«Православный анекдот – как морская свинка. Не имеет отношения ни к Православию, ни к анекдотам»
Вот так, шутливо и остроумно, ответил протоиерей Георгий Гуляев на вопрос PravLife о православном юморе.
А для серьезного ответа пресс-секретарь Донецкой епархии сослался на свое большое интервью о православных и юморе в программе «Дорога к храму».
Добрый юмор связывает людей
«Все мы разные, и у каждого свой пусть к спасению. И если у кого-то есть чувство юмора, оно будет сохраняться – поддержать малодушных и того, кто находится в унынии. А у кого нет чувства юмора, того нельзя заставлять улыбаться – у него другие таланты, другой путь.
Юмор и смех – проявления человека как такового. Животные не умеют смеяться. Только человеку присуще такое чувство, при котором он проявляет такую эмоцию, как смех. И, как в любой своей деятельности, человек может все испортить. Бог дал нам смех, а это Божий дар, но есть люди, которые и себя разрушают этим чувством, и других. Потому что есть юмор, сатира, ирония, насмешка, сарказм и т.п..
Добрый юмор не только улучшает настроение – он связывает людей. Он может быть тем словом, которое лечит. А поскольку юмор – это слово или действие, он может и калечить. Когда от такого юмора человек приходит в состояние пустоты, уныния, озлобленности. Поэтому если человек имеет природную смешливость и ведет духовную жизнь, он будет контролировать это чувство».
«Чтобы помочь человеку бороться со своими грехами»
«Отдельные фразы Христовы исполнены образности и иронии, их можно назвать афоризмами. Христос уходит от прямого смысла. Это и есть тот тонкий юмор, тот особый подход к человеку, который использует Спаситель для того, чтобы исцелить его. Где-то Христос поступает остроумно. Например, его просят сказать, нужно ли платить налоги, вот он и отвечает «Кесарю – кесарево, а Богу – Божье».
Или умение поставить человека на место, где есть тонкий Евангельский юмор, тонкий поход к человеку. Христа вообще сложно понять. Сложно понять без любви».
«Преподобный Иоанн Дамаскин как-то сказал: «Если бы пост состоял в том, чтобы не есть мяса, тогда святыми были бы коровы». Мне кажется, это смешно. Это юмор – тонкий, хороший, меткий. И это пример христианского юмора, постового юмора, который направлен та то, чтобы помочь человеку бороться со своими грехами».
«Во время крещения я шучу: «За аниматора доплачивать будем?»
«Вообще, детей нужно крестить как можно раньше, но когда крестят ребеночка в годик-два, у него уже характер, и священник уже и крестит, он же и развлекает. Потому что хочется, чтобы крещение прошло спокойно, и ребенок испытывал позитивные эмоции.
Вот мы с ним и водичку пробуем, и за ручку ходим, и еще какие-то моменты. И тот, кто в отрыве от этой ситуации, посмотрел бы и сказал: «Ну, батюшка, что-то вы вообще не то делаете»».
Приводит о. Георгий и пример неудачного юмора на религиозную тему:
«Священник спрашивает у женщины:
– Вы после смерти где бы хотели оказаться – в раю или в аду?
– Ну, в раю климат хороший, а в аду компания интересная.
Смею ее разочаровать: в аду компания не интересная. Лучше искать к той компании, которая в раю».
Пять миллионов
Фото cafecredit
Умер олигарх. Оказался у врат Рая. Стучится. Слышит в ответ: — Ошиблись! Вам в ад, голубчик! — Как — в ад? Да я ж… Да у меня… Да я только на собор в райцентре пять миллионов угрохал! Я же через свой фонд целую программу церковную провёл — там счета с семью нулями! Вы что, издеваетесь?! За воротами пауза. Затем тот же смущённый голос: — Ну ладно. Деньги мы Вам сейчас вернем.
«Посмеяться над собой – это хороший способ избежать гордыни»
Протоиерей Александр Пономаренко, настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах, художник и карикатурист:
«Что значит «православный юмор»?! Тогда надо делить на католический, лютеранский, мусульманский и т.д.
Просто есть нравственные качества человека. Если юмор пошлый, он не может быть ни православным, ни католическим, ни каким другим. Хороший юмор должен быть добрым, тонким, с особым подтекстом.
Юмор обуславливается тем местом, той средой, где мы живем. Мы из постсоветского пространства – все мы бывшие «совки». Поэтому и темы у нас для юмора такие – бытовые, коммунальные, продовольственные и т.п. Если бы мы жили в Германии, у нас был бы совершенно другой юмор. Потому что у них другой уровень жизни, другие проблемы и другой менталитет. И там совсем другие понятия о юморе.
Вот я шучу – делаю карикатуры – просто для того, чтобы поднять настроение. Не думаю, что хочу этим выразить какую-то православную мыль. Просто хочу порадовать своих прихожан, родных, близких, матушку в том числе.
Карикатуры о.Александра Пономаренко
И юмор не должен быть пошлым, ниже пояса. У меня юмор может быть несколько хулиганским, можно сказать, но он добрый. А если убрать этот элемент хулиганства – юмор прекратится. Будет таким «петросяновским» слащаво-приторным. Не смотрю я его, и «Комеди-клаб» тоже, потому что там пошлый юмор.
В своих карикатурах церковную тематику обхожу, но вот появилась таки одна – на тему разговаривающих в храме. История с нашей прихожанкой навеяла. Может, я ей и подарю эту карикатуру.
А анекдоты на религиозные темы я не люблю. Особенно там, где оскорбляется Церковь. Не люблю богохульные анекдоты и всякую пошлятину.
Православные, конечно же, шутят – и это хорошо. Поскольку чувство юмора дает возможность посмеяться над собой, и это хороший способ избежать гордыни».
Карикатуры о.Александра Пономаренко
Человек вне Церкви не поймет, о чем речь
«Вот, есть анекдот, который я часто рассказываю, как один батюшка ночью через кладбище шел. Идет, и стало ему вдруг страшно. А тут слышит – за ним какие-то шаги. Он ускоряет шаг – и шаги тоже, он еще быстрее – и шаги за ним. Не выдержал батюшка – побежал, а шаги за ним все ближе и ближе, топот такой. Вдруг кто-то хватает его за рясу. Он поворачивается – ни жив, ни мертв от ужаса. И тут ему голос женский из темноты: «Батюшка, благословите!»
Анекдотов много подобных есть, но я бы не сказал, что это православный юмор – он внутрицерковный. Потому что человек вне Церкви не поймет, о чем речь. Это наш внутренний мир. И в Желтых Водах очень веселые прихожане. Не знаю, почему так получилось».
Разговор двух эмбрионов
Фото Ивана Боровикова
Близнецы-эмбрионы разговаривают в утробе матери: — Слушай, ты веришь во все эти рассказы про жизнь после родов? — В байки про маму? Про то, что там мы сможем сами ходить и есть своим ртом? — Да. И что там будет много света, а мама станет о нас заботиться… — Полная чепуха! Жизнь — это сплошное страдание в темноте и тесноте. Кроме того, «оттуда» ещё никто не возвращался!
«Православный юмор – это именно притча»
Ростислав Моцпан, иконописец и православный историк:
«Наша эпоха провоцирует на православный юмор. Людям хочется отдохнуть – очень много напряжения эмоционального, нервности – хочется как-то избавиться от этого.
А православный юмор – это очень интересное направление.
Вспоминаю притчу Антония Великого, как он сидел в лесу вместе с монахами и рассказывал им какие-то веселые истории. Это увидел охотник и говорит: «Как так?! Ты – Антоний Великий и веселишься, да вместе с монахами!?!». А святой ему отвечает: «Возьми свой лук и попробуй его натянуть максимально. И еще, и еще…» «Так он же сломается!» – вскричал охотник. «Так и монашеская жизнь», – говорит ему святой Антоний. – «Если быть все время только в суровом напряжении души, бдении и молитве, то человек может просто не выдержать, и как этот лук, сломаться».
А сейчас время такое напряженное, что добрые веселые истории просто необходимы.
Православный юмор, конечно же, существует – и до революции он был. И думаю, Антоний Великий тоже рассказывал христианские истории. К примеру, притчи про монахов были и с юмором, и в тоже время служили наставлением.
Речь идет не о светском анекдоте, а именно о притчах. Но многие думают, если юмор, то обязательно «ниже пояса».
А православный юмор – это именно притча. Были передачи белорусские, которые так и назывались – «Притчи». Это юмор, но вместе с тем он наставляет, учит, дает какую-то моральную поддержку.
Господь тоже говорил притчами, то не в юморе, конечно, была их идея.
И не всегда притчи будут понятны всем. У людей православной среды есть своя специфика.
Вот анекдот: Два новых русских заходят в храм, а мимо батюшка проходит с кадилом. И один другому говорит: «Смотри, смотри – у деда барсетка задымилась».
Это юмор, порожденный ситуацией – на грани, можно сказать. И для людей вне православной среды кадило вполне может быть «дымящейся барсеткой».
Фантастика!
Фото auimeesri
Умер добродетельный человек. Как положено, очутился у Райских врат. Врата закрыты, их охраняет ангел. Человек растерялся: — А как пройти внутрь? — Проще простого! — Ангел достаёт тетрадочку. — Рассказывай мне все свои добрые дела, а я буду начислять тебе очки. Сто очков наберёшь — проходишь! — Всего-то? — обрадовался человек. — Сейчас… Вот! Я прожил со своей женой полвека и ни разу ей не изменил! Даже в своём сердце! — О, это прекрасно! — воскликнул ангел. — За это ты получаешь целых три очка! — Три очка?! — человек пожал плечами. — Ну, хорошо, я регулярно ходил в церковь, давал десятины и участвовал в служениях… Ангел затрепетал крыльями: — Великолепно! Достойно восхищения и… двух очков! — Двух? Всего двух?! Ладно, слушай же тогда! Я организовал бесплатную столовую и работал в доме престарелых! — Фантастика! Ещё четыре очка! — ангел аккуратно записал очередную цифру в тетрадочку. — Да что же это такое?! Я рассказал тебе всю свою жизнь, и заработал только девять очков?! — человек был в отчаянии. — В таком случае, попасть на Небеса можно только по благодати Божьей! Ангел рвёт тетрадку: — Проходи!
Ну, ты даёшь!
Фото GraceOda
В городе — наводнение. Паника, люди хватают вещи, бегут, куда глаза глядят, уезжают из города, кто на чём может… Лишь один сильно набожный человек спокойно сидит на балконе второго этажа, читает благочестивую литературу. Вода прибывает. К дому — уже с трудом — подъезжает грузовик. Оттуда кричат: — Эй! Садитесь в кузов! Спасайтесь! — Зачем? — спокойно отвечает мужчина. — Поезжайте сами, а меня спасёт Господь! Вода затапливает первый этаж дома. Мужчина продолжает сидеть, как ни в чём не бывало. К балкону причаливает моторная лодка со спасателями: — Прыгайте к нам! Вода поднимается! Мужчина без эмоций перелистывает страницу: — Ничего-ничего, благодарю! Господь спасёт меня! Вода все выше. Тапки мужчины намокли, но он продолжает сидеть, как сидел. Сверху — жужжание вертолёта. Пилот высовывается из кабины, выбрасывает на балкон верёвочную лестницу: — Хватайтесь! Забирайтесь наверх! Это последний вертолёт! — Не беспокойтесь! — машет рукой человек. — Господь обо мне позаботится! Вот уже город погрузился под воду. Книга набожного человека пошла ко дну, сам он барахтается в волнах. Рядом с ним проплывает бревно. Схватиться бы, но человек с силой отталкивает его: «Бог меня выручит!» И — тонет. Вот он перед Господом, в полной растерянности: — Боже, я так на тебя уповал! Почему же Ты не захотел меня спасти?! — Не захотел?! Ну, ты даёшь! А кто, по-твоему, посылал тебе грузовик, лодку, вертолёт и бревно?!
Смерть атеиста
Фото Justin Jensen
Умер атеист. Вдруг понимает, что стоит у небесных врат. Помялся, потоптался, делать нечего — стучит. Никакой реакции. Снова стучит. Опять тишина. В третий раз ногой бьёт изо всех сил. Выходит апостол Пётр: — Что тебе, брат? — Вы что, уснули тут все?! Я требую, чтобы меня пропустили к Богу! — Подожди здесь… Пётр спешит к Богу: — Господи, к Тебе атеист пришёл. Что ему сказать? — Скажи ему, что Меня нет!