Тайная вечеря (1495-1498). Без преувеличения самая известная настенная роспись. Хотя увидеть вживую ее сложно.
Находится она не в музее. А в той самой трапезной монастыря в Милане, где когда-то и была создана великим Леонардо. Вас туда пустят только по билетам. Которые нужно покупать за 2 месяца.
Сама я фреску пока не видела. Но стоя перед ней, у меня бы завертелись в голове вопросы.
Зачем Леонардо понадобилось создавать иллюзию объёмного пространства? Как ему удалось создать таких разнообразных персонажей? Рядом с Христом – Иоанн или все же Мария Магдалина? И если изображена Мария Магдалина, то кто среди апостолов – Иоанн?
Иллюзия присутствия
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия. Wga.hu
Леонардо задумывал гармонично вписать своё произведение в окружающую обстановку. Он выстроил идеальную перспективу. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображённое.
Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
Ещё один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо потребовал замуровать дверь. На той стене, на которой должна была появиться фреска.
Трапезная была очень популярна в городе среди горожан. Через эту дверь носили еду из кухни. Поэтому настоятель монастыря настаивал ее оставить.
Леонардо рассердился. Пригрозив, что если тот не пойдёт ему на встречу, он напишет его Иудой… Дверь замуровали.
Еду начали носить из кухни по длинным галереям. Она остывала. Трапезная перестала приносить тот же доход. Вот так Леонардо создал фреску. Но закрыл доходный ресторан.
Но результат всех поразил. Первые зрители были ошеломлены. Создавалась иллюзия, что вы сидите в трапезной. А рядом с вами, за соседним столом – Тайная Вечеря. Что-то мне подсказывает, что это удерживало трапезничающих от чревоугодия.
Через какое-то время дверь вернули. В 1566 году трапезную вновь соединили с кухней. Ноги Христа были “срезаны” новым проемом двери. Иллюзия была не так важна, как горячая еда.
Описание сюжета и персонажей
Апостол Варфоломей одет в серо-синий плащ поверх зеленой туники.
Иаков Младший изображен с длинными светлыми волосами и правильным профилем.
Апостол Андрей поднимет руки в жесте, выражающем сомнение в том, насколько сказанное Иисусом может быть правдой.
Иуда сжимает мешок с монетами. Он единственный среди апостолов не освещен светом.
Апостол Петр с нахмуренным лицом крепко сжимает нож в правой руке.
Иоанн — самый младший среди апостолов. Изображен с бледным лицом и женственными чертами лица.
Иисус изображен одиноким в центре картины, поскольку он находится один перед лицом своей судьбы.
Иаков Старший раскидывает руки в жесте, выражающем его удивление по поводу того, что он слышит.
Апостол Филипп прижимает руки к груди, выражая свою душевную боль, невиновность и преданность Иисусу.
Апостол Фома изображен с поднятым указательным пальцем. Он жестом будто показывает, что предатель за все заплатит.
Матфей протягивает руки к центру сцены и смотрит на апостолов, будто спрашивая: «Вы слышали, что он сказал?».
Апостол Фаддей изображен в оранжевой тунике, с длинными седыми волосами.
Апостол Симон в недоумении поднимает руки ладонями вверх и разговаривает с Фаддеем.
Тайная вечеря, изображенная Леонардо, проходит в просторном зале с высоким кессонным потолком, с тремя большими окнами позади, открывающими живописный пейзаж, и четырьмя массивными гобеленами на боковой стене. Все элементы архитектуры объединяются в геометрической композиции, цель которой – иллюзия «пробития» стены, чтобы искусственно увеличить пространство, как если бы «Тайная вечеря» была продолжением трапезной.
Зал целиком занимает стол, накрытый белой скатертью, с одной стороны которого сидят Иисус с апостолами. Леонардо запечатлел момент из Евангелия от Иоанна, когда Иисус объявляет о том, что один из двенадцати учеников предаст его. Его заявление вызывает сильное волнение у всех апостолов, кроме Иуды. Облик каждого из них выражает боль, недоверие, изумление, тревогу. Группами по три человека они расположены вокруг Иисуса, сохраняющего спокойствие, безмятежность и невыразимую статическую силу. Он изображен почти как божество, возвышающееся над человеческим несовершенством и страстями, которые воплощены в лице апостолов.
Сюжет часто встречается в иконографии христианского искусства. В 15-м веке он представлен согласно определенной схеме – с Иудой, изолированным от других персонажей на противоположной стороне стола. Но Леонардо изменил такой подход, чтобы избежать фрагментации и, как следствие, уменьшения драматизма.
Он размещает всех на одной стороне стола, симметрично фигуре Иисуса, понимая, что предательство – часть божественного плана, а Иуда – всего лишь инструмент в руках Бога:
- слева (справа от Иисуса) – Варфоломей, Иаков Младший, Андрей;
- за ними – Иуда, Петр и Иоанн;
- справа (слева от Иисуса) – Фома, Иаков Зеведеев (Иаков Старший) и Филипп;
- последняя группа – Матфей, Иуда Фаддей и Симон Хананеянин.
Каждый из учеников занимает определенную часть пространства, которая практически не меняется от фигуры к фигуре (за исключением Христа, находящегося отдельно). В картине присутствует несколько намеков на «тройку» (Святую Троицу). Апостолы в группах по три человека, три окна, фигура Иисуса образует треугольник. Все образы освещены светом, идущим слева, за исключением Иуды Искариота, который остается почти в тени.
Первая тройка слева – Варфоломей, Иаков Младший и Андрей
Начиная с крайнего левого угла по отношению к зрителю расположены Варфоломей, Иаков Младший и Андрей.
Варфоломей – молодой человек с вьющимися каштановыми волосами и едва заметной бородкой на лице. Он одет в серо-синий плащ поверх зеленой туники, завязанной на правом плече. Возмущенный, он энергично встаёт, опираясь руками о стол и наклонившись вперед в сторону Иисуса.
Иаков Младший – молодой мужчина с длинными светлыми волосами и правильным профилем, с намеком на бороду, одетый в оранжевую тунику с синим контуром в области шеи. Он сидит, повернувшись к центру сцены. Правую руку он кладет на плечо Андрея, сидящего рядом, в то время как левой рукой, за плечами Андрея, он пытается дотянуться до Петра.
Андрей – пожилой мужчина с редкими седыми волосами и длинной бородой. На нем туника цвета охры и темно-зеленый плащ, покоящийся на плечах. Он сидит, повернувшись лицом к центру сцены, и держит руки поднятыми до уровня груди с ладонями, раскрытыми в знак сомнения в том, насколько сказанное Иисусом может быть правдой.
Вторая тройка – Петр, Иуда и Иоанн
Петр – человек в годах, убеленный сединами, в синей тунике с желтым плащом поверх, который сполз с одного плеча. Его лицо нахмурено, он наклоняется вперед и кладет левую руку на плечо Иоанна, спрашивая, о ком говорит Иисус. Правая рука, крепко сжимающая нож, упирается в бок.
Иуда, темноволосый мужчина, сидящий между Петром и Иоанном, сжимает мешок с монетами. Обернувшись на три четверти к Иисусу, он упирается правым локтем в стол и в волнении опрокидывает солонку. Левой рукой он дотягивается до хлеба, который с противоположной стороны собирается взять Иисус. Иуда одет в синюю тунику и зеленый плащ, прикрывающий только левую сторону его тела. Он единственный среди апостолов, кто не освещен светом, идущим слева.
Иоанн, младший из двенадцати апостолов, брат Иакова Старшего. Его голова наклонена к Петру, лицо бледное, руки скрещены как в молитве и лежат на столе. Он слушает Иисуса, слова которого его сильно огорчают. У Иоанна длинные светлые волосы и женственные черты лица. Он носит синюю тунику и розовый плащ, прикрывающий левую сторону его тела.
Справа от Христа – Фома, Иаков и Филипп
Иаков Старший – мужчина в зеленой тунике с волнистыми каштановыми волосами, ниспадающими на плечи. Он изображен с руками, раскинутыми в жесте, который подчеркивает его удивление по поводу того, что он только что услышал.
Фома по прозвищу Дидим (Близнец), находящийся позади Иакова Старшего, – человек с удлиненным лицом, темной бородой и густыми вьющимися волосами. Зритель видит только левую часть его лица в профиль. Он сжимает руку в кулак с поднятым указательным пальцем, как бы говоря: «Клянусь, мы заставим его заплатить».
Филипп – молодой мужчина с длинными волосами и безбородым лицом. На нем оранжевый плащ, под которым видна синяя туника. Он стоит, прижимая руки к груди в жесте душевной боли, выражая свою преданность и невиновность.
Замыкающие композицию апостолы Матфей, Фаддей и Симон
Матфей – молодой человек с каштановыми волосами и едва заметной бородой, который носит тунику и плащ в оттенках синего. Он привстал и поворачивается к Фаддею и Симону, но руки протянуты к центру сцены. Он будто спрашивает: «Вы слышали, что он сказал?».
Фаддей – пожилой мужчина с бородой и длинными седыми волосами в оранжевой тунике. Он встревожено смотрит на Симона. Левая рука на столе, правой он указывает на Иисуса.
Симон – пожилой мужчина, лысый и с седой бородой, в светлой тунике и темно-розовом плаще. Он разговаривает с Фаддеем, в недоумении поднимая руки ладонями вверх.
Накрытый стол
Тайная вечеря – ритуальная трапеза в честь Песаха, еврейской Пасхи. Традиционно она состояла из пресного хлеба, харосета, горьких трав, жареного ягненка и вина – того, что ели и пили евреи перед бегством в Египет.
Леонардо был вдохновлен банкетами своего времени. Таким образом монахи монастыря могли почувствовать себя присутствующими за столом вместе с Иисусом и апостолами.
На столе, накрытом «скатертью из Перуджи», хлеб, гранат, вино. В блюде слева от зрителя находится рыба. Справа – блюдо, в котором жареный угорь в кисло-сладком маринаде (апельсиновом и гранатовом соке), украшенный апельсиновыми дольками, как идентифицировал его историк кулинарии Джон Варриано в 2008 году.
Это маловероятная еда для Иисуса и апостолов, учитывая, что угорь не кошерная пища (без плавников и чешуи), а апельсины прибыли с Дальнего Востока в 9 веке. Но угорь был типичным блюдом для ломбардского двора и описывается в кулинарных книгах того времени.
Все предметы: прозрачные фужеры, оловянная посуда, кувшины с водой – изображены Леонардо безупречно и подробно, что предвосхищает жанр натюрморта, доведенный до совершенства голландскими художниками-реалистами 17-го века.
Художники адаптировали лица, одежду и обстановку к местам, где они жили и работали. И Леонардо заполняет стол символической, узнаваемой и приемлемой для публики едой. Оловянная посуда, стаканы и скатерть также стимулируют сравнение древнего стола с ренессансным и свидетельствуют об исследованиях Леонардо в области света.
Грандиозная работа
Когда работа гениальна, кажется, что ее создателю не составило никакого труда ее создать. Ведь на то он и гений! Чтобы шедевры выдавать один за другим.
На самом деле гениальность в простоте. Которая создаётся тяжёлым умственным трудом. Леонардо подолгу стоял перед работой в размышлении. Пытаясь найти лучшее решение.
Уже упомянутого настоятеля монастыря это раздражало. Он пожаловался заказчику фрески. Людовико Сфорца. Но тот был на стороне мастера. Он понимал, что шедевры создавать не то же самое, что огород полоть.
Долгие размышления были не совместимы с фресковой техникой (росписью по мокрой штукатурке). Ведь она предполагает быструю работу. Пока штукатурка не высохла. После чего внесить изменения уже нельзя.
Поэтому Леонардо решил рискнуть. Нанося масляные краски на сухую стену. Так у него появилась возможность работать сколько угодно. И вносить изменения в уже написанное.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация. Wga.hu
Но эксперимент оказался неудачным. Через пару десятилетий от сырости краска начала отваливаться. Все 500 лет шедевр был на краю полной гибели. И до сих пор мало шансов, что наши потомки ее увидят.
Повреждения и реставрации
За время своего более чем полутысячелетнего существования фреска была неоднократно повреждена. И самими доминиканскими монахами, которые отрезали нижнюю часть изображения вместе с ногами Иисуса и ближайших апостолов. И войсками Наполеона, которые превратили церковь в конюшню и бросали камни в головы апостолов. И бомбами союзников, взорвавшимися на крыше во время Второй Мировой войны. После причиненного ущерба благонамеренные реставраторы старались исправить нанесенные повреждения, но результат был не очень хорошим.
Уже в конце 20-го века длительная реставрация удалила все предыдущие неудачные попытки восстановления и исправила причиненный фреске ущерб. Но несмотря на это сегодняшняя «Тайная вечеря» – это лишь тень от шедевра, созданного великим живописцем.
На фото ниже представлена реставрированная копия:
Психологическая реакция
Такое разнообразие реакций персонажей нелегко далось мастеру. Леонардо понимал, что люди с разными характерами очень по-разному реагируют на одни и те же слова.
Собравшимся за одним столом в тавернах он рассказывал смешные истории или необычные факты. И наблюдал, как они реагируют. Чтобы потом наделить их жестами своих героев.
И вот мы видим, как отреагировали 12 апостолов. На неожиданные для них слова Христа “Один из вас предаст меня”.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
Варфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол. В этом порыве видна его готовность действовать. Как только он расслышит, кто же предатель.
У Андрея совсем иная реакция. Он в лёгком испуге поднёс руки к груди ладонями к зрителю. Мол, это уж точно не ко мне, я чист.
А вот ещё одна группа апостолов. Уже по левую руку Христа.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
Иаков Заведеев ошарашен услышанным больше всех. Он потупил взгляд, пытаясь осознать услышанное. Раскрыв руки, он сдерживает подступивших Фому и Филиппа. Мол, подождите, пусть Учитель продолжает.
Фома при этом указывает на небо. Бог не допустит такого. Филипп же бросился уверять Учителя, что ему он может верить. Ведь он на такое не способен.
Реакции очень разные. До Леонардо такого никто никогда не изображал.
Даже у современников Леонардо такого вы не увидите. Как, например, у Гирландайо. Апостолы реагируют, разговаривают. Но как-то уж слишком спокойно. Однообразно.
Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1486 г. Фреска в Базилике ди Сан Марко, Флоренция, Италия. Wikimedia.commons.org
Тайны Иисуса и Иуды
Как я уже сказала, Иуда здесь вполне узнаваем, но, помимо кошелька, на символизм его образа указывает и один жест. Он одновременно с Христом тянет руку к пище, что указывает на некое соперничество, что ощущает будущий предатель. Неудивительно, что Леонардо дольше всех работал именно над этими образами. Как отмечают биографы, мастер никак не мог найти подходящие типажи.
В итоге образы наконец были найдены. Иисуса Леонардо написал с певчего в церковном хоре, а в качестве прототипа Иуды послужил бродяга-пьяница. Однако есть искусствоведы, что заявляют, будто Иисус и Иуда были написаны с одного человека. Как видите, загадок да Винчи нам задаёт очень много.
Иуда одновременно с Христом тянет руку к пище, сжимая в другой руке кошелёк с деньгами
Главная загадка фрески. Иоанн или Мария Магдалина?
По официальной версии по правую руку Христа изображён апостол Иоанн. Но он изображён настолько женственным, что легко поверить в легенду про Марию Магдалину.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
И овал лица чисто женский с заострённым подбородком. И надбровные дуги слишком плавные. Еще и длинные тонкие волосы.
И даже реакция у него чисто женская. От услышанного ему/ей стало не по себе. Бессильно он/она прильнул(а) к апостолу Петру.
И руки у него/неё безвольно сложены. А ведь Иоанн до призвания Христом был рыбаком. То есть тем, кто тягал многокиллограммовую сеть из воды.
Сила композиции Тайной вечери
Несмотря на своё плачевное состояние, красота Тайной Вечери Леонардо остаётся первоначальной, потому что притягивает она высочайшей интеллектуальностью своей композиции. Апостолы выглядят невероятно правдоподобно, как будто заваливают Христа вопросами: «Да что ты говоришь?», «Что ты хочешь этим сказать?». Один апостол смотрит на него с подозрением. Другая группа апостолов смотрят не на Иисуса, а стараясь понять смысл его слов. Андрей поднимает руки, Иаков тычет пальцем, словно угрожая, Фома разводит руки, ошеломлённый и раздражённый, Филип, опять же, жестами, как бы порицает: «Я столько для тебя сделал, я отдал тебе своё сердце, а ты ко мне так относишься!».
Но самая удачная и эмоционально насыщенная группа — это группа с Иудой. У Иуды темнее кожа, чем у других, это единственная застывшая фигура. Пока другие движутся в оживлении — Иуда спокоен, потому что то, что он должен сделать он сделает.
Самый необычный образ — это образ апостола Иоанна. Американский писатель Дэн Браун в своём романе «Код Да Винчи» увидел в нём образ Магдалены, но на самом деле Иоанн и раньше изображался всегда рядом с Иисусом и в его чертах всегда присутствовала некая женственная грация. Само присутствие женщины в те времена за столом, где сидят одни мужчины, было априори невозможно. То есть фигура, склонившая ухо к губам Петра, слушая то, о чём ему по-секрету хочет поведать апостол, может быть только Иоанном. Благодаря такой композиции, между Иисусом и Иоанном формируется идеальный перевёрнутый треугольник, великолепная «V», которая оставляет Иисуса в своём одиночестве. Такое отделение Иоанна от Иисуса является огромным композиционным новшеством в подобной иконографии.
А где же Иоанн?
Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем. Вот и два претендента.
Тайная вечеря. Слева: Варфоломей. Справа: Матфей.
Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.
А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.
Картины Леонардо да Винчи. Слева: “Мадонна в скалах” (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр. Справа: “Иоанн Креститель”. 1516-1518 гг. Лувр.
Выбирайте сами, что вам больше нравится. Верить в легенду о Марии Магдалине или придерживаться официальной версии искусствоведов. От этого значимость “Тайной вечери” не уменьшится.
Ведь это единственное творение Леонардо, которое было доступно людям на протяжении всех веков. Все остальные картины до 19 века хранились в частных коллекциях. И их лицезрели лишь их владельцы.
О других шедеврах мастера читайте в статьях:
“Мона Лиза. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”
“Мадонна Литта. Необычные детали шедевра”
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии
других читателей
смотрите ниже
. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Как купить билеты в последний момент
Как же увидеть знаменитую фреску Леонардо?
Перелопатив весь интернет и проанализировав десятки сайтов-посредников, я могу рекомендовать только один надежный сайт для покупки билетов онлайн “в последний момент” – это www.getyourguide.ru
Заходим в раздел Milan и выбираем билеты стоимостью от 44 евро с англоязычной экскурсией – такие билеты есть в продаже примерно за неделю-две.
Если нужно увидеть Тайную Вечерю срочно, тогда выбирайте вариант за 68 евро с экскурсией по Милану.
Например, 18 августа вечером мне удалось забронировать билеты на 21 августа, в то время, как на официальном сайте ближайшее свободное окно не раньше декабря. Стоимость 2-х билетов с групповой экскурсией по Милану получилась 136 евро.
Время работы: с 8-15 до 19-00 с перерывом с 12-00 до 15-00. В предпраздничные и праздничные же дни церковь работает с 11-30 до 18-30. Выходные – 1 января, 1 мая, 25 декабря.
Месторасположение и история создания:
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.
Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.
На фото Церковь Санта-Мария-делле-Грацие.
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.
На фото «Тайная вечеря» в трапезной.