В нашем храме икона Спас Древо Жизни. Привезена из Греции


Древо жизни – часть мировой культуры

Тема бессмертия издавна интересовала человечество. Поиском эликсира вечной жизни были увлечены как власть имущие – короли, императоры, так и простые люди. Символом, олицетворяющим бессмертие в большинстве религиозных учений мира и культурных цивилизаций, является древо жизни. Оно воплощает силу и долголетие.
Значение древа жизни в религиях и культуре мира

Это понятие можно встретить в культуре многих народов и религиозных памятниках наиболее распространенных верований.

Еврейская Каббала

В Каббале мир представлен в виде композиции десяти эманаций или проявлений Всевышнего Разума. Эта композиция и есть древо жизни, также ее именуют сефирот или сфирот. Она представляет собой элементы – сфиры, имеющие еврейские названия и обладающие магическим потенциалом. Они соединяются между собой линией «зивуг», что означает «спаривание». Сфиры также выражают названия планет солнечной системы. Высшая точка – Кетер — олицетворяет Бога. Через нее проходит божественный свет, с каждым пройденым элементом энергия его ослабляется. Божественное излучение достигает низшей точки, Малкут, многократно уменьшившись. Нижний элемент сфирота — Земля.

Древо жизни, по Каббале, является выражением человека, достигшего высшего состояния разума. В композиции древа можно выявить три главные составляющие, именуемые столпами. Левая часть – основа строгости, центральная – столп равновесия, а правая часть представляет собой милосердие. Все сфиры выражают состояния человека на разных уровнях духовного развития. По мере роста душа человека проходит через все стадии или элементы древа, и в сфире Бина достигает Рая. А высшая точка доступна только при полном очищении или «исправлении» мира.

Библия

В библейских сказаниях также упоминается древо жизни. В них сказано, что Бог выгнал из Рая первых людей, тем самым лишив их этого прекрасного символа мудрости. О древе упоминается в Апокалипсисе и других текстах ветхозаветных памятников. В христианстве этот символ изображали увешанным плодами и охраняемым Змием, Драконом или Львом.

В других культурах

Также о дереве, дарящем бессмертие, говорится во многих древних сказаниях, например в хеттском памятном тексте о Гильгамеше, в египетских изображениях. У разных народов оно представлено разными видами земных деревьев. Так, у германцев древо жизни – это тис, у народов, практикующих шаманизм, – береза.

Памятные образцы с древом жизни

Существуют несколько памятников мировой культуры, запечатлевших этот символ бессмертия. Например, икона «Древо жизни», на которой изображен Иисус Христос, окруженный лозой винограда. Поэтому эта икона имеет также название «Христос виноградная лоза» или «Христос лоза Истины». Вокруг него располагаются апостолы и в некоторых образцах также Иоанн Предтеча и Святая Богородица. Это изображение основывается на сказаниях Евангелия.

Существует другая интерпретация священного текста, на которой изображен гроб Господень, из него вырастает лоза с гроздьями винограда. Из гроздей Христос выжимает вино (которое выражает мудрость и жертвоприношение) в сосуд.

У германцев сохранились прекрасные гобелены с изображенным на них древом жизни, которые вывешивались на фасадах крепостей, воротах. Также их использовали в качестве флагов в походах.

Интересные факты

Неподалеку от персидского города Бахрейн прямо в пустыне растет уже на протяжении 400 лет мескитовое дерево. Местные жители именуют его древом жизни, так как оно растет в палимых солнцем песках, несмотря на отсутствие воды. Этот феномен привлекает сюда множество туристов со всего мира.

Интересно, что этот символ бессмертия используется в нашей жизни очень часто. Например, распространена философия привлечения богатства и изобилия. Практикующие эту систему выращивают денежное дерево (толстянку) у себя дома. Также изготавливают различные украшения, имитирующие этот элемент, например, кулоны из бисера. Существуют техники медитации под названием «Денежное древо жизни», способствующие настрою на благополучие.

Этот символ существует с незапамятных времен и продолжает находить свое новое звучание в современном мире. Даже в научном мире это понятие вполне актуально. Ведь дерево, дарящее вечную жизнь, олицетворяет собой генеалогическое строение человека, его эволюцию. Дальнейшее изучение этого элемента может открыть людям новые тайны мироздания.

fb.ru

В нашем храме икона Спас Древо Жизни. Привезена из Греции

Спас Древо Жизни или, как гораздо чаще называют эту икону, Спас Лоза Истинная – греческая икона, широко известная в греческой традиции, но крайне редко встречающаяся в России. Русские иконописные мастерские этот сюжет практически никогда не используют, хотя, конечно же, с ним знакомы. Это один из самых символически насыщенных образов иконографии Христа. Сам Спаситель изображается на такой иконе по центру, в образе Пантократора – Иисуса Вседержителя, Всемогущего Судьи и Царя Небесного, Владыки мира. То есть образ самого Иисуса полностью соответствует одному из шести главных канонических иконографических типов, общепринятых в православной традиции. Однако в отличие от обычного образа Вседержителя, здесь Он представляется стволом дерева, на ветвях которого располагаются медальоны с изображениями апостолов Его Церкви. Символика образов этой иконы восходит к словам из Евангелия от Иоанна: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 1-6). Изображения апостолов, учеников Христа, которых Он послал по свету проповедовать и распространять христианскую веру, традиционно символичны. Первоверховный апостол Петр всегда изображается со связкой ключей – это ключи от Царствия Небесного, то есть совокупность церковных Таинств (образ, символизируемый ключами). Евангелисты Марк, Лука, Матфей и Иоанн изображены с книгами Евангелий, причем апостола Иоанна всегда можно отличить от остальных по хотя бы намеченному за его спиной гористому фону – в память о его работе над Евангелием на скалистом острове Патмос. Икона Лоза Истинная (Виноградная Лоза) известна в Греции с XV века, впервые появилась она в греческих монастырях. Однако первоначально вокруг Христа на ней изображали не только апостолов, но также Богоматерь и Иоанна Крестителя, выступающих защитниками людей перед лицом строгого Судьи. В этом виде икона немного напоминала деисусный чин, являющийся центральной частью православного иконостаса. В более позднее время, в XVII веке, появляется еще один вариант изображения Лозы Истинной – на иконе изображают также Гроб Господень, из которого и произрастает лоза, либо же варьируют образ Христа – Он держит лозу в руках, либо она произрастает из Его пробитого ребра, и Сам отжимает виноградную гроздь в потир – чашу, применяемую во время христианского богослужения для освящения вина. Таким образом, в поздних вариантах иконы усилено евхаристическое содержание сюжета в противовес более древнему аллегорическому. Тем не менее, более древний иконографический вариант и в наши дни остается гораздо более распространенным. Вообще символика виноградной лозы очень широко представлена и в Библии, и в убранстве христианских храмов, и, конечно же, во время богослужения. Виноград – символ мудрости, бессмертия, и одновременно – крови, жертвенности. Ухоженный виноградник – символ мира и благополучия. Растительный орнамент повсеместно используется для украшения церквей, в окладах и резных венцах икон, на внутренних фресках и внешних росписях храмов, на резных основаниях иконостасов, наличниках и изразцах. Символом Страшного Суда в конце времен является сбор винограда. Пришедший на Русь из Византии образ Процветшего Креста также обуславливается символикой виноградной лозы – две цветущие ветки исходят из основания креста как знак Воскресения, отсюда и называется он – Животворящий Крест Господень. И если в русском варианте Животворящего Креста используется растительный орнамент, то в греческом – виноградная лоза с листьями и гроздьями. Также известна легенда, связывающая Крест Господень с райским Древом Жизни. Согласно этому сказанию, для распятия Христа было использовано дерево, когда-то выросшее на могиле Адама из закопанного вместе с ним венка. Венок же этот Адам сплел из веток, принесенных его третьим сыном Сифом из рая, веток Древа Жизни. Во времена царя Соломона было предсказано, что на стволе этого дерева будет казнен Мессия, и Соломон велел ствол утопить. Однако для распятия Христа утопленный Соломоном ствол Древа достали из Силоамской купели (источника, у которого, согласно Евангелию от Иоанна, Христос исцелил слепого), и именно из него сделали Крест. Когда же стало известно о Воскресении Христа, крест, испугавшись, спрятали – закопали. В IV веке св. Елена – мать первого христианского императора, Константина Великого Равноапостольного – предприняла расследование и обнаружила место, где был закопан Крест. Однако оказалось, что вместе с Крестом Господним закопали и кресты распятых вместе с Ним разбойников. Тем не менее, Крест Господень сразу удалось отличить – по прорастающей из него живой виноградной лозе. Икона Спас Лоза Истинная изображает не только самого Спасителя, но и всю Его Церковь. Согласно словам самого Иисуса, Он является стволом, люди же – Его ветками. Церковь – живой, изменяющийся и развивающийся организм, растущий подобно дереву или лозе, центром и основанием, стволом которого является Христос, но ветви, побеги и даже мельчайшие листочки – это отдельные люди, верующие, новый народ Божий, становящийся единой семьей. Говоря о Себе как о Лозе Истинной, Христос делает учеников, апостолов – а через них всю Церковь, каждого ее члена – участниками своей жизни. Церковь не просто собирается вокруг Христа – она объединяется с Ним. составляет Его Тело. И хотя каждый отдельный человек в этом организме сохраняет свою индивидуальность и свободу, он посредством любви включается в единство Мистического Тела. Через таинства верующие, члены Церкви, соединяются с Христом. Потому центральным, главным таинством Церкви является Евхаристия, причащение Телом и Кровью, хлебом и вином – основа литургии. И об этом также напоминает икона Спас Лоза Истинная. Климент Александрийский, основоположник Александрийской богословской школы, живший в конце II века, миссионер и христианский апологет,пишет: «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь». Для членов Церкви виноградная лоза и грозди спелого винограда – символ рая, символ грядущего Царства Божия.

«Икона Матери Божией «Древо Пресвятой Богородицы»

Цитата сообщения ЛЮБОЯРА

«Икона Матери Божией «Древо Пресвятой Богородицы»
«Икона Матери Божией «Древо Пресвятой Богородицы»



«Икона Матери Божией «Древо Пресвятой Богородицы» изображает 16 основных чудотворных икон (образов) Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом Христом, расположенных на ветвистом дереве. В центре дерева изображена Вифлеемская пещера и Богоматерь с Младенцем Иисусом, возлежащим в яслях. Это Рождество Господа дало основание изображать Приснодеву Марию как Матерь Божию. Вот почему икона Рождества помещена на стволе символического дерева и выделена большим размером в сравнении с другими иконами. Под иконой Рождества на стволе изображена икона «Сладкое лобзание», символизирующая дивную любовь и непрерывную связь между Матерью Божией и Сыном Божиим Иисусом Христом. Слева и справа по ветвям дерева расположены по 7-мь известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы с Богомладенцем. Смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного древа, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Вифлееме. Молиться перед этой иконой можно Пресвятой Деве и Богомладенцу. Поскольку эта икона составная, т.е. состоит из изображения 16 икон Богородицы, то молиться ей, как одному образу не годится. Можно молиться каждой изображенной иконе, или просто Самой Богородице.

Молитвы перед иконой Древо Богородицы

Молитва 1

Моя королева, мой дом, моя надежда, Богородица, подруга сирот и чужестранка Уполномоченного, скорбная Радость, обиженная Покровительницей! Смотри на мою беду, види мою боль, помоги мне, как если бы я был слабым, корми меня, как если бы это было странно. Моя боль весит, реши ее, как если бы ты хотел: как будто это не имам какой-либо другой помощи, кроме Тебя, не для другого Представителя, не для хорошего Утешителя, только для Тебя или Богомати, как будто ты спас меня и накрыл меня навсегда. Аминь.

Молитва 2

О Пресвятая Дева, Матерь Господа Вышняго, Заступница и Покров всех приходящих к Тебе! Взгляни с твоей святой высоты на меня, грешника (имя), падающего по твоему чистейшему образу; услышь мою теплую молитву и принеси ее своему возлюбленному Сыну, нашему Господу Иисусу Христу; молитесь, чтобы он просветил мою темную душу светом своей божественной благодати, пусть он избавит меня от всякой нужды, боли и болезней, пусть он пошлет мне тихую и мирную жизнь, физическое и психическое здоровье, может умиротворить мое больное сердце и исцелить его раны, пусть он наставит меня на добрые дела, мой разум должен очистить меня от суетных мыслей, научить исполнять его заповеди и спасти меня от вечных мучений, а не лишить меня Его Царства Небесного. О Пресвятая Богородица! Ты, «Радость всех скорбящих», послушай меня, скорбящего; Вы, называемые «Удовлетворение боли», успокаиваете мою боль; Вы, «Горящий Купино», спасаете мир и всех нас от вредных огненных стрел врага; Вы, «ищущие заблудших», не позволяете мне погибнуть в бездне моих грехов. На Bose вся моя надежда и надежда. Пробуди меня в жизни временную, заступника и за жизнь вечную перед Твоим возлюбленным Сыном, нашим Господом Иисусом Христом, заступником. Научи меня служить Тебе с верой и любовью, а Ты, Пресвятая Богородица, Пресвятая Мария, почитай благоговейно до конца моих дней. Аминь.

История появления

У иконографии непростая судьба — первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры — бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.

Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими — канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос — Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.

На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. — этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.

Смысловая нагрузка образа мирового дерева

Дерево жизни прочно укоренилось в разных культурах, оно символизирует устройство мироздания. Корни — мир нави (подземный мир), ствол — мир яви (реальный мир) а крона символизирует правь — мир богов. Используя мировое дерево, растущее на камне алатырь, расположенном на острове буяне многие герои фольклорных произведений путешествуют по мирам в поисках своей правды. Ведь дерево — ось, соединяющая все миры в одно целое.

Советуем изучить Что означает экуменизм?

Еще одно значение – связь времен: прошлое — корни, настоящее – ствол, будущее — крона.

Образ мирового дерева также является символ рода, родовой памяти, где корни это наши родители (и все прошлые поколения), ствол — это мы сами, а ветки и листочки олицетворяют наших потомков (дети, внуки, правнуки).

Считается что чем мощнее родовая связь (корни), тем сильнее крона (дети и внуки), не зря историю рода изучают составляя генеалогическое дерево.

Легенды и мифы разных народов


В славянском фольклоре, дерево зачастую занимает главенствующую роль, его образ связан с бессмертием. В библейской мифологии Древо жизни, созданное богом в Раю, олицетворяет ось мира и принцип мироздания. Основание символизирует земную составляющую, ветви достигают небес, корни уходят в преисподнюю. Наши предки воспринимали его как связь с Родом,
взаимодействие времён. Ствол — существующее поколение, они сами. Корни, уходящие в землю — прошлое, связанное с предками. Крона — потомки, которым предстоит жить в будущем. В армянской культуре дерево считалось олицетворением вечности и религиозным символом. Изображение представляло собой ствол с симметрично отходящими в стороны ветвями. На каждой из них росло по одному листу. Подобные знаки размещали на крепостных стенах и щитах воинов. Древо жизни у ассирийцев представлялось в виде разнообразных узлосплетений и перекрещенных линии. Предполагается, что оно являлось религиозным знаком, связанным с орлоголовыми Богами. Использовался в обрядах жрецов для общения с высшими силами. Это всего лишь предположения — учёные не пришли к единому мнению в этом вопросе, а каких-либо подтверждающих тому свидетельств нет. Согласно древнеегипетским легендам Иусат является связующим символом двух миров. Священное древо сикомор стоит на пороге жизни и смерти. У народов Скандинавии ясень подарил Богу Одину тайные рунические знания. Персидские легенды рассказывают о древе, на котором растут все семена, дающие новую жизнь. Археологические находки в Китае, позволили сделать вывод, что символ бессмертия феникс и древо неразрывно сопряжены между собой. Согласно легенде на нём раз в тысячелетие вызревает плод персика, вкусивший его обретает вечность. В эзотерическом учении каббала Древо жизни представлено совокупностью сфирот, образующих царство проявления Бога. Схожие легенды были у кельтов и ацтеков, согласно которым существует древо, которое является центром мира.

Значение лика

Главная идея данного образа заключается в том, что Дева Мария — одна единственная Матерь Христа, но ее личность многогранна и каждая из них представлена отдельно на различных образах иконописцами. Все Ее личность — как большое дерево, ветви которого связаны единым стволом — Рождением Христа в Вифлееме. Каждый образ — это плод данного дерева.

Появилась икона в начале 21 века в период серьезного экономического кризиса в стране и поэтому она особенно важна и имеет глубокий смысл для православного человека. В то время, когда люди теряют работу, средства, мир сотрясают войны и стихийные бедствия Господь все так же близок к людям. Он также призывает их к Себе и помогает им. Церковь все так же ждет, когда люди придут и поклонятся своему Господу.

Важно! Данная доска призвана напомнить людям, что они все — братья, что они должны оказывать друг другу помощь в трудные минуты жизни. Главная идея доски в том, что вся жизнь от Господа. Все через Него и Им создано, поэтому забывать про Него приравнивается к богохульству

Он не терпит такого к Себе отношения, как написано в Писании

Все через Него и Им создано, поэтому забывать про Него приравнивается к богохульству. Он не терпит такого к Себе отношения, как написано в Писании

Главная идея доски в том, что вся жизнь от Господа. Все через Него и Им создано, поэтому забывать про Него приравнивается к богохульству. Он не терпит такого к Себе отношения, как написано в Писании.

Поскольку на доске представлено сразу несколько совершенно различных Богородиц, каждой из которых молится совершенно разные люди, то ее смысл — в объединении воедино всех их.

В каких случаях обращаются к образу?

В каждой сложной и трудной мирской жизненной ситуации священный лик Иисуса Христа придет на помощь, а именно:

  • Для обретения сил;
  • Для укрепления Духа, Веры в Господа Иисуса Христа;
  • Для защиты семейного очага от ссор и бед;
  • Для защиты детей от не богоугодных поступков;
  • Для заступничества от врагов, злоумышленников, недоброжелателей;
  • При утешении в скорбях и печалях;
  • Для больных серьезными заболеваниями;
  • Просят о помощи в исцелении души и тела;
  • При покаянии и при получении наставлений на путь истинный.

Какие бывают иконы Богородицы?

Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.

Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта. На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.

К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.

Владимирская икона Божией Матери

Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская» — наиболее яркие примеры данного типа.

Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.

Казанская икона Божией Матери

Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».

икона Богородицы “Всецарица”

А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.

Боголюбская икона Божией Матери

История святого образа

Впервые икона появилась в 15 в. в одной из греческих монашеских обителей. Считается, что автором стал один из братьев. Варианты изображений со временем могли меняться, но значение иконы «Древо жизни» оставалось прежним. Она помогает внимательному верующему в полной мере осмыслить все главные христианские догматы.

Каждый человек имеет родословное древо, но Христос является объединяющим звеном для всех людей на Земле — независимо от цвета кожи, расы, возраста, места и времени проживания. Любой, принявший крещение, становится членом огромной небесной семьи во главе с Господом. Недаром христиане обращаются друг к другу — «брат», «сестра». Как все люди имеют общего предка — Адама, так Христос стал общечеловеческой плотью и кровью после Голгофской жертвы.

Образ Древа нередко встречается в Библии. Он означает мудрость, которая является самым ценным сокровищем праведника. Немногословный и основательный человек, чьи корни глубоко в Заповедях Божиих — вот кто вкусит Плод Жизни. В древней Палестине Древо указывало на присутствие Господа. Поскольку иудеи очень часто впадали в грех язычества, был период, когда они поклонялись Астарте, который изображается в виде дерева. Встречалось такое изображение и в других языческих культах, в том числе у славян.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Но только Христос придал совершенный смысл изображению Древа Жизни, вместо обычных соков в нем течет Кровь Господа, Его плоть — ветви, а христиане — листья. Перед этой иконой можно читать любые молитвы Христу, Святому Духу, Троице.

Как молиться

Поскольку «Древо» – собирательный образ, верующие могут молиться Богородице, Иисусу или по отдельности к каждому лику. Этот факт не столь принципиален. Все зависит от конкретной ситуации.


Фото 6. “Древо” – сложная собирательная икона, позволяющая обращаться с молитвой по многим житейским проблемам.

Необычная икона состоит из отдельных образов, которые издавна почитаются христианами. Наверное, в этом и состоит ее сила. Чудотворные иконы, собранные вместе, дают возможность обратиться с молитвой в любой момент. Не многие могут позволить себе держать сразу 16 образов в доме. Это и не нужно, когда есть «Древо» способное помочь в самых сложных жизненных ситуациях.

Советуем изучить Икона царской семьи Романовых

Необычная икона помогает абсолютно всем, кто обратиться с молитвой и открытой душой. Она способна решить любую непростую проблему. К ней обращаются:

  • Чтобы покаяться и отыскать подлинный путь.
  • Для утешения людей в скорби и печали.
  • Чтобы получить защиту от недругов и бед.
  • Для того, чтобы победить болезни: телесные или душевные.
  • Для поддержки и укрепления пошатнувшейся веры во Всевышнего.
  • Для защиты квартиры и семьи от зла.
  • Для благополучия детей и их защиты от плохих поступков.

Не важно, как и когда читать молитву. Важно, чтобы она шла от чистого сердца

Слова необходимо произносить четко, осознавая их значение. Молитва не должна носить формальный характер. Человеку необходимо вникать в каждое слово и осознавать его. Предпочтительнее произносить молитву в слух, чтобы осознать ее значение.

Божию защиту можно обрести, если повесить образ «Древа» в доме. Икона станет мощной защитой от неприятностей и плохих людей. С ее помощью можно обрести спокойствие и гармонию.

В каких случаях помогает икона?

Верующий в минуты духовной и телесной слабости обращается за помощью к своему Ангелу Хранителю или молиться перед образами.

Молятся перед иконой «Древо жизни» с открытым сердцем и чистыми помыслами. Православный произносит четко и вдумчиво слова молитвы и с благоговением верит в помощь и защиту.

Что значит святой образ

Священная икона Божией матери в иконографии появилась сравнительно недавно – в начале XIX века. Ее автор до сих пор не известен, что породило много слухов об истинно божественном происхождении. Вариаций иконы нет, и ее довольно просто узнать в церкви или же на прилавках магазинов. Это – собирательный образ Защитницы, состоящий из 16 чудотворных ликов, представленный в виде генеалогического дерева. Главная особенность святыни – на ней нет смены поколений: изображены только Иисус с Девой Марией. Каждый лик представляет собой плод на ветвях дерева.

В центре иконы расположен основной образ, который отличается от остальных размером. Это Рождество Христово в Вифлееме – Защитница сидит рядом с яслями, в которых лежит Богомладенец, а небесный свет их озаряет. Данное событие – основа христианской веры и тех постулатов, которые в ней есть. Оно символизирует не только рождение Бога, но также приход к нему христиан.

Слева и справа от Рождества Христова находятся по семь ликов Богоматери, один образ – внизу, сверху – Святая Троица. Иногда на некоторых списках Богородица запечатлена с улыбкой – это совершенно не типично для канонов иконописи. Особо выделим образ «Сладкое лобзание», известный всем верующим. Он – символ неразрывной связи Заступницы с Младенцем, означающий безусловную, чистую любовь Всевышнего к людям.

Все лики выполнены в классической манере, заключены в вытянутые овалы, напоминающие своеобразные медальоны. Завершают внешний вид иконки наброски города, подписанные как Горний Иерусалим. Дерево украшают яркие цветущие красные розы или же зеленые листья. Эти символы говорят о вечной и прекрасной жизни, единении с Богом.

Почему для композиции выбрано именно дерево? В этом есть скрытое значение – Защитница через лик обращается к православным христианам и просит вспомнить, что люди – братья. Каждый должен помогать своему ближнему. Банально, но так жизненно. В период трудностей даже самые праведные люди забывают о тех, кто их окружает. Возможно, из-за этого Господь посылает испытания человечеству, чтобы проверить его на милосердие. Суть всеохватывающей помощи легче передать по средствам древа, которое призвано сплотить и объединить.

Можно ли сделать талисман дерево жизни своими руками?

Предметы, косвенно или напрямую, влияющие на нашу судьбу, которые связаны с миром магии, при самостоятельном изготовлении обладают огромной силой. Если у человека есть способность к рукоделию, то изготовить самостоятельно свой талисман будет несложно. Все необходимые элементы для создания собственного талисмана можно приобрести в любом магазине фурнитуры. Как уже обозначено в статье, талисман Древо Жизни визуально представляет собой ствол с широкими ветвями, раскинутыми в разные стороны. Крону дерева можно легко изобрести из проволоки. Листья древа будут изготовлены из бисера или каких-либо декоративных камней. Корни дерева утопают в защищенном круге, изготовить который можно из металла. При создании нужно сосредоточиться на себе, своих мыслях, проблемах, которые волнуют в данный момент. Необходимо четко сформулировать вопрос или проблему, которая беспокоит. Необходимые материалы для создания оберега:

  1. Железная проволока. Должна быть из очень тонкого и гибкого металла.
  2. Кольцо для корней древа. Желательно, чтобы оно было металлическим.
  3. Бисер для создания листьев древа.

Этапы создания собственного оберега Древо Жизни:

  1. Взять имеющуюся проволоку, разрезать ее на 24 части. Части должны быть ровными, можно воспользоваться линейкой, чтобы не ошибиться в размерах. Общую длину проволоки легко вычесть из диаметра кольца нашего древа. Общий диаметр нужно умножить на 2, прибавить 10 сантиметров.
  2. У каждой части проволоки из 24 частей определяем середину и посередине закрутить проволоку к основанию круга.
  3. Затем каждую проволоку, накрученную на круг, заплести в косичку. Таким образом, получаются корни древа. Каждую косичку заплести примерно на одну четвертую диаметра нижнего круга.
  4. Нужно собрать все заплетенные косички, получившиеся корни, вместе, в единый жгутик. Закрутить жгут примерно еще на одну четвертую диаметра. В получившейся точке сделать первое ответвление: взять 6 проволочек, отвести их влево и положить на нижнее кольцо.
  5. Скрутить основную проволоку, получится еще одно ответвление. Его отвести в другую сторону – направо.
  6. Так сформируются ветви древа, его крона. Нужно закрутить каждый из ответвлений, попутно делать на каждом ответвлении еще по одному такому ответвлению.
  7. Жгутики не нужно закручивать до конца, до самого основания кольца. На оставшуюся проволоку (ее должно быть по 3 на каждой ветки) надеть бисер. И только после этого закрутить оставшиеся концы вдоль нижнего основания.

Чаще всего амулеты создают из серебра. Кулоны, подвески носят около сердца. Но не запрещается ношение оберега на пальце или запястье.

https://youtube.com/watch?v=FSm109ygxbc

Тексты молитв

Выделяют две основные молитвы, которые принято зачитывать перед иконой. Однако священнослужители не запрещают перед ней зачитывать любые другие молитвенные тексты, которые обращены к Святой Троице или Христу.

Вторая

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые, : но они — как прах, возметаемый ветром . Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Советуем изучить Поздравления с Благовещением Пресвятой Богородицы в стихах

Содержание иконы

Также это изображение часто называют иконой виноградной лозы, так как оно используется здесь как символ виноградного дерева, изображающего церковь.

В центре — Спаситель, так сказать, основа виноградной лозы. От нее берут начало различные ветви, и эти ветви — апостолы, Дева Мария и другие евангельские персонажи.

Рассматривая икону Древа Жизни, становится совершенно понятным ее значение: церковь — это подобие живого организма, включающего в себя целую общину. Конечно, он начинается с относительно небольшого количества людей: Самого Христа и святых подвижников. Однако позже церковь начинает состоять из общины всех христиан, то есть все люди этой веры составляют так называемое Тело Христово.

Люди в церкви объединены друг с другом, они связаны между собой как ампелос (виноградная лоза по-гречески), и каждый может действовать так или иначе. Например, тот, кто выбирает небесное существование, поднимается со своей ветви и достигает предела Небес. Кто, с другой стороны, совсем не стремится, становится сухой веткой, которую в конце концов отделяют от дерева, чтобы сжечь.

Кроме того, икона «Древо с Христом» дает намек на генеалогическое древо, которое представляет собой генеалогию каждого отдельного человека.

Только в этом образе семья понимается как церковь и христианская община, люди, в которых они являются родственниками друг друга.

Это свойство христианства, которое стирает все границы и различия между людьми и позволяет каждому войти в Царство Божье.

Значение иконы «Древо жизни» указывает на возможность верующего лучше понять свою причастность к церкви. Перед этим изображением возносятся любые молитвы Христу. Также возможно молиться Святой Троице или Святому Духу перед этим изображением.

Рекомендуем прочитать: Икона «Воскресение Руси»

Дерево жизни: мифология древних славян

Славяне были одним из народов, в культуре которого дерево жизни находилось в священном ареале. Оно было центром взаимосвязи миров, где они становились единым целом.

По легендам, на острове Буяне, в самом центре Земли стоял священный камень алатырь, где и пустило корни древо жизни, и фольклорные герои поклонялись ему, чтобы в их путешествии по множеству миров древо помогло отыскать им истину.

Считалось, что корни дерева символизируют подземный мир, который называли Навью: здесь правили царством Чернобог, Мара и прочие темные боги.

Ствол – это Явь, реальный мир, где находятся все люди и живые твари, а Правь, крона дерева – мир светлых богов, рай.

Дерево жизни настолько почиталось у славян, что даже храмы зачастую возводили вокруг огромного дерева. Крона его устремлялась ввысь, выше крыши, и олицетворяла небесную твердь.

Что изображено на иконе?

В центре полотна изображен Иисус Христос, и он Христос словно прикован к дереву и руки его как ветви. Это если говорить об известной картине 14 века, автором которой является Пачино ди Буаногвида.

От ствола отходят ветви. Разветвлений шесть и они с надписями. На каждой из них по четыре медальона с христианскими сюжетами, в которых отображаются разные добродетели Христа.

Последняя ветвь в правом верхнем углу символизирует вход в рай. На более ранних иконах символом родительской любви Бога к людям и искупленной жертвы Иисуса выступает образ гнезда с пеликаном. Птица разорвала свою грудь и кормит своих детей собственной кровью.

По легенде в райском саду древо жизни вырастил сам Господь. Каждый месяц дерево дает плод, а листья обладают целебной силой и исцеляют людей от болезней. Само дерево выступает символом жизни и бессмертия, так как благодаря плодам, выросшим на нем, можно его получить.

На более поздних вариантах иконы – герои из Святого Писания. Во главе их восседают Божья Мать и Иисус Христос.

Чаще всего изображают Иисуса Христа, окруженного апостолами. Или же в центре изображена Божья Мать с младенцем, окруженная шестнадцатью Богоматерями.

Истинно верующим, безусловно, будет интересна статья об иконе Серафима Саровского.

Значение картины «Древо жизни» из Иерусалима

Чаще на иконах «Древо жизни» изображают дерево в виде виноградной лозы. В центре образ Христа, на отдельных ветвях изображены Божья Мать, Иоанн Предтеча, образы апостолов. Сама ветвь символизирует единство всех верующих и заступничество, поддержку Отца Небесного.

Христос говорил о том, что он как виноградная лоза, а Отец его как виноградарь, и что Христос — лоза, а верующие это ее гроздья.

Виноград символизирует мудрость, бессмертие, жертвенность. Ухоженный виноградник символизирует мир и благополучие. Плоды получает тот, кто своим трудом и трудолюбием сумел вырастить такой виноградник.

Жизнь каждого человека своеобразное дерево рода, семьи, которое растет и плодоносит, согласно Божьим заповедям. Только тот верующий достигнет Рая, который будет лелеять, и холить свое дерево. Семья – это понимание большой христианской общины, часть которой есть семья верующего и все ее наследники.

Посещая Иерусалим, другие святые места, туристы, верующие везут домой икону «Древо жизни», которая несет глубокий смысл, напутствуя молящегося, наставляя его на путь истинный. Она является символом распространения среди людей любви и мудрости.

Второе название иконы «Спас Лоза Истинная», этот образ символизирует приумножение рода и икону покупают для развития своего рода, для воспитания у детей чувства уважения своих родителей.

Композиционные особенности

Появилась икона «Древо Пресвятой Богородицы» относительно недавно — в начале XXI века. Для иконы это очень маленький возраст, но сегодня ее можно встретить повсеместно — в храмах, церковных лавках и домашних алтарях. Главная особенность иконы — это ее собирательность, поскольку на ней изображены 16 ликов Богородицы, в целом она несколько напоминает генеалогическое древо, но каждое отдельное изображение описывает Деву Марию как Царицу Небесную.

Читайте о церковной жизни:

  • О Таинстве миропомазания в церкви
  • Почему и зачем у православных много храмов
  • Как правильно вести себя в храме детям

Икона характерна своей собирательностью — всего на ней 16 различных изображений Девы Марии, которые располагаются в виде ветвей одного древа. Каждая Богоматерь держит на руках Младенца Христа.

Композиция состоит из:

  • 7 образов справа;
  • 7 образов слева;
  • «Владимирская» снизу;
  • Рождение Христа в сверху;
  • очертания небесного Иерусалима под образом «Владимирской».

Центральным звеном является пещера в Вифлееме, в которой был рожден Христос, Богоматерь и Младенец Иисус, располагающийся в яслях. Этот образ крупнее прочих. Поскольку Младенец Христос — это Тот единственный, Которому следует поклонятся, то Его не может не быть на доске. Именно Его рождение сделало Деву Марию — Богоматерью

Именно поэтому картина Его рождения представлена в центре — это самое важное событие для человечества

Под картиной с рождением располагается образ «Сладкое лобзание» как символ особенной любви и связи между Матерью Божией и Иисусом Христом. А по бокам от картины рождения расположены по семь знаменитых икон Богородицы, которые считаются православным миром чудотворными.

Украшено дерево крупными розами и листьями как символ жизни, которая происходит от Господа Бога.

Состав

Каждый образ из всех 14 сделан в классической манере: форма вытянутого овала, который заключен в некий медальон. Главное отличие данных изображений от канонической иконописи в том, что Богородица на каждом образе изображена улыбающейся.

Для справки! Единственная икона, на которой Дева Мария улыбается — это «Вифлеемская», но ее автор не изобразил на «Древе».

Аналога данной иконы нет в православной иконописи. Изображения дерева, в принципе, достаточно часто встречается на различных образах, но здесь изображение дерева дополнено плодами — отдельными картинами с Девой и такой способ боле не применялся художниками.

Сразу под картиной, изображающей рождение Христа, располагается образ «Сладкое лобзание». Образ сделан по типу Елеуса — одному из главных типов икон, с нарисованной Царицей Небесной. Такой тип часто используется русскими художниками, поскольку жесты изображённых персонажей просты и понятны — это любящая Мать и Сын.

Отличительные особенности образа таковы:

  • Младенец и Матерь соприкасаются щеками;
  • они крепко обнимаются;
  • Христос изображен с желанием обнять Матерь одной рукой за шею.

Кроме «Сладкого лобзания», на «Древе» изображены также образы:

  • «Иверская»;
  • «Смоленская»;
  • «Казанская»;
  • «Млекопитательница»;
  • «Тихвинская»;
  • «Утоли моя печали».

Всего на данной доске Дева Мария изображена 17 раз (преимущественно в стиле Елеуса), включая ее на картине рождения Младенца.

Икона Богоматери «Древо Пресвятой Богородицы»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]