Главная › Праздники
Дата в 2022 году | 1 ноября 2022 года, Вторник |
Церковное название: | Пятидесятница, день поминовения усопших |
Значение: | Почитается память усопших, святых людей, которые умерли во имя веры и правды |
Другие названия: | Хэллоуин, День всех усопших, День мертвых, Неделя всех святых |
Традиции: | Гадание, угощения для бедных |
История праздникаТрадиции и обрядыПриметы
День всех святых отмечается в православии на следующее воскресенье после святой троицы. Православные христиане и католики часто имеют одинаковые праздники, но с разной верой. Но, как и троица, день святых каждый год отмечается в разные дни. В тоже время у католиков этот праздник проходит в один и тот же день осенью: 1 ноября. Накануне этого праздника проходит Хэллоуин, который скоро будет отмечаться верующими.
День всех святых
В православии глубоко чтут тех людей, которые в земной жизни достигли мудрости, просветления, священного знания через Дары Святого Духа. Своим истинным служением Богу, постоянными молитвами, аскезами, подвижничеством они не только при жизни заслужили признания и уважения, но и после ухода в мир иной являются примером веры, смирения, безусловной любви.
В России в День всех святых вспоминают не только канонизированных, но и всех неизвестных последователей церкви, которые жизнь свою сверяли с заповедями Господа и законами Божьими.
История и традиции Дня всех святых
Христианская церковь с давних пор почитает людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Первыми стали апостолы. Они были рядом с Иисусом при его земной жизни, получали от него священные знания и после смерти Спасителя продолжили проповедовать Евангелие.
Следующими почитаемыми церковью стали священномученики и мученицы. Они приняли истязания и смерть во имя Единого Бога и не пожалели своей жизни, проповедуя святые знания. Затем к лику святых стали причислять служителей церкви, бывших при жизни святителями, подвижниками, преподобными монахами, пророками, защитниками «древлего благочестия».
Сосчитать всех людей, ставших в земной жизни праведными мучниками и принявших за веру смерть, невозможно. Так же невозможно учесть всех, кто самоотверженно продвигал учение Христа в массы, молился, предаваясь аскезам, в уединении за мир. Не все были прославлены и канонизированы церковью, но перед Богом они – Божьи Угодники, святые.
Праздновать и прославлять всех святых начали давно – в конце IV-начале V веков. До наших дней дошла проповедь Иоанна Златоуста – Константинопольского архиепископа и богослова – в которой он поминает всех святых, пострадавших за веру. Богослов рассказывает, что видел, как пред Агнцем стояло большое количество людей из разных племен и народов, говорящих на разных языках, и сосчитать их было невозможно. Такое количество праведников получили Божье благословение после ухода из жизни земной.
Поминали прославившихся перед Богом и церковью в разные дни. Христианский богослов Ефрем Сирин упоминает о празднике Всех святых, который отмечался 13 мая. В богослужебной книге – Сирийском Лекционарии – говорится о дате празднования Святых – в пятницу, следующую за Пасхой. Практика Иерусалимской церкви V-VII веков включала почитание и прославление священномучеников и мучеников 22 января, а апостолов и святых, которые приняли их учение – 16 апреля.
Студийский устав (Типикон), а потом и Иерусалимский, определились с точной датой праздника и поместили его в церковном календаре на первое воскресенье после Троицы (Пятидесятницы). Католики отмечают эту дату первого ноября.
Как православные отмечают День всех святых
В этот день на Руси праздновали окончание весны и наступление лета. Веселились вовсю, так как в это время заканчивается весенний мясоед и перед апостольским (Петровым) постом можно было позволить себе любое кушанье. Чаще всего гулянья и застолья поводились на природе. Вечером, когда становилось темно, молодежь разжигала костры у водоемов. Заводили игры, ходили ряжеными, шуточно пугали, водили хороводы.
До наших дней дошла традиция посещать службу в храме, а потом собираться всей семьей дома за общим накрытым столом, приглашать родственников к себе, навещать с угощениями больных и одиноких, подавать милостыню.
Когда отмечают День всех святых
Этот праздник относится к переходящим и зависит от даты Пасхи. Его отмечают ровно через восемь недель после Светлого Христова Воскресения. В 2022 году – 19 июня.
Богослужение на праздник День всех святых
Этот праздник – пограничный в порядке служб, установленных годовым богослужебным кругом Православной церкви. Это значит, что закончился период, когда использовались за богослужением песнопения Цветной Триоди (трехпесенных канонов) и начался новый период, когда поется Октоих (Осмогласник).
В утреннюю службу Дня почитания всех святых читают воскресные Евангелия.
Тематически для этого выбрано 11 событий, которые повествуют о явлении Господа Иисуса после Его чудесного Воскресения. Число 11 имеет священный смысл: таково число апостолов (не считая Иуду Искариота и Матфия, избранного позднее), последователей Спасителя.
На вечерню читают три паремии с ветхозаветными указаниями на славу святых. На следующий день – в понедельник – вместо Деяний святых апостолов и Евангелия от Иоанна читается литургия Послание апостола Павла к римлянам и Евангелие от Матфея. В то же время Апостольский пост сменяет период, когда было разрешено употребление скоромной пищи во все дни недели – сплошную (всеядную) седмицу по Пятидесятнице.
В гимнографии праздника используются высокопарные эпитеты: «начатки естества», «терпеливодушные», «Божественное облако», «непрелестные светила».
Тропарь
Празднованию посвящен тропарь с просьбой к Господу о милости для душ людских.
Тропарь Собору Всех святых, глас 4
И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»
Кондак
Песнопение, посвященное празднику, воспевает заслуги Богоносных мучеников.
Кондак Собору всех святых, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.
Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
Появление праздника
Появление общей церковной памяти всех мучеников, или же всех святых, произошло в Восточной части Римской империи не позднее конца -начала века. В проповеди святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших,» сообщается, что этот праздник совершается через неделю после праздника Пятидесятницы [1]. Именно этот обычай со временем распространился во всей Православной Церкви.
В Сирии той же эпохи этот праздник тоже существовал, но отмечался в другое время. Так, среди песнопений преподобного Ефрема Сирина содержатся указания на празднование памяти всех святых 13 мая [2], а Сирийский Лекционарий 411 года указывает эту память в пятницу после Пасхи [3].
В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику -VII веков, память всех мучеников указана 22 января, с последованием на литургии: тропарь 4-го гласа «Радуйтесь, мученики Господни,» чтения (прокимен из Пс 115, Притч. 29, 2-6, Ис. 65, 13-18, Евр. 12, 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Ин. 15, 20-16. 5a), тропарь 2-го гласа на умовение рук «Изначальные установления,» тропарь 4-го гласа на перенесение Даров «Тебе жертва.» Кроме того, 16 апреля в этом памятнике о без указания последования [4].
В Западных землях Римской империи также было известно празднование 13 мая, упомянутое у святого Ефрема Сирина. Именно 13 мая 609 или 610 года папа Римский Вонифатий IV освятил в Риме бывший Пантеон как храм во имя Пресвятой Богородицы и всех мучеников, после чего это событие отмечалось в Западной Церкви. Римский папа Григорий III в первой половине VIII века освятил во имя Всех святых одну из часовен базилики святого Петра и установил ежегодное празднование памяти этого события 1 ноября, а век спустя папа Григорий IV официально утвердил в Западной Церкви в этот день праздник Всех святых. 31 октября, накануне праздника, полагался пост [5].
Неделя всех святых
Православные церкви почитают всех святых в первое воскресенье (поэтому и называется этот день «Всех святых неделей») после празднования Пятидесятницы или Троицына дня. Это символично, поскольку Троица знаменует сошествие Святого Духа на апостолов. А все святые были удостоены такой же благодати, потому что перед Богом все равны.
А в следующее воскресенье – второе после Троицы – Русская Православная церковь посвящает «Неделе всех святых, в земле Русской просиявших». Этот день был установлен в трудные для Святой Руси времена, в августе 1918 года. В честь этого события была выбрана домовая церковь при Петроградском университете, которая была освещена в память о русских святых. Ее возглавлял протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский, убитый большевиками в 1937 году.
Владимир Константинович причислен Православной церковью к лику святого священномученика.
История праздника святой Евдокии
Хочется уделить внимание еще одному интересному празднику святой, которой уделили особый день в православном календаре. 14 марта считается днем святой Евдокии. Имя этой женщины стало ассоциироваться с покровительством и величием земной природы и с пробуждением силы земли.
Согласно легенде, Евдокия была очень привлекательной и красивой представительницей женского пола, доход ей приносила самая древняя профессия в мире – ублажать мужчин.
В один из дней монах Герман обратил девушку в христианство. Женщина пошла на этот сложный поступок, учитывая ее образ жизни, благодаря тому что к ней явился архангел Михаил, который помог ей вырваться из логова Сатаны.
После принятия христианства Евдокия передала все свои богатства епископу Феодоту и ушла в женский монастырь, который располагался недалеко от обители Германа. Через некоторое время местные власти прознали, что в монастыре спрятаны сокровища, и ими были направлены воины для того, чтобы провести там обыск. В житие Евдокии пишется, что воины три дня не могли попасть в монастырь, который поддерживался божественными силами. На них даже нападал огромнейший змей, истребивший почти весь отряд. В момент всех этих событий к Евдокии пришло видение, суть которого состояла в том, что девушка должна пострадать за Христа. После этого она добровольно отдала себя в руки местным властям, взяв с собой Святые Дары.
Увидев девушку, наместник Диоген был поражен ее красотой. Евдокия, исповедовавшая себя христианкой, согласилась пострадать во имя Христа. После ей пришлось принять мученическую смерть – усечение мечом.
Народные традиции в Неделю всех святых
Эту неделю на Руси называли «русальной». Всем верующим давали возможность отдохнуть. В Тамбовской губернии вечером или на следующий день (утром или с обеда) молодежь устраивала шумные игрища. Крестьянские парни надевали на себя холщовые простыни или мешочную дерюгу и укрывались в полях ржи недалеко от деревни. Когда к посевам приближались девушки, кто-нибудь из молодых людей начинал хлопать кнутом.
Девушки кричали, что это русалки, и бежали прочь. Ряженые бросались в погоню. Тогда молодые женщины спрашивали, каким уродится лен, а парни указывали на размер кнута. Чем длиннее кнут, тем крупнее будут посевы.
Молодые люди в Пензенской губернии заранее готовили наряды. Рядились разными животными: козлами, лошадьми, свиньями. Часто использовали ходули, мазали лицо сажей. Ряженых окружали хохочущие девчонки и мальчишки. Все гулянье обязательно сопровождалось игрой на гармошке, балалайке, песнями и плясками, качанием на качелях, хороводами. К общему шуму присоединялись удары в печные заслонки и сковородки.
Праздник переходил из одной деревни в другую. Ряженые ходили по домам зажиточных селян и требовали угощения и водки. Так провожали весну-красну и встречали жаркое лето – пролетье. Многие ритуалы, проводимые в этот день, олицетворяли умирание и воскрешение. В некоторых губерниях проводили похороны русалки, Костромы, Чехони. Снаряжали чучело из соломы старыми вещами, оплакивали его, а потом топили в реке или рвали на мелкие кусочки и разбрасывали по полю.
Вечером обычно старшее поколение расходилось по домам, а молодежь гуляла до утра, девушки и парни купались в реке. Говорят, что все эти ритуалы должны были отвлечь людей от славянского Купалы, приходящегося на день Солнцестояния.
Старообрядческие и единоверческие храмы в честь всех святых
В честь почитаемого в народе праздника были освещены следующие храмы:
- В Калужской губернии, в городе Боровске в 1890 году открылся храм Всех святых. Он просуществовал до 1928 года. Здание уцелело до наших дней, но сейчас там расположился Центр Искусств.
- В 1862 году в Москве был основан Всехсвятский монастырь. Его закрыли при советской власти в 1922 году. Территорию присоединили к . К 1934 году церкви были разрушены. Лишь здание одной из них – Никольской – сохранилось до нынешних времен, но используется оно под офисы.
- Еще один, женский Всехсвятский монастырь был открыт в конце XIX века в городе Шуя, что находится в Ивановской области. В 1930 году все храмы на его территории были закрыты. В 1931 году взорвали Успенский собор. А к 1955 году были разрушены остальные сооружения, принадлежащие когда-то монастырю.
День Великомучеников Севастийских: история возникновения
Еще одним важным христианским праздником считается дата 22 марта, когда православные отмечают День сорока святых. История гласит, что 40 мучеников севастийских являлись одной из самых лучших дружин в армии у древнеримского императора, которого звали Ликиний. Он являлся жестоким язычником и занимался гонением христианских верующих и всех тех, кто проповедовал веру в Бога.
Сорок великих воинов отказались отречься от христианской веры. Они погибли в страшных мучениях. Ликиний приказал завести их в Севастийское озеро. За ночь оно полностью покрылось льдом. Этого императору показалось мало, и для того чтобы смерть была более мучительной, он приказал затопить на берегу баню. Один из воинов вышел из озера, не выдержав мучений, но тут же упал замертво. Тогда надзиратель, который был поражен мужеством этой дружины, тоже зашел в озеро, сказав при этом: «Я тоже христианин». Их опять стало 40.