Полная исповедь: по десяти Заповедям Божиим и девяти Заповедям Блаженства

Однажды у известного московского батюшки спросили о том, как наша исповедь в церкви принимается Богом? Батюшка ответил, что исповедь принимает священник, а не Бог. А вот Богу нужно наше покаяние. И очень важно, когда человек сможет сам увидеть свои грехи и рассказать их на исповеди. Но каждый ли знает, против чего в себе нужно «ополчаться»?

Предлагаемая книга поможет всем тем, кто готовится к Таинству Исповеди и хотел бы принести достойные плоды покаяния.

При составлении и подготовке текста использован материал из книги протоиерея Василия Михайловского «Полная исповедь».

  • ИСПОВЕДЬ ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА 6
      Первая заповедь 7
  • Вторая заповедь 7
  • Третья заповедь 7
  • Четвертая заповедь 7
  • Пятая заповедь 7
  • Шестая заповедь 7
  • Седьмая заповедь 7
  • Восьмая заповедь 7
  • Девятая заповедь 7
  • Первая заповедь

    Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии разве Мене.

    (Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме меня.)

    Кайся, христианин, в чем прегрешаешь ты против этой заповеди.

    1. Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?

    2. Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?

    3. Во всяком ли деле с молитвой обращаешься к Богу, надеясь на Его помощь?

    4. Благодаришь ли Бога за все от чистого сердца? Не ропщешь ли иногда, осуждая дела Его творений и Его Промысл?

    5. Не открывал ли своих сомнений в вере другим с намерением породить и в них такие же сомнения и неверие?

    6. Не терял ли веры в Промысл Божий при виде, как зло торжествует, а добродетель угнетена? Не допускал ли мысли или не говорил ли: «Чем я грешнее других? Почему неверующие благоденствуют, а верующие терпят скорби?»

    7. Не был ли ты когда-либо безбожником или в душе не сочувствовал ли безбожникам?

    8. Не хулил ли имени Божия, Божией Матери или святых?

    9. Не повинен ли ты в грехе ереси, или сочувствии еретическим или сектантским учениям?

    10. Не одобрял ли иногда раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью?

    11. Не подвергался ли когда-либо малодушию или унынию, или даже отчаянию в своем спасении с потерей всякой надежды на милосердие Божие по случаю каких-либо тяжких грехов, тобою содеянных?

    12. Хорошо ли ты знаешь истины и заповеди православной веры и стараешься ли исполнять их?

    13. Не допускаешь ли нерадения к чтению Слова Божия? Стараешься ли читать Святое Евангелие, творения святых отцов и другие спасительные книги?

    14. Не позволяешь ли себе небрежного обращения с книгами Священного Писания? Не читаешь ли книг, противных учению веры и добрым нравам, и не занимаешься ли подобными разговорами?

    15. Не обращался ли когда к волшебникам или ворожеям и гадателям будущего? Не гадал ли сам? Не ворожил ли на Библии и Псалтири?

    16. Не согрешил ли суеверием каким-нибудь, например, перемешиванием трав для предохранения от болезней или несчастья, заговорами болезней, верой в неизбежную судьбу, в слепой случай, в дни черные, тяжелые, легкие; ложным мнением, будто от встречи со священником случится несчастье, или другими суевериями?

    17. Не имеешь ли чрезмерной веры всем без разбору снам?

    18. Не ставил ли свечи за упокой живых?

    19. Не ленишься ли молиться Богу? Не пропускал ли утренних и вечерних молитв, перед принятием пищи и после него, перед началом и по окончании всякой работы? Не был ли на молитве обуреваем богохульными помыслами?

    20. Не любил ли тварь больше Творца: отца, мать, жену, мужа, сына больше Бога? Не пристращался ли к чему-либо до забвения Бога?

    21. Не допускал ли греха человекоугодия, то есть не льстил ли кому, не одобрял ли его плохих дел?

    22. Не надеялся ли на человека более, чем на Бога?

    23. Не обращал ли священных слов в шутку, глупый смысл и кощунство?

    24. Не отвергал ли явной истины и не утверждал ли чего-либо против совести?

    25. Не повинен ли в грехе неблагодарности Богу за Его бесчисленные благодеяния к тебе?

    26. Не допускал ли неверия в чудеса, часто встречающиеся в жизни нашей и совершающиеся силой Божией?

    27. Не согрешил ли вольным мнением о Божественных предметах, противным учению Православной Церкви?

    28. Не согрешил ли несбыточными мечтаниями и построением самонадеянных и счастливых планов своей жизни, а также упрямым исканием мнимого счастья, без веры и без Бога?

    29. Не согрешил ли самонадеянностью, то есть надеждою на одни свои способности, силы, труды, добродетель или богатство и т. п., а не на милость Божию?

    30. Не согрешил ли нерадением о своем спасении в неразумной надежде на милосердие Божие?

    31. Не согрешил ли недостатком преданности воли Божией, покорности распоряжениям Промысла Божия, упрямым желанием, чтобы все было только по твоему хотению?

    32. Не согрешил ли нетерпимостью и ропотом в болезни, несчастии и вообще, когда Бог делает с нами не то, что бы нам хотелось (например, часто грешим ропотом на худую погоду, которая также зависит от Промысла Божия)?

    33. Не имел ли пристрастия к какому-либо человеку или вещи большего, чем любовь к Богу?

    Первая заповедь, запрещая означенные грехи, обязывает нас приобретать правильное познание о Боге, Его воле, твердо веровать в Него, надеяться на Него, любить Его с совершенной преданностью Его воле, с благодарностью, благоговением и с сыновним страхом, как бы не оскорбить Его чем-нибудь. Стараетесь ли вы расширить в себе эти добродетели?

    Исповедь — что это

    Таинство Исповеди, или Покаяния, является одним из семи Таинств Церкви. Каждое Таинство есть великая милость Господа. И чем чаще человек, исповедующий православное христианство, прибегает к Таинству Исповеди, тем ближе он становится к Богу, тем чище становится его душа. Но подготовка к исповеди требует рассудительности.

    Для того, чтобы подготовиться к исповеди человеку, делающему первые шаги в православии, необходимо взглянуть со стороны на свою жизнь. Начать полезно с чтения Евангелия, с одной – двух глав, внимательно обдумывая прочитанное. Исповедь – встреча со Христом, всепрощающим и любящим каждого из нас. Чтение Евангелия – это в какой-то мере способ познакомиться с Христом.


    Священник прощает кающемуся грехи в Таинстве Исповеди

    Подготовка к исповеди

    Что нужно сделать перед исповедью? Исследовать свою жизнь, найти те поступки, от которых есть потребность очиститься через это великое Таинство. Также полезно проанализировать свою жизнь через соблюдение заповедей Божьих. К ним относятся десять заповедей Ветхого Завета и девять заповедей Нового Завета (заповеди Блаженства). Полезно будет прочитать памятку для исповеди святого Иоанна Кронштадтского и другие творения святых отцов, которые можно найти в любом Храме.

    Святой Иоанн Кронштадтский: «Сказал Господу грехи с сокрушением сердца — и растаяли; вздохнул, пожалел о грехах — и нет их».

    Христианское понимание исповеди и покаяния выражено в притче, однажды рассказанной преподобным Паисием Святогорцем. Однажды к старцу пришли несколько монахов из скита великомученика Пантелеимона.Они спросили его:

    – Старче, объясни нам, что такое покаяние?

    Старец Паисий долго говорил с ними. Но они так и не могли уразуметь, в чем же все-таки суть покаяния. Тогда старец сказал так:

    – Благословенные отцы, представьте себе: маленькому мальчику запретили брать без разрешения конфеты. А он, когда остался один, взял конфету и съел. После этого он приходит к отцу и говорит: «Отче, прости меня, я съел конфету». Отец, конечно, огорчается, но вместе с тем и радуется, гладит его по голове и говорит: «Ничего, сынок, прощаю тебя». Но мальчик не бежит играть, но говорит отцу: «Нет, отче, прости меня – я съел конфету. Но я не хотел этого делать». В ответ отец еще сильнее его гладит, прижимает его голову к себе и говорит: «Прощаю тебя, дорогой мой, больше так никогда не делай».

    Но в ответ сын прижимается к отцу и кричит: «Отче, я съел конфету, я больше никогда не буду так делать!» А скажите, братья, что делает отец? Тогда отец берет его на руки, обнимает, целует и говорит: «Сынок мой, как я люблю тебя!»

    Вот так, благословенные отцы, это и есть покаяние. И вот так в покаянии действует Господь.

    Использование заповедей Ветхого Завета

    Подготовка к исповеди невозможна без анализа своей жизни по основным нравственным принципам. Рассмотрим в качестве примера те грехопадения, которые происходят при отступлении от седьмой заповеди Ветхого Завета: «не прелюбодействуй».

    В этой заповеди Бог дает человеку понять, что прелюбодеяние – это тяжкий грех. Человек становится целостным и полноценным в браке. Семья является для человека домашней Церковью, в которой муж – священник, жена – дьякон, а дети – народ Божий. Семья для человека это не просто собрание людей, это его плоть и кровь. Преступление этой заповеди нарушает целостность семьи, разрушает душу человека.

    Помимо этого к грехам против этой заповеди можно отнести: внебрачное сожительство, легкомысленное отношение с лицами другого пола, осквернение души нечистыми и развратными мыслями, вожделениями, прикосновениями. Также душу оскверняют грешные песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, пьянство. Все перечисленное является преступлением против данной заповеди. Важно проанализировать свою жизнь перед первой исповедью по седьмой заповеди. Ведь многие оступаются в этой страсти в то время, когда были еще далеки от Церкви.

    Важно при этом понимать, что всякого согрешение, которое имело место в нашей жизни, может быть очищено в Таинстве Исповеди. У Господа есть власть отменить любой грех, сделать так, как будто его и не было. На Его милость и нужно надеяться.

    Как подготовиться к исповеди и Причастию

    Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их – соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет подготовиться и причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

    Подготовиться к Таинству, через подготовку к причащению и исповеди, называемая по-церковнославянски говением, включает чтение особых молитв, пост и покаяние:

    • Подготовьтесь двух-трехдневным постом. Ограничьте разнообразие в пище, откажитесь от мясной пищи, лучше – от мяса, молока, яиц, если вы не имеете тяжело болезни и не беременны.
    • Старайтесь, когда подготовились, в течение этих дней читать утреннее и вечернее молитвенное правило постоянно и с вниманием. Читайте духовную литературу.
    • Подготовьтесь тем, что откажетесь от шумных развлечений, посещения мест активного отдыха.
    • За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (есть текст молитвы, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
    • Примиритесь с людьми, если у вас есть серьезные конфликты.
    • Лучше посетить вечернее богослужение перед Литургией, за которой вы придете к причащению. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
    • Подготовьтесь так называемым литургическим постом – перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром перед причащением.

    Как подготовиться к исповеди первый раз

    К Таинству Святого Причащения и Исповеди, которые совершаются в церкви, необходимо себя подготовить.

    Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди – ведь священники, бывает, не могут отследить этого большого греха. Они говорят, что Господь наказывал их после причащения за дерзость скорбями.

    Во время Исповеди в церкви человек называет свои грехи священнику после того, как подготовился дома – но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник – лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них – священникам, их преемникам, как власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”. Вот почему так важно подготовиться правильно.

    В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали, пока подготовились, и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Особенно в первый раз как следует вспомните их, когда подготавливаетесь. Взрослый человек может на первой Исповеди вспомнить все грехи с детства.

    Также нельзя к причащению приходить женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение. Нужно будет подготовиться второй раз, если женские дни начались внезапно.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]