Традиции и обычаи дня 14 мая
Иностранное имя пророка подверглось в народном календаре трансформации: к нему подобрали слова по принципу фонетического уподобления и созвучия. У восточных славян Иеремия (в русской огласке Еремей, Ерема, белорусской – Ярёма) ассоциировались со словами «яриться», «яровое», «ярмо», из-за чего и начали рассматривать святого в качестве покровителя полевых работ, а также животных, задействованных в их процессе. На такое сближение повлиял и эпизод из жизни святого, где он ходил с ярмом на шее по Иерусалиму.
На Еремея – третья и последняя встреча весны, пролетье. С этой датой связаны некоторые поговорки:
Еремей-запрягальник, подыми лукошко с семенами.
Еремей, Еремей, про посевы разумей.
Днем раньше посеешь – неделей раньше соберешь.
Крестьяне в это время продолжали сев, потому что редко случались такие годы, когда на Ерему нельзя было выехать в поле для продолжения посевов. В старину крестьяне в этот день утром ходили в церковь, служили молебен святому Иеремии, а потом уже отправлялись сеять. Выходя в поле, засевальщики кланялись и молились на три стороны (кроме северной), на каждую сторону бросали по горсти жита, а потом уже засевали. Мужчины сеяли рожь, а женщины – овес, яровые и горох.
Приблизительно в это время плотва мечет икру. Сроки посева определяли и в зависимости от поведения рыбы. Если во время нереста плотва только на четыре дня остается вместе, а потом расходится, то сеять нужно раньше. Если же рыба в период нереста остается вместе на неделю и больше, то сев лучше проводить позднее.
Евангелие дня 14 февраля 2022г. понедельник
А вы, – говорит, – берегитесь, ибо вас будут предавать в судилища. Благовременно вводит речь о них, что их будут предавать в судилища, это для того, чтоб от общих бедствий они получали некоторое утешение в своих собственных бедах. Но когда Господь сказал: «пред правителями и царями поставят вас за Меня», то и этими словами Он преподал немалое утешение ученикам, именно в том, что они будут страдать ради Его. «Для свидетельства пред ними», то есть, чтоб быть им безответными и видеть свое осуждение уже в том самом, что, истязуя вас, они не могут преодолеть истины. А чтоб ученики не подумали, будто беды и скорби воспрепятствуют проповеди Евангелия, Господь говорит, что «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие», а потом уже предан будет запустению Иерусалим, А что действительно Евангелие проповедано было всюду еще до разрушения Иерусалима, послушай Павла: «по всей земле, – говорит он, – прошел голос их и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10,18). И это обстоятельство послужило к большему осуждению иудеев, то есть, что проповедь распространилась всюду еще прежде разрушения Иерусалима. Ибо, видя, что проповедь сия в краткое время распространилась по всему миру, они должны были признать в этом силу Божию, покаяться и таким образом избавиться от бедствий. Но они не вразумились; потому и осуждению тем большему подвергнутся.
Мк.13:11. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.Мк.13:12. Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.Мк.13:13. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Действительно, прежде, нежели наступила решительная брань римлян с иудеями, чего не потерпели от них апостолы, будучи преданы на судилища и ведены к царям: Ироду, Агриппе и Нерону? Но вы, – говорит, – «не заботьтесь наперед, что вам» отвечать: в тот самый час Дух Святый даст вам, что должны вы будете говорить. При этом предсказывает им и то, что всего хуже, именно, что они будут преследуемы и от своих домашних. Говорит же это для того, чтоб они, слыша о сем предварительно, приготовлялись к напастям и впоследствии могли легко переносить их. Далее следует утешение: ради Меня, – говорит, – будете ненавидимы. Это самое великое облегчение в несчастье. Великое также утешение заключается и в том, что претерпевший до конца спасен будет.