Современные чудеса преподобного Феодосия Кавказского


Пустынь, храм и источник преподобного

Пустынь Феодосия Кавказского находится на хуторе Горный недалеко от Новороссийска. Здесь известен источник, который, согласно преданию, забил из земли по молитве старца и которому он испросил у Бога чудотворную силу. В 2011 году в пустыни завершено строительство храма. Пустынь относится к Новороссийской епархии, источник прп. Феодосия на сайте епархии обозначен в числе ее святынь.

Часовня у святого источника прп. Феодосия Кавказского в п.Горном.

Несмотря на то, что прп. Феодосий Кавказский до настоящего времени не прославлен для общецерковного почитания, он чтится многими верующими как подвижник, исповедник, чудотворец.

Молитвы преподобному Феодосию Кавказскому


Молитва первая
О, святый угодниче Божий, преподобне отче Феодосие! Ты, от юности Христа возлюбивый и Единому Ему последовавый, удалился на Святую гору Афонскую, в удел Матери Божией, и оттуда ко Гробу Господню притекл еси. Там во священном сане много лет пребывая, совершал усердные моления за Землю Российскую, за Церковь Православную и за народ русский. Егда же постигло Русь Святую лихолетие безбожия, оставил ты Афон и Иерусалим и вернулся во Отечество свое, разделяя горе и страдания народа своего и Церкви нашей святой, как монах и священнослужитель, даже до темничного заточения. Вера твоя, кротость, смирение и терпение умиляли огрубевшие сердца в заточении с тобою пребывавших.

В годы брани ты, отче, помогал народу православному одолеть врага и супостате, и многих, от уныния, горя и отчаяния жизнь свою покончить хотевших, спасл еси. Помощию твоею укреплялись верные в уповании своем, яко Господь не оставит Отечество наше, Матерь Божия сохранит удел Свой, и гнев Божий Ея молитвами на милость претворится.

Многотрудный твой подвиг Христа ради юродства удивил, отче, не только нас земных, но и небожителей, являвшихся тебе. Вот что может сотворить молитва праведника, верою крепкой поспешествуемая.

Ты знаешь нужды и печали наши, преподобне отче Феодосие, знаешь и желание наше со Христом быти. Пройдя тесный и тернистый путь земного бытия, ты нес ярем тяжкий от братий своих, от неверных и соплеменников. Вспомни о нас, старче Божий, у престола Господня, ибо ты обещал помогать всем, кто обратится к тебе. Память на земле Кавказской о тебе, отче, не оскудевает и поныне: с верою и упованием притекают православные люди к месту твоего упокоения, прося заступления и помощи.

Просим же тя, преподобне отче Феодосие: помоги нам в трудный час жизни, в минуты скорбей и страданий, умоли Начальника Мира Господа, да умягчит он злые и огрубевшие сердца человеческие и умирит народы Кавказа. Да разорит нечестивые советы раскольников и еретиков, восстающих на Церковь Русскую Святую.

Твоими молитвами, святче Божий, да простит нам Господь всякие прегрешения, да минуют нас стрелы вражия и козни диавольския. Испроси у Творца и Промыслителя жизни нашея Господа время на покаяние, от пагубы избавление, болящим здравие, падшим восстановление, скорбящим утешение, чадам во страхе Божием воспитание, отходящим к вечности благое уготовление, отшедшим упокоение и Небесного Царствия наследование.

Буди, отче Феодосие, покровителем и помощником всем верным земли Кавказской. Да укрепится и умножится на ней и во всей Руси Великой Святое Православие. Мы же, укрепляемые святыми твоими молитвами, прославим Живоначальную Троицу и твое освященное Богом имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, преподобне и Богоносне отче Феодосие! Призри на нас, грешных, тебе моление сие приносящих, и умоли о нас Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Богородицу и Приснодеву Марию, во еже избавитися нам исцелением от недугов многоразличных плотских и духовных, и хворей, и порчи, и получити нам от Господа Бога прощение согрешений наших, и стяжати Духа Святаго, Господа Животворящаго, во вспоможение брани на супротивныя и залога Царствия Отца нашего Небеснаго.

О Старче таинниче и чудне! Простри жезл молитвенный свой, да изведеши нас своими мольбами от волков мысленных из ада грехов и непотребств, непослушания и противления нашаго, иже творим на всяк день и нощь, непотребнии, яко ты ходатай сильный еси пред Господом и Царицей Небесной.

Молим тя, живыя, и о мертвых, яко ты и из тартара исхищаеши силою молебствия святаго своего, да сопричтутся десным овцам Христа Бога нашаго.

Настави нас, юродиве Феодосие, на ум, во еже знати Пресвятую Троицу, Единаго Господа Бога нашаго, милующаго и спасающаго, и Едину Чистую и Всепетую Марию Деву, Державную Владычицу нашу и Матерь. Да пребывает с нами Утешитель твоими мольбами, во еже избавити нас от всякия скверны и соделать причастниками Царствия Отца нашаго Небеснаго. Ему Всежданному и Всевожделенному Царю, Создателю и Господу Богу нашему, яко Благ и Человеколюбец еси, поклонимся и воздадим славу, и превознесем Пречестное и Великолепое Имя Его, Отца и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие старца

Феодор Кашин родился в Пермской губернии, родители были крестьянами. Год его рождения точно не известен, указываются 1841, 1848, 1862 годы. Противоречивы и фрагментарны биографические данные о первых годах жизни Феодора, но известно, что подростком он ушел на Афон. Настоятель монастыря (предполагается, что это был Иверский монастырь, называют также обитель Положения Пояса Богородицы) не хотел принимать юношу из-за его возраста, однако Феодор сказал, что он сирота, после чего был принят послушником.

Полезные материалы

Некоторые авторы указывают на то, что еще не будучи монахом, в 14 лет, он совершил первое чудо – избавил от беснования жену русского сановника. Так как на Афон запрещен доступ женщинам, послушник отправился к больной на пароход, взяв с собой икону Богородицы. По его молитвам женщина исцелилась. Послушник отказался от вознаграждения, посоветовав отдать деньги игумену обители.

Феодор принял иночество с именем Феодосия, будучи 18-ти лет. Данные о монашеской жизни Феодосия на св. горе Афон так же противоречивы, как и о ранних годах его жизни. Разные источники содержат данные о неоднозначном отношении братии монастыря к Феодосию: ему часто приходилось терпеть гонения, притеснения, а однажды его даже бросили в яму с навозом.

Документальные же источники содержат только данные о «послужном списке» отца Феодосия, то есть о послушаниях, которые довелось ему нести. Так, известно, что в 1897 г. он был рукоположен в иеромонаха.

Сведения о дальнейшем монашеском пути Феодосия вновь разноречивы. По данным житий, составленных его почитателями и духовными детьми, и авторов, которые опираются на эти материалы, иеромонах служил в Константинополе (Стамбуле) на подворье монастыря, потом в Иерусалиме, у Гроба Господня. С. Девятова в книге «Православные старцы XX в.» упоминает о том, что в Иерусалиме Феодосий совершал богослужение на национальных языках паломников, которые приходили в храм, так как владел несколькими языками.

Д. Орехов, однако, представляет служение о. Феодосия несколько иным образом: русские паломники вынуждены были селиться при греческих монастырях, где служба совершалась, конечно, по-гречески. Но «к счастью, находились монахи, как из России, так и из русских обителей святой горы Афон, которые облегчали соотечественникам встречу со святыней». Одним из таких монахов был отец Феодосий, совершавший богослужение по-славянски, что было привычно для паломников из России.

Существует и иное видение служения о. Феодосия в Константинополе и Иерусалиме. Обитель Положения Пояса Богоматери являлась не полноценным монастырем, а так называемой келлией, небольшой уединенной обителью, населенной всего несколькими иноками, каковых на Афоне достаточно много и сейчас. В таком случае отъезд о. Феодосия в Константинополь выглядел как попытка устроить своего рода подворье келлии в этом городе.

Такие попытки иногда предпринимали и другие русские монахи-келлиоты, однако эти инициативы далеко не всегда получали благословение священноначалия и поддержку на родине, где к тому же немалым было давление либеральной общественности, повсеместно недовольной Церковью и монашеством, а также утечкой средств на Афон: келлии: бедные монастырьки, часто обращались на родину за финансовой помощью и получали ее.

Именно крайней неоднозначностью отношения к организации «подворий» келлий, очевидно, был вызван получивший отражение в греческой и русской прессе скандал вокруг служения о. Феодосия: оно расценивалось как самовольное устройство подворья келлии, которая, не будучи монастырем, подворья иметь не может.

К скандалу вокруг самовольной организации подворья, соответственно духу времени, присоединились также обвинения Феодосия в сожительстве с некой девушкой Татьяной, готовившейся к монашескому постригу и находившейся в тесном общении со своим духовным отцом, что получило соответствующую интерпретацию. Обвинения, однако, так и не были доказаны. По-видимому, сложившиеся обстоятельства, сложности во взаимоотношениях со священноначалием – все это так или иначе вынудило о. Феодосия вернуться в Россию.

В начале XX в. (в разных источниках указываются 1906, 1909, 1913 годы) Феодосий посещает родительский дом на Урале, а затем поселяется на юге России (ныне Краснодарский край) в станице Кавказской. Здесь он, очевидно, проживал до 1917 г., после чего переехал на хутор Горный в 27 км от г. Крымска. В Горном им была основана пустынька и построена небольшая церковь.

Иеросхимонах Феодосий Кавказский

Интересный факт

Пустынь имела свое хозяйство, пасеку, полностью обеспечивая себя всем необходимым. Согласно воспоминаниям духовных детей и почитателей, о. Феодосий значительную часть хозяйственных работ выполнял сам, несмотря на уже преклонный возраст. За работой часто заставали его и многочисленные паломники, которые приезжали к нему за советом и духовной помощью.

Достаточно долгое время советская власть не трогала о. Феодосия – возможно, потому, что при помощи своих духовных чад ему удалось организовать при пустыньке приют для беспризорников и одиноких стариков, а борьба с беспризорностью была одной из задач власти после окончания гражданской войны. Жития о. Феодосия указывают на то, что среди его духовных дочерей была жена «всероссийского старосты» М.И.Калинина, Екатерина Ивановна Калинина, что также могло сыграть свою роль, хотя факт этот не подтвержден, равно как не подтверждены и данные о приезде в пустынь самого Калинина. который якобы лично дал разрешение на открытие приюта и даже соответствующую бумагу.

Во всяком случае, до 1927 г. община существовала спокойно, а в 1927 г. старец был арестован. Был осужден по печально известной статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда) и отправлен сначала в концлагерь, затем в ссылку, которую отбывал до 1932 г.

Вернувшись из ссылки, о. Феодосий поселился в городе Минеральные Воды и принял на себя подвиг юродства: представлялся безумным, называл себя «мой дяденька», «дедушка Кузюка», совершал странные и необъяснимые поступки, отчего большинство людей считали его «тронутым», хотя и безобидным. Согласно сохранившимся воспоминаниям, «дедушка Кузюка» неоднократно помогал людям в кризисных и критических ситуациях.

Например, женщине, недавно вернувшейся из тюрьмы и не имеющей возможности устроиться на работу, он передал деньги, прикровенно обличив ее за мысли о самоубийстве:

«Когда дьявол вкладывает в ум нехорошие мысли, Господь говорит моему дяденьке и посылает в тот дом, чтобы отвратить зло и погибель души».

Рассказывали о случае, происшедшем в период Великой Отечественной войны, когда «дедушка Кузюка» спас от гибели людей в детском саду: во время прогулки позвал детей и побежал от них. Вслед за малышами из садика выбежали воспитатели – почти сразу после этого началась бомбежка и бомба разрушила детский сад, но люди, успевшие покинуть здание за несколько минут до взрыва, остались живы и даже не пострадали. Обладал старец и даром исцелений.

В эти годы Русская Церковь испытывала не только гонения от светских властей, но и внутренние проблемы, связанные как с разного рода расколами, так и с реакцией духовенства и мирян на декларацию митрополита Сергия (Страгородского), в которой содержалось признание Церковью советской власти. Значительная часть духовенства не поддержала декларацию и перестала поминать митрополита Сергия на богослужениях.

К числу таких «непоминающих» принадлежал, по ряду свидетельств, и иеромонах Феодосий, что впоследствии дало основания для его особого почитания со стороны так называемой Катакомбной церкви («Истинно-православная церковь»), а также разного рода спекуляций вокруг канонических и богословских взглядов старца. Так, некоторые авторы считают о. Феодосия не только «напоминающим», но и приверженцем «имяславия», движения, возникшего в начале XX в. среди русских монахов, проживавших на Афоне, основным богословским постулатом которого было учении о незримом присутствии Бога в Его Имени.

Движение получило неоднозначные оценки в церковной среде и Святейшим Синодом было официально объявлено еретическим. Однако приверженность о. Феодосия «имяславию» не подтверждается. Установлению истины в этих спорных вопросах, безусловно, препятствовал как принятый о. Феодосием подвиг юродства, не предполагавший открытого исповедания веры, так и вообще условия времени, гонения, давление властей, на дававшие возможность для открытого изложения богословских позиций.

Иеромонах Феодосий (Кашин) скончался в Минеральных Водах в 1948 г., уже после войны.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Минеральные Воды

Покровский храм в городе Минеральные Воды был возведен взамен полностью уничтоженного в годы советской власти собора под этим же именем. Построенный всем миром, этот храм ныне является одной из главных достопримечательностей Минвод. Величественный Покровский собор с девятью куполами удивляет одновременно и своей простотой, каноническими правильными формами. Красивый снаружи, впечатляет он и изнутри своим великолепным убранством, четырехъярусным иконостасом и росписью стен прекрасными фресками. Очень чисто и красиво звучат колокола звонницы собора.

Где находятся мощи, адрес в Минеральных Водах

Торжественное богослужение в день празднования памяти прп. Феодосия Кавказского

11

Апрель

1995 года

В этот день состоялось обретение мощей преподобного Феодосия Кавказского в Минеральных Водах.

Сейчас они находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы по адресу: Пятигорская ул., 35, Минеральные Воды.

День памяти

8 августа н. ст. (26 июля ст. ст.)

Чудеса наших дней

Известны как прижизненные, так и многочисленные посмертные чудеса святого, связанные с исцелениями больных, помощью в житейских и духовных делах, свидетельства о которых собираются и записываются. В качестве примера можно привести рассказ о посмертном чуде прп. Феодосия иеромонаха Василия Лукьянова, духовника Ставропольской епархии, одного из старейших ее священнослужителей:

«Дивны дела, которые могут совершать святые по вере в их благодатную силу. С такой верой получила исцеление уборщица Андреевского Кафедрального собора Надежда Белозерова 62-х лет. Она поехала как паломница на могилку старца Феодосия. Поездка была нелегкой. Сломался автобус, далее поехали на попутной машине. Прибыв на могилку, женщина с благоговением поклонилась перед местом покоя великого Старца и начала читать акафист Спасителю. По прочтении акафиста она с глубокой верой обратилась к святому Феодосию: «Отче Феодосие, исцели меня!» Тотчас же ей сделалось плохо. Она побледнела и не могла стоять на ногах. Присев на лавочку, она стала звать своих спутниц на помощь. Они были заняты молитвой, но увидев, что Надежде плохо, подошли к ней и дали ей валидол. Почувствовав, что никакой пользы нет, женщина произнесла: «Мне плохо, я умираю…».

Тут вдруг появился старичок и сказал: «Ей нужно дать масло из лампадки святого Феодосия». Налив масло и насыпав в него немного земельки с могилочки, он дал умирающей. Как только она проглотила глоток этого масла, ей стало легче, и она почувствовала себя совершенно здоровой. Как будто ничего с ней не было. Так по молитвам старца Феодосия Надежда Белозерова очистилась, исцелилась и теперь со страхом Божиим трудится в Андреевском кафедральном соборе».

Иеромонах Феодосий (Поддубоцкий)

Иеромонах Феодосий (Владимир Сергеевич Поддубоцкий) родился 19 июня 1979 года в г. Ступино Московской области в семье служащих.

В 1994 г. Окончил среднюю школу г. Ступино Московской области.

В 1997 г. Профессиональное училище № 52 г. Ступино Московской области.

С 2001 по 2011 гг. проходил обучение в Коломенской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии.

8 апреля 2003 года игуменом Григорием (Щелкуновым) в КДС пострижен в мантию с наречением имени Феодосий, в честь преподобномученика Феодосия (Бобкова) Новомученика Ступинского.

2 мая 2003 года в храме Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино Московской области Архиепископом Можайским Григорием рукоположен в сан иеродиакона.

27 сентября 2003 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен в сан иеромонаха.

В 2003 г. назначается в штат храма Всех Святых в земле Российской просиявших города Ступино Московской области.

В 2003 г. назначен помощником благочинного церквей Ступинского района.

В 2005 г. назначен настоятелем Тихвинской церкви города Ступино Московской области.

В 2006 г. награжден правом ношения набедренника.

В 2007 г. назначен по совместительству, настоятелем Знаменской церкви села Старая Кашира Ступинского района Московской области.

В 2009 г. награжден правом ношения наперсного креста.

В 2009 г. освобождён от обязанностей помощника благочинного церквей Ступинского округа, настоятеля Тихвинской церкви города Ступино и Знаменской церкви села Старая Кашира Ступинского района и зачисляется в братию Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.

В 2010 г. почислен из братии Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова и назначается в штат Анно-Зачатьевского храма города Чехова Московской области.

В 2013 г. назначен настоятелем Никольского храма деревни Кулаково Чеховского района Московской области с оставлением в прежней должности.

В 2015 г. грамота Благословенная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Имеет общецерковные и государственные награды:

2009 г. — орден св. вмч. Феодора Стратилата;

2010 г. — медаль Отдела по работе молодежи РПЦ «Пастырь Добрый»;

2012 г. — орден свт. Феодосия Черниговского УПЦ МП;

2015 г. – «БЛАГОДАРНОСТЬ» Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления Министерства Внутренних Дел России по Московской области. Начальник генерал-майор полиции В.В. Кузнецов;

2015 г. – «ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА» ГУ МВД России по Московской области. Начальник генерал-лейтенант В. К. Пауков

2016 г. – почетная медаль «ЗА ДОБЛЕСНЫЙ ТРУД» Москва, Кремль;

2016 г. – «БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ГРАМОТА» Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления Министерства Внутренних Дел России по Московской области. Начальник генерал-майор полиции В.В. Кузнецов;

2016 г. – «БЛАГОДАРНОСТЬ» ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Заместитель Министра генерал-полковник полиции А. В. Горовой;

2017 г. – Член ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА. Министерства внутренних дел Российской Федерации. Удостоверение: ОСТ № 001254. ГУ МВД России по Московской области. Начальник генерал-лейтенант В. К. Пауков;

2017 г. — «ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА» Федерального казенного учреждения «Научно – исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Начальник генерал-майор полиции О. М. Порташников;

2017 г. — «ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА» ГУ МВД России по Московской области. Начальник генерал-лейтенант В. К. Пауков;

2018 г. – «БЛАГОДАРНОСТЬ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ. Руководитель Федерального агентства по делам национальностей И. В. Баринов.

2018 г. — медаль «ЗА ЗАСЛУГИ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ» Председатель Национального комитета общественных наград при Правительстве РФ М. И. Ситников;

2019 г. — «ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА» Общественного совета при ГУ МВД по Московской области. Председатель общественного совета при ГУ МВД России по Московской области генерал-майор Л. М. Романов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]