Что такое рай — у кого имеются шансы попасть в это благословенное место?

  1. Ислам и Христианство о Рае
  2. Что такое Рай?
  3. Кто попадет в Рай?
  4. Что происходит в Раю? Что делают люди в Раю?
  5. Будет ли запретным в Раю то, что запретно на земле?
  6. Как попасть в Рай?
  7. Условия
  • Какие грехи и дела не позволят войти в Рай?
  • Для каждого человека одним из самых важных вопросов, которые он должен осознать на протяжении жизни, является вопрос о том, какую направленность имеет его жизнь и бытие, и о том, кто и по какому пути ведет его на протяжении всей жизни.

    Как человек относится к самому факту смерти и к какому представлению о ней испытывает наибольшее доверие, определяет смысл человеческой жизни и то, каким путем идет он через свою жизнь к смерти, определяет его нравственный облик и дела, поведение и мировосприятие.

    Что такое рай в нашем понимании?

    Все эти представления объединяют общие черты: в раю нет боли, страха и времени. Там царят гармония, душевный покой и свобода. Там озаряет все божественное сияние, и обитатели вечно молоды и безгранично счастливы.

    Однако эти описания – лишь слабая попытка представить себе райскую жизнь. Теологи утверждают (и, скорее всего, они правы), что земной человек не в состоянии вообразить себе истинный рай. Душа слишком отягощена мирской суетностью и невольно привязывает высшие материи к примитивному пониманию счастья.

    Какие грехи и дела не позволят войти в Рай?

    По исламу человек понесет ответственность только за те деяния, которые совершил сам, и Бог сказал, что «ни одна душа не понесет чужого бремени» (35:18). Понятие первородного греха, которое культивируется в христианстве, ислам опровергает: ни дети, ни внуки, ни правнуки не виноваты в том, что их отец совершил ошибку, и принять наказания они не могут.

    Пророк Мухаммад ﷺ говорил о том, что каждому человеку на земле совершать ошибки свойственно: в хадисе, переданном ат-Тирмизи, он указывает, что совершает грехи «каждый сын Адама». Но Всевышний Господь сотворил человека не таким, чтобы он был беспомощным перед своими грехами и грешными мыслями и не мог сопротивляться им: человеку дана возможность совершать добрые дела, каяться, и двери покаяния всегда открыты для человека Всевышним. В этом же хадисе Посланник Аллаха ﷺ назвал тех, кто кается, лучшими из всех, кто совершает грехи.

    Довольство Аллаха – вот основное мерило того, насколько человек праведно жил, совершал добрые дела и достоин того, чтобы попасть в Рай.

    Рай существует — что поясняют исследователи и те кто там «побывал»?

    С развитием реанимации и обретением возможности откачивать людей, находящихся в состоянии клинической смерти, появились косвенные доказательства того, что рай – это не сказка. Как говорят атеисты, «что-то там есть».

    До 20 процентов людей, которых врачи сумели вывести из комы, рассказывали о туннеле, свете, куда их влекло, двери или воротах. С порога которых пациентов «завернули» реаниматоры.

    К визуальным впечатлениям добавлялось ощущение безмятежности и предвкушения предстоящего вхождения. Ученые пытались объяснить эти воспоминания процессами умирания мозга. Дескать, в это время больной теряет зрение, перестает видеть периферийные зоны. А видимый им «прожектор» — центральная точка, еще доступная отключающимся глазам.

    Но многие исследователи категорически не согласны с такой трактовкой. Так, бельгийский врач-невролог Стивен Лорейс, многие годы возглавляющий Coma Science Group в Льеже, беседовал с каждым спасенным.

    Согласно тестам, которые проходили пациенты, эмоции, переживаемые ими при встрече со светом, в разы сильнее всех, с которыми люди сталкивались в течение жизни. Этот всплеск одним умиранием объяснить доктор не может. Не берется он и толковать, почему большинство выведенных из клинической смерти людей в принципе перестают бояться смерти.

    Интересны и данные, полученные от реанимированных слепых людей. Среди них были и те, кто незряч от рождения. Тем не менее, свет и вход видели и они. Ортодоксальная наука не может объяснить, как слепцы, не видящие по определению, могли визуализировать образы, да еще и так подробно. Дефицит кислорода здесь точно ни при чем.

    Но совсем уникальным является случай с 4-хлетним мальчиком, пережившим клиническую смерть и порадовавшим родителей и врачей рассказами об ангелах. Это при том, что рос в семье атеистов и об этих существах ни от кого не слышал.

    Кроме того, он поведал о встрече с сестренкой. А она умерла при родах задолго до рождения мальчика. Разумеется, родители, чтоб не травмировать сына, об умершей девочке ему не рассказывали. Слишком неожиданная тема для галлюцинаций, не так ли?

    Тайна первозданного Рая

    Туда хочется заглянуть хоть краешком глаза. Подсмотреть, чем же там заняты души спасенных людей. Ведут какую-то деятельность? Или же отдыхают? Как они тратят отведенное время? Да и можно ли найти время там, где царствует вечность?

    Обычно мы слышим, что праведники обретут блаженство, воспримут венцы за терпеливо понесенные скорби и вместе с ангелами начнут славить Бога. Но не скучно ли это? Помолились, пропели Богу хвалу, отдохнули под сенью древ райских от тяжких трудов, на земле понесенных, а что же затем? Мы слышим, что «Бог отрет всякую слезу с очей их» (Откр. 21, 4), то есть восполнит все утраты, залечит раны, избавит от скорби. Но вот она, вечность – слезы давно просохли, на душе мир и покой, чем заняться? Ибо, – есть внутри нас такая особенность, – душа человека не терпит бездеятельности. Чем же наполнена райская жизнь?

    Тайна Райской жизни

    Вот какой притчей поделился однажды преподобный Силуан Афонский. Высоко в небе парил орел. Созерцая красоты мира, ему захотелось поведать об этом петуху, находившемуся внизу, в простом сельском курятнике. Но когда он спустился, петух важно гулял среди своих кур и не особенно слушал орла. Петух не понимал ничего из сказанного, ибо и краешком глаза не видел того, что созерцал орел. Вскоре ему и вовсе наскучили эти возвышенные рассказы. Так и живущие земным не могут понять небесного.

    Жизнь Рая – тайна для изгнанников Рая. Изгнанникам Рая не дается лишнего повода фантазировать, что же там. Фантазии о духовном обычно оборачиваются бедой.

    Есть вот такая проблема – у каждого своя мера восприятия, за гранью которой бессмысленны рассуждения. Младенец не понимает взрослого. Слепой – художника. Глухой – музыканта. Как объяснить не знающему письмен дикарю-людоеду значение древних рукописей? Разжигая ими костер, дикарь приготовит на костре любителя рукописей и продолжит дальше свою дикую жизнь. Не всё и не всем объяснить возможно. Непонимание оборачивается отвержением, а отвержение – враждой. Враждуя с тем, что не понято, люди рушат храмы, даже не предполагая, что храм есть Небо на земле, остаток Рая посреди нашего грешного мира.

    У Бога в Раю для людей приготовлено такое благо и счастье, которых на земле даже близко не испытать

    Павел апостол, восхищенный в Рай, даже до третьего Неба, соприкоснулся с тем, что «человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4), то есть с неизреченным. Он и хотел бы поведать, да только не знал, каким образом. Единственное, что в восхищении своем он выразил, это то, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). То есть у Бога в Раю для людей приготовлено такое благо и счастье, которых на земле даже близко не испытать.

    Впрочем, продолжает апостол: «А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор. 2, 10). Значит, кое о чем мы все же можем сказать.

    Для чего Бог поселил человека в Раю

    Божественное Откровение говорит нам, что Бог поселил человека в первозданном Раю не для того, чтобы он беспечно лежал под пальмой да срывал плоды с райских деревьев. Нет, в Писании сказано:

    «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

    Не загорать на солнышке или беззаботно плескаться в лазурных волнах райских рек, а возделывать сад Едемский и хранить его. Таким образом, в первозданном Раю человеку предписывалось быть занятым, заботиться о Рае – возделывать и хранить.

    Не Рай нуждался в возделывании, ибо Бог всё творит в совершенстве, без недостатка. Рай благоухал от присутствия благодати Божией. Нуждался в этом возделывании человек. Чрезмерный покой приводит к беспечности. Беспечность – к праздности. А «праздность научила многому худому» (Сир. 33, 28). Человек же, хотя и создан чистым, не имел еще опыта духовного становления, в котором неразрывны труд, раскрытие в себе заложенных Богом талантов и стойкость в возникающих искушениях.

    Собственно, древо познания добра и зла было дано для того, чтобы воспитать в людях верность Богу. Верность выражалась бы в отсечении от созданной Богом земли всякого искушения обольстителя. Воспитание предполагало труд со стороны человека, усилие.

    Райский труд, в чем именно он состоял, нам всё же до конца непонятен, неясен. По слову святого Иоанна Златоуста, это был «труд безболезненный, чуждый страданий». Он представлял собой путь к большему духовному совершенству. Дерзнем сказать, что возделывание Рая предполагало некую творческую деятельность человека, его глубокое, разумно-личное включение в райскую гармонию первозданного мира, дышавшего благодатью Святого Духа.

    Нам приоткрыто, что Адам нарекал имена животным (ср. Быт. 2, 19–20). Но чтобы нарекать, надо познавать, постигать тех, кого хочешь наречь. Ученый, открывающий новую звезду, дает ей имя. Адам, постигая созданный Богом мир, нарекал имена, пытаясь проникнуть в тайну мироздания. И это никак не безделье, а глубокое, творческое, разумно-волевое делание. Наречение имени, то есть выражение своего знания в слове, означает, что человек формулировал плоды своей познавательной деятельности.

    В райском делании первозданного человека участвовали и душа его, и тело, и ум, и сердце – все его разумно-волевые качества.

    Еще задачи в первозданном Раю

    Судя по всему, в первозданном Раю перед людьми было поставлено много задач. В частности, сказано:

    «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26).

    Покуда человек поддерживал свое единение с Господом, в мир посредством человека изливался свет благодати Божией

    Чтобы владычествовать, нужно быть способным к тому и знать, как управлять.

    Мир живых существ не пребывал в хаосе или уничтожении сильнейшими слабейших. Мир был другим, срастворенным с благодатью Духа Святого. Ни смерти, ни хищничества. Но порядок и гармония мироздания поддерживались за счет деятельности человека, как венца творения Божия. Покуда человек поддерживал свое единение с Господом, в мир посредством человека изливался свет благодати Божией, одухотворяя всё бытие.

    Преподобный Макарий Великий приоткрывает нам тайну:

    «Враг, обольстив Адама, и таким образом возгосподствовав над ним, отнял у него власть, и сам наименовался князем века сего. Вначале же князем века сего и владыкою видимого Господь поставил человека. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил, ни ядоносное животное не могло оказать над ним своего действия. Но после того, как уступил обольщению, и начальство свое предал он обольстившему».

    И кто бы мог подумать, что титул «князь мира сего» оказался похищен диаволом у… человека? Но так оно и есть. В мире земном изначально царь – тот, кто носит в себе образ Царя Небесного. Небесный Царь – Бог – запечатлел царским образом человека – земного царя. Благочестивое царство – не самодурство или тирания, не гнет безумного деспота. Благочестивое царство – жертвенная забота о тех, кто поручен тебе Самим Богом. Познавая Бога, человек призван был все более совершенствоваться сам, а через личное преображение все более преображать и окружающий мир.

    Царственное владычество первозданного человека как венца творения означало, что он не был оторван от богозданной природы. Умом и сердцем он призван был обращаться к Богу, а созданный Богом мир должен был хранить, украшать и поддерживать, как поддерживают в очаге огонь, доверенный на сохранение. Нерадение оборачивается угасанием огня, а затем и холодом, замерзанием.

    Еще, между прочим, одна из райских задач – «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28). Приятное задание? Современным испорченным человеком эта задача понимается в самом примитивном смысле. Зачать и бросить – так поступают лишенные разума животные (да и то не все), авось кто-то из потомства и выживет. Человеку, чтобы плодиться и размножаться, надо уметь заботиться – о той, которая рожает, и о тех, которые родятся. Забота – проявление любви, а без любви всё теряет свой смысл. Еще, чтобы плодиться и размножаться, надо уметь воспитывать – передавать чадам что-то самое лучшее, и это целая наука, поставленная человеку как задача еще в первозданном Раю.

    Впрочем, святые отцы трактуют данную задачу куда более возвышенно. Там, где над плотью царствовал дух, само размножение плоти подразумевалось иначе. Вот, например, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст:

    «До преслушания (первые люди) жили как ангелы, и не было (речи о) сожитии. И как это могло быть, когда они свободны были от телесных потребностей?»[1]

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет:

    «Это размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного долженствовало быть наслаждение святое, духовное. Самого же образа, как не открытого Богом, и не испытываем, веруя, что для Бога как легко было попустить известный способ, так легко было установить и другой способ… Во взятии жены от мужа (Евы от ребра Адама) видим образец бесстрастного размножения рода человеческого до преступления».[2]

    И так считали практически все святые отцы.

    Лишь блаженный Августин полагал, что способ зачатия в Раю был бы тот же, что и сейчас, но без страсти плотских наслаждений. Как он сам говорит, соитие подчинялось бы не похоти, а воле человека,

    «надлежащие члены привелись бы в движение требованием воли, без страстного волнения, при полном спокойствии души и тела и с сохранением целомудрия»[3].

    Как бы кто к этому ни относился, но Рай не есть царство похоти.

    Таков был Рай первозданный. И ныне Рай, куда попадают души спасенных людей, выше всего плотского. Таковым, без малейшей примеси страсти, будет Рай и после Всеобщего Воскресения. И потому

    «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 35–36).

    Рай после грехопадения

    Свидетельства о Рае в строках Писания подобны отражению Солнца в малых каплях росы. Они незначительны по форме, но в них сияют отблески Солнца.

    Рай упомянут в начале Писания – книге Бытия. Рай был устроен на земле, но он же означал собой причастие Небу – царству ангелов. Весь сотворенный мир представлял собой Божий храм, а Рай – алтарь, в котором первозданный человек, словно священник, совершал служение неведомым нам Божиим тайнам. Как алтарь храма соединяет Небесное и земное, так и Рай в первозданном мире – соприкосновение Неба и земли, причастие земного Небесному.

    Грех человека отсек землю от Неба. Рай остался как Царство Небесное, но на земле Рая уже не найти. И потому раскрыть тайну Рая здесь, на земле, мы вряд ли сможем. Потому и ряд поставленных в Раю задач остаются нерешенными. Какое теперь у человека царство, владычество? Его не то что лев, его и домашняя кошка не всегда слушается. Сам же человек расхищает природу, словно тиран-потребитель.

    Часть райских задач («плодитесь и размножайтесь») решалась людьми в их состоянии падшем. Со всеми вытекающими последствиями – блудом, изменами, абортами, то есть с полнейшим самоуправством. Часть же задач решится лишь в будущем, когда силой Воскресшего Господа все восстанут из мертвых, а новое небо и новая земля поразят взор воскресших людей.

    В Ветхом Завете Рай после события грехопадения практически не упоминался. Зачем говорить о том, что закрыто до пришествия Христа Спасителя? Зачем огорчать души праведников, кои сходили во ад, как и все изгнанники Рая? «С печалью сходя в преисподнюю» (Быт. 37, 35), ветхозаветный человек испытывал тоску и одиночество.

    Рай упоминался в Ветхом Завете как образ благословения Божия. Например, сказано:

    «Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек» (Сир. 40, 17).

    «Страх Господень – как благословенный рай, и облекает его (имеющего страх Божий – Ред.) всякою славою» (Сир. 40, 28).

    Всякая добродетель хранит в себе нечто райское. Смирение, кротость, целомудрие, тем более царственная любовь – отблески Рая на нашей грешной земле.

    Смирение, кротость, целомудрие, любовь – отблески Рая на нашей грешной земле

    Рай был затворен, пока не пришел Тот, Который сказал: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23, 43). Он сказал это покаявшемуся разбойнику, чтобы каждый из нас, во-первых, увидел в себе разбойника, а во-вторых, чтобы каждый так же покаянно сказал:

    «Достойное по делам нашим приняли… Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (ср. Лк. 23, 41–42).

    Библия говорит не о том, чем займется человек в Раю, а о том, каково человеку вне Рая, как скверно и плохо без Бога, и потому как к Богу вернуться, а Рай вновь обрести. Человек – блудный сын, вместо родного дома – свиное корыто, вместо любви и тепла – ложь и обман, и еще безмерные страдания, скорби, мучения. Но Отец любвеобильно ждет, и врата родного дома открыты. Иначе завеса ветхозаветного храма не разорвалась бы при предсмертных словах Спасителя «Совершилось». Рай – первозданный алтарь – ныне открыт человеку, призванному к небесному тайнодейству.

    Ад как антипод Рая

    Итак, нам открыто, что в Раю бездельников нет. Зато бездельниками забита преисподняя. Где «цепи ада» (Пс. 17, 6) и «вечные узы» (Иуд. 1, 6), какой там может быть простор для творчества и личностного делания? Чтобы оценить жизнь в Раю, надо хоть немножечко представить пребывание несчастных душ в аду.

    Томимые собственной внутренней пустотой, утратившие способность проявить себя в чем-либо созидательно-добром, набившись в преисподнюю, словно селедки в бочку, узники ада мучаются от самих себя, от собственной бесполезности. Их страдания – от того, что жили лишь для себя, не желая принести кому-либо и малой пользы. Потому пребывают они одни-одинешеньки – хотя в аду тесно, но каждый мучимый отделен от остальных гранью непреодолимой. Отделены от Бога, отделены от ближних – ни творчества, ни деятельности, ни возможности что-либо познавать.

    Если на Небесах – радость, счастье, блаженство, то в аду их антиподы – тоска, мучение и, как это ни странно, злорадство. В Библии сказано о царе ассирийском:

    «Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране» (Иез. 31, 16).

    На Небесах радуются о каждом покаявшемся. В аду же злорадствуют о всякой душе, смытой лавиной греха в преисподнюю

    На Небесах радуются о каждом покаявшемся, ибо спасен он. В аду же злорадствуют о всякой душе, смытой лавиной греха в преисподнюю. Злорадство – вот реакция адожителей, приветствующих каждого новоприбывшего клеврета.

    Священное Писание говорит нам, что как только в ад сошел очередной царь вавилонский, то его там узнали. Еще бы, царя и не узнать (да еще вавилонского)! Пророк Исаия говорит об этом так:

    «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам» (Ис. 14, 9–10).

    Вот они, ключевые слова – «сделался бессильным». Собственно, ад – царство слабых, бессильных. На земле-то они казались могущественными, но всё обернулось прахом. Хотели царствовать над другими, но не смогли воцариться над своими страстями, поработились греховным желаниям. Потому сказано:

    «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 7).

    Рай – для сильных. Для тех, которые победили себя, мир и диавола

    Рай – для сильных. Для тех, которые победили себя, мир и диавола.

    Бессильные, они же и бездельники – в смысле без дел добра, милосердия, кротости. Их слабость – в их гордости. Ибо всякий возвышающий себя не имеет силы смириться, увидеть себя, какой же он есть на самом деле. Таковой рано или поздно унижен будет. Всякий возвышающий себя унизится. Пророк Исаия добавляет:

    «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой» (Ис. 14, 11).

    В аду – безделье, бездеятельность. Ибо ад есть отсутствие Жизни. А потому никакой творческой активности, проявления себя в каком-либо деле не может быть там, где царит смерть. Там скука серая. Ни творчества, ни мыслительной деятельности, а только обрывки воспоминаний, которые страшными картинами стоят перед взором души, и еще – полное бессилие что-либо исправить. Оттого и мучения. Ибо покоя там нет. Лишь скрежет зубов и рыдание. Отчаяние, ужас и беспросветный мрак.

    Ад – неспособность проявить себя в добром, время, которое ты упустил. Если бы время измерялось килограммами, то мы ужаснулись бы тому, как целыми тоннами, бесчисленными контейнерами мы выбрасываем время. Тратим его в никуда и при этом думаем, что заняты.

    Еще ад – теснота. Без Бога в душе пустота, ограниченность, узость. Где теснота, там и томление, тягость. Небесный простор и легкость свободы подает только Бог. Жизнь, как дар Божий, есть бесконечное раздолье, простор, широта – в правильном смысле этого слова. К этому и призывает Бог человека в вечном Раю.

    Какими трудами попадают в Рай?


    Притча о богаче и Лазаре

    В Прологе рассказывается про инока Афанасия, который размышлял, что ожидает в будущей жизни тех, которые трудятся здесь ради спасения. И вот в видении некто привел его к чудным вратам, красоту которых передать невозможно. Сквозь врата он созерцал отблески дивной, неизреченной жизни в Раю. Собственно, увиденное и услышанное он мог выразить лишь словами Писания: «Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). «И узрят лице Его… И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22, 4–5). Но когда Афанасий захотел вступить во врата, чтобы постичь тайну Рая непосредственно, то ему было сказано:

    «Никто, пребывающий в лености, не входит сюда, но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира».

    Итак, Рай не есть царство ленивых. Рай – это нива усердных тружеников, кои возделывают Рай и хранят. Возделывают, прежде всего, в самих себе, в глубинах своей души, а затем и везде вокруг себя.

    Но что же это за делание?

    Если ты всю жизнь пахал, сеял, строил, конструировал, если, сдвинув брови, сидел за чертежами или, пройдя невероятную подготовку, бороздил просторы не только воздуха, но и космоса, то всяческая тебе честь и хвала! Похвальные грамоты и ордена, премии и общественное признание – достойные награды твоему усердию. Но если при этом тебе никогда не был нужен Бог, то как попадешь в Его Царство?

    В Рай попадают трудами, совершенными на земле, но не земле посвященными. Спасают душу не перевыполненные планы, не рекорды, не триумфы свершений. Спасает человека Божия благодать, принятая чистым, смирившимся сердцем. Спасается душа, обретшая Бога, а не гордо бороздившая поле жизни своей плугом земных трудов.

    Не статусы, не заслуги, не видимые достижения пролагают человеку путь в Рай.

    Одному старцу показаны были Райские обители, в которых пребывали спасенные. И вот, увидел он в необыкновенной славе некоего мужа, который сказал: «Я был работником у злого человека, который постоянно мне досаждал, не давал платы, и всё это я претерпел до конца без ропота». Потом старец увидел другого, который поведал: «Я был прокаженным, но переносил свой тяжкий недуг с благодарностью Богу». Наконец, старец увидел третьего мужа, хотя и не в такой чести, как первые два, но тоже причастного славе Божией. Он открыл о себе: «Я долгое время был монахом и постоянно трудился для спасения своей души, впоследствии сделали меня епископом». Вот так неожиданно открывается блаженство Рая – в зависимости от того, что у человека внутри, а не во внешних свершениях. Как, собственно, и райские венцы – они уделяются Богом не по нашим меркам или критериям.

    Райские венцы – они уделяются Богом не по нашим меркам или критериям

    Верно то, что расставшись с телом, каждый из нас испытает немалое удивление. То, что казалось интересным и важным, вдруг предстанет как ровным счетом ничего не значащее. То, что казалось неинтересным и скучным, вдруг откроется как наиважнейшее и невероятно привлекательное. Думавшие, что Рай им обеспечен, удивятся крушению своей самоуверенности. А полагавшие, что они достойны лишь ада, и потому каявшиеся и смирившиеся, с удивлением увидят, как неожиданно открылись им врата Милосердия.

    (Продолжение следует.)

    Где искать рай – мнение теологов и мистиков

    Местонахождение «высших сфер» интересует человечество не меньше, чем доказательства существования рая. Точные координаты вам не скажет ни ученый, ни мистик, ни богослов. Сейчас одной из самых популярных версий является предположение, что райские кущи все же находятся на небесах. Однако попасть туда не получится даже при помощи космического шаттла.

    Рай расположен в ином пространстве-времени. Или же, если угодно, в некой «тонкой сфере», недоступной материальным объектам.

    Не совсем согласна с подобной постановкой вопроса католическая церковь. Так, Папа Римский призвал в 1999 отринуть ошибочные представления о рае, как о каком-то физическом, географически определяемом месте.

    По словам главы Ватикана, рай – это прямая, непрерывная связь с Троицей на духовном уровне. А идиллические родники, цветы, лужайки среди облаков – это метафора. Она призванная упростить понимание и восприятие идеи.

    Впрочем, призывы Папы могут устроить только глубоко верующих людей, следующих принципу «верую, ибо абсурдно». Ученые продолжают искать местоположение рая. И некоторые подвижки в этом направлении имеются.

    Слово на всех языках

    Начиная разговор о том, существовал ли когда-нибудь и где-нибудь потерянный человеком рай, следует сразу сказать (хотя многим это и покажется странным), что идея о нем — не собственно христианская. О существовании места и времени, где люди когда-то давно были счастливы, можно прочесть в мифах и сказаниях практически любого народа Земли. Даже в древнейшей шумерской мифологии за три тысячи лет до Рождества Христова встречаются упоминания о том, что когда-то «всякая вещь была совершенна» («Эпос о Гильгамеше»), и в этом прекрасном раю, в котором жили люди, «никакой лев не убивает, никакой сторож не уносит ягненка» (миф о Дильмуне). Подобные представления можно встретить практически везде — многие древние цивилизации оставили нам похожие воспоминания об утраченном рае. Можно даже сказать, что не обращать внимания на эти воспоминания — это значит просто игнорировать хоть сколько-нибудь известную нам культурную действительность. Да, никто точно не знает, каким был этот рай — но о том, что он точно был, можно услышать в любом уголке Земли. Или же придется предположить, что все древние поголовно были оторванными от реальности фантазерами.

    К примеру, в славянской традиции рай — это некое чудесное и светлое место за пределами известного мира, почти что потустороннее. Да и сама память о нем — отблеск какой-то иной реальности, и в этом сиянии по ту сторону жизни места для ада — нет. Антонимом потерянному раю служит не ад после смерти, а просто обычная человеческая жизнь, полная болезней и трудов. Ведь она сама по себе уже почти мучительна для тех, кто помнит о рае. А преисподняя — это уже некое «дополнение» к земле, обычному месту страданий, и место обитания подземных богов, связанных со смертью.

    Кстати, слова «ад» и «геенна» были прямо заимствованы славянами из греческой и еврейской культуры (соответственно, имеется в виду Аид из мифов Эллады и долина Енном близ Иерусалима, в которой когда-то приносились огненные человеческие жертвоприношения). Слова «преисподняя» и «пекло» — тоже производные от этих же понятий; причем все подобные термины понадобились впервые лишь тогда, когда начался перевод Библии на славянский язык.

    А само по себе русское слово «рай» индоиранского происхождения — и буквально означает «счастье». Сходные слова в других языках могут нести различный смысл — «сокровище», «богатство», «дар, владение»… Образ понятен. Рай — это счастье во всей полноте, бесценный дар, который был вручен людям. Но кто вручил этот дар и кто забрал его у людей? И можно ли его вернуть?

    Что такое рай — обитель Бога?

    К примеру, в конце декабря 1994-го астрономам удалось расшифровать снимки, сделанные при помощи телескопа «Хаббл». Внимание профессора Кена Уилсона из Флоридского университета привлекло крошечное пятнышко на одном из изображений.

    Рассмотрев его при помощи лупы, ученый выяснил, что структура фрагмента ни на что ранее виденное не похожа. Этот участок звездных скоплений было решено переснять с максимальным доступным разрешением. Новые снимки повергли в шок всех астрономов. На них был четко видно нечто, очень похожее на огромный сияющие город невообразимых размеров. Рядом с ним наша планета была бы не крупнее песчинки.

    С помощью мощнейших компьютеров ученые проанализировали структуру, получившую название «Обитель Творца», и выяснили, что свой путь все известные галактики начинают именно от нее. Кроме того, оказалось, что вселенная в целом вращается вокруг этого космического рая.

    Веб-сервер «Хаббла» на тот момент был открыт для доступа. Первичная полученная информация разлетелась по всему миру. Потом НАСА ограничило доступ, дальнейшие исследования оказались засекреченными. И вряд ли скоро мы сумеем узнать их подробности.

    Зло в теории и на практике

    В книге Бытия сказано, что Бог повелел людям в раю исполнять одну-единственную заповедь — от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь

    (Быт
    2
    :16-17). Соблюдая ее, они учились бы безусловной любви к Нему — даже если смысл заповеди и не был им ясен до конца. Как объяснила смысл подобного запрета Королева, героиня фантастической повести «Переландра » К. С. Льюиса, — «Как же можно не слушаться Того, Кого любишь?». А в Новом Завете Христос говорит об этом предельно ясно:
    кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое
    (Ин
    14
    :23).

    В этом послушании должна была проявляться сыновняя любовь человека к Богу — и так оно и было до поры до времени. Но человек по своей природе полностью нравственно свободен. Никакие моральные законы не имеют над ним силы, если он сам не захочет их соблюдать, — но, конечно, тогда ему приходится принимать и последствия своих поступков. И, как сказано в Библии, однажды Адам и Ева, соблазненные падшим духом злобы, решили нарушить заповедь.

    Желая обмануть человека и оклеветать Бога, дьявол спросил Еву: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

    (Быт
    3
    :1).

    Здесь сатана, как всегда, откровенно солгал. Ведь на самом деле Бог как раз разрешил людям есть от всякого дерева в раю, кроме одного дерева познания добра и зла, так что слова дьявола фактически означают — «правда ли, что Бог столь жаден и властолюбив, что все вам запрещает?». Ева, еще не понимая, в чем подвох, уточняет содержание заповеди, — но змей в ответ снова обвиняет Бога во лжи! Он говорит ей: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло

    (Быт
    3
    :4-5).

    И Ева поверила, и ела плод с дерева, и дала Адаму. Люди усомнились в Боге, перестали Ему верить и нарушили единственную Его просьбу. Любовь была предана. Счастье закончилось, и в мир, в котором все хорошо весьма

    , проникли зло и смерть, изменив его до неузнаваемости.

    А называется дерево познания добра и зла так странно вовсе не потому, что оно действительно научило человека «различению добра и зла». Адам и Ева прекрасно понимали с самого начала, что нарушение заповеди — это и есть зло. Только вот до грехопадения они знали добро на практике, а зло в теории, — а после совсем наоборот: добро стало призрачно, а зло — реально. Дальнейшая библейская история подтверждает этот тезис, причем зло в человеке явно прогрессировало от поколения к поколению — ведь уже сын Адама, Каин, бросил вызов самому Богу и решился даже на убийство родного брата.

    Неся в себе самом зло, человек явно не мог бы и дальше «жить как в раю». Ведь даже если забыть, что отныне весь Божий мир, подчиняющийся человеку и следующий за ним, тоже сделался враждебным, — то как заглушить голос собственной совести, как изгладить из памяти былое предательство? Вся природа человека, созданного для счастья, оказалась искажена грехом. И даже если в один момент вселенная исцелится от зла, человек даже не заметит этого, потому что сам все еще смотрит на мир глазами, в которых остается осколок ледяного зеркала Снежной Королевы. А такая жизнь — это уже не рай, и невозможно, даже бессмысленно его создавать, не исцелив вначале человека, который будет в нем жить.

    Кое-что интересное об Эдеме

    Рай – это не только место, куда после смерти попадают праведные души, но, согласно Писанию, еще и точка отсчета человеческой истории. Именно из Эдема некогда были изгнаны Адам с Евой. Ученые и богословы не первое столетие пытаются вычислить, где располагался райский сад.

    Большинство исследователей считает, что Эдем находился в Междуречье, где некогда процветала шумерская цивилизация. Некоторые настаивают на Кавказе, другие – на индийских территориях между Индом и Гангом. Сторонники африканского происхождения первочеловека ищут следы Эдема на Черном континента (кстати, Ватикан согласен именно с ними).

    Но имеются и альтернативные, порой неожиданные теории. Так, ряд ученых предлагает рассмотреть в качестве местоположения «земного рая» Антарктиду. Расчет планетарных полей – магнитных и энергоинформационных – позволяют предположить, что в давние времена климат на этом ледовом материке был совсем не таким, как нынче.

    Кроме того, в Антарктиде найдены папоротники и грибы. А под толщей льда выявлены геотермальные источники. В пользу этой гипотезы говорит и активность, которую в этом районе проявляли ученые из нацистского «Анненербе». Даже сохранился доклад адмирала Денница, В нём он уведомлял фюрера, что подводники нашли у берегов Антарктиды проход в «рай земной».

    Подтверждение или опровержение этой теории осложнены тем, что на шестом континенте круглый год природные условия крайне сложны для исследований. Да и оборудованием, способного пробиться через десятки километров льда, человечество пока не располагает.

    Если будут найдены следы древнего райского сада, человечество может узнать много нового о своей истории. Возможно, большинство их наших представлений о прошлом и вовсе не соответствуют действительности. До второй половины ХХ века никому и в голову не приходило перенести точку поисков Эдемского сада так далеко на юг.

    Как выглядит рай

    Как уже было сказано, рай — это место где в будущем будут находиться чистые души. Вопрос о том, как он выглядит в реальности, является одним из важнейших. Все описания подчеркивают, что передать земными словами всю красоту этого места невозможно. Также указывается, что в раю есть “много обителей”. Для каждого попавшего туда обитель будет своя в зависимости от того, насколько душа была приближена к Богу на время жизни. Однако каждому в его “обители” будут доступны наивысшие блаженства.

    В церковных учениях сказано, что рай это высокое Божье творение, которое было создано на земле. Туда ступал Бог, и пока он еще не был отделен от земли из рая вытекала вода разделенная на 4 потока. Эти потоки орошали землю, а сама вода соединяла райский сад с землей. Рай был огромным и располагался на горе, которая была центром земли.

    В православном храме рай символизирует алтарь. А сам храм олицетворяет мироздание.

    Прилагайте усилия

    «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

    (Мф. 11,12)

    «…терпением вашим спасайте души ваши».

    (Лк. 21,19)

    На церковнославянском языке «силою берется» звучит «нудится». Принуждение себя к добру, борьба с греховными желаниями и помыслами, проявление терпения в борьбе со страстями и немощами, — таков узкий и тернистый жизненный путь христианина.

    «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими».

    (Мф. 7,13)

    Этот тесный путь сопровождается борьбой на невидимом поле битвы:

    «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».

    (Ефес. 6,12)

    «…дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

    (Ф.М. Достоевский)

    Господь близко, просите — и, дано будет вам

    Несмотря на трудности дороги в Рай, Небесная помощь не замедлит прийти. С помощью Божьей преодолеваются все грехи, страсти и искушения. Господь, испытывая христианина на этом пути, наполняет Благодатию молящееся сердце, уповающее на Него с верой и смирением.

    Это утверждает Господь:

    «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

    (Мф. 7,7)

    «…и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

    (Мф. 21,22)

    «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».

    (Иоан. 14,14)

    К этому призывают святые Апостолы:

    «…всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

    (Фил. 4,6-7)

    «…приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

    (Евр. 4,16)

    «…да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь».

    (Иак. 1,5-6)

    Папа, забери меня домой

    Вся древняя история мира, известная нам далеко не только из Библии, — это история поисков утраченного счастья. Человек решает в жизни тысячи вопросов, но одного вопроса он никак не может решить — как снова и навсегда стать счастливым? Можно ли вернуться в рай?

    Но Эдемского сада давно уже нет, а все попытки искусственно создать «рай на земле» наталкиваются на человеческое несовершенство. И даже если все вокруг хорошо, то человеку все равно может быть плохо — казалось бы, совершенно безо всяких причин. Блаженный Августин в своей «Исповеди», обращенной к Богу, так объяснял причину этой тоски: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

    Поэтому с точки зрения христианства вся история построения человеческих государств, создания различных религий, попыток воссоздать «рай на земле» свидетельствует об одном — на самом деле человеку нужен вовсе не рай в смысле душевного благополучия и полноты материальных благ — человеку нужно общение с Богом

    . Иными словами, рай — это не географическое место, а
    состояние
    человеческой природы. И с рождения каждый человек снова и снова во все времена упрямо проверяет эту истину на себе.

    Но без желания вернуться к Небесному Отцу нет никакого смысла желать возвращения в тот райский сад, который был когда-то утрачен. Ребенок, который много лет назад сбежал из дома, не сможет восстановить нормальные отношения с родителями, если все, что ему нужно от родителей, — это деньги и прочие материальные блага. Нужно просто вернуться домой и помириться, ведь любовь не бывает неискренней или корыстной — иначе это не любовь. А без любви принимать подарки — совесть замучает.

    Но как примириться с Богом, да и примет ли Он людей обратно? Тревогу человека о своем будущем можно понять — ведь о существовании какого-то нового

    будущего счастья догадывались, но ничего не знали твердо ни шумеры, ни древние египтяне, ни индейцы, ни евреи, ни славяне. А блаженство великих героев греческой мифологии, испытывающих после смерти вечное блаженство на Елисейских полях, вообще напоминает пир во время чумы. Славные воители и дети богов счастливы, в то время как люди на земле продолжают страдать точно так же, как и раньше, и никакие Геракловы подвиги не приносят надежды на исцеление мира.

    Но надежда на счастье явно базируется на чем-то довольно прочном — ведь мечты о том, что когда-нибудь все зло мира будет каким-то образом исправлено, все равно хотя бы мельком упоминаются в самых различных мифологиях. Однако нигде не уточняется, как это будет сделано, кем и когда — да и сами герои эпосов совершенно не надеются на такой исход. Они знают, что впереди у них ничего хорошего нет, и поэтому все хорошее предстоит воплотить, по возможности, им самим — во время короткой жизни на земле. Но самое главное — они стараются жить в согласии с совестью не потому, что надеются на вознаграждение за праведность. Эта философия так называемого «северного мужества» встречается, к примеру, во многих скандинавских сагах, и, по сути, довольно близка христианской этике. А в Ветхом Завете по принципу такой бескорыстной праведности стараются жить все люди от Адама до Авраама, которому Бог первому в ответ на настоящую верность дал твердое обещание будущих благ. Только с этих пор люди уже не просто надеялись, а на самом деле знали, что Бог хочет их спасти.

    И именно поэтому, хотя библейский рассказ о существовании райского сада и об изгнании оттуда людей не является уникальным, только христиане знают особенное продолжение этого рассказа, его итог. И это — вера в Спасителя. По своей сути христианство — это и есть вера в то, что Бог Сам пришел на землю во плоти. Пришел не просто так, а ради человека — чтобы спасти его от смерти и ввести в новый рай, который будет существовать вечно. Кстати, другой религии, утверждающей, что Бог любит нас настолько, что спустился не только на Землю, но даже в ад именно за нами, а не по каким-то своим личным причинам, — попросту нет на свете.

    Спасение разбойника

    Первый человечек, вошедший в Рай — не христианин, а разбойник, который распят на кресте рядом с Иисусом. Он убивал, грабил, и понес справедливое осуждение. Но ему Господь говорит:

    «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

    (Лк. 23,43)

    Первый человечек в Раю — не христианин, а разбойник.

    Испытывая страшные мучения, он перед смертью смирился, признал справедливость своего наказания, вступился за невинно страдающего Христа, и произнес:

    «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

    (Лк. 23,43)

    Он исповедал Иисуса Богом.

    Непросто смриться с неудачами, болезнями, признать справедливость своего наказания. Особенно на грани жизни и смерти.

    Два разбойника на кресте — это образ всего человечества. Одни страдают, и возмущаются: «За что?!». Другие смиряются, и за все благодарят Бога.

    Икона Благоразумный разбойник в Раю

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]