Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки


Через 50 лет после кончины святого Феодора, император Юлиан решил надругаться над христианами, он приказал своему градоначальнику окроплять все съестные припасы. Но только припасы он приказал окроплять идоложертвенной кровью.

Святой Феодор Тирон явился во сне архиепископу Евдокию и объявил ему о том, чтобы он предупредил всех христиан, что все товары, которые продаются на рынках, покупать нельзя, ибо они испорчены нечистой кровью. Также он сказал ему, чтобы они ели вареную пшеницу с медом, то есть кутью.

В православии мы очень часто можем услышать такое слово как «коливо». Что же это такое? Что оно означает, для чего оно нужно? Коливо — это такое специальное поминальное блюдо в православных церквях.

Коливо — это специальное поминальное блюдо, которое употребляется во всех православных церквях. Готовится оно из целых зерен пшеницы с добавлением орехов, сухофруктов и меда

Что же оно из себя представляет? Это каша, сваренная из целых зерен пшеницы, политая медом, с добавлением различных сухофруктов и орехов. На фото ниже можно увидеть, как выглядит это блюдо.

В некоторых местах на правобережной Украине существует гороховая каша, а в Румынии зерновой хлеб. Такое блюдо подается на поминальном обеде после похорон.

История возникновения ритуального блюда

Происхождение слова «кутья» уходит корнями в древние времена. Считается, что оно появилось от греческого «бобы», что, в свою очередь, является производным от «зерно». Блюдо стали готовить еще в древности – во времена язычества. Оно было частью обычаев, связанных с жертвоприношениями, похоронами.

Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника. Это символизировало полноценную трапезу для него, т. к. считалось, что умершие сохраняют человеческие потребности.

Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т. к. славянам было сложно отказаться от многовековых обычаев. Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл.

Молитва над кутиею (коливом) в память усопших

Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
Го?споди Бо?же наш, упова?ние всех призыва?ющих Тя и почита?ющих и?мя Твое? Пресвято?е, и?же в па?мять почи?вшаго раба? Твоего? (имярек) во святе?й це?ркви Твое?й предложе?нное ко?ливо и приноше?ния сия? благослови?. И его?же ра?ди сия? принесе?нна суть, во стране? живы?х всели?, ослабле?ние тому? и согреше?нием проще?ние пода?ждь. Ей, Влады?ко, челове?ческую не?мощь све?дый, не вни?ди в суд с рабо?м Твои?м, и?же с ве?рою и наде?ждею к Тебе? пресе?льшемуся. Даждь нам твори?ти во святы?ни за?поведи Твоя? и помина?ти всех от ве?ка Тебе? преста?вльшихся в наде?жди воскресе?ния и жи?зни ве?чныя. Я?ко Ты еси? воскресе?ние и живо?т, и поко?й усо?пших рабо?в Твои?х, Христе? Бо?же наш, и Тебе? сла?ву возсыла?ем, со безнача?льным Твои?м Отце?м, и с пресвяты?м и благи?м и животворя?щим Твои?м Ду?хом, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Священная суть поминальной трапезы – что символизирует кутья на поминках

Кутья считалась традиционным блюдом во время поминок неспроста. Считалось, что она символизирует рост, развитие – зарождение новой жизни. Зерно по этой причине легло в основу блюда. Необходимо было готовить его для покойного, поэтому выбор пал на такой продукт. Кроме того, в состав входит еще и сладкая добавка, чаще всего используют мед, символизирующий блаженство вечной жизни. Такие значения продукты приобрели во времена христианства, т. к. подобная символика несет в себе смысл основных догматов религии.

Главные блюда поминального обеда

Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными:

  • блины;
  • пирожки;
  • котлеты.

Пища может быть скоромной (мясной, жирной) или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста. Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу (например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола). Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию.

Традиционный рецепт приготовления кутьи


Коливо с маком, изюмом и грецкими орехами
В разное время готовилась кутья с учетом особенностей церковного праздника/поста/поминок: бедная (постная), богатая (жирная), голодная (с водой без многочисленных добавок). Но в основе любого рецепта – зерна. Пшеница символизирует рост, развитие, поэтому лучше использовать именно ее. Традиционный рецепт требует подготовки компонентов:

  • пшеница (без плевел, очищенная) – 1 стакан;
  • вода – 2-3 стакана;
  • соль по вкусу;
  • добавки – любые, выбираются по желанию: изюм, грецкие орехи, мак.

Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт:

  1. Пшеницу заливают водой.
  2. Когда она станет мягкой, зерна отваривают.
  3. Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде.
  4. Ингредиенты смешивают, добавляют мед.

Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи


Поминальная кутья на основе риса
Очередной поворот истории мира способствовал появлению другого варианта кутьи – на основе риса. В советские времена пшеница не всегда была доступна. Люди нашли выход – стали применять рис.

Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно. Весь процесс занимает не более 1 часа.

Причем основные этапы традиционного рецепта сохранились:

  1. Рис моют.
  2. Отваривают до готовности.
  3. Одновременно замачивают сухофрукты, чистят орехи, запаривают мак.
  4. Вареный рис и остальные ингредиенты смешивают, добавляют сладкий компонент. Это может быть мед или альтернативный вариант – сахарный сироп.

В чем заключается польза поминальной кутьи

Кутья – это не только очень вкусное, но и полезное блюдо. Основа его – это зерна пшеницы, богатые углеводами и содержащие массу полезных веществ. Это витамины группы B, укрепляющие нервную систему, и клетчатка, необходимая для вывода токсинов из организма и препятствующая превращению углеводов в жир.

Мед известен своими бактерицидными, антивирусными и противогрибковыми свойствами. Он придает силы, увеличивает работоспособность и повышает жизненный тонус.

Грецкий орех содержит йод и помогает бороться с заболеваниями щитовидной железы.

Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство.

Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот.


Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки вкусны, полезны и питательны

Что символизирует кутья на поминках сегодня

Современное понимание религиозных канонов практически не изменилось с давних времен. Кутья по-прежнему означает воскрешение души после смерти. Но мало кто вникает в смысл этого слова сегодня. Традиция постепенно превращается в обычай, при выполнении которого кутья стала атрибутом поминок. Причем намного чаще это блюдо ставят во время празднования Рождества.

Освящение кутьи в Рождество

Что такое коливо

Коливом называют постное блюдо, которое готовится из пшеницы. Это синоним кутьи, но стали употреблять такую пищу в другой местности. Дословный перевод – «вареная пшеница». Ее приправляли медом, это был традиционный рецепт колива. Считалось даже, что такое блюдо появилось изначально, как не имеющее сакрального смысла: отварную пшеницу с медом употребляли священники, когда возвращались с вечерней службы, и необходимо было быстро приготовить что-то максимально простое. Так блюдо вошло в церковную жизнь, его традиционно употребляют во время праздников и других важных событий.

Первый праздник

Возможность отведать колива представляется прихожанам православных храмов уже на первой седмице Великого поста. Утром в пятницу после прочтения заамвонной молитвы на Литургии Преждеосвященных Даров духовенство совершает молебен великомученику Федору Тирону, чья память празднуется на следующий день, и чин благословения колива.

Чем же так примечателен этот святой, что в его честь верующим раздают освященное, празднично украшенное, да к тому же и очень вкусное блюдо? Помимо праведной жизни и мученической смерти на счету святого Федора чудесное спасение христиан от злых козней язычников и, собственно, если не изобретение кулинарного шедевра, то его распространение по всему христианскому миру.

Святой Федор, живший в городе Амасии, в Понтийской области (Малая Азия), во время правления лютого ненавистника христиан правителя Максимилиана (286–305 годы) был воином и носил прозвище Тирон, что по латыни означает «новобранец». За отказ принести жертву идолам и отречься от Господа святой воин много претерпел: его заточили в темницу, морили голодом, страшно пытали и, наконец, убили, приговорив к сожжению. Великомученик Федор настолько любил Бога, был крепок духом и бесстрашен, что у верующих не оставалось сомнений: на глазах у них казнили настоящего воина Христова. По преданию, его останки, не тронутые огнем, с честью похоронила в своем доме в городе Евхаит некая Евсевия, также исповедовавшая Единого Бога. Позже мощи перенесли в Константинополь, а главу — в Гаэту (Италия).

После гибели мученика прошло пятьдесят лет. Империя, которой служил святой Федор, потихоньку становилась христианской, но в высших политических кругах это устраивало не всех. Юлиан Отступник (361–363 годы), последний римский император-язычник, намеревался возродить в государстве языческие традиции, а заодно оскорбить христиан. Тем более что подвернулся удобный случай — начался Великий пост. Правитель приказал окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынках и сохранить деяние втайне, особенно от верующих. «Первые христиане постились очень строго, на первой неделе практически ничего не вкушали. В воскресный день их ожидала первая серьезная трапеза. Только представьте, каким бы ударом было для них вкусить в пост оскверненные продукты», — говорит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Тогда мученик Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию, чтобы предостеречь и укрепить людей. Святой велел постящимся ничего не покупать на торжище и вместо этого готовить коливо или кутью. Согласно преданию, архиепископ в недоумении переспрашивал святого, что же такое коливо и как его приготовить, ведь в Константинополе о таком блюде не слышали. В ответ мученик пояснил, что в городе, где он погребен, так называют вареную пшеницу с медом и фруктами.

С тех самых пор чудесное явление святого стало праздником для Православной Церкви, а коливо — его неотъемлемым элементом. Тем не менее до нас дошли молитвы на освящение кутьи, датируемые IX–X и XII веками, что дает право утверждать — традиция приносить коливо на память является сравнительно поздней. Историки же зафиксировали обычай подавать кушанье из крупы и фруктов в Древней Греции, то есть в дохристианскую эпоху. Еще одно указание, только уже на точную дату — IV столетие, есть в толковании Вальсамона на 4-е апостольское правило, где говорится, что коливо приносят к алтарю в честь Господских праздников (Рождественский и Крещенский сочельник), в память святых и в дни поминовения усопших (родительские субботы, Радоница).

Освящение и вкушение колива в память святых подвижников и всех вообще умерших есть отголосок древних трапез или вечерей любви, которые устраивали в древней христианской Церкви в дни кончины мучеников и простых людей. «Мы празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые кажутся умершими», — писал в своих трудах греческий христианский философ Ориген Адамант.

Как подают и едят кутью на поминках

Когда становится понятно, почему на поминки готовят кутью, возникает желание соблюсти традицию полностью. Для этого изучаются особенности употребления кутьи на поминках:

  • пищу нужно освятить после отпевания покойника;
  • на стол по центру ставят большую тарелку – при этом каждый будет иметь возможность взять своей ложкой нужное количество;
  • одновременно подаются холодные закуски, затем ставят горячие блюда – перед началом трапезы;
  • кутью нужно попробовать первой, рекомендуется съесть 3 ложки (минимума, но можно и больше).


Традиционная подача кутьи на поминальный стол

Несколько слов о том, как варить кутью

Блюдо это всегда должно быть сладким, поэтому в его состав часто входят мёд, изюм, мак, орехи, цукаты, сухофрукты и прочее. Правильно его варить на узваре из сухофруктов. Для приготовления применяется казанок, керамический сотейник или любая другая посуда с толстыми стенками. Подаётся кутья только остывшей, при этом она должна быть украшена цукатами, мармеладом, леденцами или орехами. Кушанье не готовят в большом количестве, поскольку если оно будет долго стоять, мёд начнёт бродить. А кроме того, выбрасывать его нельзя — кутью едят, пока она не закончится.

Коливо должно быть освящено в церкви (можно провести эту процедуру дома самостоятельно, побрызгав блюдо священной водой). Перед его употреблением читают молитву.

Что делать с остатками поминального блюда

Выбрасывать кутью с отходами нельзя, даже если она сгорела во время приготовления или осталась после трапезы. Это проявление неуважения к священной пище, даже если ее не носили в церковь, не окропили святой водой. Что можно делать с остатками поминального блюда:

  • смешать с тестом, отдать животным на улице;
  • если кутья сгорела, ее относят к колодцу, бросают на дно;
  • отдают птицам;
  • готовят другие блюда на основе отварной пшеницы.

Какие молитвы обязательно читают перед вкушением кути?

Ну, если уж заговорили о молитве, то правильно называть не кутья (и не кутя), а сочиво, или коливо.

Обязательных молитв нет. Достаточно молитвы, которую читают перед вкушением пищи.

Например, этой: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения». Или (а луше -И) «Отче наш».

Хотелось бы еще заметить, что такое «ревностное» отношению к правилам, типа: какой иконе в каком случае молиться, или: какую молитву читать обязательно тогда то. это уже искажение христианства, но, в лучшем случае, – обрядоверие, а в худшем – магия.

Ну, насколько я знаю, никаких. Обычно перед едой читают молитвы. А уж кутья или нет. Ее даже освящать не надо. Так, что на мой взгляд «Отче наш» достаточно.

Хотя, не профессионал. Лучше в церковь сходить.

Рубрика вопрос-ответ

Нужно ли освящать кутью в церкви перед подачей?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Освящение поминального блюда не является обязательным в православии, но рекомендуется. Учитывая, что его возникновение связано с ритуалом погребения умершего, значит, есть сакральный смысл в употреблении такой еды. Освящение усиливает его.

Можно ли отдать остатки кутьи домашним животным или скоту?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Выбрасывать пищу, которая считается главным блюдом при выполнении церковного обряда, не рекомендуется. Но ее можно отдать другим живым существам. Не у всех сегодня есть скот, поэтому чаще такой продукт отдают птицам.

Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты. Поминальное блюдо – не исключение. Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует.

Обязательна ли кутья на поминках?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню.

Как молитва мирянина на освящение всякой вещи помогает в жизни

Любой предмет аккумулирует информацию об окружающем его мире, обо всех, кто раньше с ним соприкасался. Не случайно считается, что не стоит прикасаться к чужим вещам без спроса или излишней надобности, свою одежду и предметы обихода не стоит давать в чужие руки. Молитва на освящение всякой вещи дает мощную энергетическую защиту дому, машине или предметам обихода. Она изгоняет бесов, очищает душу и помогает в любом добром начинании.

Чины освящения бывают разные. Так, например, освятить квартиру или офис, может только лицо, облаченное духовным саном, а вот самостоятельно совершить освящение того, чем мы пользуемся каждый день, может каждый православный мирянин.

Что нужно знать, прежде чем освящать ту или иную вещь

  • Привести в порядок свои мысли, а разум очистить от гнева, или иных нечистых помыслов.
  • Нельзя, чтобы слова произносились «скороговоркой» или впопыхах. К таинству моления важно относиться трепетно и молиться искренне. Священное Писание учит, что слова должны идти от сердца, только тогда они дойдут до Всевышнего.
  • Перед совершением молебна рекомендуется посетить Храм и поговорить с батюшкой.
  • Если пастырь не дает благословления, то это значит, что человек еще не готов к тому, чтобы произносить эти слова. Получив благословление своего духовника, можно приступать к обряду.

Как правильно читать молитву

Существует три варианта произнесения священных слов. Первый – достаточно сложный для восприятия и произношения – церковнославянский вариант:

Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

Второй вариант более прост для произношения и для запоминания:

Создатель и Творец человеческого рода! Податель духовной благодати, податель вечного спасения! Ты, Господи, сам ниспошли твоего Духа Святого с благословением свыше на эту вещь. Пусть она будет вооружена силой заступничества Небес для тех, кто желает ею пользоваться. Да будет она сильна для спасения тела и заступничества и помощи через Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.

Есть еще и третий вариант. Он самый короткий:

Благословляется и освящается (вещь) сия кроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Все варианты прочтения являются правильными, просто кому-то удобнее воспринимать и воспроизводить текст на современный лад, другие придерживаются «канонического» текста. Третий вариант удобен, потому что самый короткий и легко запоминается.

Что потребуется мирянину для чтения молитвы

Для освящения любой вещи, будь то одежда, предметы обихода или украшения из драгоценных металлов понадобятся:

  • Святая вода
  • Молитвенник
  • Икона с изображением своего Святого, или икона Николая Угодника
  • Церковная свеча

Для обряда разрешается использовать и так называемые «Иерусалимские свечи», они обладают очень мощной энергетикой. Их пламя помогает очистить любую вещь от всякой нечисти, дурных помыслов, сглаза или порчи.

Очищение огнем считается одним из самых сильных обрядов. Его великая сила помогает освящать жилье, от любых проявлений темной энергии. Огонь и святая вода помогут навсегда изгнать бесов и иных сущностей, которые мешают человеку спокойно жить.

Как проводить обряд

Предмет или еду трижды окропить святой водой и столько же раз произнести молитву. Если используется огонь свечи ‒ то перекрестить предмет свечой и перекреститься самому.

Самый простой способ – это перекрестить предмет или пищу. Иногда этого вполне достаточно. Православный никогда не приступит к трапезе, не перекрестив свою пищу. Так можно освятить любое свое действие: выход из дома по какому-то поводу, предстоящую дорогу, свое авто перед тем как сесть за руль.

Какие вещи необходимо освящать в первую очередь и почему

Дом, автомобиль, пищу и даже новые, не бывшие в употреблении вещи нужно освящать. Стоит отдельно остановиться на покупках. Многие считают, что одежда, купленная в магазине, не нуждается в освящении, но это не так. Мы не можем знать о том, с какими помыслами и кто к ней прикасался. В каком настроении были люди, которые ее изготовили, упаковали и привезли в магазин. Кроме того, если речь идет об одежде, то ее до нас обязательно кто-то надевал. Нет гарантии, что платье, куртку или костюм не мерил человек, практикующий темное колдовство. Примерив вещь, колдун может «зарядить» ее на неудачу, «скинуть» с себя свои проблемы на того, кто будет надевать ее в следующий раз. Это своеобразный «подклад» – его используют в своей работе темные маги. Поэтому, прежде чем взять вещь, следует ее троекратно перекрестить, а придя домой, совершить полный обряд. Так даже обычный человек сможет нейтрализовать то зло, которое причиняют люди с недобрыми намерениями.

Что еще необходимо освящать

  • Любые драгоценности и украшения: кольцо, перстень, колье или цепочка – все эти предметы соприкасаются с нашим телом, а значит, их нужно освятить. Особое внимание ношенным украшениям. Это в первую очередь относится к так называемым «фамильным» драгоценностям, или тем, что куплены в ломбардах или на «блошиных» рынках.
  • Автомобиль. Данный ритуал поможет защитить его владельца от различных неприятностей на дороге.
  • Жилище. Покупая дом или квартиру, мы хотим, чтобы они были нашей «крепостью». Даже если жильё новое, его тоже необходимо освятить. Таким образом, оно наполниться духом радости, любви и процветания.
  • Обручальные кольца. Это не просто украшение, это символ супружеской верности, любви и стабильности. Поэтому, прежде чем надеть его на палец свой второй половинке, обручальное кольцо нужно освятить.

Рецепт пирога с начинкой из кутьи


Сладкий пирог на основе рисовой кутьи
Если осталось некоторое количество поминальной пищи, ее можно использовать в других целях. Отличное решение – простой рецепт приготовления пирога. Кроме колива, понадобится:

  • куриные яйца – 3 шт.;
  • сахар – 100 г;
  • сметала – 3 ст. л.;
  • сода – 1/3 ч. л.;
  • топленое сливочное масло – 60 г;
  • яблоки – 2 шт.

Рецепт:

  1. Взбивают яйца, сахар.
  2. Добавляют сметану, соль, соду, муку.
  3. Вливают масло.
  4. На последнем этапе кладут яблоки, рис с изюмом.

Молитва для освящения кутьи

Ритуал прощания

Перед поминальной трапезой обычно совершается заупокойная лития или читается молитва об усопшем, а сама трапеза начинается с вкушения кутьи (колива). В древ­ности у греков, по свидетельству святого Симеона Солунского, вме­сте с кутьей в храм приносилось и вино, как обычный на Востоке напи­ток. В древней Руси за неимением своего виноградного вина в таких случаях приносился местный нацио­нальный напиток — мед. Таким об­разом, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой на которой поставлялось не только ястие, но и питие. Чин благослове­ния колива напоминает имущим чтобы они ради праздника и в па­мять усопших поделились с неиму­щими и от других ястий своей праздничной трапезы, чтобы они во­обще усугубили свои добрые дела умножили милостыню всякого рода, совершая ее в память усопших, как бы отдавая их долг неимущим. От­дать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших до­рогих усопших — вот лучший спо­соб праздничного поминовения их угодный Господу.

Самоубийц, за которых не может быть церковного поминовения, мож­но поминать в домашней молитве. Оптинский старец Леонид, в схиме Лев, своему ученику Павлу Тамбовцеву, у которого отец окончил жизнь самоубийством, велел читать такую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя». Другой Оп­тинский старец, преподобный Ам­вросий, писал одной монахине:

«Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Лео­нидом, многих успокаивала и уте­шала и оказывалась действительною перед Господом». О самоубийцах можно также читать «Канон о само­вольно живот свой скончавших», со­ставленный митрополитом Вениа­мином (Федченковым).

Древняя Русь при всей строгости своего отношения к поминовению усопших находила возможным мо­литься об избавлении от вечных мук умерших в иноверии. При этом на Руси прибегали к предстательству святого мученика Уара, который жил в Египте в конце III—начале IV века, в эпоху особенно жестоких гонений на христиан. Канон мученику Уару читали, главным образом, те, чьи ближайшие родственники или пред­ки скончались вне общения с Право­славной Церковью. Причина, по ко­торой в подобных случаях обраща­лись именно к мученику Уару, состоит в том, что он вымолил у Господа прощение языческим предкам бла­женной Клеопатры. Замечательный пример действенности личной мо­литвы можно найти в житии святите­ля Григория Двоеслова: когда он уз­нал, что давно умерший римский им­ператор Траян сотворил дело столь великого милосердия, что оно каза­лось делом больше христианина, а не язычника (поспешно выступая против врага во главе армии, импера­тор остановился во всем своем воо­ружении и заступился за обиженную плову), то проливал потоки слез и мо­литве за душу этого человека и полу­чил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услыша­ны. Душа языческого императора была избавлена от ада и даже вымо­лена слезами святого Григория. Хотя это и очень редкий случай, но он по­дает надежду тем, чьи близкие умер­ли вне Церкви.

ПОМИНАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАПЕЗА

Поминальную трапезу устраивают родные и близкие покойного в дни поминовения: на 3-й, 9-й, 40-й дни, годовщину смерти, а также в дни его именин и рождения. Основная цель поминальной трапезы — общая молитва за усопшего. Поминают покойного за столом прежде всего христианскими молитвами и добрыми словами, а затем «преломлением хлеба».

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).

В любые дни поминок читают молитву:

«Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш».

В конце стола попросите у Бога за всех усопших:

«Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу:

«Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд.

Первым блюдом, имевшим издавна на Руси повсеместное поминальное значение, была кутья. Первоначально она готовилась из зерен пшеницы, ячменя с сытой (отвар меда), а в XVI веке — с маком. В XIX веке для кутьи брали уже рис с изюмом, как это делают и в настоящее время. Предварительно кутью освящают в храме во время панихиды.

Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем — все присутствующие.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на не­сколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предва­рительно можно развести в воде в пропор­ции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить.

Кутью из риса готовят так же. Варят рас­сыпчатый рис, затем добавляют в него раз­веденный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

Известно, что блины были ритуальным блюдом еще у языческих славянских наро­дов. Блин — символ солнца и возрождения

Другие блюда поминального обеда

Из года в год готовят пищу, которая тоже стала традиционной во время поминок (после похорон, на 3, 9, 40 день, а также на 1 год, день рождения умершего и т. д.). Но вариантов меню достаточно много.

Первые блюда

Во время поминального обеда начинают трапезу с колива. Затем едят первые блюда. Распространенный вариант – постный борщ. Для приготовления понадобится:

  • овощи: картофель, томаты, капуста, фасоль, свекла, лук, морковь;
  • растительное масло;
  • чесанок;
  • соль, приправы.

Рецепт:

  1. Готовится зажарка: из лука, моркови, свеклы. Компоненты кладут последовательно. Последней бросают свеклу и томаты (предварительно перетертые).
  2. Отваривают картофель.
  3. В отдельной кастрюле – фасоль.
  4. Шинкуют капусту. Ее бросают, когда сварится картофель.
  5. Добавляют зажарку, соль, приправы, чеснок.

Суп с лапшой – второй по уровню популярности при составлении меню на поминальный стол. Подготавливают:

  • курица;
  • морковь;
  • лук;
  • соль, приправы;
  • домашняя лапша.

Рецепт:

  1. Отваривают курицу, отделяют, измельчают мясо.
  2. Готовят зажарку из лука и моркови.
  3. По желанию можно добавить 1-2 шт. картофеля, но бульон готовится без него.
  4. Бросают все компоненты, на последнем этапе – лапшу.


Суп с лапшой на поминки

Вторые блюда

Пользуются популярностью котлеты. На поминках их удобно делить на порции. Понадобится:

  • фарш;
  • яйцо;
  • белый хлеб;
  • молоко;
  • соль, специи.

Рецепт:

  1. Фарш кладут в пакет, отбивают несколько раз, бросая о стол. Это сделает его более воздушным.
  2. Вымачивают хлеб в молоке.
  3. Добавляют соль, специи.
  4. Кладут яйцо.
  5. Формируют шарики, их нужно обвалять в муке.
  6. Обжаривают до готовности.

Жареная рыба – второй по популярности рецепт, который часто входит в поминальное меню. Необходимо приобрести рыбу без костей или с минимальным их количеством. Ее нужно разрезать на куски, причем каждый обваливают в муке или кляре. Это позволит улучшить вкусовые качества продукта – появится хрустящая корочка.

Жареная навага в поминальном меню

Закуски

На столе должны быть не только основные блюда (первые, вторые), но и салаты, закуска. Популярные варианты:

  • блины: готовят на молоке или воде (зависит от того, на какой день приходятся поминки, нет ли поста), начинка может быть разной, сладкой или соленой, также делают блины без добавок, смазывают топленым маслом;
  • витаминный салат: шинкуют капусту, морковь, смешивают, добавляют соль, сахар, уксус;
  • ставят на стол селедку: ее можно подать просто – разрезать, положить на блюдо, но распространены и другие варианты, например, на шпажках с овощами (свежим огурцом, перцем и т. д.).


Сельдь в качестве закуски

Напитки

На поминки готовят кисель. Этот напиток в меру сладкий, достаточно густой, может заменить полноценный прием пищи для тех, у кого нет аппетита на фоне пережитого горя. Подготавливают:

  • ягоды;
  • вода – 1 л;
  • картофельный крахмал – 2 ст. л.;
  • сахар.

Рецепт:

  1. Готовят компот: отваривают ягоды. Когда жидкость остынет, сливают ее, чтобы удалить осадок.
  2. Отдельно смешивают небольшое количество воды и крахмал. Затем вводят в основную емкость.

Узвар – это тот же компот, но из сухофруктов. Необходимо промыть их, замочить на некоторое время. Подойдут сушеные яблоки, изюм и т. д. Сухофрукты кладут в емкость, заливают водой, доводят до кипения, кладут сахар.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]