Глава 3. Поклонение волхвов. Избиение младенцев. Бегство в Египет и возвращение из него. Двенадцатилетний Иисус в храме


Происхождение и ранние годы

Ирод родился в 74 г. до н.э. в семье прокуратора Иудеи Антипатра, выходца из народа идумеи. Антипатр активно поддерживал экспансию римского государства на иудейскую землю. После завоевания Иудеи в 63 году он стал фактическим правителем этих земель.

Так же, как и отец, Ирод поддерживал римское правительство, стремящееся к расширению своего влияния в восточном направлении. В 48 г. он становится прокуратором Галилеи, где заслужил одобрение римлян в связи с подавлением восстания иудеев под руководством Иезекии. Через год молодой прокуратор становится полноправным гражданином Рима.


Царь Ирод Великий

В 40 г. наступление на иудейские территории парфян вынудило его бежать через идумейские земли сначала в Египет, а затем в Рим. Талантливый политик быстро заручился поддержкой императора Марка Антония, который представил его Сенату и настоял на избрании «царем Иудеи».

Избиение младенцев

Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.

Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос – центральная фигура новой христианской религии.

Воцарение

Правящая иудейская династия Хасмонеев поддерживалась парфянскими завоевателями. Новый «царь Иудеи» при поддержке римских солдат, германских наемников и иудеев высадился в Западной Галилеи. Здесь парфянские войска потерпели сокрушительное поражение. Воодушевленные победой молодого полководца, римляне направили для усиления его армии 11 легионов.

В 37 г. до н. э. его армия подошла к стенам Иерусалима, где правил Антигон II — царь из рода Хасмонеев. После долгой осады римляне вошли в город, возведя на иудейский трон Ирода. В период осады он женился на внучке бывшего первосвященника Гинкара II, принадлежащего к одной из ветвей династии Хасмонеев. Мариамне стала любимой из 10 жён нового правителя.

Сразу после воцарения правитель предпринял решительные шаги для обеспечения безопасности своего правления. Он казнил 45 самых активных сторонников Хасмонеев. Используя расположение Марка Антония, он добился казни Антигона II, находящегося в Антиохии. Жёсткие меры настроили против царя иудеев, но в то же время держали их в постоянном страхе.


Вход Ирода в Иерусалим. Миниатюра Жана Фуке, XV век

Чтобы предотвратить посягания на трон представителей предыдущей династии, царь решил умертвить всех, оставшихся в живых Хасмонеев. После Антигона были убиты Аристовул — младший брат Мариамне. Затем Ирод хитростью расправился с Гирканом II. Из старой правящей династии в живых остались вторая жена правителя и её мать Александра.

Вскоре под предлогом супружеской неверности супруга царя была обезглавлена. Такая же судьба постигла её родительницу. Теперь прямыми наследниками иудейской династии являлись лишь сыновья самого Ирода от Мариамне.

Через 6 лет произошёл ряд событий, которые заставили основателя новой правящей иудейской династии, вновь проявить талант правителя и политики.

  1. В 30-м г. до н. э. произошло сражение между соправителями Марком Антонием и Октавианом Августом. Антоний потерпел поражение, но иудейский правитель сумел установить контакт с единоличным римским императором и заручиться его поддержкой.
  2. На южные границы Иудейского царства напали племена арабов, которых выдворила наёмная армия.
  3. Землетрясение, произошедшее недалеко от Иерусалима, привело к сильным разрушениям. Под городскими развалинами погибли 30000 иудеев. По инициативе царя в Иерусалиме и других иудейских городах началось активное строительство.

Начало правления

Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.

Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный – он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.

Царь-строитель

На фоне новых городских построек, возведённых в эллинистическом стиле, Иерусалимский Храм выглядел старым и обветшавший строением. Ирод повелел перестроить здание. Строительные работы велись в течение 9 лет, при этом новое строение сохранило прежнее название — Второй Храм. В начале XXI в. археологам удалось обнаружить каменоломни, из которых добывался материал для строительства храма.


Второй Иерусалимский храм, перестроенный царём Иродом (реконструкция)

Помимо культовых построек в главном городе Иудеи возводились дворцы, укрепленные цитадели и амфитеатры. В театре расположенном, на окраине города проводились регулярные гладиаторские бои, скачки, спортивные состязания.

Созидательная деятельность Ирода вызывала у иудейского народа неоднозначную реакцию. С одной стороны, восстановление Второго Храма было воспринято положительно, но строительство амфитеатров и языческих святилищ вызывало недовольство правоверных иудеев.

Интересно! Активное городское строительство велось и в других иудейских городах. В эллинистическом стиле перестроили города Самария, Газа и Массада. Были заложены крепости Иродион и Есевон.

После воцарения и уничтожения своих противников царь Ирод занялся строительством

Закрепившись на троне, Ирод Великий занялся активным строительством. В первую очередь он начал реконструкцию Второго храма или Храма Зоровавеля, при этом он сохранил своё название и по-прежнему назывался Вторым Храмом. Реконструкция продолжалась 9 лет, начиная с 22 года до н.э. служба все это время в нём не прекращалась.

Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого (Второго Храма). Вмдя что Второй Храм обветшал и плохр смотриться на фоне новых величественных зданий Ирод решил перестроить его


Останки амфитеатра Севастии. Царь Ирод перестроил и переименовал несколько городов, в том числе Самару, которая стала Севастией (Себастией)

Ирод также построил в пригороде Иерусалима амфитеатр, а также в самом городе дворец, который стал называться Дворец Ирода Великого, а также цитадель Антонию. Память своего умершего брата он увековечил, построив мавзолей с башней. Его высота не уступала Фароссокому маяку (Ид., 16,5:2).

При царе Ироде Самара стала называться Севастией.

Кроме того, царь построил и перестроил ряд городов. Некоторые из них получили новые имена, так Самара стала Севастией, а Стратова Баншня — Кесарией. Строил он из за пределами территории Иудеи, возведя пифиский храм на острове Родос в благодарность за гостеприимство.

Стоит также отметить, что когда в 25 году до н.э. в Иудейском царстве из-за неурожая начался город, Ирод Великий собрал в своём дворце золото и обменял его в Египте на хлеб. Кроме того, он в это период два раза снижал налоги. Это смягчило отношение к нему в еврейском народе, который возмущали эллинистические пристрасти царя.

Смерть

В Священном Писании указывается, что Ирод умер страшной смертью — его заживо съели черви. В исторических источниках указывается, что перед смертью царь мучился сильными болями в животе. Лекари не смогли ему помочь, и он смирился с неизбежной смертью. После казни Антипатра правитель назначил своим наследником Архелая. Также он щедро одарил своих лучших воинов.

Архелай организовал отцу похороны, достойные великого правителя. Его тело поместили на золотые носилки, укрыли порфирой. Его похоронили в цитадели Иродион, на самой вершине холма. Его могила была обнаружена израильскими археологами в 2007 г.

Существует несколько мнений о дате смерти Ирода Великого.

Общепринятой датой его смерти считается 4 г. до н. э. Эта дата подтверждается следующими фактами:

  1. Правление детей Ирода начинается в 5-4 гг. до н. э.
  2. В источниках указывается точная дата рождения царя и количество прожитых им лет. Исходя из этих сведений, можно сделать вывод, что он умер в 4 г. до н. э.

Но по библейской периодизации, основанной Дионисием Малым, следует, что Ирод Великий являлся правителем Иудеи во время рождения Иисуса Христа, которое произошло в 1 г. н. э. Согласно этой версии, он умер в начале первого года новой эры.

Интересно! Некоторые историки считают, что дата смерти действительно приходится на 4 г. до н. э., а вот рождение Христа произошло несколько раньше времени, определённым Дионисием Малым.

Ирод

Ирод

:

а) Великий

(Мф. II, 1) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском.

Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями.

Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лк. III, 1).

Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном!

прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим;

б) Ирод Архелай

. См. Архелай;

в) Ирод Агриппа

II. См. Агриппа;

г) Ирод Антипа

. См. Антипа;

д) Ирод Агриппа I

(Деян. XII, 1 и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. (Деян. XII, 1–10). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями (Деян. XII, 20–23);

е) Ирод Филипп I

(Мк. VI, 17) – сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четвертовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой (Мф. XIV, 3, Мк. VI, 17, Лк. III, 19). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком;

ж) Ирод Филипп II

– сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четвертовластника (Лк. III, 1). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией (Мф. XVI, 13); им возобновлен г. Вифсаида в Нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 г. по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

Агриппа II,

родившийся в 27 н.э., казался слишком молодым, чтобы наследовать отцу, и потому было восстановлено правление прокураторов. В 48 н.э. Агриппа II стал царем Халкиды в Ливане, царстве, где прежде правил его дядя Ирод Халкидский, а в 53 он был назначен также царем Северной Палестины. Подобно своему отцу и дяде, Агриппа II получил право назначать первосвященников, что позволяло ему оказывать значительное влияние на иудеев. Его сестра Друзилла вышла вторым браком за римского прокуратора Феликса, перед Феликсом и Агриппой II был вынужден оправдываться апостол Павел (Деян

25–26).

Во время Иудейской войны 66–70 н.э. Агриппа II тщетно пытался восстановить мир между своим народом и римлянами. В конечном счете он принял сторону римлян, переехал в Рим, где занимал должность претора и жил до своей смерти в 100 н.э.

Религиозные скандалы

Кесария, безусловно, стала столицей язычников Древнего Рима. Но святой город Иерусалим также попал под угрозу языческого влияния. Напряжение сосредоточилось на проблеме Второго Храма – здания, которое стало символом сложных отношений Ирода с его верой.

Ирод организовал реставрационную программу для храма. Здание было облицовано белым камнем, а площадь вокруг него расширена вдвое. Царь пытался заслужить расположение иудеев, реставрируя их храм, но использовал греческий архитектурный стиль, что явно не добавило ему популярности. А территорию вокруг здания вскоре заполнили многочисленные ростовщики.

Но самый, пожалуй, значительный религиозный скандал разразился вокруг гробницы царя Давида в Вифлееме. Долгое время ходили слухи, что легендарный царь похоронен вместе со своими сокровищами. У Ирода на строительство Кесарии ушло много средств, и он решил попытать счастья в гробнице царя Давида. Историки сообщают, что никаких сокровищ он там не обнаружил. А сам Ирод рассказывал, что два его стража мгновенно погибли в пламени, вырвавшемся из недр гробницы, как только они в нее проникли, а ему самому пришлось спасать свою жизнь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]