Московский старец протоиерей Василий Николаевич Серебренников (1907–1996)


Старец молится о всех

Вот уже 12 лет русский старец, духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) находится в немощи телесной, неся молитвенный и мученический подвиг. Журнал «Покров», основанный по благословению и при участии отца Кирилла, продолжает публиковать свидетельства о батюшке его духовных чад. Предлагаем вашему вниманию материалы, собранные священником Виктором Кузнецовым.


«Читайте Евангелие – в нем все!» – повторял отец Кирилл.

Назидание

Старый инок Лавры на вопрос об отце Кирилле восторженно восклицает:

– Отец Кирилл-то? У-у!.. Он знаток Евангелия большой! Все с ним и советуются… Чуть минутка свободная – он сразу же руку в карман подрясника, там всегда неразлучный спутник его – Евангелие. Очки на нос и читает. Он всегда его носит при себе, маленькое, старенькое, потертое.

– Может, то, что он в Сталинграде нашел?

– Может, – охотно согласился старый инок и продолжил восхищенно.

– Отец Кирилл секунды без Евангелия не проводит. Откуда и мудрость берет!.. И нам всегда говорит: «Евангелие читайте. Читайте как можно больше Евангелие. В нем – все!»

Духовный наставник

Случилось это уже после печального для всех события — инсульта у дорогого батюшки, архимандрита Кирилла (Павлова).

9 октября 2006 года, на следующий день после праздника Преподобного Сергия Радонежского, когда Церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, прибыл я в подмосковное Переделкино – оставив все свои важные дела, купив на Киевском вокзале букетик синих васильков.

Как не приехать? Ведь это – двойной праздник нашего старца, архимандрита Кирилла (Павлова)!.. День его рождения – 8 октября. 87 лет назад родился он на Рязанщине в день памяти Преподобного Сергия Радонежского и именно в обители этого святого прожил большую часть своей жизни. А следующий день — праздник апостола Иоанна Богослова – его именины. В честь апостола будущий всероссийский старец был назван родителями Иоанном.


«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»

(Рим. 5, 3-5).

Серое небо, моросящий дождь, отсутствие договоренности о том, чтобы попасть к батюшке, меня не смущали. Не пугала и необычная пустота перед массивными вратами у домика батюшки. На мой звонок открылась небольшая дверь слева. Однако милиционер отказался принять цветы и записку для отца Кирилла – не положено.

Одно утешение – храм! Золотые купола именно в пасмурный, ненастный день сияют особенно ярко, тихо светятся небесной радостью…

Церковь была открыта, и я пошел приложиться к иконам, мощам и, особенно, к всегдашней помощнице – Иверской иконе Богородицы, «Вратарнице». К сожалению, подход к образу был закрыт. Это огорчило меня, но когда я вернулся на улицу, под дождь и ветер, то был несказанно утешен. Архимандрит Кирилл снова прислал мне свою белую голубку, которая уже встречала меня, когда я приезжал к батюшке в день его тезоименитства, 22 июня. А кроме того, к воротам подъехала машина, и два вышедших из нее священника сообщили, что скоро прибудет братия из Лавры, с которой можно попасть к батюшке.

Минуло еще около двух часов. Дождь не прекращался ни на минуту, сыпал мелкими колючими стрелами. Наконец показалась темно-синяя «газель». Из нее вышли иноки Троице-Сергиевой Лавры, старший позвал священников. Сердце ликовало. Неужели увижу батюшку?!..

…Нас радушно встречают келейницы, вводят в покои батюшки. Ближе к светлому окну, на середину небольшой комнаты выдвинули металлическую кровать, где лежит в немощи телесной отец Кирилл.

Какое-то время смотрим на батюшку с острым чувством сострадания, удивительным образом соединившимся с радостью от встречи с ним.

Старший из нашей группы, архимандрит Алипий из Лавры, волнуясь, начинает говорить:

– Отец Кирилл! Мы поздравляем вас с праздниками. Вчера был день Преподобного отца нашего Сергия, сегодня – апостола Иоанна Богослова. Поздравляем вас с 87-летием!

Келейница Наталия наклоняется к лицу отца Кирилла и громко, почти в самое ухо, «переводит» сказанное:

– Батюшка! Отец Алипий из Лавры передает вам поклон от всей братии. Поздравляет с праздниками и днем рождения!

Отец Кирилл после некоторой паузы тихо, хрипловато произносит:

– Благодарю вас всех. Желаю вам терпения в трудах монашеских…

Архимандрит Алипий вновь громко спрашивает:

– Как вы себя чувствуете?

Это расслышал отец Кирилл. Не сразу, но отвечает:

– По погоде. Когда пасмурно, мне хуже, когда солнышко – и мне хорошо.

Старец скупо улыбается, а вместе с ним – и мы.

Выждав паузу, архимандрит Алипий продолжает:

– В этом году в праздник Преподобного Сергия был дождь. Всегда солнце, а вчера молебен служили под дождем… Трапезную большую открыли, под трапезным храмом. Вся братия теперь там помещается, в одну смену.

Отец Кирилл без паузы одобряет:

– Неплохо.

– Батюшка, соскучились мы! Не хватает нам вас. Трудно нам без духовника и наставника. Без вас Лавра – сиротлива, – вздыхает отец Алипий.

Печально опустили головы иноки Лавры, священники, всплакнула и Наталия.

Отец Кирилл молчит. Потом начинает что-то про себя беззвучно нашептывать. Келейница объясняет:

– Батюшка вначале проговаривает про себя то, что хочет сказать, а потом произносит.

Наконец архимандрит Кирилл начинает говорить:

– Неправда. В Лавре много священников духовных!

Выждав небольшую паузу, отец Алипий мягко возражает:

– Да, но это – другое. Они вас не заменят. У нас, старшей братии, которая в Лавре 20 и более лет, вы – отец и наставник.

Долгое молчание. Наконец отец Кирилл говорит:

– Я тоже очень соскучился по Лавре… Если даст Бог, поправлюсь, тут же попрошусь и поеду в Лавру. Лавра – родной дом…

Наталия плачет, прослезились и все мы.

Чтобы прервать налетевшую грусть, келейница начинает вкладывать в непослушную руку отца Кирилла коробки конфет. Подсказывает ему громко:

– Батюшка, давайте и мы поздравим с праздником приехавших братию и священников! Отец Кирилл, плохо владея рукой, чуть передвигает коробки в сторону гостей.


Большую часть своей жизни отец Кирилл (Павлов) провел в обители Преподобного Сергия. «В Лавре все монахи хорошие! Все добрые, можно сказать, святые», – ответил он как-то иноку, осудившему брата.

Архимандрит Алипий, первым получая дорогой подарок от отца Кирилла, целует ему руку, приникает к белоснежной бороде, просит:

– Благословите, батюшка, меня, грешного, и братию нашу в Лавре, на монашеский подвиг. Чтобы вынести его до конца.

Отец Кирилл и это, сказанное негромко, услышал, он чуть приподнимает правую руку:

– Бла-го-слов-ляю…

Мы, быстро сменяя друг друга у изголовья отца Кирилла, получаем от него подарки, целуем руку, а кому посчастливится – щеку, а затем отходим. Всем воочию видно, что отец Кирилл устал. Прощаемся, получаем общее благословение.

Один из нас, приходских священников, просит всех:

– Благословите, отцы и братия.

Мы отвечаем поклоном ему. Он же, перекрестившись на иконы в изголовье отца Кирилла, значительно произносит:

– Благоденственное, мирное житие, здравие же, спасение! Во всем благое поспешение, подаждь, Господи, священноархимандриту Кириллу! И сохрани его на многая лета-а-а!!…

Все мы разом подхватываем и поем:

– Многая лета-а, многая лета, мно-о- огая ле-е-е-тааа!!!…

Отец Кирилл, едва приподняв свою худенькую, слабую руку, благословляет нас. Основная группа прибывших выходит, а мы, склонившись, стоим, не двигаясь. Наконец келейница подсказывает:

– Вы идите. Иначе батюшка не перестанет вас благословлять.

Будто с небес, возвращаемся на землю. Тем временем слышно, как Наталья ласково спрашивает отца Кирилла:

– Ну что, батюшка, подышим свежим воздухом?

Отодвигает кровать на колесах вглубь кельи, приоткрывает окно.

Мы же, священники и монахи, учтиво целуем друг друга в щеку и правую руку. Даже те, кто еще час назад были незнакомы между собой, теперь уже – братья, ведь у нас общий отец – архимандрит Кирилл (Павлов)!

Вразумление

Раба Божия Анастасия, изнемогая от скорбей, поехала на могилу знакомого ей старца на Ваганьковское кладбище. Приникла лбом ко древу креста:

– Очень тяжело мне сейчас, старче. Болезни, возраст, одна… и столько скорбей! Жизнь не мила!

Всхлипнула, утерла слезы и продолжила:

– Раньше хорошо было. Поговоришь с отцом Кириллом, и намного легче становится. Да и все как-то улаживалось само собой… А теперь нет его.

Тут же ужаснулась сказанному, исправилась:

– Вернее, он есть! Жив еще. Но к нему не попасть, да к тому же он ничего теперь не слышит. Его как бы и нет уже.

В ту же секунду что-то до боли сжало ее гортань, потом сдавило голову. Анастасия испугалась, замерла. Она сразу поняла, что это – определенный ответ на ее неразумные, неподобающие речи. Долго она, в страхе так и остаться парализованной, простояла на коленях, плача слезами раскаяния за то, что сказала о живом духовнике. Едва спазм ослаб, Анастасия вскочила, стала целовать крест:

– Прости меня, старче! Прости, Господи! Грешную, окаянную, треплющую невесть что… Я все поняла! Батюшка жив, жив, жив!.. Он все слышит. У него во-он какие скорби! У меня-то ерунда, а я мелю языком своим. В своих переживаниях застряла, а он, батюшка, и сейчас всем помогает – духом, молитвой… Сейчас же пойду, молебен о его здравии закажу. Завтра же поеду к нему в Переделкино!

Тем же вечером знакомая Анастасии из Лавры позвонила и, ничего не подозревая о происшедшем на кладбище, сказала, что слышала от монахов Лавры, как отец Кирилл говорил, что молится о всех, кто о нем молится.

Штрих иконописца

Иеромонах Геронтий:

Архимандрита Кирилла знаю с 1983 года. В семинарии учился по его благословению, а потом поступил в Троице-Сергиеву Лавру.

…Поскольку важнейшая заповедь о любви – самая трудная, то враг старается сеять раздор, в том числе в монастырях, где люди находятся друг с другом безотлучно… Возникают подозрительность, нелюбовь, осуждение, несмирение. Батюшка очень следил за этим и учил нас побеждать всякую неприязнь.

Один раз рассказал я ему о своем искушении. Отец Кирилл ответил: «Да только один недобрый помысел на ближнего – как один штрих у иконописца, который меняет изображение всей иконы! Помысел враждебный, нелюбовь очень вредят, искажают все».

Отец Кирилл учил: «Если ты даже абсолютно прав, но весь в страсти, в гневе, остановись, не продолжай. Лучше уйди, так как другая сторона, также находящаяся в страсти, тебя не услышит».

Недобрый помысел, не отогнанный вовремя покаянием, часто бывает началом раздора. Особенно новоначальные послушники, у которых еще нет опыта борьбы с помыслами, легко уязвляются этим, принимая чужие мысли за свои, – а ведь они от лукавого.

Когда мы испрашиваем помощи Божией, то рассеиваются и побеждаются страсти, искореняется самолюбие, себялюбие, гордыня. Отец Кирилл говорит, что нужно растить в себе воздержание. А как? Кропотливым, повседневным трудом: «Надо быть внимательным к себе, трудиться постоянно. Страсти быстро возвращаются».

В одну из поездок отца Кирилла на Валаам с ним ехал один архимандрит. Когда они плыли на корабле, батюшка задумчиво смотрел на мрачные скалы и леса Валаамские и сказал: «Если здесь не иметь чистой молитвы, то с этого места убежишь».

Об Иисусовой молитве он как-то сказал: «Надо начинать со смирения и сокрушения сердца своего… У меня сердце еще не очищено». С каким поучительным смирением, без всякой позы это говорилось!

С него сразу хотелось брать пример — как нужно молиться, стяжать добродетели, преодолевать страсти, приобретать надмирность. Этот опыт очень укрепляет в монашеском житии.

– Мы, бывает, на внешних моментах заостряем внимание, а главное теряем – что мы ближнего обижаем – не замечаем, – рассуждает отец Кирилл. – Есть же правило: «Покрой грех брата своего». Он часто повторяет правило Амвросия Оптинского: «Никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение!»

…Один из братии стал как-то жаловаться батюшке: мол, смущаюсь поведением другого брата и вообще хочу уйти из обители. Отец Кирилл строго его осек:

– Знаешь, здесь, в Лавре все монахи хорошие! Все добрые, можно сказать, святые. Почему ты так плохо о нем отзываешься? Почему ты его осуждаешь?

Это строгое внушение так подействовало на жалобщика, что он не только остался в монастыре, но и изменил свое отношение к братии, свой образ мышления.

…Отец Кирилл учил нас: «Если ты даже абсолютно прав, но весь в страсти, в гневе, остановись, не продолжай. Лучше уйди, так как другая сторона, также пребывающая в страсти, тебя не услышит. Раздор, непонимание только усилятся. Истины между вами не будет. Прежде всего мир!»

Вслед за Господом отец Кирилл несет всем Его приветствие: «Мир вам!»

Источник: Покров: православный журнал. –
М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров». 2016. № 2(542) март-апрель. С 4-7.


Архимандрит Кирилл (Павлов)

Смотрите также: — Игумен Дионисий Шлёнов. Молитва старца Кирилла Павлова. В день его именин

Молитва старца Кирилла Павлова. В день его именин

Именины батюшки святого, Лавры духоносного отца. Вынес он людского горя много В свете неотмирного лица.

Собрались почтить святого чада, Кто с любовью приходил к нему. И любой совет — душе отрада, Свет, который рассекает тьму.

Много мудрых сказано речений От души доподлинных речей, Во спасенье ото всех сомнений, Озаренье верою ночей.

Но когда он замолчал на веки — Старец духоносный и святой — Потекли любвеобильно реки Вверх мольбы целительно простой.

Скованный болезнью неисцельной Продолжал народ Христов целить, И своей предельно верой цельной Объяснял, что надо с Богом быть.

Авва, отче, камертон спасенья! Столько принимал в тиши отцов, И без доли гнева иль надменья Их учил величию венцов.

Тот венец, что с неба опускался, Будет чудодейственно силен. Старец далеко молитвой мчался, Ею бесконечно окрылен.

«Господи! Благодарю за силы Те, которые Ты ниспослал за труд Немощные. Не испепелила Пока жизнь среди безумных руд!»

Старец принимал людское горе, Направлял, с любовью врачевал. Кельи вкруг почти людское море, И все шли в надежде на причал.

Спрашивали все, что захотели, Малые и крупные дела. А на праздник долго старцу пели Песнопенья в знак, что нету зла.

Он лежит на грани умиранья, Весь парализован много лет. Нету ничего страшней изгнанья, В коем столько накопилось бед.

Но лежит безропотно, смиренно, Молится, как и молился встарь, Воспевает он многоименно Господа — Он вечный Государь!

Молится. Молитва малословна. В сердце скрыты вечные слова. И молитва точится готовно, Подлинно в огне своем права.

Слышит Бог, когда не слышат люди, Принимает от святых мольбу. Больше отступления не будет, И тогда получит дух цельбу.

Немощный, болезнью искупая Наши бесконечные грехи, Он уже вблизи святого рая, Где особой милости мехи.

Но Господь пока не забирает, Еще нужен старец на земле. И природа радостью играет, Свет небесный точится во мгле. Помолись, прошу тебя, Кирилле, Как молился, когда был ты здрав, На одре ты в полной неба силе И пред Богом неотмирно прав.

22.06.2015
* * *
Смотрите также:— Игумен Дионисий Шлёнов. Диалог старца о. Кирилла с духовными чадами. В день его именин

Диалог старца о. Кирилла с духовными чадами. В день его именин

Промчался незаметно год И снова именины старца Святого. Множество невзгод Ему досталось. Как сражаться?

Он терпеливо перенес И носит тяжкие недуги. Не хватит сердцу чашу слез, Но что же могут сделать други –

Собрание духовных чад, Рассеянных по белу свету? Не нужно никаких наград, Услышать просто: «Страха нету!

«Не бойтесь, чада, с вами я. Лежу на одре весь в молитве, Пред Богом обо всех моля В особой и незримой битве!

Молюсь о вас, о мире сем, О близких, немощных, далеких…». О Господи! Для мира нем, А для Тебя слагает строки!

Течет небесная строфа Молитвы потаенной – чудо! Из сердца точится река, Омоет прегрешений груды,

Сотрет напластований ряд. Окажется всего сильнее. Среди таинственных наград Та выше, что полна вся ею!

Молитва точится отца — Того, кто принимал с любовью И, утешая без конца, Нас наполнял духовной новью!

Лежит смиренно на одре, А дух его и с нами ныне. Он поднимается горе И к царственной небес твердыне!

О старец чудный, ты всегда Нас принимал без осужденья. И говорил: «Ты хочешь, да, Вступить на поприще служенья?

Не понуждаю, как ты сам, Коль можешь, заступай на службу. Иди, молись в духовный храм, Не нарушай святую дружбу!

Господь и близок и далек, Отец и Друг и Брат и Спутник. Всем миром строго правит Бог, Не брошен и последний трудник!

Бог промышляет и целит, В святые веси направляя. Распостирает горний щит — Покров неведомого Рая!»

А старец здесь и там – о миг, Неповторимый и прекрасный! В своих недугах он велик, Несет свой подвиг ежечасный.

Всесилен Бог. А человек, По образу Его созданный? Остановился вроде бег, От старца нам урок сей данный!

Застыл же телом, не душой, Как столпник древний, муж пустыни! Несет он труд такой большой, Молитвы слышит наши ныне!

Молитвенно сильнее он Огромных войска легионов. Его молитвы как Афон И тысячи земных поклонов!

Так что же пожелать отцу Духовному, герою веры. Ему молчание к лицу, В терпеньи лучшие примеры!

«Желаем, отче, продолжать Нести духовных чад на раме. Молитвы ваши — нам печать И выход в самой страшной драме!

Мы братски молимся за вас, Хоть в отдаленьи, ваши чада. Но в самый трудный жизни час Готовы выполнить, что надо!»

22.06.2016

Теги: Архимандрит Кирилл (Павлов), Игум. Дионисий (Шлёнов)

4 июля 2016

Поделиться

Московский старец протоиерей Василий Николаевич Серебренников (1907–1996)

Протоиерей Василий Николаевич Серебренников родился 17/30 октября 1907 года в городе Томске в семье военного врача Николая Николаевича Серебренникова. В начале первой мировой войны супруга Николая Николаевича, Мария Алексеевна, с малолетним сыном переехала к своим родственникам в Одессу. Вскоре после революции Серебренниковы поселились в Москве в районе Старого Арбата.

В годы учёбы Василий часто посещал московские храмы и монастыри. В Даниловском монастыре познакомился с архимандритом Георгием* (Лавровым) (ныне прославленным). (* Преподобноисповедник Георгий (1862–1932)) Старец Георгий стал его духовным отцом. После ареста подвижника он духовно окормлялся у отца Павла Троицкого.

В 1925 году Василий окончил десять классов средней школы в Москве и поступил в Московский государственный университет на медицинский факультет, который окончил в 1930 году, после чего стал лечащим врачом. В последующие годы он работал в различных лечебных учреждениях, вступил в брак с Маргаритой Васильевной Ананской, в 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, готовился к защите докторской, но по состоянию здоровья прервал врачебную и научную деятельность.

По Промыслу Божиему ему суждено было стать священником. Из воспоминаний протоиерея Василия Серебренникова: «В то время… из-за болезни я не работал и чувствовал, что вообще умственное напряжение трудно для меня (до этого я работал в медицинском научно-исследовательском институте)… Не знал, как дальше жить. Тогда-то одна моя знакомая… повела меня представить Ольге Серафимовне…» В тот день он познакомился с прозорливой старицей Ольгой Серафимовной (тайной монахиней Серафимой (Дефендовой), которая при первой же встрече назвала его “монахоподобным священником” и попросила у него благословения.

Из воспоминаний протоиерея Василия Серебренникова: «Меня охватило внутренне волнение – чувство, что тут дело не простое… Наконец в третий раз подходит. Тут я не выдержал и нехотя благословил её…

Через некоторое время я обратился с просьбой о священстве к митрополиту Николаю*. (*Митрополит Крутитский и Коломенский Николай (Ярушевич)(†1961))

Он направил меня в Духовную Семинарию, которая находилась на Девичьем поле, к ректору. (Богословский институт и пастырские курсы, возрожденные в 1944 году, в помещениях Новодевичьего монастыря)

Затем год и два месяца я готовился к экзаменам… Когда сдал экзамены и получил об этом удостоверение, то для меня долго не находилось места священно служителя… Наконец, освободилось место в храме святого мученика Иоанна Воина…»

28 марта 1948 года на Крестопоклонной неделе митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил Василия Николаевича Серебренникова в сан диакона, через неделю – в сан иерея.

Вспоминает диакон Сергий К.: «Отец Василий стал священником в 1948 году и служил в храме святого мученика Иоанна Воина на Якимовке. А я родился в 1948 году, и меня крестили – именно в храме Иоанна Воина. Крестил меня почётный настоятель отец Александр Вознесенский… Много лет спустя, когда я пришёл домой к отцу Василию, вижу огромный портрет какого-то священника. Я спросил: что за батюшка? А это был отец Александр Вознесенский. Оказывается, отец Василий с ним начинал, учился у него. Отец Александр был прозорливец, настоящий старец. Отец Василий многое перенял у него.

Отец Василий человека сразу чувствовал. Знал, что для кого необходимо, и заботился обо всех наших нуждах…

Когда отец Василий говорил проповедь, то голос у него был тихий и слабый. Но так говорил, что всем всё было понятно… Слова его прямо в сердце ложились, как целительный бальзам.

Когда задавали вопросы, отвечал он не сразу – сначала помолится, и Господь ему открывал. Он всё с молитвой делал, молитвенник был великий. И Господь по молитве давал ему просимое, потому что у него была чистая и сильная вера.

У отца Василия и чада были такие, что ещё в 30-е годы ходили в храм и пронесли веру через все испытания. Тех людей, которые недавно пришли к Богу, отец Василий укреплял, и из того, что он им говорил, многое уже сбылось…

Его духовные чада сейчас скорбят, что не к кому теперь обратиться… Отца Василия нет с нами, но в утешение осталась молитва. И все люди, которые молятся за него, получают утешение и помощь…

Оптинские старцы говорили, что в последние временами придётся спасаться по книгам, может быть это время уже наступает? Хочется надеяться, что в любом случае Господь не оставит нас».

Из воспоминаний монахини Гликерии: «В своих духовных наставлениях батюшка обращал главное внимание на молитву и трезвление. Говорил, что полезно в конце дня анализировать ум и сердце, пребывали ли они с Богом (Иисусова молитва). Учил просить помощи Божией на молитве в течении дня. Напоминал о глубоком сердечном самоукорении, которое приводит к смирению: надо считать себя хуже всех, избегать тщеславия и чревоугодия, полагать начало благое не умом, а сердцем.

Признаки истинного смирения, по учению преподобного Иоанна Лествичника, это когда всякое самоукорение принимается как врачевство. Когда мы ни на кого и ни на что не гневаемся, когда не верим своим добродетелям и желаем им научиться…

Отец Василий физически был очень слаб… Ел он очень мало и всё в протёртом виде. Вкусной и сладкой пищи вообще не ел. Приём пищи сопровождался физической болью. Но страдалец не показывал вида, по-монашески всё терпел. Сам батюшка одевался очень скромно. Но людям щедро помогал – и тайно и явно…

Старец призывал трудиться для приобретения Божиего милосердия во всех обстоятельствах жизни, что вполне возможно, если просить об этом у Бога с чистым сердцем. Укорял нас в привыкании к молитвам, называл это зачитали.

Напоминал о сердечной молитве, особенно в благодарственном правиле.

Учил не спешить во всяком серьёзном деле. «Пусть пройдёт время, – говорил он, – тогда и увидишь правильное решение».

Из наставлений батюшки запомнилось: не вдаваться в недостатки ближнего, уметь слушать духовника при всех обстоятельствах, стараться никого не исправлять, не читать морали… Помыслы, что «свят» или что «не спасёшься» – от демонов, они могут вознести в мыслях до Небес и низвергнуть в бездну. От Бога – память смертная… Всякий раз на молитве преодолевать нежелание «трудиться», «домаливаться», понуждать себя к молитве до тех пор, пока душа не почувствует сердечный отклик… Советовал потерпеть скорбное, неприятное, чтобы Господь не отнял Своей милости и доброго расположения, например в Великий пост…»»

С сентября 1955 г. и до своей кончины старец Василий являлся клириком храма Воскресения Словущего на Арбате, а в июле 1965 г., по просьбе прихожан, был назначен настоятелем этого храма.

Из воспоминаний протоиерея Василия Бабурина: «У меня был духовный отец – священник Сергей Орлов, он служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Акулове, Одинцовского района. Когда он умер, моим духовным наставником стал отец Василий, они встречались постоянно. Помню, отец Сергий часто приходил в храм апостола Филиппа на Арбате… Отец Василий у отца Сергия исповедовался. Это были два наших настоящих старца – наши, московские…

С отцом Василием я познакомился в 1973 году, когда меня назначили служить в храм Воскресения Словущего, что в Филипповском переулке, где он был настоятелем…

Когда батюшка был жив, я постоянно чувствовал его молитвы и заботу, любые вопросы можно было бы с ним решить… Он умел любить. Умел заступиться за того, у кого неприятности, умел выручить человека, спасти… Когда отец Василий приходил в храм… то сразу же, прямо с порога, его обступали люди, каждый со своими проблемами, со своими болячками. Он ко всем – с нежностью…

Не было у него никакой злобы, никакой обиды, никогда не было раздражения. За всё время совместного служения ни разу я не видел в нём вспыльчивости, обиды, гнева… Его отличали милосердие, сострадание, и любовь его была беспредельная, к людям был всегда внимательным. Иногда прямо говорил, открывал человеку глаза. На некоторые вопросы сразу не давал ответа, просил подождать, а сам молился. Бывало, не раз говорил: «Я помолюсь, я ещё помолюсь». Действительно, помолится и только после этого ответит, что нужно человеку. Или исповедует, к нему стоит много людей, а он посмотрит в самый конец толпы: «Ну-ка. Марфа, иди сюда. Я тебе что сказал, почему ты не сделала то-то? Вот ты поэтому и страдаешь, потому и заболела»… Господь ему открывал. И это происходило на моих глазах. Не то, что я от кого-то слышал.

Но самым удивительным было то, как батюшка служил Божественную Литургию! Так полноценно я почувствовал Богослужение ещё только с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) в Псково-Печерском монастыре и с отцом Сергием Орловым. Вот три священника, у которых была действительно настоящая молитва.

Приведу пример. В храме Воскресения Словущего я был единственным дьяконом и очень уставал, потому что мне приходилось ходить на раннюю и позднюю Литургии… Буквально валишься с ног, слабость, голова кружится…

И вот совершает отец Василий позднюю Божественную Литургию – пропели Херувимскую, начинается Евхаристический канон, и вдруг усталость как рукой снимет! Лишь начинает отец Василий читать евхаристические молитвы – возникает такое состояние, что душа расстаётся с телом! Тела уже не чувствуешь, а кажется, что ты находишься на Небесах…

Случалось, что после Евхаристического канона отец Василий мог вдруг обернуться и сказать: «Вася, Господь мне сейчас открыл, что ты в том-то и том-то не раскаялся, такие-то у тебя грехи». И называет их…

Отец Василий умел всех любить… Он был глубоким знатоком человеческих душ.

Приведу один интересный случай. Прослужив много лет протодиаконом, я стал священником, и в день памяти святой преподобномученицы Евдокии проводил исповедь. Подходит ко мне одна старушка, говорит, что ей 93 года, зовут её Евдокия, значит именинница. Я говорю: «Давай, бабушка, исповедоваться». А она говорит: «А чего, милок мне исповедоваться, всё уже рассказано, грехов у меня нет, не грешу»»… И так спрашиваю. И так, а она не хочет каяться – святая. Что делать. Как быть – не знаю… Иду в алтарь к отцу Василию, объясняю всё… А отец Василий отвечает: «Ты спроси, в жизни её кто-нибудь обижал?» Я сразу понял, возвращаюсь к старушке, говорю: «Тебя в жизни кто-нибудь обижал?» –«Ой, милок, сколько меня обижали. Сколько слёз пролила!» Вот и грех – самолюбие…

Как он молебны служил! На всех молитвах все имена поминались: двадцать заказывают, значит, двадцать молитв читается. В Москве нигде так не служили – читали только три молитвы, Спасителю, Божией Матери и всем святым…

Не только в храме, но и дома отец Василий был внимательный, отзывчивый, гостеприимный… Бывало, приходишь к отцу Василию за каким-то советом. Он лежит больной, читает, вокруг него много книг. Придёшь, он примет, как всегда, ласково, и стоит только с ним посидеть, даже ничего не спрашивая, на душе становится легко и радостно. Иногда ничего и говорить не надо, а только побыть рядом с ним – и уже всё становится ясно и понятно. Шла от него теплота духовная, поэтому достаточно было оказаться возле батюшки, чтобы получить: и утешение, и умиротворение, и разрешить вопросы, ничего не спрашивая…»

Отец Василий не только призывал всех освободиться от греха, очистить свое сердце, исполнить волю Божию, но и сам следил за чистотой своего сердца, прислушивался к голосу Божию внутри себя. Приведём несколько цитат из его дневников: «Служил Литургию. Начал с трудом и сухо, и вдруг в сердце явилось чувство, что надо и самому каяться – молиться о своих грехах и неведениях христиан (прихожан). Стал каяться, понуждать себя к покаянию и Бескровную Жертву приносить и за себя, за свои грехи. Во время причащения сердце наполнилось умилением и благодатию, так что два раза пытался читать вслух, как обычно, молитву «Верую, Господи, и исповедую», но не мог от переживания – только частично прочел про себя и чувствовал, что все от Бога и начало всему Бог. Значит, за Литургией надо усердно каяться в своих грехах …

Был сильно поражен неприятным случаем. Возмущение в сердце (это давняя рана в моем сердце от некоторых происшествий на службе); молился, но [возмущение] полностью не отходило. Поисповедовав часть людей, на Херувимской зашел в Алтарь апостола Филиппа, молился на коленях, и в сердце стало ясно, что должно быть искреннее сердечное прощение подозреваемого, и что я нахожусь как бы пред судом Божиим. Тогда все отошло…

Дома читал Октоих и канон Великомученице Марине (Маргарите). Хотя это и известно, но теперь открылось в сердце, что нынешние (мои) страдания – любовь Божия к нам, и наша слава, если правильно их переносим».

«Как-то я проводил отпуск у себя на даче. Однажды, встав утром, почувствовал – не знаю, как точно это выразить, – благодать, охватившую все мое существо – полились слезы, молитва охватила весь состав души и тела. Это было состояние покаяния, с глубоким чувством своего ничтожества, но не отчаяния. Молитва то усиливалась, то ослабевала, и когда ослабевала, я протягивал левую руку к образу Смоленской Божией Матери, говоря: «Матерь Божия, подай копеечку», – и молитва усиливалась. Так повторялось каждое утро в течение всего отпуска. Во время такой молитвы я чувствовал благодатное изменение своей души, так что менялся даже внешне, в лице.

После отпуска вернулся в Москву и был твердо уверен, что такая молитва будет продолжаться, но глубоко ошибся. Молитва стала прежней, обычной. Я опечалился, но спустя довольно короткий промежуток времени Господь дал мне благодатную молитву во время Литургии. И на каждой такой Литургии мне что-то открывалось в сердце, прежде сокровенное – то, что без благодати кажется простым, во время посещения благодати делается очень глубоким в восприятии…

Особенно сильной была молитва во время Херувимской. Всякий раз во время Херувимской я проливал обильные слезы. Тайные молитвы читал вслух, переживая их всем своим составом. Некоторое время сослужащие мне священники сопереживали мне, мы молились единым сердцем, но вскоре это единение расстроилось.

Приходя домой после службы, читал Служебник, чтобы глубже проникнуть в слова богослужения, и благодатная молитва возвращалась. В книге «Подвижники благочестия XVIII и XIX веков» я нашел подобные примеры. Я убедился, что это не моя выдумка, что и великие люди переживали подобное, только их переживание было значительно ярче, сильнее…».

В шестидесятые годы отцу Василию было даровано благодатное служение Литургии. Те, кто наблюдал его тогда, рассказывали, что его лицо светилось. Так продолжалось два или три года.

Вспоминает иеромонах Иона (Займовский): «Познакомился я с отцом Василием в храме святого апостола Филиппа, что на Старом Арбате, где я служил чтецом и алтарником… Отцу Василию в то время было 84 года. Высокий, худой, немного сутулый, с седыми, зачёсанными назад волосами, небольшой бородкой, с измождённым от болезней и старости лицом. Он казался священником совсем иного, ушедшего века… Он был действительно «не от мира сего»…

Как-то отец Василий пригласил меня в алтарь Филипповского придела во время праздничной литургии, которую он служил… Он не просто молился, он разговаривал с Богом, как мы разговариваем с близким для нас человеком… Он словно что-то искал, чего-то ждал от Христа. Присутствовать, видеть, как он молится за литургией, было большим счастьем, для меня это было замечательным примером, великим утешением…

Как-то он сказал, что милостью Божией пережил сталинские и хрущёвские гонения… «Господь сохранил меня… Если бы я рассказал тебе о всех искушениях, которые я перенёс от недобрых людей из КГБ, то можно было бы составить книгу…

Раньше у отца Василия был дар слёз во время служения Божественной Литургии. Он рассказывал, что перед службой всегда клал рядом с собой стопку салфеток, но всё-таки не хватало – всё было мокро от слёз…

-Но сейчас Вы не плачете?

-Господь отнял слёзы за гордость, за один поступок.

Он не сказал какой… Он был одним из последних старцев, гигантов духа, подвижников благочестия, переживших времена кровавых гонений на церковь, которым придёт ли смена?»

Люди, знавшие старца Василия, верили в силу его молитвы, сами не раз убеждались в мудрости его советов и прозорливости .

К нему шли со скорбями и болезнями, за благословением на предпринимаемое дело и за утешением.

23 мая, в праздник Вознесения Господня отец Василий последний раз приезжал в храм. Тяжелая болезнь, злокачественная опухоль внутренних органов на все оставшиеся месяцы жизни приковала его к постели. Но он продолжал исповедовать дома, давал советы по телефону, читал присылаемые ему исповеди. Утро 29 около полуночи отец Василий сказал: “Я умираю”. Он тяжело дышал. Через некоторое время он повернул голову и, широко раскрыв глаза, устремил свой взор в святой угол, где висели иконы и стояли Святые Дары. Он ничего не говорил, только слабым жестом руки приглашал духовных чад посмотреть туда, куда он смотрел, лицо его преобразилось, взор был очень глубоким, он смотрел необыкновенно радостно, с изумлением и восторгом, глаза стали широко раскрытыми, голубыми, со светящимися пучками из них. Так длилось несколько минут. Потом голова его приняла прежнее положение. По воспоминаниям прихожанки Т., присутствующей при его кончине: Около пяти часов утра батюшка три раза улыбнулся блаженной, счастливой улыбкой… В шесть часов утра он затих.

Весть о кончине отца Василия Серебрянникова быстро разнеслась по Москве, в течение дня на квартире батюшки служились панихиды, читалось святое Евангелие.

Утром 31 декабря гроб с телом почившего был поставлен в храме Воскресения Словущего, и московское духовенство приезжало прощаться с почившим собратом. Чин погребения был совершён 2 января 1997 года епископом Истринским Арсением в сослужении многочисленного московского духовенства (44 священника и 8 дьяконов).

Столь естественная в эти минуты скорбь разлуки с дорогим сослуживцем, наставником, отцом незаметно растворилась тихой радостью, которая всегда осеняет кончину праведника…»

Протоиерея Василия Серебрянникова похоронили на Введенском кладбище в Москве (место захоронения 23–9).

«Обратилась к старцу и теперь страдаю. Разве так может быть?»


Фрагмент фото Александры Анисимовой

В последнее время в редакцию «Фомы» все чаще приходят письма с вопросами о старчестве и духовничестве. Вот типичные их примеры:

«Здравствуйте! Есть ли прозорливые старцы в наше время? Мне нужна помощь!»

«Я год встречался с девушкой, которую очень люблю, а расстались потому, что мама против нее категорически, даже к старцу ходила, и он сказал: пускай подумает хорошо, надо ли ему это… А как это понять? Вот мои родные и сказали — расставаться. Мне очень трудно и больно без нее, не могу места найти. Что делать?»

«Почему воля Божья, которая была открыта прозорливому старцу (у меня был вопрос медицинского характера), то, что предсказывает старец, когда-то происходит, А КОГДА-ТО — НЕТ?.. Я причащаюсь раз в две недели, смертными грехами не грешу. Что еще можно предпринять? Мне очень надо, чтобы то, что сказал старец, произошло».

«Можно ли искать утешения у людей или у старцев в монастыре, или еще где в том случае, когда сердце не может успокоиться, доходит до отчаяния и нет желания жить? При этом духовнику сказать о своем состоянии и его причине не могу — боюсь, что не найду понимания».

«Крестной моего сына — его бабушке — недавно приснилось, что она спросила: “Сколько осталось жить этому чаду?”, и ей ответили: “10 лет”. Теперь я очень переживаю. Стоит ли мне обратиться к прозорливому старцу?»

В поисках духовного руководства люди часто совершают ошибки, с последствиями которых потом приходится долго и не всегда успешно бороться.

Помочь им разобраться прежде всего в себе самих и предостеречь от подстерегающих на этим пути опасностей мы попросили настоятеля московского храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева.

— Отец Владимир, читатели «Фомы» все чаще спрашивают, есть ли еще на свете прозорливые старцы.

— Я думаю, такие люди были всегда. Вот, скажем, архимандрит Кирилл (Павлов) был замечательным старцем, у которого можно было узнать волю Божию, который мог подсказать, как надо поступать, как правильно думать. Но не каждый духовник, не каждый священник обладает таким благодатным даром.

— Но наши читатели пишут, что, последовав какому-то совету человека, который казался им прозорливым, они совершили какие-то ошибки, а потом не могут их исправить и впадают в отчаяние.

— В духовной жизни нужна осторожность. Это все знают, духовники всегда об этом предупреждали. Если человек, принимая важное решение, понимает, что он может ошибиться и ошибка эта может стать для него роковой, он, естественно, будет искать правильный ответ. И будет надеяться узнать, как говорят, волю Божию. Этим и объясняется желание найти прозорливого старца.

Но нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность.


Старец архимандрит Кирилл Павлов

— И все-таки часто люди ищут не столько духовного совета, сколько именно пророчества, какого-то чудесного откровения. Они мечтают найти «синтетического» духовника, с которым можно постоянно обсуждать все житейские мелочи и одновременно получать через него судьбоносные пророчества. А потом жалуются, что последовали советам священника, к примеру, обвенчались, а брак распался.

— Говорить от лица Бога могут не все. Поэтому священник, зная, что у него нет такого дара, должен быть осторожней и не давать категорических указаний. Но все-таки в таких случаях ответственность ложится на самих вступающих в брак. Хотя если и жених, и невеста духовно окормляются у этого священника много лет, и он их очень хорошо знает, он может им что-то утвердительно посоветовать — безо всякого откровения свыше, просто по опыту. Но это бывает не так часто. По большей же части священнику приходится советовать, исходя из общих соображений, руководствуясь какими-то общими церковными правилами, — но принимать на себя ответственность священник может не всегда. По большей части ответственность за принятые решения все же должна лежать на самом вопрошающем.

Алгоритм поиска духовника

— А что делать человеку, который уже из-за своей ошибки или ошибки священника, давшего ему неправильный совет, впал в уныние или даже отчаяние, не в силах выполнить то, что на него возложено?

— Ему нужно найти хорошего, опытного духовника. Это святых прозорливых старцев найти трудно, а духовники такие есть, можно найти.

— И есть какой-то алгоритм такого поиска?

— Есть. Я уже достаточно стар, родился еще до войны и большую часть жизни прожил при советской власти. Действующих храмов и священников было мало, если возникали вопросы, спросить было не у кого. И я молился, постоянно, каждый день: «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». Эта молитва стала для меня привычной, я молился так много лет. И сам не заметил, как Господь буквально исполнил мою просьбу — послал мне и духовника, и старца. Они были в близком общении. Духовник постоянно исповедовал меня, руководил моей жизнью. Но, когда было необходимо принять какое-то решение в трудном вопросе, не терпящем отлагательства, я обращался к старцу, и он отвечал: на такое-то дело есть воля Божия, а на такое-то нет воли Божией. Его слова всегда исполнялись. Когда я стал священником, я часто спрашивал его о проблемах своих духовных чад, и он давал нужные ответы, хотя я мог только спросить, а рассказывать подробно об обстоятельствах не было возможности. Но прозорливость старца была столь поразительна, что он отвечал на письма, еще не получив их. Так я спрашивал его 20 лет. Поэтому я уверен, что человеку, который искренне и с верой просит, Бог обязательно поможет найти духовника. Нужно очень хотеть и молиться. Это можно вымолить у Бога.

— А ошибок не было?

— Я ни одной ошибки старца не знаю. Зато знаю целый ряд случаев, когда его не слушались, и это приводило к трагедии.

Осторожно, младостарцы!

— Духовное руководство подразумевает какой-то длительный процесс, а люди ждут быстрых ответов и хотят быстрых действий. По принципу: сказали — сделал.

— Да, так бывает. Но священники разные бывают.

Есть младостарцы, которые выдают себя за старцев, не будучи ими. Им очень хочется, чтобы люди к ним обращались, и они начинают говорить: ты женись, ты не женись — не имея для этого никаких оснований, не имея такого дара. Это, конечно, тяжелый случай, опасный. Нужно быть очень осторожным, и когда священник начинает так легко решать судьбоносные вопросы, нужно еще очень подумать, стоит ли к нему самому ходить.

— Но, когда человек ищет духовного руководителя, он часто начинает метаться от одного духовника к другому и сам себя запутывает их порой противоречивыми указаниями.

— Поэтому опытные священники всегда и говорили, что не надо так делать. Не надо никуда метаться, нужно молиться. И тогда Господь все устроит и все даст.

— И все-таки, где искать духовного руководителя? На приходе? В монастырях?

— Нужно прежде всего молиться. И не стоит возлагать особые надежды на монастыри. Конечно, в монастырях бывают опытные духовники, но к ним очень трудно попасть. А исповедуют там порой не очень-то опытные монахи, которые не только духовного, но и житейского опыта не имеют. Они рано приняли монашество, семейной жизнью не жили, поэтому часто говорят неправильные вещи. Если, конечно, там есть какой-то замечательный старец, к которому вы хотите попасть, это другое дело. Но среди пожилых приходских священников можно найти такого духовника, к которому можно будет постоянно обращаться за руководством.

— А что делать человеку, если он по ошибке принял обычный совет за изреченную волю Божию?

— Это очень похоже на медицинский случай: когда человек попал к не очень умелому хирургу и тот сделал ему операцию — неумело, неудачно, неправильно, — и теперь он болеет. Что ему делать? Нужно найти более опытного, искусного врача, возможно, сделать другую операцию, а может, полечиться каким-то другим способом. Больше ничего не придумаешь. Так и здесь. Нужно искать хорошего духовника. Не обязательно прозорливого старца. Просто опытного духовного священника.

— Может, люди просто пытаются найти человека, который произнесет от лица Бога то, что они хотят услышать?

— Так тоже бывает. И если такие люди слышат не то, что им хочется, они говорят, что это не истина, и бегут дальше до тех пор, пока не найдут того, кто скажет им то, чего они ждут.

— Но от этого их как-то можно предостеречь?

— Предостеречь-то можно, но они не слушают. Очень трудно вылечить человека, который уже во власти своих страстей. От таких вещей жизнь лечит.

Как узнать волю Божию?

— А как долго человек нуждается в постоянном бдительном надзоре духовника? Всю жизнь? Или наступает какой-то момент, когда его духовное становление в основном завершено, и он в состоянии сам брать на себя ответственность за свои решения и поступки, не выверяя каждый свой шаг с помощью духовника?

— «Аттестата духовной зрелости», конечно, никто не выдает. Но существует Промысл Божий о человеке, и Господь устраивает все так, как человеку лучше, полезнее для спасения. Обычно духовник бывает старше своих духовных чад и уходит раньше, а найти другого духовника удается не сразу. У человека уже и возраст другой, и потребности другие, и он уже многому научился. Но исповедоваться ему у кого-то надо, и, если есть возможность, лучше это делать у священника, который может дать духовный совет. В любом возрасте хорошо иметь священника, с которым можно посоветоваться, что-то обсудить.

— Некоторые высказывают такую точку зрения, что стремление обязательно найти человека, которого можно внутренне назвать именно духовным отцом и который будет со властью говорить тебе: делай то, или делай это, продиктовано не столько духовным поиском, сколько психологической травмой от отсутствия отцовского воспитания в детстве.

— Так тоже бывает. Но я не думаю, что это главное объяснение проблемы. Есть разница между духовным отцом и просто духовником. У апостола Павла есть такие слова: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:14–15). Отец — этот тот, кто родил. И отцов много быть не может. А духовники могут меняться. Духовник — это тот, у которого ты регулярно исповедуешься, с кем советуешься, кто тебе помогает духовно. И лучше, чтобы это был духовный, опытный священник — не обязательно прозорливый, просто опытный. Который может подсказать то, чего сам в себе не видишь. Но иметь духовного отца — это, конечно, особый дар Божий.


Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин

— А без помощи духовного авторитета человек сам может почувствовать, понять волю Божию?

— Знаете, я однажды вот так же спросил своего старца о воле Божией. А он мне ответил: воля Божия — это не просфора, которую можно съесть; и не яблоко, которое можно сорвать и положить в карман; чтобы человеку открывалась воля Божия, нужно жить благодатной жизнью, освободиться от действия греховных страстей. Когда человек молится и живет с Богом, тогда воля Божия начинает открываться сердцу человека, и он чувствует, как надо поступить.

Бывает, конечно, иначе. Бывает, что не у кого спросить. Но человек молится и очень хочет поступить по воле Божией, а не по-своему. А для этого нужно отречься от своей воли и просить у Бога: «Господи, хочу не по-своему поступить, а как Тебе угодно». Тогда человек, по крайне мере, готов к вразумлению, и Господь часто в каких-то житейских обстоятельствах являет свою волю.

Когда я в свое время хотел переменить специальность, мне не советовали этого делать. Но мне очень хотелось. И в тоже время я хотел поступить по воле Божией, если Господь мне ее укажет. Как-то приехал к духовнику, а он объяснял мне, что не нужно искать новую специальность, но потом, поняв, что я не готов слушаться, говорит: «Ну ладно, делай, как хочешь». Я пошел поступать в другой вуз, устраиваться на другую работу, и… у меня ничего не получалось. Везде мне отказывали. Я уже не знал, куда идти. А потом мне предложили место в аспирантуре по моей специальности. Я испугался, говорю: «Да я не готов». А они: «Берем без экзамена». И я понял, что это — воля Божия.

— Но от того момента, когда человек узнает волю Божию, до того, как он понимает ее смысл, иногда проходят годы. Как вытерпеть эту паузу, когда ты, преодолевая себя, вроде бы эту волю исполняешь, а в твоей жизни ничего к лучшему не меняется?

— Ну, это вопрос веры. Если вы хорошо знаете своего духовника, и он вас знает, вы увидите, что через него вам возвещается воля Божия в ответ на вашу молитву, чтобы Господь через духовника вам ее открыл. По вере вашей будет вам, как сказано в Евангелии. Это таинственная жизнь души. Ее нельзя разложить по полочкам, тут нет никаких «дорожных карт» и простых рецептов, нельзя поставить градусник, чтобы «на 100 процентов» узнать волю Божию.

Самое главное, что требуется от человека, — это чистая жизнь и молитва с верой и любовью. Тогда Господь, я в этом убежден, обязательно даст то, что нужно человеку для спасения. Бог “всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти” (1 Тим 2: 4). Поэтому, когда человек всерьез, по-настоящему просит и верит, Господь обязательно пошлет и духовника, и старца, если действительно это нужно.

Чудеса на могиле саранского старца

В мужском Макаровском монастыре под Саранском не прекращаются чудеса на могиле старца и духовника Саранской епархии Феофана, а в миру Владимира Данькова. Здесь собираются толпы людей, чтобы попросить об исцелении или исполнении желания. Правда ли в обители происходит что-то необычное, выяснял корреспондент SmartNews.

Паломничества в Макаровский Иоанно-Богословский монастырь на могилу старца Феофана не прекращаются ни на день. Люди приезжают за исцелением, просто помолиться, а иногда и за духовным советом. Говорят, старец, как и при жизни, никогда не отказывает никому, а исцеления происходят все чаще и чаще.


— Я сегодня приехала к батюшке Феофану, уже не сосчитать в который раз. Не хватает слов передать всю благодать и спокойствие, которое я получаю после приезда сюда. Старец очень добрым был при жизни, всех выслушивал, его всегда можно было увидеть в окружении людей, с большой пачкой поминальных записок. К нему же и сейчас приезжает множество самых разных людей. Мне он помогает и после смерти, вот недавно сын у меня в аварию попал, в больнице говорили, что шансов почти нет, а я ходила молилась и батюшку Феофана просила помочь… и он помог! Сын на поправку пошел, врачи говорят, такое редко бывает при таких тяжелых ранах. Но я уверена, что он будет здоров, ведь с нами помощь батюшки.
Марина Акимова, прихожанка Макаровского монастыря

История об исцеляющем старце началась очень давно. Родился отец Феофан в 1935 году, в Пензенской области, в деревне Орловка Башмаковского района. Обычная крестьянская семья для того времени: отец — коммунист, а мать была глубоко верующим человеком, что и старалась привить своим детям. Первым духовным наставником мальчика был старец Григорий, который укрепил веру в Бога и научил маленького Владимира носить крест. Однажды, уйдя за 30 км от дома, в храм в селе Башмаковка, Володя остался там работать алтарником на 20 лет. После ушел в село Каменный Брод и пробыл там 12 лет, а когда открылся Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь, ушел туда в число братии.

После того как он пробыл два года в Санаксарах, Владимира Данькова постригли в схиму с именем Феофан. После чего Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий направил Феофана в Чуфарово восстанавливать Свято-Троицкий монастырь, там-то и началась известность старца. Люди приходили понемногу, просили помощи. Но после восстановления монастыря отец Феофан перешел в 2004 году в Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Теперь эту обитель знают не только в России, но и далеко за ее пределами. К батюшке как раньше, так и сейчас приезжают даже из Америки и Германии, не говоря о ближнем зарубежье.

Старец Феофан встречался со многими известными старцами нашего времени. Был и у отца Николая на острове Залит, ездил и к отцу Илию Оптинскому, встречался с отцом Иоанном из Псково-Печерского монастыря. За все годы проживания в монастыре Феофан являл собою высокий образ монашеского послушания, кротости, бесконечной любви к каждому, кто к нему приходил. Он всегда близко к сердцу принимал несчастья паломников и прихожан. Благодаря его духовнической деятельности его популярность простирается далеко за пределами Мордовии.

Старец лечил тысячи людей, а в октябре прошлого года помощь понадобилась ему самому. Болезнь напала на отца Феофана, но, несмотря на сильную боль, он продолжал вести прием людей, говорил, что при разговорах с паломниками у него появляются силы жить. Однако смерть себе он напророчил сам.


— За несколько лет до смерти отца Феофана у нас с ним была беседа о людях, которые уходят из жизни на Пасху. Считается, что они попадают в царство Божие. Старец сказал, что он тоже умрет на Пасхальной неделе. Я очень испугалась тогда, ведь праздник был не за горами. Но он улыбнулся и сказал, что не в этом году.

Ольга Еремина, организатор паломнических поездок из Нижнего Новгорода

Многочисленные прихожане и паломники прибыли со всех концов России и ближнего зарубежья для участия в погребении после Пасхи 18 мая этого года. Отпевание схиархимандрита Феофана проходило в главном соборе Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. Погребен он на монастырском кладбище за Иоанно-Богословским собором. Сейчас панихиды и литии на могиле схиархимандрита Феофана (Данькова) совершаются ежедневно в 9:00 и 17:00, после чего люди остаются, целуют крест и просят каждый о своем.

Большое количество верующих из самых отдаленных уголков России говорят с благодарностью: «Батюшка Феофан помог!». Эти слова произносят при появлении долгожданного первенца, по возвращении мужа в семью, при отступлении тяжелой болезни, очень много жизненных рассказов и примеров о помощи и исцелении с помощью молитвы и посещения старца Феофана как при его жизни, так и после смерти. Сотни паломников каждый день едут на могилку к старцу. «Ведь как иначе, если уж и при жизни помогал, то на том свете словечко, может, и замолвит за нас», — говорят паломники.

— Его можно поставить в один ряд с такими старцами как отец Николай (Гурьянов) с острова Залит, Иоанном (Крестьянкиным). Это подвижники, которыми сильна православная Русь. Отличительная черта Макаровского праведника то, что он имел нелицемерную любовь к своим чадам, был образцом истинного послушания.

Климент, епископ Краснослободский и Темниковский, stolica-s.su

Однако любовь к ближним, чудеса при жизни и после смерти пока еще не дают старцу Феофану статус святого. Для этого должна пройти не одна процедура и большое количество времени. Но, возможно, у батюшки Феофана все еще впереди.

— Как бы ни парадоксально это звучало, процедура действительно есть, чтобы избежать различной путаницы. Процесс признания святости может начаться только через несколько лет после смерти и при присутствии фактов помощи людям после смерти. Собирается не одно собрание среди епархии и все тщательно обдумывается.

Представитель пресс-службы Саранской епархии

Уже давно потерян счет чудесам, происходившим после молитвы старцу. С его помощью отступают самые тяжелые недуги. Чудеса после смерти стали не редкостью в Макаровском погосте, люди приходили и приходят на могилку к отцу Феофану раз за разом, помня его еще при жизни светлым и улыбчивым. Рассказы об этом кто-то передает из уст в уста, а кто-то выкладывает в интернет.

— Конечно верить, либо нет это личное дело каждого, но факты чудесных исцелений и реальной помощи в трудных жизненных ситуациях старца Феофана многочисленны. Однажды я был на приеме у Феофана, и лично ощутил необыкновенное тепло и доброту, которая исходила от этого щуплого, седоволосого старичка. В условиях невыносимой жары он старался принять всех страждущих. На моей памяти в тот июльский день к нему приехало более 200 чел. Люди начали стекаться с раннего утра, примерно с 6-30. В итоге мы попали к нему только вечером в шестом часу.

Методика исцеления старца Феофана конечно специфична, не имеет научного обоснования и весьма болезненна. После того как он «массировал» тело своим тяжелым металлическим копием, у многих людей оставались долгоиграющие синяки на теле. Может быть все и алогично, но это своеобразный физический катарсис, который того стоил — моя проблема решилась, да, не сразу, по прошествии времени, но решилась. Я полагаю в этом есть и заслуга Феофана. Я лично видел лица сотен людей, паломников, преисполненных верой в исцеление и надеждой в светлое будущее. Вместе с тем я слышал реальные человеческие истории чудесных исцелений. Поэтому, Феофан действительно помогал людям, а слухи и сплетни про то, что это шарлатанство распускают сами шарлатаны, прохиндеи и аферисты. Ну есть еще те кто не верит, однако это их право…Царствие небесное старцу Феофану и вечная память…

Mordovian81, stolica-s.su

-Еще при жизни старец отговорил меня от аборта, глупой я тогда была, сама не знала, чего хочу. Но теперь я ему благодарна. Вот с работой только все худо у меня было, уже и не знала, на что надеяться, думала, что старца-то теперь нет, помочь некому, но к нему на могилу все же пришла. К кресту приклонилась, проговорила все. И знаете, после того как я вышла из монастыря, достала телефон посмотреть время, и тут он прям в руках у меня зазвонил, это с работы сообщили хорошую новость. Теперь пришла сказать спасибо за это старцу Феофану. Главное ведь не просить, а молиться с великим сокрушением и сердечной теплотой.

Галина Федорова, жительница города Саранск

Конечно, есть скептики, которые не верят в исцеления и исполнения желаний, но в этом случае даже сдержанно настроенные в отношении чудес специалисты стараются объяснить происходящее особым подвигом, который нес на себе старец Феофан.
Экспертное мнение. Эдуард Рогачев
— Старчество — это особенное служение, которое бог дает только избранным. К их числу относится батюшка Феофан — духовник Макаровского монастыря. Еще в молодом возрасте он посвятил себя служению Богу. Старчество — это как подвиг, он во все времена почитался на Руси. Это дает особую силу. К сожалению, в наше время старчество стало крайне редким явлением.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]