Религия признает Бога создателем нашего мира, а наука считает Вселенную саморазвивающейся системой. Как можно сочетать противоположные взгляды: креационизм и эволюционизм? Как можно объективно анализировать реальность, веря, что в начале всех вещей было чудо? Эти вопросы мы задали четырем верующим ученым.
Они настоящие исследователи. Изучать истинную природу явлений, проникать в тайны реальности — для них это повседневная работа. Но в то же время они верующие люди: какая-то их часть принимает на веру невидимое, иррациональное, необъяснимое. Они не видят в этом противоречия. К своей вере они пришли уже зрелыми людьми.
Наши герои убеждены в том, что наука не всесильна. Что она не может объяснить все подробности этого мира и что в нем остается нечто, неподвластное нашему разуму. Они не умаляют значения науки, однако именно вера дает им духовную опору в поисках сути жизни, и каждый определяет ее по-своему.
Для Макрлена Конурбаева это «внутренний нравственный сторож». Для Николая Верещагина — «жизненная философия». Для Александра Штанько — «стержень всей жизни». А для Марии Тимофеевой — «то, что дарит ощущение смысла жизни».
Они выбрали путь между безоговорочным доверием к науке и буквальным толкованием священных текстов. И пытаются сказать, что можно верить в Бога, сражаясь в то же время за прогресс человеческого знания.
Наука и вера
Противоречат ли друг другу наука и религия? Однозначно отрицательный ответ на этот вопрос следует уже из того факта, что верующие ученые существовали на протяжении всей человеческой истории. Даже в наше скептическое к религии время значительная часть учёных придерживается религиозного мировоззрения. Их знания и логика не мешают им верить в реальность Творца. Напротив, именно незаурядный интеллект и глубина мысли зачастую приводят людей науки к Богу.
Наука и религия
Протоиерей Димитрий Юревич, говоря о соотношении науки и веры, приводит следующий пример. Идущий по океану корабль можно описать с двух разных точек зрения. Согласно первой, в судне установлен двигатель. В нем сгорает топливо, а выделяющиеся при этом газы приводят в движение поршень. Он, в свою очередь, заставляет работать винт, благодаря которому и плывёт корабль.
С другой стороны, не вдаваясь в подробности механики, можно сказать, что этот корабль движется потому, что он был нанят для перевозки груза из одного материка на другой. Отец Димитрий объясняет:
«Первое описание будет научным. Второе – религиозным. Наука отвечает на вопрос “почему” и “как”. Религия – на вопрос “зачем”».
Православный писатель Сергей Худиев, отвечая на вопрос о научной и религиозной картинах мира, тоже говорит, что это два разных подхода к одному и тому же:
«Как именно развивается тот или иной процесс?» и «По чьей воле, с какой целью он так развивается?».
РАДИЙ ИЛЬКАЕВ
Радий Илькаев — академик РАН, доктор физико-математических наук, почетный научный руководитель Российского федерального ядерного центра — ВНИИ экспериментальной физики.
Сделал многое для сохранения ядерного центра нашей страны в 90-е годы. Убедить власть, что ядерный центр нельзя разделять, тогда помогла Церковь. К ней Илькаев обратился не с проста: Институт располагался на бывшей территории Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. Сегодня ядерщики считают своим покровителем преподобного Серафима Саровского, а сам Илькаев — один из инициаторов торжеств 2003 года, посвященных 100-летию прославления Преподобного.
«В науке самое главное – это озарение. Высшие достижения научной мысли приходят через озарение. И это уж точно явление не научно-техническое. Оно свойственно именно духовной жизни, оно там осознается и осмысляется. В истории науки очень много связано с озарениями. И серьезного противоречия никакого нет между высшими достижениями научной мысли и высшими достижениями духовной жизни. Но откуда оно приходит – озарение? Оно же не является следствием какой-нибудь конкретной формулы, расчета или измерения. Оно приходит свыше. Это надо иногда подчеркивать, потому что если забывать об этой стороне работы ученого, это на самом деле просто выхолащивает науку».
«Для науки сейчас непростое время в России, нам нужно бороться. И здесь позволю себе одно замечание. Русская Православная Церковь имеет в наши дни огромную силу. Мое личное мнение: в ней — нравственная основа гражданского общества. Ее публичная точка зрения, в том числе на науку, то есть фактически на будущий интеллект нации, весьма существенна. Некоторые чиновники и руководители сейчас гораздо больше прислушиваются к Церкви, чем к ученым. Поэтому я считаю очень важным диалог между Церковью и наукой — в аккуратной, конструктивной форме».
О том, как сочетаются святость и ядерная физика можно прочитать в письмах коллег Радия Илькаева о преподобном Серафиме Саровском.
Как наука и вера дополняют друг друга
Таким образом, наука изучает лишь материальные и чувственные явления и процессы нашего мира. Она не может объяснить первопричину и смысл этих явлений. Вопросы о смысле жизни и нравственных законах также находятся вне компетенции науки. Всем этим занимается именно религия. Протоиерей Димитрий Юревич отмечает:
«Невозможно сформулировать полноценное мировоззрение, оставаясь в рамках исключительно научных знаний. Ни один эксперимент в области отдельной науки не способен дать ответы на вопросы о смысле и цели бытия».
Учёный-медик святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит, что и наука, и религия являются важными потребностями человеческого духа, которые коренятся в недрах нашей природы. Святой учит:
«Наука ставит те же самые вопросы, на которые отвечает религия. Она по закону причинности приводит нас к Первопричине мира, а религия отвечает, Кто является этой творческой Первопричиной не только мира, но и человека. Религия не противоречит науке, но религия движет науку».
Итак, науку и религию можно рассматривать как две параллельные прямые (которые могут иметь общую точку, но не пересекаются, о чем свидетельствует неевклидова геометрия), и не могут вступить в конфликт друг с другом, на вместе ведут к познанию Бога и Его творения. Именно это имел в виду живший ещё в 4 веке святитель Григорий Богослов, наставляя: «Не должно унижать ученость» («Надгробное слово»). Поэтому задающимся вопросом «Что говорит наука о Боге?» следует знать: подлинная наука никогда не отрицала Создателя, а верующий легко может соглашаться с научной картиной мира.
Леонардо да Винчи верил лишь своему опыту, критиковал догматизм, но не Бога
Один из самых известных учёных в истории человечества — Леонардо да Винчи (1452 — 1519). На него любят ссылаться и атеисты, и верующие. Сторонники конспирологических теорий просто обожают искать в творчестве да Винчи различные знаки и тайные смыслы, секреты христианства. Но однозначно заявить что-то об отношении учёного к вере нельзя.
Атеисты любят ссылаться на следующие сроки из-под пера Леонардо да Винчи:
«Говорить будут с людьми, которые ничего не слышат, у которых глаза открыты, а не видят; они готовы с ними говорить и не получать ответа; они собираются испрашивать милости у того, кто имеет уши, а не слышит; они хотят воскурить свечи тому, кто слеп».
«Во всех концах Европы большие народы будут оплакивать смерть одного человека, умершего на Востоке».
Леонардо да Винчи
ученый
Это может обескуражить, ведь да Винчи известен религиозными сюжетами картин. Но и в них легко обнаружить стремление к реалистичному изображению и пренебрежению духовными акцентами.
Да Винчи полагался только на опыт и критиковал верующих за догматизм
И всё же ситуация не столь однозначна. Леонардо да Винчи придерживался одного самого главного взгляда — сторонился догм. Он верил лишь в единственную силу — опыт.
Всё, что за его пределами, — не серьёзно и не заслуживает внимания. Такой подход и позволил стать Леонардо да Винчи великим учёным.
Церковная догматика не могла удовлетворить Леонардо да Винчи, так как предполагала слепую веру. Он критиковал догматический подход, отсутствие живой мысли, а не саму веру. И всё же о Боге он старался не рассуждать. Искусствовед Дильшат Харман так характеризует отношение да Винчи к духовности:
«Для него познание Бога не становится во главу пирамиды, не становится во главу угла.
И это такая новая духовность, она немножко открытая для дальнейшего. <�…>
Потому что его духовность она именно неопределенная, она неясная, она такая загадочная чуть-чуть».
Дильшат Харман
искусствовед
Причины мнимых противоречий между наукой и религией
Наиболее популярные «противоречия» между наукой и религией попросту надуманны и являются плодом невежества. Например, существует примитивное восприятие религии как наивной веры в старика-Бога, сидящего на облаках. В прошлом веке подобные иллюстрации активно использовались советскими властями в антицерковной пропаганде. Естественно, с таким подходом не составило особого труда «разоблачить» Церковь. Достаточно было заявить, что наука не нашла Бога в космосе.
Также широко известен антирелигиозный аргумент, заявляющий о конфликте научных и библейских сроков формирования Вселенной. Мол, наука доказала, что на это ушли миллиарды лет. А вовсе не шесть дней описанного в Библии творения. Причиной существования подобных примитивных аргументов является поверхностное изучение Священного Писания. В оригинале книги Бытие в отношении дней творения употребляется древнееврейское слово «йом». Оно обозначает не только 24-часовой день, но и какой-либо период времени. Также вспомним слова пророка Моисея о том, что для вечного, находящегося вне времени Бога «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89:5).
Говоря о подобной несерьёзной критике религии, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) отмечает:
«Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него».
Причину многих заблуждений святитель Лука видит и в смешении подлинной науки с частными мнениями учёных:
«Эти мнения, отражающие не столько объективную природу, сколько вкусы ученых, простираются в ту запредельную для науки область, где начинается простор и для веры, и для суеверия».
Наконец, святитель Лука говорит, что по-настоящему судить о религии может лишь тот, кто имеет личный религиозный опыт:
«Ведь о музыке может судить лишь человек, имеющий музыкальный слух или вкус, и совершенно недостаточно для этого знать ноты, историю музыки и её теорию. К сожалению, у многих антирелигиозных писателей отсутствует этот опыт. И уже потому неосновательны их нападки на религию в её чистом смысле».
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН
Евгений Водолазкин — писатель, литературовед, доктор филологических наук, сотрудник Отдела древнерусской литература Института Русской литературы РАН (Пушкинский дом). Специалист в области древнерусского исторического повествования, экзегезы и агиографии. Почётный доктор Бухарестского университета.
«Если я смертен, то зачем тогда всё, что я делаю? Эта мысль потрясла меня до глубины души. Зачем мне всё, если я уйду, стану травой, деревьями? Единственным ответом стала для меня вера. Причем, что интересно, верить «во что-то» я начал значительно раньше, чем задумался о тщете бытия. Но это была именно что вера «во что-то», некое персональное язычество. В каких-то напряженных жизненных ситуациях я просил о помощи у чего-то… у чего-то такого, что сам не понимал. И тут, кстати, можно вспомнить, что человек в своем развитии повторяет путь человечества. Вот как большинство европейских народов перешли от язычества к христианству, так и у меня в шестнадцать лет совершился этот переход».
«Я всегда говорю, что есть только две точки, которые занимаются человеком в мире: это религия и искусство. Больше всерьез человеком не занимается никто. Занимается его периферией, сферой жизни и прочим. Но занимаются-то они по-разному. Разумеется, здесь я вижу иерархические отношения. Потому что религия — это высшее. Искусство всегда ниже, я говорю это совершенно спокойно и без малейшей ревности, потому что в чистом виде только религия занимается человеком. Но искусство занимается тем, что оно открывает неоткрытое, познаёт непознанное».
Полное текст беседы Владимира Легойды с Евгением Водолазкиным читайте на сайте «Фомы» или посмотрите в выпуске «Парсуны».
А также очень советуем узнать, каккой смысл Евгений Водолазкин вкладывал в своей первый роман «Лавр».
Верующие ученые: список наиболее знаменитых
Что говорили выдающиеся верующие ученые о Боге? Перечислим наиболее известных учёных-христиан, живших в последние несколько столетий. То есть именно тогда, когда религиозная картина мира перестала быть обязательной и единственной. Человек стал более осознанно делать свой мировоззренческий выбор.
Иоганн Кеплер. В сочинении «Гармония мира» математик и астроном Кеплер обращается к Богу:
«Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел!».
Исаак Ньютон. Ему принадлежат слова:
«Чем дальше человек проникает в тайны природы, тем яснее перед ним открывается единство предвечного плана».
В невероятно сложном, но стройном и гармоничном живом мире физик видел произведение мудрого и могущественного «вечно живого Деятеля».
Карл Линней. Когда естествоиспытатель и медик Линней завершил одно из своих исследований, он воскликнул, что словно беспредельный и всеведущий Бог прошёл мимо него:
«Я не видал Его лицом к лицу; но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении…Что за мудрость! Что за неизреченное совершенство!»
Луи Пастер. Химик и биолог Пастер признавался, что молился во время своих исследований и непрестанно изумлялся делами Творца:
«Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин. Если бы я сделался еще учёнее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки».
Михаил Ломоносов. Великий учёный-естествоиспытатель настаивал на пользе гармоничного сочетания науки и веры. Называл природу Евангелием, которое торжественно благовествует о творческой силе, премудрости и величии Господа.
Иван Павлов. Выдающийся физиолог был воцерковлённым христианином. Заявлял, что, благодаря исследованиям, убедился в существовании у человека бессмертной души.
Макс Планк. Знаменитый физик говорил, что в религии Бог является фундаментом, началом всякого размышления, а в науке – его концом, вершиной.
О своём религиозном мировоззрении заявляли и такие великие учёные как Галилео Галилей, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей, Чарльз Бэббидж, Макс Борн, а также многие другие.
Том Хэнкс (Tom Hanks)
- «Спасти рядового Райана»
- «Чудо на Гудзоне»
- «Терминал»
Том Хэнкс – очень религиозный человек. Представители русской православной молодежи даже использовали фотографии голливудского актера во время акции «Мы православные» в 2012 году. Актер признается, что ходит в церковь не для того, чтобы поставить где-то «галочку». Для него это самое настоящее таинство, во время которого он обдумывает свою жизнь. Хэнкс также является попечителем Собора Святой Софии в Лос-Анджелесе.
Мэл Гибсон (Mel Gibson)
- «Храброе сердце»
- «По соображениям совести»
- «Мы были солдатами»
Актер родился в семье ирландцев-католиков и старается сохранить в себе веру, несмотря на внутренние и внешние факторы. Более того, именно Гибсон сделал весьма смелый шаг и снял в свое время картину «Страсти Христовы». Фильм вызвал множество неоднозначных отзывов, но многие критики считают, что именно так актер и режиссер ответил на задаваемый ему вопрос: «Верит ли он в Бога?».
Иван Охлобыстин
- «Метод Фрейда»
- «Даун Хаус»
- «Интерны»
Известные российские кинозвезды также не скрывают своих религиозных верований. Уже будучи популярным актером, Иван бросил карьеру и был рукоположен в сан священника. На данный момент отец Иоанн является единственным священником в России, который с разрешения церкви имеет право сниматься в кино.
Аарон Экхарт (Aaron Eckhart)
- «Чудо на Гудзоне»
- «Все мои американцы»
- «Темный рыцарь»
Аарон Экхарт вырос в семье мормонов. В детстве Аарон посещал христианскую школу и даже какое-то время служил в европейских общинах в святой миссии. Несмотря на то, что Экхарт впоследствии не посвятил свою жизнь церкви, он до сих пор считает себя практикующим христианином.
Райан Гослинг (Ryan Gosling)
- «Ла-Ла Лэнд»
- «Мартовские иды»
- «Эта дурацкая любовь»
Некоторые зарубежные звезды были воспитаны в очень религиозных семьях и это наложило на их характер определенный отпечаток. К примеру, Райан Гослинг родился в семье мормона, которого даже собственная супруга считала фанатиком. Однако Райан говорит, что религия мормонов никогда не была ему близка, и он вздохнул с облегчением, когда его родители развелись, а он начал посещать обычные христианские собрания.
Элайджа Вуд (Elijah Wood)
- «Детективное агентство Дирка Джентли»
- «Город грехов»
- «Вечное сияние чистого разума»
Элайджа Вуд рос в католической семье и считает, что это дало ему очень многое. С годами он лишь окреп в своей вере. Знаменитый актер уверен, что стоит разделять истинную религию и посещение церкви. Он рассказывает, что нередко молится и ведет разговоры с Богом, и это может делать каждый, даже не посещая церковь или какие-то собрания.
Деннис Куэйд (Dennis Quaid)
- «Особые отношения»
- «Вдали от рая»
- №Можно только представить»
Продолжает наш фото-список актеров и актрис, которые являются христианами, голливудский актер Деннис Куэйд. В своих интервью Деннис говорит, что он считает себя верующим человеком и христианином. Многие люди после подобных признаний представляют перед собой фанатика, но это далеко не так.
Крис Пратт (Chris Pratt)
- «Любовь вдовца»
- «Стражи Галактики»
- «Человек, который изменил все»
Есть знаменитости, которые, на первый взгляд, не похожи на очень религиозных людей, но они ими являются. Так, брутальный мачо Крис Пратт признался в одном из интервью, что считает себя настоящим христианином. Актер заявил, что счастлив от того, что его вторая супруга Кэтрин Шварценеггер разделяет его религиозные взгляды.
Мартин Шин (Martin Sheen)
- «Отступники»
- «Поймай меня, если сможешь»
- «Поговори со мной»
В жизни Мартина Шина были периоды, когда он считал, что перестал верить в Бога. По словам актера, именно в периоды, когда он отказался от церкви и своей веры, у него стали возникать различные тяготы и лишения. Сейчас он вернулся к Богу и считает, что его временный атеизм был своего рода испытанием на прочность.
Николь Кидман (Nicole Kidman)
- «Часы»
- «Бангкок Хилтон»
- «Холодная гора»
Завершает наш фото-список актеров и актрис, которые являются христианами, экс-супруга Тома Круза Николь Кидман. Именно религиозные распри стали одной из серьезных причин ее развода. Как известно, Круз посещает собрания сайентологов и является чуть ли не одним из самых ярых приверженцев данного верования. Что касается Николь, то в браке с Китом Урбаном она обрела полную гармонию. Вместе с детьми она постоянно посещает христианские службы в местной церкви.
Кристин Ченоуэт (Kristin Chenoweth)
- «Методом проб и ошибок»
- «Благочестивые стервы»
- «Красотки в Кливленде»
Знаменитая американская артистка Кристин Ченоуэт также озвучила свое отношение к христианской религии публично. Женщина не понимает, почему общество считает, что актеры, певицы и прочие публичные личности не могут быть истинными христианами. Кристин была воспитана в баптистской семье и считает себя очень религиозным человеком, хотя не кричит об этом на каждом углу.