Кто такие католики. Как крестятся католики. Пост у католиков

В данной статье речь пойдет от том, что такое католичество и кто такие католики. Данное направление считается одной из ветвей христианства, образовавшейся из-за большого раскола в данной религии, который произошел в 1054 году.

Кто такие католики? Католицизм во многом схож с православием, но имеются и отличия. От остальных течений в христианстве католическая религия отличается особенностями вероучения, культовыми обрядами. Католицизм пополнил «Символ веры» новыми догмами.

Распространение

Католицизм распространен в западноевропейских (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия) и восточноевропейских (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, отчасти Латвия и Литва) странах, а также в государствах Южной Америки, где его исповедует подавляющая часть населения. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католической религии здесь несущественно. Католики в России по сравнению с православными составляют меньшинство. Их насчитывается около 700 тысяч. Католики Украины более многочисленны. Их насчитывается около 5 миллионов человек.

Распространение христианства

Христианские церкви и внецерковные организации предпринимают значительные усилия по распространению христианства среди не христиан. При этом различают внутреннюю миссию (служение в стране своего проживания) и зарубежную миссию (служение вне страны своего проживания). По некоторым оценкам, до 12 млн христиан служат в различных национальных (внутренних) миссиях. Ещё 400 тыс. христиан служат зарубежными миссионерами; христианские миссионеры действуют во всех странах мира[85]. Зарубежных миссионеров поддерживают 5 тыс. международных миссионерских агентств. Ежегодный бюджет подобных агентств составляет 45 млрд долларов (2015 год)[13].

Примерно три четверти всех христианских зарубежных миссионеров были посланы 10 странами[85]:

СтранаЧисло посланных миссионеров
1США127 000
2Бразилия34 000
3Франция21 000
4Испания21 000
5Италия20 000
6Республика Корея20 000
7Великобритания15 000
8Германия14 000
9Индия10 000
10Канада8 500

Идейной основой для миссионерской деятельности христиан служит т. н. Великое поручение Христа, записанное в Евангелии. Там же, в Евангелии Христос утверждает: «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Т.о. выполнение «Великого поручения» связано с определёнными эсхатологическими ожиданиями и является признаком конца света. В связи с этим ряд христианских исследовательских центров уделяют пристальное внимание статистике распространения христианства. Народы и отдельные люди, которым никогда не было проповедано учение Христа, именуются «не евангелизированными» (или «не достигнутыми Евангелием»).

Значительных успехов в выполнении «Великого поручения» христиане достигли лишь за последние два века. Если в 1800 году с христианским вероучением не были знакомы три четверти населения мира (75 %), то к 1900 году их доля сократилась до 54 %[24]. К середине XX века впервые в истории христианства доля «не достигнутых Евангелием» опустилась ниже 50 %. Процесс евангелизации продолжается: к 1970 году 45 % жителей планеты не были знакомы с христианским вероучением, в 2000 году их доля сократилась до 30 %[24]. В настоящее время (2015 год) в мире насчитывается 2,14 млрд человек, которым никогда не было проповедано Евангелие; они составляют 29,3 % мирового населения[13].

Название

Слово «католицизм» имеет греческое происхождение и в переводе означает универсальность или всеобщность. В современном понимании данным термином именуют западную ветвь христианства, которая придерживается апостольских традиций. Судя по всему, церковь понималась как нечто всеобщее и универсальное. Об этом говорил ещё Игнатий Антиохийский в 115 году. Термин «католицизм» был официально введен на первом Константинопольском соборе (381 год). Христианская церковь была признана единой, святой, соборной и апостольской.

География христианства

Христианство по частям света

В таблице приведена численность христиан по частям света (2011 год[70]). Христиане России отнесены к Европе.

Часть светаЧисленность христиан
Европа558 824 000
Латинская Америка542 670 000
Африка474 836 000
Азия354 254 000
Северная Америка231 032 000
Океания23 975 000

Христианство по странам

Христианство представлено во всех 238 странах и территориях мира. Самыми распространёнными (по числу стран присутствия) христианскими конфессиями являются:

Конфессия или направлениеСтранГодИсточникПримечание
Пятидесятники / харизматы / неопятидесятники2382000[71][72]
Внеконфессиональные христиане2372000[71]
1.Католики2352000[71]в том числе католики латинского обряда — 229 стран[15]
Харизматическое движение2352000[72]в том числе католики-харизматы — 234 страны
Протестанты (все)2332000[71]
2.Пятидесятники2252000[72]в том числе Ассамблеи Бога — 213 стран[73]
3.Неопятидесятники2252000[72]
Маргинальные христиане (все)2152000[71]
4.Свидетели Иеговы2121995[15]
5.Адвентисты1991995[15]по собственным данным — 208 стран (2011)[74]
6.Англикане1662000[71]
7.Баптисты1631995[15]в том числе Всемирный союз баптистов — 121 страна[75]
8.Новоапостольская церковь1491995[15]по собственным данным — 190 стран (2010)[76]
9.Реформаты и пресвитериане1411995[15]
10.Православные и верующие дохалкидонских церквей1352000[71]в том числе Русская православная церковь — 42 страны[77]
11.Лютеране1221995[15]
12.Методисты1171995[15]
13.Плимутские братья1131995[15]
14.Мормоны1021995[15]по собственным данным — 177 стран (2013)[78]

В 158 странах мира христиане составляют большинство населения (более 50 процентов)[38].

Почти половина всех христиан проживает в 10 странах (Pew Research Center, 2010 год[79]):

СтранаЧисло христианПреобладающее направление
1США246 790 000Протестантизм
2Бразилия175 770 000Католицизм
3Мексика107 780 000Католицизм
4Россия105 220 000Православие
5Филиппины86 790 000Католицизм
6Нигерия80 510 000Протестантизм
7КНР67 070 000Протестантизм
8ДРК63 150 000Католицизм
9Германия58 240 000Протестантизм, Католицизм
10Эфиопия52 580 000Древневосточные церкви

В вышеприведённых данных Pew Research Center обращает на себя внимание весьма осторожная оценка численности китайских христиан (67 млн) и индийский христиан (31,85 млн; Индия в список не попала).

Ещё в 2001 году издание «Операция мир» британского стратега-миссиолога Патрика Джонстауна насчитала в Китае 91,5 млн христиан[80]. В 2007 году, согласно Всемирной христианской базе данных, в Китае было уже 111 млн последователей Христа[81]. Наконец, в 2010 году, по данным «Энциклопедии религий» Дж. Г. Мелтона, в Китае было 115 млн христиан[82]. С учётом последних данных, Китай входит в тройку крупнейших христианских стран (по численности христиан уступая лишь США и Бразилии).

Численность христиан в Индии также является дискуссионной. Ряд изданий включают Индию в список 10 крупнейших по числу христиан стран (вместо Эфиопии). При этом, численность христиан в этой стране оценивается в 57 млн[83], 58 млн[82] и даже в 71 млн[84] верующих (данные на 2010 год).

Происхождение католицизма

Термин «церковь» начал встречаться в письменных источниках (письма Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского) со второго века. Это слово было синонимом муниципалитета. На рубеже второго и третьего веков Ириней Лионский применял слово «церковь» к христианству в целом. Для отдельных (региональных, местных) христианских общин оно употреблялось с соответствующим прилагательным (например, Александрийская церковь).

Во втором веке христианское общество было разделено на мирян и духовенство. В свою очередь, последние делились на епископов, священников и диаконов. Остается неясным, как осуществлялось управление в общинах — коллегиально или единолично. Некоторые специалисты считают, что власть сначала была демократической, но со временем стала монархической. Духовенством управлял Духовный совет во главе с епископом. Данная теория подтверждается письмами Игнатия Антиохийского, в которых он упоминает епископов как руководителей христианских муниципалитетов в Сирии и Малой Азии. Со временем Духовный совет стал всего лишь консультативным органом. А реальной властью в отдельно взятой провинции обладал лишь епископ.


Во втором веке желание сохранить апостольские традиции способствовало появлению церковной иерархии и структуры. Церковь должна была охранять веру, догматы и каноны Священного Писания. Все это, а также влияние синкретизма эллинистической религии привело к формированию католицизма в его древней форме.

Окончательное формирование католицизма

После разделения христианства в 1054 году на западную и восточную ветви они стали именоваться католической и православной. После Реформации шестнадцатого века все чаще и чаще в повседневном обиходе к термину «католическая» стали добавлять слово «римская». С точки зрения религиоведения понятие «католицизм» охватывает множество христианских общин, которые придерживаются той же доктрины, что и Католическая церковь, и подчиняются власти Папы Римского. Существуют также униатские и восточно-католические церкви. Как правило, они вышли из-под власти Константинопольского патриарха и перешли в подчинение Папе Римскому, однако сохранили свои догматы и обряды. Примерами являются греко-католики, Византийская католическая церковь и другие.

История католицизма

Как отдельное течение Христианства, он отделился ещё в 1054 г.

Произошло это после «Великого раскола», когда Папа и Патриарх придали друг друга анафеме. Последователи также разделились на два «лагеря» и с тех пор, католицизм считается отдельным религиозным течением.

Как и у православных, у них есть свои символы и атрибуты, которые символизируют их веру.

Католицизм считается одним из самых распространенных на планете вероисповеданий. В Европе, большинство стран находятся под управлением и сильнейшем влияние церкви на жизнь людей. Например, Польша, Бельгия, Италия и другие. Больше всего католиков на американском континенте.

Основные догматы и постулаты

Чтобы разобраться, кто такие католики, нужно обратить внимание на основные постулаты их вероучения. Главным догматом католицизма, который отличает его от других направлений христианства, считается тезис о том, что Папа Римский непогрешим. Однако известно множество случаев, когда Папы в борьбе за власть и влияние вступали в бесчестные союзы с крупными феодалами и королями, были одержимы жаждой наживы и постоянно приумножали свое богатство, а также вмешивались в политику.

Следующим постулатом католицизма является догмат о чистилище, утвержденный в 1439 году на Флорентийском соборе. Данное учение зиждется на том, что человеческая душа после смерти отправляется в чистилище, которое является промежуточным уровнем между адом и раем. Там она может при помощи различных испытаний очиститься от грехов. Родственники и друзья умершего могут помочь его душе справиться с испытаниями при помощи молитв и пожертвований. Из этого следует, что судьба человека в загробном мире зависит не только от праведности его жизни, но и от финансового благосостояния его близких.


Немаловажным постулатом католицизма считается тезис об исключительном статусе духовенства. Согласно ему, не прибегая к услугам духовенства, человек не может самостоятельно заслужить Божью милость. Священник у католиков имеет серьезные преимущества и привилегии по сравнению с рядовой паствой. Согласно католической религии, лишь духовенство имеет право читать Библию – это его исключительное право. Остальным верующим это запрещается. Каноническими считаются лишь издания, написанные латынью.

Католическая догматика обуславливает потребность в систематической исповеди верующих пред священнослужителями. Всякий обязан иметь собственного духовника и постоянно отчитываться ему о собственных мыслях и действиях. Без систематической исповеди спасение души невозможно. Это условие позволяет католическому духовенству глубоко проникать в личную жизнь своей паствы и контролировать каждый шаг человека. Постоянная исповедь позволяет церкви оказывать серьезное влияние на социум, а особенно на женщин.

Значение

Как и для православных, длякатоликов крест обозначает освобождение и символ победы добра над злом. Может трактоваться, как атрибут вечной загробной жизни. Крест также символизирует надежду и веру – это его основная цель.

Человек получает его в знак того, что он привержен определенной церкви.

Также существует крест Св.Петра, который может символизировать веру в христианство. Он отнюдь не символизирует сатанизм или богохульство, а является одной из разновидностей католического креста. Стоит заметить, что это обычный латинский перевернутый крест. Вы сможете найти множество различных крестов, которые используются не только у католиков, но также и православных.

Каждая из разновидностей символизирует причастность к церкви, а также высоко почитается Христианской церковью.

Стоит обратить внимание, что у католиков обычный крест и Папский, различаются количеством концов. Папский представляет собой тройное правление, как священника высшего чина.

Он выше над всеми остальными, так как больше привержен к Господу и может посылать свои молитвы напрямую.

Католические таинства

Основной задачей Католической церкви (общины верующих в целом) является проповедовать Христа в мире. Таинства считаются видимыми признаками невидимой благодати Божией. По сути, это установленные Иисусом Христом действия, которые нужно выполнять для блага и спасения души. В католичестве есть семь таинств:

  • крещение;
  • миропомазание (конфирмация);
  • евхаристия, или причащение (первое причастие у католиков принимают в возрасте 7-10 лет);
  • таинство покаяния и примирения (исповедь);
  • елеосвящение;
  • таинство священства (рукоположение);
  • таинство брака.

По мнению некоторых специалистов и исследователей, корни таинств христианства восходят к языческим мистериям. Однако данная точка зрения активно критикуется богословами. По мнению последних, в первых веках н. э. язычниками были заимствованы из христианства некоторые обряды.

Что такое католическая церковь

Прочие периоды литургического года объединены под общим названием «рядовое время».

Церковные праздники подразделяются по трём рангам: «память» (святого или события), «праздник» и «торжество».

Главными праздниками католического литургического года считаются Пасха и Рождество.

Оба эти праздника имеют октавы, т.е. празднуются в течение восьми дней после даты праздника. Апогеем годового богослужебного цикла является Пасхальное триденствие. Так называются три дня, предшествующие пасхальному воскресенью – Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота.

Для священнослужителей и монашествующих обязателен бревиарий, т.е. ежедневное чтение молитв. Миряне совершают бревиарий по своему усмотрению, по личному распорядку дня.


Внутреннее убранство Барселонского собора.

Для католического обряда характерна большая торжественность богослужения, сопровождающегося пением псалмов.

В больших костёлах пение обычно сопровождается органной музыкой. Верующие при чтении молитв обычно сидят – в католических храмах, в отличие от православных, для этого имеются специальные скамьи. Убранству храма придаётся большое значение: живописные и скульптурные изображения Богоматери, Распятия, святых, огонь лампад, отражающийся в дорогих оправах икон и картин, запах ладана, звуки органа и даже соответствующая интонация голоса священника – всё должно воздействовать на воображение и чувства верующих.

Немалое значение при этом имеет прекрасная акустика больших костёлов.

Кроме литургических богослужений проводятся так называемые пассийные службы: Крёстный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии и др.

В католический клир входят только мужчины.

Белым духовенством считаются священники, служащие в храмах. Монахи считаются чёрным духовенством. В духовенстве различают три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Не имеющие духовного сана служители церкви – аколиты, чтецы, певцы и другой вспомогательный персонал к клиру не относятся.

Иерархия клира по должностям достаточно длинная: кардинал – архиепископ – примас – митрополит – прелат – аббат – настоятель и др.

Католическая церковь (как и православная) признаёт семь таинств: крещение, бракосочетание (венчание), миропомазание (конфирмация), евхаристия (причащение), исповедь, елеосвящение и священство.

В отправлении этих таинств у католиков и православных имеются некоторые различия.

Например, крещение в католической церкви совершается не погружением ребёнка в воду, а обливанием. Миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением ребёнка, а по достижении им 8-летнего возраста. Миропомазание совершается епископом и лишь в исключительных случаях – священником.

Причащение (евхаристия) для мирян совершается под одним видом (т.е.

только хлебом), или под двумя видами (т.е. и хлебом, и вином) – и то, и другое считается полным причастием. Для священства причастие совершается только под двумя видами. До Второго Ватиканского собора (1962-1965) это было привилегией духовенства.

Для причастия католики используют пресный хлеб (т.н. гостию), а в православных церквях – квасный. Хлеб и вино в христианских обрядах символизируют соответственно тело и кровь Христа. Вот почему такое большое значение придаётся качеству, вернее, технологии изготовления хлеба.

В XII-XIII веках в некоторых христианских сектах объявлялась смертная казнь тем, кто не верил словам Священного Писания о том, что Христос пребывает в гости под видом хлеба.

Можно отметить и такие отличительные признаки католического обряда: католики крестятся пятью пальцами слева направо (пять пальцев означают пять ран Христа); есть отличия от православия в облачении священнослужителей и даже во внешнем облике (отсутствие бороды) и т.д.

Казалось бы, Христианство предполагает одинаковые символы, но несмотря на это – католический крестик и православные кресты имеют существенное отличие.

Атрибуты вероисповедания разные у каждого религиозного течения. В этой статье вы сможете узнать, как определить православный и католический крест.

Чем отличаются католики от христиан православных

Общим в католицизме и православии является то, что в обеих этих ветвях христианства церковь является посредником между человеком и Богом. Обе церкви соглашаются, что Библия является основным документом и доктриной христианства. Однако между православием и католицизмом имеется много различий и разногласий.

Оба направления сходятся на том, что существует один Бог в трех воплощениях: Отец, Сын и Святой Дух (триединство). Но происхождение последнего трактуется по-разному (проблема Филиокве). Православные исповедуют «Символ веры», который провозглашает исхождение Святого Духа лишь «от Отца». Католики же добавляют в текст «и Сына», что меняет догматический смысл. Греко-католики и другие восточно-католические конфессии сохранили православный вариант «Символа веры».


И католики, и православные понимают, что есть разница между Творцом и творением. Однако по католическим канонам мир имеет материальный характер. Он создан Богом из ничего. В материальном мире нет ничего божественного. В то время как Православие предполагает, что божественное творение является воплощением самого Бога, оно происходит от Бога, и поэтому он незримо присутствует в своих созданиях. Православие считает, что можно прикоснуться к Богу через созерцание, т. е. приблизиться к божественному через сознание. Этого не приемлет католичество. Ещё одно отличие католиков от православных состоит в том, что первые считают возможным вводить новые догматы. Также существует учение о «добрых делах и заслугах» католических святых и церкви. На его основании Папа Римский может прощать грехи своей пастве и является наместником Бога на Земле. В вопросах религии он считается непогрешимым. Данный догмат был принят в 1870 году.

Структура католической церкви

Вера римско-католической церкви

Вероучение Католической Церкви изложено в Никео-Константинопольском Символе веры и раскрывается в решениях первых семи Вселенских соборов, а также соборов, проводившихся позже по инициативе папы.

В главных вопросах вероучения католичество имеет много общего с православием, но есть и отличия. Вот основные из них. Римско-Католическая Церковь учит, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описаны в Катехизисе Католической Церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение существует только в католической церкви, но признает, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Иерархия римско-католической церкви

Глава Церкви — Папа Римский.

Как и во всех остальных исторических церквях, священническая иерархия, чётко отделена от мирян, и разделяется по трём степеням священства:

  • епископ;
  • священник.
  • диакон.

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример:

  • кардинал;
  • архиепископ;
  • примас;
  • митрополит;
  • прелат;
  • аббат;

Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. regula — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным, или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

  • диоцез (епархия);
  • архидиоцез (архиепархия);
  • апостольская администратура;
  • апостольская префектура;
  • апостольский экзархат;
  • апостольский викариат;
  • территориальное аббатство;

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегда совпадает с центром архиепархии. Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «Sui iuris».

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam NULLa salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Структура католической церкви

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

  • апостольский викариат
  • апостольская префектура
  • апостольская администратура
  • военный ординариат
  • территориальная прелатура
  • территориальное аббатство

В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Отличия в обрядах. Как крестятся католики

Имеются отличия и в обрядах, оформлении храмов и т. п. Даже молитвенную процедуру православные совершают не совсем так, как молятся католики. Хотя на первый взгляд кажется, что разница в каких-то мелочах. Чтобы почувствовать духовное отличие, достаточно сравнить две иконы, католическую и православную. Первая больше напоминает красивую картину. В православии иконы более сакральные. Многих занимает вопрос, как правильно креститься католикам и православным? В первом случае крестятся двумя перстами, а в православии — тремя. Во многих восточно-католических обрядах складывают вместе большой, указательный и средний пальцы. Как крестятся католики ещё? Менее распространенным способом является использование открытой ладони, пальцы которой плотно прижаты, а большой несколько подогнут к внутренней стороне. Это символизирует открытость души для Господа.

Католические церковные обряды

Особенности католического церковного обряда

Католические церковные обряды имеют ряд особенностей, отличающих их от православных и протестантских обрядов. Священники и епископы латинского обряда обязательно дают обет безбрачия (целибат). В православии обет безбрачия даёт только монашество.

В XX веке был восстановлен институт постоянного диаканата; для постоянных диаконов целибат не обязателен, но такие диаконы священниками стать уже не смогут.

В восточных католических обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

Наиболее распространённым обрядом в Католической Церкви является латинский или римский. Другие западные обряды используются только на территории того или иного монашеского ордена или города.

Например, определённые отличия от латинского (римского) обряда имеются в амвросианском (западная Ломбардия), брагском (г. Брага в Португалии), а также в мосарабском (г. Толедо в Испании) обрядах. Восточные обряды используются в богослужении восточнокатолических церквей. Например, грекокатолический обряд используется в восточнокатолических церквях Белоруссии, Словакии, Венгрии, Румынии, Украины, в церквях русинов, а также в незначительном количестве среди греков, болгар, хорватов и русских.

Богослужение в латинском обряде до Второго Ватиканского собора (1962-1965) по традиции совершалось на латинском языке.

В дальнейшем богослужение стало совершаться также и на национальных языках. Литургия латинского обряда или месса – главное богослужебное действие, в котором совершается таинство евхаристии (причащения). Месса состоит из Литургии Слова, главным элементом которой является чтение Библии, и Евхаристической Литургии.

Литургический год начинается с Адвента, т.е. с рождественского поста и делится на несколько периодов: два постных периода – Адвент и Великий пост, два праздничных – рождественское и пасхальное время.

Судьба человека

Католическая церковь учит, что люди тяготятся первородным грехом (за исключением Девы Марии), то есть в каждом человеке от рождения имеется зерно Сатаны. Поэтому людям требуется благодать спасения, которое можно получить, живя по вере и совершая хорошие дела. Знание о существовании Бога является, несмотря на людскую греховность, доступным человеческому разуму. Это означает, что люди ответственны за свои действия. Каждый человек любим Богом, но в конце его ожидает Страшный Суд. Особо праведные и богоугодные люди причисляются к Святым (канонизируются). Церковь ведет их список. Процессу канонизации предшествует беатификация (причисление к лику блаженных). В православии также есть культ Святых, однако большинство протестантских течений отвергает его.

Общие сведения

Христианство является самой распространённой религией мира и единственной религией, чьи приверженцы живут во всех 232 странах мира[14] (по методологии «Всемирной христианской энциклопедии» (2000) и «Энциклопедии религий мира» (2004) — во всех 238 странах мира[15][2]). На начало XXI века лишь в 116 городах мира (с населением более 50 тыс.) не было ни одной действующей христианской церкви[16]. В 2015 году в мире насчитывалось свыше 4,3 млн христианских поместных церквей и мест богослужения[13]. Ежегодно число церквей увеличивается на 50 тыс.[17] Христианские богослужения посещают 1,5 млрд человек[18], в том числе 600 млн — еженедельно[19].

Тем не менее, несмотря на мировое влияние, христианство считается самой преследуемой религией мира. Авторы Бланкенбургской прокламации утверждают, что более 200 миллионов христиан подвергаются преследованию за свои убеждения[20]. Подобные цифры содержатся в докладе британской спецслужбы МИ-6[21]. В число преследуемых, видимо, входят 124 миллиона христиан из 63 стран, вынужденных скрывать свою веру (т. н. «криптохристиане»)[22].

За всю историю более 70 млн христиан стали мучениками, причем 45 млн из них погибли в XX веке[23]. В XXI веке ежегодно число убитых за веру во Христа увеличивается на 100 тыс. человек[24].

Большинство христиан мира (64 %) проживает в городах. В диаспоре (вне страны своего происхождения) проживают 408 млн христиан[25]. Средний возраст христианина — 30 лет[26]. При этом 565 млн современных христиан — дети до 15 лет. Ожидаемая продолжительность жизни христианина соответствует среднемировому значению — 68 лет (2001 год). По индексу развития человеческого потенциала христиане находятся выше, чем «не христиане» (0,73 и 0,58 соответственно)[27]. Аналогично, уровень грамотности у христиан выше, чем у «не христиан». Читать и писать умеют 88 % взрослых христиан и 81 % взрослых христианок (для «не христиан» уровень грамотности равен 78 % и 60 % соответственно)[27].

Индульгенции

В католичестве индульгенция – это полное либо частичное освобождение человека от наказания за его грехи, а также от соответствующего искупительного действия, налагаемого на него священником. Первоначально основанием для получения индульгенции было совершение какого-нибудь благого деяния (например, паломничество к святым местам). Затем им стало пожертвование определенной суммы в пользу церкви. В эпоху Возрождения наблюдались серьезные и повсеместные злоупотребления, которые заключались в раздаче индульгенций за деньги. В результате это спровоцировало начало протестов и реформационного движения. В 1567-м Папа Пий V наложил запрет на выдачу индульгенций за деньги и материальные средства вообще.

Целибат в католичестве

Ещё одним серьезным отличием православной церкви от католической является то, что все духовенство последней дает обет безбрачия (целибат). Католические священнослужители не имеют права жениться и вообще вступать в половую связь. Все попытки вступить в брак после получения диаконского сана считаются недействительными. Данное правило было анонсировано во времена Папы Григория Великого (590-604 гг.), а окончательно утверждено лишь в ХІ столетии.


Восточные церкви отвергли католический вариант целибата на Трулльском соборе. В католичестве обет безбрачия касается всех священнослужителей. Изначально малые церковные чины имели право вступать в брак. В них могли быть посвящены женатые мужчины. Однако Папа Павел VI упразднил их, заменив должностями чтеца и аколита, которые перестали быть связанными со статусом клирика. Также он ввел институт пожизненных диаконов (не собирающихся продвигаться дальше в церковной карьере и становиться священниками). В их числе могут быть женатые мужчины.

В виде исключения в священный сан могут быть рукоположены женатые мужчины, которые перешли в католичество из различных ветвей протестантизма, где они имели чины пасторов, клириков и т. п. Однако Католическая церковь не признает их священства.

Сейчас обязательность целибата для всех католических священнослужителей является предметом бурных дискуссий. Во многих европейских странах и США некоторые католики считают, что обязательный обет безбрачия нужно отменить для немонашествующего духовенства. Однако Папа Иоанн Павел II не поддержал проведения такой реформы.

Основные направления в христианстве

Большинство христиан (95 %) отождествляют себя с той или иной христианской конфессией; остальные 119 млн считающих себя христианами не принадлежат ни одной церкви[14]. Среди последних значительное число составляют криптохристиане, вынужденно скрывающие свою веру. Также следует отметить, что ок. 170 млн христиан одновременно числятся в двух и более христианских конфессиях[14]. Среди таковых немало латиноамериканцев, крещённых в католицизме, но перешедших в протестантизм в сознательном возрасте.

Католицизм

Чуть более половины всех христиан (более 1,2 млрд) причисляют себя к католицизму. При этом, подавляющее большинство католиков является частью Римско-католической церкви (1,214 млрд[31]). В это число входят и католики восточных обрядов (17,4 млн[32]).

Католики восточных обрядов

ЦерковьЧисленность верующихЛитургический обряд
Украинская грекокатолическая церковь4 345 000Византийский
Сиро-малабарская католическая церковь3 893 000Восточно-сирийский
Маронитская католическая церковь3 382 000Маронитский
Мелькитская греческая католическая церковь1 652 000Византийский
Румынская грекокатолическая церковь535 000Византийский
Русинская грекокатолическая церковь487 000Византийский
Армянская католическая церковь566 000Армянский
Халдейская католическая церковь536 000Восточно-сирийский
Сиро-маланкарская католическая церковь438 000Западно-сирийский
Венгерская католическая церковь327 000Византийский
Словацкая грекокатолическая церковь233 000Византийский
Эфиопская/Эритрейская католическая церковь227 000Эфиопский
Коптская католическая церковь166 000Коптский
Сирийская католическая церковь159 000Западно-сирийский
другие137 000

Прочие католики

В разное время от Римско-Католической Церкви отделились свыше десятка групп, условно именуемые «неримские католики». Среди неримских католиков наиболее известные группы составляют консервативные католики (6 млн)[33] и старокатолики (0,4 млн)[34].

Протестантизм

Основные направления христианства

Вторым (по числу верующих) направлением христианства является протестантизм. В настоящее время в мире насчитывается ок. 800 млн протестантов[35][36][37]. В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах протестанты составляют большинство населения[38]. К протестантам обычно относят:

  • исторические протестантские церкви (англикане, лютеране, реформатские церкви);
  • протестантские конфессии, возникшие в рамках постреформационных движений (баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники);
  • прихожан объединённых протестантских и не-деноминационных церквей;
  • верующих независимых африканских движений;
  • другие деноминации (Новоапостольская церковь и некоторые другие, принадлежность которых к протестантизму является спорным вопросом).

Крупнейшие протестантские течения

Численность основных протестантских течений (свыше 4 млн прихожан) можно увидеть в таблице:

#НазваниеЧисленностьПримечание
1Пятидесятничество279 000 000[39]; включая неопятидесятников
2Баптизм100 000 000[40][41]; включая ряд родственных баптизму течений
3Объединённые церкви75 000 000см. ниже
4Англиканство76 000 000по данным Англиканского сообщества — 85 млн[42], исключая Объединённые церкви
5Лютеранство59 000 000по данным Всемирной лютеранской федерации — 74 млн[43], исключая Объединённые церкви
6Методизм48 000 000по данным Всемирного методистского совета — 80 млн[44], исключая Объединённые и перфекционистские церкви
7Кальвинизм40 000 000по данным Всемирного союза реформатских церквей — 80 млн[45], исключая Объединённые церкви и англикан
8Независимые африканские церкви30 000 000
9Адвентизм25 000 000[46]; все адвентистские течения, включая детей
10Независимые церкви католической традиции17 000 000Новоапостольская Церковь (10 млн[47]), Филиппинская независимая церковь (6 млн[48]) и др.
11Перфекционизм13 000 000Церковь Назарянина, Христианский и миссионерский альянс и др.
12Реставрационисты9 000 000Церкви Христа, Ученики Христа, Международная церковь Христа и др.
13Анабаптизм4 000 000Меннониты, Амиши, Гуттериты, данкеры и др.

Объединённые церкви

Объединёнными церквами называют церкви, образованные при слиянии разных протестантских деноминаций — лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние было добровольным, в некоторых случаях — навязано государственными властями (Китайский христианский совет, Церковь Христа в Конго). Объединённые церкви насчитывают в своих рядах 75 млн верующих, процесс объединения разных протестантских групп продолжается.

Список крупных объединённых церквей (свыше 1 млн прихожан):

Название церквиЧисленностьПрим.
Евангелическая церковь Германии23 700 000
Китайский христианский совет23 000 000[49][50]
Церковь Южной Индии6 000 000[44]
Объединённая Церковь Замбии4 600 000[44]
Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре3 500 000[51]
Церковь Северной Индии2 500 000[44]
Протестантская церковь Нидерландов2 100 000
Объединённая церковь Канады1 800 000[44]
Объединяющаяся церковь в Австралии1 300 000[44]
Объединённая церковь Папуа-Новой Гвинеи1 000 000[44]

К объединённых церквам формально относится и Церковь Христа в Конго (25,5 млн[52]). Церковь представляет собой федерацию из 64 автономных протестантских союзов, каждый из которых принято рассматривать отдельно; данные о численности верующих составных частей Церкви Христа в Конго включены в соответствующие конфессии.

Православные и древневосточные церкви

Третье крупное направление внутри христианства условно объединяет верующих православных и древневосточных церквей. Данную группу можно разделить на три подгруппы: каноническое православие (180—227 млн), иные православные группы (17 млн) и дохалкидонские церкви (70 млн).

Автокефальное (каноническое) православие

По числу верующих 15 автокефальных церквей расположены следующим образом (вместе с прихожанами автономных и самоуправляемых церквей):

ЦерковьПо данным энциклопедии «Религии мира» (2010 год)[1]По данным энциклопедии «Народы и религии мира» (1998 год)[53]По данным «Всемирной христианской энциклопедии» (1995 год)[15]Данные сайта St John’s Orthodox Church, Colchester[54]По данным справочника «Восточные христианские церкви» (1999 год)[55]
1.Русская православная церковь90—120 миллионов110 000 000114 188 000164 000 00080 000 000
2.Румынская православная церковь18 800 00020 000 00019 271 00018 800 00019 800 000
3.Элладская православная церковь9 000 00010 000 00010 000 0009 025 000
4.Сербская православная церковь8 000 0009 900 0007 286 0008 000 0008 000 000
5.Болгарская православная церковь6 350 0006 000 0006 384 0006 500 0008 000 000
6.Грузинская православная церковь3 600 0003 300 0002 589 0003 500 0003 500 000
7.Константинопольская православная церковь3 500 0003 000 0002 800 0003 500 000
8.Православная церковь в Америке1 000 0001 000 0002 030 000100 0001 000 000
9.Антиохийская православная церковь750 000800 000900 000750 000
10.Кипрская православная церковь654 000500 000650 000442 000
11.Польская православная церковь555 000800 0001 021 000600 000570 000
12.Албанская православная церковь400 000300 000300 000160 000
13.Александрийская православная церковь250 000700 0001 500 000250 000
14.Иерусалимская православная церковь200 000130 000130 000130 000
15.Православная церковь Чешских земель и Словакии75 000100 00072 000110 00055 000

Прочие православные группы

Распространение православия в мире

Примерно 17 млн православных верующих входят в церкви и движения, не признанные мировым (каноническим) православием. Условно, их можно разделить на:

  • Древлеправославные течения (старообрядцы всех согласий и толков, 2,5 млн[56]);
  • Старостильные церкви (4 млн, более 30 течений);
  • Непризнанные национальные и независимые автокефалии (10 млн, 75 течений[15]);
  • Реформированные православные церкви (харизматические, либеральные, эсхатологические и эзотерические группы).

Древневосточные церкви

В настоящее время древневосточные церкви делятся на две различные группы:

1) Несториане, отказавшиеся признать Третий Вселенский Собор и, соответственно, все последующие Вселенские соборы. В наши дни несториане представлены двумя организациями:

  • Ассирийская церковь Востока — 500 тыс.[57].
  • Древняя Ассирийская церковь Востока — 55 тыс.[58]

2) Монофизиты и миафизиты, отказавшиеся от догматических определений Четвёртого Вселенского Собора — Халкидонского Собора. Поэтому их именуют дохалкидонскими церквами. В эту группу включены:

  • Армяно-григориане: Армянская апостольская церковь — 9,3 млн (в том числе Эчмиадзинский католикосат — 8 млн[59] и Киликийский католикосат — 1,3 млн[60]);
  • Яковиты: Маланкарская православная сирийская церковь — 2 млн[61]);
  • Независимая Якобитская Церковь Малабара — 21 тыс.[62];
  • Сиро-яковитская православная церковь — 1,43 млн[63];
  • Копты, эфиопы и эритрейцы: Коптская православная церковь — 12 млн[64];
  • Эритрейская православная церковь — 2 млн[65];
  • Эфиопская православная церковь — 39 млн[66].
  • Реформированные монофизиты: Церковь святого Фомы — 1,5 млн[67]

Маргинальное христианство

Четвёртое направление в христианстве включает в себя никак не связанные между собой группы парахристианства (33 млн верующих). Это разные группы мормонизма (15 млн), Свидетели Иеговы и отколовшиеся от них группы (16,5 млн вместе с детьми[68]), последователи Христианской науки, британские израилиты, христадельфиане, сведенборгиане и некоторые другие.

Крупнейшие христианские церкви и деноминации

В списке представлены крупнейшие церкви и деноминации всех христианских конфессий:

НазваниеВерующихПриходовПримечание
1Римско-католическая церковь (латинский обряд)1 197 000 000275 000Католицизм
2Русская Православная Церковь164 000 00030 142Православие
3Ассамблеи Бога67 500 000366 105Протестантизм (пятидесятники)
4Эфиопская православная церковь39 000 00040 000Древневосточные церкви
Церковь Христа в Конго (федерация церквей)25 500 000Протестантизм
5Адвентисты седьмого дня25 000 00072 144Протестантизм (адвентисты)
6Церковь Англии25 000 00016 196Протестантизм (англикане)
7Евангелическая Церковь Германии23 700 00015 471Протестантизм
8Китайский христианский совет23 000 00050 000Протестантизм
9Англиканская церковь Нигерии20 000 000Протестантизм (англикане)
10Румынская православная церковь18 800 00013 527Православие
11Свидетели Иеговы16 500 000115 416Парахристианство
12Южная баптистская конвенция16 200 00045 764Протестантизм (баптисты)
13Церковь Иисуса Христа святых последних дней14 500 00028 000Парахристианство
14Объединённая методистская церковь (США)12 500 00034 892Протестантизм (методисты)
15Коптская православная церковь12 000 000Древневосточные церкви
16Церковь «Китай за Христа»12 000 000Протестантизм (пятидесятники)
17Церковь Уганды11 000 00013 000Протестантизм (англикане)
18Новоапостольская церковь10 000 00064 688Протестантизм
19Китайское евангельское братство10 000 000Протестантизм (пятидесятники)
20Церковь Бога во Христе10 000 00015 000Протестантизм (пятидесятники)
21Украинская православная церковь Киевского патриархата10 000 000[69]4 482Православие (альтернативное)

Целибат в православии

В православии священнослужители могут быть женатыми, если брак был заключен до рукоположения в священнический или дьяконский сан. Однако епископами могут стать лишь монахи малой схимы, священники-вдовцы или безбрачные. В Православной церкви епископ должен быть монахом. В данный сан могут быть рукоположены исключительно архимандриты. Епископами не могут стать просто безбрачные и представители женатого белого духовенства (немонашествующего). Иногда, в виде исключения, для представителей данных категорий возможно архиерейское рукоположение. Однако перед этим они должны принять малую монашескую схиму и получить сан архимандрита.

Инквизиция

На вопрос, кто такие католики средневекового периода, можно получить представление, ознакомившись с деятельностью такого церковного органа, как инквизиция. Она являлась судебным институтом католической церкви, который предназначался для борьбы с ересью и еретиками. В XII столетии католичество столкнулось с ростом различных оппозиционных движений в Европе. Одним из основных было альбигойство (катары). Папы возложили обязанности по борьбе с ними на епископов. Они должны были выявлять еретиков, судить их и передавать светским властям для приведения приговора в исполнение. Высшей мерой наказания стало сожжение на костре. Но епископская деятельность была не слишком эффективной. Поэтому Папа Григорий IX создал для расследования преступлений еретиков особый церковный орган – Инквизицию. Первоначально направленная против катаров, она вскоре обратилась против всех еретических течений, а также ведьм, колдунов, богохульников, иноверцев и проч.

Инквизиционный трибунал


Инквизиторов набирали из членов различных монашеских орденов, в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия — один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники – люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Система наказаний

Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.

Пост в католичестве

Пост у католиков заключается в воздержании от излишеств, причем как физических, так и духовных. В католичестве существуют следующие постные периоды и дни:

  • Великий пост у католиков. Он длится 40 дней перед Пасхой.
  • Адвент. Четыре воскресенья до Рождества верующие должны размышлять о его предстоящем приходе и быть духовно сосредоточенными.
  • Все пятницы.
  • Даты некоторых больших христианских праздников.
  • Quatuor anni tempora. Переводится как «четыре времени года». Это особые дни покаяния и поста. Верующий должен один раз в каждое время года поститься среду, пятницу и субботу.
  • Пост перед причастием. Верующий должен воздерживаться от пищи за час до причащения.

Требования к посту в католичестве и православии в большинстве своем схожи.

Динамика и прогнозы

Численность христиан продолжает расти. За десятилетие 1990—2000 гг. ежегодно число христиан увеличивалось на 25,2 млн человек. Причём 22,7 млн из этого числа приходилось на естественный прирост (разница между рождёнными в христианских семьях и умершими христианами), а 2,5 млн приходилось на обращённых в христианство[86] (ежегодно переходило в христианство 19 млн человек и переставало быть христианами 16,5 млн человек). Численность христиан росла (1,36 % в год) медленнее, чем все мировое население (1,41 % в год). Из-за этого доля христиан незначительно снижалась.

За десятилетие 2000—2010 гг. ежегодно число христиан увеличивалось в среднем на 28,1 млн человек. В связи с замедлением темпов естественного прироста населения мира прирост христиан (1,32 % в 2013 году) вновь опережает среднемировой (1,18 % в 2013 году)[24]. В связи с этим доля христиан незначительно увеличится (33,8 % к 2025 году).

Согласно докладу профессора Тодда М. Джонсона, предоставленному в 2004 году, численность христиан продолжит расти и в будущем. В ближайшей перспективе (2005—2025 гг.) относительный прирост христиан (1,07 % в год) будет опережать и среднемировой (0,99 %) и общий прирост всех «нехристиан» (0,94 %)[87]. В абсолютных цифрах численность христиан будет расти быстрее всех, однако в относительных христиане (среди крупных религий) уступят мусульманам (1,66 % в год) и сикхам(1,16 %)[87]. К 2025 году, согласно Джонсону, доля христиан в общем населении мира составит 33,6 %; численность христиан увеличится на всех континентах, кроме Европы.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]