Святые Жены-мироносицы — день памяти 03.05 н.ст. (20.04 ст.ст.)

Неделя святых Жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — это третья неделя по Пасхе. Она посвящена женам, которые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Считается, что это традиционный православный «женский» день.

Неделя св. Жен-мироносиц. История праздника

В неделю Жен-мироносиц Церковь вспоминает святых жен — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Исуса Христа. Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая — Мария Магдалыня, о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям — дарованиям Святого Духа). Вторая — Саломия, которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья — Иоанна, жена Хузаня — домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая — Марья и Марфа, сестры Лазаревы. Шестая — Марья Клеопина, которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая — Сосана. Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица, Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему.

Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Жены, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба?». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марью Магдалину. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Марья Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили.

Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его Вознесения, Марья Магдалыня, а также Марфа и Марья — сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиверию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе — сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование.

Вскоре все беззаконные убийцы были преданы справедливому суду и суровому возмездию — как Пилат, так и иудейские старейшины. Марья Магдалыня потом еще много потрудилась в благовествовании Христовом, за что получила в церкви наименование «равноапостольной». Достигши преклонного возраста, она преставилась в греческом городе Ефесе и была погребена святым апостолом Иоанном Богословом. В 886-ом году при греческом императоре Льве премудром ее мощи были торжественно перенесены в Константинопольский монастырь святого Лазаря.

Кондак, глас 2.

Радоватися мироносицам повелев, плачь прабабы Еввы уставил еси, воскресением Твоим Христе Боже. Апостолом своим проповедати повеле, Спас воскресе от гроба.

Библиотека Русской веры Канон святым Женам Мироносицам →

Читать онлайн

Кто та­кие же­ны ми­ро­но­си­цы?

Же­ны-ми­ро­но­си­цы – по­сле­до­ва­тель­ни­цы Иису­са Хри­ста, при­шед­шие пер­вы­ми к по­гре­баль­ной пе­ще­ре, где на­ка­нуне бы­ло по­ло­же­но те­ло Спа­си­те­ля. Жен­щи­ны при­шли для то­го, чтобы, со­глас­но иудей­ско­му по­гре­баль­но­му об­ря­ду, по­ма­зать Его те­ло спе­ци­аль­ны­ми бла­го­вон­ны­ми сме­ся­ми, ко­то­рые осла­би­ли бы на вре­мя про­цесс раз­ло­же­ния.

Же­ны-ми­ро­но­си­цы пред­став­ле­ны у еван­ге­ли­стов по-раз­но­му. К при­ме­ру, в Еван­ге­лии от Мат­фея фигу­ри­ру­ют толь­ко Ма­рия Маг­да­ли­на и «дру­гая Ма­рия» (Мф.28:1). В Еван­ге­лии от Мар­ка – Ма­рия Маг­да­ли­на, Ма­рия Иа­ко­вле­ва (Мк.15:40) и Са­ло­мия (Мк.16:1). В Еван­ге­лии от Лу­ки – «Маг­да­ли­на Ма­рия), и Иоан­на, и Ма­рия, мать Иа­ко­ва, и дру­гие с ни­ми» (Лк.24:10). Еван­ге­лие от Иоан­на сви­де­тель­ству­ет о том, что из жен-ми­ро­но­сиц в то утро два­жды ко гро­бу при­хо­ди­ла толь­ко Ма­рия Маг­да­ли­на. Та­ким об­ра­зом, имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся во всех че­ты­рех ка­но­ни­че­ских Еван­ге­ли­ях. У еван­ге­ли­стов Мар­ка и Лу­ки в рас­ска­зе о хож­де­нии ко гро­бу фигу­ри­ру­ют так­же Са­ло­мия и Иоан­на.

Со­глас­но Свя­щен­но­му Пре­да­нию, ко­гда Иуда пре­дал Хри­ста пер­во­свя­щен­ни­кам, все Его уче­ни­ки бе­жа­ли. Апо­стол Петр сле­до­вал за Спа­си­те­лем до дво­ра пер­во­свя­щен­ни­ка, где три­жды от­рек­ся от Него, об­ли­ча­е­мый как Его уче­ник. Весь на­род иудей­ский кри­чал то­гда Пи­ла­ту: «Возь­ми, возь­ми, рас­пни Его!» (Ин.19:15). Ко­гда же Спа­си­тель был рас­пят, вся про­хо­дя­щая ми­мо пуб­ли­ка на­сме­ха­лась над Ним и толь­ко Его Мать с уче­ни­ком Иоан­ном сто­я­ла у Кре­ста и жен­щи­ны, по­сле­до­вав­шие за Ним и Его уче­ни­ка­ми. Это бы­ли Ма­рия Маг­да­ли­на, Иоан­на, Ма­рия, Мать Иа­ко­ва, Са­ло­мия, и дру­гие, по­лу­чив­шие в по­след­ствие на­име­но­ва­ние жен-ми­ро­но­сиц.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис. 53:9).

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.


Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Ма­рия Маг­да­ли­на

Ма­рия Маг­да­ли­на – свя­тая рав­ноап­о­столь­ная, по­чи­та­е­мая Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как од­на из жен-ми­ро­но­сиц. В Но­вом За­ве­те имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся лишь в ше­сти эпи­зо­дах:

1. Ко­гда она бы­ла ис­це­ле­на Иису­сом Хри­стом от одер­жи­мо­сти се­мью бе­са­ми (Лк.8:2; Мк.16:9); 2. По­сле это­го она по­сле­до­ва­ла за Хри­стом, слу­жа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3); 3. Она при­сут­ство­ва­ла на Гол­го­фе во вре­мя крест­ной смер­ти Хри­ста (Мф.27:56); 4. Ста­ла сви­де­тель­ни­цей Его по­гре­бе­ния (Мф.27:61); 5. Ста­ла од­ной из жен-ми­ро­но­сиц (10), ко­то­рым Ан­гел воз­ве­стил о Его вос­кре­се­нии (Мф.28:1, Мк.16:1-8); 6. Она пер­вой уви­де­ла вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, при­няв Его за са­дов­ни­ка. (Ин.20:11-18).

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на ро­ди­лась в ме­стеч­ке Маг­да­ла (от­ку­да, по неко­то­ро­му ря­ду мне­ний и про­ис­хо­дит ее про­зва­ние – «Маг­да­ли­на», ивр. «уро­жен­ка го­ро­да Ми­гдал-Эль»), в Га­ли­лее, в се­вер­ной ча­сти Свя­той Зем­ли, на бе­ре­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, непо­да­ле­ку от то­го ме­ста, где кре­стил Иоанн Кре­сти­тель.

Что ка­са­ет­ся пер­вой ча­сти жиз­ни свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны, то из­вест­но, что она бы­ла под­вер­же­на неиз­ле­чи­мо­му неду­гу, бы­ла одер­жи­ма, со­глас­но Еван­ге­лию от Лу­ки, «се­мью бе­са­ми» (Лк.8:2). Не уточ­ня­ют­ся при­чи­ны и об­сто­я­тель­ства про­изо­шед­ше­го с ней. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бы­ла одер­жи­ма не вслед­ствие сво­ей гре­хов­но­сти, а по­то­му, что Про­ви­де­ние Бо­жие до­пу­сти­ло это для то­го, чтобы Гос­подь Иисус Хри­стос явил де­ло Сла­вы Бо­жи­ей – чу­до ис­це­ле­ния Ма­рии Маг­да­ли­ны, про­свет­ле­ния ее ума и при­вле­че­ние ее к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и к веч­но­му спа­се­нию.

Од­на­жды Ма­рия Маг­да­ли­на услы­ша­ла о Чу­до­твор­це, «ис­це­ля­ю­щем вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь в лю­дях» (Мф.9:35). Она на­чи­на­ет ис­кать Его, ви­дит, что «мно­гих ис­це­лил Он от бо­лез­ней и неду­гов, и от злых ду­хов, и глу­хих, и сле­пых, и хро­мых, и про­ка­жен­ных, и мерт­вых вос­кре­сил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Ма­рия Маг­да­ли­на пла­мен­но ве­рит в Его все­мо­гу­ще­ство, при­бе­га­ет к Его Бо­же­ствен­ной си­ле, про­сит се­бе ис­це­ле­ния и по­лу­ча­ет про­си­мое: му­чи­тель­ная си­ла злых ду­хов остав­ля­ет ее, она осво­бож­да­ет­ся от по­ра­бо­ще­ния бе­сам и жизнь ее освя­ща­ет­ся Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем ее Ис­це­ли­те­ля.

В ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ре по­вест­ву­ет­ся о том, что по­сле крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля, Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Эфес вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей к св. апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву и по­мо­га­ла ему в сво­их тру­дах. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бла­го­вест­во­ва­ла в Ри­ме (Рим.16:6). Скон­ча­лась она так­же в Эфе­се.

Праздник святых Жен-мироносиц. Иконы

Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии Воскресения Христова. Самое раннее из известных иконописных изображений Жен-мироносиц у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232/3 или между 232 и 256 гг.). Жены-мироносицы изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом — две звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (втор. пол. V века) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом, — это впоследствии получило название «Явление ангела женам-мироносицам».

На рельефе серебряного саркофага (IV век) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены три Жены-мироносицы перед Гробом в виде здания, над которым находится фигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 года) гробница изображена в виде двухъярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Жены-мироносицы, над которыми представлено «Вознесение Господне».

В Евангелии Раввулы представлена листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Исуса Христа двум женам, которые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Исуса Христа Мариям по Воскресении».


Жены-мироносицы у Гроба Господня. Аворий. Ок. 400 г. Баварский национальный музей, Мюнхен


Жены-мироносицы у Гроба Господня. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 год

В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизантийские формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228, Сербия) Жены-мироносицы изображены справа от ангела, крупная фигура которого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображен фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Справа от камня — небольшие фигуры двух Жен-мироносиц. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, который, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами.


Жены-мироносицы у Гроба Господня. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков. Фреска на восточной стене северной части трансепта. До 1156 г.

В русских, как и в византийских, памятниках сцена «Явление ангела женам-мироносицам» входит в страстные циклы, соседствуя либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа женам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса.

В целом композиция следует выработанной в средневизантийский период схеме, хотя возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа Жен-мироносиц и стражников. Так, в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год) Жены традиционно изображены подходящими слева, но гроб Господень представлен совершенно особенно: в виде прямоугольной плиты под киворием, на которой горизонтально в ряд лежат две условно изображенные пелены. Над гробом висят светильники на цепочках. Эта деталь композиции могла отразить реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме и убранства камня Помазания.


Жены-мироносицы у Гроба Господня. Из праздничного чина. Вологда. Санкт-Петербург, ГРМ. Конец XV — начало XVI вв.

Другой вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 год). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть которого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят три Жены-мироносицы. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в русском искусстве.


Жены мироносицы у Гроба Господня. Из праздничного чина. Москва. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в.), только саркофаг расположен под другим углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 год) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Жены-мироносицы стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей — стражей Гроба. На иконах XVI века спящими представлены три воина в доспехах (икона втор. половины XVI в.), стражников изображают и в большем количестве. На иконах кон. XV — нач. XVI вв. число Жен-мироносиц увеличено до семи, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, которая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров — икона из Гостинопольского монастыря, 1457 г.).


Жены мироносицы у Гроба Господня. Новгород. Ок. 1475 г.


Жены-мироносицы у Гроба Господня. Поволжье, начало XVIII в.

Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI веке. Особенностью, определявшей традицию русского искусства, стало изображение двух ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в.). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв.


Явление ангела Женам-мироносицам. Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль


Явление ангела Женам-мироносицам. Ростов. Конец XVI — начало XVII вв. Музеи Московского Кремля, Москва.


Икона Святые Жены-мироносицы. Благовещенский собор Сольвычегодска, конец XVI в.

Святые Жены-мироносицы. Картины

К теме Явления ангела Женам-мироносицам обращались мировые живописцы, такие как Карраччи Аннибале, Дуччо ди Буонинсенья, М.В. Нестеров и другие.


Маэста. Оборотная сторона. Жены-мироносицы у гроба Господня. Дуччо ди Буонинсенья. 308-11 гг. Музей Собора Сиены


Жены-мироносицы у гроба Господня. Карраччи Аннибале, 1597-1598 гг.


Жены-мироносицы. М.В. Нестеров. 1889 год

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.


Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.


Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Что нельзя делать в этот день?

На Руси праздник жен-мироносиц был особо значимым. В этот день принято соглашаться с женщинами, славить и благодарить их. Нельзя спорить и ругаться, повышать голос, завидовать и разводить сплетни. Также запрещено работать, если только это не работы в огороде.

Наши предки собирались компаниям для душевных разговоров и развлечений. В качестве угощений были блины и яичница, как символы солнца и продолжения рода.

На праздник женщину так превозносили, что она считалась главой семьи. Все ее слушались и почитали.

Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции

Маргоски или Маргоскина неделя — так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.

По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.

Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой — парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась — стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».

Угощения на праздник

Главные блюда на торжественном столе – блюда из курицы и яиц. Это могли быть кулебяки с различными начинками из курицы или деликатес, которым считались куриные гребешки. Сегодня кулинарные предпочтения стали другими. Например, можно приготовить жаркое из куриных сердечек или просто потушить курицы в маринаде из майонеза и соевого соуса. Приведем рецепт последнего блюда.

Ингредиенты:

  • Мясо курицы – 1 кг.
  • Соевый соус – 1 ст. ложка.
  • Майонез – 1 ст. ложка.
  • Молотый тмин – пол чайной ложки.

Приготовление:

Подготовьте все необходимые ингредиенты. Нарежьте куриное мясо на небольшие кусочки для тушения.

Замаринуйте: добавьте соевый соус, майонез, тмин и оставьте курицу на 30 мин.

Дальше мясо можно запекать, жарить или даже готовить на свежем воздухе. Из него получается обалденный шашлык.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]