С тех пор как Денница (одно из имен дьявола) отпал от Бога, увлекши за собой третью часть ангелов, в духовном мире появились бесы и возглавляющий их дьявол.
Будучи по природе своей Божьими созданиями, предназначенными для исполнения его воли, падшие ангелы не обладают возможностью самостоятельного творения.
Фото: Flickr.com
Участь их (бесов) – разрушать, уничтожать и ненавидеть. Ничего большего, они делать не могут. Хотя возможность для этого у них есть. Господь милостив. Он всегда готов принять в своё лоно раскаявшихся демонов и самого дьявола. Но тот не хочет, в силу своего упрямства и эгоизма. Мало того, самое страшное, что идёт беспрерывный процесс падения. С каждым днём сатана всё больше и больше свирепеет, становится ещё хуже.
На кого, прежде всего демоны могут направлять «жало своё ядовитое»? Пребывая прежде в образе светлых созданий, а теперь превратившись в слуг сатаны, восставшего против самого Создателя, бесы всячески стремятся подчинить себе человека. Ведь не кто иной, как он является Венцом творения Господа, любимым и созданным для блаженства и любви.
Что может служить большим удовлетворением злобы чёрных сил, чем факт порабощения слабой души. Хотя бы на некоторое время. Демоны бешено ненавидят весь мир, друг друга, себя, всё живое. Спокойно существовать они не могут. Им необходимо постоянно кого-то «кусать», обрекать на гибель.
Одержимость бесами
Многие современные люди, в том числе православные, считают, что одержимости, беснования не существует. А странное, порой наводящее ужас, состояние одержимых людей оправдывают психическими расстройствами сознания. Существует ли беснование на самом деле и каковы признаки одержимости? Или это устаревшее название психических заболеваний?
Одержимость – это подчиненное состояние человека, которым управляют бесы. Бесноватый чаще всего не может подойти ко Причастию, слышать Евангелие, называть имена Бога, целовать святыни (иконы, мощи, крест). В остальное время одержимый бесами человек может ничем не отличаться от других людей. Такое внешнее спокойствие и обычное поведение бесноватых не является обязательным признаком беснования. Такие люди могут вести себя агрессивно постоянно.
Христос изгоняет бесов из бесноватого (христианская фреска)
В Евангелие упоминается об исцелении бесноватых. Одни были весьма свирепы и обладали небывалой физической силой. Одержимые нечистым духом могли разорвать цепи, которыми их сковывали (Мф.8:28). В другом случае Иисус Христос исцелил бесноватого отрока-лунатика, который только во времена новолуния бесновался, бросался в огонь и воду. Некоторые бесноватые вовсе не проявляют агрессии. В Евангелие от Луки в 13-й главе описан случай исцеления скорченной женщины, имевшей дух немощи. Одержимость в ней проявлялась только в виде телесной немощи.
Архиепископ Иннокентий (Борисов) допускает, что бесы могут овладеть телом человека и нервной системой. Но на душу воздействовать они все же не могут. Падшие силы как бы вклиниваются между телом и душой. Они управляют телом и нервной системой человека, “оболочкой души”.
История
Первые случаи экзорцизма, или изгнания дьявола, были описаны еще в Месопотамии в 4000 году до н. э. В те времена в разных культурах обряд изгнания дьявола был обычным делом. Каждый человек, который имел право лечить и называться лекарем, знал заговоры и заклинания против злых духов и мог применять их на практике. Разные народы и религии имели собственные представления об одержимости.
Ислам
Феномен одержимости шайтанами (джиннами) в мусульманской культуре определяли по неадекватному поведению, галлюцинациям, психическим нарушениям. Под подозрение у мусульман попадали люди, которые падали в обмороки, страдали от кошмарных сновидений, внезапных болей.
Более того, в исламе были свои взгляды на то, что из себя представляют джинны.
Мусульманские бесы проживают в собственном мире, они происходят из бездымного пламени, полностью свободны от каких бы то ни было норм и правил, не могут быть увидены человеческим глазом.
Бытует мнение, что джинны могут вселяться толпами в одного человека, если он грешен, отошел от исламской религии или не верен Аллаху. Избавление от одержимости происходит, когда специально обученный человек читает над бесноватым Коран.
Иудаизм
Случаи одержимости в иудаизме известны с древнейших времен (516 год до н. э.). Намного позднее под влиянием различных сохранившихся записей появилась концепция диббука.
В каббалистической литературе диббук олицетворял злого духа, который был грешен в прошлой жизни, из-за чего не может переродиться в новое тело. Дух находится на границе двух миров, поэтому цепляется за чужие тела и души и паразитирует на них.
Чтобы изгнать диббука, собиралось общество верующих во главе с праведником, который и отвечал за этот процесс.
Буддизм
Еще в Средневековье в Японии были широко распространены народные истории о призраках и дьяволе, которых монахи изгоняли под защитой самого Будды. Существовал даже обряд, суть которого сводилась к продолжительному чтению мантр и откупу от духа бобами. В те времена стали появляться амулеты и обереги.
В тибетском буддизме демоны стоят практически на одной ступени с людьми. Их кормят, умиротворяют, выкупают у них людей жертвоприношениями. Но в некоторых случаях проводят ритуалы по принудительному изгнанию духов.
Аюрведа
Аюрведой называют отдельное течение традиционной индийской медицины. В ней, в отличие от других обществ, появление дьявола в мире живых не является наивным суеверием или народным поверьем.
Индийцы всегда считали, что между физическим и энергетическим миром существует очень тонкая грань, которую легко преодолеть. Кроме того, очевидным был тот факт, что два мира всегда взаимодействуют между собой: они будто переплетены тонкими нитями.
Раздел аюрведы, посвященный демонологии, называется граха-чикитса. В нем рассматривают именно тех духов, которые способны навредить человеку. Лечение одержимости у индийцев тесно переплетено с чтением мантр и молитвами.
Признаки одержимости
Внешние проявления одержимости могут значительно различаться. Это может быть буйное поведение. Человек кричит, бросается на стены, пол, бьется в припадках, богохульствует, матерится, издает ужасающие звуки нечеловеческим голосом. Или, напротив, малоприметные и к тому же искусно скрываемые.
Святитель Феофан Вышенский о бесах говорил: “не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра:так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего”.
Но тем не менее существуют признаки, по которым можно судить об одержимости (епископ Александр (Милеант) “У порога геенны огненной”):
– отвращение от святыни. Это главный признак беснования.Человек не может войти в храм, поцеловать икону. Или при виде священника или святой воды начинает кричать, издавать звуки животных: крякать, кукарекать, биться в конвульсиях. Бесноватый не выносит богослужения, молитв, меняется в лице при произнесении рядом с ним имени Божьего.
Паисий Святогорец описывал бесноватых: “Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест”;
– изменение голоса. При психических расстройствах практически никогда не меняется голос. В случае с одержимостью слова звучат пугающе и неестественно;
– ясновидение. Этот признак имеет место только тогда, когда бесы могут предугадывать, что случится в будущем. К большинству обманщиков и шарлатанам этот признак не относится;
– внезапное излечение. Врачам для излечения больного требуется какой-то промежуток времени. Признаки одержимости могут исчезнуть внезапно.
Опасный подселенец. Остерегайтесь энергогадов!
Есть разновидность подселенцев, которых чаще всего называют энерго-гадами. Эти «господа» вызывают как душевные, так и телесные проблемы. Зачастую их называют незамысловатым словом: «порча». При таком виде деструктива происходит подселение гада в тонкое тело человека. После чего тот начинает медленно, но верно загибаться.
Выглядеть эти самые гады могут по разному, например, как паук, как змея или как жаба. Кстати, жаба очень часто садится именно на грудную чакру. Если такая особь сидит на груди мужчины, то он будет враждебен к своим близким, и даже агрессивен. Если она сидит на груди у женщины, то она будет часто злословить, будет вечно всем и вся недовольной и постепенно станет фригидной. Люди с жабой нормальными людьми воспринимаются, как нечто неприятное и отвратительное. С такими людьми не хочется общаться. Кстати, жаба так же может быть присажена и на половую чакру. Тогда это стопроцентная импотенция у мужчин и букет различных гинекологических болячек у женщин. Если же присаживается змея, то жертва довольно быстро спивается. Паук может привести к реализации самоубийства.
Разница между беснованием и психическими заболеваниями
Грань между одержимостью и психическими заболеваниями очень тонкая и отличить одно от другого бывает сложно. Эпилептиков в библейские времена считали бесноватыми и только с развитием медицины от этого утверждения отошли.
Врач-психиатр Дмитрий Авдеев выделяет три причины возникновения психических заболеваний:
“Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство…
Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение. Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы. Но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю об этом его родственникам. На отчитку вести его не надо”.
Но точно выделить признаки одержимости и отличить бесноватого от психически больного человека сложно. Иногда эти болезни сочетаются, то есть человек и одержим и болен психически. Видеть суть болезни могли святые, а также духовно опытные священники. Нам же, простым мирянам, “клеймить” людей, ставя им диагнозы, не следует.
Виды харь
Чаще всего можно встретить Хари Гарпии, Хари Суки, Хари Ленивца. Первая – Гарпия – постоянно орёт. Она не может, говорить спокойно. Любое слово другого человека – это возможность и повод поорать. Как правило, у такой Хари есть функция и заключается она в «защите». Такого рода Харя призывается человеком самостоятельно на уровне души. Происходит это в тяжёлые моменты жизни, когда человеку что-то угрожает. Харя приходит защитить, взамен этого она живёт, питаясь жизненной энергией человека.
Харя Суки – это история про чёрную неблагодарность. Когда для человека было сделано очень много доброго и хорошего, когда ещё вчера он ел с этой руки, а сегодня он её укусил и даже в неё нагадил. Именно таков механизм этой сущности.
Харя Ленивца говорит сама за себя. Здесь речь идёт о таких проявлениях, как: паразитирование, леность тела и души, равнодушие, нежелание думать и вообще что-либо делать, созидать, отсутствие интереса к серьезным вещам. Подобных людей можно вычислить по следующим маркерам: они просто валяются на диване, смотрят телик, тупые ток-шоу, примитивные сериалы, не читают. А если и читают, то всякую муть, которая никоим образом не обогащает их ни знаниями, ни умениями.
Как человек становится одержимым
“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф.12:43-45).
Бесноватые люди становятся таковыми по причине нарушения заповедей, данных Богом. Когда человек не желает жить с Господом, то своими грехами или неверием в Бога дает власть над собой сатане. Такие люди не участвуют в богослужениях, не причащаются, не молятся, не постятся. То есть они “освобождают место” в своей душе для демонических сил.
Паисий Святогорец рассказывал случай, в результате чего люди становятся бесноватыми:
“Как-то мне в каливу привезли одного бесноватого парня, который постоянно твердил Иисусову молитву. Отец несчастного был монахом, однако сбросил рясу, вернулся в мир и женился. И вот его несчастный ребенок родился бесноватым. Бог попустил это, чтобы этот ребенок получил от Него мзду для того, чтобы спасся его отец, а также для того, чтобы мы — иноки — имели перед глазами пример монахов, вернувшихся в мир и сейчас мучающихся. Во время нашей беседы бес стал мучать одержимого, и он очень громко закудахтал как курица. «Что с тобой?» — спросил я его. В это время я говорил следующее: «Во имя Иисуса Христа изыди нечистый душе из создания Божиего». — «Да я и сам хочу уйти, — закричал бес, — потому что этот человек очень мучает меня! Ведь он без остановки талдычит молитвы! Ах, как же я хочу уехать в Пакистан и хоть немножко передохнуть!”.
Как помочь бесноватому
В Евангелии Спаситель исцелил бесноватого отрока, который бросался в огонь и в воду. И Он дал ответ, как избавиться от беснования: “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф.17:21).
Праведный Иоанн Кронштадтский приводил такое толкование слов Иисуса Христа: “Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою”.
Некоторое время назад среди православных христиан особой популярностью стали пользоваться “отчитки”. Отчитка – это особый вид молитв, совершаемых над одержимыми бесами людьми для изгнания нечистых сил. В требнике этот молитвенный чин называется “Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых”. Такие молитвы действительно помогают избавиться от нечистых духов.
Уровни демонической одержимости, основанные на степени контроля, который имеет обладающий призрак
В этом случае, уровень одержимости зависит от того, насколько призрак (демон, черт, негативная энергия и т.д.) контролирует ум и интеллект одержимого человека. Короче говоря, в какой степени призрак сливается с сознанием человека.
- Легкая одержимость – обладающий призрак имеет 25% контроля над одержимым человеком.
- Умеренная одержимость – призрак контролирует человека в пределах 50%.
- Тяжелая одержимость – призрак управляет одержимым человеком, в размере 75%.
Особенности отчитки
На “отчитки” зачастую приходят люди и приводят своих близких, которые не являются бесноватыми. Например, “муж пьет”, “сын стал агрессивным”, “кто его знает, может на мне порча”, “дочь сглазили” – такие рассуждения не повод для особых заклинательных молитв. И это не признаки одержимости. Люди воспринимают “отчитку” как магический ритуал, а не молитвенное обращение к Богу в случаях одержимости. При этом забывают Евангельские слова Христа, что только молитвой и постом можно победить бесов.
“Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.
Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном” (иерей Валерий Духанин).
Реальные случаи
Клара Германа Целе
Одна из студенток Миссии Святого Михаила в Южной Африке в 1906 году стала жертвой дьявола. До сих пор непонятно, почему темные силы выбрали в качестве убежища тело хрупкой шестнадцатилетней девушки.
Первым признаком бесноватости Клары стало свободное владение несколькими языками. Позднее она начала видеть события ближайшего будущего, читать мысли людей, поднималась с кровати на высоту нескольких метров и зависала в воздухе, издавала нечеловеческие звуки.
В итоге было принято решение провести обряд экзорцизма. Для этого были вызваны два священника, один из которых едва не погиб от рук одержимой. Противостояние молитв и дьявольской силы длилось двое суток, после чего бес покинул тело Клары Целе.
Аннелиза Михель
Случай Аннелизы Михель является одним из самых известных случаев одержимости во всем мире. История девушки легла в основу фильма «Шесть демонов Эмили Роуз».
В 16-летнем возрасте девушка поступила на лечение в психиатрическую клинику с диагнозом эпилепсия и психическое расстройство. Однако чем больше времени Аннелиза проводила в клинике, тем больше у врачей возникало сомнений и страшных предположений насчет ее состояния.
У нее случались эпилептические припадки, паралич всего тела по ночам, появлялись галлюцинации. Диагностика не помогла выявить каких-либо отклонений в мозгу, а сама Аннелиза стала утверждать, что видит лицо Дьявола.
Изначально ей никто не верил, пока она не стала вести себя крайне странно: разрывать на себе одежду, есть пауков и уголь, слизывать собственную мочу с пола, а однажды откусила голову мертвой птице. Когда в одержимости Аннелизы уже никто не сомневался, было дано согласие на проведение обряда экзорцизма.
В результате за 10 месяцев было проведено 67 обрядов изгнания дьявола, и за это время она практически ничего не ела и не пила. В 1976 году одержимая умерла. На момент смерти она весила около 30 кг при росте 166 см.
Роланд Доу
История 14-летнего Роланда Доу, настоящее имя которого Робби Магнейм, известна многим по фильму «Изгоняющий дьявола».
Признаки одержимости у подростка появились после того, как его тетя предложила поиграть с доской для спиритических сеансов. С того дня в доме стали происходить жуткие вещи.
Роланд стал разговаривать на непонятных языках, по утрам на его теле обнаруживались странные царапины, напоминающие следы от когтей, после чего было принято решение вызвать священника.
Мальчик пережил более 30 обрядов экзорцизма, и последний был удачным. В результате вся больница, в которой лежал Доу, слышала звериный тоскливый вой и чувствовала сильный запах серы.