Сила моя в немощи: плюсы и минусы фильма «Павел, апостол Христа»
Все знают, что в воскресенье и дни больших праздников Церковь работать не рекомендует. И это не просто запрет ради запрета. Ощущение Божественного присутствия, близость Небу, которое мы получаем во время Литургии, хочется сохранить как можно дольше и не расплескать повседневными рутинными делами и заботами. И хотя каждый из нас в рабочий день обязан быть на своем рабочем месте, вечер, как правило, выдается свободным. И сегодняшний вечер праздника святых апостолов Петра и Павла мы рекомендуем посвятить просмотру нового художественного фильма – «Павел, апостол Христа».
Не секрет, что в последнее время голливудская интерпретация библейских сюжетов в лучшем случае вызывает недоумение, а в худшем – возмущение, граничащее с гневом. Переосмысление Священного Писания в духе модных сегодня «духовных» исканий, которые нам предлагают американские сценаристы, на самом деле ничего современного не содержат. Поэтому ничего хорошего от фильма «Павел, апостол Христа» я не ждал. И ошибся.
Евангелиста Луку в картине сыграл Джим Кэвизел, известный ролью Христа в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы»
Сюжет, в принципе, довольно прост и большей частью позаимствован (местами буквально) из книги Деяний, некоторых текстов апостола Павла и христианского Предания.
События фильма разворачиваются в Риме в 67 году нашей эры и рассказывают о последних днях жизни некогда Савла, а теперь апостола Павла. Известно, что он принял мученическую кончину в дни правления императора Нерона, который обвинил христиан в поджоге Вечного Города (сам поджог и события, ему сопутствующие, прекрасно описаны в книге Генрика Сенкевича «Камо грядеши»).
По сюжету Нерон бросает Павла в тюрьму, куда к нему прибывает его верный ученик и соратник по второму миссионерскому путешествию, врач по имени Лука, который и пишет со слов апостола Евангелие. О встречах этих двух последователей Христа узнает начальник темницы Маврикий, который собирается использовать ситуацию, чтобы вернуть себе милость императора. Дальше спойлерить и пересказывать сюжет не буду, однако на некоторые моменты все-таки хотелось бы обратить внимание.
Бюджет, по сегодняшним меркам, совершенно «мизерный» – всего пять миллионов долларов, которые, кстати, практически сразу окупились более чем в четыре раза. Но, несмотря на это, актерский состав картины довольно неплох. Судите сами. Джим Кэвизел, известный своей ролью Христа в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы», сыграл Луку. Звезда «Аббатства Даунтон» Джеймс Фолкнер, появлявшийся также в «Игре престолов», исполнил роль апостола Павла. Джоэнн Уэлли, сыгравшая в сериале «Наша эра. Продолжение Библии», воплотила образ Присциллы. А Оливье Мартинес, известный по сериалу «Восстание Техаса», сыграл тюремного надзирателя. Как режиссеру и продюсерам удалось уговорить всех этих людей принять участие в съемках фильма с таким ограниченным бюджетом – неизвестно. Особенно если учесть, что декорации и некоторые сцены в фильме настолько правдоподобны, что позволяют максимально прочувствовать ту атмосферу и обстановку, которую авторы картины пытались воссоздать. Чего только стоит эпизод, в котором христиан сжигают в качестве фонарей в саду Нерона!
Внешнему антуражу в полной мере соответствует игра актеров, которые исполнили свои роли на высочайшем уровне. Также стоит отметить костюмы и операторскую работу.
Что же касается философской составляющей картины, то и тут есть что сказать. Римское общество, которое изобразил режиссер Эндрю Хайатт, до боли напоминает современное – все та же жажда денег и развлечений, отсутствие интереса к жизни и самого смысла жизни. Римляне не понимают, что та сила, которая пришла с Востока, способна разрушить его и создать новый мир, в котором будут уже другие ценности и другие устои. Горстка слабых (физически) и нищих (материально) людей имеют то, чего нет у всех сильных и богатых мира сего – веру и убеждения. И именно вера и убеждения побеждают в конечном итоге богатую и, казалось бы, несокрушимую человеческую гордыню. Создается впечатление, что Хайатт предупреждает современное общество и одновременно дает ему надежду – спастись можно только во Христе и со Христом, и даже если тебе отрубили голову, это еще не значит, что ты проиграл.
Звезда сериала «Аббатства Даунтон» Джеймс Фолкнер в роли апостола Павла
Кроме того, особенное внимание я бы рекомендовал обратить на диалоги, которые, несмотря на кажущуюся простоту, довольно глубоки по смыслу и содержанию.
Естественно, есть и моменты, которые выглядят как совершенно неправильными с исторической точки зрения, так и слишком спорными с богословской. В первую очередь речь идет о споре между христианами, следует ли восстать против Рима, а также о сценах, в которых христиане пытаются освободить Павла из тюрьмы силой оружия. Да, сегодня что-то подобное могло бы иметь место, но тогда…
Дело в том, что христианство победило именно потому, что предлагало абсолютно другой взгляд на мир, и слова апостола Павла «сила моя в немощи совершается» как нельзя лучше иллюстрируют это. В то же время, можно вспомнить, что уже в начале II века некоторые ревностные христиане хотели освободить Игнатия Богоносца из темницы и помочь ему избежать мученичества. Но нигде не сказано, что они предлагали сделать это при помощи меча, а во-вторых, сам святитель им делать это запретил. Не только потому, что кровавая расправа с врагами – это не христианский путь, но и потому, что он искал мученичества, которое воспринималось как великая милость Божия. Поэтому никаких, даже малейших, намеков на то, что древние христиане готовили вооруженное восстание, мы не встретим ни в одном литературном источнике.
Еще один минус картины – ее невнятная завязка. В самом начале фильма зрителю дают понять, что время, которое описывает происходящие события, очень опасно для христиан. Однако лишь во второй части фильма становится понятно, куда движется сюжет, какова его предпосылка и основное послание.
Конечно, в фильме «Павел, апостол Христа» позитивных моментов в разы больше, чем негативных. И самое главное, как мне кажется, он способен подвигнуть христианина на более глубокое изучение своей веры, особенно новозаветных текстов, а неверующего или нехристианина он способен подвигнуть задавать правильные вопросы, от которых в большой степени зависят правильные ответы. Фильм жесток (нелегко смотреть, как заживо горят люди или дети идут на смерть в Коллизей), но он говорит правду о том, что было. А самое главное, он говорит о Христе, ведь в конечном итоге, история именно о Нем, а не о Павле…
Икона апостола Павла
Святого часто изображают во весь рост. Обычно у него темная борода, он одет в синий хитон и темно-красный плащ. Основной атрибут апостола – книга, которая призвана напоминать о четырнадцати новозаветных посланиях. Иногда его изображают с мечом. Верующие интерпретируют это изображение по-разному. Иногда меч воспринимают как символ казни, ведь известно, что апостолу отрубили голову. В другом случае меч символизирует духовное оружие, с помощью которого проповедник вел свою просветительскую деятельность.
Описание и местонахождение чудотворной иконы
Самая известная икона написана Андреем Рублевым. Это изображение по пояс, где апостол написан печальным, погруженным в свои мысли. Он держит в руках Священное Писание, которое сегодня считается каноном.
Андрей Рублев работал на территории Владимирского Успенского собора. Именно там сейчас покоится именная поясная икона.
В чем помогает образ святого Павла
Мощам апостола ежедневно поклоняются сотни паломников со всего мира. Павел традиционно помогает обрести покой, укрепить веру. Кроме того, перед иконой часто молятся о:
- наставлении грешников на путь истинный;
- наделении терпением, мужеством во время борьбы с трудностями;
- изменении жизни к лучшему.
Павел часто помогает при начале строительных работ. Ему воздают молитвы, когда задумывают строительство дома.
Злодей откроется в финале
— Были ли сцены, в которых актеры рисковали жизнью?
— Все происходящее на площадке должно быть подконтрольно. Была сложная сцена в 11-й серии, где актеры бегают по крыше движущегося поезда.
ПОНТОННАЯ ПЕРЕПРАВА: в фильме задействовано много техники времен войны |
Один день снимались каскадеры, в другой из-за множества крупных планов — сами актеры. Доля риска, конечно, была, но Женя и Коля ведь могли и отказаться, когда читали сценарий. Есть сцена на заснеженной крыше дома: Миронов убегает, Фоменко догоняет. Конечно, актеры работали со страховкой, но в кадре все выглядит достоверно.
— Часть картины снимали в Тунисе. В море каждый день купались?— Нам было некогда наслаждаться местными красотами, снимали от зари до зари, все просто валились с ног. Были изменения в сценарии, буквально на ходу какие-то вещи придумывались и переделывались. Поверьте, до последних пяти минут зритель не сможет догадаться, кто же в этой истории — главный злодей.— Кто еще из звезд снялся в фильме?— Андрей Смирнов, он играет отца Евгения Миронова, а замечательная Лариса Малеванная, она и сейчас в прекрасной форме, играет мать Фоменко. — В картине будет любовь?— Конечно. Очень трогательная история Жени Миронова и Даши Мороз.
ЛИДА И ПАВЕЛ: Даша Мороз с восторгом отзывается о своем партнёре |
— А как вы вообще относитесь к эротическим сценам в кино?
— У нас их не умеют снимать. Да и артисты не чувствуют себя свободно перед камерой. Надо преодолеть двести комплексов, чтобы раздеться. В молодости я сам, снимаясь в кино, раздевался в кадре. И теперь стараюсь так снимать эти сцены, чтобы артисту не было стыдно. Всегда показываю на мониторе, что получилось, спрашиваю, все ли устраивает. Сейчас на компьютере «лишнее» всегда можем убрать.
— Почему так долго не выходит ваш фильм «Братья Карамазовы»?— Был заменен композитор. А так фильм вышел бы уже в декабре. Надеюсь, картина выйдет в начале следующего сезона.— Какой ваш следующий проект?— В мае приступаю к работе над фильмом «Пелагия и белый бульдог» по повести Бориса Акунина. — Ваши девочки — жена и дочь — будут там сниматься?— Сейчас идет кастинг, их кандидатуры тоже рассматриваются.
Миронов научился взламывать сейфы
ССЫЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ: не предполагал, что станет диверсантом |
У Евгения Миронова не бывает стандартных ролей: каждый сыгранный им персонаж — своеобразный вызов собственным актерским возможностям. Вот и в «Апостоле» ему пришлось сыграть двух абсолютно противоположных по характеру героев: братьев- близнецов, один из которых — матерый уголовник, немецкий диверсант, хищник. Другой — тихоня-очкарик, школьный учитель математики, осужденный как враг народа на ссылку в Соловки.
— Евгений, у вас были сомнения — сниматься ли в «Апостоле»?— Я за ночь прочитал два огромных тома сценария и согласился на роль не раздумывая, хотя ради фильма пришлось на время оставить работу в театре. «Апостол» напомнил мне такие прекрасные советские картины, как «Щит и меч», «Место встречи…». Это интересная актерская работа, а кроме того, мне пришлось освоить много новых навыков: бокс, прыжки с парашютом, приемы самбо, взламывание сейфов. В фильме много экшена, и большую часть трюков мы, актеры, выполняли самостоятельно.
Юрий Мороз не снимает пьющих актеров
— Почему фильм называется «Апостол»?
— Во-первых, это позывной главного героя. Кроме того, одна из важных тем, заложенных в картине, — столкновение веры и фашизма. Герой Евгения Миронова, с одной стороны, борется с советской идеологией, с другой — с немецкой (действие картины происходит в 1942 г.), но победить ему помогает только вера. Поэтому апостолы Петр и Павел постоянно присутствуют в картине.
— «Апостол» для вас — родной ребенок или приемный? Ведь начинал картину другой режиссер — Геннадий Сидоров.— Родной, ведь столько в него вложено сил. Вначале я был сопродюсером, а потом и закончил картину. — Вы участвовали в кастинге? — Я имел к этому отношение как сопродюсер. Но Дашу Мороз, если вы об этом хотели спросить, в проект пригласили до меня. У нее очень сложная драматическая роль. Героине привозят мертвого мужа, а она видит, что это — не он. Она об этом заявляет и в результате попадает в психушку, откуда потом сбегает.
ИСТОМИН В ШКОЛЕ АБВЕРА: фашисты не заметили подмены |
Мне кажется, Даша со своей задачей справилась, хотя было непросто держать планку рядом с таким виртуозом, как Евгений Миронов. Он блестящий артист. Мы с ним мыслим одинаково, я могу уйти в сторону, и он сам разведет мизансцену, скажет, где должна быть камера, выставит свет. Он сам себе режиссер, творец своей роли. Снимать такого артиста — удовольствие.
— А как работалось с Николаем Фоменко? Все-таки он больше шоумен, чем актер.— С Колей в моей части фильма было мало сцен. Никаких вопросов не возникало. Ему нравилась роль, и он ее сыграл. Он много лет потратил на то, чтобы стать шоуменом, а теперь ему придется долго от этого дистанцироваться. Невозможно совместить несовместимое, и в конце концов он должен будет выбрать что-то одно. Если бы кастингом занимался я, то взял бы кого-то другого, только не шоумена. — У вас был еще один «подводный камушек» — Александр Баширов. Известно, что этот актер очень любит выпить…— Я с ним работал всего один день. Вообще я принципиально не снимаю пьющих актеров. В одном месте он не сыграл, и я жалею, что это сцена получилась не такой, как могла бы быть.
Дарье Мороз поблажек папа не дает
Ей досталась сложная роль жены Павла — Лиды. Нежелание поверить в версию со смертью мужа приводит ее в психбольницу, разлучает с сыном, но не заставляет отказаться от мужа и предать их любовь.
ЮРИЙ МОРОЗ: родственных поблажек на съёмках не делает |
— Даша, сложная оказалась роль?
— Безумно! Особенно сцена, где Лида опознает труп мужа: все на крупном плане, не сфальшивишь даже в мелочах. Я впервые играла не девочку, а настоящую женщину: с семьей, любовью. Очень помогал Женя Миронов придумывать куски сцен, подсказывал актерские хитрости. К примеру, перед сложной эмоциональной сценой как следует побегать, чтобы устать физически. Он — гений. Знаете, у него даже взгляд менялся, когда он играл то одного брата, то другого.
— А ваш папа-режиссер Юрий Мороз вам помогал?— С отцом мы разговаривали о роли, профессии, но поблажек мне он не делал никогда. На площадке я не дочь, а актриса. Вот в «Братьев Карамазовых» он меня не взял, а героиню «Апостола» во мне увидел. Хотя ради роли он настоял, чтобы я остригла длинные волосы.
ГЕОГРАФИЯ
* Военный Берлин киногруппа «Апостола» нашла в Праге, правда, работать пришлось по ночам, чтобы в кадр не попадали современные машины и прохожие. * Немецкий концлагерь и школу диверсантов «разбили» на территории Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области, застенками «Лубянки» стали подвалы Госпиталя им. Бурденко, а вот Москву 1942 года снимали в Минске, на улицах которого практически отсутствует наружная реклама. * Работала киногруппа во Франции, Серпухове и Тунисе, где снимали «иранскую» часть.
#14/2008
Николай Фоменко «сдул» шоумена
Актер играет капитана НКВД Алексея Хромова, который и придумал заменить погибшего диверсанта его братом-близнецом и заслать бедолагу в немецкую разведшколу.
НИКОЛАЙ ФОМЕНКО: чуть не сгорел на работе |
По сути этот персонаж — антагонист главного героя Павла Истомина, ведь чтобы сделать из школьного учителя матерого шпиона и рецидивиста, недостаточно просто нанести ему татуировки. Хромову приходится буквально ломать своего подопечного, чтобы вылепить из него новую личность.
— Николай, как вы относитесь к тому, что играете настолько отрицательный персонаж?— На деле не существует отрицательных и положительных поступков, все относительно. У каждого — своя правда. Хромовых такое же количество, как и Истоминых, и, поверьте, этот герой разный в зависимости от ситуации. — Вы довольны результатом?— Работы такой глубины и качества у меня, может быть, больше и не будет в кино. Роль настолько серьезная, что «сдует» сложившееся у зрителей в последнее время восприятие меня как шоумена. Кстати, сценарист Олег Антонов говорит, что эту роль писал специально для меня.— Самый памятный день съемок?— В одной из сцен мы с Женей Мироновым чуть не сгорели. В раритетном автомобиле «ГАЗ М-1» загорелась проводка: из-под капота повалил дым, посыпались искры. Пожар погасили подручными средствами, но в дальнейшем «газик» не заводили, а возили его на тросе.