Одна из притч Иисуса Христа, приведённая в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, повествует о злых виноградарях. В изложении всех трёх авторов она звучит практически одинаково, лишь с незначительной разницей в деталях. Рассказал эту притчу Иисус Христос в храме, находясь там на следующий день после Своего триумфального вступления в Иерусалим. Вспомним её текст, поскольку в нём заложен глубокий смысл, не утративший своей актуальности и в наши дни.
Притча, пережившая время
В притче о виноградарях говорится, что некий хозяин, насадив виноградник, позаботился обнести его оградой, возвести башню и устроить точило ─ резервуар для получения виноградного сока. Поручив дальнейшие труды своим работникам ─ виноградарям, он удалился. Когда же настало время собирать урожай, хозяин послал в виноградник слуг, чтобы те принесли ему плоды трудов его работников.
Но виноградари, по словам Иисуса, побили их камнями и с бесчестьем выгнали. Пытался хозяин послать и других слуг, но с ними повторилась та же история. Наконец, он отправил в виноградник своего любимого сына, надеясь, что уж его-то они постыдятся, поступят должным образом. Однако вместо этого злые виноградари убили его, надеясь, что, расправившись с наследником, сами станут хозяевами виноградника.
Завершив притчу о злых виноградарях, Иисус обратился с вопросом к собравшемуся вокруг Него народу, среди которого находились первосвященники и старейшины. Он спросил о том, что, по их мнению, сделает хозяин с этими работниками, и получил ответ, что злодеев он предаст лютой смерти, а попечение о винограднике поручит более достойным своим слугам.
Православная Жизнь
Проповедь ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском отрывке была прочитана притча о злых виноградарях.
При толковании этой притчи важно указать время ее произнесение – это страстная седмица. То есть Господь Иисус Христос произнес данное поучение в последние дни Своей земной жизни. И смысл притчи приобретает особую специфику с учетом этого.
Итак, притча гласит: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21, 33).
Сам образ виноградника имеет символическое значение в священной истории Израиля. Псалмопевец восклицает: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее» (Пс. 79:9). Великий пророк Исайя прямо называется Израиль виноградником Божьим: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» (Ис.5:7).
Таким образом, используя образ виноградника Христос своим слушателям сразу же дает понять значение этого образа. Стало быть, слушателям этой притчи вполне ясно было, что виноградник — это Израиль, а хозяин и устроитель виноградника — это Сам Бог.
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя притчу, говорит, что под всеми трудами, сделанными хозяином для виноградника «обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню» (Мф. 21.33) следует понимать дарование евреям Закона, и строительство ветхозаветного храма. Отлучившись же, хозяин виноградника поручает уход за ним виноградарям.
Прежде всего, следует отметить, что отсутствие хозяина виноградника не нужно понимать как отсутствие Бога или Его попечения. Уже блаженный Иероним протестует против такого мнения и говорит: «Дело идет не о перемене места, ибо Бог, Которым все наполнено, может ли где-нибудь не присутствовать? Но Он кажется удаляющимся от виноградника, чтобы виноделам предоставить полную свободу в делании».
У виноградарей полная свобода в действиях, которую предоставил им хозяин. Что скрывается под этим образом? Разумеется, что если под хозяином виноградника мы видим Бога, под виноградником – иудейский народ, то под виноградарями явно узнаются учителя народна Израилевна; священники, книжники и фарисеи.
Как раз им дана свобода действия в вверенном им винограднике. Почему так? Потому что, человек, его натура, его отношение, его ответственность или, наоборот, безответственность в полноте раскрываются тогда, когда ему дает свободу действия. Опыт жизни есть главное доказательство этого утверждения. Все мы знает, что человек проверятся именно тогда, когда свободен, а еще более, когда эта свобода сопровождается полномочиями и властью. Бог позволяет учителям Израилевым действовать беспрепятственно по той причине, что в конечно итоге все они должны в полной мере раскрыться и показать, что они есть на самом деле. Такова мудрость Божия, и таков великий дар свободы.
Ухаживание за виноградом очень сложный процесс, требующий большого внимания и мастерства. И сам образ ухаживания за божьим виноградником приоткрывает тайну спасения. Бог Всемогущий. Словом Его сотворены небо и земля, по слову его сразу же творятся чудеса. Но в деле спасения все по-иному. Спасение – это грандиозный труд. Бог как любящий родитель или заботливый виноградарь взращивает человека к принятию спасения. Любовь и забота родителей всегда проявляется в скрупулезном, медленном, наполненном любви воспитании. Вставание к ребенку по ночам, трепливое его обучение даже тогда, когда ребёнок неприлежен в учебе, мудрость и долготерпение в отношении к ребенку в сложном подростковом возрасте – все это характеризует любящих отца и мать. Данный образ поможет нам наравне с иными евангельскими и святоотеческими образами понять насколько Бог – отец и педагог в нашем спасении. Неспешный, внимательный, любящий и терпеливый.
Как и в воспитании ребенка, так и в взращивании прихотливого винограда, всегда есть помощники: воспитатели, учителя, тренера, репетиторы и прочие наставники. Само собой разумеется, что от этих помощников ожидается полная ответственность и благочестие. Но, увы, так бывает не всегда. Вот и этой притче, Бог-виноградарь поручает свое наследие Израиль-виноградник виноградарям-помощникам. Но предоставленные сами себе эти помощники раскрываются как злые натуры.
Виноградник посажен и устроен. Приближается время сбора урожая, и хозяин виноградника хочет собрать плоды. Для этого посылает своих иных служителей к виноградарям, но те не просто не дают созревший виноград – они бьют и выгоняют присланных. Что произошло? Виноградари узурпировали имущества хозяина, присвоили его себе. Вообразили, что они не смотрители и управляющие, а сами хозяева. Очень ярки и понятный образ дан в этой причти. Учителя Израилевны – узурпаторы. И как все узурпаторы они, что называется, временщики. Делают что хотят, не за что и не перед кем не несут ответа. У них один закон – они сами.
Такое поведение злых виноградарей и их бунтарство против законного хозяина виноградника делает их сродными с иным узурпатором – князем мира сего, сатаной. Диавол тоже узурпатор, воображающий, что он властелин мира. Однако, по учению святых отцов, диавол не в коей мере не принадлежит земля и все, что сотворено Богом. Диавол лишь желает похищать принадлежащие Господу. И все же до некоторый поры есть множество людей принявших сатанинское учение и покоряющейся диаволу. Вот эти самые принявшие заветы диавола образуют как бы некий мир, князем которого диавол является. Учителя Израилевы, которых мы узнаем под образом злых виноградарей, не просто узурпаторы наследия Божьего, они принимают и разделяют некое сатанинское мировоззрение, которое делает их ненавистниками Бога и Его Сына. Сам Господь Иисус Христос, обличая своих врагов, желающих погубить Его, прямо говорит им: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:44).
Все Писание Ветхого Завета – это повествование о постоянном отпадении иудейского народа от Закона Божьего. И тогда Господь посылал пророков, которые открывали волю Божию и призывали к покаянию. Ветхозаветные пророки всё время взывали: Израиль! Покайся, иначе будет крушение!
И что делают с пророками – этими слугами Божьими правители и учителя Израилевы? Притча дает ответ: «иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф. 21:34).
Но Господь посылает ещё большее количество слуг, т.е. ещё большее количество пророков. Эти пророки всё время говорят евреям о необходимости покаяться и жить по Закону Божьему, но их всё ровно отвергают и убивают. И в конечном итоге Господь посылает Сына Своего Единородного, в надежде, что злые виноградари его постыдятся. Бог-Отец делает абсолютно все, чтобы призвать к покаянию злых виноградарей – вплоть до того, что посылает своего сына.
Смысл этого выражения мы поймем, если учтем существовавшую на Востоке традицию особые важные дела, в том числе миссии, поручать наследнику, сыну. Как бы повышается статус посланника и тем самым иллюстрируется важность и решительность Пославшего.
Убить статусного посланника – радикальная мера, обозначающая полный разрыв и войну. В притче использован образ сына-посланника для подчеркивания: терпение достигло предела, и все возможные границы нарушены.
Однако злые виноградари уже ничего не боятся и потому решаются на убийство. Писание передает их настрой такими строками: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21.37).
Злодеи рассчитывают, что после такого сам хозяин виноградника уже никогда не будет никого прислать, да и сам не пожелает более заниматься виноградником. А значит воры смогут уже абсолютно беспрепятственно и долго владеть тем, что они присвоили.
Сама притча одновременно является пророчеством о том, что Сын Божий Иисус Христос будет убит злыми виноградарями, т.е. теми, кто поставлен пасти народ Израилев — книжниками, учителями народными, фарисеями, священниками. Господь этой притчей не просто обличает фарисеев и книжников, но и предрекает Свою скорую смерть на кресте за стенами святого город Иерусалима (ср. Евр.13: 12). Сам Господь Иисус Христос в завершении этой притчи, спрашивает, что же сделает хозяин с этими злодеями, когда придёт (Мф. 21. 40), а слушатели отвечают: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21. 41).
Здесь указание на грядущую судьбу Израиля: благодать Божия будет отнята от еврейского народа и будет передана народам, которые уверовали во Христа. В Новом Завете открывается новый Израиль, новый избранный народ. Это все верующие в Господа Иисуса Христа и принадлежащие святой соборной и апостольской Церкви. Это новый Богоизбранный народ, на котором пребывает Божия благодать, отнятяа от древних иудеев за то, что они не просто не исполняли заповеди Божии, а не приняли Христа и в конечном итоге убили Его.
Дальше Господь говорит: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 21, 42). Под камнем конечно же Он подразумевает Самого Себя. Апостол Пётр в своём соборном послании прямо говорит, что камень, которого отвергли и который положен во главу угла это и есть Христос (1 Пет. 2, 6-8). Вера во Христа есть камень и основание для благочестивой жизни. Евреи отвергли Христа, но благочестие в мире существует с тех времён благодаря тому, что Иисус Христос есть камень, основание спасения нашего. И никто, говорит святой апостол Павел, «не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Одни, подобно злым виноградарям, отвергают этот камень спасения и погибают. Другие же – принимают и строят на Нем (ср. 1 Кор. 3 гл), ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос есть основание, дверь, путь, начало и конец, смысл и цель жизни человека, Ему же слава во веки веков! Аминь!
Толкование образов хозяина, виноградника и ограды
Многие христианские богословы и святые отцы церкви посвятили свои труды толкованию изложенной выше притче о виноградарях. На основании их работ вошло в традицию наделять используемые в ней образы значениями, раскрытыми ниже.
Под хозяином виноградника Иисус подразумевает Бога ─ Творца мира и всего сущего в нём. Виноградник ─ это не что иное, как сам еврейский народ, на которого возложено сохранение веры. В дальнейшем образ виноградной грозди или лозы прочно утвердился в христианской символике, став олицетворением общности людей, составивших земную Церковь Господню.
Оградой является Закон Божий, полученный избранным народом через Моисея. В самом начале сороколетнего странствия по пустыне Господь на горе Синай сообщил Своему пророку, возглавившему исход евреев из Египта, свод предписаний, касающихся религиозной и общественной жизни.
Образ точила, башни и виноградарей
Точило ─ это жертвенник, а виноградный сок ─ пролитая на нём кровь. У древних евреев традиционно приносились в жертву различные животные и птицы, кровь которых, как считалось, способствовала очищению людей от совершённых прегрешений. В данном же случае толкователи притчи видят пророческое предсказание о крови, пролитой Самим Иисусом на кресте.
Башня ─ не что иное, как храм, построенный в Иерусалиме. На момент, когда Иисус произносил притчу о виноградарях, в столице Иудейского государства стоял Второй храм, возведение которого началось в период, последовавший после возвращения евреев из вавилонского пленения (516 г. до н. э.), и завершившееся лишь за два десятилетия до Рождества Христова. Первый храм был построен царём Соломоном в 950 году до н. э. Его разрушение в 598 году до н. э. стало началом вавилонского пленения евреев, продлившегося почти 60 лет.
Под виноградарями Христос имеет в виду первосвященников и всех старейшин еврейского народа. Именно к ним Он обращает свою обличительную речь. На страницах Евангелия они именуются книжниками и фарисеями и характеризуются как люди, хоть и обладавшие знанием Закона Моисеева, но в угоду собственным интересам сводившие служение Богу лишь к формальному исполнению предписаний, игнорируя при этом сущность учения. Впоследствии слово «фарисейство» стало нарицательным, означающим лицемерие и ханжество.
Символическое значение отлучки хозяина, его слуг и плодов
Отлучка же хозяина, по мнению толкователей, ─ время прошедшее с тех пор, как Господь вывел избранный Им народ из египетского рабства. Согласно Священному Писанию, это историческое событие относится примерно к 1400 году до н. э. Следовательно, в притче Господь имеет в виду срок, охватывающий собой почти полтора тысячелетия.
Слуги, посылаемые к виноградарям ─ пророки, которые, как известно, были гонимы первосвященниками или убиты. На протяжении своей истории еврейский народ и его правители многократно отступали от исполнения Закона, данного им Богом, и даже не раз впадали в язычество. В этих случаях Господь выделял из их среды наиболее достойных людей (пророков), устами которых обличал творимые беззакония. Многие из них были убиты или претерпели различные гонения.
Плоды, которые хозяин ожидал получить от своих работников, суть духовное возрастание народа и его богопознание. Выйдя из египетского плена, народ израильский был полон пережитков язычества, и обязанностью священников было воспитать его в духе Законов Моисеевых.
Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?
(Мф 19:16) И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Здесь говорится о юноше, который был богат и не захотел ради Иисуса оставить богатство своё. Пётр спрашивает Иисуса:
(Мф 19:27) Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?
Далее Господь отвечает Петру:
(Мф 19:28-29) Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Слово «всякий» явно относится к нам. «Оставит», это не значит развод или ещё что-то. Это значит, что должен быть расставлен приоритет.
Образ сына хозяина, его убийство и последующее возмездие
Под сыном и наследником Иисус, несомненно, имеет в виду Самого Себя, посланного Отцом небесным для спасения людей. Одним из основополагающих догматов христианства является учение о Святой Троице, представляющей Собой три ипостаси Единого Божества. В ней неслитно и нераздельно соединились Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Воплощением второй ипостаси и является Иисус Христос.
Убийство сына ─ это пророчество о Его собственной грядущей казни на кресте, которое Ему предстояло претерпеть во искупление всех людей мира, поражённых первородным грехом и в результате обречённым на вечную смерть.
Приход самого хозяина истолковывается как Второе пришествие Христово, когда каждому человеку воздастся по его делам. В этот день вострубят архангелы Божьи и призовут людей на Страшный Суд Отца Небесного.
В Библии слово «притча» переводится как краткое изречение, которое выражает правило жизни
В Библии слово «притча» переводится как краткое изречение, которое выражает правило жизни. Таковыми были, например, притчи Соломона. Притчи Соломона — это премудрость, которая изложена как житейский совет, обоснованная волей единого Бога.
Притчи царя Соломона сильно отличались от притч Иисуса Христа. Фото: fb.ru
Что же можно сказать о притчах, которые говорит Иисус Христос? Толкования, которые дает Иисус своим притчам, говорят больше о небесной, истинной и духовной жизни. А вот Соломоновы притчи больше обращены к повседневной и бытовой практике.
Смысл притчи о виноградарях
Как уже говорилось выше, этому евангельскому сюжету посвящали свои труды многие богословы. Из толкования образов, приведённых в притче о злых виноградарях, становится понятно, что своими словами Иисус Христос обличал развратившихся и не радевших о своих обязанностях первосвященников, старейшин и всех тех, на кого было возложено Богом попечение о сохранении и приумножении веры. Выдавая собственные слова за якобы открытую им волю Божью, эти люди избивали и убивали пророков, посланных Господом для их вразумления. Сделав же своё чёрное дело, они замыслили расправу и над Самим Сыном Божьим.
Характерно, что, услышав из уст Иисуса притчу о виноградарях, присутствовавшие при этом священники и старейшины поняли её смысл, и тем не менее невольно сами себя обличили восклицаниями о том, что работники, которым был доверен виноградник, ─ злодеи. Тем самым они сами себе вынесли приговор, говоря о неминуемом возмездии, которое обрушит на них Господь.
Отметим, что в большинстве толкований притчи о злых виноградарях содержится указание на то, что говоря о гневе, который обрушит хозяин на злых своих работников, Иисус иносказательно предсказывает разрушение Иерусалима, совершённое в 70 году римскими войсками, и ставшие его следствием неисчислимые бедствия еврейского народа.
Много званых, а мало избранных
Все эти работники призванные, но мало кто избранный. Кого же Бог избирает?
Бог избирает тех, кто доверяет Ему и даёт возможность показать в благости Своё сердце. Кто больше доверился Его благости? Те, кто с утра работал или тот, кто в конце пришёл? Те, кто пришли в 9 утра? Они думали, что получат больше по причине того, что они сделали больше. У некоторых благодати больше, а те, кто трудился, пытаясь заработать спасение своими делами, благодати меньше. Поэтому Господь говорит, что много званых, но мало избранных.
Важно! Хозяин виноградника сам вышел к работникам. К каждому Господь сам выходит.
(Мф 20:4) И что следовать будет, дам вам.
Это было сказано группе работников, которая стояла на торжище в 9 утра.
(Мф 20:7) И что следовать будет, получите.
«Получите» сказано последним работникам.
«Дам вам» и «Получите» есть разница. Одно дело для Бога давать, другое для нас получать. Поколение последнего времени получит. Бог говорил Израилю: «Землю, где течёт молоко и мёд, дам вам». Но они не взяли. Возможно такое, что Бог даёт благословения, но мы не принимаем. Те, кто принимает полноту, у тех больше всего благодати.
Необходимо видеть Бога дающим, всё время обеспечивающим. Отказываться нельзя.
Проповеди в праздник Пятидесятницы
Как и все прочие отрывки из Евангелия, эта притча звучит во время богослужений, а затем разъясняется с церковных амвонов. Согласно традиции, установившейся ещё много веков назад, проповедь о злых виноградарях принято читать в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.
Чтобы не возникло ошибок в понимании этой датировки, отметим, что на церковнославянском языке словом «неделя» обозначается не семидневный период с понедельника по воскресенье (он именуется «седмицей), а лишь воскресный день. Он седьмой по счёту, и его порядковое число, как известно, ни на что без остатка не делится, кроме как на само себя или на единицу. Отсюда и пошло слово «неделя». Поэтому следует понимать, что проповедь о злых виноградарях звучит с церковных амвонов в 13-е воскресенье после Троицы ─ праздника, именуемого также Пятидесятницей.
Рождение Церкви Христовой
Праздник был установлен в честь сошествия на апостолов Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Поскольку именно это событие традиционно считается рождением на земле Церкви Христовой, то для всех её членов важно в этот день ещё раз вдуматься в смысл притчи о злых виноградарях.
Картины и гравюры, созданные на данный сюжет различными художниками, помогают более наглядно представить рассказанное Иисусом Христом в стенах храма на следующий день после Его Вхождения в Иерусалим. Некоторые из них представлены в нашей статье.