С какими событиями связано имя Патриарха Никона
Чаще всего, говоря об этом Предстоятеле, вспоминают:
- открытый конфликт государственной и церковной властей, завершившийся поражением Патриарха;
- церковный раскол, который повлекла его реформа.
Лишь интересующиеся вспомнят уникальный Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой. И задумаются – чем же была (или могла стать) деятельность этого, видимо, самого неоднозначного из русских Патриархов?
Православные святые с именем Никон
Далее мы приводим список святых, нареченных православным мужским именем Никон.
Дни памяти указаны по новому стилю, чтобы Вы могли выбрать мальчику святого покровителя по дате, ближайшей к дню рождения.
- Никон (Беляев) Оптинский, исповедник, прп. 04.02, 08.07, 24.10
- Никон (Беляев), архимандрит, прмч. 04.02, 10.12
- Никон Клавдиопольский, мч. 11.10
- Никон Мелитинский, мч. 20.11
- Никон Печерский, мч. 09.09
- Никон Соколовский, прп. 15.07
- Никон Сухой, Печерский 11.10, 24.12
- Преподобный Никон, игумен Киево-Печерский 05.04, 11.10
- Преподобный Никон, игумен Радонежский 20.07, 30.11
- Святитель Никон Сицилийский, епископ, сщмч. 05.04
Современники
Жизнь его пришлась на переломное время истории страны:
- примерно за месяц до его рождения от неизвестных причин умер царь Борис Годунов; со смертью Годунова начинается так называемое Смутное время; именно на него пришлись детские годы будущего Патриарха;
- Нижегородский край, где жили родители Предстоятеля, стал центром событий; именно здесь собиралось ополчение князя Дмитрия Пожарского и Космы Минина;
- когда будущему Патриарху было 8, Земский Собор избрал новую династию – Романовых; первым царем стал 16-летний Михаил Феодорович, Патриархом – его отец, Филарет; его, наряду с сыном писали «Великим государем»; впоследствии Никон также получит этот титул – при внуке Филарета, царе Алексии.
Преподобный Никон, епископ Сицилийский, дата памяти 5 апреля
Он родился в Неаполе, дата его поминовения 5 апреля по новому стилю. Его отец был язычником, а вот мать – христианкой. Когда мальчик подрос, он решил остаться язычником, также, как и его отец. Поступил на военную службу, отличался силой и храбростью. Однажды он вместе со своим отрядом попал во вражеское окружение. Тогда он вспомнил наставления своей матери-христианки. Никон осенил себя крестным знаменем, помолился Господу.
Неминуемой смерти он избежал. После возвращения домой стал искать священника, что было достаточно сложным делом во времена гонений на христиан. Сев на корабль, он отправился на остров Хиос и совершил восхождение на высокую гору, где 8 дней он пребывал в посте и молитве. Он просил Господа помочь ему. И вот во сне святой Никон увидел Ангела, который указал ему путь.
Проснувшись, он отправился на гору Ганос. Там скрывалось от гонителей много иноков, возглавлял их епископ Феодосий. Именно от него Никон и принял Святое Крещение, а затем и монашеский постриг. Он поселился в храме, который находился в пещере. Святой Никон стал примером для всей братии и прожил так три года.
После епископу во сне было видение Святого Ангела, который возвестил, что святого Никона нужно посвятить в сан епископа, а затем со всей братией переселиться в Сицилийскую область. Епископ Феодосий все исполнил, после чего отошел ко Господу. Святому Никону было вверено 190 иноков. Все вместе они отправились на корабле в Сицилию. Тем самым они спаслись от гонителей христиан. По промыслу Божьему, епископу Никону удалось побывать в родном Неаполе. Там он застал в живых свою мать и провел с ней последние дни ее жизни. Прибыв на Сицилию, святитель поселился в пустынном месте вместе с братией. Здесь они мирно прожили много лет, пока вновь не начались гонения на христиан. Правителю Сицилии донесли, что рядом живет община христиан. Все 199 монахов (к 190 присоединились еще 9 человек) были схвачены и обезглавлены. Святого Никона оставили в живых, чтобы подвергнуть истязаниям: его жгли огнем, привязывали ноги к диким лошадям и заставляли их тащить святого по земле. Но он оставался все время невредим. Тогда мучители приказали его обезглавить. Его тело бросили диким зверям, но один пастух, которых был одержим нечистой силой, нашел его останки. Тот час же он упал лицом на землю и исцелился. Он рассказал об этом всем местным жителям. Тело святого похоронили вместе с убиенными 199 монахами. | Икона Преподобного Никона, епископа Сицилийского |
Биография
Кажется, Никита (мирское имя Никона), крестьянский сын, поначалу был очень далек от политических перипетий времени.
Юность
Когда отец отдал мальчика учиться грамоте в одну из обителей, ему так понравился строй монашеской жизни, что он, будучи еще очень юным, решил стать иноком. Есть данные, что он буквально сбежал из дома в Макариев Желтоводский монастырь, ходил на все службы, даже ночевал на колокольне – дабы не опоздать к утреннему богослужению.
Священник
Родители, найдя сына-ослушника, вернули его домой, понудили жениться. Впрочем, Никита, надо полагать, уговорил их согласиться по крайней мере с тем, что он, не мысливший жизни без Церкви, станет мирским иереем. Около 1626 г. о. Никита с семьей переехал в Москву, начал служить при одном из храмов. Когда в 1635 г. один за другим умерли дети, он уговорил супругу принять постриг. А сам удалился далеко на север, в Соловецкий монастырь.
«Обещание»
Так тогда называли место, где монах принимал постриг. Для отца Никиты им стал Анзерский скит прп. Елеазара. Здесь от стал монахом Никоном, постриженный духовным отцом, самим св. Елеазаром. Поначалу он ревностно взялся за подвижнический труд, подражая братии: за сутки от прочитывал всю Псалтирь, клал до 1000 поклонов.
Конфликт
Он случился не более, чем через три года по пострижении. Началось вроде бы с благого дела: строительства храма в скиту взамен малой деревянной церковки, где едва помещались 12 братий. Прп. Елеазар вместе с о. Никоном посетили Москву, где удалось собрать щедрое пожертвование на новый храм. Однако монастырское начальство решило, что большая церковь – «не по пустыни», строительство остановилось.
Прп. Елеазар воспринял это спокойно, но о. Никон не успокоился, начал убеждать старца настоять на возведении храма. Заботясь о церковном благолепии, или… нарушая послушание? Св. Елеазар начал смирять духовного сына. После чего Никон покинул Соловки, уйдя в Кожеозерский монастырь.
Позже, когда иеромонах станет архиереем, они примирятся с прп. Елеазаром. Но в его духовном сыне до ревности горячая вера всю жизнь будет сочетаться с желанием настоять на своем.
Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа. А. Д. Литовченко, 1886
Игумен, «боголюбец»…
Уже через 4 года жизни в Кожеозерской обители энергичного иеромонаха избрали игуменом. Именно тогда он знакомится с царем: новопоставленные настоятели по обычаю ездили к Москве, представляться государю. Алексей Михайлович оценил образованность о. Никона, и скоро он стал местной обители – Новоспасской, причем с возведением во архимандриты.
Считается, что тогда он вошел в кружок священников, именовавший себя позже «боголюбцами». Видя духовный кризис, не преодоленный после Смуты, рост влияния светской культуры, ревностные пастыри, близко общавшиеся с некоторыми боярами, даже самим царем, строили планы перемен. Так, при их участии:
- активно печатались богослужебные книги, святоотеческие творения;
- впервые в истории Русской Церкви за богослужением появились проповеди; земляк о. Никона, протопоп Аввакум и священник Иоанн Неронов, служившие при Казанской церкви на Красной площади, собирали толпы народа, желавшего послушать простые, назидательные слова с амвона.
Избрание Патриархом
Все начинания духовных друзей разделял о. Никон. К нему благоволил царь, при дворе открыто говорили – именно Никон может стать Патриархом после престарелого Иосифа. С 1649 г. его возводят на Новгородскую митрополию.
Официальное предложение стать Предстоятелем Владыка Никон получил в 1652 г.
Годы правления
Интересный факт
4 августа 1652 г. Никон был торжественно возведен на Патриарший престол. А в 1666 г. был лишен его –совсем не празднично.
Суть церковной реформы
От Никона ждали продолжения общей просветительской линии «боголюбцев». Незадолго до Великого Поста 1653 г. оказалось иное…
Началом того, что именуется «церковной реформой», хотя более правильно называть ее богослужебной, стала Патриаршая «Память», разосланная по храмам столицы.
От пастырей потребовали:
- заменить так называемое «двоеперстное» крестное знамение на «троеперстие»;
- отменить 12 земных «метаний» на молитве св. Ефрема Сирина – постоянно повторяемой за Великопостными службами.
Недоумение вызвало уже то, что Предстоятель не посоветовался с Собором, а принял решение единолично. Объяснений не последовало.
Зато уже через несколько месяцев началась невиданная по масштабам «справа» богослужебных текстов. Она продолжится до 1658 г. За это время будут «исправлены» почти все богослужебные книги Русской Церкви. Именно это, вместе с троеперстием, вызовет глубокий церковный раскол.
Сторонники и противники реформы Патриарха Никона
Первая «исправленная» книга – Служебник, была разослана по храмам столицы уже в 1655 г. И вызвала буквально «ступор» у многих: пропущенные иерейские, диаконские возгласы, явно спешно сделанная верстка, множество откровенных ошибок.
«За неисправность речей» Служебники будут позже изыматься из храмов, уничтожаться, после чего из печати выйдут новые… тоже «неисправные»!
На Предстоятеля восстали прежние друзья – боголюбцы. За что тут же были высланы из столицы. На одном из Соборов подняли голос архиереи – епископы Павел Коломенский, Александр Вятский. Первый был отправлен в заточение, где умер. Ну а подпись Владыки Александра позже появилась под решением Собора 1666 г., утвердившего все богослужебные изменения.
Литургисты, пытаясь понять причины жесткости Патриарха, возмущения духовенства, к настоящему времени установили:
- термин «исправление», предполагающий некую «порчу» богослужебных текстов после Крещения Руси – лишен смысла; в Русской Церкви изначально действовали несколько богослужебных Уставов (принесенный еще при Крещении Устав храма св. Софии Константинопольской), два иноческих – Студийский и Иерусалимский; имели место не «ошибки», а исторически сложившееся разнообразие богослужебных текстов;
- никоновские реформаторы – справщики, а их, как сейчас ясно, было чуть более десятка, заявляли, что делают новый перевод текстов с греческого на славянский по книгам, современным Крещению Руси; на самом деле подобные древние грамоты действительно были доставлены к Москве, но, как точно установил русский литургист А.А. Дмитриевский… не использовались! Высокий темп «исправления» объяснялся просто: русское богослужение приводили в соответствие с греческим – современным, а не X в.
«Путешествие Аввакума по Сибири» (картина С. Милорадовича, холст, масло, 1898)
Протопоп Аввакум и Патриарх Никон
Нижегородский священник, некогда друг Никона, считается лидером сопротивления реформе. Его полемические сочинения, написанные в заключении, распространялись в списках.
Как и нескольких других лидеров «раскола», о. Аввакума сожгли на костре, как еретика, 24 апреля 1682 г. Поэтому старообрядцы ныне чтят его как «священномученика».
Именно ему принадлежит главный тезис противников реформирования – с изменением богослужения случилась «смена веры», стало быть, еретиками являются «никониане».
Богословская полемика
Так ли? Современным историкам хорошо известно, что догматы остались неприкосновенными. Вот только под «верой» люди XVII в. понимали не только «набор истин», даже – не столько. Вера – исповедание. Это крестное знамение, это поклоны, молитвы.
Возьмем «сложение перст». Простертые «указательный и великосредний» персты знаменуют соединение во Христе Божественного и Человеческого начал. А три первых соединенных перста «никониан» — Святую Троицу.
Можно ли осенять себя крестом, вспоминая о Распятии? Конечно. Можно ли делать то же, думая о том, что мы спасены Богом Троицей? Тоже да.
Именно поэтому Поместный Собор 1971 г. объявил старые и новые обряды «равноспасительными».
Вот только раскол, спровоцированный совсем другими решениями, к этому времени давно прошел «точку невозврата»…
Православие
Когда выходцу из крестьянской семьи исполнилось 12 лет, мальчик отправился в Желтоводский Макариев монастырь, находящийся на левом берегу Волги, где пробыл послушником вплоть до 1624 года. Но по настоянию родственников, которые выманивали юношу из службы обманным путем, Никита вынужден вернуться домой в родное село, где пережил смерть любимой бабушки и отца.
Желтоводский Макариев монастырь
В Вельдеманово Никон женится и принимает сан иерея. Первоначально священник проводит церковные обряды в соседнем селе Лысково, но по стечению обстоятельств отравляется на службу в Москву, так как столичные купцы узнали об образованности и начитанности селянина. Именно в столице России произойдут переломы судьбы будущего предстоятеля православной церкви.
Семейную жизнь Никиты и его супруги сложно назвать счастливой: паре не удалось завести потомков, так как новорожденные дети умирали в младенческом возрасте. Священнослужитель воспринял печальные утраты как знак свыше, означающий отстранение от мирской жизни. Так, в 1635 году иерей убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря.
Оставив деньги на содержание жены, тридцатилетний Никита Минин принимает постриг в Словецком монастыре и становится Никоном: настоятель скита Елеазар собственноручно совершал этот посвященческий обряд. Исходя из православной религии, человек принявший постриг в монахи умирает для прежней мирской жизни и принимает другое имя, обретая новое духовное начало.
Словецкий монастырь
Отрешенный от жизненных хлопот и суеты Никон соблюдает монашескую жизнь, без устали читает священные книги и молится, отдавая волю и душу на почитание Бога. Жизнь в ските, расположенном на берегу Круглого озера, была строгой, инокам приходилось читать библейские рукописи в течение ночи, не смыкая усталых глаз. Пища в поселении монахов не отличалась изобилием: скитники питались запасами ягод и фруктов, да мукой, которую жертвовало государство.
Из-за благочестивой службы и грамотности Никон становится любимым послушником преподобного Елеазара Анзерского, который в будущем поручает приспешнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды, а также Никону доверяют заведование скифом.
Елеазар Анзерский
Но в 1639 году у инока Никона и старца Елеазара возникают разногласия по поводу строительства новой церкви, поэтому будущему московскому патриарху, не нашедшему поддержки братии, приходится бежать из монашеского поселения, которому он служил на протяжении долгих лет.
После скитаний Никон находит утешение в Кожеозерском монастыре, а после кончины настоятеля храма становится игуменом.
В 1646 году священнослужитель вновь отправляется в столицу России для сбора пожертвований обители и по традиции старинного обряда приходит с поклоном к государю Алексею Михайловичу.
Никон поразил царя образованностью и красноречивыми речами. К слову, Алексей Михайлович слыл человеком очень набожным и к православной религии и церкви относился снисходительно.
Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович перед гробницей святителя Филиппа
После общения со священником князь понял, что хочет видеть этого человека в Москве, поэтому перевел игумена в столицу. Некоторым боярам не нравилось такое расположение царя к простому старцу, но, тем не менее, выходец из крестьянской семьи становится архимандритом Новоспасского православного монастыря.
Находясь на службе, Никон становится участником кружка «ревнителей благочестия», который был сформирован в конце 17 века.
Позже, в 1649 году, Минин становится митрополитом Новгородской епархии и с особым усердием исполняет обязанности, совершая службы по строго установленным правилам.
Хлебный бунт 1650 года в Великом Новгороде
В 1650 году вспыхнуло голодное народное восстание в Великом Новгороде, поводом для недовольства горожан стало резкое поднятие цен на хлеб. Участниками бунта были люди различных сословий, от стрелков, до бедняков и ремесленников: российский народ выступал против политики государя. Но из-за устойчивой позиции митрополита Никона, защищавшего интересы Алексея Михайловича и других его соратников, новгородский бунт был подавлен.
Руководителей восстания ждал смертный приговор, который позднее изменился на нещадное избиение кнутом. Смягчение наказания произошло благодаря митрополиту, который не оставался равнодушным к мирскому люду: Никон посещал темницы и выслушивал жалобы арестантов, а также общался с простым народом, из-за чего некоторые горожане находили утешение в речах избранного митрополита.
Церковный раскол: дата начала
Обычно ею считают 1666 г. Здесь есть о чем поспорить. Опубликованные церковным историком Н.Н.Субботиным (1878 г.) материалы Поместного Собора этого года ясно говорят: формально никакого церковного разделения здесь не произошло.
Что было? Церковное проклятие на крестящихся двумя перстами «еретиков». А затем суд над 17 «уклонившимися» священниками, монахами. Из которых покаяния не принес… один человек, прот. Аввакум. Что до остальных, позже широко известных как лидеры старообрядчества, протоколы Собора неопровержимо свидетельствуют: покаялись.
Что настораживает – большинство не впервые:
- неоднократно уходил из Церкви, потом возвращался о. Иоанн Неронов;
- диакон Благовещенского собора Кремля Феодор приходил с покаянием сам, принимал епитимию, и… всякий раз через несколько недель бежал;
- не раз каялись соловецкий старец Герасим Фирсов, старцы Евфрем Потемкин, Сергий Салтыков, другие.
Объяснять происходящее лицемерием было бы слишком просто. Священнослужители остро переживали свой разрыв с Церковью, уходить «в раскол» не хотели. Но остаться тоже… не могли. Почему? Ответив на этот вопрос мы узнаем причины раскола, точнее, невозможности остаться в Церкви для множества любящих Христа людей. Вот только ответа этого пока нет.
«Спор о вере». Картина неизвестного художника XVIII века. репродукция
Реформатор и «антихрист»
Церковная реформа, повлекшая за собой раскол, возникла отнюдь не на пустом месте. Столетия разъединения, политические потрясения и завоевания привели к тому, что к XVII веку Обряд русской Православной Церкви стал серьезно отличаться от греческого. Поскольку веру русские люди приняли из Византийской империи, Никон и задумал привести обрядность в Московском государстве в соответствие с греческой.
Исследователи говорят, впрочем, и о более далеко идущих замыслах Патриарха. Именно в ту пору окончательно утвердился тезис «Москва – Третий Рим», и Никон видел государя Московского новым императором, себя – Вселенским Патриархом, а Москву – центром православия, пришедшим на смену оскверненному турками Константинополю. Разумеется, для реализации такого замысла нужно было сделать русский церковный обряд ближе к греческому.
Помимо ревизии богослужебных книг и исправления в них ошибок, допущенных переписчиками, Никон покушается и на такие вещи, как «сугубая аллилуйя», направление движения крестного хода, одежду священства и, наконец, на крестное знамение. Для большинства русских людей богослужебные тексты были чем-то очень далеким и непонятным, по-настоящему против правки возмутились лишь несколько грамотеев из числа духовенства. Но ходить крестным ходом против солнца, хотя издревле ходили посолонь, но восклицать «аллилуйя» трижды, хотя всегда делали это дважды, и, наконец, креститься «троеперстно» — с этим смириться было невозможно. К тому же Никон переодел священство в одеяния греческого образца.
Может быть, наберись Никон и сторонники реформ терпения и начни внедрять новшества постепенно, все прошло бы более или менее мирно. Но вот как раз терпения Никону и не хватило. Поместный Московский собор под его председательством в 1656 году объявил всех, кто крестится двумя перстами, еретиками и придал анафеме. Этого было достаточно, чтобы сопротивление из глухого стало активным. Начался раскол. И если сторонников старого обряда назвали «еретиками», то они в ответ нарекли Никона «антихристом».
Причины и следствия реформ
Сразу после Собора государство решительно взяло курс на «борьбу с расколом». Ссылка, тюрьма, костер, стали главными средствами «убеждения». К XIX в. та же «борьба» переместилась на страницы исторических трудов: писать о «раскольниках» можно было только обличительно, а изучать саму реформу начали буквально за несколько лет до памятного 1917 г.
Один из немногих на сегодняшний день исследователей литургических изменений, спровоцировавших раскол, протоиерей Георгий Крылов, пишет:
«В глазах средневекового человека богослужение открывало окно в нематериальный, духовный мир – окно в Рай , а храм воспринимался как земное Небо. Это богослужебно-литургическое мировосприятие христианин приносил из храма и распространял на всю иную жизнь, богослужение продолжалось, жизнь превращалась в богослужение».
Именно поэтому изменение «обряда» воспринималось так остро. Но почему Патриарх Никон решил вторгнуться в сферу глубоко личного для каждого верующего – богослужение, реформировав его одномоментно, полностью? Заявленная цель реформы – «возвращение» к «идеальным» книгам времен Крещения Руси не подтверждается источниками.
Что же тогда? Может быть, свет на происходящее проливает находящийся под Москвой Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Центр его соборного храма – точная копия Кувуклии, часовни Гроба Господня, а в алтаре – Горнее место для пяти православных Патриархов, из которых русский – первый. Возможно, речь шла не просто о преодолении обмирщения, охватившего православную Россию после Смуты – а о превращении страны в лидера христианского мира.
Впрочем, оригинальным образом: через… адаптацию русской богослужебной традиции к этому самому миру. Ничего, что Константинополь уже называют Стамбулом, греческие Служебники издают католические типографии Венеции, а лидер вроде бы должен задавать тон, а не адаптироваться… Как когда-то на Соловках, Святейший делал то, что велели ему ревность о Церкви, а еще… собственное разумение.
Последствия случившегося хорошо известны:
- невосполнимые человеческие потери Церкви – от нее отошли, по современным подсчетам, до 30% верующих;
- колоссальное падение авторитета Церкви.
Преподобный Никон, игумен Радонежский, дата памяти 20 июля, 30 ноября
Еще один святой — преподобный Никон, игумен Радонежский, даты его памяти 20 июля, 30 ноября по нов.ст. Он родился в Юрьеве-Польном. Услышав о жизни преподобного Сергия Радонежского, он пришел к нему с просьбой постричь его в монахи. Преподобный Сергий дал ему испытание – велел пойти в послушание к своему ученику Афанасию Высоцкому. Но и тот не сразу принял Никона. Лишь только убедившись в серьезности его намерения, он постриг его в монахи.
Святой Никон усердно упражнялся в молитве, чтении Святого Писания. После достижения совершеннолетия его рукоположили в священнический сан. Преподобный Сергий благословил его служить братии. За шесть месяцев до своей кончины, он назначил святого Никона своим преемником.
После кончины старца святой Никон с огромной любовью и бережностью поддерживал все, что было обустроено преподобным Сергием. Он трудился наравне с братией, обходил все монастырские службы.
Но его душа всегда стремилась к уединенной молитве, поэтому он решил оставить свое настоятельство и стал жить затворником в одной из келий. 6 лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский, но в 1400 году он основал свой монастырь. Братия обратилась с мольбами к преподобному Никону. Они просили его вернуться к ним настоятелем. Святой Никон согласился.
В это время стали распространятся слухи о нашествии на Русь хана Едигея. Преподобный Никон усиленно молился о сохранении обители. Ему было явление в тонком сне, чтобы он не скорбел о разорении монастыря.
После этого было принято решение всем инокам покинуть обитель, взяв с собой лишь келейные вещи и святыни. После возвращения обратно, они увидели, что их монастырь превратился в пепелище.
Но преподобный Никон наставил братию не впадать в уныние. Они начали новые трудовые подвиги и восстановили свой любимый монастырь. Во время копания рва для построения каменной церкви, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия.
Для украшения нового храма Никон пригласил самых лучших иконописцев иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Именно здесь преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы.
До конца своих дней преподобный Никон заботился о братии. Перед смертью ему было видение о месте его упокоения. Он собрал монахов и дал последние наставления. Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу.
Он был погребен рядом с ракой, в которой покоились мощи преподобного Сергия Радонежского.
Ссора с царем
Светская власть не разделила идей Никона о России как мировом центре православия. Может быть, потому, что она была основана на принципе «священство выше царства»? А вот патриарший титул – беспрецедентный для русской церковной истории:
«Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх».
Судьба «великого господина и государя» оказалась не лучшей:
- 10 июля 1658 г. он, после очередной ссоры с государем из-за постоянного вмешательства в дела светской власти, оставил кафедру, уехав в любимый Ново-Иерусалимский монастырь; ждал, что позовут обратно – не позвали;
- 22 декабря 1666 г. в присутствии Вселенских Патриархов Поместный Собор (тот самый, осудивший противников реформы!) не просто лишил Предстоятеля кафедры, но отрешил от архиерейства, более того, изверг из священного сана; последующие годы он был «монахом Никоном».
Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)
Личная жизнь
При жизни Патриарх Никон был образованным и начитанным человеком, который удивлял не только доскональным знанием священного писания, но и житейской мудростью. Сложно судить о личности Никона, так как старообрядцы и сторонники новых реформ по-разному характеризуют этого человека. Одни в жизнеописании пишут, что Никон — мудрейший православный деятель, реформы которого пошли на благо; другие считают, что Минин – властолюбивый, алчный и жестокий человек, который был готов пойти на все, чтобы получить расположение царя.
Памятник патриарху Никону в г. Саранске
Когда судьи отстраняли Никона от сана, коллегия привела свод всех «преступлений» патриарха, и вот что значилось в той рукописи:
«Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.»
Однако судить о достоверности этой информации никто из историков не может.
Опала и смерть
Последовала ссылка в Ферапонтов монастырь, затем – Кирилло-Белозерский. Вернуться в Новый Иерусалим ему, уже тяжело болевшему, разрешил новый царь, Феодор Иоаннович. Смерть застигла его на пути, 27 августа 1681 г.
Лично любивший Никона царь Феодор Алексеевич настоял, чтобы его отпевали, как Предстоятеля. Он сам читал над гробом Апостол, 118 Псалом.
5 мая 1682 г. Константинопольский Патриарх Иаков, также по прошению русского царя, прислал разрешительную грамоту:
«Преподобныя памяти, возлюбленный брат наш, господин Никон, бывший патриарх Московский и всея Руссии, вместо воздаяния и мздовоздаяния, показания ради долгаго преподобничества и терпения, имеет прощение и разрешение от приключившагося ему соборного извержения, и да будет прощен в нынешнем веце и в будущем от Отца и Сына и Св. Духа, Святыя и Живоначальныя Троицы; восприяв же духовный хитон архиерейства, да приимет, яко патриарх, всегда церковное поминовение, поминаем с прочими патриархами Московскими во священных диптихах, и по всяким именованным временам священных церковных проследованиях безсумненно да сочетается въяве в сочисление прочих патриархов Московских, патриархом же; являемо и именуемо и поминаемое ни един да несопротивится, подлинно тако да будет!
Тем же во оправдание издадеся сие прощение его».
«Долгое преподобничество и терпение», видимо, стали основным деланием «монаха Никона» последних лет жизни. Но они остались в безвестности.
Патриарх
В 1649 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. Здесь он показал себя как мудрый государственный муж и, по всеобщему признанию, великолепно проявил свою энергию и ум во время бунта, который случился в Новгороде в 1650 году. Никон сделал все, чтобы усмирить бунт на корню обойтись при этом без излишней жестокости.
В 1652 году умер Патриарх Иосиф. Государь желал видеть на Патриаршем престоле Никона. Тот решительно отказался. И тогда произошла невероятная сцена. В Успенском соборе при большом стечении народа Алексей Михайлович пал сыну мордовского крестьянина в ноги и, проливая слезы, умолял его принять Патриарший сан. После того как вслед за царем поверглись ниц все остальные, Никон дал свое согласие. Однако при этом он взял с царя и всех присутствующих клятву, что они будут ему во всем послушны в делах веры. Царь, бояре и народ такую клятву дали. Так сбылось видение анзерского старца Елеазара.
Никон основал несколько монастырей: Иверский монастырь на Валдайском озере, Онежский Крестный монастырь на Кий-острове и самое знаменитое детище Никона – Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся им ни много ни мало как центр православного мира и повторение храма Воскресения Господня в Иерусалиме.
Он вернул в церковную жизнь обычай проповеди с амвона, упразднил многогласие (одновременное исполнение нескольких песнопений, отличающихся словами и напевом), делавшее церковную службу для паствы совершенно непонятной, и приступил к «исправлению» церковных книг.