Что Такое святой- Значение Слова святой


Значение слова святой

святой (святый церк.

,
устар.
), святая, святое; свят, свята, свято.

1.

В религиозных представлениях — обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (
рел.
). Святой дух. Святая церковь.

2.

В тех же представлениях — праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (
рел.
). Святой человек.
«Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался.»Пушкин
.

3.
в знач.сущ.
святой, святого,
муж.
, святая, святой,
жен.
В христианском культе — человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (
церк.
). Культ святых. Причисление к лику святых.
«Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой.»Лесков
.
«Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее.»М.Горький
.

4.

В христианском культе —
прил.
, по
знач.
связанное с таким человеком (
церк.
).
«Накажи, святой угодник, капитана Борозду.»Пушкин
.
«Святые мощи перенести, поставить их в соборе.»Пушкин
.

5.
в знач.сущ.
святые, святых,
ед.
святой, святого,
муж.
Иконы с изображениями таких людей (
рел.устар.
).
«Под святыми стол дубовый.»Пушкин
.
«Под святыми в уголке робко притаилась.»Жуковский
.

6.

В христианском культе — наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (
церк.
). Святая вода. Святые дары (причастие).

7.
перен.
Проникнутый чем-нибудь высоким, возвышенный, идеальный (
поэт.
,
устар.
).
«Молчит его святая лира.»Пушкин
.
«Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость.»Пушкин
.
«С любовью вечною, святой я помню о стране родной.»И.Козлов
.
«Пусть нам звездою путеводной святая истина горит.»Плещеев
.
«Там угасает, как рабыня, святая женская душа.»Некрасов
.
«Любовь… Святые волнения!»Гончаров
.

|

Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (
книж.торж.
).
«О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?»Жуковский
.
«Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого.»Салтыков-Щедрин
.
«Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви.»Гончаров
.

|

Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (
книж.торж.
).
«…Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти.»Молотов
. Защита социалистического отечества — святая обязанность трудящихся. Святой долг.
«Он пал героем …он в сечу ринулся — и, падши, совершил великое, святое дело.»Пушкин
.

|

Совершенно необходимый, очень важный (
разг.
).
«Услуга в дружбе — вещь святая.»Крылов
.
«Соглашение — святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным.»Салтыков-Щедрин
.

|

Незыблемый, нерушимый.
«…Необходимо соблюдать свято (нареч.
) законы и предписания Советской власти…»
Ленин
.
«Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.
) берегу.»
Пушкин
.
«Свято (нареч.
) берегу я сей перстень, данный мне тобою.»
Языков
.
«Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.»Крылов
.
«Что взято, то свято.»
(
посл.
)
«Зачем же мнения чужие только святы?»Грибоедов
.

как бог свят (
разг.устар.
) —
перен.
обязательно, во всяком случае.
«имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю.»пушкин
. Святая неделя или святая (
разг.устар.
,
церк.
) — праздник пасхи у христиан. Святая простота! —
см.
простота. Святая русь (
нар.-поэт.
,
ритор.
) — название руси, россии.
«святая русь! отечество! я твой.»пушкин
.
«а не ездил бы добрыня по святой руси.»былина
. Святая святых
нескл.
,
жен.
(
книж.ритор.
) — что-нибудь особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных.
«трудно проникнуть в святая святых человека.»лесков
. (
первонач.
часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) святой отец или владыка (
церк.
) — почтительное обращение к служителю культа. — и он убежал, отец игумен? — убежал, святый владыка.
«вот уже тому третий день.»пушкин
. Святым духом —
см.
дух. Хоть святых (вон) выноси (
разг.
) —
погов.
о совершенно непристойном, безобразном поведении (
срн.святой в 5 знач.
).
«Умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси.»
Гоголь.

Святые в виде людей

Если святой является в виде живого человека, сон указывает на обретение высшей духовности. Однако под его имиджем может скрываться и темное существо. Поэтому все атрибуты сна важно учитывать: одежду, настроение, сказанные слова.

Если святой странно себя ведет, имеет несопоставимые с его саном качества, видение является предупреждением о том, что человек подпал под влияние темных сил.

История и ценность иконы Тайная вечеря

Творение в виде фрески Леонардо да Винчи и иконы, о которой идет речь, переплетаются между собой. Именно поэтому многих иконописцев и великих мастеров живописи испокон веков интересует вопрос: «Каким именно образом связаны между собой данные произведения?». Однако подлинно известно, что живописная фреска великого творца и священный образ того главного для христиан события, несут в себе различные цели, несмотря на то, что они являются глубоко символичными и играют определенную роль для истории и каждого человека в отдельности.

Тайная вечеря имеет широкое значение, поскольку символизирует определенное начало нового жизненного пути для всего человечества и в то же самое время является ярким символом нового этапа в отношениях между Всевышним и народом в целом. Исходя, из таких познаний можно утверждать, что вследствие такого значения данная икона располагается в каждом православном христианском храме над входом в алтарь. Также именно поэтому в жертву приносят только лишь хлеб и вино, поскольку кровь испокон веков не проливается, ведь она была в свое время искуплена Иисусом Христом. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что у нас на страницах легко купить икону Тайная Вечеря и другие иконы Иисуса Христа купить недорого!

Деяния Страстного четверга: 1. Омовение ног – некий ритуал; 2. Евхаристия; 3. Молебны; 4. Предательство ученика и последователя, то есть Иуды; 5. Взятие под стражу.

Общая значимость иконы знакома для каждого христианина и для того, чтобы рассказать о ее значении, не нужно прилагать никаких усилий, однако чтобы понять и осмыслить уйдут годы. Это связано с тем, что общее осознание глубокого смысла трапезы, которое отображено в иконе приходит к каждому человеку в свое время.

Практически каждому человеку, а тем более христианину известно, что на протяжении года в церкви или в храме совершается определенное таинство, которое было установлено ранее Всевышним. Именно в тот момент в канун пасхальной ночи на тайной вечере произошло знаменательное событие, которое отражается в данной святыне. Важно отметить, что 2000 лет назад празднования Пасхи совершалось в честь освобождения тогдашних иудеев из египетского рабства. В те времена Иисус Христос собственными руками омывал ноги ученикам и разделял с ними в вечернюю трапезу. Хлеб ломал и раздавал апостолам, а вслед за хлебом передавали чашу. Именно данные события отображены в широко известной иконе, а также на фреске живописца эпохи Высокого Возрождения.

Внешний вид

Если психические ресурсы заняты решением вопросов между реализацией эго и ограничениями морали, то последнее может подкрепляться образами святых. К чему снится духовный авторитет, на глазах превращающийся в демона либо выказывающий нетипичные для его положения эмоции? Именно эти детали заставляют задуматься о правильности действий в отношении интересующего на данный момент объекта.

Святой в образе простолюдина — неблагоприятный сон. Следует с повышенным вниманием относиться к окружению, так как доверенные лица могут оказаться предателями. Коммерческие и деловые проекты лучше отодвинуть на второй план.

К чему снится святая Матрона, разодетая в лохмотья? Нищенский образ защитницы предвещает обогащение. Период благоприятный для построения дома, завязывания отношений.

Святость

См. раздел СВЯТЫЕ и СВЯТОСТЬ

  • Святость Краткий словарь агиографических терминов
  • Святой. Святость Богословско-литургический словарь
  • О святости и духовности митр. Сурожский Антоний
  • Святость Бога * Святость Церкви иерей Олег Давыденков
  • Святость как итог аскетики свящ. Сергий Дергалев
  • Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых» преп. Иустин (Попович)
  • Святость человека в православной аскетической традиции проф. А.И. Осипов
  • Агиология

Свя́тость – 1) одно из существенных Божеских свойств; 2) высокая степень духовной причастности (близости) Богу.

Можно выделить три уровня святости: — Святость принадлежит Богу, только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. — Далее, мы говорим, что к святости призваны все христиане. Апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. — Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью.

«Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». (митрополит Макарий. Православно-догматическое Богословие)

«Бог непричастен никакому злу» (Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 3).

Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни.

Святость есть единство человека с Духом Господним (1Кор.6:17), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость – дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими греховными страстями. В ходе этой борьбы христианский подвижник получает благодать Святого Духа, преображающую его поврежденную грехом природу. Святость есть преображение, обожение падшего человеческого естества действием Божественной благодати Святого Духа.

Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.

***

митрополит Сурожский Антоний: Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом.

Иконы

Видеть во сне взгляд святого с иконы — предвестие судьбоносной или радостной встречи. Благословение или наказание — также возможные варианты толкований. Сон является тем, то встал на путь исправления в знак одобрения, а также как побуждение к раскаянию.

Святые места, освященная вода во сне — к благоприятным событиям. Больным — выздоровление, здоровым — долголетие сулят сны. Святое место снится к потребности в уединении, к успокоению, размышлению. Такой сон напоминает о том, что по-настоящему поддержит в сложное время.

Негативное значение имеет сон, в котором обычные люди распыляли святую воду в лицо сновидца: в действительности они являются лицемерами.

Священник появляется во сне как подтверждение защиты высших сил, заступничество Ангела-хранителя.

Иконы святых во сне и толкования:

  • Серафима Саровского — призыв к самостоятельному решению;
  • Пресвятой Богородицы — нужно учиться терпеть и прощать;
  • Спиридона Тримифунтского — вскоре жилищный вопрос разрешится;
  • Николая Чудотворца — защита от неоправданных денежных потерь;
  • Матроны Московской — радость и гармония в семье;
  • Петра Апостола — получение откровения, обретение духовного учителя;
  • Георгия Победоносца — присутствие защиты от горестей и напастей;
  • святой Ольги — указание на необходимость молебна в честь умерших; получить ее покровительство;
  • Пантелеймона — к исцелению от болезней;
  • святой Матроны — к налаживанию любовных отношений; для незамужних девушек — ко встрече со своим суженым; мужчинам — к легкому преодолению трудностей.

Приснилось, что целуете икону Божьей Матери — в семье родится наследник.

Что такое святость?

Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею. Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных. Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.

Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники). В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]