояло в предложении Диаволом Христу власти над всеми подвластными ему царствами
Здесь Диавол решил смутить человеческий дух Христа и посеять сомнения в возможности осуществления Христом дела спасения человечества. Спаситель отвергает это искушение, чем показывает то, что он не признаёт власти Сатаны над миром, который принадлежит Богу, которому и подобает поклонение.

Таким образом, искушаемый сатаной Иисус Христос, успешно противостоит всем его попыткам помешать Ему осуществить свою Божественную миссию.

Сразу же после третьего искушения Диавол оставляет Христа «до времени»

Сразу же после того, как Сатана потерпел поражение в попытке третий раз искусить Христа, он, по словам евангелиста Луки,

(Лк. 4:13)

«до времени» оставляет Его

В Писании сказано, что позже Враг рода человеческого вновь начинает искушать его через народ иудейский и даже через его учеников апостолов, строя всевозможные козни. Кроме того, евангелист Марк говорит, о том, что в пустыне Иисус

(Мк. 1:13)

«был со зверями»

Считается, что это — это указание на то, что Христос (новый Адам) был в окружении зверей, не смевших причинить ему вреда, также как и ветхий Адам в раю.

Видеролик: Искушение в пустыне. Протоиерей Олег Стеняев. На 12 минуте 19 секунде автор говорит о том, что после третьего искушения Диавол оставил Христа «до времени».

Необходимо отметить, что время каждого из искушений Христос ничего не делает, а только лишь говорит с Сатаной. Поступает Он так потому, что от Диавола нельзя ожидать ничего хорошего, при этом слово — главное оружие лукавого.

Именно поэтому, как отмечает Иоанн Златоуст, «слово уст Его осудило сатану». Таким образом, Диавол побежден Христом Словом Божием, а не человеческим действием.

Иисус Христос победил козни Диавола в пустыне Словом Божием.

Преподобный Ефрем Сирин указывает на то, что крещение Христа состояло из трех погружений и искушений три. Прохождение Иисуса Христа через искушения Дьявола именно после его крещения является указанием на те благодатные плоды, которые крещение может дать.

Он был направлен в пустыню Духом Святым, в том числе, для того, чтобы показать борьбу с силами зла, и какую силу в этом даёт человеку приобщение к Господу через таинство крещения.

Теория обманутого обманщика

В христианстве присутствует богословская точка зрения, которая носит название теория обманутого обманщика. Согласно ей, диавол, будучи человекоубийцем от начала (Ин. 8, 44), обманом уловив первых людей в раю, был обманут Самим Иисусом Христом, когда сокрывшись под видом смертного человеческого тела, поразил диавола Своим Божеством. Сама теория никогда не возводилась в ранг догмата и не претендует на место абсолютной истины, но, вместе с тем, она имеет довольно сильную аргументацию. Например, 27 стих 17 Псалма, определяя отношение между Богом и человеком, дословно звучит так: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его». Если Господь с лукавым человеком поступает по лукавству его, то тем более, не имеет ли Он права так поступать с тем, кто отец лжи (Ин. 8, 44). Зачастую богословы, не исповедующие данную теорию, справедливо замечают, что Бог является истиной (Ин. 14,6), что в Нем нет неправды (Ин. 7,18), и что Он неспособен на поступки, которые свойственны падшим духам и падшим человекам. Но здесь хитрость со стороны Бога не нужно понимать как обман в строгом смысле, скорее, по мнению свт. Афанасия Великого, это военный маневр: «Тот, кто видит, что его неприятель в страхе убегает, притворяется слабым, чтобы вовлечь неприятеля в бой: бегущий, клюнув на притворную слабость, уверенно переходит в наступление, а могучий атлет, который завлек неприятеля притворной слабостью, тут и побеждает его своей силой. Так и Господь, завлекши [дьявола] человеческой слабостью, в борьбе против врага укрепил человеческие силы своей [Божественной] мощью» (Афанасий Великий, святитель. О страстях и кресте Господа. 14).

Святитель Григорий Нисский на недоумение о том, возможно ли Богу обманывать, говорит, что у кого перед глазами истина, тот согласится, что это-то именно всего более и было свойственно справедливости и премудрости (см. подробней: Несмелов Виктор. Догматическая система Григория Нисского).


Папа Лев Великий, говоря о возможности применения Богом хитрости к диаволу, утверждает: «Не потерял бы, конечно, [диавол] первоначальной власти над человеческим родом, если бы не был побежден тем (обманом – свящ. И.П.), чем некогда поработил людей» (Слово на Рождество Христово).

А Ориген прямо говорит, что жизнь Спасителя еще с самого момента Его пришествия на землю, являла собой, по отношению к диаволу, целую цепь обманов: «От князя мира сего скрыта была девственность Марии: скрыта благодаря Иосифу, скрыта благодаря их супружеству; скрыта, поскольку дьявол думал, что Мария имела мужа. Если бы она не имела супруга и, как думал дьявол, мужа, то Христа нельзя было бы скрыть от князя мира сего. Дьявол тут же бы заподозрил: как она, если не спала с мужем, вдруг забеременела? Значит, Он зачат от Бога, значит, его природа выше человеческой» (Гомилия VI на Евангелие от Луки).

Этого же мнения придерживается другой западный отец – святитель Лев Великий папа Римский, который в своем слове на Рождество Христово утверждает, что Христос во время своего рождения скрыл Божественную силу под покровом нашей немощи; осмеяна была хитрость беспечного врага, который решил, что Рождество Младенца, предназначенное для спасения человеческого рода, так же подвластно ему, как и появление на свет всех [остальных] рождающихся… и, зная, до какой степени отравлена человеческая природа, никоим образом не поверил, что первородного греха избежал Тот, Которого по стольким признакам распознал как смертного».

Самого же Оригена в некотором смысле можно даже считать родоначальником этой теории. Кратко в резюмированном виде у профессора Казанской духовной академии Виктора Несмелова она изложена следующим образом: «В своем воплощении Он сокрыл от диавола Свою Божественную силу, так что диавол рассчитывал было сделать Его своим рабом, тем как Христос победил его самого» (Несмелов Виктор. Догматическая система Григория Нисского). Свое развитие оригеновская теория получила у другого, уже упомянутого нами, святого отца-каппадокийца Григория Нисского. Так же как и Ориген, святой Григорий рассматривал ее в контексте Жертвы Христовой. По его мнению, Сын Божий воплотился для того, чтобы диавол не узнал Его и счел за простого человека. Которого он сможет легко удержать в своей власти… Диавол не знал, что это Бог; он судил по плоти и думал, что смертью победит Искупителя людей, но жестоко обманулся: «проглотив приманку плоти, он пронзается удою Божества» (Несмелов Виктор. Догматическая система Григория Нисского).

Подобный образ приманки приводит западный отец Исидор Севильский. По его мнению, обманут диавол смертью Господа, как птичка. Где человеческая природа Христа – приманка, а Божественная – ловушка для птички – дьявол (Сентенции. Lib. I, сар. XIV. 10-13).

Митрополит Иларион (Алфеев) также усматривает в огласительном слове святителя Иоанна Златоуста, читаемого на Пасхальной утрени, мотивы того, что диавол обманулся: «ад был «осмеян» Воскресением Христа и «попался» на том, что не заметил под видимым человеком невидимого Бога» и далее приводит выдержку из гомилии святителя Иоанна «ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян… Принял тело — и коснулся Бога, принял землю — и встретил небо, принял, что видел — и попался в том, чего не видел» (Иларион (Алфеев), митрополит. Таинство веры).

В добавок ко всему вышеизложенному можно еще привести доказательство из литургического предания Церкви. Так, в Минее на праздник Пятидесятницы в одной из коленопреклонных молитв содежатся такие слова: «начало злобнаго и глубиннаго змия богомудростным льщением (т.е. обманом) уловил».

Искушение Христа — это не слишком распространённый сюжет в искусстве

В изобразительно искусстве искушение Христа не признается распространённым сюжетом. Чаще всего он присутствует в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа как один из его эпизодов.

Изображаются как все три искушения, так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. В первом случае на первом плане крупно представляется первое искушение, а два вторых помещены на задний план.


«Искушение Христа»(клеймо иконы Спас Вседержитель, 1682 год). В православной иконописи сюжет искушения Христа в пустыне обычно изображают на иконах Крещения Господня

Для православной живописи характерно помещение сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня. Обычно картина с сюжетом искушения Христа имеет по числу искушений три композиции:

  1. «Иисус в пустыне»:Искушение голодом.
  2. «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней.
  3. «Искушение Христа на горе»: Искушение верой.

Кроме изображения Христа на картинах, посвящённых его искушению интересны также изображения Диавола. Так в романском и готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Сатану обычно изображали как духа тьмы.

Для таких изображений характерен образ демона с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах. В период Высокого Возрождения итальянские художники рисовали его как «падшего Ангела», в образе миловидного юноши.

Картины с сюжетом искушения Христа в пустыне имеют 3 композиции — по числу искушений.

Так как этот сюжет касается изображения Господа, Христианская Церковь всегда внимательно следила за работой представителей искусства, затрагивающих её. Так, например, фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» подвергся жёсткой критики со стороны христианских кругов. В некоторых странах мира его даже запретили к показу.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]