Икона «Спас Лоза Истинная» для часовни Андрея Первозванного (Талдомский район)


Икона «Христос Виноградная Лоза»

Необычайная икона «Христос Виноградная Лоза», посвященная образу Спасителя, — святейший образ, помогающий в любых бедах и несчастьях.

Образ Христа «Виноградная Лоза» является символом мудрости и процветания. Данная икона славится среди христиан и имеет особое почтение и уважение. Огромное количество верующих возносят свои молитвы перед чудотворным образом, в котором заключена огромная божественная сила, способная помочь в жизненных трудностях и печалях.

История иконы «Христос Виноградная Лоза»

Возникновение образа относится к 15 веку. Первая икона была написана монахом, служившим при одном из монастырей Греции.

Как уже говорилось, данная икона символизирует здравость ума, процветание и благоденствие. Православный образ имеет название «Виноградная Лоза» неспроста, ибо в самом Евангелии Спаситель неоднократно именуется именно так.

Для православных верующих икона в кратчайшее время стала одним из самых почитаемых и любимых святых образов. Многие христиане со всего света молятся перед чудотворным ликом, который всегда помогает истинно верующим людям.

Где находится чудотворный образ Спасителя «Виноградная Лоза»

Прославленный лик Христа, который очень часто называют «Истинная Лоза», является редкой и уникальной иконой, которая встречается в храмах далеко не каждой страны. В России святыню можно найти в следующих святых обителях:

  • Москва, «Храм во Имя иконы Пресвятой Богородицы»;
  • Санкт-Петербург, храм «Спас на Крови».

Описание иконы

Существует несколько вариантов написания святейшего образа Христа «Виноградная Лоза». Но лишь два из них считаются наиболее распространенными и полюбившимися православным верующим.

Поздняя версия написания иконы заключает в себе изображение Иисуса среди раскидистой виноградной лозы. От нее расплетается множество ветвей, где расположена Богоматерь, а вместе с ней — святой Иоанн и другие великие апостолы. Таким образом, на иконе напрямую изображаются слова из Евангелия.

На другом, не менее известном образе изображается Спаситель, но сюжет отклоняется от текстов Священного Писания. В божественных руках Иисуса прорастает жизнь в виде виноградной лозы, из которой Он выдавливает сок на священную Чашу для Причастия.

О чем молятся перед чудотворным образом

Данная святыня способна помочь верующим при любой беде и в различных жизненных трудностях. Но православные люди чаще возносят свои молитвы перед образом Спасителя «Христос Виноградная Лоза» с просьбами:

  • об избавлении от страхов, пороков и угнетающих мыслей;
  • о спасении от злых умыслов, врагов и недругов, желающих страданий;
  • о сохранении семейного счастья, гармонии и избавлении от ссор;
  • о крепком здоровье, сильной вере и добрых, искренних мыслях и поступках;
  • о сохранении душевного спокойствия.

Дни празднования

В календаре Русской Православной Церкви нет официальной даты празднования данного образа Христа. На многие верующие отводят для прославления и особого почитания иконы один день в году — 29 мая.

Молитва перед святой иконой «Христос Виноградная Лоза»

«О, Великий Спаситель, истинный сын Господа! К Тебе обращаемся в словах молитвы нашей с просьбой о помощи и поддержке во времена трудные! Укрой от бед и печалей, защити от ссор и раздоров в семье! Отведи врагов от домов наших и излечи души наши грешные. Направь на путь праведный и не дай сбиться с пути верного. Лишь Ты способен помочь нам, о Святой Хранитель наш! Прославлять мы имя Твое не перестанем! Да будет на все воля Твоя! Во веки веков. Аминь».

Лишь истинно верующие в силу Господа и чудотворные способности святой иконы могут получить поддержку и защиту Христа. Возносите слова молитвы с чистыми помыслами и из глубины сердца, тогда ваша жизнь непременно изменится к лучшему, а беды обойдут вас стороной. Мы желаем вам мира в душе, и не забывайте нажимать на кнопки и

Го́споди, поми́луй.

1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечисти́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де, 2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь. 3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпаде́т, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет. 4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́. 5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечисти́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных. 6 Яко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечисти́вых поги́бнет.

Рассказ МОЛИТВА

Село Струги, где проживает отец Анатолий, тихое, бедное, бревенчатое и славится лишь на всю округу густыми сиреневыми садами. Очень давно какой-то прохожий заверил баб, что древо-сирень от всякого мора охраняет, — ну и приветили это древо у себя, и дали развернуться ему от края до края.

В сиреневую пору села не видно. Если смотреть на него издали, то увидишь одно густое лиловое облако, лежащее на земле.

В эту пору я ночевал у отца Анатолия. Наши научники и грамотеи считают его “горе-священником”, так как и умом он скуден, и образования маленького, и ликом своим неказист, и проповеди у него нескладные, что мужицкая речь.

— Но зато в Бога так верит, — говорили в ответ полюбившие его, — что чудеса творить может!

Меня уверяли чуть ли не клятвою: когда отец Анатолий молится, то лампады и свечи сами собою загораются! Окна батюшкиной горницы были открыты в сад, на белую ночь, всю в сирени, зорях и соловьях. Отец Анатолий сидел на подоконнике и несколько раз оборачивался в мою сторону, видимо, ждал, когда я засну. Я притворился спящим. Отец Анатолий снял с себя затрапезный заплатанный подрясник и облекся в белый, из-под которого видны были дегтярные мужицкие сапоги. Он к чему-то готовился. Расчесывая гребнем рыжевато-пыльную бороду и такие же волосы, рука его вздрагивала. Мне показалось, что по его грубому крестьянскому лицу прошла судорога и между густыми бровями залегло раздумье.

Аз есмь лоза истинная

Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1—2).

С ам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе — так и вы, если не будете во Мне».

Это вам понятно, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.

ИКОНА «СПАС ДРЕВО ЖИЗНИ»

Икона Спас Древо Жизни

Спас Древо Жизни либо, как еще часто именуют данную икону, Спас Лоза Истинная – греческая иконка, популярная в греческой иконописи, однако очень редко встречающаяся на Руси. Российские иконописные мастерские данный содержание фактически не употребляют, хотя с ним знакомы. Наверное, это одно из самых условно-символических образов иконографии Христа.

Сам Спасатель рисуется на таковой иконе сообразно центру, в виде Пантократора – Иисуса Вседержителя, Всевластного Арбитра и Короля Небесного, Владыки. Образ самого Иисуса вполне подходит одному из шести основных канонических иконографических типов, общепризнанных по православному обыкновению. Различие тут в том, что Вседержителя, видится стволом дерева, на ветвях которого размещаются медальоны с изображениями апостолов Его Церкви. Символика образов данной иконы восходит к словам из Евангелия от Иоанна: «Я есмь настоящая виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Любую у Меня лозу, никак не приносящую плода, Он отсекает; и любую, приносящую плод, чистит, чтоб наиболее принесла плодов. Вы теснее очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 1-6).

Икона Спас Лоза Истинная рисует не только лишь самого Спасателя, однако и всю Его Церковь. Сообразно словам самого Иисуса, Он считается стволом, люди – Его ветками. Церковь – активный, изменяющийся и развивающийся организм, как дерево либо лоза, центром и базой, стволом которого считается Иисус, однако ветки, побеги и в том числе и мелкие листочки – наверное, как отдельные люди, религиозные, свежий люд Всемилостивый, становящийся единой семьей. Говоря о Себе как о Лозе Истинной, Иисус готовит воспитанников, апостолов – а чрез них всю Церковь, всякого ее члена – как, участников собственной жизни. Церковь не просто собирается вокруг Христа – она объединяется с Ним, составляет Его Тело. И хотя каждый отдельный человек в этом организме сохраняет свою индивидуальность и свободу, он посредством любви включается в единство Мистического Тела. Через таинства верующие, члены Церкви, соединяются с Христом. Потому центральным, главным таинством Церкви является Евхаристия, причащение Телом и Кровью, хлебом и вином – основа литургии. И о данном еще напоминает икона Спас Лоза Истинная.

Основатель Александрийской богословского заведения, Климент Александрийский, проживавший в конце II века, миссионер и христианский апологет, написал: «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь». Для членов Церкви виноградная лоза и грозди спелого винограда – знак рая, знак будущего Царства Божия.

Изображения апостолов, воспитанников Христа, которых Он послал проповедать и расширять христианскую веру, обычно символичны. Первоверховный вестник Петр постоянно рисуется со связкой ключей – ключи от Царствия Небесного, то имеется ввиду — церковные Таинства (образы, олицетворяемый ключами). Евангелисты Марк, Лука, Матфей и Иоанн изображены с книжками Евангелий, при этом апостола Иоанна можно отличить от других сообразно намеченному за его спиной гористому фону – в память о его труде над Евангелием на скалистом полуострове Патмос.

Икона Лоза Истинная (Виноградная Лоза) знаменита в Греции с XV века, в первый раз возникла она в греческих монастырях. Но сначала вокруг Христа на ней изображали не только лишь апостолов, а еще Богоматерь и Иоанна Крестителя, выступающих заступниками людей пред Господом. В данном облике иконка незначительно напоминала деисусный сан, являющийся центральной частью православного иконостаса. В наиболее позднее время, в XVII веке, возникает еще вариант изображения Лозы Истинной – на иконе рисуют еще Гроб Господень, из которого и произрастает лоза, или варьируют образ Христа – Он владеет лозой в руках, или она произрастает из Его пробитого ребра, и Сам он отжимает виноградную кисть в потир – чашу, используемую во время христианского богослужения для освящения вина. Таковым образом, в поздних вариантах иконы усилено евхаристическое основание сюжета в противовес наиболее старому аллегорическому. Тем никак не наименее, наиболее старый иконографический вариант и в наши дни остается еще наиболее часто встречаемым. В общем, символика виноградной лозы обширно представлена и в Библии, и в убранстве христианских храмов, и, естественно, во время богослужения.

Виноград – знак мудрости, бессмертия, и тут же – крови, жертвенности. Выхоленный виноградник – знак мира и благоденствия. Растительный узор везде где только можно, употребляется для декорации церквей, в окладах и резных венцах икон, на внутренних фресках и наружных росписях храмов, на резных причинах иконостасов, наличниках и изразцах. Эмблемой Страшного Суда в конце времени считается сбор винограда. На Русь из Византии пришёл образ Процветшего Креста, который обуславливается символикой виноградной лозы – 2 расцветающие ветки исходят из основы креста как символ Воскресения, поэтому он и называется – Животворящий Крест Господень.

И ежели в российском варианте Животворящего Креста употребляется растительный узор, то в греческом – виноградная лоза с листьями и гроздьями. Крест Господень также, связывают с райским Древом Жизни. Сообразно данному сказанию, для распятия Христа было применено древо, выросшее на могиле Адама из закопанного с ним венка. Венок Адам сплел из ветвей, принесенных его третьим сыном Сифом из райского дерева — Древа Жизни. В эпоху короля Соломона было предсказано, будто на стволе данного дерева будет казнен Мессия, и Соломон повелел ствол потопить. Но для распятия Христа потопленный Соломоном ствол Древа вытащили из Силоамской купели (родника, у которого, сообразно Евангелию от Иоанна, Иисус исцелил слепого), и конкретно из него изготовили Крест. Скоро стало известно о Воскресении Христа, крест, ужаснувшись, упрятали – зарыли. В IV веке св. Елена – мать главного христианского правителя, Константина Великого Равноапостольного – предприняла следствие и нашла место, где был закопан Крест. Но оказывается, совместно с Крестом Господним зарыли и кресты распятых совместно с Ним злодеев. Тем не наименее, Крест Господень сразу получилось отличить – сообразно прорастающей из него живой виноградной лозе.

Содержание иконы

Также этот образ часто называется икона виноградная лоза, так как здесь используется как символ дерево виноградной лозы, которое изображает церковь.

По центру располагается Спас, который представляет собой как бы основу лозы. От нее отходят различные ветви и этими ветвями являются апостолы, Дева Мария и другие евангельские персонажи.

Рассматривая икону Древо Жизни, становится полностью понятным ее значение: церковь являет собой подобие живого организма, который включает в себя целое сообщество. Конечно, начинается оно от относительно небольшого количества людей: самого Христа и святых подвижников. Тем не менее, далее церковь начинает состоять из сообщества всех христиан, то есть все люди этой веры составляют так называемое тело Христово.

Люди в церкви объединены друг с другом, они взаимосвязаны как ампелос (виноградная лоза по-гречески) и каждый может действовать тем или иным образом. К примеру, тот, кто выбирает райское существование, воздвигается собственной ветвью ввысь и достигает предела Небесного. Тот, кто наоборот ни к чему ни стремится, становится сухой ветвью, которую отделяют в итоге от дерева для того чтобы сжечь.

Помимо этого икона Древо с Христом дает намек на генеалогическое древо, которое представляет собой родословную каждого отдельного человека.

Только в этом образе под семьей понимается христианская церковь и община, люди в которой являются родными друг другу.

В этом свойство христианства, которое стирает любые границы и различия между людьми и позволяет каждому войти в Царство Божие.

Значение иконы Древо Жизни указывает на возможность верующему лучше осознать собственную причастность к церкви. Перед этим образом возносят любые молитвы Христу. Также возможно молиться Святой Троице или Святому духу перед этим образом.

Что изображено на иконе?

В центре полотна изображен Иисус Христос, и он Христос словно прикован к дереву и руки его как ветви. Это если говорить об известной картине 14 века, автором которой является Пачино ди Буаногвида.

От ствола отходят ветви. Разветвлений шесть и они с надписями. На каждой из них по четыре медальона с христианскими сюжетами, в которых отображаются разные добродетели Христа.

Последняя ветвь в правом верхнем углу символизирует вход в рай. На более ранних иконах символом родительской любви Бога к людям и искупленной жертвы Иисуса выступает образ гнезда с пеликаном. Птица разорвала свою грудь и кормит своих детей собственной кровью.

По легенде в райском саду древо жизни вырастил сам Господь. Каждый месяц дерево дает плод, а листья обладают целебной силой и исцеляют людей от болезней. Само дерево выступает символом жизни и бессмертия, так как благодаря плодам, выросшим на нем, можно его получить.

На более поздних вариантах иконы – герои из Святого Писания. Во главе их восседают Божья Мать и Иисус Христос.

Чаще всего изображают Иисуса Христа, окруженного апостолами. Или же в центре изображена Божья Мать с младенцем, окруженная шестнадцатью Богоматерями.

Икона Древо Пресвятой Богородицы

Композиционно этот вариант практически не отличается от предыдущего, но тут основой является Древо Богородицы. В центре включает в себя сцену рождения Христа, а на ветвях располагаются различные образы Пречистой Девы.

Также используется название иконы «Горний Иерусалим», которая указывает на воскресение и возможность каждого верующего очутиться в Небесном Иерусалиме. Для этого только нужно соблюдать заповеди на земле. Тогда после конца времен праведники вознесутся именно туда. Собственно Небесный город изображается на одном из краев образа скрытым за дымкой.

Также следует рассмотреть значение иконы Горныго Иерусалима, где центральную часть занимает сцена рождения Спаса. Данное событие акцентирует на себе внимание и является центральным во всех смыслах, только благодаря этому стало возможным остальное. На ветвях располагаются различные образы Девы Марии с младенцем, они предлагают верующему посмотреть на разные вариации отношений Богоматери с младенцем.

Также символически данное многообразие указывает и на разнообразные варианты взаимоотношений между верующим и Господом. Душа стремится к Господу разными способами и устанавливает весь спектр взаимоотношений. Именно благодаря рождению Христа эти взаимоотношения стали не только возможными, но и позволяют обрести Царство Небесное.

Как правило, молитва иконе Древо Пресвятой Богородицы произносится в уединении. Поэтому часто для этого в доме отводят небольшое пространство, которое позволяет немного отдалиться от суетливого мира и обратиться к образу. Каждый образ, который содержит икону Древа Богородицы помогает в чем-то отдельном.

Поэтому молитва перед этой иконой может использоваться для того, чтобы получить самые разнообразные блага.

«Виноград сей… его же насади десница Твоя»


Райский сад. Мозаика. Италия, VI в.

Во всей полноте отражая историю спасения человечества, как она изложена в Священном Писании, икона повествует нам не только о Христе, Пресвятой Богородице, святых, но обо всем окружающем мире. Интерьер и пейзажи, фауна и флора находят здесь свое подобающее место. О «малых и великих» животных на иконах и фресках говорилось в прошлом номере журнала, сегодня обращаемся к миру растений. Как любая деталь иконописного пространства, эти скромные творения помещены в композицию не только «для красоты» — у них есть особый, духовный смысл.

Сады и виноградники

История человека началась не в пустыне, но в саду — райском. Этот «вертоград» насадил Господь — Садовник в созданной Им вселенной. История людских страданий, открывшись в том же саду катастрофой грехопадения, в конце веков приводит человечество к надежде сада Гефсиманского: среди его дерев Господь молится о том, чтобы чаша страданий миновала, но принимает волю Небесного Отца.

Дело Спасения совершается, и погребение Умершего на Кресте происходит также в саду: на Голгофе, недалеко от места распятия. Недаром плачущая Мария Магдалина, не найдя тела Господа во гробе (погребальной пещере), обратилась к Нему, воскресшему и не узнанному ею, как к виноградарю.

Виноградными лозами — упоминаниями о винограднике и виноградарях обвиты многие страницы Евангелия. Даже первое чудо Христово — это превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской.

Как Господь одновременно Пастырь и жертвенный Агнец, так в одно время Он — и виноградарь, и «лоза истинная», вино которой во время таинства Причастия прелагается для верующих в Кровь Господню. Христиане, вслед за апостолами, — ветви этой лозы, отдельно от Нее не имеющие жизни: «Аз есмь лоза, вы рождие… яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин 15:1). Именно этот смысл евангельского текста отражен в иконе «Спас — лоза истинная».

Те же образы Христос часто использует в притчах: о злых виноградарях, о работниках в винограднике. Все мы, создания Божии, — трудящиеся в вертограде Его, усердные или нерадивые.


Христос Лоза Истинная. Икона. Греция, XV в.


«Жучки» под ногами святого: так на иконе изображается трава


Дерево на иконе «Преображение Господне». Россия, XVI в.


Дети, срезающие пальмовые ветви. Фрагмент фрески «Вход Господень в Иерусалим». Грузия, XIV в.


Изгнание из рая Адама и Евы. Фреска. Сербия, XIV в. За стеной Рая растут «терния» и «волчцы»


«И будет он как дерево, посаженное при потоках вод…» (Пс 1:3). Миниатюра из Псалтири Теодора. Византия, XI в.

«Жучки» на позёме

Утерянный после грехопадения райский сад рассыпался островками-оазисами по иконным горкам, по фресковым и мозаичным полям церковных интерьеров — отдельными травками, деревьями, цветами.

Позём — так называют фон зеленовато-коричневых оттенков в нижней части иконы — это земля под ногами изображенных на образе. Мелкая растительность (разные травки-муравки) предстает в виде разбросанных по позёму замысловатых закорючек, которые у иконописцев называются «жучки». Деревца покрупнее пишутся в виде нарядных, фантастической формы кустов, напоминающих миртовые; на их ветках кое-где можно заметить белые цветочки и даже ягоды.

Кроме названной растительной «мелочи» встречаются экземпляры и более весомые — как по размеру, так и по значимости.

Патриархи библейского сада

Мощное дерево, пьющее корнями почвенную влагу, — например, псаломское «древо, насажденное при источниках вод» (Пс 1:3), — образ праведника, питающегося живительной водой поучений Господних. Величайшее из этих растений — дуб Мамврийский, под которым праотец Авраам принимал Святую Троицу. Дуб — неизменная деталь иконы Троицы, символ древа Жизни, которое Господь посадил в раю.

Упоминаются в Писании и «кедры ливанские» (ели), и кедры обыкновенные, кипарисы, маслины, горчичное дерево, лавр, гранат и многие другие, почти всякий раз служа основой изысканной метафоры: «Я возвысился как кедр Ливанский и как кипарисовое дерево в горах Ермонских» (2 Цар 2:7).

Знамением торжества у евреев издавна считалась пальма. Во время шествий пальмовые ветви было принято бросать под ноги победителя. Именно это мы видим на иконе «Вход Господень в Иерусалим» (Ин 13:13, Мф 21:8).

Проклятие смоковницы. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра. Болгария, XIV в.

Смоковница

Не только человек, но и дерево может пойти против воли Создателя и оттого погибнуть. Такова смоковница бесплодная, проклятая Христом и мгновенно иссохшая (Мк 11:12–14).

За смоковницу как будто и обидно, ведь в соседних строках говорится, что было еще не время смоквам. Однако надо знать особенности этого древнейшего из культурных растений. Смоковница (или инжир) обычно плодоносит не менее трех раз за сезон, при этом первые ягоды созревают еще до того, как дерево покроется листьями. Не найдя плодов среди пышной листвы, Господь справедливо счел растение бесплодным.

Смоковница упоминается в Пи­са­­нии множество раз, и в одном случае это дерево все-таки принесло и плоды — послужило спасению человека. Именно на смоковницу забрался богатый мытарь Закхей, малый ростом, когда захотел увидеть за толпой идущего мимо Господа.

Так смоковница предстает в Евангелии символом и бесплодной души, и души, жаждущей встречи с Богом.

Семена и плевелы, терния и волчцы

Господь не только садовник, но и сеятель, бросающий в сердца семена благовестия.

Что вырастет из этой доброй пшеницы — зависит, во-первых, от самого сердца, то есть почвы, куда упадет зерно. Такова притча о сеятеле (Мф 13:3–8).

Кроме того, достойные плоды растут вместе со зловредными вынужденно — по козням врага рода человеческого. «Господин! Не доброе ли семя сеял Ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» — спрашивают ангелы у Господа в другой притче (Мф 13:24–30, 36–42). «Враг человек сделал это», — отвечает Он. Внешне плевелы похожи на пшеницу, поэтому до жатвы — конца мира — Господь не разрешает выпалывать сорные травы, чтобы не повредить добрые.

И наконец первоначальная причина: сорняки появились на земле как видимое, материальное выражение грехопадения наших праотцев. Их грехом оказалась проклята вся земля: «Терния и волчцы произрастит она тебе», — слышит Адам от Бога (Быт III, 17–19). Бесплодные, но очень выносливые «плевелы» так же трудно истребляются с любого поля-огорода, как и греховные побуждения из души.


Моисей перед Неопалимой Купиной. Икона. Египет, XIV в.


Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»


Цветок в райском саду. Фрагмент мозаики. Италия, VI в.

Неопалимая Купина

Так называется терновый куст, горящий и несгорающий, в котором Бог явился пророку Моисею (Исх 3:2). Неопалимая Купина символизирует Деву Богородицу, пребывшую нетленной как после воплощения, так и после рождения от Нее Сына Божия. Но само растение можно видеть только на ранних иконах, более поздние образы представляют библейское событие в виде сложного иносказания. Изображение Богоматери с Младенцем заключено в восьмиконечную звезду, образованную зеленым (цвет листвы) и красным (цвет пламени) четырехугольниками. В лучах звезды и вокруг нее изображены животные — символы четырех евангелистов, связанные с пророчествами о Пресвятой Богородице ветхозаветные сюжеты (в том числе Моисей перед купиной), ангелы и бесплотные силы.

Крины сельные

Нечасто, но появляются на иконах и цветы. Сам Господь указывает на полевые лилии, говоря о Божием Промысле, действующем в жизни каждого человека: «Смотрите крин сельных, како растут, не труждаются, не прядут» (Мф 6:28).

Жизнь этих красивых созданий скоротечна, как и жизнь человеческая: «Человек, яко трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет» (Пс 102:15), — слышим каждый раз на утрене в шестопсалмии. Но в то же время: «Радуйся, крине райского прозябения» — поется в акафисте великому угоднику Божию, святителю Николаю Чудотворцу. Да, «честна пред Господом смерть преподобных Его»: праведников Он бережно, словно любимые цветы, пересаживает с почвы земной в вертоград Небесный.

Текст: Светлана Акимова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Молитвы перед иконой Древо Богородицы

Молитва 1

Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Молитвы иконе

Поклоняясь иконе, читают Псалом 1 или Евангелие от Иоанна гл.15. Кроме этой иконы, поражает своей красотой и глубоким смыслом образ «Древо жизни Богородицы».

В центре полотна изображена Богородица с младенцем. Этот лик окружают изображения Божьей Матери. Всего их – 16.

Образ Божьей Матери близок каждому верующему человеку и в минуты духовной слабости или болезни, чаще обращаются к ней как к Матери всех людей. В молитвах человек просит о помощи и заступничестве, просит о прощении своих грехов, надеется на отпущении грехов.

Молясь перед иконой Древо жизни Богородицы, верующий радуется величию этого образа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]