Владислав Сербский – святой, фото с изображениями которого можно увидеть не только в церковных изданиях, но и в обычных учебниках истории. Кем же был этот человек при жизни? За какие заслуги он был канонизирован? Чем прославился? Кому и в чем помогает этот святой? Как следует молиться перед его иконой? Эти и многие другие вопросы возникают среди верующих достаточно часто, поскольку Владислав Сербский — святой, пользующийся необычайной популярностью на Балканах, в России известен мало.
Кем был этот человек?
В миру святого звали Стефаном Владиславом Неманичем и был этот человек правителем Сербии, королем. Правил он с 1234 по 1243 год. Современному человеку этот срок пребывания у власти может показаться достаточно коротким. Однако для тринадцатого столетия продолжительность правления являлась весьма приличной.
К заслугам этого короля относят политическое единство с Болгарией, достигнутое путем заключения брака с царевной Белославой. При его правлении сербы сумели отстоять свои территории перед угрозой завоевания венгерскими крестоносцами, а именно – приморский район Захумье.
Однако везение государя не было долгим. Вскоре после смерти отца его супруги на территорию Балкан вторглись орды монголо-татар. Сербия была разорена ими. Разумеется, это породило недовольство дворянства и знати. Владислав не стал дожидаться своего свержения и отрекся от правления сам в пользу младшего брата.
Родился Владислав около 1198 года (точная дата историкам неизвестна), а умер в начале ноября 1267 года.
Традиции именин
До революции на Руси праздновали только именины, считая этот день главным праздником в жизни человека. После смены режима и строя многие традиции были уничтожены в ходе борьбы с религиозными пережитками, в том числе и именины. Потом стали признавать только день фактического появления человека на свет.
А как праздновали именины Владислава по церковному календарю? Отмечали их широко, накрывали богатые едой и напитками столы, звали родных, близких. Праздновали сей день в душевной атмосфере, не допуская разгула, бесчинства и прочего неугодного Богу поведения.
В качестве угощения выставляли пироги, караваи, булки, варили домашнее пиво. Выпечка могла быть как сладкой, так и соленой. Обязательными были булки с изюмом. Крестным родителям подносили каравай со сладкой начинкой — так выражалось уважение к их статусу.
Как Владислав стал королем?
Был он вторым сыном короля Стефана II Первовенчанного и престол получил при весьма запутанных обстоятельствах. Власть наследовал старший сын Стефана, Радослав. Однако он потерял трон, поскольку был свергнут с него в 1234 году дворянами.
У историков существует две гипотезы, относящиеся к данному дворцовому перевороту. Согласно первой, будущий святой, князь Владислав Сербский, возглавлял заговорщиков. По другой версии, к нему обратились с просьбой о занятии освобожденного от Радослава престола. Как бы не развивались события, по причине которых Владислав стал королем, правителем он оказался весьма хорошим.
Именины Владислава в 2022 по церковному календарю
- 7 Октября Владислав Сербский, князь
С этой датой у наших предков было связано много примет. Например, считалось, что если к Владиславову дню береза не успеет потерять все свои листья, первого снега придется ждать долго.
Церковная форма имени, ее происхождение
В данном случае в священных книгах и церковном календаре имя пишется так же, как в свидетельстве о рождении: Владислав.
Имя имеет славянские корни. Переводится оно, как вы уже догадались: «владеющий славой», «славный».
Интересные моменты из истории семьи
Владислав Сербский – святой в своей семье не единственный. Его дядя Савва, основатель и первый архиепископ автокефальной Сербской церкви, был канонизирован в лике чудотворца, а жизнь прожил монахом. Мирское имя этого человека — Растко Неманич. Приняла постриг и также была причислена к лику святых и мать Саввы. Канонизировали ее под именем Анастасия.
Святого Савву Сербского нередко путают с другим архиепископом, являющимся выходцем из этой же семьи и носившим такое же имя. Один из сыновей основателя династии Неманичей Стефана Первовенчанного Предислав был церковнослужителем. Он дал монашеские обеты под именем Саввы. Был этот человек епископом в спасенном от венгерского нашествия Захумье. А позднее стал архиепископом Сербии, известным как Савва Второй.
На том, что жизнь семьи Неманичей оказалась тесно связана с православием и в этом роду был не единственный Владислав Сербский-святой, интересные факты не заканчиваются. Основатель династии, Стефан Первовенчанный, в конце жизненного пути тяжко болел. Связано с его здоровьем решение об уходе из мирской жизни или же нет, никому неизвестно. Но незадолго до смерти король дал монашеские обеты. Стефан был не только правителем, но и писателем-публицистом. Его литературные произведения, созданные в середине жизни, удивительным образом сочетают в себе детали юриспруденции, описания быта и духовную направленность.
Король основал монастырь Жича, в котором и дал монашеские обеты, приняв духовное имя Симеон. Он был тоже канонизирован и почитается Сербской церковью. В России же об этом человеке практически неизвестно. Также постриг принял спустя годы после потери престола и старший его сын, Радослав, ставший в монашестве Йованом.
Все члены семьи, в руках которой сосредоточилась в период раннего Средневековья как светская, так и духовная власть над страной, захоронены в монастыре Милешева, выстроенном при правлении Владислава.
Что дарят на именины?
Именины — это праздник, причем веселый. А на любой праздник принято дарить подарки. Что же дарят на именины Владислава?
Равно как и на другие именины, в этот особый день не принято преподносить ничего такого, что олицетворяет все мирское и преходящее. На именины издревле дарили все, что относится к религии, способам для обращения к Богу. В старину в этот день именинник мог получить рукописную икону, церковную литературу, лампады, свечи и прочие атрибуты.
Если дарили иконы, то они, как правило, изображали лик Святого, именем которого наречен виновник торжества. Кстати, в утро именин именинник шел в церковь, где должен был исповедаться, причаститься, поставить свечи, приложиться к иконе своего Святого. Кроме того, родные заказывали молебен за здоровье именинника. Так отмечают и именины Владислава.
В чем заключалась главная заслуга Владислава перед Сербской православной церковью?
Без сомнения, каждый правитель прошлого, независимо от того, в какой стране он занимал престол и в какой исторический период это происходило, имел заслуги перед церковью. Речь идет о закладке и постройке храмов, монастырей. Даровании экономических свобод или же особых полномочий представителям духовенства – настоятелям обителей или храмов.
Разумеется, святой Владислав Сербский, житие которого вне периода правления страной описано крайне скудно, не являлся исключением. При его пребывании у власти были основаны и выстроены прекрасные храмы и монастыри, которые и по сей день являются предметом национальной гордости сербов.
Однако основной заслугой правителя перед церковью и сербским народом считается возвращение на Родину мощей святого Саввы, умершего в Болгарии. Первый архиепископ независимой Сербской церкви и ее основатель скоропостижно скончался, будучи гостем болгарского царя Ивана Асена Второго, отца супруги Владислава. Случилось это в 1236 году. Архиепископ остановился при дворе правителя Болгарии во время возвращения домой из Святой Земли, куда он совершал паломничество. Савва был захоронен в храме Сорока Великомучеников, который и ныне стоит в Тырново.
Святой владислав икона о чем молятся
Князь Владислав — младший сын короля Сербии Стефана, был венчан на царство в 1230 году Святителем Саввою, создателем независимой Сербской церкви, впоследствии первым архиепископом Сербским. И первым деянием Владислава было создание новой обители Милешево во имя Вознесения Господня.
После смерти святителя Саввы много раз ездил Владислав к своему тестю болгарскому королю Асану с просьбой о возвращении на землю сербскую мощей св. Саввы из болгарского города Тырново, где он был погребен в княжеской церкви Сорока мучеников. Когда же Владислав добился этого, и святые мощи с торжествами были положены в Милешево — обители, сооруженной Владиславом в Герцеговине, обнаружили, что мощи св. Саввы нетленны и от них проистекают чудеса исцеления.
Именно стараниями Владислава сербская земля обрела свою национальную реликвию, произошло это в 1239 году.
Лишившийся власти Радослав был вынужден искать убежища в Драче, но и там красота его супруги послужила для него источником бед. В скором времени он был лишен этой злонравной и лукавой жены, которая была для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине в Драче на Радослава обрушилась ненависть местного правителя, и он едва спасся от смерти. Желая прекратить вражду, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения распрей первосвятитель венчал своего племянника Владислава королевским венцом. Вскоре по благословению дяди Владислав женился на дочери могущественного болгарского царя Иоанна II Асеня Белославе.
Однако Владиславу не суждено уже было увидеть своего любимого дядю и архиепископа, при земной жизни последнего. Посетив святые места, на обратной дороге, свт.Савва, гостивший у болгарского царя Асеня, 14/27 января 1236 года отошел ко Господу, не доехав совсем немного до родной Сербии. После отпевания, совершенного Болгарским Патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной болгарским царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.
Когда Владислав прибыл в болгарскую землю, царь Асень с любовью встретил его далеко от своей столицы. Прибыв в Трново, Владислав первым делом отправился в монастырь, где было место упокоения свт.Саввы. Придя в монастырь, он вместе с епископами и вельможами воздал угоднику Божьему достойное поклонение, как своему отцу и наставнику. Поклонившись гробу святителя, краль из глубины сердца взмолился к святому, каясь в своих прегрешениях и прося его не отринуть прошения, и не оставить своего отечества, за которое святитель поднял бесчисленные подвиги и труды. Так, усердно помолившись святому угоднику, Владислав вышел из храма и отправился на праздничный прием, приготовленный болгарским царем.
В эту ночь Ангел Божий в образе святого повелел царю отдать святые мощи для переноса в сербскую землю. Испугавшись такого явления, царь утром призвал патриарха и советников и поведал о виденном во сне. Выслушав его, они сказали, что это посещение Божие было из-за святого, и единодушно просили Асеня отдать эту великую святыню королю Владиславу, опасаясь, в противном случае, навлечь на болгарское царство гнев Божий.
Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и своими вельможами с псалмами и песнопениями нес драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и многими благородными людьми вышел им навстречу и с благоговением поклонился честным мощам своего духовного отца и наставника. Узнав о прибытии мощей, народ во множестве стекался ото всюду. Многие получали от Бога и его святого угодника исцеления от своих болезней.
Спустя некоторое время свт.Савва явился во сне одному преподобному и боголюбивому старцу и сказал ему, что святые мощи должны почивать не в земле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено во храме на поклонение всем верующим. Мощи святителя почивали в Милешево до 1594 года, когда нечестивые турки забрали эту величайшую святыню сербского народа и сожгли на Врачаровой горе в Белграде. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор свт.Саввы.
После смерти в 1241 году болгарского царя Иоанна Асеня, положение в Сербии изменилось. Многие знатные и могущественные дворяне были не довольны близостью св.Владислава и болгарского царя. В это же время, весной 1241 года, через Сербию и соседнюю Боснию прошли татарские орды. Все это вносило большое беспокойство в среду сербской властелы, и под ее давлением Владислав вынужден был весной 1243 года уступить престол своему младшему брату Урошу (1243 – 1276). Однако братья вскоре примирились, и Урош был любезен со своим старшим братом. Он дал ему в управление Зету и оставил королевский титул. Так Владислав прожил в мире и согласии с братом еще более двадцати лет. Чем именно была недовольна властела – так и осталось в области различных гипотез и предположений, но, по-видимому, основной причиной недовольства было сильное влияние соседней Болгарии. Однако понять и с достоверностью проследить все перипетии сербской истории не всегда представляется возможным, ввиду малого количества письменных источников, посвященных правлению св.Владислава. Позднейшие источники также скупо сообщают о жизни святого, но в том немногом что есть, говорится о его добрых отношениях с братом Урошем. Святой Владислав оставил амбиции правителя и никогда больше не пытался вернуть себе престол. У Владислава было два сына, Стефан и Деса, и дочь, имя которой не сохранилось. Известно только, что она была выдана замуж за князя Чуру Качича.
Как и все Неманичи, Владислав был предан своему отчеству и православию. В нем рано проявился дух созидания. Около 1225 года, еще во время его управления одной областью на Лиме, по благословению свт.Саввы им был построен очень красивый монастырь Милешева, посвященный Вознесению Господню. Эта обитель по своей прекрасной фресковой живописи относится к числу наиболее значительных памятников сербской средневековой архитектуры. Среди фресок можно найти и ктиторский портрет самого св.Владислава. Изображения святого сохранились также в Дечанах, в Печской Патриархии и в монастыре Ораховица. Одна из икон св.Владислава сейчас находится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде.
Почему болгары отказывались возвращать мощи Саввы Первого Сербского?
Разумеется, знать и духовенство Сербии были недовольны тем, что прах отца-основателя их автокефальной церкви находится за пределами страны. К Ивану Асену Второму Владислав обращался неоднократно с письменными прошениями о возврате мощей Саввы на Родину. Однако болгарский царь неизменно отвечал на них вежливым, но твердым отказом. Конечно же, правителю Болгарии было не жаль вернуть кости Саввы его родным, причиной отказов являлось вовсе не «капризное настроение» царя.
Архиепископ Сербии был весьма почитаем на Балканах, пользовался известностью и уважением не только у себя на родине. С его мнением считались, и многие люди были уверены в святости этого человека еще при его жизни. Иными словами, вопрос стоял не о возвращении на родину праха обычного человека, а об обретении мощей святого. Имел важность и политический момент. Болгария в те времена являлась своеобразным «противовесом» Византии. Разумеется, для поддержания своих позиций и авторитета на международной арене страна нуждалась в собственных святых и их мощах, которым можно было бы поклониться.
Как Владиславу удалось вернуть мощи? Чудесное вмешательство Господа
Отчаявшись убедить своего тестя, Владислав Сербский, святой дядя которого покоился в болгарском храме, лично отправился с визитом в соседнее государство. На что рассчитывал правитель Сербии, по сей день остается загадкой. Владислав был весьма образованным и мудрым политиком и не мог не осознавать всей призрачности шансов на успех переговоров с царем Болгарии.
Действительно, переговоры с тестем словно бы застыли на одном месте. Король Сербии отправился к месту упокоения своего дяди и долго молился перед его мощами, каялся и слезно просил о содействии свыше в перенесении останков на родину, осиротевшую без своего святого покровителя.
И в эту ночь, во время моления Владислава, случилось чудо. К царю болгарскому во сне явился Ангел Господень и укорил его. Он же повелел вернуть мощи святого Саввы родным для упокоения в сербском монастыре.
Конечно же, противиться воле самого Господа было невозможно. Мощи святого дяди Владислава с огромными почестями доставили в монастырь Милешева, где они покоились до конца шестнадцатого столетия. В 1594 году знаменитый военный и государственный деятель Османской империи, Коджа Синан-паша, повелел вывести останки святого в Белград, где и предал их публичному сожжению на горе Врачар. После освобождения страны от турецкого владычества в этом месте выстроили храм в память о варварском уничтожении мощей старца.
Вмешательство свыше, чудо явления Ангела, повелевшего вернуть тело святого старца на родину, легло в основу сюжета знаменитой фрески, ставшей одним из символов страны, находящейся в соборном храме Вознесения Господня в монастыре Милешева.
И, конечно же, тот факт, что по молитве короля свершилось чудо и господь послал Ангела своего для помощи Владиславу в земных делах, стало одним из поводов для канонизации этого правителя.
Житие благоверного Владислава Сербского
Святой король Стефан-Владислав стал еще одной благородной ветвью на славной лозе династии Неманичей, подарившей миру множество святых мужей и подвижников благочестия. Он был вторым сыном святого Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы и внуком родоначальника этой династии сербских правителей – Стефана Немани, известного под именем преподобного Симеона Мироточивого. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы. После блаженной кончины св.Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем «достойным всякой похвалы», но, со временем, по словам церковного писателя Феодосия, «стал покорен жене, от которой и был поврежден умом». Сербская знать была недовольна поведением своего короля, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав, так что «между братьями наступила вражда». Их родной дядя – архиепископ Савва – увещевал братьев жить в мире, но не был в силах сразу примирить их.
Лишившийся власти Радослав был вынужден искать убежища в Драче, но и там красота его супруги послужила для него источником бед. В скором времени он был лишен этой злонравной и лукавой жены, которая была для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине в Драче на Радослава обрушилась ненависть местного правителя, и он едва спасся от смерти. Желая прекратить вражду, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения распрей первосвятитель венчал своего племянника Владислава королевским венцом. Вскоре по благословению дяди Владислав женился на дочери могущественного болгарского царя Иоанна II Асеня Белославе.
Благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде-архиепископу и пребывал с ним в мире и согласии. Когда свт.Савва принял решение оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил святителя изменить свое намерение, но не смог удержать его. В 1233 году свт.Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа своих учеников наследника – блаженного Арсения, мужа «во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди». Владислав со своими вельможами также прибыли на собор, где святитель преподал им наставления и заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года свт.Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи в святых местах.
Однако Владиславу не суждено уже было увидеть своего любимого дядю и архиепископа, при земной жизни последнего. Посетив святые места, на обратной дороге, свт.Савва, гостивший у болгарского царя Асеня, 14/27 января 1236 года отошел ко Господу, не доехав совсем немного до родной Сербии. После отпевания, совершенного Болгарским Патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной болгарским царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.
Спустя год после кончины святителя его достойный наследник, архиепископ Арсений обратился к благочестивому Владиславу, призывая его сделать все возможное для того, чтобы мощи свт.Саввы были перенесены в Сербию. «Нехорошо и неприлично перед Богом и перед людьми,– сказал святитель Арсений,– чтобы мы оставили отца нашего равноапостольного, дарованного нам от Христа учителя, совершившего многие подвиги и поднявшего труды для сербской страны, украсившего ее церквями, королевской властью, архиепископом и епископами, и всеми установлениями и законами православия – чтобы его святые мощи лежали вне пределов его отечества и престола его церкви, в чужой земле».
Вдохновленный словами Арсения, Владислав без промедления послал достойнейших людей к своему тестю – царю Асеню, с просьбой отдать ему мощи святителя. Получив письмо Владислава, и выслушав посланника, болгарский царь весьма опечалился. Он ответил сербскому правителю, что если бы тело святого осталось без должных почестей, то просьба его была бы вполне законной. Но, так как оно покоится в церкви Божией, и ему воздаются такие же почести, как это было бы в Сербии, то он не понимает, зачем Владислав «утруждает и святого». С этим болгарский правитель отправил посланцев обратно.
Владислав, не удовлетворившись полученным ответом, вновь отправил своих вельмож к царю со словами: «Если я обрел благодать пред тобою, родителем моим, то не затвори предо мной отеческого милосердия, и не оставь меня, чтобы жизнь моя не погрузилась в печаль. Дай мне святые мощи господина моего и отца, чтобы я перенес их в свое отечество!».
Царь Асень был в недоумении, как ему поступить, думая, что, лишившись святого, лишится и царства. Призвав Болгарского патриарха и своих приближенных, он обратился к ним за советом в этом деле. Все они единодушно уверяли его, что ни в коем случае нельзя уступать просьбам Владислава, потому что «вельможи и весь город сильно из-за этого негодуют». Царь опять написал слова утешения своему зятю, добавив: «Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно ничего не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь, …сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и патриарх, и вельможи, и весь город противятся мне в этом». И вновь, одарив посланников, отпустил их к Владиславу.
Видя такую твердость болгарского царя, Владислав решил сам отправиться в Болгарию и, взяв с собой «множество своих благородных людей, епископов и игуменов», он послал перед собой гонцов, извещая Асеня о своем скором прибытии. С ними Владислав отправил и подарки для патриарха и царских советников.
Когда Владислав прибыл в болгарскую землю, царь Асень с любовью встретил его далеко от своей столицы. Прибыв в Трново, Владислав первым делом отправился в монастырь, где было место упокоения свт.Саввы. Придя в монастырь, он вместе с епископами и вельможами воздал угоднику Божьему достойное поклонение, как своему отцу и наставнику. Поклонившись гробу святителя, краль из глубины сердца взмолился к святому, каясь в своих прегрешениях и прося его не отринуть прошения, и не оставить своего отечества, за которое святитель поднял бесчисленные подвиги и труды. Так, усердно помолившись святому угоднику, Владислав вышел из храма и отправился на праздничный прием, приготовленный болгарским царем.
В эту ночь Ангел Божий в образе святого повелел царю отдать святые мощи для переноса в сербскую землю. Испугавшись такого явления, царь утром призвал патриарха и советников и поведал о виденном во сне. Выслушав его, они сказали, что это посещение Божие было из-за святого, и единодушно просили Асеня отдать эту великую святыню королю Владиславу, опасаясь, в противном случае, навлечь на болгарское царство гнев Божий.
Когда по призыву Асеня, его зять вместе с сербскими епископами и вельможами предстал перед ним, то царь готов был исполнить их усердную просьбу. Несколько опечаленный Асень обратился к Владиславу с такими словами: «Я желал иметь святого у себя, в своем монастыре, как дарованного мне от Бога, и святой гроб его украсил и почитал, как ты видел, не помышляя, что святой будет унесен от нас. Но так как ты, королевское высочество, потрудился прийти ко мне, отцу своему, я не хочу тебя, сына своего, отпустить опечаленным. Итак, приими своего во Господе отца и отнеси в дом свой по желанию твоему». От столь неожиданной радости краль Владислав с епископами и своими благородными людьми «пал на землю и поклонился царю».
Потом, «приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из недр земли», Владислав повелел совершать службу святому, а сам со своими епископами «открыл могилу святого и увидел, что тела его не коснулось тление, так, что даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми, и казалось, что он лежит и спит». Нетленное тело святителя источало чудесное благоухание, прекрасный аромат которого почувствовали все, собравшиеся у его могилы. По словам блаженного Феодосия, благоухание источало не только святое тело преподобного, но даже и дерево, и земля, в которых оно почивало.
Узнав о происходящем, народ во множестве стал стекаться ко гробу, чтобы видеть святого. Многие, притекавшие к мощам, получали исцеления от болезней. «Мучимые нечистым духом бывали свободны, хромые ходили, горбатые выпрямлялись, и глухим святой даровал слух». Видя такие чудеса и благодать, народ стал роптать на царя Асеня за то, что он отдал мощи святого Владиславу. Услышав об этом, сербский правитель, из опасения, что царь может изменить свое решение, повелел без промедления взять святые мощи и нести их в Сербию.
Царь же в это время призвал Владислава на трапезу веселья и любви, во время которой обратился к нему с такими словами: «Богом дарованное мне богатство – святого, ты, придя, получил и отправил его в дом свой. Итак, ты насытился, ибо исполнил желание своего сердца, пускай и мы, молитвами святого получим от Бога милость, ибо мы имели к нему при его жизни и после смерти истинную любовь!». Владислав осыпал щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь – краля и всех бывших с ним, и так с любовью они расстались. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг вскоре мощей святого. По сообщению Феодосия, краль ликовал подобно «Давиду перед кивотом завета» и, идя впереди мощей, радостно восклицал:
«Возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризы спасения, и одеждой веселия одел меня, даровав мне господина моего, святого моего отца и учителя, заступника в молитвах моему отечеству и почет наследия моего».
И еще:
«Вознесу Тя, Боже мой, ибо Ты возвеличил на мне милость свою, и ныне блажен я, и ныне благоукрасился я, выше царей земных возвеличился, более людей обогатился. Как велика милость Твоя ко мне, Господи, Как, возлюбив меня, вознаградил, Боже мой, милость моя! Буди имя Твое благословенно во веки веков!»
Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и своими вельможами с псалмами и песнопениями нес драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и многими благородными людьми вышел им навстречу и с благоговением поклонился честным мощам своего духовного отца и наставника. Узнав о прибытии мощей, народ во множестве стекался ото всюду. Многие получали от Бога и его святого угодника исцеления от своих болезней.
Благочестивый Владислав вместе с сонмом архиереев, игуменов и вельмож с псалмами и песнопениями торжественно несли тело святого, и, придя в Милешево, положили драгоценные мощи во честном гробе в церкви Вознесения Господня, построенной Владиславом. В честь святителя благочестивый Владислав устроил большой праздник, на котором от всего сердца угощал архиереев и благородных людей, а также щедро изливал свое милосердие на нищих. Спустя некоторое время свт.Савва явился во сне одному преподобному и боголюбивому старцу и сказал ему, что святые мощи должны почивать не в земле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено во храме на поклонение всем верующим. Мощи святителя почивали в Милешево до 1594 года, когда нечестивые турки забрали эту величайшую святыню сербского народа и сожгли на Врачаровой горе в Белграде. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор свт.Саввы.
После смерти в 1241 году болгарского царя Иоанна Асеня, положение в Сербии изменилось. Многие знатные и могущественные дворяне были не довольны близостью св.Владислава и болгарского царя. В это же время, весной 1241 года, через Сербию и соседнюю Боснию прошли татарские орды. Все это вносило большое беспокойство в среду сербской властелы, и под ее давлением Владислав вынужден был весной 1243 года уступить престол своему младшему брату Урошу (1243 – 1276). Однако братья вскоре примирились, и Урош был любезен со своим старшим братом. Он дал ему в управление Зету и оставил королевский титул. Так Владислав прожил в мире и согласии с братом еще более двадцати лет. Чем именно была недовольна властела – так и осталось в области различных гипотез и предположений, но, по-видимому, основной причиной недовольства было сильное влияние соседней Болгарии. Однако понять и с достоверностью проследить все перипетии сербской истории не всегда представляется возможным, ввиду малого количества письменных источников, посвященных правлению св.Владислава. Позднейшие источники также скупо сообщают о жизни святого, но в том немногом что есть, говорится о его добрых отношениях с братом Урошем. Святой Владислав оставил амбиции правителя и никогда больше не пытался вернуть себе престол. У Владислава было два сына, Стефан и Деса, и дочь, имя которой не сохранилось. Известно только, что она была выдана замуж за князя Чуру Качича.
Как и все Неманичи, Владислав был предан своему отчеству и православию. В нем рано проявился дух созидания. Около 1225 года, еще во время его управления одной областью на Лиме, по благословению свт.Саввы им был построен очень красивый монастырь Милешева, посвященный Вознесению Господню. Эта обитель по своей прекрасной фресковой живописи относится к числу наиболее значительных памятников сербской средневековой архитектуры. Среди фресок можно найти и ктиторский портрет самого св.Владислава. Изображения святого сохранились также в Дечанах, в Печской Патриархии и в монастыре Ораховица. Одна из икон св.Владислава сейчас находится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде.
Иеромонах Игнатий Шестаков
Как жил этот человек после отречения от престола?
Разумеется, Владислав Сербский — святой не только потому, что по его молитве свершилось чудо. Король вел праведную жизнь и сумел избежать многих искушений. Ему были чужды гордыня, властолюбие, гнев. О таких качествах личности говорит житие Владислава после отречения от престола.
Участь свою король сербский воспринял с кротостью и смирением. Более того, он самостоятельно принял решение о передаче правления младшему брату. Не так много в истории примеров подобного поведения.
После отречения от трона, Владислав прожил еще двадцать лет. Ни разу за эти годы он не роптал на свою судьбу и не строил козней против младшего брата, занявшего престол. Более того, Владислав был надежной опорой, близким другом и советником, помощником нового короля.
Жил этот человек крайне просто. Всегда был внимателен к чужим нуждам, много молился и занимался благотворительностью.
Какими судьбой, характером награжден носитель данного имени?
Характер. Влад — настоящий дипломат, уравновешенный и стойкий. Он не любит спорить впустую и практически никогда не доводит свою правоту с помощью крика. Он очень независим, не любит, когда им руководят, да еще и командуют.
Его слабой стороной (и то не факт, что это именно слабость) можно назвать скрытность: все чувства он переживает глубоко внутри себя, не показывая их даже родным. Кроме того, если к людям этот парень относится с уважением, то животных он не слишком любит, даже может поступать с ними жестоко.
Судьба:
- Детство. Владик — настоящий маленький джентльмен, он никогда не ударит девочку, и если в садике кто-то будет постоянно открывать дверь перед воспитательницей, то это тоже будет Влад. Это очень непоседливый карапуз, от которого нужно все обязательно прятать: спички, бытовую химию, розетки. Он любознательный, шустрый, и порой кажется, что совершенно бесстрашный.
- Юность. В отличие от большинства ровесников, этот парень не склонен к вредным привычкам. Его заботит собственное будущее — хорошее окончание школы, поступление в престижный вуз, создание блестящей карьеры. Также носитель данного имени любит ухаживать за собой, следовать определенному стилю, поэтому среди ровесников он часто считается красавчиком. А кроме того, это первый тусовщик в школе.
- Зрелые годы. Это очень целеустремленный человек, которого любит удача. При общении с противоположным полом Влад «включает» истинного аристократа, обаятельного и порядочного. Что касается карьеры, этот человек будет идти к успеху любыми методами, даже добиваться своего чужими руками. Женившись, он оказывается хозяйственным человеком, часто помогает супруге с домашними делами. Он искренне радуется появлению на свет сына, но еще больше, если у него рождается дочка.
А как у носителя имени обстоят дела на любовном фронте? В какую девочку, девушку или женщину Влад непременно влюбится, а какая не затронет струн его сердца? Ответы — в этом видео:
С чем обращаются к этому святому?
В чем помогает святой Владислав Сербский? Традиционно к нему обращаются с молитвами люди, нуждающиеся в разрешении споров, конфликтов, пытающиеся примирить враждующих. Иными словами, святой оказывает покровительство всем миротворцам, вне зависимости от того, насколько глобальные конфликты они пытаются разрешить.
Помимо этого, перед образом Владислава молятся и о простых житейских нуждах. Земная жизнь этого человека складывалась непросто. В ней были взлеты и падения, соблазны и чудеса, успехи и неудачи, признание, популярность и предание забвению. Через все испытания земные прошел святой Владислав Сербский. В чем помогает он людям? Во всем, что перенес сам. Его просят о наставлении перед принятием важных решений, об избежании соблазнов при нахождении у власти. Даже перед сдачей экзаменов или же перед трудоустройством обращаются к нему с молитвами.
Нужно ли иметь в доме икону этого святого?
Икона святого Владислава, князя сербского, представлена не в каждом храме. Поэтому при желании обращаться к нему за помощью, конечно же, необходимо отыскать образ в церковных лавках и приобрести его. Имеется и иной повод для покупки образа святого.
Принято считать, что размещенная в доме икона святого Владислава Сербского уберегает семью от конфликтов, ссор, скандалов и ругани. То есть, при отсутствии взаимопонимания между близкими людьми есть смысл помолиться ему и разместить в жилище его образ.
Как молиться Владиславу Сербскому?
Обращение к этому святому ничем не отличается от просьб, адресованных другим. Это означает, что молитва святому Владиславу Сербскому может быть произнесена как собственными словами, так и с использованием готовых текстов.
При желании молиться, читая тропарь или кондак, как это делают на церковной службе, важно понимать, о чем говорится в тексте, и не испытывать трудностей в его произношении. Во время молитвы человеку не следует ни на что отвлекаться. Если же слова будут не ясны или неудобны, то разум невольно станет акцентироваться на правильности чтения, а не на самом молении.
День ангела
Церковное имя: Владислав
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Значение имени: владеющий славой
(Читать полное значение имени Владислав)
Ближайшие именины Владислава: 7 Сентября
Пример текста молитвы о мире в семье этому святому
Благополучие в доме, взаимное уважение между членами семьи, доброта и понимание – это то, о чем традиционно просят Владислава Сербского.
Помолиться о мире в собственном доме можно так:
«Благоверный князь Владислав, угодник Господень, всесильный в молитве своей! Обращаюсь к тебе за благословлением для дома моего, родных и близких людей. Молю тебя о наставлении и даровании мудрости, о наполнении сердец наших смирением и кротостью, о терпении и уважении прошу тебя, святой Владислав! Помоги нам избежать соблазнов бесовских, не дай впасть в гордыню и пережить гнев. Не позволь разуму затуманиться, а сердцу очерстветь. Не дай совершить деяний неправедных, убереги от злобы и зависти. Аминь»
Благоверный князь Владисла́в Сербский
Служба святому благоверному князю Владиславу Сербскому
Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2013 года (журнал № 147)
Ме́сяца септе́мврия в 24-й день Свята́го благове́рнаго кня́зя Владисла́ва Се́рбскаго
На вече́рни
На Го́споди, воззва́х: стихи́ры, глас 6:
По и́мени твоему́ та́ко и житие́ твое́: прозябы́й бо от сла́внаго ко́рене, досто́йно подража́л еси́ роди́телю первовенча́нному, и венча́н быв от Са́ввы вели́каго, оте́честву яви́лся еси́ сла́ва и похвала́, Владисла́ве приснопа́мятне.
По и́мени твоему́ та́ко и житие́ твое́: взыска́л бо еси́ сла́вы небе́сныя, и сла́вою оте́чество твое́ обогати́вый, воздви́гл еси́ в нем хра́мы и оби́тели, взыва́я: не нам, Го́споди, не нам, но и́мени Твоему́ даждь сла́ву о ми́лости и и́стине Твое́й.
По и́мени твоему́ та́ко и житие́ твое́: несла́вныя бо ми́ра сего́ возлюби́л еси́, убо́гия, ни́щыя и уве́чныя. И тем оби́льно благотвори́вый, сла́вне, досто́йно венча́н был от Царя́ Небе́снаго сла́вою и че́стию нетле́нною.
Сла́ва, глас 8:
Христолюби́вый Владисла́в самоде́ржец, я́ко дре́вле Дави́д пред киво́том, предходя́ пред святы́м те́лом Са́ввы, всея́ Се́рбии вели́каго и чу́днаго па́стыря, воспева́ше в весе́лии и ра́довании: вели́чит душа́ моя́ Го́спода, я́ко святы́ню сию́ вношу́ во оби́тель мою́.
И ны́не, Богоро́дичен, или́ Крестобогоро́дичен:
Пресвята́я Де́ва Влады́чица, предстоя́щи Кресту́ Сы́на Своего́ и Бо́га, уми́льно глаго́лаше слезя́щи: о Сы́не, ка́ко умира́еши сме́ртию безче́стною, че́стию венча́вый челове́ческое естество́? Утро́бою уязвля́юся и ра́зумом трепе́щу, Пречи́стая пла́кашеся го́рько.
На стихо́вне Окто́иха. Та́же глаго́лем:
Стих: Го́споди, си́лою Твое́ю возвесели́тся царь, и о спасе́нии Твое́м возра́дуется зело́.
И пое́м стихи́ру, глас 4:
Весели́тся и лику́ет страна́ Се́рбская, с не́ю же вси язы́цы слове́нстии благоче́стно пра́зднуют. Предста́ бо царь Престо́лу Твоему́, Христе́ Бо́же, и мо́лит Тя о правосла́внем во́инстве. Те́мже и мы взыва́ем ему́ в весе́лии: ра́дуйся, Владисла́ве многоимени́те.
Сла́ва, глас 2:
Егда́ страну́ твою́ сокро́вищами земны́ми обогати́л еси́, тогда́ к Небе́сному Царю́ воззва́л еси́: возлюби́х словеса́ Твоя́ па́че зла́та и топа́зия. Те́мже благода́ть от Христа́ Бо́га получи́вый и я́ко тала́нт сию́ умно́живый, не преста́й Того́ о чту́щих тя моли́ти, да уще́дрит и спасе́т ду́ши на́ша.
И ны́не, Богоро́дичен, или́ Крестобогоро́дичен:
Сокрыва́ше лучи́ своя́ со́лнце, и земля́ в тре́пете содрога́шеся, и безду́шнии ка́мени распада́хуся, вся же тварь окаменева́ше у́жасом, и заве́са церко́вная раздира́шеся, А́нгели ли́ца своя́ закрыва́ху: но кий язы́к испове́сть Твоя́ страда́ния у Креста́ Сы́на Твоего́, Пречи́стая?
Тропа́рь, глас 4:
И́же ко́рене честна́го о́трасль сла́вная, благове́рный кня́же Владисла́ве, в оте́честве твое́м до́бре ца́рствовал еси́, и Ца́рствие Небе́сное получи́вый, владе́еши сла́вою и че́стию вели́кою. Те́мже не забу́ди язы́ков слове́нских и правосла́вным лю́дем на сопроти́вныя спобо́рствуй.
На у́трени
Кано́н, его́же краегране́сие: Владисла́ва воспе́ти, Го́споди, сподо́би мя. Глас 2
Песнь 1
Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие, пои́м песнь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре, и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.
Владисла́ву царю́ песнь воспе́ти, Го́споди, сподо́би мя, оскверне́ннаго мно́гими и безме́стными согреше́ньми, па́дшаго во глубину́ зол и уя́звленнаго тщесла́вием и го́рдостию лю́тою.
Лоза́ благоуха́нная виногра́да Христо́ва яви́лся еси́, Владисла́ве, процве́л бо еси́ на сла́внем дре́ве царе́й благочести́вых, его́же сла́достию напита́выйся, кра́сныя плоды́ произрасти́л еси́.
А́ще и мно́ги ско́рби от бра́та своего́ претерпе́л еси́, оба́че послуша́ния роди́телем отню́д не уклони́ся, те́мже и венча́ тя сро́дник твой святы́й Са́вва богому́дрый ца́рским венце́м, достохва́льне.
Богоро́дичен: Де́во Пресвята́я, христиа́н похвало́, лица́ Твоего́ не отврати́ от нас, но я́ко милосе́рдая Ма́ти, защити́ чад Твои́х от враг ви́димых и неви́димых.
Песнь 3
Ирмо́с: На ка́мени мя ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́. Возвесели́ бо ся дух мой, внегда́ пе́ти: несть свят, я́коже Бог наш, и несть пра́веден па́че Тебе́, Го́споди.
И́стинный насле́дник отцу́ своему́ первовенча́нному в забо́те о стране́ Се́рбстей был еси́, Владисла́ве, огражда́я ю́ от наше́ствия иноплеме́нных и от вся́кия междоусо́бныя бра́ни.
Суд Твой, Бо́же, царе́ви даждь, и пра́вду Твою́ сы́ну царе́ву, та́ко взыва́л еси́, блаже́нный царю́ Владисла́ве. Те́мже стяжа́л еси́ от Царя́ царе́й ра́зум, во е́же твори́ти суд пра́ведный и ми́лостивый.
Ли́хвы и мзды отбежа́л еси́ я́ко огня́, Владисла́ве, при́сно ходя́й пред лице́м Госпо́дним. Сего́ ра́ди и благослови́ Бог тя и страну́ Се́рбскую Свое́ю бога́тою ми́лостию.
Богоро́дичен: А́нгели удиви́шася, Чи́стая, рождеству́ Твоему́, мы же ужаса́емся всегда́шнему Твоему́ предста́тельству о нас, его́же не лиши́ нас, Влады́чице, за мно́жество на́ших прегреше́ний.
Седа́лен, глас 4:
Вои́стину до́брый во́ин Христо́в яви́лся еси́, пресла́вный царю́ Владисла́ве, ору́жием зе́млю свою́ защити́вый и благоче́стием правосла́вную ве́ру огради́вый, но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, мир стране́ Се́рбстей испроси́ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Прия́телище Божества́ непристу́пнаго яви́лася еси́, Пресвята́я Де́во Чи́стая, но простри́ ру́це Твои́ ко Всеми́лостивому Спа́су, да изба́вит ны от вся́кия напа́сти и сподо́бит покланя́тися Ему́ неосужде́нно.
Крестобогоро́дичен:
Предстоя́щи Кресту́ Сы́на Твоего́ и Бо́га, грехо́в мои́х ра́ди уя́звлена и распя́таго, не прогне́вайся до конца́, Влады́чице, но Твои́ми всемо́щными моли́твами изба́ви мя от ве́чнаго осужде́ния.
Песнь 4
Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы, не хода́тай, ни А́нгел, но Сам, Го́споди, вопло́щься, и спасл еси́ всего́ мя челове́ка. Тем зову́ Ти: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Ве́ру пра́вую па́че зе́ницы о́ка храни́л еси́ во оте́честве свое́м, огражда́я ю́ от лати́нян и ага́рян, сего́ ра́ди сохрани́ тя Госпо́дь от вся́каго лю́таго обстоя́ния.
А́нгели сла́ву Бо́жию воспе́ша на Небеси́, егда́ ты, Владисла́ве, в земли́ Се́рбстей мно́гия хра́мы и оби́тели и́ноческия воздви́гл еси́, иде́же не умолка́ет моли́тва ко Го́споду.
Вои́стину всей вселе́нней яви́лся еси́ удобре́ние, христолюби́вый царю́ Владисла́ве, благотворя́ше бо и правосла́вным Це́рквам восто́ка, да́ры бога́тыя сим посыла́я чрез Са́вву блаже́ннаго.
Богоро́дичен: Одушевле́нная пала́то Царя́ ца́рствующих и колесни́це свята́я Го́спода сла́вы, не оста́ви нас, в доброде́тели убо́гих, помози́ нам гре́шным, и вку́пе со святы́м царе́м Владисла́вом заступи́ нас и изба́ви от ве́чнаго безче́стия.
Песнь 5
Ирмо́с: Све́та Пода́телю, и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви нас: ра́зве бо Тебе́ ино́го Бо́га не зна́ем.
Си́лою Госпо́днею возвесели́лся еси́, царю́ Владисла́ве, и в ра́дости воспева́ше Ему́ пе́сни хвале́бныя: ра́зве бо Тебе́ ино́го Бо́га не зна́ю.
Положи́ святы́й Са́вва на главе́ твое́й вене́ц от ка́мене че́стна. Живота́ ве́чнаго проси́л еси́ у Влады́ки живота́, и Той ти даде́ долготу́ дний и спасе́ние во век ве́ка.
Е́же от враго́в наше́ствие укроти́л еси́, Владисла́ве, побора́ше бо Госпо́дь на ня́ и гне́вом Свои́м смяте́ я́. Я́ко упова́ше на Бо́га, те́мже кре́постию Его́ не подви́глся еси́, му́дре.
Богоро́дичен: Тя, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию, ве́рнии сла́вим единому́дренно и воспева́ем Ти пе́сни хвале́бныя, роди́ла бо еси́ нам ве́чное Ра́дование.
Песнь 6
Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли, Бо́же, мя возведи́.
Излия́ се́рдце мое́ сло́во бла́го: славословле́ния святокра́сному Владисла́ву, и́же ми́лостию и му́дростию стяжа́ небе́сное ра́дование, те́мже глаго́лю аз похвалы́ царе́ви.
Глас Христо́в во Ева́нгелии услы́шавый, о некра́домем сокро́вищи попече́ся, и расточи́в име́ния своя́ ни́щим и убо́гим, стяжа́л еси́ Небе́сное Ца́рствие.
От ю́ности возлюби́л еси́ отве́рженныя ми́ра сего́ и сотвори́л я́ еси́ дру́ги себе́ от бога́тства мимотеку́щаго, сего́ ра́ди оскуде́вшу ти в животе́ вре́меннем, ти́и прия́ша тя в ве́чная селе́ния.
Богоро́дичен: Стена́ еси́ и огражде́ние нам, Пресвята́я Де́во Чи́стая, на рабы́ Твоя́ неключи́мыя умилосе́рдися, немощна́я уврачу́й и оскудева́ющая воспо́лни.
Конда́к, глас 6:
Царю́ Небе́сному подража́я, Уте́шителю и Пода́телю жи́зни, бога́тства твоя́ убо́гим расточа́ше, и был еси́ прибе́жище вся́кому стра́ждущему, утеше́ние и заступле́ние оби́димому, кре́пость и огражде́ние стране́ твое́й, Владисла́ве богоблаже́нне.
И́кос
Вои́стину яви́л еси́, Владисла́ве, в себе́ само́м ца́рский о́браз смире́нием, милосе́рдием и кро́тостию, послуша́нием Царю́ Небе́сному и любо́вию к лю́дем твои́м. Те́мже нас сподо́би взыва́ти тебе́ и уми́льно глаго́лати: ра́дуйся, мно́ги ско́рби претерпе́вый, ра́дуйся, сла́бости людски́я отту́ду позна́вый, ра́дуйся, сла́дость жите́йскую ни во что́же вмени́вый, ра́дуйся, печа́ль люде́й на ра́дость претвори́вый, ра́дуйся се́рбская похвало́ и удобре́ние, ра́дуйся, царе́й сла́во и ни́щих весе́лие, Владисла́ве богоблаже́нне.
Песнь 7
Ирмо́с: Те́лу злато́му прему́дрыя де́ти не послужи́ша, и в пла́мень са́ми поидо́ша, и бо́ги их обруга́ша, среди́ пла́мене возопи́ша, и ороси́ я́ А́нгел: услы́шася уже́ уст ва́ших моли́тва.
Пома́за Дави́да Саму́ил проро́к иногда́, показу́я на сем Бо́жие благоволе́ние, та́ко и Са́вва святы́й тя, Владисла́ве, пома́за, прозира́я о тебе́ Боже́ственное промышле́ние.
Отбеже́ вся́кая зло́ба от души́ твоея́, я́ко в се́рдцы твое́м Христо́с воцари́ся и за́поведьми Свои́ми Боже́ственными низложи́ вся́кое беззако́ние и горды́ню.
Духо́вный ра́зум от Бо́га стяжа́л еси́ и, егда́ восста́ша на тя лю́дие неблагода́рнии, кро́тко ца́рствие твое́ бра́ту уступи́л еси́, спаса́я страну́ от междоусо́бныя бра́ни.
Богоро́дичен: Изумева́ет всяк ум пе́ти Тя, Богоро́дице, недоумева́ет всяк язы́к испове́дати Твоя́ чудеса́, оба́че вме́сто слове́с ве́ру приими́. Ты бо христиа́н еси́ Засту́пница, Тя велича́ем.
Песнь 8
Ирмо́с: В пещь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго, и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте, дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся ве́ки.
Се́рбии яви́стася вы, дво́ица честна́я, Са́вво богому́дре и Владисла́ве доброхва́льне, пе́рвый Се́рбский архиере́ю и венча́нный им пресла́вный госуда́рю, но моли́та вку́пе о стра́ждущем оте́честве ва́шем.
Пти́ца обре́те себе́ хра́мину, и го́рлица гнездо́ себе́, та́кожде Владисла́в оби́тель святу́ю созда́, иде́же положи́ мо́щи Са́ввы святи́теля, по́слежде и сам упоко́ися та́мо.
Оби́тель Миле́шевская процвете́ я́ко крин се́льный, иму́щи в себе́ мо́щи двою́ уго́днику Бо́жию: Са́ввы святи́теля и Владисла́ва царя́, и́хже моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.
Богоро́дичен: Де́во Влады́чице, Ма́ти всех нас, не пре́зри люде́й согреши́вших, на ча́да Твоя́ умилосе́рдися и покры́й нас честны́м Твои́м омофо́ром.
Песнь 9
Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сын, Бог и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы нам яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная. Тем Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
Обре́л еси́ ве́чную сла́ву, блаже́нне, со святы́ми упокоева́яся, те́мже и чту́щих тя помина́й у Престо́ла Го́спода Вседержи́теля.
Блаже́н разумева́яй на ни́ща и убо́га, в день лют изба́вит его́ Госпо́дь, те́мже и ты, царю́ Владисла́ве, обре́л еси́ мзду пра́ведных.
Изукра́шенный сонм царе́й благочести́вых в стране́ Се́рбстей пресла́вно просия́: Симео́н, Стефа́н, Ла́зарь и и́ни мно́зи. С ни́миже, Владисла́ве досточу́дне, моли́ся о нас.
Многогре́шный и суему́дренный аз, не возмого́х принести́ ти пе́ния досто́йнаго, Владисла́ве, оба́че ве́дуще тя ми́лостива и нищелю́бна, не пре́зри моего́ убо́жества, молю́ся.
Богоро́дичен: Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту сла́ва Ти подоба́ет, Влады́чице, превознесе́нна бо па́че Го́рних чино́в, роди́вши Сы́на, Преве́чнаго Бо́га.
Свети́лен, глас 1:
Вои́стину яви́лся еси́ ни́щим сокро́вище, стра́нным прибе́жище, утеше́ние пла́чущим, оби́димым заступле́ние, стране́ Се́рбстей сла́ва и огражде́ние. Те́мже и нам, свя́те Владисла́ве, бу́ди предста́тель до́брый и моли́твенник всеусе́рдный.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
О всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех Влады́ку и Го́спода, на рабы́ Твоя́ умилосе́рдися и ку́пно со святы́м Владисла́вом моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
На стихо́вне Окто́иха. Та́же глаго́лем:
Стих: Го́споди, спаси́ царя́ и услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя.
И пое́м стихи́ру, глас 4:
Досто́йный насле́дник яви́лся еси́ святы́м сро́дником твои́м держа́вным: Симео́ну мироточи́вому и Стефа́ну первовенча́нному, ца́рский о́браз утвержда́я свя́тостию жития́. Те́мже Ца́рствие Небе́сное насле́довал еси́, Владисла́ве присноблаже́нне.
Сла́ва, глас 8:
Весели́тся днесь оби́тель Миле́шевская, иму́щи в себе́ всеизя́щное сокро́вище, честны́я мо́щи царя́ Владисла́ва, изря́днаго моли́твенника и ми́лостиваго засту́пника, ему́же вси уми́льно глаго́лем: о пресла́вный царю́ Владисла́ве, не оста́ви нас моли́твами твои́ми.
И ны́не, Богоро́дичен, или́ Крестобогоро́дичен:
Егда́ ко Кресту́ пригвозди́ша Го́спода сла́вы неблагода́рнии и злонра́внии лю́дие, на смерть осуди́вше Жизнода́вца, тогда́ ору́жие про́йде Твою́ святу́ю ду́шу и греси́ на́ши пронзи́ша Твое́ се́рдце, но не отри́ни нас до конца́ погиба́ющих и изба́ви ве́чнаго муче́ния.