Храм Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково


Исторические сведения

Православная община западного региона Москвы во главе с отцом Леонидом долгое время добивалась, что власти столицы выделили место для строительства церкви, ответ на их молитвы пришел в 2003 году. По благословению Святейшего патриарха Алексия ІІ основана община храма в честь иконы Богородицы «Смоленская».


Храм-часовня во имя Смоленской иконы Божьей Матери в Фили-Давыдково

Согласно «Программе 200» в 2013 году был выделен участок под строительство храма, а в 2014 году, как память о 200-летии Битвы под Бородином, здесь выросла небольшая церковь Смоленской Иконы Богородицы. Это был уникальный случай, когда при возведении собора и его обустройстве работала молодежь.

Скорее, этот дневник для тех, кто собирается посетить Санкт-Петербург. Это подсказка, как добраться до могилки святой блаженной Ксении на Смоленском кладбище.

Первой задачей поставьте для себя разобраться, какой из питерских островов называется Васильевским. Это самое простое в предстоящем вашем маршруте. «Васька» — самый большой остров. Наилучшим ориентиром вам будет почти одноимённое название станции метро — Василеостровская. Вот на неё и устремите свой взор, ибо так будет проще. Красной стрелочкой я нарисовал один из вариантов пешего пути.

Подходя к Смоленскому православному кладбищу, по правую руку от вас будет красивый величественный Храм Воскресения Христова. Там сегодня пока ещё ведутся строительные работы (возможно, реставрационные, отделочные и т.п.). Далее за входом — голубого небесного цвета Храм Смоленской иконы Божией Матери. Именно ему хотелось бы сейчас уделить больше внимания, поскольку многие паломники бегом бегут к могилке Ксении, а не к той церкви, куда святая блаженная втихаря по ночам таскала кирпичики.

По сей день неведомы современникам даты рождения и смерти Ксении Григорьевны Петровой. Известно лишь, что вдовой она стала в 26 лет, а муж был певчим. Не думаю, что это очень важно, но в одних источниках я читал, что пел он в церковном хоре, а другие утверждают, что в чине полковника состоял он в хоре императрицы Елизаветы I. Это более похоже на правду, т.к. елизаветинский хор был знаменит, и за участие в нём певчие получали немыслимые по тем временам моральные и материальные вознаграждения.

Итак, если известно, что Смоленская церковь вместо деревянной стала каменной по указу 1783 года, если к этому времени прошло более 20 лет со дня смерти императрицы Елизаветы Петровны, можно предположить, что Ксении Петровой в то время было порядка 50-60 лет.

Не так давно в запасниках Эрмитажа был обнаружен ее масляный портрет. Однако его сопровождает маленькое осторожное уточнение: портрет ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ.

Портрет этот в 1930 году был привезен в Эрмитаж со Смоленского кладбища. Следы воска и копоти свидетельствовали о его почитании прихожанами. Анализ грунта показал, что картина была написана в конце XVIII или в начале XIX века. Очистка более поздних слоев показала, что изначально у изображенной женщины были короткие седые волосы, и всё это подтверждает легенду о том, что Ксения переоделась в мужской костюм и называлась людям именем умершего мужа.

Вернемся же к Смоленской церкви. Строилась она протоиереем Георгием Петровичем Петровым. Здесь он прослужил 42 года. И вот уж не знаю — случайность ли или есть тут какая-то взаимосвязь — Ксения была Петрова, и батюшка — тоже Петров. Понятно, что Ивановых-Петровых-Сидоровых в России-матушке числа не счесть, но… Но почему-то кажется, что данное совпадение не совсем, чтобы было случайным.

На северной стороне храма есть мемориальная доска с эпитафией. В возрасте 84 года протоиерей Георгий Петров завершил земной путь. Его останки покоятся под алтарём придела Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Безусловно, о том, что на Смоленское кладбище ходит местная юродивая, батюшка ведал, ибо сей факт утаить в те времена было невозможно. Почему Ксения ходила именно сюда? Ответ на поверхности — здесь похоронен её муж. Зачем же ещё? Стало быть, настоятель Смоленского прихода ведал, где могила полковника Петрова. Выходит, что когда Ксения скончалась, похоронили её рядышком с супругом. Конечно, это всего лишь неподтверждённое предположение, но, согласитесь, оно имеет право быть.

Блаженную Ксению люди просят о разном. Например, на прошлой неделе моя родственница просила об исцелении своего отца. Когда полтора года назад у меня были проблемы с работой, я приехал сюда, и вуаля — работа у меня сегодня супер, полтора года абсолютной уверенности в завтрашнем дне! Утверждают, что заступничество Ксении перед Господом помогает в решении семейных вопросов.

Когда-то, утверждает легенда, молодая девушка попросила Ксению помочь в поиске суженого. «Иди на Смоленское кладбище, там твой муж свою жену хоронит», — таковы были слова в ответ. И правда, девушка пошла и встретила там вдовца, с которым в последствии обвенчалась и, как говорят, жила потом долго и счастливо.

Настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери является протоиерей Виктор Александрович Московский. Одного раза лично мне было достаточно, чтобы ощутить, что во время проведения им службы ощущаешь необыкновенную благодать и блаженство. Не знаю, какие механизмы воздействуют на психику и подсознание — то ли его голос, то ли нечто неуловимое и тонкое — чувствуешь твою индивидуальную взаимосвязь с миром огромным и неведомым для простого понимания, миром верующих, миром под сенью Господа, Им хранимым, защищаемым и оберегаемым.

Приходилось мне слышать утверждения, что здесь находится оригинал Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»), но это не так. В Смоленской церкви только её список. Насколько знают верующие, нет никакой разницы между оригиналом и копией, ибо и то, и иное — всего лишь образ. Именно образ помогает! А ещё важнее — ваша вера!

Ценность этого списка в том, что согласно предания, оригинал был создан Евангелистом Лукой. Стало быть, паломникам имеет смысл посетить Смоленскую церковь на Васильевском острове. Помогает этот образ в защите от болезней, от семейных неурядиц, оберегает от ссор, конфликтов, а особенно в войнах. У нас с Настей дома «Одигитрия» (Казанская) стоит рядышком с иконой Христа, и наверняка потому в семье лад, любовь и согласие.

Насколько я понял из чтения, образ Смоленской иконы здесь скорее потому, что первыми были захоронены на Смоленском кладбище умершие представители первых строителей Петербурга — рабочие смоленской артели. Речка Смоленка тогда именовалась Чёрной, а остров ещё не был Васильевским (назван так в честь подвижника Петра I поручика Василия Кормчина), а был и Княжеским, и Меншиковским, и Новопреображенским, и просто Преображенским… Императором Петром в 1706 году будущее кладбище было утверждено под увеселительный публичный сад, разбивку которого царь поручил Меншикову. Через 12 лет Петр I пожелал посмотреть на результаты, но увидел вовсе не то, что ожидал. Конечно же, его друг денежку своровал, а выделенную землю пустил под постройки домов и для кладбища.

Из Смоленска сначала пригнали сюда 148 тысяч рабочих. Пригнать-то пригнали, а инструментов не дали. Люди рыли каналы, строили город голыми руками. Потому и гибли по причине голода, цинги и вирусных болезней. Потом пригнали новую партию трудяг — 40 тысяч. Мор продолжался. Потому и верно утверждение, что Петербург стоит на человеческих костях. И только потом уже рабочих стали пригонять в столицу «вахтовым» методом. Конкретно, из Смоленска ежегодно по 15 тысяч человек.

По сей день некоторые утверждают, что это не так. Мол, всех первых умерших строителей хоронили близ Сампсониевской церкви. В таком случае, извиняюсь, если первое сооружение там появилось в 1710 году, то где же хоронили людей с 1703 года? Или никто за семь лет не умер?

К чему эти уточнения? — спросите вы. А дело в том, что в годы жизни Блаженной Ксении хоронить на Смоленском кладбище запросто всякого уже было недозволено. Насколько мы знаем, у Святой денежек на погребение не было. Стало быть, разрешение похоронить её именно здесь протоиереем Петровым было неспроста. Как было высказано выше моё предположение, одним из мотивов было положить её рядышком с мужем (что, повторяю, не подтверждается исторически). Более веской причиной, скорее, было почитание её людьми. Спрашивается, мог батюшка взять да и сказать, дескать, ничего не знаю, давайте поступим согласно указаний свыше? Мог! Тем не менее, Ксению похоронили именно здесь. Впрочем, кто-то мог и профинансировать её погребение, но это ещё раз доказывает то, что обладала Ксеньюшка-странница доброй славой. Кстати, нетрудно заметить, что часовня над её могилой стоит не так уж и далеко от Смоленской церкви. По указам Синода тех лет землю для захоронений неподалеку от храмов выделяли далеко не каждому!

В то время в Смоленской церкви было два придела: Архистратига Михаила и Смоленской Иконы. Именовался храм Михаило-Архангельским. Был он беден, но необходим. Отпевали здесь бедняков. Очень много было отпето детей, умерших от оспы. Потому и называли ещё эту церковь «оспенной». Денег на строительство церкви никто не выделял. Уж через что только не пришлось пройти батюшке Петрову — взывал к богачам с просьбами помочь, ведь средства нужны были и на материалы, и на то, чтобы прокормить рабочих. Вот тут и становится понятным его отношение к Ксеньюшке, которая приносила копеечки для будущего храма. Стало быть, смотреть на нынешний храм следует и как на плод её жизни — в нём и её копеечки, и кирпичики, столь дефицитные для того времени.

Кто-то в Житие Блаженной Ксении видит её верность мужу, называя её судьбу примером настоящей любви. Кто-то чтит прозорливость святой, её дар предсказывать судьбы «эзоповым» языком юродивых. Кто-то отмечает то, что отдала она себя во власть Божью, и за эту любовь вознаграждена была настолько, что и по сей день способна своими дарами делиться со всяким, кто к ней с просьбой обратится. Кому как, а мне же видится её святость как раз в том, что помогала она Невесте Христовой — Православной нашей церкви. Вот, присмотритесь-ка! Ксения стоит на фоне того храма, о котором сейчас этот дневник.

Стало быть, Богу угождать каждый из нас может и тем, что поможет Церкви. Когда я слышу, что у кого-то Бог в душе, то так и хочется ответить: а Богу-то хочется иметь более широкое пространство, зачем же ты его запираешь в себе, почто узурпируешь? Понимаешь ли, что не Бог для тебя, а ты — для Бога! Чувствуешь ли разницу?

Да, протоиерей Петров сделал для Смоленской церкви почти невозможное — поднял и обеспечил. Однако в воспоминаниях он остался деспотичным и горделивым попом. А в записях его сохранилось начертанная его рукой цитата Апостола Павла: «Трудивыйся да ясть, а не трудивыйся да не ясть». Сам он, в дни когда не смог найти для строительства храма ни копейки, постился. И подчинение у него было не столь примерным — дьячки и певчие, другие служители — были из числа тех, кого на кладбище отправили из-за неуживчивости в других местах. Впрочем, это уже совершенно другая история, подробности которой лучше бы оставить за пределами нашей «Азбуки». Если кому интересно, вот ссылочка на репринт (читать как электронную книгу): ссылка

Предположительно высчитывая годы жизни Блаженной Ксении, исследователи утвердились в том, что умерла она не позже 1806 года. То есть, до Отечественной войны 1812 года, до страшного наводнения 1824 года. И вот здесь есть кое-какая значимая деталь. Дело вот в чём. Сегодня неподалеку от её часовни стоит часовня Св. Троицы.

Мемориальная доска на часовне гласит, что храм был освящен в 1831 году. Я нашёл источники, которые утверждают, что до постройки на этом месте каменного храма здесь стоял деревянный, разобранный после наводнения 1824 года, вышеупомянутый храм Архистратига Михаила. Стало быть, Блаженная Ксения была похоронена возле него. Значит это, что её почитали при жизни даже более того, как мне изначально казалось! А ещё это значит, что её могилу после наводнения было не так трудно найти, но некоторые скептики-атеисты и сейчас кричат, мол, не там она! Там!

Наводнение было страшным. Над Смоленским кладбищем вода поднялась на 10 футов, то есть более чем на 3 метра. Ноябрь. Холодно. Штормовые волны. Могильные холмики смывало. Деревья вырывало с корнями. Кресты с надгробий уносило так, что потом на Выборгской стороне ими три месяца топили морской госпиталь. В подвале кладбищенской богадельни утонули три старушки. Нисколько не исключаю, что в этой богадельне и Блаженная Ксения могла находить иногда приют, хотя есть утверждения, что бродила она по соседнему острову — на Петроградской стороне, неподалеку от церкви Святого Апостола Матфея, разрушенной безбожной советской властью. Осталось лишь напоминание — Матвеевский сад, да и то оно было возвращено взамен Калининского (тьфу!) сада. Ссылка

Потому и неизвестны годы жизни и Ксении Григорьевны, и мужа её Андрея Фёдоровича, что документы (церковные метрики) были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.

*

Смоленское кладбище на Васильевском острове. Там же на Стрелке — символ Петербурга — Ростральные колонны. На картинке по ним видно, насколько поднялась тогда вода.

Так вот, когда строился Храм Святой Живоначальной Троицы, параллельно воздвиглась и часовня над могилкой Ксении — в 1830 году, то есть — после страшного наводнения. Это ещё одно доказательство того, что уверенность в её святости у людей была сразу же после завершения ею земного пути. Ту часовню, что мы видим сегодня, построили в 1902 году.

С приходом к власти большевиков часовню закрыли. Но недолго стояла она, защищённая забвением и тишиной. В 1957 году в часовне открыли сапожную мастерскую. Певчая Смоленского храма Марфа вспоминает: «Могилу Ксении замуровали, и именно на этом месте работали сапожники. Но Господь поругаем не бывает: ни одного гвоздика не дала им вбить Христова Угодница — всё валилось из рук». Тогда решили наладить здесь отливку гипсовых статуй. Но и из этого ничего не вышло. Бывало, запрут мастера часовню крепко-накрепко, а утром… вместо скульптур обломки валяются. Наконец в 1983 году часовня была возвращена верующим, и после реставрации в 1987 году освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием — будущим Патриархом Алексием II.

Уже к середине XIX века Смоленское кладбище было крупнейшим в городе. За весь дореволюционный период существования кладбища число погребённых достигло примерно 700-800 тысяч. И потом прибавлялось — хоронили здесь и блокадников. Представляете? Вот вы пришли на это кладбище, а здесь — МИЛЛИОН!

Через год после революции Смоленскую церковь лишили всех средств, а все метрические книги и документы по захоронениям до 1918 года были изъяты. Воскресенская церковь, у входа на кладбище, была закрыта и в 1930 году переделана под общежитие. А каменную Троицкую церковь и вовсе снесли в 1932 году. Сохранилась только Смоленская церковь — недаром строить её Ксения помогала!

В 1920 году Смоленскую церковь отдали обновленцам. Не так это, конечно, хорошо, но именно это позволило сохранить храм, который всё же в 1940 году закрыли, а в 1946-м вернули. И это был единственный действующий тогда храм на Васильевском острове.

Смоленское кладбище — непростое место. Вот, к примеру, первая могила Александра Блока. Да-да, того самого, который в своих стихах второй раз распял Иисуса Христа, но который успел до смерти пожалеть об этом, разочаровавшись в идеалах революции. Он отрёкся от своей поэмы «Двенадцать», но было уже поздно. Вот такая судьба: «Воспой революцию, и она тебя убьёт!» Блок умер от голода. Как хочется этот пример показать многим бунтарям и революционерам, да жалко, что те, кому оно полезно будет, этот дневник не прочтут. Кстати, утверждается, что тело Блока осталось здесь, а на Литераторские мостки Волковского кладбища был перенесен только его череп. Ссылка

А вот неприметная могилочка, под надгробьем которой лежат 40 мучеников, заживо погребенных здесь советской властью за то, что не отреклись от православной веры. Несколько дней из-под земли раздавались их стоны, пока наконец луч солнца не упал на могильный бугорок. И только тогда звуки из-под земли прекратились. Каждый раз при воспоминании подобных зверств постоянно спрашиваю: «Ну-с, и кто тут ещё хочет вернуться в светлые времена СССР?»

Здесь же на Смоленском кладбище могилы блаженной Анны, блаженной Ирины (увы, о ней ничего я узнать не смог), блаженного Григория Монетки…

Окончив один из петербургских институтов, Анна готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел другую. Тогда Анна покинула Петербург и стала скитаться. Однажды ее поместили в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре Анна ушла и оттуда. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, Анна бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной площади. Обитатели Сенной — торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики — хорошо знали ее, охотно подавали ей милостыню. Все полученное подаяние Анна раздавала бедным.

Родился Григорий в богатой семье, учился в семинарии. Однажды ему пришло озарение: «Бог заботится обо мне, даёт самое необходимое, а больше мне ничего не нужно». Он раздал своё богатство. Пошёл пешком в Иерусалим, провёл в пути 2 года. Ему помогали люди, давали еду, питьё, кров. Вернувшись в Петербург, он зашёл к своему другу, с которым вместе учился в семинарии. Тот был уже священником. Друг дал ему золотую монетку достоинством в 5 рублей. Возвращаясь от него, Григорий увидел на мосту мужчину, собиравшегося прыгнуть вниз. Он заговорил с беднягой. Тот поведал Григорию, что всё проиграл в карты, а у него ведь 6 детей. Григорий отдал мужчине золотую монетку. Тот очень благодарил за помощь и обещал вернуть долг, как только поправит свои дела. И этот день наступил, мужчина разбогател. Когда он пришёл отдать долг своему спасителю, тот не взял деньги, а велел отдать их тем, кто очень в них нуждается. Так с лёгкой руки Григория Монетки была основана «финансовая пирамида», которая, в отличие от ныне существующих, благодаря человеческому милосердию, никогда не рухнет. С тех пор так и пошло, денежка передавалась из рук в руки, от состоятельных людей к нуждающимся, и помогала последним поправить свои дела, чтобы они в свою очередь тоже могли помогать нуждающимся. Григорий прожил до глубокой старости, но и после своей смерти он продолжает помогать людям.

Существует такое народное поверье, что если на его могилку положить деньги, то дела быстро пойдут в гору. Денежка же попадёт к тому, кому она в данный момент необходима, и тоже окажет помощь. В дальнейшем этот человек, поправив своё финансовое положение, также придёт к могилке, чтобы поделиться своим богатством с нуждающимися людьми. Приумножив таким образом своё богатство или поправив финансовое положение, нужно обязательно прийти на могилку Григория Монетки и поблагодарить его за помощь.

Поблизости от Блаженной Ксении была похоронена и святая преподобномученица Мария Гатчинская. Сейчас её мощи перенесены. Подробнее здесь: ссылка + ссылка Неподалеку похоронен Эдуард Хиль, а буквально три месяца назад в нескольких шагах от Блаженной Ксении согласно её завещанию похоронили Людмилу Сенчину. Ссылка + ссылка

На Смоленском кладбище похоронена няня А.С. Пушкина — Арина Родионовна Яковлева. Кажется, что вот какой чести заслужила крепостная женщина! Идут-идут люди к её могилке, а вот не факт! Дело в том, что неведомо сегодня, где её могила! «Собутыльница» и воспитательница великого русского поэта сыграла в своё время нужную роль да и осталась «за кадром». Пушкин виделся с ней за год до её смерти, на похороны не поехал, а когда вспомнил о том, что было бы неплохо посетить её могилку, то могилки уже не нашел. И не наводнение 1824 года тому виной, которое уже три года как отбушевало, а другие факторы. Да и вспомнил-то на ходу, когда подвыпивший с друзьями шатался меж чужих могил. Прославление места захоронения «подруги дней суровых» Пушкина свершилось в 1977 году. М-да, жаль, конечно! Достойна бабушка уважения.

А вот вам, паломники, ещё полезная инфа:

Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10.00.

В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии — ранняя в 7.00 и поздняя в 10.00.

Каждый день по окончании литургии — Таинство Крещения.

Вечернее богослужение начинается в 18.00 в летнее время и в 17.00 — в зимнее.

Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11.00 в будни и с 10.00 — в праздники.

Часовня открыта для посещений до 17.00.

Адрес храма Смоленской иконы Божьей Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды:

199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.

Описание архитектуры

Стиль Богородичной церкви присущ русским постройкам 19 века. В основе русского зодчества лежат каноны архитектуры Руси, примером которой может служить Покровский собор Божьей Матери на Рву.


Интерьер церкви Смоленской иконы Божией Матери

Суздальские православные святыни всегда возводились на возвышении, чтобы их можно было видеть отовсюду. По такому же принципу возведена церковь в честь Смоленского образа Богородицы в Давыдково.

Новодевичий монастырь во времена СССР

Деятельность Новодевичьего монастыря была сорвана с приходом советской власти. Его благотворительные и образовательные проекты закрыли, деньги конфисковали, а землю и здания передали Красной Армии и рабочим. Монастырь был упразднен в 1922 году, и на его территории поселилось около 700 человек. В 1934 году здесь создали филиал Государственного Исторического музея — музея эпохи княгини Софьи и стрелецких бунтов, где бывшие монахини работали реставраторами, дворниками и сторожами. На рубеже XX века в Новодевичьем Некрополе, где покоились выдающиеся деятели царской эпохи, насчитывалось около 3000 гробниц. После разрушения московских некрополей в 1930-е годы осталось менее ста могил.

Это интересно: Религиозная деятельность в Новодевичьем монастыре возобновилась в 1944 году. Он продолжил играть важную роль в религиозной жизни Москвы в оставшиеся советские годы.

Социальная работа храма

Социальная деятельность в районе курируется настоятелем храма Смоленской иконы Богородицы.

Под опекой прихожан находится московская детская инфекционная больница, они собирают пожертвования для приобретения медицинских препаратов и средств гигиены для малышей. Настоятель храма со священниками проводят раз в месяц обряд Крещения младенцев прямо в больнице.

Важно! Под духовным опекунством центра социального обслуживания находятся ветераны кино, солдаты воинских частей, сотрудники детских домов. Прихожане поддерживают духовной литературой осужденных исправительных колоний.

Престарелые и немощные люди здесь нашли приют, где их оденут и накормят. В воскресной школе идут занятия как для детей, так и для взрослых. С 11.00 утра и до вечера. 19.00 все желающие могут посетить церковную библиотеку.

Новодевичий монастырь сегодня

Новодевичий монастырь обозначен как действующий с 1994 года, а в 2011 году российское правительство передало его Московской епархии. Решение о преобразовании монастыря в музей в советское время в сочетании с исключительными реставрационными работами, проведенными в конце XX века, означало, что большая часть ансамбля сохранилась и по сей день. Новодевичий монастырь был признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 2004 году. Сегодня он является одной из самых популярных достопримечательностей Москвы.

Это интересно: Первой настоятельницей монастыря в постсоветский период была игуменья Серафима. Ранее она являлась профессором технических наук, была удостоена Государственной премии СССР за работу по разработке материалов для космических скафандров и технологии латекса. Несмотря на то, что прожила всю свою жизнь при советской власти, она никогда не отказывалась от веры и стала игуменьей после выхода на пенсию.

В Новодевичьем монастыре находится около 10 церквей и часовен, некоторые из которых выполнены в Белокаменном византийском стиле Киевской Руси. Другие же — в великолепном стиле московского барокко, украшенные фресками и сложными иконостасами.

Будучи монастырем для царственных и знатных женщин, стремящихся принять постриг, дизайн Новодевичьего монастыря отражает его элитный характер. Он знаменит своей гармоничной архитектурой московского барокко, одним из наиболее полных воплощений этого стиля в современной России. Монастырь окружен почти километровой оградой из зубчатых белокаменных стен высотой до 11 метров и толщиной до 5 метров. Они перемежаются 12-ю укрепленными башнями, и заключают за собой жилые здания, бывшие императорские покои, ряд красивых церквей, а также Новодевичий Некрополь и кладбище.

Церкви Новодевичьего монастыря

Смоленский Собор

Главный храм ансамбля. Старейшее и самое большое каменное здание, увенчанное четырьмя серебряными куполами и одним центральным золотым куполом. Его интерьер украшен редкими фресками XVI-XVII веков и великолепным пятиярусным позолоченным иконостасом с иконами, подаренными русскими царями. В соборе находятся гробницы жены Петра Великого Евдокии и его сестер Екатерины, Евдокии и Софьи.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Эта церковь отличается своей архитектурной красотой, с белыми оконными рамами, карнизами и колоннами, контрастирующими с темно-красным кирпичом. Интерьер представляет собой большой атмосферный зал, ничем не отличающийся от бального зала, с широкими окнами, сводчатым потолком, люстрами, иконами в золотых рамах вдоль каждой стены и иконостасом XVIII века.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Расположенная на юго-западных воротах монастыря, эта церковь увенчана двухъярусными боковыми башнями и большой центральной башней с золотым куполом. Это характерно для украинской религиозной архитектуры. Церковь использовалась как домашняя часовня царевны Марии, сводной сестры Петра Великого.

Церковь Преображения Господня

Впечатляющая церковь, построенная в 1689 году, возвышается над северными воротами монастыря. Ее архитектура невероятно гармонична: высокие стены обрамлены рядами окон в белых рамах, увенчанных белокаменной резьбой в виде раковин, четыре маленькие башни и одна центральная, каждая из которых имеет золотой купол. Огромный многоярусный иконостас был создан иконописцем Карпом Золотаревым и сохранился до наших дней. К церкви примыкают Лопухинские палаты, резиденция первой жены Петра Великого Евдокии.

Церковь Святого Амвросия Медиоланского

Эта небольшая белая церковь является вторым по старшинству архитектурным памятником монастырского ансамбля. Она примыкает к покоям Ирины Годуновой, сестры царя Бориса Годунова.

Часовня Прохоровых

Крошечная часовенка, воздвигнутая над могилой знаменитой семьи Прохоровых. Часовня была выдержана в неорусском архитектурном стиле, обрамлена изящной металлоконструкцией, слоями полукруглых кокошников и увенчана большим золотым куполом.

Происхождение названия

Существует несколько версий о происхождении названия монастыря. По одной из них поле, на котором он расположен, названо “девичьим” потому что отсюда уводили в Золотую Орду в неволю русских девушек как дань татарским ханам. Другие историки считают, что название дано в честь игуменьи Елены Девочкиной, которая была первой настоятельницей. Считается, что обитель в Хамовниках назвали Новодевичьей, чтобы избежать путаницы, так как в Московском Кремле была еще Стародевичья (разрушена во второй половине 1929 года).

Музей Новодевичьего Монастыря

В Новодевичьем монастыре проводятся различные исторические и художественные выставки.

Житие игуменьи Серафимы

Выставка, посвященная первой игуменье Новодевичьего монастыря в постсоветский период Варваре Васильевне Черной. Посетители могут увидеть архивные фотографии жизни игуменьи Серафимы, личные вещи и семейные реликвии, церковные и государственные награды.

Россия и Новодевичий монастырь в 1812 году

Эта выставка объясняет, как монастырь пережил вторжение Наполеона в Москву, и отображает общую информацию о сражениях, которые происходили во время войны 1812 года. Там вы увидите мундиры, артефакты Бородинского сражения, фрагменты разрушенных церквей, портреты исторических, военных и религиозных деятелей.

Коллекция икон Пресвятой Богородицы

Экспозиция всего собрания Новодевичьих икон Пресвятой Богородицы, насчитывающая более 80 икон разных стилей и периодов, в том числе некоторые из самых почитаемых икон России.

Московская епархия вчера и сегодня

Эта выставка показывает, как московские церкви были восстановлены из руин в постсоветское время. Она демонстрирует историческое, культурное и религиозное наследие Москвы со сталинского периода до наших дней с коллекцией фотографий и видео.

«Огненные языки благодати»

Эта выставка, размещенная в различных зданиях монастырского комплекса, включает иконы начала 1700-х годов русской и Западной школ живописи, деревянную религиозную скульптуру и важные архитектурные особенности монастырского ансамбля.

Новодевичий Некрополь и кладбище

Новодевичий Некрополь был основан в XVI веке как место упокоения самых почетных государственных деятелей России: ученых, писателей, представителей дворянства и царской семьи. В 1898 году за монастырскими стенами было построено новое кладбище для захоронения выдающихся интеллектуалов, политических и военных деятелей. В 1940-х годах он был расширен как место захоронения важных советских деятелей и стал самым известным кладбищем в Советском Союзе.

В результате осквернения Новодевичьего Некрополя в 1930-е годы осталось менее ста могил, в том числе декабристов Сергея Трубецкого и Михаила Орлова, а также героя Дениса Давыдова. Однако на Новодевичьем кладбище, простирающемся за стенами монастыря, находится более 27 000 могил. Среди самых известных обитателей кладбища — писатели Николай Гоголь, Антон Чехов и Михаил Булгаков. Также оперный певец Федор Шаляпин, композитор Дмитрий Шостакович, театральный режиссер Константин Станиславский, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, главный следователь по чернобыльской катастрофе Валерий Легасов, жена Сталина Надежда Аллилуева-Сталина, президенты Никита Хрущев и Борис Ельцин.

Где находится и как добраться

Адрес: Новодевичий проезд, д. 1, Москва. РФ.

Проезд до ст. метро “Спортивная” (красная ветка). Далее пешком 5 – 7 минут. Выйти в сторону стадиона «Лужники».

Можно воспользоваться наземным транспортом: автобус 64, 132 или троллейбусом маршрута 5 и 15.

Святое для любого россиянина место передано в безвозмездное пользование московскому патриархату. Сюда приходят не только верующие люди для молитв, но и туристы, которые любуются прекрасной архитектурой исторических памятников. Комплекс открыт для посещения всем желающим, как для самостоятельного осмотра, так и с интереснейшей экскурсией.

Колокольня Новодевичьего Монастыря

Построенная в последний год регентства княгини Софьи колокольня считается одной из самых красивых и внушительных в Москве, и не имеет аналогов в русской религиозной архитектуре. 72-метровая башня состоит из шести восьмиугольных ярусов, украшенных белыми балюстрадами. Третий и пятый ярусы содержат колокола, а два нижних яруса заняты церквями. Из-за своей огромной высоты колокольня видна на многие километры вокруг.

Это интересно: Выдающийся советский архитектор и художник Владимир Татлин устроил мастерскую в несуществующей колокольне в 1920-1930-е гг. Здесь он разработал свой знаменитый планер «Летатлин», который, к сожалению, не взлетел.

Время работы и порядок посещения

Территорию комплекса открыта с 08: 00 до 20:00, в воскресенье с 06:30 до 20:00.

Часы работы:

  • зимой с 10:00 до 17:15, касса открыта до 16:45
  • летом с 10:00 до 17:30

Выходные дни: по вторникам и в первый понедельник.

Стоимость входных билетов на территории “Церковного музея Московской епархии РПЦ”:

  • взрослым – 300 рублей;
  • детям, пенсионерам и студентам вход – 100 рублей.
  • Фото – 100 рублей
  • Видеосъемка – 300 рублей

Экскурсия, продолжительность – 2,5 часа.

  • Взрослый билет – 500 рублей
  • Детский – 300 рублей
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]